Что такое музыкальная речь 6 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " Музыкальная речь. Музыкальная форма" — Транскрипт:

6 ПЕРИОД - объединение нескольких предложений в одно законченное построение. Самая маленькая одночастная музыкальная форма. СТРОЕНИЕ ПЕРИОДА ПЕРИОД V 1-е предложение2 -е предложение фраза мотив

7 Контрольные вопросы Музыкальное произведение состоит из различных по величине фрагментов, которые называются______________?____________ Границей между ними является _______________?____________ Мотив – это________________________________?____________ Мотивы объединяются в незаконченные построения_____?_____ Относительно законченное музыкальное построение, которое заканчивается кадансом, называется ____________?___________ Наименьшее музыкальное построение___________?___________ Самая маленькая одночастная музыкальная форма_______?_____ Период обычно состоит из________________?________________ Заключительный музыкальный оборот____________?__________ Руководитель оркестра___________________?________________

Музыкальная речь-эмоциональный смысл интонации.Поэтическая речь- совокупность особенности речи, как орудия художественного творчества и предмета художественного восприятия.

"Объединяющие силы музыки"
Музыка всегда помогала объединять людей разных поколений, взглядов и устоев. Самым вдохновляющим примером можно считать музыку во времена Великой Отечественной Войны. Миллионы воинов под русские благозвучные песни отправлялись на фронт. Музыка ободряла, придавала сил, улучшала настрой. Музыка и сейчас является символом страны, в России задушевные песни много лет объединяют людей!

Объяснение:

Послушай или вспомни музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.Пушкина "Метель". Подумай, какие события повести хотел подч

Помогите пожалуйста! В заданной тональности H-dur, построить уменьшонный вводный септаккорд с разрешением в 4 головном изложени

Темп(маршеобразный, умеренный, бодрый, быстрый), Оттенки(f,mf,mp,p), лад(мажор, минор) песни"Аист на крыше"

Послушать речитатив Сусанина и финал из 4 действия оперы Глинки "Иван Сусанин". О ком вспоминает Сусанин? К кому обращены его пр

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект открытого урока музыки в 6 классе.

Тип-урок систематизация новых знаний.

Учитель музыки: Плашкарева Наталья Николаевна

1. Узнать и сравнить элементы музыкальной речи и устной речи. Воспринимать и осмысливать их выразительное значение. Сформировать понятие – темп.

2. Развивать ритмический динамический, тембровый слух, ладовое чувство, внимание и образное мышление . Овладевать вокально-хоровыми навыками. Учиться применять знания, полученные на уроках, работать в группах. Создать благоприятную психологическую атмосферу во время игры для коллективного творчества.

3. Воспитывать интерес к музыке, музыкальной речи, её строению.

1. Организационный момент.

2. Музыкальное приветствие.

У.: Здравствуйте, садитесь. Внимание на экран!

У.: Ну а теперь давайте улыбнемся друг другу. Посмотрите, как тепло и светло стало в нашем классе. А теперь представьте себе, что вы находитесь не в классе, где занимается 6 а, не на уроке музыки, а в настоящей ученой лаборатории.

У.: Скажите мне,а что делают в настоящей лаборатории? (исследуют, изучают, ставят эксперименты)

У.: А раз мы с вами находимся на уроке музыки, как вы думаете, какая у нас с вами будет лаборатория? (Музыкальная, конечно!)

У.: И я вас с удовольствием приглашаю в музыкальную лабораторию.

У.: Ну, а раз мы с вами ученые, я прошу вас провести первый научный эксперимент.

Обратите, пожалуйста, внимание, у вас на столах лежат смайлики. Там изображены разные настроения, давайте с этими настроениями познакомимся.

У.: Как вы думаете, что за это настроение? (учитель показывает карточку)

А подберите другие слова (радостное, задорное, счастливое, солнечное, озорное настроение)

У.: И так первое настроение радостное.

( Прикрепляет на доску смайлик).

У.: Но есть, ещё и другое настроение. Подберите слова к картинке (грустное, печальное, не радостное, обиженное)

-И настроение номер 3. Я вам подскажу, оно не радостное и не грустное. Какие можно подобрать ещё слова: (хорошее, нормальное, спокойное). Настроение, когда у нас всё хорошо.

У.: И так у нас в лаборатории появились три настроения: радостное, грустное, спокойное.

(Карточки с настроениями прикрепить на доске)

У.: Мы проводим первый научный эксперимент, вы услышите три музыкальных фрагмента и ваша задача будет определить: какое же настроение у каждого фрагмента.

Вы можете взять смайлики в руки, и внимательно слушаем фрагмент номер 1.

(Звучит фрагмент произведения П етра И льича Чайковского

У.: Если определили, то можно показать карточку настроения. Какое настроение вы выбрали? Молодцы, опускаем смайлики.

У.: Слушаем фрагмент номер 2.

(Звучит фрагмент итальянского композитора

У.: Какое настроение вы выбрали? Молодцы, положите смайлики.

У.: Ну, и настроение номер 3.

Как мы его определили? (спокойное)

(Звучит фрагмент французского композитора

У.: Когда мы определяли настроение музыкальных фрагментов вы все безошибочно определили, что у первого настроение было грустное, у второго фрагмента радостное, а у третьего спокойное. Как вы это определили?

Д.: Музыка нам рассказала.

У.: А как мы в жизни друг другу рассказываем что-то, вот я вам хочу что-то рассказать, вы друг другу, что-то рассказываете, что нам помогает в этом.

У.: Язык, мысли, как по - другому можно назвать язык? (Речь)

У.: И так внимание, если мы, разговаривая друг с другом, используем устную речь, так какой речью может разговаривать музыка? (Музыкальная речь).

У.: Так чему будет посвящён наш урок?

Д.: Музыкальной речи.

У.: И цель нашего урока познакомиться, что такое музыкальная речь, и из каких составляющих она состоит.

У.: Раз мы с вами в научной лаборатории, то мы будем вести журнал экспертной работы.

Вам поможет слайд, посмотрите, пожалуйста.

У.: Кто записал, поднимите глазки, чтобы я видела, что вы готовы дальше работать. А теперь у меня вопрос:

У.: Что мы можем сделать на уроке музыки, чтобы узнать, что такое музыкальная речь?

Я вам подскажу…..(мы можем спеть песню, прочитать, услышать, сыграть, ответить на вопросы)

У.: А вот знак вопроса, это что такое, как вы думаете?

Д.: Ответ на вопрос.

У.: Итак, для того чтобы узнать что такое музыкальная речь, нам в нашей лаборатории понадобиться спеть песню, услышать муз. фрагмент, что-то где-то прочитать и ответить на вопросы.

У.: Ну, что ж и я предлагаю вам снова провести небольшой эксперимент, но для начала….

Согласитесь, что, наверное, в каждой лаборатории есть свои инструменты, вот и мы будем готовить наш инструмент, голосовой аппарат к работе.

У.: Отложите ручки, сядьте прямо, ровно, чтобы мы были красивые, положите две руки на пресс.

У.: Вдохните не слышно и выдохните, просчитав про себя до пяти.

У.: Я покажу, а вы потом будете повторять. Вдыхаем через нос, выдыхаем, через рот. Молодцы!

У.: Выдохнуть и отрывисто выдохнуть 3 раза … делаем три раза…

У.: Разогреем наше горлышко: (распевка) миия…..

Еще одна распевка: Мы поём хорошо, поём….

У.: Сядьте красиво, как настоящие исполнители. Для первого эксперимента нам надо исполнить песню, может быть вы сами догадаетесь какую? Минусовка песни .

У.: Кто-нибудь знает? Ребята эта песня народная или ее сочинил композитор?

Д.: Русская народная песня.

У.: Как вы думаете, мы ее будем петь с сопровождением или только одним голосом, как лучше будет для народной песни?

У.: Как её раньше в народе пели?

Д.: Без музыкального сопровождения.

У.: И мы сейчас попробуем исполнить её так же.

У.: Напоминаю вам текст….Исполним песню вместе со мной….

(Исполнение 1 куплета)

У.: А теперь я предложу исполнить некоторые фрагменты этой песни.

1 группа: Во поле кудрявая стояла…( пропевают с учителем)

2 группа у нас будет петь только: Люли люли стояла…(пропели, хорошо)

3 группа: Во поле береза стояла….…(пропевают с учителем)

У.: Исполним песню так, как я буду вам показывать …

Во поле кудрявая стояла,

Люли,люли стояла,

Во поле бе р еза стояла.

У.: У меня к вам вопрос получилась ли у нас песня сейчас?

У.: Почему не получилась, что было не так?

Д.: Мы переставили музыкальные предложения.

У.: Кто должен был начать петь песню, первые… и третьи…

У.: Давайте попробуем и исполним так, как это должно быть…

(Правильное исполнение песни)

У.: Если мы возьмем любой текст, увидим там предложение, поменяем предложения местами у нас текст получится?

У.: А если в песне или музыкальном произведении, мы тоже поменяем предложения местами, получится ли у нас музыкальное произведение?

У.: Что мы можем сказать об устной и музыкальной речи, есть ли что-то между ними похожего?

Д.: В музыке и в устной речи есть предложения. Если мы их переставим, то не получится ни текста, ни музыкального произведения.

У.: Давайте обратим внимание на наши журналы экспертной работы.

У.: Вы видите, что у вас есть большая научная таблица.

У.: Здесь написано устная речь и музыкальная речь и даны понятия, которые относятся к муз.и устной речи.

У.: Достаньте, пожалуйста, красный и синий карандаш. И посмотрите на слайд,

У.: Я вам подсказала только часть, и красным карандашом вы стрелочкой покажите те понятия, которые относятся к устной речи, синим карандашом те понятия, которые относятся к музыкальной речи по вашему мнению.

У.: Что вы отнесли к устной речи?

У.:А к музыкальной речи, что вы отнесли?

У.: Давайте проверим, правильно ли вы сделали: к устной речи мы относим…. К музыкальной речи….

(Слайд 13 нажимаю ответы)

У.:Что мы можем сказать об устной и музыкальной речи?

У.:Похожа ли музыкальная речь на устную речь?

У.: Задание было сложное и вы с ним замечательно справились, предлагаю вам немножечко отдохнуть. Встаньте, чтобы вам было удобно.

Посмотрите на меня и попробуйте повторить несколько движений

1 движ (2 раза кулачки, 2 раза хлопки)

2 движ (2 раза кулачки, 2 раза по плечам)

Дальше все тоже самое, только один раз. И последнее соединяем. Сложно было, но все получилось.

У.: Молодцы! Садитесь!

У.: Вы, наверное, знаете, что в любые лаборатории поступают сложные вопросы, над которыми наши ученые думают, вот такой же вопрос поступил в нашу лабораторию.

Давайте его прочитаем!

У.:Вот, какой сложный вопрос поступил в нашу лабораторию.

У.:Когда мы с вами говорим, читаем стихи, мы свою речь делаем выразительной, а при помощи чего?

У.:Сложный вопрос и для того чтобы решить его, я предлагаю вам ещё один эксперимент.

У.: Эксперимент II будет состоять, как ни странно, в научной игре.

У.: Понятие РИТМ вам уже знакомо. Я буду показывать вам ритмы, а вы должны будете их за мной их повторить. Готовы! Я …потом вы…

Задание: простучать ритмический рисунок.

Та,та, титита..(по коленкам)раз,два,три

Та,та, титита..(по коленкам)раз,два,три…..три раза ногами стучим.

(Играем по группам)

У.:У вас у каждого на парте лежит задание, и вы должны попробовать в парах это задание выполнить.

У.:Берем задание читаем и пробуем их выполнить. Пробуем выполнить его в парах… Вы не говорите, что у вас там написано, начнёт средний ряд.

Работа в группах:

Исполняют ритмический рисунок в разном темпе.

1. В среднем темпе.

2. В медленном темпе.

3. В быстром темпе.

У.:Мы с вами стучали один и тот же ритм, а что изменилось.

У.:А где в окужающем мире мы сталкиваемся с понятиями быстро, медленно.

Д.:Машины быстро ездят.

У.:А что у машины переключают, чтобы она быстро ехала?

У.:А у музыки есть скорость?

У.:Как называется скорость музыки?

У.:Какой же бывает у нас темп?

Д.: Быстрый, умеренный, медленный.

У.:Посмотрите журналы экспертной работы и дополните определение, что скорость исполнения музыкального произведения называется ТЕМП.

У.:Как же мы ответим на присланный нам вопрос, какое же музыкальное средство помогает сделать музыкальную речь выразительной.

Это действительно - темп!

У.: Наша лаборатория необычная, музыкальная. Настала пора творчества, мы сейчас будем создавать сказочный музыкальный хор.

У.: Это не секрет, многие персонажи, разговаривают музыкальной речью и для того, чтобы узнать какой характер у них какое настроение используют разный темп.

У.:Кто-то поёт медленнее, кто-то быстрее, кто-то очень быстро, а некоторые в умеренном темпе.

У.:И сейчас вы услышите музыкальную речь разных персонажей. У вас лежат эти персонажи. Вам нужно будет услышать их речь, узнать персонажи и приклеить на белый лист. Мы будем создавать хор. Ну, что ж я вас знакомлю с музыкальной речью персонажей сказочных героев. Слушаем внимательно.

Звучат фрагменты песен в исполнении мультипликационных героев:

У.:Я вижу, что части нашего хора - ансамбли готовы и давайте прикрепим части нашего хора на доску.

(Выходят по одному представителю)

У.: Вы отлично справились с заданием, в нашем хоре появились те персонажи, которые и должны были появиться.

Кто доволен своей работой на уроке?

А кто на уроке неплохо работал?

А кому было на уроке трудно?

III. Итог урока:

У.: Похлопаем себе, наш эксперимент удался, вы были сегодня молодцы!

IV. Домашнее задание.

У.: Вы сегодня, как настоящие учёные, ваши журналы заберете с собой и получите домашнее задание: для следующих экспериментов вам понадобиться выполнить следующее задание: вспомнить сказочных героев, у которых есть музыкальная речь, которые используют разный темп, нарисовать их. И создать свою вокальную группу.

Но настоящие оценки вы получите, когда на следующий урок вы принесёте свои экспертные журналы, в которых выполните домашнее задание.

В среднем темпе.

___________________

В медленном темпе.

_________________

В быстром темпе.

____________________________________________________________________________

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Музыкальная речь Музыкальная речь -это то средство с помощью которого мы понимаем содержание. Музыкальная речь -это то средство с помощью которого мы понимаем содержание.

-организация музыке во времени.

-одноголосно выраженная музыкальная мысль

-это скорость музыкального процесса

Мульти- Пульти – чудная страна.

Сколько дарит радости она!

Здесь такое можно увидать,

Что ни в сказке сказать,

ни пером описать, ни пером описать!

Здесь гуляет Слон по потолку, Здесь гуляет Слон по потолку, А Свинья кричит "Ку-ка-ре-ку!", На коньках катается Лиса… Где такие встретишь чудеса?

Целью возникшего таким образом разговора должно быть утверждение того факта, что звуки, из которых композитор строю музыку, сами по себе могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими, стремительно несущимися и почти застывшими на месте, ускоряющимися и замедляющимися, движущимися вверх и вниз и т. д. В самом этом факте ничего нового для ребят, разумеется, не будет. Новым будет то, что отсюда надо искать причины своеобразия каждого музыкального сочинения, будь то песня, танец или марш. Разговор о различии звуков и их сочетаний учитель должен сопровождать простыми, но образными, наглядными примерами по принципу сходства и различия.




Углубляя тему четверти, нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся более свободно определяли построение (форму) произведения, количество частей, составляющих его, и характер этих частей. Обратите внимание также на то, что им уже встречались сочинения одночастные, двухчастные и трехчастные.

Разумеется, что все разговоры о построении (форме) сочинений должны опираться на живое звучание близких ребятам образных музыкальных произведений и ни в коем случае не быть похожими на сухую теорию музыки. Это должно быть лишь очередным этапом накопления учащимися слухового и исполнительского опыта, развития их способности слышать музыку, исполнять ее и размышлять о ней.

На следующих занятиях происходит знакомство ребят с важным выразительным средством музыки — тембром. Как и во всех других случаях, приступая к рассмотрению нового вопроса, надо прежде всего вспомнить все, что имело отношение к нему на прошлых уроках. В данном случае надо вспомнить тембры, которые уже прозвучали в классе: отдельные голоса и инструменты, разные хоры и оркестры.

Надо сказать учащимся, что сочинил это произведение один из самых замечательных современных русских композиторов С. Прокофьев. Он сочинил эту симфоническую сказку для детей, но уже много лет во всем мире ее с одинаковым интересом и удовольствием слушают и дети, и взрослые. Желательно показать ребятам рисунки, на которых изображены музыканты, играющие на инструментах симфонического оркестра, использованных в этом сочинении.

Обратите внимание ребят на звучание всего симфонического оркестра в заключительном шествии героев сказки.

Подготовка к заключительному уроку-концерту предполагает исполнение и слушание музыки, которая звучала в классе в течение года, а также новых произведений.

В качестве напутствия перед летними каникулами ребятам можно сказать, что хотя и наступает перерыв в школьных занятиях музыкой, но сама музыка будет продолжать жить вместе с ребятами, оставаясь частью их жизни и без школьных уроков. Они продолжат встречаться с песнями, танцами и маршами. Эти встречи будут закреплять и расширять знания, полученные за год в школе.

Целью возникшего таким образом разговора должно быть утверждение того факта, что звуки, из которых композитор строю музыку, сами по себе могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими, стремительно несущимися и почти застывшими на месте, ускоряющимися и замедляющимися, движущимися вверх и вниз и т. д. В самом этом факте ничего нового для ребят, разумеется, не будет. Новым будет то, что отсюда надо искать причины своеобразия каждого музыкального сочинения, будь то песня, танец или марш. Разговор о различии звуков и их сочетаний учитель должен сопровождать простыми, но образными, наглядными примерами по принципу сходства и различия.

Углубляя тему четверти, нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся более свободно определяли построение (форму) произведения, количество частей, составляющих его, и характер этих частей. Обратите внимание также на то, что им уже встречались сочинения одночастные, двухчастные и трехчастные.

Разумеется, что все разговоры о построении (форме) сочинений должны опираться на живое звучание близких ребятам образных музыкальных произведений и ни в коем случае не быть похожими на сухую теорию музыки. Это должно быть лишь очередным этапом накопления учащимися слухового и исполнительского опыта, развития их способности слышать музыку, исполнять ее и размышлять о ней.

На следующих занятиях происходит знакомство ребят с важным выразительным средством музыки — тембром. Как и во всех других случаях, приступая к рассмотрению нового вопроса, надо прежде всего вспомнить все, что имело отношение к нему на прошлых уроках. В данном случае надо вспомнить тембры, которые уже прозвучали в классе: отдельные голоса и инструменты, разные хоры и оркестры.

Надо сказать учащимся, что сочинил это произведение один из самых замечательных современных русских композиторов С. Прокофьев. Он сочинил эту симфоническую сказку для детей, но уже много лет во всем мире ее с одинаковым интересом и удовольствием слушают и дети, и взрослые. Желательно показать ребятам рисунки, на которых изображены музыканты, играющие на инструментах симфонического оркестра, использованных в этом сочинении.

Обратите внимание ребят на звучание всего симфонического оркестра в заключительном шествии героев сказки.

Подготовка к заключительному уроку-концерту предполагает исполнение и слушание музыки, которая звучала в классе в течение года, а также новых произведений.

В качестве напутствия перед летними каникулами ребятам можно сказать, что хотя и наступает перерыв в школьных занятиях музыкой, но сама музыка будет продолжать жить вместе с ребятами, оставаясь частью их жизни и без школьных уроков. Они продолжат встречаться с песнями, танцами и маршами. Эти встречи будут закреплять и расширять знания, полученные за год в школе.

Читайте также: