Что такое надолбы кратко

Обновлено: 05.07.2024

надолба балка, заграждение, тумба, столб, надолб Словарь русских синонимов. надолба сущ., кол-во синонимов: 6 • балка (55) • заграждение (31) • надолб (3) • приворотный столб (1) • столб (35) • тумба (29) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: балка, заграждение, надолб, столб, тумба

В ночь стянули войска.

Давши залп с мостовой,

Из-за на́долб,

С баррикады скрывались

И, сдав ее, жарили с крыш.

С каждым кругом колес артиллерии

Б. Л. Пастернак, Девятьсот пятый год

2. Заграждение с поднимающейся перекладиной перед входом, проездом, воротами. Надолбы пред каким входом. РГЛ 121. Р ѣ шетка, загородка перед воротами, надолба. ЛВ 1 II 58.

3. Род изгороди. В т ѣ х пастбищах разд ѣ лить надолбами, или рвами, каждое м ѣ сто на четыре части. ПСЗ IX 150.

4. Столб, тумба. Версты означить только небольшими каменными надолбами. ПСЗ XXII 579. сд ѣ лан на огромных трех арках и одних каменных надолб, соединенных между собою толстыми чугунными прутами. Зап. Блтв IV 609.

[Машина] помчалась по шоссе, рассекая лужи, освещая фарами путевые знаки, блестящую листву кустов, покрашенные известью надолбы. С. Антонов, Дожди.

Противотанковое и противотранспортное заграждение из бревен, металлических, железобетонных балок или камней, врытых в землю.

Мы осматриваем укрепления. Они начинаются с многочисленных рядов огромных гранитных надолб, перегораживающих вход на перешеек. Симонов, От Черного до Баренцева моря.

противотанковые заграждения в виде мощных деревянных, металлических столбов или бетонных и железобетонных пирамид, прочно заделанных в грунт на глубину до 2,5 м и выступающих над поверхностью земли на 1 —1,2 м. На местности Н. располагаются в шахматном порядке по 4—5 рядов.

Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов - М. . 1958 .

Смотреть что такое "Надолбы" в других словарях:

НАДОЛБЫ — противотанковые, противотранспортные и противодесантные заграждения из нескольких рядов бревен, металлических, железобетонных балок или камней, врытых в грунт вертикально или с наклоном в сторону противника и выступающих на 0,5 1,2 м над… … Большой Энциклопедический словарь

НАДОЛБЫ — вертикально поставленные между шлагбаумами и жел. дор. путем деревянные столбы высотой 100 см, перекрываемые горизонтальной насадкой из отесанного бревна. Их назначение препятствовать проезду повозок вне пределов переезда. Н. наз. также столбы… … Технический железнодорожный словарь

Надолбы — Противотанковые надолбы GHQ Line, Британия, 2006 год. Противотанковые надолбы в Финляндии врытые в землю рядами гранитные глыбы … Википедия

надолбы — противотанковые, противотранспортные и противодесантные заграждения из нескольких рядов брёвен, металлических, железобетонных балок или камней, врытых в грунт вертикально или с наклоном в сторону противника и выступающих на 0,5 1,2 м над… … Энциклопедический словарь

Надолбы — противотанковые и противотранспортные заграждения из брёвен (диаметром не менее 25 см), металлических, железобетонных балок или камней, врытых в грунт и прочно заделанных в нём с наклоном 75° в сторону противника и выступающих над… … Большая советская энциклопедия

Надолбы — род вкопанных в землю обрубков дерева, иногда соединенных между собой связью. В XIII XVIII вв. они употребляются в русских фортификационных постройках. Их ставили в один или несколько рядов в некотором расстоянии за контрэскарпом рва, оставляя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Надолбы — мн. Противотанковое и противотранспортное заграждение из бревен, металлических и железобетонных камней или балок, врытых в землю. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Надолбы — невзрывные противотанковые, протнвотранспорт ные и противодесантные заграждения из нескольких рядов брёвен, металлических и железобетонных балок или камней, врытых в грунт вертикально нли с наклоном в сторону противника, выступающих иа 0,5 1,2 м… … Словарь военных терминов

НАДОЛБЫ — крепостной частокол из толстых бревен … Казачий словарь-справочник

Надолбы — вертикально врытые бревна, служившие препятствием для прохода конницы неприятеля. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994) … Архитектурный словарь


Наша статья расскажет о противотанковых надолбах, которые использовались в войнах прошлых лет для защиты от тяжелой техники противника. Сегодня, когда существуют более современные методы, этот вид заграждений используется все реже.

Однако утверждения о том, что подобный вид заграждений неэффективен, в корне неверно. Многие специалисты по военной инженерии весьма удачно используют опыт прошлых войн и в наши дни. По мнению тех, кто освоил эту практику и имел возможность оценить ее эффективность в бою, данному вопросу стоит уделять внимание при подготовке кадров.

Предназначение

Надолбы относятся к невзрывным заграждениям фортификационного типа. Обустройством занимаются инженерные войска, иногда совместно с пехотой.

Установка надолбов подразумевает комплекс мер, в который входит:

  • предварительная разведка местности, составление плана расположения заграждений;
  • непосредственный монтаж;
  • маскировка.

Принцип использования основан на создании непроходимого пространства. Гусеничная техника, столкнувшаяся с преградой, задерживается, в результате чего противник теряет время и демаскирует себя, пытаясь преодолеть заграждения. Ходовая машины сильно повреждается, возможен разрыв трака, пробой днища. Подобные преграды могут использоваться не только для защиты от танков, но и против другого военного транспорта: МТЛБ, БМД, боевых машин пехоты и др.

История использования

Во время финской войны на пути советских войск не раз вставали противотанковые надолбы. Финны широко использовали этот вид заграждений. Был даже создан танк КВ-2, пушка которого (152 мм) была рассчитана в том числе и на повреждение надолбов.

С учетом подобной практики, кажется весьма странным, что во время Второй мировой Красная армия использовала данный вид заграждений не так уж эффективно: планированием занимались общевойсковые командиры, а не инженеры; к возведению привлекались случайные люди; материалы, время и ресурсы тратились впустую. А ведь только при правильной организации, с учетом всех тонкостей военной инженерии, надолбы могут задержать неприятеля и повредить его технику.

противотанковые надолбы фото

В 1944 году русские войска столкнулись с мощнейшими фортификационными сооружениями. Вопреки всеобщему заблуждению, не финны и не немцы, а именно русские прозвали противотанковые надолбы зубами дракона. Фортификации, выступающие из земли массивными пирамидальными пиками, казались красноармейцам подземным чудовищем, преграждающим путь к долгожданной Победе. На преодоление расстояния в 250 км между границей Пруссии и Кеннинсбергом русские потратили около трех месяцев.

Возможные конструкции

Самая легкая разновидность противотанковых надолбов изготавливается из стволов деревьев, вкопанных на глубину на 1,5-2 метра и выступающих над поверхностью в среднем на 50 см. Деревянные надолбы, установленные под небольшим углом, с наклоном навстречу противнику, обязательно маскируются. Слабое место такого вида заграждений заключается в малом запасе прочности. Артподготовка, проведенная даже с помощью минометов калибра 82 мм, может полностью уничтожить заграждение. В то же время это самый низкозатратный тип фортификации.

противотанковые надолбы ВОВ

Железобетонные надолбы требуют большего времени и средств. Заграждение должно состоять из нескольких рядов надолбов, состоящих из небольшой надземной части в виде пирамиды или конуса и подземного куба объемом в 1 м з и более.

Подобное расположение и форма элементов позволяет танку пройти один или два ряда надолбов, но не продвинуться дальше. Благодаря крутой обратной стороне пройденных пирамидок, движение назад оказывается невозможным, как и разворот на месте, легко выполнимый танком на относительно ровной поверхности.

противотанковые надолбы схема

Заграждения, используемые параллельно с надолбами

В рядах между железобетонными конусами нецелесообразно устанавливать противотанковые мины, поскольку пеший сапер легко может их обнаружить и обезвредить. Кроме того при взрыве такой мощной мины (например, ТМ-62) могут повредиться и сами надолбы.

Противотанковые ежи используются для закрытия брешей там, где в силу особенностей ландшафта вкапывание надолбов невозможно. Рядами ежей и рвов могут быть усилены границы заградительной линии, упирающиеся в естественные преграды.

Специальная военная колючая проволока может использоваться между рядами надолбов. Она не оказывает большого влияния на танк, но мешает сопровождающей бронетехнику пехоте (саперам, разведчикам), а в некоторых случаях может повредить траки. С этой же целью, а также для демаскировки разведывательной деятельности между рядами устанавливают противопехотные мины (например, МОН-50).

Разведка противотанковых заграждений противника

Обязательно проводится наземная разведка малыми группами, в составе которых есть саперы и инженеры (иногда еще и химики). Оценивается маскировка, расположение заграждений, размеры элементов и расстояние между ними, материал, из которого они изготовлены.

Обнаруженные объекты наносятся на карту, информация передается командованию. Минные заграждения, растяжки и сигнальные ракеты снимаются только после получения соответствующего приказа. В ряде случаев пытаться преодолевать полосу надолбов нецелесообразно, ее оставляют нетронутой и ищут другой путь.

Преодоление противотанковых надолбов

Для обеспечения лучшей проходимости используются бревна, настилы, разборные мосты.

В память о былых сражениях

Сегодня можно увидеть надолбы, сохранившиеся с минувших войн, во многих странах мира. К примеру, в Петербурге подобные монументы остались на проспекте Стачек.

противотанковые надолбы на стачек

Противотанковые надолбы, обороняющие город от армии фашистов, были построены руками петербуржских детей и женщин. Сегодня несколько пирамид являются частью мемориального комплекса.

В европейских странах надолбы в 1930-е годы изготовлялись из бетона, а в экономной Финляндии строительным материалом для надолбов стал гранит, которым так богата страна скал и озер.

Гранитные надолбы в районе Куолемаярви (озеро Пионерское).

Гранитные надолбы в районе Куолемаярви (озеро Пионерское).

Высота надземной части надолбов колебалась от 70 до 100 см, в грунт они были заглублены на 100–150 см. Изготовлялись надолбы вручную, путем раскалывания крупных валунов на куски необходимой величины зубилом. По инженерному наставлению, надолб должен быть обращен к противнику острым углом, но, как показывают полевые исследования, это требование не всегда выполнялось. Надолбы устанавливали как попало. Объясняется это тем, что в работах по установке надолбов принимали участие строители-добровольцы, зачастую не имевшие инженерной подготовки.

Противотанковые надолбы и берег реки, предположительно — район Муолаа (Грибное).

Противотанковые надолбы и берег реки, предположительно — район Муолаа (Грибное).

Летом 1939 года на Карельском перешейке развернулись широкомасштабные фортификационные работы. Мужчины и женщины со всей Финляндии изъявили желание провести свой отпуск на Карельском перешейке на фортификационных работах. На работы отправлялись целыми фирмами и деревнями. Координировал действия строителей шюцкор (финская добровольческая военизированная организация правого толка) и финские военные инженеры. В это время было построено большое количество новых линий надолбов, противотанковых рвов и проволочных заграждений. В укрепрайонах Муолаа и Салменкайта работа по заливке бетонных сооружений велась круглосуточно. Добровольцы из одного города или фирмы, как правило, отвечали за определенный участок и на одном из надолбов считали своим долгом выгравировать название фирмы или родного города. Все работы велись без привлечения строительной техники, и можно только удивиться финскому трудолюбию и упорству в строительстве этих препятствий.

По итогам войны и советские танкисты, и финские саперы остались надолбами недовольны. Они были слишком маленькими, чтобы остановить советские танки Т-28. Более того, малочисленность финской противотанковой артиллерии приводила к тому, что советские танкисты на Т-26 или БТ сами расчищали себе проход в надолбах, либо расстреливая их из танковой пушки, либо растаскивая цепями (в те времена цепи на танках заменяли буксирные тросы). Более того, надолбы не были замаскированы, просматривались с советской передовой и могли уничтожаться огнем советской артиллерии прямой наводкой. Советские саперы также могли заранее спланировать боевой маршрут для подрыва надолбов в ночное время.

Советские танкисты отмечали, что надолбы все же явились серьезным препятствием для легких танков Т-26 и БТ, не говоря о танкетках и бронеавтомобилях. В некоторых случаях 45-мм бронебойные снаряды надолбы не разбивали (об этом докладывали танкисты 39-й легкотанковой бригады в боях за Хейнайоки).

Различные варианты противотанковых рвов. Финское наставление полевой фортификации, 1933 год.

Различные варианты противотанковых рвов. Финское наставление полевой фортификации, 1933 год.

Читайте также: