Что такое матрица что такое двоичная матрица в информатике определение кратко
Обновлено: 07.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Урок-лекция в 9 классе
Тип урока: урок-лекция .
Цель: дать четкое понятие табличным информационным моделям.
дать представление о таблицах, матрицах, двоичной матрицы;
познакомить учащихся с типами таблиц;
научить различать таблицы различных типов;
изучить: таблица как способ представления информации.
развитие познавательных интересов;
развивать у школьников творческое мышление, логическое мышление;
формировать умение школьников применять современное программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.
развитие внимания, памяти, мышления;
развитие творческих способностей;
развитие самоконтроля, умения конспектировать.
прививать интерес к предмету;
воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, воспитание информационной культуры учащихся;
формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности;
воспитывать информационную культуру школьников;
способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости.
Решаемые учебные задачи:
расширить представление о моделях и моделировании;
сформировать /систематизировать представление о табличных моделях как разновидности информационных моделей;
сформировать/актуализировать умения создания и модификации таблиц.
Знания и умения:
знать понятие таблица;
понимать, что таблица является отображением различных процессов;
знать и различать типы таблиц;
знать понятие матрицы, двоичной матрицы.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация по теме.
Организационный момент – 2 мин.
Проверка д/з – 5 мин.
Актуализация знаний – 4 мин.
Объяснение новой темы – 13-15 мин.
Закрепление нового материала – 16-18 мин.
Подведение итогов урока – 1 мин
Домашнее задание – 1 мин
Организационный момент (2 мин.)
Тема, число на доске;
Приветствие (Здравствуйте ребята, присаживайтесь);
Проверяем готовность к уроку ( ручки, карандаш, линейка, тетрадь, учебник, дневник и техника безопасности );
Устно проговариваю план урока.
Проверка д/з – (5 мин)
Проверка в устной форме, затем дети сдают бланки.
Актуализация знаний.
Одной из распространенных форм информационной модели является прямоугольная таблица , состоящая из строк и столбцов (слайд 2) . Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений. Уже в школьной жизни приходится встречаться с массой таблиц (слайд) : расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблица Менделеева, таблицы физических свойств веществ, таблицы исторических дат и многое другое. Информация в таблицах обязательно упорядочена по какому-то принципу. Например, в классном журнале — в алфавитном порядке фамилий учеников; в расписании занятий — по дням недели и номерам уроков и т.д. Такая упорядоченность позволяет быстро находить в таблице нужные сведения.
Объяснение новой темы
Существует несколько видов прямоугольных таблиц (слайд) .
В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте (книга в библиотеке или состояние погоды в 12-00 в данный день). Столбцы (графы) — отдельные характеристики (свойства) объектов .
В верхней строке таблицы обычно располагаются заголовки граф. Вот пример прямоугольной таблицы (слайд) . Данная таблица является примером таблицы типа "объект-свойство". Каждая строка такой таблицы относится к конкретному объекту. Первая графа обычно идентифицирует этот объект, последующие графы отражают свойства (характеристики) объекта.
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя (слад) .
Конечно, строки и столбцы в таблицах можно поменять местами, повернув их на 90°. Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы — объектам. Но чаще всего таблицы строят так, чтобы строк в них было больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.
Пример таблиц (слайд) .
Вот понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости (слайд) .
Строки относятся к ученикам — это первый вид объектов; столбцы — к школьным предметам — второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, — оценка, полученная данным учеником по данному предмету. В такой таблице строки и графы могут поменяться местами: в строках — предметы, в столбцах — ученики.
(слайд) В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Важной разновидностью таблиц типа "объект-объект" являются двоичные матрицы. Двоичные матрицы отображают качественную связь между объектами — есть связь или нет связи.
Например, если бы ученики могли выбирать изучаемые предметы по своему усмотрению, то сведения о том, кто что изучает, можно было бы представить в виде следующей таблицы (в ней единица указывает на изучаемый предмет, а ноль — на не изучаемый) (слайд) .
Однако, в отличие от предыдущей таблицы, в ней строки и столбцы относятся к одному и тому же виду объектов. В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами, согласно карте.
Табличный способ представления данных является универсальным. Любую структуру данных, в том числе и представленную в форме графа, можно свести к табличной форме. Приведение информации к табличной форме называется нормализацией данных (слайд).
Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц (слайд).
Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.
Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? — данные неизвестны;
х — данные невозможны;
↓ — данные должны быть взяты из вышележащей (или нижележащей) ячейки.
Пример (слайд, слайд)
Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо (слайд) :
выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
уточнить структуру таблицы;
заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.
При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена объектов прямой, имена свойств — двойной, а значения свойств — пунктирной линией.
Закрепление нового материала.
Вопросы и задания (слайд)
1. В чем состоит удобство табличного представления информации?
3. Что такое матрица? Что такое двоичная матрица?
4. Представьте в табличной форме сведения об увлечениях ваших одноклассников. Какой тип таблицы вы используете для этой цели?
6. (слайд) Глядя на таблицу, определите, какой из пяти серверов является узловым.
Решение следующее: поскольку по данному определению узловым называется тот сервер, с которым непосредственно связаны все другие серверы, то в матрице нужно искать строку, состоящую только из единиц. Это строка С4. Значит, сервер С4 является узловым.
7. (слайд) Следующее задание, связанное с этой же таблицей, может быть следующим: нарисовать схему компьютерной сети, изобразив серверы кружками, а связи - линиями.
Ответ:
Этот пример еще раз демонстрирует, что для зрительного восприятия структуры системы удобнее графическая форма, а для компьютерной обработки — табличная.
Подведение итогов урока
Коротко о главном (слад)
Для представления информационных моделей широко используются прямоугольные таблицы.
Числовая прямоугольная таблица называется матрицей. Матрица, составленная из нулей и единиц, называется двоичной.
Двоичная матрица отражает качественный характер связей между объектами.
Домашнее задание: (слайд)
Повторить весь материал, изученный на уроке. Найти в Интернете дополнительный материал по данной теме и изучить.
Пятеро одноклассников - Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что : победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере; Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой; Тимур всегда побаивался физики; Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике; Ирена сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?
Двоичная матрица это матрица, в который каждый элемент может принимать либо значение "0", либо значение "1".
Матрицами называются массивы элементов, представленные в виде прямоугольных таблиц, для которых определены правила математических действий. Элементами матрицы могут являться числа, алгебраические символы или математические функции.
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
В информатике матрицы (двухмерные массивы, прямоугольные таблицы) с элементами того или иного типа занимают особое место как структуры для хранения и передачи основной и вспомогательной информации при решении многочисленных прикладных задач.
Двоичная матрица -Бинарная матрица
Бинарная матрица (двоичная матрица, (0, 1)-матрица) — матрица, элементами которой являются 0 или 1.
Пример двоичной матрицы см. в фото.
§ 8. Табличные модели
Основные темы параграфа:
Еще одной распространенной формой информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений.
В качестве примера рассмотрим таблицу 2.1.
Таблица 2.1. Домашняя библиотека
Номер | Автор | Название | Год | Полка |
0001 | Беляев А.Р. | Человек-амфибия | 1987 | 5 |
0002 | Кервуд Д. | Бродяги севера | 1991 | 7 |
0003 | Тургенев И.С. | Повести и рассказы | 1982 | 1 |
0004 | Олеша Ю.К. | Избраннное | 1987 | 5 |
0005 | Беляев А.Р. | Звезда КЭЦ | 1990 | 5 |
0006 | Тынянов Ю.Н. | Кюхля | 1979 | 1 |
0007 | Толстой Л.Н. | Повести и рассказы | 1986 | 1 |
0008 | Беляев А.Р | Избранное | 1994 | 7 |
Таблица 2.1 — это информационная модель книжного фонда домашней библиотеки.
Таблица может отражать некоторый процесс, происходящий во времени (табл. 2.2).
Таблица 2.2. Погода
День | Осадки | Температура (градусы С) | Давление (мм рт. ст.) | Влажность (проценты) |
15.03.04 | Снег | -3,5 | 746 | 67 |
16.03.04 | Без осадков | 0 | 750 | 62 |
17.03.04 | Туман | 1,0 | 740 | 100 |
18.03.04 | Дождь | 3,4 | 745 | 96 |
19.03.04 | Без осадков | 5,2 | 760 | 87 |
Показания снимались в течение пяти дней в одно и то же время суток. Глядя на таблицу, легко сравнить разные дни по температуре, влажности и пр. Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель процесса изменения состояния погоды.
Конечно, строки и столбцы в таблицах 2.1 и 2.2 можно поменять местами, повернуть их на 90 0 . Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы — объектам. Но чаще всего таблицы строят так, что строк в них больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.
Таблица 2.3. Успеваемость
Ученик | Русский | Алгебра | Химия | Физика | История | Музыка |
Аликин Петр | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Ботов Иван | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
Волков Илья | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Галкина Нина | 4 | 4 | 5 | 2 | 4 | 4 |
Строки относятся к ученикам — это первый вид объектов; столбцы — к школьным предметам — второй вид объектов. В каждой клетке на пересечении строки и столбца — оценка, полученная данным учеником по данному предмету.
Таблица 2.4. Дороги
Двоичные матрицы
В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Числовая часть таблицы 2.4 представляет собой двоичную матрицу.
Таблица 2.5 также содержит двоичную матрицу.
Таблица 2.5. Факультативы
Ученик | Геология | Цветоводство | Танцы |
Русанов | 1 | 0 | 1 |
Семенов | 1 | 1 | 0 |
Зотова | 0 | 1 | 1 |
Шляпина | 0 | 0 | 1 |
В ней приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль — непосещение. Из этой таблицы следует, например, что Русанов посещает геологию и танцы, Семенов — геологию и цветоводство и т. д.
В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога — нет дороги; посещает — не посещает и т. п.). Таблица 2.3 содержит количественные характеристики успеваемости учеников по предметам, выраженные оценками пятибалльной системы.
Коротко о главном
Для представления информационных моделей широко используются прямоугольные таблицы.
Числовая прямоугольная таблица называется матрицей. Матрица, составленная из нулей и единиц, называется двоичной матрицей.
Вопросы и задания
Расписание занятий
№ урока | 9а | 9б | 10а | 10б | 11а | 11б |
1 | ♦ | | | ♦ | | |
2 | ♦ | | ♦ | ♦ | | |
3 | | ♦ | ♦ | | | |
4 | | ♦ | | | ♦ | |
5 | | | | | ♦ | ♦ |
6 | | | | | | ♦ |
С1 | С2 | С3 | С4 | С5 | |
С1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
С2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
С3 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
С4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
С5 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Определите, какой сервер является узловым.
И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Планы уроков информатики, скачать тесты бесплатно, всё для учителя и школьника в подготовке к уроку по информатике 9 класс, домашние задания, вопросы и ответы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
Двоичная матрица это двумерный массив. Матрица в компьютере это тоже самое что и материнская плата. Синонимы можно сказать. Если ответ не таков то уточни, матрица где и какая именно матрица!
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10. Если ты точно переписал код проги
алг квадратное уравнение нач вещ a, b, c, D, x1, x2 ввод a ввод b ввод c D := b**2 - 4*a*c вывод "D x1 = ", x1, нс вывод "x2 = ", x2, нс иначе если D = 0 то x1 := -b / (2 * a) вывод "x = ", x1, нс иначе вывод "корней нет", нс все все кон
При использовании палитры из 256 цветов для хранения одной точки изображения требуется log(2)256 = 8 бит = 1 байт.
Объем видеопамяти для хранения всего изображения = 720*348*1 байт =
720*348/1024 Кбайт ≈ 245 Кбайт
Как слово МИГ превратить в слово ВЕК восьми словами меняя только одну букву. Пожалуйста помогите очень надо. Заранее спасибо.
На студии при одноканальной (моно) звукозаписи с 32-битным разрешением за 4 минуты был записан звуковой файл. Сжатие данных не п
Написать программу,которая: 1. Создает вещественный массив из 8 элементов; 2. Заполняет массив элементами геометрической прогрес
ПОМОГИТЕ ПРОШУ!❗️❗️❗️❗️❗️⭕️❌‼️ _______________________________ Какое устройство появилось, благодаря графическим ОС? А) клавиату
Читайте также:
- Назовите места основных сражений на территории какого государства они проходили кратко
- Почему москва смогла ликвидировать новгородскую республику кратко
- Анализ развивающей предметно пространственной среды в старшей группе доу таблица
- Из чего готовят щи кратко
- Нравственные идеалы современного выпускника школы проект