Что такое локальный цвет кратко

Обновлено: 06.07.2024

Локальный цвет - условный цвет, соответствующий окраске изображаемых объектов в живописи. Локальный цвет - это доминирующий оттенок, без учёта влияния на предмет света, рефлексов от окружения, расположения предмета в пространстве и т.д.. То есть, это неизменный от условий цвет, присущий самому предмету.

В живописи локальный цвет проявляется в полутенях (не в условиях прямого света и не в теневой части). Для художника-живописца локальный цвет является базовым при написании определённого объекта действительности. К замесу локального цвета художник добавляет оттенки, необходимые для придания картине иллюзии глубины пространства, цветового качества среды, а также для формы и объёма самого предмета.
Само понятие “локальный цвет” приписывают Леонардо да Винчи, который упоминает его в своей книге “Трактат о живописи”.
Изменённый, в зависимости от среды и освещения локальный цвет, называют в живописи обусловленным цветом.
Использование локального цвета в живописи в чистом и изменённом виде было распространено в эпоху европейского Средневековья, в ранний период эпохи Возрождения, в классицизме. Утраченный в живописи импрессионистов, локальный цвет был вновь открыт в живописи XX века. Сейчас это понятие применяется и используется художниками, работающими в реалистической и академической манере живописи.

Лишённый оттенков базовый цвет изображаемых объектов отличается от категоричного понимания цвета и проявления его в детском творчестве. Локальный цвет в живописи профессиональных художников - это не чистый цвет из банки с краской, а точно подобранный оттенок цвета, характерный для общей окраски конкретного предмета или объекта (цвет лица, цвет драпировки, цвет воды). Точное соответствие замеса краски локальному цвету предмета художники называют “попадание в цвет” (“попасть в цвет”). Определение на глаз локального цвета предмета и умение выполнить необходимый цветовой замес краски, а также тактично применить его в живописи и обогатить необходимыми оттенками цвета - задача художника-живописца и показатель его опыта и мастерства.

Использовалась литература:

1. “Популярная художественная энциклопедия”. Под ред. Полевого В.М.. - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.
2. Российский гуманитарный энциклопедический словарь.

3. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
4. Дж. Аристид “Уроки классической живописи”. - М.: МИФ, 2017.
5. Волков Н.Н. “Цвет в живописи”. - М.: Искусство, 1984.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Локальный цвет" в других словарях:

Локальный цвет — в живописи, основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишённый оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и пр. Понятие локальный цвет впервые… … Художественная энциклопедия

Локальный цвет — Локальный цвет усреднённый цвет нескольких близко расположенных (как правило, неодинаковых по цвету) деталей объекта. Эффект локального цвета на цветном фотографическом изображении может возникнуть в результате: недостаточной резкости… … Википедия

Локальный Цвет — термин в живописи, обозначающий осн. цвет изображ. предметов, лишенный к. л. оттенков, возникающих под воздействием свето воздушной среды, рефлексов от ближайших объектов и т. п. Понятие Л. Ц. введено Леонардо да Винчи ( Книга о живописи ). Л. Ц … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

локальный цвет — иск. Основной и неизменный цвет изображаемых предметов, передаваемый в живописном произведении условно без оттенков и переходов … Словарь многих выражений

локальный — ая, ое. local, e adj. <лат. localis местный. 1. Ограниченный определенным местом, не выходящий за известные пределы. БАС 1. Как победоносныя войска .. из заграничной армии приблизились а пределам Государства, то Коллегия учиня к расположению… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

локальный — ая, ое; лен, льна книжн. Свойственный только определенному месту, не выходящий за определенные пределы. Локальные войны. Локальное явление. Локальный характер заболевания. Синонимы: ме/стный Родственные слова: лока/льно, лока/льность, локализ … Популярный словарь русского языка

локальный — ая, ое; лен, льна, льно.; (лат. localis) Свойственный только определённому месту, не выходящий за определённые пределы; местный. События носят лока/льный характер. Л ая разновидность растения. локальный цвет … Словарь многих выражений

ЛОКАЛЬНЫЙ — (лат. localis, от locus место). Местный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛОКАЛЬНЫЙ [лат. localis Словарь иностранных слов русского языка

локальный — ая, ое; лен, льна, льно. [лат. localis] Свойственный только определённому месту, не выходящий за определённые пределы; местный. События носят л. характер. Л ая разновидность растения. ◊ Локальный цвет. Иск. Основной и неизменный цвет изображаемых … Энциклопедический словарь

лока́льный — ая, ое; лен, льна, льно. Свойственный только определенному месту, не выходящий за определенные пределы; местный. Инфляция, эпизодически имевшая место в отдельных странах, носила не всемирный, а локальный характер. А. М. Алексеев, Военные финансы… … Малый академический словарь

Валентин Александрович Серов - Заросший пруд

Живопись всегда стремится к передаче предметного цвета — и тогда, когда она понимает цвет как свойство предмета, вне учета действия на него окружающей среды, и тогда, когда она выражает его с точки зрения реально существующих условий цвета, то есть когда учитывает все многообразие моментов, влияющих на восприятие цвета.

В сущности, предметный цвет и цвет видимого излучения — две формы восприятия цвета лишь различной направленности; поэтому, как справедливо замечает Н. Волков, неверно предметный цвет противопоставлять видимому или знаемому. Но различие между ними чрезвычайно важно.

Передача предметного цвета всегда была одной из главных задач в работе живописца и зависела от эстетических норм, развития техники живописи, мастерства художника. Мастера Возрождения представляли себе цвет как постоянное и неизменное свойство вещей, которое они выражали одной какой-либо краской, моделированной лишь по светлоте — то есть, затемняя ее черным в тени и высветляя в свету белилами.

Это был один из способов передачи предметного цвета. Другой, появившийся позже, учитывал изменения в цвете предмета, происходящие вследствие изменения структуры поверхности и условий освещения. Здесь мы уже видим различные градации цвета не только по светлоте, но и по цветовому тону. В первом случае принято говорить о локальном цвете, во втором — о живописном. Оба приема, однако, направлены на то, чтобы передать предметный цвет. Когда мы смотрим на снег, написанный таким художником-колористом, как Суриков или Серов, то, пристально вглядываясь, найдем меньше всего белил и вместо того желтые, синие, фиолетовые тона, которые в целом тем не менее воспринимаются нами как белый снег. То же можно показать на примере теней на снегу. У неопытного живописца они воспринимаются как разлитые чернила, у художника-колориста за насыщенной синей краской мы также видим белый снег.

Отказ от предметности цвета наметился уже у неоимпрессионистов, которые, развивая традиции импрессионистов, уже полностью прекратили смешивать краски, считая, что это ослабляет чистоту цвета, лишает его выразительности. На первый план у них выходит самодовлеющая роль краски и цвета; все другие функции отодвигаются назад. Однако цветовое решение у них еще соответствует сюжету, передает эмоциональное состояние и тем самым как-то еще связано с предметом.

Абстракционизм, отказываясь от предметности изображения, порывает с предметным цветом вообще и стремится создать красочные гармонии из пятен абстрактного цвета. Реалистическая живопись, сохраняя предметность цвета, создает свои закономерности цветового строя — не копирует механически природные, но подчиняет их законам художественной логики.

Локальный цвет — это раскраска, не учитывающая влияния освещения или учитывающая его ограниченно, только разделением на освещенную и затемненную часть, и не принимающая во внимание взаимодействие рефлексов и контрастов. В силу этого локальные цвета всегда несколько условны.

Локальным цветом мы называем и такую раскраску, когда в изображении не разделяются освещенная и затененная части, когда оно представляет собой плоское красочное пятно.

Локальный цвет не всегда выражает предметный цвет и может заключать в себе условную символическую значимость, как, например, в древнерусской живописи.


Понятием локальный цвет в технике фото и кино называют усредненное цветовое значение нескольких разноцветных, расположенных недалеко друг от друга частей объекта. Такой эффект зачастую применяют осознанно для того, чтобы понизить цветовой контраст объектов сцены, различия по цвету у которых способны отвлечь наблюдателя от важных для сюжета элементов картины.

Как он возникает

Во время съемок эффект воспроизводят при помощи специализированных насадок. При работе с фотографиями с использованием цифровых методов достижения эффекта локализации, она появляется при размытии цветоразностных картинок.

Эффект локального цвета в живописи или на цветной фотографии способен возникнуть из-за следующих причин:

  1. При недостатке резкости в соответствующей зоне изображения или при недостатке ее у картины в целом.
  2. Из-за мощного светового рассеяния, к примеру, при помощи объектива или дымки.
  3. При съемке объектов вдали, то есть при небольшом масштабе изображения.
  4. Если у фотографии имеется нехватка разрешения.

Искусство старого мира

Само же понятие впервые встречается у Леонардо да Винчи, на страницах его "Книги о живописи". Использование его можно считать главенствующим во многих образцах искусства Древнего Востока или античного мира.

леонардо да винчи

Витражи и росписи в Средневековье характеризуются гармонией в сопоставлении локального цвета и его оттенков. Приверженцы импрессионизма в искусстве, которые работали без оглядки на каноны классики, не желали использовать этот эффект во время работы над своими картинами.

В наше время такая техника с цветами используется как экспериментальная достаточно широко в самых разных жанрах и направлениях искусства.

Проще говоря

Так что же такое локальный цвет? Для того чтобы легко вникнуть в суть термина, достаточно просто посмотреть на практически любой детский рисунок. На нем вы обнаружите солнце желтого цвета, деревья с зелеными листьями или синее море.

Вот так и происходит понимание основного цвета любой части картины, не учитывая оттенки светотени.

Таким образом, вы можете взглянуть на любое графическое изображение и наложить определенный цвет, подбирая краски, на предметы этого изображения. Белый ствол березы, апельсин оранжевого цвета, лежащий на тарелке или в вазе, все это является свидетельствами локального цвета.

Не имеет никакого значения расположение предмета относительно светотени. Таким образом, при ярком свете солнца или в пасмурный день, цвет у объекта не изменится.

Из чего состоит

Вовсе не обязательно, чтобы локальный цвет заключал в себе все семь радужных цветов. Его составляющими могут являться самые разные оттенки цветов. Любой язык человечества содержит в себе слова, напрямую указывающие как на цвет, так и на предмет, содержащий его. В качестве примеров можно привести: лимонный, розовый, сиреневый, фисташковый, изумрудный, оливковый и так далее.

цвета радуги

При этом, дабы продемонстрировать полное восприятие какого-либо предмета рядом с локальным цветом, будут иметь место и иные тона.

Техники нанесения

Для того чтобы усилить объем или подчеркнуть форму объекта, около него могут наноситься тени с использованием темных красок. Так выполняли работу со старинными иконами. Кроме того, эта техника в ходу у многих народных мастеров.

Также локальные цвета можно использовать при работе с пейзажами. Этот необычный художественный стиль называется пуантель. Исполнение работы с техникой предполагает нанесение на полотно только тех красок, которые нельзя смешать между собой. Наносятся они малыми, но частыми мазками прямоугольной или круглой формы.

Смотреться такое художество с близкого расстояния будет как хаос из разноцветных точек. При этом издали картина воспринимается намного более целостной.

Локальный цвет и нюанс

Нюансом называют еле заметный цветовой оттенок, переход. Он может быть также в звуке или форме.

По отношению к живописи этот термин используют для объяснения отношений цвета с тоном. Творцу вовсе не обязательно подходить к какому-либо объекту с кисточкой и пытаться подбирать цвет, чтобы произошло точное совпадение. Нужно лишь сделать подбор оттенка, что на рисунке, среди других цветов. Это будет наиболее убедительным в качестве точного цветовосприятия объекта.

Для практики в таких переходах стоит начать с цветовых поисков. Вам необходимо подумать, в каком именно месте расположится любой конкретный цвет. При выполнении такого упражнения вовсе не обязательно ограничиваться эскизами, можно закончить полностью свою работу, составляя нужные оттеночные кусочки.

Использование в натюрморте

Для того чтобы понять термин в натюрморте, вы можете попробовать рассмотреть предметы, находящиеся в вашей комнате, или просто выглянуть в окно.

Все, что вы увидите, будет иметь не только свои формы, но и цвет. Его можно определить с легкостью. Например, яблоко - красное, тарелка - синяя или белая, занавески - зеленые, а стены - розовые или бирюзовые.

картина натюрморт

Локальными цветами в натюрморте являются чистые тона, которые не были смешаны или преломлены. Они в человеческом представлении должны связываться с конкретными предметами, как их неизменяемые и объективные свойства.

Цвет локальный является основным для какого-либо предмета, не принимая во внимание различные влияния извне. Он может быть как одного тона, так и состоящим из нескольких оттенков.

картина натюрморт

Можно заметить, что розы в основном имеют красный или белый цвет, при этом в каждом отдельном цветке можно рассмотреть несколько разных оттенков локального цвета. Во время рисования с натуры, следует по памяти передавать некоторые особенности, которые характерны для естественного цвета предмета, изменения его при свете, в тени или ограниченной затененности.

С учетом влияния воздуха, освещения и соединения с другими цветами, один и тот же локальный цвет и его оттенки преображаются в совершенно разные тона.

Влияние тени

При свете солнца цвет предметов видно наилучшим образом в местах расположения полутени. Местный цвет у предметов видно хуже всего в тех местах, где на него падает полная тень. Он обесцвечивается и становится светлее при ярком освещении.

тень собаки

Когда заканчивается освоение теории и практики пользования основными, дополнительными и составными цветами, станет доступна предельно простая передача локального цвета предмета, а также его оттенков в тени и при освещении.

В тени, которая отбрасывается предметом или располагается на нем, всегда будет цвет, дополняющий цвет самого объекта.

цветные тени

К примеру, в тени от яблока красного цвета непременно будет присутствовать зеленый как дополняющий. Помимо этого, каждая тень имеет тон, чуть темнее по сравнению с объектом, а также синеватый оттенок.

Не следует забывать о том, что воздействие будет оказывать и окружение объекта.

это что-то среднее. Типа- небо синее ( взяли и усреднили цвет, если можно так сказать) , на самом деле ведь там и белый, и голубой, и серый, и миллион оттенков. Так вот синий, в данном случае, локальный цвет.

Да, это - собственный цвет предмета. То есть это цвет без освещения и тени.


К содержательным ответам наших друзей о локальном цвете предметов добавлю, что это понятие ещё (и чаще) употребляют к локальному цвету на картине.
Это- общий цвет крупного пятна. То есть картина делится (условно) на 5, 6, 10 пятен, а уже внутри идут градации.
Этот принцип широко используется в экспрессионизме, абстракционизме, без него не обойтись в искусстве плаката. Очень распространен в США.
Как пример, назову художницу Sally Cummings. На картине мы видим 3 локальных цвета: голубой (небо) , охра (земля) и светлый хаки (деревья) . Но внутри каждого локального - десятки оттенков.

Читайте также: