Что такое недирективная помощь в доу

Обновлено: 03.07.2024

Когда ребенку нужна недирективная помощь?

Недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти.

На что направлена недирективная помощь?

Итак, недирективная помощь строится на шести принципах. Рассмотрим их:

1. Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.

Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил

3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.

4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.

Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию

Шесть принципов,

на которых строится недирективная помощь

Мы определили, что недиректиная помощь нужна ребенку, который находится в состоянии эмоционального дискомфорта. Учитывая это, с ним следует поэтапно выстраивать педагогическое общение с ребенком.

Сначала нужно выяснить значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру).

Затем оказать эмоциональную поддержку – совместно с ребенком обсудить возникшую ситуацию.

Этапы оказания недирективной помощи и поддержки

Таким образом, когда мы оказываем недирективную помощь, то развиваем у ребенка не только самостоятельность и инициативность, но и имеем возможность предупредить проблемные ситуации, возникающие в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы.

Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка

Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности

Какие задачи решает воспитатель,

когда оказывает недирективную помощь

Теперь предлагаю вам рассмотреть примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь и попробовать их решить, опираясь на рассмотренные выше этапы, приёмы (возврат к слайду №7). Для решения и обсуждения ситуаций вы можете объединиться в небольшие группы.

Этапы оказания недирективной помощи и поддержки

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста – одно из требований ФГОС ДО. Чтобы его выполнить, воспитатели должны поддерживать инициативу и самостоятельность детей в разных видах деятельности и оказывать им недирективную помощь. Готовая анкета для воспитателей выявит, знают ли они, когда дошкольники нуждаются в такой помощи и какие задачи она решает. Методические рекомендации помогут скорректировать их работу с детьми. Что такое недирективная помощь

Недирективная помощь – партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.

Понятие недирективной помощи первоначально рассматривалось в контексте недирективной игровой психотерапии, методики которой разработали зарубежные исследователи (В. Экслайн и Г. Л. Лэндратом). Концептуальная основа данного метода – гуманистическая психология К. Роджерса.

В отечественном образовании основные принципы организации недирективной помощи разрабатываются в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком (Е. В. Бондаревской и др., концепции о субъектной отраженности (А. В. Петровского и др.) и концепции педагогической поддержки (О. С. Газмана)

В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь

Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя. (слайд 3)

Примеры ситуаций свидетельствуют о том, что недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти.

Примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь

Ситуация 1. Коля П. (5,5 лет) пытается построить красивый замок из настольного конструктора, но из-за несформированности конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.

Ситуация 3. Боря М. (3,5 года) в ходе самостоятельной деятельности подходит к игровым уголкам берет машинку, несколько раз прокатив по группе, бросает ее около кукольного уголка. Потом садится на стул, начинает рисовать. Через несколько секунд, увидев, что Женя К. взял брошенную им машину и начинает играть, бежит и пытается отнять игрушку.

Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь (слайд 11)

Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у ребенка самостоятельность и инициативность. Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.

Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.

Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.

Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель (слайд 10)

Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.

Сначала воспитатель выясняет значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждает совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе воспитатель обучает ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает поиграть с кем-то еще в группе (возможно, с тем, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта).

Шесть принципов, на которых строится недирективная помощь

1. Принцип диалогичности – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.

2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.

3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.

4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.

5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.

Недирективная модель взаимодействия педагога с детьми подразумевает:

• Общение с ребенком как с равноценным партнером.

• Ребенок, как личность равноценен взрослому, но обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями.

представляет детям право выбора, учитывая их интересы и потребности;

уважает в каждом ребенке его право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор;

представляет детям не универсальный образец для подражания, а определенное поле выбора, диапазон принятых в культуре форм поведения. (слайд 12)

Создателем пространства для свободного творчества детей

Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

формирование мотивации к предстоящей деятельности;

представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько

-1-ый утренний сбор – после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий – после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня – все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.


Недирективные методы взаимодействия объединяют такие формы, техники и способы общения, при которых проявляется взаимоуважение, принятие собеседниками друг друга, учет мнения другого, возможность договориться. В детском саду недирективные формы взаимодействия подразумевают равные позиции воспитателя и ребенка, уважение и принятие чувств ребенка, словесное выражение воспитателем своих чувств. На первый взгляд кажется, что все это не совсем реально в настоящих условиях образовательных учреждений, где в группах воспитатель один, а детей до 30 человек. Здесь трудно найти подход к каждому ребенку и принять его чувства. Но важно стремиться к этому.

Основа недирективных методов—это уважение к ребенку, принятие его как отдельной самостоятельной личности, имеющей право на собственное мнение и свой взгляд на жизнь.

Недирективные методы в действии

При общении с детьми важно понять свой взгляд на ситуацию. Дети имеют право злиться, иметь свои потребности и желания и высказывать их. Вопрос в другом. Бороться ли мне, как воспитателю, с этим ребенком постоянными требованиями, подавлять его проявления запретами? Или научиться с ним взаимодействовать, общаться, понимать его? Требования и запреты важны, они обеспечивают нашу безопасность, порядок. Но лишь объясняя их через беседу, мы сможем донести это до ребенка.

Все выражаемые ребенком чувства и состояния отражают его внутренний мир. Если ребенок злиться, плачет, проявляет агрессию по отношению к внешнему миру, то он таким способом сообщает о том, что ему плохо, что он нуждается в помощи и принятии. А вместо этого часто за такое поведение получает наказание или выговор вместо участия, разговора о его чувствах. Важно постараться принять детей такими, какие они есть, а не критиковать их и подавлять их проявления. И тогда появится желание помочь. Каждый сам выбирает способ взаимодействия с детьми.

Что можно почитать по данной теме?

1. Недирективная помощь детям в образовательной деятельности.

Одна из задач, которую ставит перед нами
ФГОС ДО, – создать в группе благоприятные
условия для развития личности каждого
ребенка, оказывая при этом грамотное
психолого-педагогическое сопровождение
детей.

Недирективный подход – это особое отношение к
человеку, его уникальному внутреннему миру,
дающему возможность ощутить собственную
ценность. Педагог предоставляет детям право
выбора, учитывая их интересы и потребности;
рассматривает как равноценных партнеров;
уважает в каждом ребенке его право на
индивидуальную точку зрения, на
самостоятельный выбор в рамках принятых
форм поведения.

Недирективный метод взаимодействия педагога с
детьми обеспечивает:
• Реализацию принципа сотрудничества и
сотворчества воспитателя с ребенком и
принципа развивающего обучения
• Поддержку детской инициативы;
• Использование социальной ситуации для
развития ребенка.
Педагог становится партнёром, а не учителем.

Что такое недирективная помощь? Недирективная
помощь – это партнерская позиция взрослого,
взаимное уважение между воспитателем и детьми,
пpинятиe их чyвcтв. Когда дети видят и чувствуют, что
каждого из них принимают и уважают, они начинают
ощущать себя комфортно и могут вести себя
свободно, в соответствии с собственными
интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.
Чаще всего недирективная помощь используется в
процессе организации самостоятельной игровой,
познавательной, трудовой и коммуникативной
деятельности детей.

Недирективная помощь – требование или выбор
педагога?
Если обратиться к Стандарту дошкольного образования, а
именно к разделу Требования к условиям реализации ООП ДО,
то в пункте 3.2.5 данного раздела мы увидим, что условия,
необходимые для создания социальной ситуации развития детей
предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
(игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Из
этого можно сделать вывод, что недирективная помощь – это
обязательная составляющая успешной социальной ситуации
развития детей.

Когда ребенку нужна недирективная помощь? Если
понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из
них можно заметить снижение эмоционального
фона, скованность движений, ситуативную
тревогу. Все это -характеристики ситуативного
дискомфорта. Именно такое состояние требует
недирективной помощи и поддержки со стороны
воспитателя.

На что направлена недирективная помощь?
Недирективная помощь в самостоятельной
деятельности может быть направлена на то,
чтобы ребенок осознал собственные
интересы, вошел в уже возникшую
совместную игру, понял причины
ситуативного дискомфорта и определил, как
из него выйти.

Если воспитатель будет позиционировать себя
в качестве воспитателя-наставника, тьютора,
используя в своей работе недирективный
подход, то он будет давать ребенку
возможность ощутить собственную ценность,
почувствовать радость и гордость от успешных
инициативных действий. В этом и состоит суть
оказания недирективной помощи ребенку.

Шесть принципов, на которых строится недирективная
помощь.
1. Принцип диалогичности – означает, что
совместное обсуждение с ребенком возникшей
ситуации должно быть построено на диалоге,
взаимодействии, обратной связи.
2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций
может и должна иметь несколько вариантов
разрешения и важно, чтобы ребенок сам их
предложил.

3. Принцип доброжелательности – педагог
должен показывать заинтересованное
отношение к предложениям ребенка, создавать
условия, чтобы он свободно выражал свои
чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке
– педагог должен выражать уверенность
в успехе ребенка.

Этапы оказания недирективной помощи и
поддержки. Сначала нужно выяснить значимые
для ребенка неудовлетворенные потребности
(например, хотел поиграть с другими детьми,
но его не приняли в игру). Затем оказать
эмоциональную поддержку – совместно с
ребенком обсудить возникшую ситуацию.

Далее нужно подсказать ему, научить, как
самостоятельно выйти из ситуации дискомфорта –
предложить поиграть с другими детьми в группе
(возможно, с теми, кто также находится в ситуации
эмоционального дискомфорта). Чтобы поддержать
спонтанную игру детей, можно использовать
несколько приемов. Например, перед
возникновением самостоятельной игры воспитатель
совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет,
условно обозначает кто, где и с кем хочет играть
(деление на подгруппы, мини-группы).

Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает
недирективную помощь?
Таким образом, когда мы оказываем
недирективную помощь, то развиваем у ребенка
не только самостоятельность и инициативность,
но и имеем возможность предупредить
проблемные ситуации, возникающие в процессе
совместной деятельности ребенка с другими
детьми группы.

Также недирективная помощь создает
благоприятный микроклимат для позитивной
социализации ребенка. Чтобы создать обстановку
эмоционального благополучия для детей, важно
определить их значимые индивидуальные
потребности и личностные ожидания от общения с
воспитателем и другими детьми группы, интересы и
предпочтения в самостоятельных видах
деятельности.

Читайте также: