Что такое мегарон кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мегарон — самый простой тип древнегреческого храма в антах: на переднем фасаде имеет закрытый ордер в один ряд колонн. Иными словами, прямоугольная постройка с портиком в торце и расположенным за портиком залом с очагом в центре.

Связанные понятия

Толос, фолос (др.-греч. θόλος) в древнегреческой архитектуре — круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. В греческую эпоху толосы часто были культовыми сооружениями (например, асклепион в Эпидавре), однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись. Роберт Грейвс отмечает, что греческие подземные толосы, использовавшиеся.

Микенская цивилизация или Ахейская Греция — культурный период в истории доисторической Греции с XVI по XI век до н. э., бронзового века, часть крито-микенской культуры. Получила своё название по городу Микены на полуострове Пелопоннес. Другими важными полисами этого периода были Аргос, Тиринф и Пилос. В противоположность минойцам, культура которых достигает расцвета благодаря мирному существованию и оживлённой торговле, микенцы были завоевателями.

Упоминания в литературе

Античный мир познает новый тип жилища – отдельно стоящее прямоугольное здание с двускатной крышей, или мегарон . Строительные нормы, заложенные еще в Персии, подхватывают зодчие Микен и Крита. В этих государствах мегарон послужил основой для проектирования общественных зданий: дворцов, храмов, акрополей и усыпальниц. На Крите появляется, а вернее, получает дальнейшее развитие такое понятие, как световой дворик, сооружаемый для улучшения инсоляции залов, переходов и других помещений дворца критского царя.

Дом имеет отличительные черты: он стоит на некотором отдалении от других зданий, в торце у него имеется портик и дверной проем, в доме – единственная комната прямоугольной формы с очагом в центре. Некоторые его дома-современники, а также предшественники периода Трои Iа, вероятно, принадлежали к домам такого же типа, и их смело можно считать предтечами более крупных сооружений Второго города, которые Дёрпфельд назвал мвгароны IIА, IIБ и IIТ. Иногда ученые высказывали предположения, что идею мегарона в эгейские государства принесли с собой пришедшие с севера завоеватели. Но, каково бы ни было его происхождение, этот конкретный тип строения, как показывают недавно обнаруженные в Трое свидетельства, прочно укрепился в северо-западной части Малой Азии в самом начале раннего бронзового века, и теория его европейских корней не выдерживает критики.

Важнейшим элементом винчанской археологии являются дворцы-мегароны. Общая площадь винчанского мегарона равна 150–200 кв. м. (Даже площадь дворца правителя среднеэлладской эпохи не превышала 130 кв. м.) Но и обычные дома Винчи представляют собой большие, просторные строения со многими комнатами. В наличии были высокоразвитые ремесла: медеплавильные, гончарные, косторезные и др. производства. Укрепления винчанцев представляли собой довольно-таки сложные фортификационные сооружения, которые состояли из валов, рвов, палисадов, стен из камня. Валы имели круглую форму, что предполагает наличие центральной планировки и радиусной застройки. Для этой страны было присуще наличие развитого городского хозяйства.

Искусство эпохи неолита в Эгейском бассейне. Архитектура неолита и халколита: поселения в Неа-Никомедии и Димини – сравнительная характеристика, мегарон и его роль в развитии древнегреческой архитектуры. Изобразительное искусство Эгейского мира эпохи неолита и халколита: простая и декорированная керамика с сюжетами земледельческого круга, мелкая пластика и ее связь с культом плодородия. Общая характеристика эпохи бронзы в Эгейском бассейне, особенности развития изобразительного искусства и архитектуры в эпоху ранней бронзы, основные центры.

Связанные понятия (продолжение)

Лерна (др.-греч. Λέρνη) — историческая местность в классической Греции, известная своими родниками и бывшим озером близ восточного побережья Пелопоннеса, к югу от Аргоса. Находилась невдалеке от современной деревни Мили в Арголиде около залива Арголикоса. Лерна известна в греческой мифологии благодаря такому персонажу, как Лернейская гидра, которую убил Геракл. Карстовые источники сохранились до настоящего времени, тогда как озеро уменьшилось в XIX веке до размеров небольшой лагуны, а затем пересохло.

Прона́ос (от др.-греч. τὸ προνάον) — открытая или закрытая пристройка перед входом в храм, передняя, проходная часть античного храма, прихожая, дословно: предзал. Говоря иными словами, пронаос — это преддверие храма; полуоткрытая часть античного богослужебного здания между входным портиком и наосом (целлой). Спереди пронаос часто ограждается двумя колоннами, с боков — стенами в виде антов.

Храм Ники Аптерос (бескрылой победы) — древнегреческий храм на афинском Акрополе, находящийся на юго-западе от Пропилей и стоящий на пиргосе — небольшом выступе скалы, укрепленным восьмиметровой подпорной стенкой.

Пи́фос (др.-греч. πίθος), в Древней Греции — большой керамический сосуд (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья, в особенности в культурной области Эгейского моря, включая остров Крит. Производство пифосов требовало от гончара специальных навыков.

Ложный свод — приём кладки в архитектуре, при котором образуется подобие сужающегося, сводчатого потолка.

Циклопи́ческая кла́дка — конструкция, состоящая из больших тёсаных каменных глыб, подогнанных друг другу без связующего раствора. Валуны могут казаться вовсе необработанными, промежутки между камнями заполнены мелкими камнями. Устойчивость всего сооружения достигается только силой тяжести каменных глыб.

Áкрополь (др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Акрополь — место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город, населённый земледельцами. Являлся крепостью и служил убежищем для граждан в военное время.

Анте́фикс или Антефи́кса (от лат. antefixus) — название вертикально поставленной пластины, плиты или плитки из керамики (дерева, мрамора, гранита или другого камня), прикреплённой на нижней точке кровли (чуть выше карниза) в качестве естественной преграды (рассекателя струй) для облегчения отвода стока воды. В более поздние времена, с постепенным развитием прикладных искусств и строительных технологий, в древнегреческой и римской архитектуре антефикса приобрела, кроме утилитарного, самостоятельное.

Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. Достижения греков в области архитектуры, скульптуры, вазовой живописи, ювелирного искусства, поэзии, театрального искусства, науки (астрономии, геометрии, физики, зоологии, медицины, психологии, логики, политологии, искусствоведения, риторики, экономики, истории, географии) и государственного устройства в этот период столь велики, что вызывали и вызывают стремление подражать им, брать за образец. Именно поэтому.

Аго́ра́ (др.-греч. ἀγορά) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами).

Хрисоэлефантинная скульптура (от греч. χρυσός — золото и ελεφάντινος — слоновая кость в род.п.; вариант — хризоэлефантинная) — скульптура из золота и слоновой кости. Была характерна для античного искусства (преимущественно колоссальные статуи богов). Состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнажённое тело; из золота исполнялись одежда, оружие, волосы.

Пропиле́и (др.-греч. προπύλαιον, от др.-греч. προ — перед и др.-греч. πύλαι — ворота) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо (главным образом — священном) участке (позднее — в архитектурном ансамбле или в дворцово-парковом комплексе). Большинство пропилей в античное время представляли собой торжественно устроенные въезды или входы на участки храмов или административных зданий, и примыкали к ограде или крепостной стене.

Ла́брис (др.-греч. λάβρυς) — древнегреческий двусторонний боевой или церемониальный топор. Римлянам был известен как bipennis.

Полигональная кладка (греч. πολλά — много и γωνία — угол). Тип кладки, выполненный из притёсанных друг к другу многоугольных камней, состыкованных под произвольными углами. Полигональная кладка относятся к системно-культурным кладкам и подразделяется на монолитную (используются камни одной горной породы), полилитную (разные горные породы, либо камни одной породы, но разных расцветок) и декоративную (комбинированную).

Ложная дверь — подобие двери, с наличником, в котором дверной проём, будучи заложен, является неглубокой нишей. Может быть вырезана или нарисована на стене. Распространённый архитектурный элемент в гробницах Древнего Египта и Донурагической Сардинии. Позже ложные двери также встречаются в этрусских гробницах, а во времена Древнего Рима их использовали в интерьерах жилых домов и гробницах.

Керамик, Керамейко́с (др.-греч. Κεραμεικός) — один из районов Афин, знаменитое древнее кладбище в Древних Афинах. В античные времена вокруг кладбища селились гончары, что и обусловило название кладбища. Квартал Керамик был известен в древние времена как крупный центр производства аттической керамики.

Мето́па (μετόπη — пространство между глазами) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами. Метопы имели квадратную форму и нередко украшались рельефами, которые в древнегреческой архитектуре носили сюжетный характер, а впоследствии — декоративный. Иногда в качестве украшения использовалась живопись.

Треножник (др.-греч. τρίποδος ; Tripodion) — металлический котёл с тремя ножками, а также любая утварь на трёх подставках. В домашнем хозяйстве треножник применялся для разогревания воды и пищи. Изготовлялся из различных материалов, мог быть культовым предметом, призом в борьбе, священным даром богам (например Аполлону). Треножники находили применение в архитектуре в качестве декоративного элемента (акротерий). В Дельфах треножник использовался как сиденье для пифии. В геометрическом периоде преобладали.

Римская Греция — период греческой истории после победы Рима над коринфянами в битве при Коринфе в 146 г. до н. э. до переименования города Византия в 330 году в Новый Рим, позднее Константинополь, римским императором Константином I и переноса в него столицы Римской империи.

Погребальная камера, или погребальная комната — часть погребального сооружения, куда непосредственно помещается гроб, саркофаг, погребальный сосуд с прахом или само тело усопшего. К погребальным камерам по типу можно отнести мегалитические захоронения эпохи энеолита в Европе.

Лекиф (др.-греч. λήκυθος) — древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V веке до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка.

Гипподром (др.-греч. ἱππόδρομος, от ἵππος — лошадь и δρόμος — бег, площадь для состязаний в беге) — у древних греков и римлян — место, специально предназначенное для проведения конных состязаний, гонок колесниц.

Ступенчатая пирамида — архитектурное сооружение, в котором используются плоские платформы или ступени, постепенно уходящие вверх и образующие форму близкую к геометрической пирамиде. Ступенчатые пирамиды это сооружения характерные для нескольких культур, которые на протяжении всей истории строили их. Как правило подобные сооружение большие и выполнены из нескольких каменных слоёв. Данный термин относится к пирамидальным сооружениям, которые появились независимо друг от друга в разных цивилизациях.

Гимна́сий (др.-греч. γυμνάσιον от др.-греч. γυμνάς — обнаженный, др.-греч. γυμνασία — упражнение, практическое учение, практика) — воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции.

Синойкизм (др.-греч. συνοικισμóς, от συνοικιζσμóςω — вместе заселяю) — в Древней Греции объединение нескольких первичных общин в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию органов центрального управления полисом.

Курос (др.-греч. κοῦρος) — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.).

Иони́йцы, или ионя́не (др.-греч. Ἴωνες, греч. Ίωνες) — одно из главных древнегреческих племён. Название получили от легендарного героя Иона, считавшегося родоначальником племени. Занимали территорию Аттики, часть о. Эвбея, другие острова Эгейского моря, за исключением Лесбоса, Родоса и Тенедоса (Бозджаады). В XI—IX вв. до н. э. ими были колонизированы средняя часть западного побережья Малой Азии (область Иония), потом побережья Чёрного и Мраморного морей. Ионийский диалект получил широкое распространение.

Одео́н (др.-греч. Ὠιδεῖον или др.-греч. ᾠδεῖον) — здание для проведения певческих и музыкальных состязаний, построенное в Афинах при Перикле. Впоследствии использовалось для различных общественных целей.

Богиня со змеями — тип вотивных женских статуэток с пресмыкающимися в руках, датируемых примерно 1600 г. до н. э. Находки относятся к крито-минойской цивилизации и найдены в ранних слоях Нового Дворца в Кноссе. Всего известно два предмета.

Ги́дрия (др.-греч. ὑδρία), иначе кальпида (κάλπις) — древнегреческий керамический сосуд, кувшин для воды, который иногда также использовался как урна для хранения пепла усопших. Гидрии также использовались для жеребьёвки при голосовании.

Архитектура Древнего Египта - тип архитектуры цивилизации Древнего Египта, развившейся вдоль побережья Нила в условиях жаркого климата и определённого растительного мира. На протяжении многовековой истории отличается консерватизмом.

Пела́сги, уст. пелазги (др.-греч. Πελασγοί) — имя, которым древнегреческие авторы именовали народ (или всю совокупность народов), населявших Грецию до возникновения Микенской цивилизации (в так называемый элладский период греческой истории), а также существовавшие некоторое время после прихода греков.

Пря­мо­уголь­ное в пла­не вы­тя­ну­тое зда­ние с ан­та­ми и 1-2 стол­ба­ми пе­ред вхо­дом (про­об­раз пор­ти­ка). Имел очаг в цен­тре и ды­мо­вое от­вер­стие в кров­ле. При зна­чительных раз­ме­рах внутреннее по­ме­ще­ние де­ли­лось стол­ба­ми на 2-3 не­фа.

Мегарон сло­жил­ся как жи­лая по­строй­ка в не­оли­те - брон­зо­вом ве­ке (V-II-е тысячелетие до н. э.) на Бал­ка­нах (Ди­ми­ни), ост­ро­вах Эгей­ско­го моря и в Ма­лой Азии (Бей­дже­сул­тан, Троя). Мно­го­чис­лен­ны мегароны эгей­ской куль­ту­ры, в т. ч. вхо­див­шие в ком­плек­сы двор­цов Кнос­са, Ма­лии, Пи­ло­са, ак­ро­по­ля Ти­рин­фа и др. К ти­пу мегарон (но без оча­га) от­но­сил­ся храм в Элев­си­не. Мегарон ока­зал ре­шаю­щее влия­ние на раз­ви­тие ан­тич­ной хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ры.

(грея, megaron), тип дома, состоящего из прямоугольного помещения, боковые стены которого продолжены в сторону входа и образуют портик, иногда колонный (рис. 91). В центре помещения обычно находится большой очаг, у задней или между боковыми стенами устраивались дополнительные комнаты. Форма М. появляется в Трое в середине 3-го тысячелетия до н.э. и существует на территории Турции в более поздние времена. Известна в Греции уже в период Сескло и получает развитие в микенских дворцах.


Археологический словарь. — М.: Прогресс . Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Перевод с английского Г.А.Николаев . 1990 .

Смотреть что такое "Мегарон" в других словарях:

Мегарон — (греч. mйgaron, букв. большой зал), тип здания (в том числе жилища), сложившийся в эпоху эгейского искусства (3 2 е тысячелетие до н. э.). Мегарон прямоугольная постройка с портиком в торце, ограждённым с боков выступами продольных стен.… … Художественная энциклопедия

МЕГАРОН — (греческое megaron, буквально большой зал), тип древнейшего греческого жилища (3 2 го тысячелетия до нашей эры): прямоугольный зал (иногда разделен 1 2 продольными рядами столбов) с очагом и входным портиком … Современная энциклопедия

МЕГАРОН — (греч. megaron букв. большой зал), тип древнейшего греческого жилища (3 2 е тыс. до н. э.): прямоугольный зал (иногда разделенный 1 2 продольными рядами столбов) с очагом и входным портиком … Большой Энциклопедический словарь

мегарон — сущ., кол во синонимов: 1 • жилище (71) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Мегарон — (греч. megaron, букв. – большой зал) – тип древнейшего греческого жилища (III – II тыс. до н.э.), прямоугольный зал (иногда разделенный 1 2 продольными рядами столбов) с очагом и входным портиком. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

Мегарон — (греческое megaron, буквально большой зал), тип древнейшего греческого жилища (3 2 го тысячелетия до нашей эры): прямоугольный зал (иногда разделен 1 2 продольными рядами столбов) с очагом и входным портиком. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мегарон — Схема древнегреческого храма типа мегарон Мегарон ( … Википедия

Мегарон — (греч. megaron, буквально большой зал), тип здания (в том числе жилища), сложившийся в эпоху Эгейской культуры (3 2 тысячелетия до н. э.). Мегарон прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков… … Строительный словарь

Мегарон — (греч. megaron, буквально большой зал), тип здания (в том числе жилища), сложившийся в эпоху Эгейской культуры (3 2 тысячелетия до н. э.). Мегарон прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков… … Архитектурный словарь

мегарон — (греч. mégaron, буквально большой зал), тип древнейшего греческого жилища (3 2 е тысячелетие до н. э.): прямоугольный зал (иногда разделённый 1 2 продольными рядами столбов) с очагом и входным портиком. * * * МЕГАРОН МЕГАРОН (греч. megaron, букв … Энциклопедический словарь

мегарон — (гр. megaron букв. большой зал) тип здания, сложившийся в Др. Греции в 3 2 тысячелетии до н. э. прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков выступающими концами стены, а спереди столбами; за… … Словарь иностранных слов русского языка


Мегарон. Храм А в Принии на острове Крит (7 в. до н. э.): а – реконструкция фасада (по Л. Пернье); б – план.

МЕ́ГАРОН (греч. μέγαρον ), древ­ний тип по­строй­ки в Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье. Пря­мо­уголь­ное в пла­не вы­тя­ну­тое зда­ние с ан­та­ми и 1–2 стол­ба­ми пе­ред вхо­дом (про­об­раз пор­ти­ка ). Имел очаг в цен­тре и ды­мо­вое от­вер­стие в кров­ле. При зна­чит. раз­ме­рах внутр. по­ме­ще­ние де­ли­лось стол­ба­ми на 2–3 не­фа . М. сло­жил­ся как жи­лая по­строй­ка в не­оли­те – брон­зо­вом ве­ке (5–2-е тыс. до н. э.) на Бал­ка­нах ( Ди­ми­ни ), ост­ро­вах Эгей­ско­го м. и в Ма­лой Азии ( Бей­дже­сул­тан , Троя). Мно­го­чис­лен­ны М. эгей­ской куль­ту­ры , в т. ч. вхо­див­шие в ком­плек­сы двор­цов Кнос­са , Ма­лии, Пи­ло­са , ак­ро­по­ля Ти­рин­фа и др. К ти­пу М. (но без оча­га) от­но­сил­ся храм в Элев­си­не . М. ока­зал ре­шаю­щее влия­ние на раз­ви­тие ан­тич­ной хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ры.

Ме́гарон (др.-греч. μέγα ρον — большой зал) — тип древнегреческого жилого дома периода III—II тыс. до н. э. эгейской цивилизации, в частности крито-микенской культуры, бронзового века, распространённый на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии [1] .

Руины мегарона в Микенах, вид из главного зала (круглый очаг виден на переднем плане) через переднюю и крыльцо.

Руины мегарона в Микенах, вид из главного зала (круглый очаг виден на переднем плане) через переднюю и крыльцо.

Мегароны представляли собой глинобитные строения (из сырцового кирпича с рубленой соломой для прочности) и конической соломенной крышей. В раскопках древних Тиринфа и Микен обнаружены остатки фундаментов круглых и овальных в плане жилых домов. Б. Р. Виппер, анализируя результаты археологических исследований, отрицает преемственность прямоугольных в плане жилищ от круглых и овальных. Однако все типы, вероятно, имели широкое распространение [2] .

Перед мегароном устраивали большой огороженный двор. Таким образом тип архаичного жилища постепенно превращался в царский дворец. В нём уже не готовили пищу и не спали; очаг становился культовым жертвенником. Такой мегарон был наполовину дворцом и наполовину храмом. В мегаронах совершали жертвоприношения, принимали почётных гостей и устраивали царские пиры.

Читайте также: