Что такое матрица что такое двоичная матрица в информатике определение кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок-лекция в 9 классе

Тип урока: урок-лекция .

Цель: дать четкое понятие табличным информационным моделям.

дать представление о таблицах, матрицах, двоичной матрицы;

познакомить учащихся с типами таблиц;

научить различать таблицы различных типов;

изучить: таблица как способ представления информации.

развитие познавательных интересов;

развивать у школьников творческое мышление, логическое мышление;

формировать умение школьников применять современное программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.

развитие внимания, памяти, мышления;

развитие творческих способностей;

развитие самоконтроля, умения конспектировать.

прививать интерес к предмету;

воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, воспитание информационной культуры учащихся;

формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности;

воспитывать информационную культуру школьников;

способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости.

Решаемые учебные задачи:

расширить представление о моделях и моделировании;

сформировать /систематизировать представление о табличных моделях как разновидности информационных моделей;

сформировать/актуализировать умения создания и модификации таблиц.

Знания и умения:

знать понятие таблица;

понимать, что таблица является отображением различных процессов;

знать и различать типы таблиц;

знать понятие матрицы, двоичной матрицы.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация по теме.

Организационный момент – 2 мин.

Проверка д/з – 5 мин.

Актуализация знаний – 4 мин.

Объяснение новой темы – 13-15 мин.

Закрепление нового материала – 16-18 мин.

Подведение итогов урока – 1 мин

Домашнее задание – 1 мин

Организационный момент (2 мин.)

Тема, число на доске;

Приветствие (Здравствуйте ребята, присаживайтесь);

Проверяем готовность к уроку ( ручки, карандаш, линейка, тетрадь, учебник, дневник и техника безопасности );

Устно проговариваю план урока.

Проверка д/з – (5 мин)

Проверка в устной форме, затем дети сдают бланки.

Актуализация знаний.

Одной из распространенных форм информационной модели является прямоугольная таблица , состоящая из строк и столбцов (слайд 2) . Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений. Уже в школьной жизни приходится встречаться с массой таблиц (слайд) : расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблица Менделеева, таблицы физических свойств веществ, таблицы исторических дат и многое другое. Информация в таблицах обязательно упорядочена по какому-то принципу. Например, в классном журнале — в алфавитном порядке фамилий учеников; в расписании занятий — по дням недели и номерам уроков и т.д. Такая упорядоченность позволяет быстро находить в таблице нужные сведения.

Объяснение новой темы

Существует несколько видов прямоугольных таблиц (слайд) .

В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте (книга в библиотеке или состояние погоды в 12-00 в данный день). Столбцы (графы) — отдельные характеристики (свойства) объектов .

В верхней строке таблицы обычно располагаются заголовки граф. Вот пример прямоугольной таблицы (слайд) . Данная таблица является примером таблицы типа "объект-свойство". Каждая строка такой таблицы относится к конкретному объекту. Первая графа обычно идентифицирует этот объект, последующие графы отражают свойства (характеристики) объекта.

При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя (слад) .

Конечно, строки и столбцы в таблицах можно поменять местами, повернув их на 90°. Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы — объектам. Но чаще всего таблицы строят так, чтобы строк в них было больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.

Пример таблиц (слайд) .

Вот понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости (слайд) .

Строки относятся к ученикам — это первый вид объектов; столбцы — к школьным предметам — второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, — оценка, полученная данным учеником по данному предмету. В такой таблице строки и графы могут поменяться местами: в строках — предметы, в столбцах — ученики.

(слайд) В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Важной разновидностью таблиц типа "объект-объект" являются двоичные матрицы. Двоичные матрицы отображают качественную связь между объектами — есть связь или нет связи.

Например, если бы ученики могли выбирать изучаемые предметы по своему усмотрению, то сведения о том, кто что изучает, можно было бы представить в виде следующей таблицы (в ней единица указывает на изучаемый предмет, а ноль — на не изучаемый) (слайд) .

Однако, в отличие от предыдущей таблицы, в ней строки и столбцы относятся к одному и тому же виду объектов. В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами, согласно карте.

Табличный способ представления данных является универсальным. Любую структуру данных, в том числе и представленную в форме графа, можно свести к табличной форме. Приведение информации к табличной форме называется нормализацией данных (слайд).

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц (слайд).

Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.

Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.

Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.

Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:

? — данные неизвестны;
х — данные невозможны;
↓ — данные должны быть взяты из вышележащей (или нижележащей) ячейки.

Пример (слайд, слайд)

Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо (слайд) :

выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;

уточнить структуру таблицы;

заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена объектов прямой, имена свойств — двойной, а значения свойств — пунктирной линией.

Закрепление нового материала.

Вопросы и задания (слайд)

1. В чем состоит удобство табличного представления информации?

3. Что такое матрица? Что такое двоичная матрица?

4. Представьте в табличной форме сведения об увлечениях ваших одноклассников. Какой тип таблицы вы используете для этой цели?

6. (слайд) Глядя на таблицу, определите, какой из пяти серверов является узловым.

Решение следующее: поскольку по данному определению узловым называется тот сервер, с которым непосредственно связаны все другие серверы, то в матрице нужно искать строку, состоящую только из единиц. Это строка С4. Значит, сервер С4 является узловым.

7. (слайд) Следующее задание, связанное с этой же таблицей, может быть следующим: нарисовать схему компьютерной сети, изобразив серверы кружками, а связи - линиями.

hello_html_m11d3b941.jpg

Ответ:

Этот пример еще раз демонстрирует, что для зрительного восприятия структуры системы удобнее графическая форма, а для компьютерной обработки — табличная.

Подведение итогов урока

Коротко о главном (слад)

Для представления информационных моделей широко используются прямоугольные таблицы.

Числовая прямоугольная таблица называется матрицей. Матрица, составленная из нулей и единиц, называется двоичной.

Двоичная матрица отражает качественный характер связей между объектами.

Домашнее задание: (слайд)

Повторить весь материал, изученный на уроке. Найти в Интернете дополнительный материал по данной теме и изучить.

Пятеро одноклассников - Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что : победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере; Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой; Тимур всегда побаивался физики; Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике; Ирена сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Двоичная матрица это матрица, в который каждый элемент может принимать либо значение "0", либо значение "1".

Матрицами называются массивы элементов, представленные в виде прямоугольных таблиц, для которых определены правила математических действий. Элементами матрицы могут являться числа, алгебраические символы или математические функции.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


В информатике матрицы (двухмерные массивы, прямоугольные таблицы) с элементами того или иного типа занимают особое место как структуры для хранения и передачи основной и вспомогательной информации при решении многочисленных прикладных задач.
Двоичная матрица -Бинарная матрица
Бинарная матрица (двоичная матрица, (0, 1)-матрица) — матрица, элементами которой являются 0 или 1.
Пример двоичной матрицы см. в фото.


§ 8. Табличные модели

Основные темы параграфа:

Еще одной распространенной формой информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений.

В качестве примера рассмотрим таблицу 2.1.

Таблица 2.1. Домашняя библиотека

Номер
Автор
Название
Год
Полка
0001
Беляев А.Р.
Человек-амфибия
1987
5
0002
Кервуд Д.
Бродяги севера
1991
7
0003
Тургенев И.С.
Повести и рассказы
1982
1
0004
Олеша Ю.К.
Избраннное
1987
5
0005
Беляев А.Р.
Звезда КЭЦ
1990
5
0006
Тынянов Ю.Н.
Кюхля
1979
1
0007
Толстой Л.Н.
Повести и рассказы
1986
1
0008
Беляев А.Р
Избранное
1994
7

Таблица 2.1 — это информационная модель книжного фонда домашней библиотеки.

Таблица может отражать некоторый процесс, происходящий во времени (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Погода

День
Осадки
Температура (градусы С)
Давление (мм рт. ст.)
Влажность (проценты)
15.03.04
Снег
-3,5
746
67
16.03.04
Без осадков
0
750
62
17.03.04
Туман
1,0
740
100
18.03.04
Дождь
3,4
745
96
19.03.04
Без осадков
5,2
760
87

Показания снимались в течение пяти дней в одно и то же время суток. Глядя на таблицу, легко сравнить разные дни по температуре, влажности и пр. Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель процесса изменения состояния погоды.

Конечно, строки и столбцы в таблицах 2.1 и 2.2 можно поменять местами, повернуть их на 90 0 . Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы — объектам. Но чаще всего таблицы строят так, что строк в них больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.

Таблица 2.3. Успеваемость

Ученик
Русский
Алгебра
Химия
Физика
История
Музыка
Аликин Петр
4
5
5
4
4
5
Ботов Иван
3
3
3
3
3
4
Волков Илья
5
5
5
5
5
5
Галкина Нина
4
4
5
2
4
4

Строки относятся к ученикам — это первый вид объектов; столбцы — к школьным предметам — второй вид объектов. В каждой клетке на пересечении строки и столбца — оценка, полученная данным учеником по данному предмету.

Таблица 2.4. Дороги


Двоичные матрицы

В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Числовая часть таблицы 2.4 представляет собой двоичную матрицу.

Таблица 2.5 также содержит двоичную матрицу.

Таблица 2.5. Факультативы

Ученик
Геология
Цветоводство
Танцы
Русанов
1
0
1
Семенов
1
1
0
Зотова
0
1
1
Шляпина
0
0
1

В ней приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль — непосещение. Из этой таблицы следует, например, что Русанов посещает геологию и танцы, Семенов — геологию и цветоводство и т. д.

В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога — нет дороги; посещает — не посещает и т. п.). Таблица 2.3 содержит количественные характеристики успеваемости учеников по предметам, выраженные оценками пятибалльной системы.

Коротко о главном

Для представления информационных моделей широко используются прямоугольные таблицы.

Числовая прямоугольная таблица называется матрицей. Матрица, составленная из нулей и единиц, называется двоичной матрицей.

Вопросы и задания

Расписание занятий

№ урока


10а
10б
11а
11б
1






2






3






4






5






6






С1 С2 С3 С4 С5
С1 1 0 0 1 0
С2 0 1 0 1 0
С3 0 0 1 1 0
С4 1 1 1 1 1
С5 0 0 0 1 1

Определите, какой сервер является узловым.

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов


Планы уроков информатики, скачать тесты бесплатно, всё для учителя и школьника в подготовке к уроку по информатике 9 класс, домашние задания, вопросы и ответы

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Двоичная матрица это двумерный массив. Матрица в компьютере это тоже самое что и материнская плата. Синонимы можно сказать. Если ответ не таков то уточни, матрица где и какая именно матрица!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10. Если ты точно переписал код проги

алг квадратное уравнение нач вещ a, b, c, D, x1, x2 ввод a ввод b ввод c D := b**2 - 4*a*c вывод "D x1 = ", x1, нс вывод "x2 = ", x2, нс иначе если D = 0 то x1 := -b / (2 * a) вывод "x = ", x1, нс иначе вывод "корней нет", нс все все кон

При использовании палитры из 256 цветов для хранения одной точки изображения требуется log(2)256 = 8 бит = 1 байт.
Объем видеопамяти для хранения всего изображения = 720*348*1 байт =
720*348/1024 Кбайт ≈ 245 Кбайт

Как слово МИГ превратить в слово ВЕК восьми словами меняя только одну букву. Пожалуйста помогите очень надо. Заранее спасибо.

На студии при одноканальной (моно) звукозаписи с 32-битным разрешением за 4 минуты был записан звуковой файл. Сжатие данных не п

Написать программу,которая: 1. Создает вещественный массив из 8 элементов; 2. Заполняет массив элементами геометрической прогрес

ПОМОГИТЕ ПРОШУ!❗️❗️❗️❗️❗️⭕️❌‼️ _______________________________ Какое устройство появилось, благодаря графическим ОС? А) клавиату

Читайте также: