Что такое музыкальная гостиная в доу

Обновлено: 06.07.2024

Одним из средств формирования личности ребенка в детском саду является музыкальное воспитание, а без тесного взаимодействия с родителями воспитанников это невозможно. К сожалению, не все родители обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми.

В наше время семья становится нестабильной, конфликтной, разрушаются и теряются ее навыки материнского и родительского поведения. Проблемы ребенка в семье - проблемы взаимоотношений в семье. В неблагополучных и несчастливых семьях дети зачастую выступают не просто свидетелями, а жертвами родительских проблем , так как измученные и недовольные родители часто изливают свои негативные эмоции на ребенка .

Неблагоприятная, напряженная атмосфера в семье не может не сказываться на эмоциональном состоянии и психике ребенка. Вследствие этого могут появиться психологические проблемы : раздражительность, беспокойство, тревожность, застенчивость, з амкнутость, неврозы , агрессивность , чрезмерная плаксивость и запуганность и даже болезни. Родители очень часто любят перекладывать ответственность на педагогов, не обращая внимание на взаимоотношения внутри семьи.

Такие проблемы ребенка в семье сказываются на его адаптации в социуме, взаимодействии с другими людьми, процессе образования.

Как педагогам помочь войти в контакт, учитывая особенности современной семьи?

Музыкальные семейные гостиные –это инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников, способствующая созданию благоприятной атмосферы для сближения детей и взрослых. Ни один из видов искусства не действует напрямую и так сильно на чувства человека, как музыка. Она передаёт тончайшие оттенки переживаний, недоступных слову. Открытия ученых заявляют, что занятия музыкой вовлекают в работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных систем, которые ответственны за движение, мышление, память.

Родители наших воспитанников являются активными участниками творческих проектов, праздников, театральных фестивалей, семейных гостиных, мастер-классов, акций и т. д. Цель таких семейных гостиных— создание благоприятной атмосферы для сближения детей и взрослых, радости совместного творчества. В процессе работы, видя заинтересованность, к нам стали приходить не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, братья, сестры, тети и дяди. Такая форма работы дает возможность родителям научиться взаимодействовать с ребенком в игре, через совместную деятельность понять его чувства и переживания.

Ниже представлена таблица, проведенных совместных мероприятий, начиная с 2010г. ( в этом году я поступила на работу в данное учреждение).

Дошкольный возраст - это период пробуждения и расцвета творческих и эмоциональных особенностей детей.

Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности - развитие творчества отходит на второй план.

Музыка, как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально. Движение, органически связанное с музыкой, помогает глубже проникнуть в эмоционально-образное содержание той или иной пьесы.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

Понимая важность проблемы, мы поставили перед собой следующую цель:

Цель: Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в детском саду и семье воспитанника, способствующего формированию основ музыкальной культуры.

Данная цель предполагает решение следующих задач, которые представлены на слайде:

1. Развивать музыкальность детей

2. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием

3. Обогащать музыкальные впечатления детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры

4. Формировать музыкальный вкус детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению

5. Формировать познавательный интереса к искусству в процессе приобщения к музыке

6. Организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру музыкальной культуры

7. Привлекать семьи воспитанников ДОУ к музыкально-творческой деятельности

Свою работу мы начали с того, что провели диагностику музыкальности, опираясь на методику Э. П. Костиной. Данные позволили сделать вывод о том, что, у детей группы отмечается яркое эмоциональное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении. Воспитанники могут охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия). Дети определяют жанр музыкального произведения с помощью взрослого. Затруднения в умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание.

В рамках проведения музыкальной гостиной мы использовали следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников :

Выпуск наглядной информации (выпуск стенгазет, размещение информации на сайте МБДОУ, оформление пригласительных билетов для гостей, афиш и т. д.)

Групповой сбор (1 раз в квартал)

Индивидуальная и микрогрупповая работа

Видео и мультимедийные презентации

Совместная деятельность с родителями (участие в концертах, шоу-программах, праздника.)

сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами,

использование поэтического слова,

танцевальные и игровые импровизации,

прослушивание фрагментов различных музыкальных произведений, последующим обсуждением, какой из фрагментов не относится к классической музыке и почему.

Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения, включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей.

Всё это значительно обогащает эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, обогащает духовный мир всех участников музыкальной гостиной через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Кроме того формируется музыкальный вкус, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению детей и родителей.

По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что у детей отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание. Дети самостоятельно различают выразительные особенности музыкальных звуков. Различают тембровые свойства музыкального звучания инструментов в произведении. Воспитанники быстро и правильно определяют жанр музыкального произведения, эмоционально рассказывают о его общем характере.

Так же отмечается возросший интерес родителей воспитанников к классической музыке. Совместная творческая деятельность помогает с помощью музыки объединить детей и взрослых, создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак единения взрослых и детей. Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке

Завершая свое выступление, хочу сказать, что научить ребенка понимать и любить классическую музыку возможно только в том случае, если он её слушает часто, целенаправленно, вдумчиво и имеет возможность поговорить о ней с самыми близкими и родными людьми, поделиться своими впечатлениями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 19

Творческий педагогический проект

картинка к подг гр

Разработали

Музыкальный руководитель: Суркова М.К.

Воспитатель старшей группы: Виноградова О.А.

г. о. Шуя

Паспорт проекта

Вид проекта

v Творческий, образовательный

Тип проекта

v Детско – взрослый,

Продолжительность

Срок реализации

v февраль 2021г. – май 2021г.

Участники проекта

v Д ети старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)

v Музыкальный руководитель

v Воспитатель старшей группы

v Родители воспитанников

Реализация проекта предполагает интеграцию различных видов деятельности и комплексность подхода, обеспечивая развитие дошкольников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

Актуальность выбранной темы

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания

Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь. Решению проблемы развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально - художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству: слушание, пение, музыкально - ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное

Цель проекта

v Научить детей слушать музыку

v Сформировать базу для развития музыкальной культуры ребенка,

v Гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

Задачи проекта

v Обогащать духовный мир через высоко - художественные образцы

музыкального искусства; приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.

v Развивать эмоциональную сферу; способствовать удовлетворению эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.

v Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей.

v Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.

v Создать единый детско-взрослый коллектив.

v Переносить атмосферу праздника встречи с музыкой в жизнь своей семьи.

Формы работы

v Образовательная деятельность

v Театрализованная деятельность

v Творческая деятельность

v Оформление развивающей среды

Этапы реализации

1 этап – организационно - диагностический

Цель: анкетирование родителей, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей. Создание единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к ним. Создание музыкальной фонотеки, картотеки

портретов композиторов, библиотеки биографических данных и этапов творческого пути композитора, подбор литературного материала.

План реализации проекта

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с родителями и детьми, выбор материалов и оборудования.

2 этап – формирующий

Проведение музыкальных вечеров и викторин по проекту, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, просмотр фрагментов из опер и балетов, проведение выставок рисунков в конце каждой темы.

3 этап - обобщающий

Цели: диагностика уровня развития музыкального уровня детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта.

Мониторинг проектной деятельности детей

1.Анкетирование и беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольников, качество усвоения детьми представлений о творчестве композиторов, музыкального материала.

2.Отслеживание, применение и отражение знаний детьми в различных видах деятельности.

3.Наблюдение за детьми в ходе праздников и развлечений, постановок музыкальных сказок, занятий в ИЗО - деятельности, поддержка в познавательной деятельности.

Анкетирование родителей, выяснение заинтересованности проектом, выбор материалов и оборудования. Составление перспективного плана мероприятий. Создание фонотеки, картотеки портретов композиторов.

2. Музыка П.И. Чайковского и поэзия А.С. Пушкина. Выставка

детских работ по темам проекта.

(дать понятие о симфоническом оркестре, о группах инструментов; познакомить со звучанием

- духовых инструментов - флейта, фагот, гобой, кларнет,

- струнных инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас,

- медных духовых инструментов - труба, валторна).

Ожидаемый результат по проекту

v Создана предметно - развивающая среда.

v Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров.

v Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке; возникновение желания ярко и интересно проводить семейный досуг.

v Возникновение потребности посещать культурные площадки города: театры,

музеи всей семьей.

v Дети научились слушать, анализировать и чувствовать классическую музыку.

v Сформирована база для развития музыкальной культуры ребенка.

Приложение № 1

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя воспитанника_____________________________________________


2. Ваше отношение к классической музыке


Отрицательное

3. Ваше любимое произведение ________________________________________________________________________


Приложение № 2

для старшей группы

Цель: познакомить детей с песнями военных лет, авторами песен.

1. Формировать представление о войне , о значении песен во время войны.

Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

2. Создать условия для воспитания патриотических чувств, уважения к историческому прошлому Родины, гордость за Великую Победу и благодарность за подвиги участников Великой Отечественной Войны.

ми военных песен.

1. Подборка книг, иллюстраций и картин.

2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей о защитниках Отечества, о Великой Отечественной войне, о подвигах: Л. Воронкова "Девочка из города", А. Гайдар "Поход", В. Осеева "Три сына" и др.

3. Информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.

4. Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.

муз. Р. Хозака, сл. Е. Аграновича

На фоне звучащей музыки :

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистская Германия напала на нашу страну. Мирная жизнь была прервана. На защиту Родины встали все: от мала до велика.

муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова

Муз. руководитель: Война. Страшное, жестокое время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.

Зима 1941 года. Войска противника дошли до столицы нашей родины – Москвы. В бинокль враги могли увидеть храмы города и даже Кремль. Очень тяжело приходилось нашим бойцам. Солдаты и офицеры понимали всю опасность военного положения, и всю грусть, тоску по родным и близким они услышали в другой песне, которая родилась

муз. К. Листова, сл. А. Суркова

муз. Н. Богословского, сл. В Агатова

Муз. руководитель: Ребята, а знаете ли вы, как называли людей, которые помогали

солдатам в борьбе за Победу, но при этом сами часто оставались незаметными? (Ответы детей). Этих людей называли партизанами. История следующей песни началась в 1940 году, еще до начала Отечественной войны, а вот в 1944 году, за год до окончания войны она уже была широко

муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова

муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского

Муз. руководитель: До сих пор в торжественные дни годовщин Победы по радио и

телевидению, а часто в кругу семьи звучат песни военных лет: грустные, задушевные, иногда — веселые. Чаще всего люди слушают эти песни со слезами на глазах. И вспоминают погибших солдат. Они погибли, но всегда будут живы в нашей памяти.

Воспитатель: Прошло уже 76 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память. Память…Это незаживающие раны. Они всегда открыты. Время их не лечит. Память - это обелиски. Они стоят в каждом городе, в каждом селе. Память – это мы… Победа досталась очень дорогой ценой.

Дети читают стихи

муз. и сл. Е. Плотниковой

Муз. руководитель: Мы заканчиваем наш сегодняшний вечер музыки песней, которая всегда звучит 9 Мая!




6 апреля, 2015 admin


Как происходит формирование художественного и музыкального восприятия?
На первом этапе (при первом ознакомлении, прослушивании) — целостное восприятие, осознание общего характера произведения.
На втором этапе (при повторном прослушивании) — дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
На третьем этапе (при завершении работы над произведением) — осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и целостное повторное восприятие.

Наглядно-зрительный. Чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы или иллюстрировать незнакомые явления, необходимо применение следующей зрительной наглядности:
— показ репродукций картин, иллюстраций, рисунков, фотографий, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов;
— использование цветных карточек (прием цвет-настроение), что поможет детям применить новое слово и в игровой форме высказаться о характере музыки;
— иллюстрирование сказок с помощью настольного театра на фланелеграфе;
— использование карт-схем, приемов моделирования (расположение звуков по высоте, определение частей произведения и их количества и т.д.).

Практический. Метод уподобления характеру музыки. Чтобы ребенок почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями. Этот метод включает в себя следующие приемы:
— моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
— вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
— выражение образного содержания характера музыки мимикой;
— оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
— инсценирование песен, подвижные игры;
— выражение восприятия музыки через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация и т.д.).

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Читайте также: