Что такое модифицированная программа в доу

Обновлено: 02.07.2024

При выстраивании стратегии развития дошкольного образовательного учреждения необходимо, с одной стороны. Учитывать особенности воспитания современных детей и запросы их родителей, а с другой стороны - постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогического коллектива. Сохранить высокий уровень воспитательно-образовательных услуг возможно при грамотно подобранных образовательных программах, высоком профессионализме педагогов, созданных условиях, обеспечивающих качество дошкольного образования.

Современная динамика развития дошкольного образования ставит ДОУ и воспитателей перед необходимостью составления авторских или модифицированных образовательных программ, т.к. существующие программы иногда не отвечают возможностям детского контингента группы или не отражают требования образовательной программы ДОУ (например: региональный компонент). Однако коллектив дошкольного учреждения по разным причинам оказывается не готов к такой сложной деятельности. Возникает противоречие между потребностью в составлении авторских и модифицированных программ и отсутствием необходимых знаний и умений у воспитателей для осуществления этой деятельности. Разрешить данное противоречие можно только через практическую деятельность. Нельзя научиться чему-либо без накопления знаний и навыков.

И так о знаниях: что необходимо знать об авторских программах и их особенностях.

1. В чем отличие авторских и модифицированных программ.

2. Как построить структуру программы.

3. Какова необходимость той или иной программы.

4. С какой целью создается программа.

5. При каких условиях может быть реализована та или иная программа.

6. Как оценить оправданность и эффективность программы.

Авторская программа – это программа разработанная одним автором или авторским коллективом, содержащая новое на настоящий момент направление и (или) содержание учебного плана. Таким направлением в нашем регионе может быть ознакомление с народами ханты и манси, нефтепромыслами или обучение, скажем, математике на основе природных ресурсов нашего края. Таких программ, рекомендованных министерством образования пока нет, а следовательно могут быть авторскими.

Модифицированная программа – это программа, составленная на основе уже существующей или существующих программ в которой автор или авторский коллектив меняют содержание или структуру, с учетом поставленных целей и задач.

Структура программы – это одно из основных требований к любой программе:

1. Пояснительная записка, содержащая актуальность ,цели задачи программы, её новизну и прогнозируемую эффективность, условия реализации программы.

2. Методики и технологии обучения и воспитания по данной программе, сроки обучения, планирование по часам и темам.

3. Мониторинг, включающий предполагаемые результаты и критерии их оценивания.

4. Список используемой литературы.

5. Приложения в виде конспектов, наглядных пособий и пр.

Программа оформляется титульным листом, содержащим название программы, фамилии авторов, указания на кого рассчитана программа.

Необходимость составления той или иной программы вытекает, прежде всего, из уровня профессиональной компетентности педагога, осуществляющего воспитательно-образоательный процесс, его умения работать с каждым конкретным ребенком и с конкретной группой, умения планировать. Прогнозировать результаты и выстраивать оптимальные педагогические способы достижения желаемых результатов. Воспитание ребенка – это творческий процесс, требующий профессиональных знаний и высокой ответственности педагога.

Цель составления авторских программ - это прежде всего возможность каждого педагога реализовать свой творческий и профессиональный потенциал в ответственном деле – воспитании будущего поколения, это все возрастающее качество дошкольного образования. Это возможность удовлетворить социальный заказ родителей и общества на оказание образовательных услуг дошкольным учреждением.

Однако необходимо помнить, что прежде чем какая-либо авторская программа получит право на апробирование и реализацию она должна пройти рецензирование и утверждение. Рецензером программы может быть специалист в данной области, имеющий ученую степень или высшую профессиональную квалификацию и работающий в дошкольном учреждении.

Утверждение на использование программы может осуществляться на педагогическом совете ДОУ или городском методическом объединении. Решение на одобрение программы должно содержать формы и сроки отчетности по результатам апробации программы.

Авторские программы могут быть как комплексными так и парциальными, обеспечивающими основное или дополнительное образование. По объему программы могут быть разными, например, парциальная программа может быть рассчитана, самое меньшее, на 9-12 занятий, а целью её будет расширение какой-либо тематической информации или развития у детей определенных навыков. Так, в рамках развития у детей элементарных математических представлений, может быть включена авторская программа по обучению детей шахматной игре или разгадыванию ребусов и т.п.

Любая авторская программа отражает в первую очередь индивидуальность самого педагога, его интеллект, область интересов, эрудицию и общую образованность. Программа ДОУ свидетельствует о специфике и индивидуальности образовательного учреждения.

Опции формата

Режим просмотра:

Размер текста:

Внешний вид:

Ширина просмотра:

Поиск

Администрации Мордовского района Тамбовской области

Дополнительное содержание (верхнее)

Дополнительные ресурсы (левая колонка)

Дополнительные ресурсы (правая колонка)

Облако тегов

Классификация дополнительных образовательных программ

Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен чётко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить, и для этого целесообразно познакомиться с критериями, которые используются при классификации программ дополнительного образования детей.

Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий её соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задаёт некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.

Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчётные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведёт неудовлетворённость практической ситуацией.

Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и её разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации - в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдаётся сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

Эта классификация встречается практически в любом учебно-методическом пособии по дополнительному образованию детей.* (Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М., 2000. – С. 119.) Критерием выделения данных видов программ является уровень (степень) творческого участия педагога в процессе разработки программы - от простого воспроизведения педагогом её типового варианта, предлагаемого государственным органом управления образованием, до продукта, полностью созданного автором в соответствии с его замыслом и претендующего на оригинальность и новизну.

В соответствии с классификацией образовательных программ дополнительного образования детей по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.

Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся:

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования. В теории интеграции в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Приведённые классификации образовательных программ далеко не исчерпывают их возможного разнообразия в системе дополнительного образования детей.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. От того, как ребёнок проведёт этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения – обеспечить условия для всестороннего развития ребёнка и подготовки его к систематическому обучению в школе. Использование в образовательном процессе физических упражнений, развивающих игр, закаливающих и профилактических мероприятий, способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребёнку полноценно развиваться и проявлять себя в жизни.

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, - воспитание здорового подрастающего поколения. Медицинская диагностика детей дошкольного возраста показывает достаточно высокий уровень распространённости хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний. Всё это вызывает потребность углубленно заняться оздоровлением детей.

В Программе используются малые формы народного фольклора (потешки, прибаутки) для оздоровительных пауз, минуток здоровья, что способствует воспитанию детей в русле национальной культуры, традиций.

Немало важным фактором оздоровления детей является двигательная активность, поэтому подвижным играм в Программе также отводится достаточное внимание.

Оздоровительная работа проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Повседневно проводимые в детском саду и семье закаливающие мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта. Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни.

У детей дошкольного возраста физиологические системы организма имеют относительно небольшие резервы, что важно учитывать при дозировке мероприятий закаливания. Закаливание также предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальное соотношение температуры воздуха в помещениях и одежды, активный двигательный режим.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: создание у детей устойчивой мотивации в сохранении своего здоровья и в потребности вести здоровый образ жизни.

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- формирование знаний о здоровом образе жизни;

- привитие культурно-гигиенических навыков;

Программа позволяет формировать основы физической культуры в дошкольном детстве, и нацелена на гармоничное духовное, психическое и физическое развитие ребенка.

Спортивный зал - среда физического развития, место постоянного общения ребенка со спортом. Развивающая среда спортивного зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым Программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность, создает потребность детей к двигательной активности, к здоровому образу жизни, стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждает к подвижным играм.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо заболеваний. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, степень развития медицинской помощи.

Задача детского сада – научить каждого ребёнка бережно относиться к своему здоровью. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать потребность в здоровом образе жизни. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.

Таким образом, в дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа является одним из важнейших приоритетов воспитательно-образовательного процесса. Поэтому очень важно и необходимо заложить ребёнку основы здорового образа жизни, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически опробованными методиками.

Принцип целостности – выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип концентрического обучения – заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.

Принцип комплектности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип доступности – позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и нагрузок.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу – направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка и обеспечения возможностей сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности – предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Непосредственно образовательный вид деятельности по физкультуре всех типов: традиционные, спортивные досуги, праздники и развлечения, дни здоровья.

2. Познавательные занятия по воспитанию основ здорового образа жизни.

3. Система эффективных закаливающих процедур: хождение по дорожкам здоровья и солевым дорожкам, хождение босиком в летний период, обширное умывание и мытьё рук до локтя прохладной водой, максимальное пребывание на свежем воздухе, воздушные и солнечные ванны.

4. Активизация двигательного режима воспитанников: создание необходимой развивающей среды, проведение подвижных игр, пеших прогулок и экскурсий, строгое соблюдение двигательного режима и режима дня, проведение утренней гимнастики, физкультминуток, минуток здоровья, подвижных игр в свободной деятельности, организация физкультурных праздников и досугов.

5. Использование оздоровительных мероприятий в режиме дня: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, гимнастика после сна, хождение по дорожкам здоровья.

6. Профилактическая работа: кварцевание, проветривание, С – витаминизация третьих блюд, вакцинация против гриппа, закаливание, употребление соков и фруктов (второй завтрак).

1. Снижение заболеваемости.

2. Повышение уровня физической подготовленности (тесты на определение ловкости, тесты на определение гибкости, тесты на определение выносливости, тесты на определение скоростных качеств).

3. Соответствие физического развития возрастной норме.

4. Владение дошкольником старшего возраста двигательной культурой:

-осмысленно относится к достижению точности и правильности выполнения движений;

-развита мелкая мускулатура рук, что позволяет успешно действовать карандашом, ручкой, ножницами;

-способен к двигательной активности в изменяющейся окружающей обстановке;

-имеет представления об основах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

5. Сформированность привычки к здоровому образу жизни :

-знает и соблюдает элементарные гигиенические нормы и правила;

6. Использование сформированных умений и полученных знаний в повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Цель родителей и коллектива дошкольного учреждения вырастить ребёнка физически здорового, инициативного, разносторонне развитого как в художественном, так и эстетическом плане. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становятся приоритетными направлениями работы с детьми.

Задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования в условиях современной жизни особенно важна. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путём внедрения способов и средств неспецефической профилактики заболеваний.

Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления, основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшем. В Программе содержатся методические рекомендации по обучению и воспитанию дошкольников в детском саду, формированию у каждого педагога и ребёнка основ здорового образа жизни.

В результате дети приобретают необходимый объём знаний, умений, навыков, уровень которых определяется в процессе бесед, наблюдений педагогов, решения житейских ситуаций, в заботе о своём здоровье, в деятельности, направленной на укрепление, развитие здоровья, понимания здорового образа жизни, творческое отношение к проблеме здоровья.

1. Физкультурно-оздоровительный :

-организованная образовательная деятельность по физическому воспитанию;

-игры для развития мелкой моторики рук;

-спортивные досуги и развлечения;

-привитие культурно-гигиенических навыков;

-туризм (экскурсии).

-организованная образовательная деятельность;

-игры, направленные на формирование у детей основ здорового образа жизни.

-дорожки здоровья;

-утренний приём на свежем воздухе;

-обширное умывание прохладной водой до локтей;

-хождение босиком в летний период;

-солнечные и воздушные ванны;

-гимнастика после сна.

4. Работа с родителями воспитанников:

Для полноценной профилактической работы и укрепления здоровья ребёнка необходимо, чтобы оздоровительные мероприятия проводились не только в детском саду, но и в домашних условиях. Поскольку существенной положительной динамики показателей здоровья можно достичь только совместными действиями педагогов, медиков и родителей. Программа рекомендует различные виды физкультурно-оздоровительного просвещения родителей:

-беседы и консультации;

-информация в уголках для родителей;

-совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях;

-дни здоровья, дни открытых дверей;

-круглые столы, семинары.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ

Условием обеспечения преемственности в развитии ребёнка является непрерывное образование, которое определяется как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм, организации воспитания и обучения).

Решение проблемы преемственности и результативности непрерывного образования связано с социально-личностным развитием воспитанников, с успешностью их социализации. Это требует создания системы психолого-педагогического, научно–методического, практического взаимодействия педагогического коллектива, направленной на преодоление трудностей адаптационного периода на каждой ступени образования, на основе преемственности содержания, форм и методов, средств обучения, учета возрастных, психолого-педагогических особенностей переходного этапа в развитии и образовании ребенка.

Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка.

Проблема преемственности в образовании в настоящее время стоит как никогда остро.

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием:

-непрерывность развития ребёнка;

-общее развитие ребёнка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

-развитие и укрепление здоровья личности;

-развитие духовно-нравственных убеждений личности;

-развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

-преемственность между воспитателями, воспитанниками и родителями.

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

-создание условий для включения ребёнка в новые социальные формы общения;

-организация и сочетание в единой смысловой последовательности всех видов деятельности;

-подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;

-обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.

ЗДОРОВЬЕ

Интеграция с другими образовательными областями

Чтение художественной литературы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Физкультурно-оздоровительное воспитание детей 3-4 лет осуществляется на яркой эмоциональной основе, т. е. обеспечиваются положительное взаимодействие с окружающими взрослыми и сверстниками и различные виды детской деятельности. Изучение программного содержания осуществляется в процессе дидактических игр, организованной образовательной деятельности, на прогулке, а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах.

Дети 4-6 лет очень активны, проявляют самостоятельность, поэтому педагогу следует насыщать детскую деятельность практическими ситуациями, познанием. Высокая эмоциональность в этом возрасте позволяет развивать у детей сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность, стремление к общению со взрослыми. При этом детей необходимо побуждать задавать вопросы в ходе той или иной деятельности, рассказывать об увиденном, устанавливать разнообразные по содержанию связи: части тела человека, их назначение и гигиена, а также соотносить это со своим здоровьем.

Дошкольники 5-7 лет стремятся к самоутверждению, поэтому воспитатель обязан создать условия для развития самостоятельности у детей в решении своих проблем здоровья, проявлении инициативы, творчества, преодолении трудностей, оценочных суждений о здоровье человека, а также осознания мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья. Организация полноценного здоровье сберегающего обучения и воспитания должна быть основана на взаимодействии педагога с детьми, детей друг с другом, опираясь на сотрудничество, доверие, взаимопонимание, уважение к интересам сверстников, на положительный эмоциональный фон.

Педагог ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребёнка. При проведении здоровье формирующих мероприятий необходимо учитывать, что дошкольник воспринимает всё эмоционально, непосредственно. Поэтому используемые методы должны быть доступными, простыми, образно воспринимаемыми. Они должны пробуждать в ребёнке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их, активно участвовать во всех видах деятельности.

Перед проведением оздоровительных мероприятий педагогу рекомендуется внимательно прочитать конспект и попробовать выполнить все упражнения самому. Чтобы деятельность проходила динамично, можно менять темп проведения различных упражнений. Так, дыхательную гимнастику и упражнения для мелкой моторики рук, пальчиковую гимнастику желательно проводить в спокойном темпе, общеразвивающие упражнения в умеренном темпе. Очень большое значение для концентрации внимания и поддержания интереса детей на протяжении всей деятельности имеет интонационное разнообразие речи педагога. Создание комфортного микроклимата при проведении оздоровительных мероприятий способствует достижению оптимального результата.

Подвижные игры, различные виды оздоровительных пауз, с которыми дети знакомятся на физкультурно-оздоровительных видах деятельности, воспитатели включают и в другие виды деятельности в виде динамических пауз, используют на прогулке. Дорожки здоровья и массажные дорожки, материал для спортивных и подвижных игр воспитатели вместе с родителями изготавливают из подручного, природного и бросового материала.

Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива и родителей воспитанников, понимании важности и значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

Модифицированная программа танцевального кружка 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1.1 Пояснительная записка Программа «Мир.

Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

  • актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
  • прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
  • рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
  • реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
  • контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);
  • чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
  • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
  • коррекция психофизического и умственного развития детей;
  • профилактика асоциального поведения детей и подростков

2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.

3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.

В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.

  • базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов;
  • учитывать уровень развития детей;
  • отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе;
  • включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;
  • раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Виды программ дополнительного образования детей

Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

  • удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; • создание возможностей для творческого развития детей;
  • приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели.

В зависимости от моделей (способов) организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.

Выделяют четыре таких модели:

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.

* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.

Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

Читайте также: