Что такое мелодрама в театре кратко

Обновлено: 04.07.2024

(от греч. melos - песнь, мелодия и drama - действие, драма) - особый муз.-театр. жанр, возникший и получивший распространение в 18 в. в европ. странах. В М. монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, к-рая перемежается с декламацией, а иногда исполняется одновременно с произнесением текста. Возникновение М. было продиктовано эстетич. принципами эпохи Просвещения: стремление к естественной выразительности музыки в тесной связи с развитием драм. мысли. Ранний образец М. создал Ж. Ж. Руссо в лирич. сценах "Пигмалион" (1762, сюжет заимствован из "Метаморфоз" Овидия). Его целью было соединение декламации, пантомимы и инстр. музыки, чутко следующей за развитием психологич. драмы. Руссо отказался от возвышенной декламации старого франц.оперного иск-ва, он стремился к освобождению музыки от оперных условностей и требовал её соответствия каждому душевному движению персонажей. Для этого было ограничено число действующих лиц, и всё внимание сосредоточено на чувствах скульптора, оживляющего статую девушки, и на самом процессе постепенного оживления мёртвой материи силой искусства. Руссо, видимо, лишь наметил характер музыки (сохранились отрывки её); исполнялся "Пигмалион" с музыкой О. Куанье (1770, Лион; впоследствии музыку писали и др. композиторы). Идея М., выдвинутая Руссо, привлекла внимание музыкантов и за пределами Франции. Высокое признание получили М. чешского комп. Й. Бенды "Ариадна на Наксосе" (1774) и "Медея" (1775). Произв. в этом жанре были созданы К. Г. Нефе ("Софонисба", 1782) и др. В России к М. обратился драматург Я. Б. Княжнин. М. "Орфей" на его текст впервые исполнена с музыкой Ф. Торелли (1781), но стала популярной после того, как Е. И. Фоминым была написана новая музыка (исп. в 1792, Петербург). "Орфей" Княжнина и Фомина - один из ярких образцов этого жанра, отличающийся глубокой драм. выразительностью музыки, симф. напряжённостью её развития. В произв. введён хор, завершает его драм. балетная сцена (танец фурий). М. постепенно утрачивает самостоят. значение. Принципы её широко проникают как выразит. средство в оперу, сценич. музыку. В процессе симфонизации оперы, характерном для 19 в., приёмы М. утрачивают своё значение внутри оперного произв., сохраняясь, однако, в музыке к драм. спектаклям ("Манфред" Шумана, "Арлезианка" Бизе, "Пер Гюнт" Грига, "Король Лир" Балакирева и др.). См. также ст. Мелодекламация.

Литература : Глумов A., Историческое развитие мелодрамы, "СМ", 1935, No 1; его же, Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 350-61; Istеl E., J. J. Rousseau als Komponist seiner lyrischen Szene "Pygmalion", Lpz., 1902; его же, Die Entstehung des deutschen Melodramas, В., 1906; Veen J. van der, Le mйlodrame musical de Rousseau au romantisme, La Haye, 1955.

T. H. Соловьёва.

Смотреть что такое МЕЛОДРАМА в других словарях:

МЕЛОДРАМА

чтение текста с сопровождением музыки, с целью усилить впечатление. Идею М. приписывают Ж.-Ж. Руссо. М. встречается эпизодически не только в драмах, но. смотреть

МЕЛОДРАМА

(от Мело. и Драма 1) жанр драматургии; пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морал. смотреть

МЕЛОДРАМА

МЕЛОДРАМА, -ы, ж. 1. Драма с острой интригой, с резкимпротивопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью[первонач. драма с музыкой и пением]. 2. перен. Событие, поведение,окрашенное преувеличенным драматизмом (неодобр.), II прил.мелодраматический, -ая,-ое. смотреть

МЕЛОДРАМА

мелодрама ж. 1) устар. Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой или чередуются с нею. 2) а) Драма с острой интригой, отличающаяся преувеличенной эмоциональностью в противопоставлении добра и зла. б) Произведение такого жанра. 3) перен. Выражение чувств, характеризующееся преувеличенным драматизмом.

МЕЛОДРАМА

МЕЛОДРАМА

мелодрама сущ., кол-во синонимов: 4 • волнушка (9) • гиларотрагедия (1) • драма (33) • мылодрама (4) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: гиларотрагедия, драма. смотреть

МЕЛОДРАМА

МЕЛОДРАМА (от мело. и драм 1) жанр драматургии; пьеса сострой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, м. смотреть

МЕЛОДРАМА

Мелодрама — чтение текста с сопровождением музыки, с целью усилить впечатление. Идею М. приписывают Ж.-Ж. Руссо. М. встречается эпизодически не только в драмах, но и в операх ("Фрейшютц" Вебера, сцена в Волчьей долине; отдельные сцены в "Прециозе" Вебера), а также в музыке к "Эгмонту" — Бетховена, к "Струэнзе" — Мейербера. Одно время в Петербурге пользовалась успехом в концертах мелодекламация, т. е. чтение стихов под аккомпанемент фортепиано. Пропагандистом ее был Г. А. Лишин (см.). Монодрамой называется чтение текста одним лицом под аккомпанемент музыки, дуодрамой — двумя лицами. К концу XVIII столетия слово М. начинает употребляться в ином значении, получившем наибольшее распространение; так называется театральное представление для народа, трагического содержания, с примесью грубого комизма, сопровождаемое танцами и музыкой. Музыка предшествовала выходу действующих лиц и возвещала наступление чувствительных мест. Мало-помалу создался особый род сценических произведений, из которых музыка исчезла, но преобладающим элементом осталось внешне страшное или ужасное, рассчитанное на слезливую сентиментальность. В М. главной целью автора являются эффекты, которым приносится в жертву всякое правдоподобие. Предтечей М. был Вольтер, который находил, что в драме должны найти себе место "великие выражения страстей, все могущественные картины человеческих несчастий, все ужасные черты, проникающие до глубины души", способные "разрывать сердце". Пьесы Вольтера были, по замечанию Франциска Сарсе, посредствующим звеном между М. и лжеклассической трагедией. Не остался без влияния на французский театр слезливый и "страшный" Коцебу. Наиболее характерными представителями М. были Пиксерекур (Pix éré court), Кенье (Caigniez) и Кювелье де Три (Cuvelier de Trye), прозванные в насмешку Корнелем, Расином и Кребильоном М. Успех мелодрам Пиксерекура был громадный. Его произведения выдавались над другими со стороны драматических эффектов, движения, патетических положений и контрастов. Его диалоги действовали могущественно на толпу. В течение более 20 лет "Виктор, или Дитя леса" (1798) привлекал публику. Кенье, не столь неистовый, с менее напыщенным слогом, был для Пиксерекура опасным соперником своими пьесами "Суд Соломона" (1802) и "Сорока-воровка" (1815). Кювелье де Три слабее своих соперников, но столь же плодовит. В М. "30 лет, или Жизнь игрока" (1827) Дино и Дюканж приблизились к естественным сценическим условиям; эта пьеса была сигналом поворота к бульварной драме и возвращения к требованиям если не художественности, то правдоподобия. В России переводная французская М. и переделки ее царили на сцене во второй четверти XIX в. Пьесы эти, при блестящем исполнении (Каратыгин, Брянский, Щепкин, Сосницкий и др.), очень нравились массе, потому что были понятны без усилий и занимательны, не возбуждая горького чувства. Из весьма немногочисленных оригинальных русских М. выдаются произведения Кукольника и драма в стихах К. П. Бахтурина "15 лет разлуки" (1835). Переворот, произведенный в русском театре Островским, изгнал переводную французскую М., но на месте ее появились в 60-х гг. своеобразные пьесы, которые модно назвать бытовой русской М. Таковы пьесы Штеллера ("Ошибка молодости", 1870) и в особенности Дьяченко (см.). Обладая недюжинным знанием сцены, эти писатели весьма ловко облекали незамысловатую обличительную тенденцию и прописную мораль в форму бытовых явлений, а ходульность и фальшь положений прикрывали эффектностью и сценичностью действия. Успеху этих пьес немало содействовала блестящая игра В. В. Самойлова, охотно тратившего свое дарование на воспроизведение лиц дьяченковского репертуара.

МЕЛОДРАМА

МЕЛОДРАМА

ОБЗОР РАЗВИТИЯ М. - Главное место в истории М. займет Франция, в к-рой М. впервые возникла и оформилась в процессе самоопределения буржуазии, ее борьбы с феодализмом и абсолютизмом.

Охранительная в период буржуазной диктатуры М. становится радикально-оппозиционной в период дворянско-монархической реакции (1815-1830), отражая диалектику классовой практики буржуазии в целом, изменяющейся в процессе ее борьбы с другими классами.

Хотя именно к эпохе Реставрации относится расцвет деятельности Пиксрекура, тем не менее даже пьесы этого умеренного и добропорядочного буржуазного драматурга вызывают опасения королевской цензуры, видевшей в М. вообще школу непослушания и мятежа. М. этого периода сплошь и рядом бывает пронизана плебейскими тенденциями. Как всегда в эпохи реакции, зритель эпохи Реставрации своеобразно осмысливал сюжетные коллизии М., придавая политический смысл изображаемой в ней борьбе добра и зла. В то же время эпоха реакции накладывает мрачный, трагический колорит на М., заставляет ее тяготеть к кровавым развязкам, увлекаться историческими и экзотическими темами, уводящими от изображения текущего момента. Так именно в эпоху дворянской реакции М. принимает романтический колорит.

Возникнув и развившись во Франции, М. переносится в соседние страны, где пускает прочные корни, сохраняя ту же идеологическую направленность и образную структуру, что и во Франции. Типологические различия между М. разных европейских стран объясняются в конечном счете теми различиями, к-рые имеются между социально-политическим уровнем буржуазии соответствующих стран.

Афиша спектакля мелодрамы в Александринском театре

Соответственно этому Луначарский призывал советских драматургов использовать классиков М., приветствовал включение в репертуар основных театров старой М. и создание специальных театров, посвященных этому жанру. Отмеченный взгляд Луначарского на М. при правильной тенденции его раздвинуть рамки театрального наследия за пределы упадочно-буржуазной драматургии конца XIX и XX вв. страдал однако рядом серьезных недоговоренностей. Его характеристика мелодрамы абстрактна и под нее свободно укладывалось множество произведений мировой драматургии, не имеющих ничего общего с буржуазной М. и более того - полярно противоположных ей по художественному методу (напр. Шекспир). Суждения Луначарского о М. были подхвачены, временами совершенно искаженно, продолжателями и эпигонами дореволюционного условно-эстетического театра, использовавшими их в своей борьбе с реалистическим театром. М. защищали, пропагандировали и проводили на сцену Ал. Блок, Таиров, Комиссаржевский, Бебутов, Форрегер, Радлов и мн. др.

Библиография:

МЕЛОДРАМА

МЕЛОДРАМА

МЕЛОДРАМА(греч., от melon - песня, и drama - драма). Драма, в которой некоторые места, стихотворные, сопровождаются музыкой, служащей как бы дополнител. смотреть

Perilsofpauline.jpg

Мелодрама (от др.-греч. μέλος — песня и δρᾶμα — действие) — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.

В теоретических работах, посвященных театральным жанрам, выявлен целый ряд атрибутов мелодрамы. Как правило, в драматическом театре термином мелодрама обозначают пьесу или спектакль, отличающиеся запутанной сложной интригой, повышенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, однозначностью нравственной позиции, морально-поучительной направленностью. Язык мелодрамы преимущественно отличается возвышенной риторикой, насыщенной литературными тропами (метафора, гипербола, литота и др.). Однако все эти признаки мелодрамы в полной мере можно отнести и к трагедии, особенно классической — будь то трагедия античная, классицистская или даже трагедия эпохи Возрождения. Если попробовать пересказать фабулу любой пьесы Шекспира, ставшей высочайшим примером мировой классической трагедии (Гамлет, Отелло, Король Лир, Ричард III и т. д.), в этом пересказе неминуемо возникнут и запутанная интрига, построенная на невероятных совпадениях; и избыток роковых страстей; и четко сформулированная мораль. Однако не возникает и тени сомнения в том, что Шекспир, при использовании всего арсенала изобразительных средств мелодрамы, а также — её тематики (справедливость, любовь, принципы, нравственный долг), писал именно трагедии. Таким образом, становится понятным, что говорить следует не о формальных, но о сущностных различиях трагедии и мелодрамы.



Именно мелодрама с её демократическим снижением героев сыграла в 18 в. значительную роль в разрушении канона классицистской комедии и в формировании стилистики романтизма. Жанр мелодрамы формировался во Франции такими драматургами, как Г.де Пиксерекур (Виктор, или Дитя леса, Селина, или Дитя тайны), К. де Три (Фальшивомонетчики, или Месть, Невидимый трибунал, или Преступный сын) и др. Своей вершины жанр мелодрамы достиг в творчестве обоих Дюма — как отца (Антони, Кин, Нельская башня), так и сына (Дама с камелиями). Значительную популярность имела мелодрама и в английском театре: М. Г. Льюис (Привидение в замке), Т.Холкрофт (Глухой и немой, Рассказ о тайне), Д. У. Джерролд (Черноглазая Сюзен), Э.Дж. Булвер-Литтон (Герцогиня де Лавальер, Лионская красавица) и др.

В начале 19 в. переводная мелодрама появилась на русской сцене. Параллельно, в пьесах драматургов Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, Р. М. Зотова, П. Г. Ободовского возникла и русская мелодрама, пользовавшаяся огромной популярностью у всех классов и сословий. Мелодраматические спектакли с одинаковым успехом шли на сценах императорских театров и ярмарочных балаганов, собирая полные залы и постоянно присутствуя в репертуаре наряду с комедиями и трагедиями.

На новый виток своего развития в России мелодрама вышла в первые послереволюционные годы. Этому, несомненно, способствовала ясность и однозначность моральной позиции жанра — в эпоху тотального формирования новой идеологической позиции общества к сложности и полутонам иных жанров власть относилась с большой опаской. Предпринимались попытки внедрения в раннюю советскую мелодраму социальных мотивов, чтобы поставить жанр на службу идеям революции. Особенно примечательно, что первый нарком культуры молодой советской республики, А. В. Луначарский, как драматург работал исключительно в жанре мелодрамы (Поджигатели, Яд, Медвежья свадьба и др.).

В современном театре, с его тенденцией смешения жанров и развития многообразных межжанровых течений, мелодрама практически не встречается. Это вполне закономерно: наивность как мировоззренческая категория уходит в прошлое; черно-белые краски окружающей действительности, так свойственные мелодраме, уступили место многоцветной и пестрой картине мира. Показательно, что даже пьесы А.Арбузова, до сих пор появляющиеся в репертуаре современных театров, переосмысливаются режиссёрами в совершенно иных жанрах — трагикомедии, драмы, трагедии.

МЕЛОДРАМА (от греч. meloz – песня и драма), жанр театрального (драматургического или сценического произведения).

В теоретических работах, посвященных театральным жанрам, выявлен целый ряд атрибутов мелодрамы. Как правило, в драматическом театре термином мелодрама обозначают пьесу или спектакль, отличающиеся запутанной сложной интригой, повышенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, однозначностью нравственной позиции, морально-поучительной направленностью. Язык мелодрамы преимущественно отличается возвышенной риторикой, насыщенной литературными тропами (метафора, гипербола, литота и др.). Однако все эти признаки мелодрамы в полной мере можно отнести и к трагедии, особенно классической – будь то трагедия античная, классицистская или даже трагедия эпохи Возрождения. Если попробовать пересказать фабулу любой пьесы Шекспира, ставшей высочайшим примером мировой классической трагедии (Гамлет, Отелло, Король Лир, Ричард III и т.д.), в этом пересказе неминуемо возникнут и запутанная интрига, построенная на невероятных совпадениях; и избыток роковых страстей; и четко сформулированная мораль. Однако не возникает и тени сомнения в том, что Шекспир, при использовании всего арсенала изобразительных средств мелодрамы, а также – ее тематики (справедливость, любовь, принципы, нравственный долг), писал именно трагедии. Таким образом, становится понятным, что говорить следует не о формальных, но о сущностных различиях трагедии и мелодрамы.

Именно мелодрама с ее демократическим снижением героев сыграла в 18 в. значительную роль в разрушении канона классицистской комедии и в формировании стилистики романтизма. Жанр мелодрамы формировался во Франции такими драматургами, как Г.Пиксерекур (Виктор, или Дитя леса, Селина, или Дитя тайны), К. де Три (Фальшивомонетчики, или Месть, Невидимый трибунал, или преступный сын) и др. Своей вершины жанр мелодрамы достиг в творчестве обоих Дюма – как отца (Антони, Кин, Нельская башня), так и сына (Дама с камелиями). Значительную популярность имела мелодрама и в английском театре: М.Г.Льюис (Привидение в замке), Т.Холкрофт (Глухой и немой, Рассказ о тайне), Д.У.Джерролд (Черноглазая Сюзен), Э.Дж.Булвер-Литтон (Герцогиня де Лавальер, Лионская красавица) и др.

В начале 19 в. переводная мелодрама появилась на русской сцене. Параллельно, в пьесах драматургов Н.В.Кукольника, Н.А.Полевого, Р.М.Зотова, П.Г.Ободовского возникла и русская мелодрама, пользовавшаяся огромной популярностью у всех классов и сословий. Мелодраматические спектакли с одинаковым успехом шли на сценах императорских театров и ярмарочных балаганов, собирая полные залы и постоянно присутствуя в репертуаре наряду с комедиями и трагедиями.

На новый виток своего развития в России мелодрама вышла в первые послереволюционные годы. Этому, несомненно, способствовала ясность и однозначность моральной позиции жанра – в эпоху тотального формирования новой идеологической позиции общества к сложности и полутонам иных жанров власть относилась с большой опаской. Предпринимались попытки внедрения в раннюю советскую мелодраму социальных мотивов, чтобы поставить жанр на службу идеям революции. Особенно примечательно, что первый нарком культуры молодой советской республики, А.В.Луначарский, как драматург работал исключительно в жанре мелодрамы (Поджигатели, Яд, Медвежья свадьба и др.).

В современном театре, с его тенденцией смешения жанров и развития многообразных межжанровых течений, мелодрама практически не встречается. Это вполне закономерно: наивность как мировоззренческая категория уходит в прошлое; черно-белые краски окружающей действительности, так свойственные мелодраме, уступили место многоцветной и пестрой картине мира. Показательно, что даже пьесы А.Арбузова, до сих пор появляющиеся в репертуаре современных театров, переосмысливаются режиссерами в совершенно иных жанрах – трагикомедии, драмы, трагедии.

Французская революция стала тем самым водоразделом, который завершил эпоху Просвещения. Моду в то время задавал как раз французский театр, где царил классицизм: спектакли пропагандировали служение государству, показывали конфликт долга и чувства (долг побеждал с разгромным счетом) и т.д. А самое главное для нас сейчас – существовало четкое жанровое деление: высокий жанр – трагедия и низкий – комедия.

Потом музыкальные номера как-то отмерли, а вот жанр остался. Временами грань между хорошей мелодрамой и драмой даже как-то стиралась, но основные приметы жанра таки оставались, и вот они:

- отсутствие полутонов, четкое деление героев на положительных и отрицательных; часто наличие инфернально плохого злодея;

- Полное несоответствие этих страстей поводу. Например, фильм про Великую отечественную войну вряд ли может быть мелодрамой. А вот фильм, где роковые страсти кипят в мирной деревне, — это она, родимая.

И штампы-то все те же, милые и узнаваемые до жути: похищенные младенцы, подкидыши, коварные разлучницы, вечно невинные героини-жертвы, злобные насильники. В конце побеждает добродетель, либо льются слезы на разрыв аорты.

А теперь вернемся к примерам из начала поста. Мелодрама ли "Москва слезам не верит"? Или фильм "Мачеха"? Нет. Потому что играют актеры бытово, без заламывания рук, без аффектации. И истории рассказываются бытовые, особенно в "Москве", где герои подчеркнуто погружены в привычную зрителю повседневность. Всё это - драмы, семейные драмы, психологические драмы.

И важно еще одно: сюжетная основа сама по себе, отдельно от режиссуры и актеров, не даст нам чистой мелодрамы.

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!

Главной задачей мелодраматических произведений является максимально точное изображение духовного внутреннего мира каждого из персонажей, а также необходимость показать их чувства в специфических обстоятельствах с ярким эмоциональным характером. Наилучший метод решить эту задачу заключается в применении контрастов, к примеру: ненависть и любовь, добро и зло.

Немного истории

Стоит подчеркнуть, что мелодрама, которой было свойственно снижение героев, значительно отобразилась на разрушении установленных канонов классицистической комедии и на формировании уникального стиля романтизма. Французская мелодрама как самобытный жанр обязана своим формированием, становлением и развитием таким драматургам, как Г. де Пиксерекуру, К. де Три и другим. Но пика своей вершины этот жанр достиг в потрясающих произведениях обоих Дюма. На просторах Англии укоренению мелодрамы поспособствовали М.Г Льюис, Т. Холкрофт, Э.Дж. Булвер-Литтон и Д.У. Джерролд.

Читайте также: