Что такое мейнстриминг в инклюзивном образовании в доу

Обновлено: 07.07.2024

Авторы: Полякова Татьяна Сергеевна, Пашкова Мария Владимировна
Должность: воспитатель, заведующий
Учебное заведение: БДОУ города Омска "Детский сад №358 комбинированного вида"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: презентация
Тема: "Инклюзивное образование в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Предоставьте каждому человеку все те права,

Полякова Татьяна Сергеевна

Специально дошкольное образование

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими

возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он

может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то

новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их

ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как

построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную

направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Актуальность

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с

Основа инклюзивного образования - исключение

любой дискриминации детей, которая обеспечивает

равное отношение ко всем людям, но создает особые

условия для детей, имеющих особые образовательные

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного,

среднего, профессионального и высшего образования

Развитие инклюзивного образования – процесс сложный,

многогранный, затрагивающий, помимо научных и

методологических – социальные и административные

ресурсы и требующий кардинальной перестройки

современной системы образования.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ,

тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в

Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и

доказанной эффективностью и результативностью ранней

коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю , общим словом -

включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с

ОВЗ в образовательных учреждениях

Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается,

охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей,

родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:

проведение общих мероприятий,

праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех

уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции

детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой,

этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных

достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста,

принадлежности к той или иной социальной группе социально-

экономического статуса родителей и других различий

Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:

«Временная (точечная)

включается в коллектив

сверстников лишь на

кратковременно в играх

или на прогулке.

включение ребенка в режиме

половины дня или неполной недели,

например, когда ребенок находится

в группе сверстников, осваивая

непосредственно учебный материал

в ходе индивидуальной работы, но

участвует в занятиях по

физической культуре, музыке и др.

вместе с другими детьми

посещение ребенком с ОВЗ

возрастной группы в режиме

полного дня самостоятельно или с

занимается на всех занятиях

совместно со сверстниками. При

этом выбираются задания

различного уровня сложности,

дополнительные игры и

Необходимо понять, что инклюзия –

это не интеграция, это более широкое понятие!

Дети живут вместе в обычной группе детского сада

Специалисты помогают детям.

Обычные группы изменяются.

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка

Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить

Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для

социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии

Равные возможности для каждого!

Мир без границ!

Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса

модернизации образования :

Специфические задачи:

квалифицированная коррекция отклонений в

физическом или психическом развитии

интеграция детей с отклонениями в состоянии

здоровья в единое образовательное

психофизическими особенностями развития

организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной

среды, позволяющих детям с ОВЗ

получить современное дошкольное качественное

образование и воспитание,

гармоничное всестороннее развитие личности;

создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива

Цели и задачи - система задач трех уровней:

коррекционный

- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;

профилактический

- предупреждение отклонений и трудностей в развитии

Развивающий

- оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .

перечисленных

эффективность

инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Техническое оснащение образовательных учреждений;

Разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на

развитие их взаимодействия с инвалидами;

Необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации

детей с ОВЗ в ОУ;

Значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного

Разработка временных атрибутов этапов развития системы, для чего, опираясь на общую

теорию гармонии систем, необходимо введение категории меры, определяющей «… характер

Меры для решения поставленных задач :

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-

волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение

навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная

деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время

практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только

биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей:

ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со

сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !

Немного из истории

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой

стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме

инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все

В США инклюзивные ДОУ стали серьезной альтернативой специализированным. По данным

министерства образования в США более 50 % детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в

государственных инклюзивных ДОУ. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие

детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные

формы инклюзивных ДОУ. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных

регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том

числе: расширение доступа к образованию (widening participation); мэйнстриминг (mainstreaming) -

предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых

программах; интеграция (integration) - приведение потребностей детей с психическими и физическими

нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной

ДОУ . Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение

различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека

как полноправного участника образовательного процесса; включение,

или инклюзия - реформирование детских садов и школ перепланировка

учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям

всех детей без исключения.

В России начали решать проблему социализации детей с ОВ через создание специальных

реабилитационных центров. Основная особенностью такого центра - только здоровые педагоги

общались с детьми-инвалидами.

Первые инклюзивные ОУ появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году

школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). Основная особенность в случае инклюзивного

образования - здоровые дети общаются с детьми инвалидами

В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному

обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные

конференции В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц

с ОВЗ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы

Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести

эти курсы в планы повышения квалификации педагогов ОУ.

Основные проблемы инклюзивного образования в России

Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого

нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих

финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса

слабое методическое обеспечение

ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную

инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при

попадании ребенка с ОВЗ в новые группы

состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в

прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с

особенностями в ДОУ.

кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ;

не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности

недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс

культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся

менталитет общественного восприятия;

Педагогического характера:

рассмотрение развития каждого ребенка как

уникального процесса (отказ от сравнивания

детей друг с другом)

активизация когнитивного развития через

коммуникацию и имитацию

Преимущества инклюзивного образования

Социального характера:

развитие самостоятельности через предоставление помощи;

обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и

Психологического характера:

исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности

Медицинского характера:

исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и

Детские сады компенсирующего вида –

дети одной категории, специалисты, специально

организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады комбинированного вида –

дети разных категорий и дети возрастной нормы,

специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи,

Консультативный пункт)

– дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

дети разных категорий и специалисты.

Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в

режиме полного дня;

Центр игровой поддержки развития (ЦИПР)

Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное

образование:

Модель дошкольного инклюзивного

образовательного учреждения

научно-методический совет ДОУ;

педагогический коллектив инклюзивной

родители, Родительский комитет;

ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и

включал следующие базовые направления:

смена ведущих мотивов деятельности,

развитие эмоционально-делового и предметного общения,

развитие и активизация общих движений,

развитие предметных действий и предметной деятельности,

развитие наглядно-действенного мышления,

интенсивное накопление пассивного словаря,

стимуляция активной речи,

овладение различными навыками в процессе подражания,

становление представлений о себе,

формирование предпосылок к конструктивной

и изобразительной деятельности

закрепление навыков самообслуживания

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ

Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ

программами реализуемыми в ДОУ.

компетентностей в различных видах детской деятельности

Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;

Индивидуальная программа обучения (ИПО);

Компетентный подход и инклюзивное образование.

Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их

способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше

внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме

Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ

Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут

интересны и доступны каждому из участников группы.

Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во

взаимодействии с другими детьми. .

Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка

индивидуальные занятия со специалистами

активные действия в специально организованной среде

- свободная игра в групповом

помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми

праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Формы инклюзивного образования

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных

формах образования

Беседы и чтение художественной литературы,

моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры ,

индивидуальные занятия со специалистами,

активные действия в специально организованной среде (свободная игра в

групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми,

проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса

формирование навыков саморегуляции и самообслуживания

с родителями

тематические родительские собрания и консультации

доступная информация о работе по инклюзии

с педагогами

массовых групп

педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений

посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы

родительские

комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие

занятия, музыкальные занятия,

консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,

обсуждение волнующих родителей проблемы,

информационную и психологическую поддержка.

выходного дня.

являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Инклюзивное образование в России и за рубежом

Киселёва Елена Владимировна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №277 Санкт-Петербурга

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей, и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

К сожалению, в России понятия "инклюзия" и "инклюзивное образование" не знакомы широкому кругу общественности. Хотя в развитых странах эти термины не только известны, но и закреплены законодательно, а само образование поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ).

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

По данным опроса ЮНЕСКО (1989 г.) установлено, что ¾ стран (43 из 58 опрошенных) признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Изучение проблем интеграции отнесено к приоритетным направлениям научных исследований в более чем половине всех стран, участвовавших в опросе.

В недавней истории образовательной политики США и Европы получили своё развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (wideningparticipation), интеграция, мейнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion).

Мейнстриминг относится к такой стратегии, когда ученики с инвалидностью общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, а если они даже и включены в классы массовой школы, то прежде всего для того, чтобы повысить свои возможности социальных контактов, но не для достижения образовательных целей.

Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей-инвалидов (причём ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети).

Инклюзия – это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.

Инклюзивные школы нацелены на принципиально новые образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. (1) Этот ценностный императив, очевидно, показывает, что все члены школы и общества связаны между собой, и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и усиливают друг друга, когда принимают решения по поводу процессов в аудитории. (2)

Педагоги, работающие в школах на принципах инклюзии, принимают на себя следующую ответственность: обучать всех учеников, которые к ним приписаны; принимать гибкие решения в вопросах преподавания и осуществлять их мониторинг; обеспечивать обучение в соответствии с типичной учебной программой, адаптируя детали в том случае, когда прогресс, достигаемый детьми, отличается от ожидаемого. Они должны уметь преподавать для разнообразной аудитории, координировать поддержку для учащихся, требующих более интенсивных услуг, чем те, что предоставляются их сверстникам. Деятельность учителя постепенно трансформируется, появляется желание:

1) взаимодействовать с учениками, отличающимися от своих сверстников;

2) освоить навыки, необходимые для обучения всех школьников;

3) изменить свои установки в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

2) включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в кооперативное научение и групповое решение задачи;

4) использовать активные стратегии – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Липски и Гартнер (3) считают, что учителя способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами. Учителя вовлекаются в разнообразные интеракции с учениками, так что узнают каждого индивидуально. Кроме того, учителя участвуют в широких социальных контактах вне школы, в том числе с обучающими ресурсами и родителями.

В ряде стран мира, начиная примерно с 1970-х годов, ведётся разработка и внедрение пакета нормативных актов в отношении расширения образовательных возможностей инвалидов.

М. Рейнольдc(6) пишет историю специального образования как постепенного прогресса по включению учащихся с инвалидностью в систему массовой школы — в отношении расположения школ, принципов отбора. Этот исследователь утверждает, что улучшение обучения в условиях массовой школы приведет к уменьшению числа детей, направляемых в спецклассы и спецшколы, а также то, что во многом программы, предоставляемые для учащихся с разными видами инвалидности, не отличаются от программ, по которым учатся так называемые дети в ситуации риска. Кроме того, он полагает, что сегодня в американском обществе фиксируется стабильный рост интереса к реструктуризации школ таким образом, чтобы они могли включать всех учащихся.

В 1962 году Рейнольдс предложил (7), а затем И.Дено усовершенствовал (8) понятие каскада сервисов. Этот каскад, или континуум, представляет модель для конструирования услуг по удовлетворению потребностей отдельных учащихся и ранжируется от обучения при больнице и домашнего обучения до спецшкол, спецклассов и, наконец, обычных классов массовой школы.

Понятие инклюзии (включения) было введено в теорию и политику современного образования благодаря работам г-жи Мадлен Уилл, экс-ассистента госсекретаря департамента образования США.

По её мнению принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся с инвалидностью должен соответствовать континуум сервисов, в том числе такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Это понятие обозначает следующий шаг по сравнению с интеграцией и мейнстримингом. Инклюзивные школы обучают всех детей в классах и школах по месту жительства. Этот принцип означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад; 3) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 4) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность.

Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте в принципе уже был предопределен тем, что Россия ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов:

- Декларация прав ребенка (1959);

- Декларация о правах умственно-отсталых (1971);

- Декларация о правах инвалидов (1975);

- Конвенция о правах ребенка (1975).

Но чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциальные условия для реализации прав инвалидов. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно.

Специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся в медицинских и педагогических услугах, а с другой - препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы. Гуманистической альтернативой выступает интегрированное, или инклюзивное (совместное), обучение, позволяющее существенно сократить процессы маргинализации детей с инвалидностью (10). Инклюзивное образование в процессе своего внедрения может столкнуться не только с трудностями организации так называемой безбарьерной среды (наличие пандусов, одноэтажный дизайн школы, введение в штаты сурдопереводчиков, переоборудование мест общего пользования), но и с трудностями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять интеграцию.

Интегрированное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики. Но в связи с этим для подобной реформы образовательной системы существует целый ряд препятствий, среди которых неприспособленность школьной среды, неподготовленность педагогических кадров и неадекватность финансирования системы образования.

Сегодня эта актуальная проблема обсуждается недостаточно, хотя некоторые учебные заведения действуют с опережением, предвосхищая централизованные реформы, которые уже не за горами. По данным Министерства образования РФ, несмотря на экономические и социальные трудности, в системе высших заведений ведется работа по созданию условий доступности высшего профессионального образования для инвалидов. Но пока еще не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, не разработаны механизмы материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей в условиях интегрированного обучения. Очевидно, вузам следует развернуть более активную деятельность по обеспечению доступности высшего образования для инвалидов, созданию безбарьерной среды и разработке новых технологий обучения. Для этого должна быть разработана концепция федеральной системы интегрированного среднего и высшего профессионального образования инвалидов, а также соответствующее нормативно-правовое обеспечение сопровождения профессионального образования инвалидов и рекомендации по составлению штатного расписания школ и вузов, где учатся инвалиды.

Список использованной литературы

2. Salisbury СL., Palombaro M. M, Hollowood W. M. On the nature and change of an inclusive elementary school // The Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 1993. № 18. P. 75-84.

3. Lipsky D. К., Gartner A. Achieving full inclusion: Placing the student at the center of educational reform // W. Stainback and S. Stainback (Eds). Controversial issues confronting special education: Divergent perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 1991. P. 3-13.

4. Mercer J. R. The meaning of mental retardation // R. Koch and J. СDobson (Eds). The mentally retarded child and family. New York: Brunner/Mazel, 1971.

6. Reynolds M. An historical perspective: The delivery of special education to mildly disabled and at risk students // Remedial and special education. 1989. № 10 (6). P. 7-11.

7. Reynolds M. A framework for considering some issues in special education // Exceptional children. 1962. №28. P. 367-370.

8. Deno E. Special education as developmental capital // Exceptional Children. 1970. № 54 (2). P. 229-237.

9. Материалы к заседанию Государственного Совета РФ 29.08.2001 г. М: УНИКУМ-ЦЕНТР, 2001.

10. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.

Актуализация и инклюзивность - это концепции, которые используются в образовании, особенно в обучении учащихся с ограниченными возможностями. В 1975 году Конгресс принял закон, который требовал, чтобы все студенты получали образование, по крайней мере, в ограниченных условиях. По сути, этот закон был законом, предназначенным для обучения студентов-инвалидов. Мейнстриминг - это концепция, которая возникла из этого закона, а инклюзия является довольно новой концепцией для достижения той же цели обучения учащихся с особыми образовательными потребностями. Хотя оба они заявляют о необходимости обучать детей с ограниченными возможностями с нормальными детьми, существуют различия в концепциях интеграции и интеграции, о которых мы будем говорить в этой статье.

Актуализация

Мейнстриминг - это концепция, которая считает, что удаление учащихся с ограниченными возможностями из обычных классов приводит к системе, в которой необходимы два класса, и оба они неэффективны. В этой практике студенты-инвалиды обучаются в обычных классах. Наименее ограничительное образование основано на предпосылке, что учащихся-инвалидов следует привлекать к общеобразовательной школе и в максимально возможной степени обучать наряду с обычными учащимися. Принятие во внимание считает, что учащихся с ограниченными возможностями не следует ограничивать специальными классами в защищенной среде и что они должны быть включены в основное русло образования, позволяя им учиться в обычных классах.

Включение

Инклюзия относится к последнему подходу к обучению студентов с ограниченными возможностями, и он очень похож на мейнстриминг, поскольку он предполагает обучение таких учащихся вместе с нормальными учащимися без инвалидности, насколько это возможно. Практика включения является более комплексным подходом, чем внедрение. Однако существует множество вариантов включения, чтобы иметь четко определенную концепцию. В целом, следует понимать, что остается ситуация, когда студенты-инвалиды пытаются обучать обычных студентов в одних и тех же классах, обеспечивая поддержку особых образовательных потребностей студентов-инвалидов, когда это необходимо. Ощущалась потребность в инклюзии, поскольку все большее число общеобразовательных школ указывали на то, что они рассматривают детей с особыми потребностями как разные, и даже сообщали о плохом поведении с выходящими детьми-инвалидами.

Проще говоря, инклюзия означает образование для инвалидов в обычных классах без какой-либо дискриминации со стороны учащихся и учителей. Это также означает, что учащихся с особыми потребностями не нужно помещать в те же классы, что и обычные учащиеся, 100% времени, поскольку есть доказательства, подтверждающие, что учащиеся с ограниченными возможностями получают больше пользы, когда помещаются в автономные классы.

Резюме

Хотя цель как включения, так и включения состоит в обучении детей с ограниченными возможностями в наименее ограничивающей среде, существуют различия в подходах; инклюзия более чувствительна к особым потребностям инвалидов и более комплексна. Мейнстриминг пытается относиться к инвалидам наравне с обычными, нормальными учащимися и проводит обучение инвалидов, насколько это возможно, в обычных классах. Тем не менее, было видно и на собственном опыте, что были случаи дискриминации со стороны учащихся и даже учителей даже в школах, которые гордятся тем, что их называют общеобразовательными школами. Кроме того, есть свидетельства того, что студента-инвалида действительно не нужно обучать 100% времени в обычных классах, поскольку они получают больше пользы, когда помещаются в автономные классы для инвалидов. Это причина, по которой возникла необходимость принять опрометчивое сочетание двух подходов в интересах студентов-инвалидов.

В любом случае, было обнаружено, что интеграция подходит для учащихся с ограниченными возможностями, которые могут работать на уровне, близком к среднему по сравнению с обычными учащимися классной комнаты, тогда как включение хорошо работает для инвалидов, которым требуются системы поддержки и системы, в которых они не должны выполнять требуемый уровень навыков.

Концепция инклюзивного образования, будучи достаточ­но сложным социально-образовательным конструктом, тре­бует некоторого прояснения и формулирования основных по­ложений и правил. Прежде всего, необходимо определить, в чём состоит различие между обычным образованием, инклю­зивным образованием и другими формами обучения детей с особенностями развития.

Основные различия в формах предо­ставления образовательных услуг в специальной и в общеобразовательной школах для детей с особенно­стями развития заключаются в ключевой проблеме - кто адаптируется: ребёнок к образовательной системе, или система к потребностям ребёнка.

Расширение доступа к образованию детей с инвалидно­стью в рамках общей школы может осуществляться с исполь­зованием различных подходов:

- Специальные подразделения (классы)

Инклюзия в образовании включает в себя:

· Признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов.

· Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся.

· Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.

· Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности.

· Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы.

· Различия между учениками - это ресурсы, спо­собствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.

· Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ.

· Признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в обществе. Эти концептуальные положения инклюзивного образовательного процесса формируют правила инклюзивной школы:

Читайте также: