Что такое лексика в русском языке 5 класс правило кратко
Обновлено: 18.05.2024
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает.
Узнаем, что такое лексическое значение слова как минимальной единицы речи.
Слово как предмет изучения
Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
- стол — это предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на нескольких ножках, на который кладут или ставят что-либо;
- стул — предмет мебели на ножках со спинкой, предназначенный для сиденья одного человека.
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стол а — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
Однозначные и многозначные слова
В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.
Прямое и переносное значение слова
Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.
Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.
- светлые волосы — светлая комната — светлый ум — светлое будущее;
- холодный день — холодный прием — холодный взгляд.
Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:
Видеоурок
Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться
То, что обозначает слово.
Чем лексическое значение отличается от грамматического
Виды лексических значений
Основных видов два – прямое и переносное.
Прямое
Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.
Переносное
Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.
Связанные и не связанные
У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.
Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.
Схожие и противоположные
Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.
Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.
Лексическое и лексикографическое значение слова
Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.
И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.
А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.
Есть ли границы у лексического значения
А что такое любовь? Счастье? Одиночество?
Полезные материалы для учеников и родителей
Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.
Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:
Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Слово и его лексическое значение
Перечень рассматриваемых вопросов
2. Особенности словарной статьи толкового словаря.
3. Различные виды толковых словарей, принцип работы со словарём.
Лексика – словарный состав языка.
Толковый словарь – вид словаря с описанием значений слов.
Словарная помета – способ краткой стилистической характеристики слова.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
1. Большой толковый словарь русского языка // Под ред. С. А. Кузнецова. 2-е изд. – СПб., 2000.
2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. – М., 1997.
3. Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. – М.: АСТ, 2008.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Когда вы слышите незнакомое слово, вам хочется узнать, что оно означает и как его правильно использовать.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Что означает слово – землянка?
Можно спросить у кого-нибудь, а можно обратиться к специальной книге – толковому словарю. Толковыми такие словари называются, потому что они толкуют, то есть объясняют слова.
Землянка – жильё, вырытое в земле, иногда выступающее над поверхностью земли.
Как вы думаете, сколько слов в языке? Это очень трудный вопрос, ведь слова появляются и исчезают, а главное – нет ни одного человека, который знал бы все слова своего языка. Большой толковый словарь русского языка, например, содержит 130 000 слов. Но есть словари, в которых содержатся значения только старинных слов – архаизмов или, наоборот, совсем недавно появившихся – неологизмов.
Кто же пишет словарь, если слов так много? Этим занимаются учёные-лексикографы. Сначала для каждого слова лексикограф составляет специальную карточку, которая в словаре становится словарной статьёй. Статья начинается с самого слова, часто мы узнаём грамматические сведения, например, род слова, его окончания. Далее следует толкование, затем – примеры употребления.
Давайте прочитаем эту словарную статью.
ЗЕМЛЯНКА, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Жильё, вырытое в земле, иногда выступающее над поверхностью земли. Тёплая, глубокая з. Жить в землянке. З. в два наката (с потолком из двух слоёв брёвен).
Землянка, множественное число – землянки, родительный падеж – землянок, дательный – землянкам. Женский род. Жильё, вырытое в земле, иногда выступающее над поверхностью земли. Тёплая, глубокая землянка. Жить в землянке. Землянка в два наката (с потолком из двух слоёв брёвен). Обратите внимание на то, что в примерах употребления определяемое слово сокращают до первой буквы для краткости.
Объяснить значения слова можно разными способами:
1) подобрать близкие по смыслу слова – синонимы;
2) указать на отличительные признаки предмета;
3) раскрыть значение частей слова.
Почти в каждой словарной статье можно встретить специальные словарные пометы, что они означают, можно прочитать в начале словаря.
МАЛЬЧИШКА, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; м. Разг. = Мальчик (1-2 зн.).
Например, из этой статьи мы понимаем, что слово мальчишка является разговорным и означает то же, что и слово мальчик в первом и втором значении.
ТОЛМАЧ, -а; м. Устар. Переводчик (обычно посредник в беседе, разговоре).
А из этой, что слово толмач является устаревшим, и в наше время мы говорим переводчик.
Обратите внимание на то, что слова в словаре располагаются по алфавиту. Если же два слова начинаются на одну букву, то нужно смотреть на вторую, третью и так далее.
Слова, которые есть у нас в голове, составляют наш словарный запас. Он бывает активным и пассивным. В активном – слова, которые мы используем в речи или на письме, а к пассивному относятся слова, которые мы знаем, но не используем. И таких слов обычно в несколько раз больше! Хорошо иметь богатый словарный запас. Для того чтобы его увеличить, читайте книги, газеты, журналы, энциклопедии, а если встречаете незнакомое слово – проверяйте его значение в словаре!
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выделите цветом в тексте статьи специальные словарные пометы.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Мы знаем, что словарная помета – это способ краткой стилистической характеристики слова. Нужно найти в статье слова, которые указывает на особенности слова, сферы его использования. Это слова разг., и устар., которые сообщают, что слово является устаревшим и подходит/подходило для использования в разговорной речи.
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите правильный ответ.
Чтобы узнать правильное написание слова, можно посмотреть в (этимологический/орфографический/словообразовательный) словарь, а (происхождение/произношение/значение) слова узнают в толковом словаре.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Вспомнить о разных видах словарей. Этимологический словарь содержит сведения о происхождении слов, словообразовательный, как следует из названия, сообщает о способе образования слова, а орфографический словарь как раз помогает проверить правильное написание слова. Толковый же словарь содержит толкования, то есть значения слов.
Чтобы узнать правильное написание слова, можно посмотреть в этимологический/орфографический/словообразовательный) словарь, а (происхождение/произношение/значение) слова узнают в толковом словаре.
Определение
Лексика – это совокупность слов языка, словарный состав.
Лексика и лексикология
Раздел языкознания, который занимается изучением лексики, называется лексикологией. Это значит, что наукой, изучающей слова с точки зрения их смыслового значения, является не лексика, а лексикология.
Лексика не является разделом языкознания и тем более не является наукой.
Классификации лексики
Лексика по значению бывает однозначная и многозначная. Некоторые слова могут иметь только одно лексическое значение, некоторые – два и более.
По происхождению слова бывают исконно-русскими и заимствованными. Исконно-русскими являются те слова, которые возникли в самом русском языке, заимствованными – слова, пришедшие в русский язык из других языков.
По происхождению также выделяют старославянизмы.
По употреблению лексика в русском языке бывает общеупотребительной и ограниченной в употреблении. Общеупотребительной является лексика, использующаяся всеми носителями русского языка, независимо от их профессии или места жительства. К ограниченной лексике относятся: профессиональная (слова, употребляемые людьми определенной профессии), диалектная (слова, употребляемые жителями той или иной местности) и жаргонная (слова, употребляемые в узком, социально ограниченном кругу людей).
По смысловым отношениям лексика делится на синонимы (слова со схожим значением), антонимы (слова с противоположным значением), омонимы (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению) и паронимы (слова, сходные по звучанию, но разные по значению).
С точки зрения истории языка лексика делится на историзмы (слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода), архаизмы (слова, вышедшие из употребления, но замененные новыми словами) и неологизмы (новые слова).
Что мы узнали?
Лексика (греч. lexikos – относящийся к слову) – это совокупность слов языка, словарный состав. Лексика не является наукой или разделом языкознания. Разделом языкознания, занимающимся изучением лексики, является лексикология. Лексика делится на различные пласты: по значению (однозначные и многозначные слова); по происхождению (исконно-русская, заимствованная, старославянская); по употреблению (общеупотребительная и ограниченная в употреблении (профессиональная, диалектная, жаргонная)); по смысловым отношениям (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы); с точки зрения истории языка (историзмы, архаизмы, неологизмы).
Что изучает лексика?
Лексика сама по себе ничего не изучает. Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов. Изучением лексики занимается лексикология, и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области.
Итак, лексика – совокупность слов. Можно говорить о лексике языка (вообще любого, не только русского), лексике художественного произведения (к примеру, “Войны и мира” Толстого), лексике Бродского, лексике медиков, даже о “лексике подворотни”.
Минимальная лексическая единица – это слово. Аспектов изучения слов в языкознании много, и лексикология ориентирована на изучение их значения, происхождения, исследование динамики словарного состава, отражения действительности в словаре. Так, лексикология рассматривает причины появления неологизмов и способы их образования, процессы устаревания слов и выпадения их из активного словаря, разбирает значения фразеологических оборотов и сочетаний.
Лексическое значение – важнейший признак слов как самостоятельных единиц, которые выполняют номинативную функцию в языке: называют предметы и явления действительности. Лексика объединяет слова именно по значению, так же она и структурируется: образуются группы слов, сформированные по определенным характеристикам, — к примеру, антонимы. Формальные признаки слов тоже учитываются: так объединяются омонимы и паронимы.
Лексика живого языка очень динамична и пластична, в ней постоянно появляются новые слова, а иные переходят из активного словаря в пассивный – тот, которым мы не пользуемся, но значения слов понимаем.
Лексикология включает в себя разделы, изучающие слова и словосочетания в разных аспектах. Так, семантика исследует смысловые значения единиц языка, фразеология – устойчивые речевые обороты, этимология – происхождение слов и выражений, ономастика изучает имена собственные, в том числе имена и фамилии людей, лексикография – теорию и практику составления словарей, ономасиология – разбирает процессы наименования в направлении от явления или предмета к слову, его обозначающему.
ЛЕКСИКА – это лингвистический термин, обозначающий словарный состав:
● какого-либо языка или диалекта: лексика русского языка, лексика казахского языка, лексика южнорусских говоров;
● языка отдельного человека, как правило, автора: лексика языка Пушкина, лексика Максима Горького.
То есть ЛЕКСИКА – совокупность всех слов, имеющихся
● либо каком-либо языке (русском, английском, грузинском – любом) или диалекте;
● либо составляющих словарный запас (лексикон) человека.
К сожалению, в школьных учебниках русского языка это слово употребляется в несвойственном ему значении – раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. Таким разделом является ЛЕКСИКОЛОГИЯ. Но в учебниках русского языка упорно продолжают писать: ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ вместо ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ. Что если и допустимо, то только в разговорной речи, но никак не в учебниках.
Читайте также: