Что такое научно познавательный рассказ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чем отличается художественный текст от научно-познавательного?

Художественный текст довольно сильно отличается от научно-познавательного — как по своему назначению, так и по стилю повествования.

Для художественного текста характерен художественный речевой стиль, а для научного — научный стиль изложения.

Рассмотрим особенности данных стилей.

Художественный стиль

1) В тексте обязательно должны передаваться настроение и переживания героев, эмоции, различные образы.

2) Цель текста — воздействие на читателя.

3) Присутствуют многочисленные тропы (речевые фигуры) — например, метафора или эпитеты.

4) Также могут использоваться фразеологизмы, просторечия, устаревшие слова и т.п.

5) Наличие скрытого смысла.

Научный стиль

1) Цель текста — донести информацию до читателя. Текст представляет собой научные факты и их анализ.

2) Текст написан сухим языком, в нём наблюдается обилие научных терминов.

3) Особенность научного стиля и в том, что повествование ведётся последовательно, а все суждения доказываются и обосновываются.

4) Обилие сложных предложений, вводных слов.

Тексты, конечно, бывают разные и все в тексте, как раз, зависит от направления повествования, то ли, если это художественный, научно-познавательны­ й, научный, которые тоже могут делится на под типы, такие как, медицинский, статистический экономический и другие.

Художественный стиль больше опирается на тексты с метафорами, эпитетами, лирики романтики трагедии с особенностями выраженными характерным автору.

Научно-познавательны­ й, тут особо не разбежишься, в таком повествовании нужны факты если даже фантастический, все равно должно свое особенное направление.

Художественный текст от научно-познавательного отличается многим, а именно:

1) сферой применения;

3) стилевыми чертами;

4) жанрами, используемыми в этих таких разных видах речи;

5) языковыми средствами.

Научно-познавательный текст используется в научных трудах, в изложении знаний в учебниках, статьях, в выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Его задача — сообщить точные сведения, обобщить, проанализировать, объяснить причины, установить причинно-следственную связь фактов. Для научно-познавательного текста характерны стилевые черты:

Научный стиль используется в написании научных статей, докладов, монографий, диссертаций, аннотаций, рефератов и пр. Для него характерны следующие языковые средства:

обилие терминов, абстрактных существительных, а также усложненный синтаксис предложений.

Художественный стиль речи используется в художественной литературе.

Его задача — изобразить предмет, событие, передать чувства и эмоции, впечатления, заставить читателя сопереживать героям произведения.

Для него характерны стилевые черты:

Все это присутствует в романах, рассказах, пьесах, баснях, сказках, стихах и прочих жанрах художественной литературы.

Чтобы достичь образности и эмоциональности, заставить читателя сопереживать героям, авторы используют в своих произведениях метафоры, олицетворения, сравнения (художественные тропы), антонимы и синонимы и пр. Отмечу также обилие восклицательных и вопросительных предложений.

Пять отличий художественной литературы от научной. Удобная таблица

Мир литературы удивителен и разнообразен, книг существует великое множество, и самое основное их деление – на научные и художественные. Рассмотрим, чем же они отличаются.


Сюжет

Если в художественном произведении имеется сюжет, то в научном трактате или монографии его нет, текст представляет собой последовательное изложение фактов, попытки их истолковать, объяснить, содержит гипотезы. Изложение строго логично, тогда как в романе или повести автор может работать с несколькими временными планами, забегая вперед либо возвращаясь назад.

При этом в одном произведении может быть ряд сюжетных линий, а в труде или трактате описываться несколько явлений или предметов, но наличие или отсутствие сюжета позволит отличить одно произведение от другого.


Использование художественных приемов

Читать еще: Искусство предвосхищает будущее примеры. Фантазии немцев: подглядывание и монстры на рельсах

А вот научная литература тропы не использует. Речь ученого всегда точная, изучаемый предмет или явление описывается подробно, четко. Конечно, исследователь может использовать сравнения и определения, но лишь для того, чтобы как можно более детально описать объект своей работы. Преувеличения, оксюмороны в строгом трактате недопустимы.

Герои


Еще одно отличие художественной литературы от научной состоит в использовании ими различных жанров. Так, для художественной свойственно прежде всего деление на прозу и поэзию, внутри которых выделяются повесть и роман, элегия и дума, пьеса и сказка. Каждый из жанров имеет свою специфику и отличительные черты. Мир научных трудов также довольно разнообразен: это трактаты, статьи, обзоры, доклады, авторефераты, рецензии.

Читать еще: Как сделать куклу вуду в домашних условиях из ткани. Последствия использования ритуалов вуду

Таблица

Емко и коротко представим в таблице отличия художественной литературы от научной. Это поможет быстрее запомнить материал и при необходимости освежить его в памяти.

Разница между художественной и научной литературой

Хочется почитать книгу, но не знаете, какую выбрать? Не можете даже определиться, художественную или научную? А, может, это потому, что вы не знаете основных отличий художественной литературы от научной?


Научную литературу делает научной обилие когнитивной информации: числовых данных, графиков и схем, дат, имён собственных. Всё это помогает нам воспринимать информацию. Что касается литературы художественной, то она изобилует эстетической и эмоциональной информацией — мы читаем её, чтобы насладиться, отвлечься, скоротать время и так далее. Из этого вытекает разница в целевых группах потенциальных читателей научной и художественной литературы, ведь зачастую научная литература профессиональна, а художественная, в свою очередь, рассчитана на определённый возраст читателей: различают детскую, подростковую художетсвенную литературу. При этом нужно понимать, что некоторые литературные произведения успешно сочетают в себе лучшие черты обоих стилей: художественного и научного.

Люди, которые читают преимущественно научную литературу, и люди, которые больше любят художественную, существуют потому, что художественная и научная литературы на самом деле имеют гораздо больше отличий, чем сходств.

Научно-познавательный рассказ -- это рассказ, содержащий научные сведения и факты
о каком-то явлении природы, животных и т. п. В отличии от познавательных рассказов
о том же в научно-познавательных нет сюжета, художественной выразительности и
эмоциональной окраски. Научно-познавательные рассказы чаще всего собираются
в один сборник -- энциклопедию.

Научно-познавательный рассказ -- это рассказ, содержащий научные сведения и факты
о каком-то явлении природы, животных и т. п. В отличии от познавательных рассказов
о том же в научно-познавательных нет сюжета, художественной выразительности и
эмоциональной окраски. Научно-познавательные рассказы чаще всего собираются
в один сборник -- энциклопедию.

Научно-познавательный рассказ -- это рассказ, содержащий научные сведения и факты
о каком-то явлении природы, животных и т. п. В отличии от познавательных рассказов
о том же в научно-познавательных нет сюжета, художественной выразительности и
эмоциональной окраски. Научно-познавательные рассказы чаще всего собираются
в один сборник -- энциклопедию.
Источник: добрый час вам !

Научно-познавательный рассказ - это рассказ, в котором автор не передает свои чувства и переживания, а сообщает сведения и факты из жизни кого-либо, дает информацию.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Вспомни, что ты знаешь о научно−познавательных текстах.

Решение

Научно−познавательны­е тексты отличаются от текстов художественных тем, что в них нет главных героев, не происходят какие−либо события, а просто рассказывается о каком−нибудь интересном факте, явлении природы. Вместе с тем, научно−познавательны­й текст отличается и от текста научного, потому что об этих фактах и явлениях в таком тексте рассказывается простыми словами, которые понятны любому человеку, а не только специалисту в данной области.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Научно-познавательный рассказ несет в себе не столько эстетическую, художественную составляющую, сколько обучающую функцию, но, вместе с тем, он является неким среднеарифметическим звеном межу учебным текстом и художественным произведением, где в занимательной форме даются знания о мире и упорядочиваются эти знания. Такой рассказ способствует развитию логического мышления, помогает увидеть и осознать связи между предметами и событиями. Такой рассказ кишит не только теоретическими сведениями, а и опытами и экспериментами, стимулируя тем самым активное познание действительности. Также, здесь наблюдается воспитание образа мысли, человек учится ставить задачи и решать их.

Научно - познавательный расказ - это один из жанров в литературе. С таким жанром ученики начальной школы знакомятся в третьем классе.

Описать коротко определение научно - познавательного рассказа можно, так:

Это рассказ, в котором автор произведения рассказывает факты (информацию) о том или ином событии, например, описывает жизнь зверей, животных, насекомых и т.д. Либо в рассказе идет речь о природе, планетах, звездах и т.д. Стоит отметить, что в таких рассказах не встречаются чувства, эмоции.

Научно - познавательные рассказы учат нас рассуждать, анализировать, делать выводы после прочтенного материала.

Рассказ называется научно - познавательным, когда он содержит факты о явлениях природы, о животных, о каких - либо фактах. Автор такого рассказа не передает переживания и эмоции, свои чувства. Он просто дает информацию.

Научно-познавательным называют такой рассказ, где автор сообщает читателям сведения, констатирует какие-то факты в краткой форме, пропагандирует какие-то события, озвучивает проблемы, сообщает о научных достижениях и так далее. То есть автор такого произведения не передает своё видение и свои переживания по отношению к данному вопросу. Но они пишутся языком доступным как для специалиста, так и для простого обывателя.

Проще говоря, научно-познавательный рассказ-это своего рода энциклопедия.Сборник полезных и четких определений.Без сюжета и эмоциональной окраски.Вся информация описана кратко и по существу,так,чтобы было понятно не только специалисту той или иной области,но и простому обывателю.

Рассказ "Доброе дело"

Попросила мама Колю сходить к бабушке-соседке помочь вынести из старого сарая мусор. Коле не очень хотелось идти к бабушке, но он пообещал маме сегодня же все сделать. После завтрака мальчик пошел гулять во двор и встретив мальчишек, играл с ними в войну до самого обеда. И только когда мать стала звать домой, Коля вспомнил, что обещал сходить к бабушке. Он решил пойти на обман и сказать маме, что помог бабушке. Он потом к ней сходит и все сделает, мама и не узнает, что он соврал.

Мальчик сел обедать, мама спросила о бабушке. Коля хотел сказать правду, но потом сказал, что уже помог бабушке.

Тут в дверь постучали. Колька заволновался, и не зря: пришла та самая бабушка. Суп не лез в горло.

Мама с соседкой зашли на кухню.

Коля, не дожидаясь разоблачения, стал просить прощения.

-Честное слово, мама, я не буду больше врать. Сейчас пойду и все сделаю!

Бабушка миролюбиво посмотрела на обоих и отдала Кольке ключи от сарая.

Через полчаса мальчик вернулся домой, у него было легко на душе. Он понял, что на обмане далеко не уедешь. Лучше сделать доброе дело и жить со спокойной совестью.

В рассказе "Федина задача" Федя Рыбкин пришел домой, покатавшись на катке. Он садится решать задачу, включает телевизор и начинает сам с собой рассуждать о песне которую слышит с экрана. Рассказ заканчивается тем, что Федя выключает телевизор и уходит к другу решать свою задачу. Теперь представим, о чем бы мальчики говорили.

Федя: "Привет, Юра! Пришел к тебе, чтобы вместе задачу решать. А я сейчас был на катке, там так здорово! Лед снова залили, он гладкий, коньки сами бегут".

Он бы так и продолжал рассказывать, но Юра оказался очень серьезным ребенком. Он ставил дело выше всего, поэтому он сразу сказал Феде: "Сначала решим задачу, а потом будем про каток разговаривать".

Феде ничего не оставалось делать, как сесть и решать задачу, обсуждая только количество мешков, сколько муки намололи и сколько машин потребовалось. Ребята очень быстро решили задачку.

Начало было таким же (смотрите речь Феди со слов "Привет, Юра!"). На что Юра отвечает: "Классно! А я собирался после школы на каток. Ты со мной пойдешь?".

Федя: "Ха, конечно, пойду. Вот сходим в школу и пойдем к вечеру на каток. У тебя коньки острые?".

Юра: "Ну, конечно, острые. Мне папа их вчера наточил. А у тебя?".

Федя: "А мне новые коньки купили на Новый год, но я попросил заранее мне их подарить. Сегодня попробовал, здорово катят".

Юра: "О, новые коньки - это хорошо. Везет тебе!".

В это время в комнату заглянула бабушка и сказала Юре собираться в школу. И тут мальчики поняли, что они задачу так и не решили.

Читайте также: