Что такое литературная гостиная в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня детский сад динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в российском образовании. Важной целью государственной политики является создание условий для достижения нового качества дошкольного образования. В условиях быстро меняющейся ситуации смещаются и образовательные приоритеты. В качестве одной из задач выступает формирование у дошкольников коммуникативной компетенции, необходимой в дальнейшем для общения, сотрудничества и взаимодействия в жизни, установления партнерских отношений, умения применить полученные знания на практике.

Оценить 80 0

На протяжении ряда лет наблюдая за детьми 6-7-го года жизни, в различных видах деятельности (музыкально - художественная, продуктивная, познавательная, речевая, физическая), было отмечено, что в подавляющем большинстве дети испытывают затруднения: в умении общаться друг с другом с использованием всех доступных - речевых и неречевых средств; в интерактивном взаимодействии - умение слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, проявлять активное ответное отношение, плохо владеют средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи, коммуникативными качествами речи. Дети не умеют вести диалог, не могут ясно и последовательно выражать свои мысли; не используют разнообразные языковые средства в своей речи, у них не сформирована культура речи.

Решение данной задачи возможно в условиях активной образовательной деятельности дошкольников, в процессе которой они становятся ее субъектами. Этому способствует использование таких эффективных методов и средств обучения, как системно-деятельный подход, метод творческих проектов, реализация дифференцированного подхода, диалогизация процесса обучения.

Для этого необходимы особые культурные практики, обеспечивающие активную и продуктивную образовательную деятельность, которые основаны на взаимодействии ребенка со взрослыми.

Мы попытались распределить художественную литературу в планировании так, чтобы педагог не был скован конкретным перечнем и имел возможность дополнять список литературой, исходя из особенностей детей группы, их интересов. Это художественные тексты трех видов: фольклор, классические поэтические и прозаические произведения и тексты современных авторов.

Для того чтобы познакомить детей с книгой, педагог в начале располагает новый книжно-иллюстративный материал в развивающей предметно-пространственной среде группы. Дальнейшая его деятельность исходит из проявленного интереса детьми к новому материалу. Задача педагога – поддержать и развить интерес в совместной деятельности с воспитанниками, в формах, предусмотренных образовательной программой ДОУ: рассматривание иллюстраций, чтение книг, проведение экспериментов, викторин, театрализаций.

Экспонаты гостиной собраны в соответствии с возрастом детей и располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате, находятся в свободном доступе детей, могут быть использованы в сюжетно-ролевых играх, в театральной деятельности, в процессе непосредственно образовательной деятельности.

В процессе реализации данной технологии в работе с дошкольниками использовались следующие методы и приемы:

2.Чтение, рассказывание, сочинение и анализ сказок. Литературный материал незаменим в речевом развитии ребёнка.

3.Игра. При помощи игры можно решать самые разнообразные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки; для другого - школой формирования речевых навыков и развития социальных отношений со сверстниками в целом.

4.Проигрывание этюдов, игр-упражнений, развивающие различные художественно- речевые качества.

5. Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных).

6. Театрализованная деятельность.Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с социумом. Поэтому и является для всех нас средством развития речевой активности.

В круг чтения входят произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы, юмористические произведения.

Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организована педагогическая работа с родителями, в процессе которой происходит установление тесного контакта с семьями, обсуждение с родителями актуальных проблем речевого развития детей.

Список литературы:

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: метод. пособие для воспитателей – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 128 с.

Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И. Образовательная деятельность с дошкольниками в конкурсном движении: проблемы и рекомендации / Дошкольное воспитание. 2014. № 8. С. 89-93.

Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Детский сад: теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 94-103.

Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

Литературная гостиная как форма воспитания любви и интереса к художественному слову у дошкольников

К сожалению, потребность в чтении литературных текстов и стихов у детей и подростков снизилась. Во многом виной этому - общение в социальных сетях, где снижается ценность художественного слова: часто используются сокращения и сленг. Еще одна причина - обеднение речи взрослых.

По мнению психологов привить любовь к книге и чтению возможно только до девяти лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Поэтому задача по воспитанию интереса к поэзии и литературе должна решаться уже в дошкольном возрасте.

Как же добиться того, чтобы стихи и в жизни детей занимали не последнее место?

В поисках путей повышения интереса к стихотворным произведениям мы пришли к идее создания литературной гостиной.

Данная форма организации литературного досуга широко применяется в школах, мы попробовали адаптировать её к условиям дошкольного учреждения.

Гостиная – это форма непринужденного, дружеского общения участников в соответствии с темой. Предметом обсуждения литературной гостиной становятся вопросы поэзии и искусства, т. к. эти области общественной жизни тесно связаны.

Цель литературной гостиной - прививать любовь к родному слову, способствовать раскрытию творческих способностей, содействовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами.

3. Принципы организации литературной гостиной в условиях ДОУ.

Для того, чтобы данная форма организации деятельности детей имела наибольший эффект, необходимо соблюдение некоторых правил, учет нюансов, которые бы отличали данное мероприятие от привычных развлечений и утренников.

Итак, основные принципы организации литературной гостиной таковы:

Стулья расставляются полукругом, чтобы участники видели друг друга. Стол накрывается скатертью, выставляются свечи, книги в соответствии с тематикой, портреты поэтов. Педагог выступает в роли хозяйки гостиной. Очень важно создать атмосферу доброжелательности и душевности.

2) в течение учебного года планируется три встречи (осень, зима, весна).

3) тематика и репертуар отбирается

- в зависимости от речевых, интеллектуальных и возрастных возможностей детей;

- с учетом общественно значимых проблем;

- с учетом сезона проведения встречи.

Так, это может быть встреча, посвященная творчеству А. Л. Барто, если к ней готовятся дети младшего или среднего дошкольного возраста. В год юбилея А. С. Пушкина дети старшей и подготовительной школы группы погружались в атмосферу творчества этого поэта. Чтобы привлечь внимание детей к красоте родной природы, отбираются стихи поэтов об определенном времени года, например, о зиме.

4. Этапы работы

1) планирование

В начале учебного года с учетом контингента детей, годового плана работы учреждения намечаем сроки проведения литературной гостиной.

2) отбор литературных произведений– это следующий этап. При отборе ориентируемся на возрастные, речевые и интеллектуальные возможности детей, а также на значимые события окружающего мира.

3) отбор атрибутики, видео- и аудиоряда

Это очень важный этап. Именно предметное окружение, зрительные картины и образы, музыка и театральные шумы создают атмосферу, усиливают впечатление от литературного произведения. Умелое применение музыки, художественного оформления положительно сказывается на понимании дошкольником поэтического произведения, помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные в нем

4) подготовительная работа с детьми: разучивание текстов, работа над выразительностью речи

Т. к. у детей часто возникают трудности с запоминанием текста, используем различные приемы:

-рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдение за объектами и явлениями;

- применяем графическое моделирование;

- используем инсценировки и драматизации сюжета произведения.

5) собственно встреча в литературной гостиной


5. Алгоритм проведения

1) встреча гостей хозяйкой;

2) объявление темы;

Это может быть загадка, просмотр видеоролика, прослушивание стихотворения в исполнении актеров театра и кино (в записи) или чтение литературного произведения самим педагогом.

3) беседа с детьми в рамках темы встречи (о событии или явлении, которому она посвящена; о поэте или авторе).

4) знакомство с творчеством поэта (поэтов) в рамках тематики.

Приглашение детей к исполнению стихов (при этом используется подходящая музыка, атрибутика, элементы драматизации, прослушивание песен на стихи поэта, просмотр иллюстраций или отрывков радиопостановок по мотивам творчества писателя. Очень важно создать атмосферу непринужденности, отмечается каждый ребенок, поощряется его стремление продекламировать стихотворение.

5) завершение встречи.

В конце мероприятия педагоги вместе с детьми рассматривают подборку книг, тематическую выставку рисунков или создают творческий продукт: панно, картину в соответствии с темой встречи. Понравившиеся книги дети берут в группу и продолжают знакомиться с произведениями вместе с воспитателем.

6. Выводы.

По нашим наблюдениям детям интересны подобные неформальные встречи. Они раскрепощают малышей, повышают интерес к процессу разучивания стихов, прививают интерес к книге, положительно сказываются на речевом развитии, дарят тепло общения, воспитывают эстетический вкус и общую культуру человека.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8 г. Балашиха

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

для детей старшего дошкольного возраста

Малышева Ирина Николаевна

Пояснительная записка

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты отделяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребёнок познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нём закладываются нравственные и культурные ценности.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребёнке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции насыщенными, воспитывает воображение и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Цель: Прививать детям любовь к чтению, положительно влиять на поликультурное развитие дошкольников.

Задачи: 1. Конкретизировать представление детей о книге;

2.Развивать мышление, речь, воображение;

3. Формировать доброжелательное отношение к людям разных национальностей, их культуре и традициям;

4. Воспитывать любовь и уважение к русским писателям, учить беречь книги.

Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

  • Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову.
  • Развитие артистических навыков.
  • Совершенствование звукопроизносительной стороны речи детей.
  • Привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворений.
  • Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений.
  • Социализация детей, расширение границ общения.

Гости: старший воспитатель, логопеды, воспитатели, тифлопедагоги, родители.

Этапы проведения:

I этап – организационный. Цель: подбор тематического материала.
II этап – подготовительный. Цель: индивидуальная подготовка детей, подготовка тематических рисунков для оформления зала.
III этап – исполнительский. Цель: проведение конкурса чтецов.
IV этап – оценочный. Цель: оценивание жюри прослушанных стихотворений.

Критерии оценки:

1. Выразительность и громкость прочтения.
2. Умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.
3. Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения.
4. Эмоциональность исполнения.
5. Естественность поведения.
6. Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.
7. Звукопроизносительные навыки – четкость речи.

Наглядность: мультимедийная презентация , в которой содержатся портреты детских писателей: Агнии Барто, Бориса Заходера, Андрея Усачева, Эммы Мошковской, Эдуарда Успенского; выставка детских книг этих писателей.

– Приглашаю вас в гости к нам в гостиную, Где мы сегодня будем выступать, и для всех стихи читать.

Хорошая книга –
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор
Потихоньку ведем…

Стихи бывают разные
Хорошие, простые.
Стихи бывают грустные
Бывают и смешные.

Познакомьтесь – это поэтесса Агния Барто (Приложение 1. Слайд 3)
Вы все помните стихи Агнии Барто "Уронили мишку на пол. ", или "Наша Таня громко плачет. ", или "Идёт бычок, качается. ".
Вот и сегодня ребята приготовили для вас стихи. Приглашаем Сережу и Женю.

Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом,
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?

Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
— Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
— Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
— Ах,— сказала Катя,—
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!

Шуточные стихи Барто звучат, как озорная игра. Про лягушат нам расскажет Саша.

Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!


Перед вами поэт Андрей Усачев (Приложение 1. Слайд 4). Он придумал очень много веселых, озорных стихов для детей. Приглашаем Никиту.

Шла по улице машина
С очень мощным кузовом.
А навстречу шел мужчина
С очень толстым Пузовом.

Налетела та машина
На мужчину с Пузовом.
И рассыпалась машина
Вместе с мощным кузовом.

А мужчина посмотрел
На остатки кузова.
Ну, и Пузово свое
Почесал конфузово.

Про то, как осла учили грамоте, расскажет нам Алеша.

Хозяин дал ослу Букварь:
– Прочтешь все буквы – дам сухарь!
Осел часа, наверно, два
Твердил всё: – А, и А, и А.

– Прочти хотя бы букву "Б" –
И я морковку дам тебе!
А он – с ушами голова –
Заладил: – А, И А, И-А!

– Ребята, а вы знаете, кто собирается в стаи? А кто ходит стадом? А вот поэт Андрей Усачев нас решил немного запутать… Расскажет нам об этом Сережа


Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется.
А стая – летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом отличие стаи от стада.
Это запомнить как следует надо!


Стихи Ирины Токмаковой теплые, нежные, лиричные и веселые, игровые похожи на народные песенки по мелодии и интонации. Рассказывает Денис.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Какой-то ходит странный зверь
И оставляет настежь дверь.
И мы за этим зверем
Все закрываем двери.
Замучились, устали мы,
Работать перестали мы,
Мы не едим, не пьем теперь,
Мы только закрываем дверь,
Ну как нам зверя приручить
И зверя к двери приучить:
Чтоб за собою этот зверь
Хоть иногда закрыл бы дверь!


Эмма Мошковская – большой и самобытный поэт. Она настолько детская, что, кажется, стихи написаны не взрослой тетей, а маленьким ребенком. Приглашаем Андрея и Гошу.


– Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши
Мыть
Или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть
Или пореже.

Отвечает доктор:
– ЕЖЕ!

Отвечает доктор гневно:
– ЕЖЕ-
– ЕЖЕ-
– ЕЖЕДНЕВНО!

Жил на свете НЕМОГУ.
Он лежал на берегу.
Он лежал, и он мешал,
Он нырять не разрешал.

Ну, а я как побегу!
Прыгнул через НЕМОГУ!
И нырнул! И – ничего!
И не бойтесь вы его!

Вам, наверное, кажется, что ваши бабушки были всегда такими старенькими, какими вы их знаете. Вот и Саша удивляется:

Стихи про бабушку

Неужели бабушка
Не вязала пятки,
А играла в салочки,
А играла в прятки?

Неужели бабушка,
Бабушка родная,
По травушке-муравушке
Прыгала босая?

Заплетала бабушка
Косу красной ленточкой…
Неужели бабушка
Тоже
Была
Девочкой?

– А сейчас вы услышите стихи, после которых так и хочется выйти погулять. Лиза:

Что нам сидеть,
Глядеть в окошко?

Вон по окошку
Ползает мошка.
Вот на окошко
Прыгнула кошка,
Загородила
Кошка
Окошко…

Что нам сидеть,
Глядеть в окошко?
Что там в окошке?
В окошке – немножко!

А если выйдем,
Много увидим!

Что нам окошко!
Давайте выйдем!

– Стихи Эммы Мошковской просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены юмором. Владик:

Встало солнце кислое,
смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло….

И спешат несчастные
Кислые прохожие
Едят ужасно
Кислое мороженное…

Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.

– А какое у вас сейчас настроение? Следующее стихотворение поможет вам вечером успокоится. Читают Ира и Вика:

Добежали до вечера

Мы бежали и спешили
Потому что быстро жили!

Мы бежали и скакали,
И с утра не отдыхали,
И поели
На бегу,
И попили
На скаку, запыхались,
Спотыкались,
Утомились, удивились:

Добежали мы до ВЕЧЕРА,
Видим –
Дальше бегать нечего:

В небе звездочка
Зажглась,
Надо жить
Не торопясь…


– Если я чешу в затылке, не беда!
В голове моей опилки, да-да-да!

Все знают автора этих стихов. Это Борис Заходер. Это он сочинил для Винни-Пуха песенки, кричалки, шумелки, пыхтелки и т.д.
Стихи Заходера запоминаются сразу – настолько они замечательны по форме. Приглашаем Диму:

Подарил мне папа
Льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня
Его боялся,
А на третий –
Он сломался!

Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
Никто с ним, правда, не знаком,
Но знают все зато,
Что виноват всегда во всем
Лишь он один – НИКТО!
Кто, например, залез в буфет,
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал?
Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
НИКТО, НИКТО, НИКТО!
– НИКТО – ужасный сорванец!
Сказала строго мать. –
Его должны мы наконец
Примерно наказать!
НИКТО сегодня не пойдет
Ни в гости, ни в кино!
Смеетесь вы?
А нам с сестрой
Ни капли не смешно!

Все знают история дружбы доброго, интеллигентного крокодила Гены, и Чебурашки – бездомного существа неизвестного происхождения, нелегально попавшего в Москву в ящике с апельсинами. Эта история полна приключений, светлого юмора и замечательных языковых открытий.

Эдуар Успенский сочинял для детей не только сказки, но и стихи. Приглашаем Камиля

Тигр вышел погулять

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.

Он по улицам идет,
Ни к кому не пристает,
Hо от тигра почему-то
Разбегается народ.

Кто на дерево забрался,
Кто yкpылся за ларек,
Кто на крыше оказался,
Кто – забился в водосток.

А на елке, как игpyшки,
Разместились две стаpyшки.
Опустел весь город мигом –
Ведь опасны шутки с тигром.

Видит тигр – город пуст:
"Дай-ка, – думает, – веpнyсь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей".

— Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.

— Ну о чем тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.

Ехал кактус на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.

Ехал Ваня на окне,
Вел старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.

Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?

Жюри подводит итоги. Победители награждаются грамотами и ценными подарками – книгами.

Читайте также: