Анализ логопедического занятия в школе схема

Обновлено: 02.07.2024

Цели занятия соответствуют особенностям учебного материала, для реализации каждой цели подобрано определенное задание. Данное занятие -пятое в системе занятий по автоматизации звука [ш], предыдущие должны быть направлены на автоматизацию звука в изолированном произнесении и в слогах (открытых, закрытых, со стечениями). Данная тема играет большую роль, так как автоматизация звука [ш] является одним из направлений работы, определенных при обследовании ребенка. Дошкольник должен быть подготовлен к данной теме, так как звук [ш] к представленному занятию уже должен быть поставлен и автоматизирован в изолированном произношении и в слогах. Цели занятия были определены на основе нарушений, которые отмечаются у ребенка. Все цели в ходе занятия должны быть реализованы (предложенные задания этому способствуют).

Структура занятия соответствует целям, тип занятия и его структура были тщательно продуманы и составлялись с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Все этапы занятия расположены в логической последовательности и взаимосвязаны. От одного этапа к другому переходы четкие, плавные. Занятие длится 22 минуты, между этапами распределение времени целесообразно (от 1 минуты до 3 минут). Форма обучения выбрана

рационально, занятие опирается на раннее подготовленный план. Возможны отступления от конспекта при каких-либо затруднениях у ребенка. Оборудование занятия разнообразно -- профиль артикуляции, алфавит, картинки, тетрадь для домашних заданий. Работа планируется от простого к сложному (начиная от изолированного произнесения звука, затем произнесения слогов и лишь после этого произнесения слов).

Содержание занятия соответствует требованиям Государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка. Занятие носит также и воспитательный характер -воспитание внимания и усидчивости. К восприятию новых знаний ребенка подводим постепенно, начиная с актуализации опорных знаний. Ребенок должен самостоятельно отвечать на вопросы, выполнять задания. Упражнения представлены разнообразные, степень сложности определена возможностями ребенка. В конце занятия обязательно подводится итог, выясняется степень усвоения материала.

Данное занятие имеет также коррекционную направленность формирование правильного произношения звука [ш], развитие фонематического слуха, речевой моторики, внимания.

Методы, приемы и средства обучения соответствуют содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям ребенка. Используются как словесные, так и наглядные методы.

У ребенка в ходе занятия формируются общеучебные и специальные умения и навыки. Проверка логопедом знаний ребенка ведется на следующем занятии с помощью проверки домашнего задания. Ошибочные ответы должны не игнорироваться, а исправляться. В ходе занятия происходит смена видов деятельности (слушание, проговаривание, нахождение нужной буквы). Речевой и дидактический материал соответствует возможностям ребенка. Обучающие действия оптимальны, имеются элементы творчества (занятия в виде сказки про Язычка).

Необходима собранность и внимательность логопеда, самообладание, ясная и выразительная речь, доброжелательное отношение к детям, соблюдение норм педагогической этики, мастерство педагогического общения, знание материала занятия.

Общие выводы: занятие тщательно продумано, ожидается положительный эффект в результате его проведения.

Анализ логопедического занятияФ.И.О. логопеда-------

Город (район) - ДОУ - дата 24.11.2010

Этап работы - автоматизация звука в словах и фразе.

Форма занятия - индивидуальное.

Тема: - Фонетическая - автоматизация звука [р] в словах и фразе.

Возраст, число детей - / ребенок, 5 лет.

Анализирующий — Попова Анастасия Николаевна.

Цель посещения — анализ занятия.

Цели занятия были определены на основе нарушений, которые отмечаются у ребёнка. Все поставленные цели (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) были реализованы (предложенные задания этому способствуют).

Данное занятие имеет также коррекционную направленность формирование правильного произнесения звука [р], практических навыков

словоизменения, развитие фонематического слуха, речевой и мелкой моторики, внимания.

Методы, приемы и средства обучения соответствуют содержанию материала, поставленным целям ' занятия, возможностям ребёнка. Используются как словесные, так и наглядные методы, прием самомассажа. Материал подавался логопедом эмоционально, один и тот же наглядный материал использовался в различных упражнениях, что способствовало закреплению изображенных на картинках понятий.

Ребёнок занимался хорошо, увлеченно, с интересом, внимательно слушал логопеда и активно выполнял предлагаемые ему задания. Степень овладения практическими навыками у дошкольника - высокая. Проверка логопедом знаний ребёнка велась с помощью различных вопросов по теме, ошибочные ответы не игнорировались, а исправлялись.

Освещение кабинета соответствует необходимыми условиям, мебель соответствует росту ребёнка, лишние предметы на столе отсутствуют. Дошкольник не утомлялся, значит логопедом была верно организована работа по предупреждению переутомления. Физкультминуток не было проведено, однако этого и не требовалось, о чем свидетельствует состояние ребёнка. В ходе занятия происходила смена видов деятельности (слушание, проговаривание, называние, нахождение нужной картинки и т.п.). На занятии присутствовала атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Речевой и дидактический материал соответствовал возможностям ребёнка, отмечается целесообразное ослабление напряженности в конце занятия. Обучающие действия логопеда оптимальны, имеются элементы творчества (занятие имеет сюжет), недостатков выявлено не было.

Логопед на занятии был внимателен, собран, речь у него была ясная, точная, выразительная, эмоциональная; он старался больше возможностей для говорения предоставить ребенку. Нормы педагогической этики были

соблюдены, отмечается мастерство педагогического общения, доскональное знание материала занятия.

Общие выводы: занятие тщательно продумано, ожидается положительный эффект в результате его проведения. Рекомендации логопеду: продолжать занятия с ребенком по автоматизации звука [р] во фразе и связной речи.


Ф.И.О. логопеда_______________________________________________________________________________________
ДОУ № __________________________________________________________ Дата _____________________
Цель посещения _______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Форма занятия: индивидуальное; фронтальное; подгрупповое /нужное подчеркнуть/
Тема занятия: ________________________________________________________________________________________
Возраст детей: _______________________________________________________________________________________

3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
1 балл

9-18 баллов – средний уровень
1-8 балла – низкий уровень
15 баллов

4-7 баллов – средний уровень
1-3 балла – низкий уровень
5 баллов

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

3-4 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
6 баллов

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

  • 2 балла – оптимальный уровень
  • 1 балл – средний уровень
  • 0 баллов – низкий уровень

Общие выводы об эффективности проведенного занятия:

  • 39 – 50 баллов - оптимальный уровень качества и результативности занятия
  • 21 – 38 баллов - средний уровень качества и результативности занятия
  • 1 – 20 баллов - низкий уровень качества и результативности занятия

Анализ проведен __________________________________________________________/Ф.И.О., должность/

Цель занятия: автоматизировать звука С в словах, словосочетаниях, предложениях.

Коррекционные

1. Четкое произношение звука С в словах, словосочетаниях, предложениях.

2. Развитие фонематических представлений.

3. Отработка падежных конструкций творительного падежа.

Образовательные

4. Приобретение детьми новых знаний.

Воспитательные

5. Умение взаимодействовать друг с другом.

6. Культура поведения и культура общения.

Цель занятия – это тот конечный результат, который мы хотим получить.

Задачи – конкретные шаги для достижения поставленной цели.


Схема анализа занятия со слабослышащими детьми


Ф.И.О. сурдопедагога__________________________________________________________________________________
ДОУ № __________________________________________________________ Дата _____________________
Цель посещения _______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Форма занятия: индивидуальное; фронтальное; подгрупповое /нужное подчеркнуть/
Тема занятия: ________________________________________________________________________________________
Возраст детей: _______________________________________________________________________________________

3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
1 балл

9-18 баллов – средний уровень
1-8 балла – низкий уровень
15 баллов

4-7 баллов – средний уровень
1-3 балла – низкий уровень
5 баллов

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

3-4 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
6 баллов

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

  • 2 балла – оптимальный уровень
  • 1 балл – средний уровень
  • 0 баллов – низкий уровень

Общие выводы об эффективности проведенного занятия:

  • 39 – 50 баллов - оптимальный уровень качества и результативности занятия
  • 21 – 38 баллов - средний уровень качества и результативности занятия
  • 1 – 20 баллов - низкий уровень качества и результативности занятия

Анализ проведен __________________________________________________________/Ф.И.О., должность/

Цель занятия: автоматизировать звука С в словах, словосочетаниях, предложениях.

Коррекционные

1. Четкое произношение звука С в словах, словосочетаниях, предложениях.

2. Развитие фонематических представлений.

3. Отработка падежных конструкций творительного падежа.

Образовательные

4. Приобретение детьми новых знаний.

Воспитательные

5. Умение взаимодействовать друг с другом.

6. Культура поведения и культура общения.

Цель занятия – это тот конечный результат, который мы хотим получить.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ логопедического, дефектологического занятия

ФИО педагога: ______________________________________________________________________

Группа (класс)_______________ Количество детей в группе_________

Тема занятия:________________________________________________________________________ Шкала оценки: 3 балла – низкий уровень, 4 балла – средний уровень, 5 баллов – высокий уровень.

1. Анализ цели и задач занятия:

[ ] соответствие темы, цели и задач занятия особенностям программного материала, перспективному плану работы группы;

[ ] соответствие материала возможностям детей с задержкой психического развития;

[ ] постановка и доведение цели и задач занятия до детей;

[ ] единство образовательной, коррекционно – развивающей и воспитательной задач;

2. Анализ структуры и организации занятия:

[ ] соответствие структуры занятия его цели и задачам;

[ ] логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;

[ ] целесообразность распределения времени между этапами занятия;

[ ] обоснованность отступления от запланированного хода занятия;

[ ] оборудование занятия, эстетичность обстановки, качество наглядных пособий и дидактического материала, использование современных ИКТ;

[ ] реализация дидактических принципов обучения;

3. Анализ содержания занятия:

[ ] соответствие содержания занятия возрастным и речевым особенностям детей;

[ ] полнота, достоверность, доступность изложения изучаемого материала;

[ ] степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;

[ ] правильность формулировки и доступность инструкций педагога;

[ ] взаимосвязь в работе специалиста и учителя;

4. Оценка коррекционной направленности занятия:

[ ] смена видов деятельности, предупреждение утомления и переутомления;

[ ] своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;

[ ] соблюдение правильной рабочей позы

[ ] посильность речевого и дидактического, зрительного материала;

[ ] разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;

[ ] соответствие используемых методов и приемов возможностям детей;

[ ] включение заданий с опорой на несколько анализаторов;

[ ] упражнения на развитие высших психических функций;

[ ] упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

5. Анализ методики проведения занятия:

[ ] определение обоснованности и правильности отбора методов, приёмов и средств обучения;

[ ] разнообразие приёмов и методов, применяемых учителем – логопедом, дефектологом;

[ ] эмоциональность подачи материала;

[ ] эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала, ИКТ;

6. Анализ работы и поведения детей на занятии:

[ ] интерес к занятию;

[ ] активность детей (ребёнка);

[ ] устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах;

[ ] работа над ошибочными ответами;

7. Результаты занятия:

[ ] оптимальность обучающих действий педагога;

[ ] качество знаний, умений и навыков детей;

[ ] достижение целей и задач занятия;

8. Личность учителя – логопеда, дефектолога:

[ ] собранность и внимательность педагога на занятии;

[ ] речь педагога (ясность, точность, доступность, выразительность, эмоциональность);

[ ] соотношение речи педагога и детей (ребёнка);

[ ] мастерство педагогического общения;

[ ] владение методами и приемами работы на занятии;

9. Общие выводы и предложения, элементы творчества, заслуживающие внедрения в практику работы других учителей – логопедов, дефектологов, рекомендации: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Место данного занятия (урока) в системе занятий по теме. Соответствие материала программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы (класса). Объём материала и его доступность.

2. Правильность постановки целей и задач, их соответствие теме и содержанию занятия (урока). Адекватность отбора речевого материала задачам занятия (урока).

3. Организация занятия (урока): эстетическое оформление, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия (урока): основные этапы, их логическая последовательность, чёткость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов, соотношение времени, отведённого на индивидуальную и фронтальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведённому времени). Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Анализ этапов занятия (урока). Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приёмы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия (урока). Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приёмов обучения. Особенности применения методических и коррекционных приёмов, умение использовать методические пособия.

Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса детей к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Адекватность предъявляемых требований с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка. Доступность и чёткость инструкций и вопросов учителя-логопеда.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии: активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания на протяжении всего занятия, возможности переключения внимания от одного занятия к другому, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закреплённых детьми на занятии.

7. Характеристика деятельности учителя-логопеда. Возможности контакта с группой (классом), умение владеть вниманием детей и организовывать их для работы, владение приёмами повышения активности, интереса и внимания детей, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учётом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, интонационная выразительность и эмоциональность). Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок.

8. Результаты занятия (урока). Достижение цели и задач, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приёмов. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы). Подведение итогов занятия (урока), оценка деятельности детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе логопеды часто показывают коррекционные занятия: открытые или повседневные.

Качество и эффективность занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является умение анализировать занятие. Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки работы. По словам Ю.А. Конаржевского (доктор педагогических наук), анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу занятия. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на наш взгляд, схему анализа логопедического занятия.

Логопедические занятия имеют чёткую структуру, которая немного отличается от построения занятий в общеобразовательных группах. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, синтезирует коррекционные методы и обучающие, что отражается в плане занятий:

Слайд №2. Структура логопедического занятия

Обучающий этап (новый материал).

Рефлексия (выводы и впечатления).

Слайд №3.Логопедическое занятие может быть проанализировано по следующим структурным компонентам.

Подготовка к занятию

Методика организации и проведения занятия

Деятельность детей на занятии

Слайд №4.Остановимся на каждом компоненте более подробно (У педагогов таблица схемы анализа логопедического занятия).

Лайд №Заполняются сведения о педагоге в следующей последовательности.

Цель посещения _______________________________

Форма занятия ________________________________

Тема занятия __________________________________

Подготовка к занятию.

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру. Оправданность подобранного материала и оборудования и рациональность его размещения.

Наличие коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Соответствие коррекционных задач возрасту и уровню речевого и познавательного развития ребёнка.

Соответствие занятия этапу коррекционной работы.(Если звук не поставлен мы не можем включать упражнения на автоматизацию)

Организация и проведение занятия.

Организационно-сюжетная основа занятий.

Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Это могут варианты с использованием:

воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

известных и придуманных игр;

элементов сюжетно-дидактической игры;

сюжетных и пейзажных картин;

специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Разнообразие используемых методов и приёмов

Последовательность и взаимосвязь этапов

Организация самостоятельной работы детей

Эмоциональная подача, речь логопеда

Доступность, четкость инструкции и своевременностьпомощи логопеда

Содержание занятия

Полнота, доступность изложенного материала

Подведение к восприятию новых знаний

Формирование новых понятий

Актуализация опорных знаний

Инструкции и помощь логопеда

Организация самостоятельной работы детей

Коррекционная направленность занятия.

Формирование правильного произношения звуков

Развитие фонематических процессов

Развитие высших психических функций

Формирование навыков словообразования и словоизменения

Развитие общей и мелкой моторики.

Поведение детей на занятии

Активность детей в процессе занятия

Устойчивый интерес к занятию

Степень овладения навыками

Качество выполнения заданий

Выполнение санитарно – гигиенических требований.

Смена видов деятельности (своевременное и качественное проведение физкультминуток и др.)

Рациональный выбор динамических поз(сидя за столами, сидя на ковре, стоя).

Читайте также: