Что такое научная фантастика кратко

Обновлено: 07.07.2024

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА в других словарях:

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

(англоязычный эквивалент — science-fiction) особый вид художественной фантастики (См. Фантастика), возникающий в эпоху становления современной н. смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА (англоязычный эквивалент - science-fiction), особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления совр. науки (1. смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Однако еще в большей степени бурное развитие Н. ф. в XX в. определяется кардинальными социальными сдвигами, поэтому преимущественное внимание Н. ф. как части художественной литературы оказалось обращенным не на научно-технические, а на социальные, политические, нравственные, психологические последствия той ломки, которую переживает человечество. Н. ф. предложила читателям множество вероятностных моделей будущего, в т. ч. и негативных (антиутопии, романы-предупреждения). Присущие Н. ф. приемы заострения и широкий угол зрения на глобальные общественные явления дали ей возможность рассмотреть многие злободневные вопросы, в т. ч. ядерную угрозу, цели космических исследований, политическое устройство грядущего мира. Проблематика современной Н. ф. превращает ее в арену ожесточенной идеологической борьбы. Именно актуальность Н. ф. стала главной причиной ее огромной популярности.

Истоки современной Н. ф. обнаруживаются в классических утопиях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сирано де Бержерака, у Ф. Рабле, Дж. Свифта, в произведениях многих писателей XIX в. — Э. По, Мэри Шелли, М. Твена, Р. Стивенсона, А. К. Дойла и особенно в научно-технических фантазиях Ж. Верна. Произведения последователей Ж. Верна (произведения К. Э. Циолковского, В. А. Обручева, некоторые рассказы А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, А. Кларка), бесспорно, заслуживают названия Н. ф., однако это направление не занимает ныне ведущих позиций.

Объединение разнородных элементов, приведшее к появлению социально-философского фантастического романа, было осуществлено на рубеже XIX—XX вв. Г. Уэллсом. В творчестве Уэллса, позднее А. Н. Толстого, К. Чапека реализовались основные сюжеты Н. ф., широко варьируемые и в современной Н. ф., — космический полет, встреча с инопланетной цивилизацией, искусственный интеллект, необычные формы общественного устройства.

Научно-фантастическая литература социалистических стран отличается оптимистическим взглядом на предназначение человека. Мировую известность приобрело творчество польского фантаста С. Лема, для которого характерны философские раздумья об ответственности людей за их космическую миссию.

Рюриков Ю., Через 100 и 1000 лет, [М.], 1961;

Брандис Е., Дмитревский В., Через горы времени, М.-Л., 1963;

Гуревич Г., Карта страны фантазии, М., 1967;

Бритиков А., Рус. сов. научно-фантастич, роман, Л., 1970;

Урбан А., Фантастика и наш мир, Л., 1972;

Черная Н., В мире мечты и предвидения, К., 1972;

Кагарлицкий Ю., Что такое фантастика?, М., 1974;

Парнов Е., Фантастика в век НТР, М., 1974;

Смелков Ю., Фантастика — о чем она?, М., 1974;

Ханютин Ю., Реальность фантастич. мира, М., 1977.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКАНаучная фантастика пишется не для ученых, так же как истории о привидениях пишутся не для привидений. Брайан Олдис Фантастика имеет д. смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием - мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанры социальной утопии и "антиутопии", философской, "бытовой", юмористической, "технической" научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием - мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанры социальной утопии и антиутопии, философской, бытовой, юмористической, технической научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли; в России - Е.И. Замятин, А.Н. Толстой, А.Р. Беляев, И.А. Ефремов, братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие.
. смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА - вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием - мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанры социальной утопии и "антиутопии", философской, "бытовой", юмористической, "технической" научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие.
. смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием - мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанры социальной утопии и "антиутопии", философской, "бытовой", юмористической, "технической" научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие. смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА , вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием - мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанры социальной утопии и "антиутопии", философской, "бытовой", юмористической, "технической" научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие. смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием - мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанры социальной утопии и антиутопии, философской, бытовой, юмористической, технической научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли; в России - Е.И. Замятин, А.Н. Толстой, А.Р. Беляев, И.А. Ефремов, братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие. смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

- вид художественной фантастики, отрасль художественнойлитературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образомхудожественному прогнозированию будущего. Основной прием - мысленныйэксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшимвлиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются жанрысоциальной утопии и ""антиутопии"", философской, ""бытовой"", юмористической,""технической"" научной фантастики. Видные представители: Ж. Верн, Г. Уэллс,К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли,А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н.Стругацкие. смотреть

Научная фантастика — фантастический жанр в литературе, сюжет которого строится на развитии событий, ставших возможными в результате вымышленных научных открытий и технологий.

В основе научной фантастики всегда лежит некое допущение в области науки (от физики и биологии до гуманитарных наук), которое повлекло за собой определенный путь развития цивилизации. События научно-фантастических романов часто развиваются в будущем, но могут происходить в альтернативной версии настоящего. К научной фантастике в равной степени можно отнести и романы Жюля Верна и Герберта Уэллса, и произведения Александра Беляева и Владимира Обручева, и книги современных фантастов.

В современном понимании фантастику можно определить как один из видов литературы, которая способна создавать волшебную, чудесную картину мира, противопоставляющая существующей реальности и привычным для всех нас понятиям.

Известно, что фантастику можно делить на различные направления: фэнтези и научная фантастика, твердая научная фантастика, космическая фантастика, боевая и юмористическая, любовная и социальная, мистика и ужасы.

Пожалуй, эти жанры или как их еще называют, подвиды фантастики на сегодняшний день являются самыми известными в своих кругах.

Попробуем охарактеризовать каждый из них отдельно.

Научная фантастика (НФ):

Итак, научная фантастика - это жанр литературы и киноиндустрии, который описывает события, происходящие в реальном мире, и отличаются от исторической действительности в каком либо значимом отношении.

Другими словами, научная фантастика отражает влияние научно-технического прогресса на обыденную и привычную жизнь человека.

Среди популярных сюжетов произведений этого жанра можно отметить полеты на неизведанные планеты, изобретение роботов, открытие новых форм жизни, изобретение новейшего оружия и прочее.

Он был снят в 1902 году и поистине считается самым популярным фильмом, который был показан на больших экранах.

Еще один киношедевр, ставший классикой, «2001 год: Космическая одиссея (Стенли Кубрик, США), вышедший на экраны в 1968 году.

Эта картина повествует о внеземных цивилизациях и очень сильно напоминает скорее научный материал о инопланетянах и их жизни - для зрителей далекого 1968 года это действительно что-то новое, фантастическое, что они раньше ни видели и не слышали. Конечно нельзя обойти стороной и «Звездные войны.

Эту ленту наверное посмотрел каждый из нас и не единожды. Настолько она затягивает и привлекает своими спецэффектами, необычными костюмами, шикарными декорациями и невиданными для нас героями.

Хотя, если говорить о жанре, в котором снят этот фильм, я бы скорее отнесла его к космической фантастике, нежели к научной.

Но, в оправдание жанра можно сказать, что, наверное, ни один фильм не снимается в определенном жанре в чистом виде, всегда есть отступления.

Твердая научная фантастика, как поджанр НФ

Твердая научная фантастика отличается от традиционной научной тем, что во время повествования не искажаются научные факты, законы.

То есть можно сказать, что основой этого поджанра является естественная научная база знаний и весь сюжет описывается вокруг определенной научной идеи, пусть даже и фантастической.

Сюжетная линия в таких произведениях всегда прост и логичен, строится на нескольких научных допущениях – машина времени, сверхскоростное передвижение в космосе, экстросенсорика и прочее.

Космическая фантастика, ещё один поджанр НФ

Космическая фантастика - это поджанр научной фантастики. Ее отличительная особенность в том, что основной сюжет разворачивается в космическом пространстве либо на различных планетах в Солнечной Системе или за ее пределами.

Планетарный роман, космическая опера, космическая одиссея.

Поговорим о каждом виде подробнее.

Космическая одиссея:

Итак, Космическая одиссея представляет собой сюжетную линию, в которой действия происходят чаще всего на космических судах (кораблях) и героям необходимо выполнить глобальную миссию, от результата выполнения которой зависит судьба человека.

Планетарный роман:

Планетарный роман гораздо проще по типу развития событий и сложности сюжета. В основном все действие ограничивается одной конкретной планетой, которая населена экзотическими животными, людьми.

Очень много произведений в этом виде жанра посвящены далекому будущему в котором люди перемещаются между мирами на космическом корабле и это является нормальным явлением, некоторые ранние произведения космической фантастики описывают более простые сюжеты с не такими реалистичными способами передвижения.

Однако цель и основная тема планетарного романа едина для всех произведений - приключения героев на конкретной планете.

Космическая опера:

Космическая опера - не менее интересный подвид научной фантастики.

Ее основной замысел - назревание и разрастание конфликта между героями с применением могущественного высокотехнологического оружия будущего для завоевания Галактики или освобождения планеты от космических пришельцев, гуманоидов и других космических существ.

Действующие лица этого космического конфликта отличаются героичностью. Главным отличием космической оперы от научной фантастики в том, что здесь происходит практически полный отказ от научной базы сюжета.

Боевая фантастика:

Боевая фантастика - это вид (поджанр) фантастики, который описывает военные действия, происходящие в далеком или не очень далеком будущем, причем все действия происходят с использованием сверхмощных роботов и новейшего оружия неведомого сегодня человеку.

Этот жанр достаточно молод, его зарождение можно отнести к середине 20-го столетия во время разгара войны во Вьетнаме.

Причем отмечу, что боевая фантастика становилась популярной и число произведений и фильмов увеличивалось, прямо пропорционально нарастанию конфликтов в мире.

Юмористическая фантастика:

Юмористическая фантастика – жанр, в котором представление необычных и фантастических событий происходит в юмористической форме.

Юмористическая фантастика известна с античности и развивается в наше время.

Любовная фантастика:

Любовная фантастика, романтические приключенческие произведения.

К этом виду фантастики можно отнести любовные сюжеты с вымышленными героями, волшебными странами, которых не существует, присутствием в описании чудесных амулетов, обладающих необычными свойствами, ну и, конечно же, все эти истории имеют счастливый конец.

Социальная фантастика:

Социальная фантастика - разновидность научно-фантастической литературы, где главную роль играют отношения между людьми в обществе.

Основой упор делается на создание фантастических мотивов с целью показать развитие общественных отношений в нереальных условиях.

Фэнтези:

Фэнтези - жанр фантастики, где описывается вымышленный мир, чаще всего средние века, а сюжетная линия выстраивается на основе мифов и легенд.

Наверное, весь секрет в том, что в нашем примитивном мире не хватает какой-то сказки, волшебства, чудес.

Эти фильмы затягивают нас великолепной графикой, игрой актеров, загадочными сюжетами, а просмотр подобных картин дарят эмоции, которые не получишь от просмотра фильмов в других жанрах.

Именно фэнтези добавляет в нашу жизнь дополнительные краски и восхищает снова и снова.

Мистика и ужасы:

Мистика и ужасы - этот жанр наверное один из самых популярных и привлекательных как для читателя, так и для зрителя.

Он способен подарить такие незабываемые впечатления, эмоции и повысить адреналин, как никакой из других жанров фантастики.

В свое время, до того как стали популярны фильмы и книги о путешествиях в будущее, ужасы были самым необычным и любимым жанром у любителей и почитателей всего фантастического. И сегодня интерес к ним не пропал.

А фильмов в этом жанре снято великое множество и достаточно сложно выбрать лучшие и самые яркие из них.

Как видите, фантастика настолько многосторонний жанр, что любой сможет выбрать то, что подходит ему по духу, по натуре, даст возможность окунуться в волшебный, необычный, ужасный, трагический, высокотехнологичный мир будущего и необъяснимого для нас - обычных людей.

ФАНТАСТИКА НАУЧНАЯ. Научную фантастику можно определить следующим образом – разновидность фантастической литературы, проникнутая материалистическим взглядом на реальность и основанная на представлении о том, что наука (современная или будущая) способна разрешить все тайны нашей Вселенной.

Космическое путешествие – тексты о полетах землян сначала к ближайшим планетам Солнечной системы, затем – к ближайшим звездам, и, наконец – к иным Галактикам. В этот же раздел попадают многочисленные произведения о колонизации землянами иных планет и приключениях, с этим связанных.

Контакт с нечеловеческим разумом – описания встреч землян с представителями таинственных рас, обитающих в потаенных регионах на нашей Земле, с марсианами, селенитами, венерианцами или обитателями дальних звезд. Разновидностью этой тематики является фантастика о вторжении инопланетных существ на Землю.

Путешествие во времени – рассказ о посещении изобретателем машины времени прошлого или будущего, о попытках воздействия на историю человечества или, напротив, стремление этим попыткам воспротивиться.

Судьба научных изобретений – рассказ о самых невероятных научно-фантастических изобретениях (от антигравитации до машины времени). Наиболее разработанное направление здесь – это создание произведений об искусственных разумных существах (роботах, андроидах, самостоятельно мыслящих компьютерах).

Войны грядущего – произведения, которые могут содержать как вполне реалистичные прогнозы возможного хода столкновений между современных земными державами в недалеком будущем, так и описание глобальной ядерной войны, межпланетных конфликтов и даже войн между обитателями разных Галактик.

Катаклизм – сочинения о глобальных бедствиях, вроде всемирного потопа или столкновения Земли с кометой. Однако могут создаваться произведения, связанные и с катастрофами локальными. Правда, в последнем случае фантаст обычно подчеркивает антропогенное происхождение катастрофы и, следовательно, эта тема связывается с темой 7.

Несмотря на обилие поднятых в научной фантастике оригинальных тем, уже в 1910-е. Научная фантастика стала приобретать все более заметные черты просто развлекательной литературы, одновременно теряя и господствовавший во времена Жюля Верна просветительски-популяризаторский акцент, и социальную направленность, характерную для творчества Герберта Уэлса. Последний фактически перестал создавать значимые научно-фантастические произведения с 1914, когда вышел в свет его роман Освобожденный мир, посвященный грядущей атомной войне и появлению на развалинах современной цивилизации новой, основанной на исключительно научном фундаменте. (Об этом же говорилось и в одном из самых поздних произведений Уэллса – сценарии Облик грядущего, также рассказывающего о возникновении новой цивилизации после почти столетия социального хаоса).

Особое положение занимала научно-фантастическая литература в СССР. Новая советская литература (особенно в период НЭПа) склонна была заимствовать литературные схемы и приемы у западных писателей, особенно – у казавшихся столь передовыми авторов из Соединенных Штатов. Пожалуй, тексты советской фантастики этого времени от развлекательной фантастики США 1920-х отличали только резкая сатирическая направленность да четко выраженная коммунистическая идеология. Еще одним заметным признаком советской научной фантастики в 1920-е было то, что фантастические произведения в это время писали многие авторы, впоследствии ставшие крупными писателями-реалистами, классиками советской литературы (А.Толстой, М.Шагинян, И.Эренбург, В.Катаев и др.). Из авторов, начинавших создавать фантастику в этот период, позже верность научно-фантастическому жанру сохранил лишь А.Р.Беляев, ведущий советский фантаст довоенного периода. (Первый рассказ Беляева был опубликован в 1925.)

С начала 30-х советские писатели от развлекательной научной фантастики, которую ярче всего символизирует такое направление в советской фантастике, как Красный Пинкертон (рассказы о борьбе коммунистов за мировую революцию или за контроль над каким-нибудь важным научно-техническим изобретением) переходят к фантастике строго научной, основанной на научной идее и часто даже служащей прямой ее популяризации. Любопытно, что совершенно независимо сходные тенденции проявляются и в литературе американской. Здесь их глашатаем становится Д.Кэмпбелл.

Некоторое оживление ситуации в англо-американской научной фантастике первой половины 1980-х оказалось слишком слабым, чтобы можно было говорить о новом этапе в развитии этой области фантастической литературы.

Научная фантастика (НФ) — жанр в [1] . Произведения, основанные на ненаучных допущениях, относятся к другим жанрам (см., например, Фэнтези). Темы научно-фантастических произведений — новые путешествия во времени . Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с

Содержание

Терминология [ ]

В 1970 году W. Atheling писал: « [3] .

Определение научной фантастики [ ]

Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, построении новых моделей общества.

Однако фантастика о будущем и научная фантастика не совсем одно и то же. Действие многих научно-фантастических произведений происходит в условном настоящем (« фэнтези происходит на Земле, изменившейся после ядерной войны (« П. Энтони ). Поэтому более надежный критерий — не время действия, а область фантастического допущения.

Как пишет в своей статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких как бы научных допущениях (возможна [4] .

История фантастики [ ]

Появление фантастики было вызвано Жюля Верна .

Поздне́е развитие техники стало рассматриваться в негативном свете и привело к появлению антиутопии. А в 1980-е годы начал набирать популярность её поджанр Фантастика в [ ]

В 1934 году во время всесоюзного съезда писателей известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак фактически раздавил своим авторитетом зарождающуюся советскую фантастику, полностью загнав её в [5] Разновидности научной фантастики [ ]

Твёрдая НФ [ ]

Классикой твёрдой НФ называют некоторые книги Жюля Верна (20 000 лье под водой, Робур-завоеватель, С Земли на Луну) и Артура Конана Дойля ( Герберта Уэллса , [7] [8] Беляев в 1920-е годы описал космическую станцию, радиоуправляемую технику.

Произведения в которых фантастическим элементом является другое строение социума, полностью отличное от реально существующего, или являющееся доведением его до крайностей. [ ]

Хронофантастика, темпоральная фантастика, или хроноопера — жанр, рассказывающий о путешествиях во времени [10] . Ключевым произведением этого поджанра считается « [10] .

Произведения в которых развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти.

Первые образцы такого рода допущений встречаются ещё задолго до появления научной фантастики. Далеко не все они представляли собой художественные произведения — иногда это были серьёзные труды историков. Например, историк [12] . Знаменитый историк сэр Файл:Man In The High Castle map.PNG

Тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).

Жанры, посвященные моделированию общественного устройства будущего. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях — полная противоположность идеалу, ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство.

Бурные события XX века, череда мировых войн и революций, установление диктатур, породили целый ряд произведений в обоих жанрах. Ключевые антиутопии XX века:

Жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделе

Читайте также: