Что такое культура чтения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Овладевая приемами техники рационального чтения, необходимо научиться использовать их как в повседневной, так и профессиональной деятельности, т. е. овладеть культурой чтения как вида речевой деятельности.

Под культурой чтенияпонимается умение использовать те факторы, навыки и умения, которые помогают сделать чтение продуктивным.

Факторы, которые влияют на продуктивность чтения, условно подразделяются на объективные (действующие во внешней среде) и субъективные (относящиеся к самому человеку).

Объективные факторы:

• поза при чтении;

• освещенность читаемого текста;

• продолжительность непрерывного чтения;

Субъективные факторы:

• психологическая готовность к чтению;

• размер поля зрения;

Рассмотрим некоторые из объективных факторов.

Поза при чтении

Наиболее удобной считается поза, когда читатель прямо сидит на стуле за столом, не напрягаясь. Рекомендуется такая высота стола, при которой локти будут лежать на краю стола. Рядом должна лежать бумага или тетрадь для ведения записей во время чтения. Ведение записей положительно влияет на качество усвоения материала. Настольная лампа должна быть расположена слева, если человек правша, или справа, если он левша. Расстояние от книги до глаз должно быть равно примерно 35–40 см. Книгу следует располагать наклонно, чтобы все строки находились на одном расстоянии от глаз. Рекомендуется использовать подставку для книг.

Можно подобрать не одну, а несколько удобных для чтения поз, соответствующих различным условиям чтения: дома, в библиотеке, на рабочем месте.

Например, следует сидеть за письменным столом, если вы работаете с учебным или научным текстом, в кресле – если читаете художественную литературу или периодику.

Освещенность текста

Оптимальное освещение текста при чтении должно осуществляться рассеянным дневным светом, не слишком ярким. Электрическая лампочка не должна быть слишком яркой (30–40 Вт), при этом лучи от нее должны падать на книгу, а не на глаза.

Овладевая приемами техники рационального чтения, необходимо научиться использовать их как в повседневной, так и профессиональной деятельности, т. е. овладеть культурой чтения как вида речевой деятельности.

Под культурой чтенияпонимается умение использовать те факторы, навыки и умения, которые помогают сделать чтение продуктивным.

Факторы, которые влияют на продуктивность чтения, условно подразделяются на объективные (действующие во внешней среде) и субъективные (относящиеся к самому человеку).

Объективные факторы:

• поза при чтении;

• освещенность читаемого текста;

• продолжительность непрерывного чтения;

Субъективные факторы:

• психологическая готовность к чтению;

• размер поля зрения;

Рассмотрим некоторые из объективных факторов.

Поза при чтении

Наиболее удобной считается поза, когда читатель прямо сидит на стуле за столом, не напрягаясь. Рекомендуется такая высота стола, при которой локти будут лежать на краю стола. Рядом должна лежать бумага или тетрадь для ведения записей во время чтения. Ведение записей положительно влияет на качество усвоения материала. Настольная лампа должна быть расположена слева, если человек правша, или справа, если он левша. Расстояние от книги до глаз должно быть равно примерно 35–40 см. Книгу следует располагать наклонно, чтобы все строки находились на одном расстоянии от глаз. Рекомендуется использовать подставку для книг.

Можно подобрать не одну, а несколько удобных для чтения поз, соответствующих различным условиям чтения: дома, в библиотеке, на рабочем месте.

Например, следует сидеть за письменным столом, если вы работаете с учебным или научным текстом, в кресле – если читаете художественную литературу или периодику.

Освещенность текста

Оптимальное освещение текста при чтении должно осуществляться рассеянным дневным светом, не слишком ярким. Электрическая лампочка не должна быть слишком яркой (30–40 Вт), при этом лучи от нее должны падать на книгу, а не на глаза.

— комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование т.п.), бережно обращаться с произведениями печати.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое "Культура чтения" в других словарях:

Культура чтения — владение приемами наиболее рационального и продуманного использования изданий, предполагающее хорошее знание компонентов издания, умение не просто воспринимать напечатанное, но и осмысливать его, выделять главное, сопоставлять с тем, что… … Издательский словарь-справочник

Культура чтения — комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно библиографическим… … Педагогический словарь

Культура — У этого термина существуют и другие значения, см. Культура (значения). Марк Порций Катон Старший (234 149 г. до н.э), слово cultura впервые встречается в его трактате о земледелии De Agri Cultura (о … Википедия

Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия

Культура Израиля — Израильская культура совокупность творческих достижений населения Израиля. Израильская культура имеет древнюю историю и представляет собой сплав множества субкультур различных общин, живущих в Израиле. Одной из исторических особенностей… … Википедия

Культура КНДР — В Пхеньянском институте вышивки … Википедия

Культура Омского района Омской области — Основная статья: Омский район Омской области Культура в Омском муниципальном районе Омской области. В тяжелых условиях общенационального кризиса 90 х годов XX века в Омском районе была в полном объёме сохранена система учреждений культуры,… … Википедия

Культура Древнего Рима — История Древнего Рима Основание Рима Царский период Республиканский период Ранняя Республика Пунические войны и экспансия на Востоке Братья Гракхи Союзническая война Марий и Сулла Заговор Катилины Пе … Википедия

Какие книги читать?

Вот как бы ответили на этот вопрос известные исторические личности.

Так какие же книги читать?

И так ли уж важен этот выбор. Об этом в сегодняшней статье.

Методологически правильным начать с исторического ракурса.
Какие функции у чтения были в разные эпохи?

Основные этапы развития культуры чтения

Проследим этапы развития культуры чтения.

Древняя Русь – чтение как культура общения с Божественным словом через душеспасительные книги.

Средние века, поздние (XV-XVI вв) – чтение становится более доступным и несет познавательную функцию.

С начала Петровских реформ до конца XVIII в — чтение как средство повышения уровня образования.

С XIX в чтение несет функцию самообразования.

Начало XX века, чтение приобретает прагматический характер – освоить накопленные веками знания. Душеразвивающее значение уходит на второй план.
Именно в этот период процессы поиска нужной книги и умение использовать книгу для самообразованию, описывает Н. Рубакин. Возникают такие понятия, как методы и приемы чтения.

50-е годы – рационализация чтения. В культуру чтения вносятся рациональное чтение, быстрочтение, библиографическая компетентность.

Период 80-е годы – XXI век . Информационное общество. Ценится умение работать с большими потоками информации, говорят об информационной культуре новых условий.

Любовь к книге, интерес к чтению, восприятие и понимание прочитанного – уже не так важны. Функции чтения — умение ориентироваться в море информации.

Происходит смешение подходов к чтению художественного текста и чтению, как к поиску информации. А ведь это разные стратегии чтения. Смещение идет в прагматическую область.

Таков вот процесс понятия "культура чтения" в исторической динамике, вкратце.

Отмечу лишь, что масштабность такого понятия как культура чтения, выше чем информационная культура, о которой говорят в последнее время.

Современная ситуация оценивается как системный кризис читательской культуры. И этот кризис подошел к критическому пределу — пренебрежению чтением. Это осознается и во всем мире ведется работа по поддержке чтения.

Но так или иначе люди все же читают. Иначе книготорговая отрасль не существовала бы. Магазинов правда становится меньше, но есть Интернет-ресурсы.

С безграмотностью покончено, дефицита книг уже нет. Но появилось большое число альтернативных способов проведения времени. И чтение – не самый привлекательный способ для большинства.

Но так ли важно просто читать, ради самого процесса чтения. Ведь во все времена чтение несло определенную функцию, о чем говорилось выше. Так какая же функция чтения сегодня? Как ее опишут историки будущего? Поживем-увидим. Пока же можно говорить о развлекательной функции, судя по ТОПовым спискам.

Традиция школьного чтения

Наше традиционное обучение в школе содержало и содержит обязательные списки для прочтения.
В школе, под руководством учителя, читают и изучают сложную классическую литературу.

Чем вызвана такая традиция ?

Значит, чтобы повысить уровень читательской культуры, уровень культуры чтения нужно читать сложные книги?

А культура чтения – это знания, умения, навыки, необходимые для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений. Это целый комплекс навыков в работе с книгой.

Культура чтения художественного текста

Культура чтения художественного текста — особое направление культуры чтения.

Если при чтении специальной литературы на первый план выступают организаторские навыки, то чтение художественной литературы – прозы, поэзии – требует ещё и полноценного эмоционального развития личности читателя и много других моментов, в том числе, умение наслаждаться стилем автора, самим процессом чтения.

Процесс такого чтения можно описать так: восприятие – понимание – интерпретация.

Не просто восприятие, а творческое восприятие, т.е. способность создавать образы. Новую реальность.

Текст — это пространство, созданное воображением автора. Читателю предстоит освоить (обжить) это мыслимое пространство.

Чтение, не опирающееся на работу воссоздающего воображения, остаётся на уровне механического запоминания слов.

Развивать воображение полезно, а чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его.

Воссоздающее воображение, это большая тема, возможно я обращусь к ней чуть позже.

Кругозор и знания

Все предметы, описываемые автором, не случайно попали в произведение, это сделано осмысленно. Но мы можем много пропустить, просто из-за невнимательности, но не только из-за нее. Важен кругозор и знания.

А ограниченные знания мифологии, хотя бы греческой, оставят за кадром многие ссылки авторов на персонажи.

Как понять, что описывал Пушкин, если не знать кто такая Диана, и что такое ланиты.

Чем шире кругозор, тем ярче воссоздающее воображение, тем полнее описываемое пространство.

Читательская лестница

Е.С. Абелюк, в своей книге, путь от читателя наивного к профессиональному описывает в виде лесенки.

Здесь важный момент. Человек от чтения получает удовольствие. Это верно. Но получить эстетическое удовольствие, — для этого еще нужно постараться.

Таким образом, эстетическое наслаждение — это удовольствие, полученное от увиденной красоты.

Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие. В мире звуков это будет консонанс и диссонанс, в мире движений — ритм или аритмичность и т. д.

Любой ли человек может получить эстетическое удовольствие? Или все же нужны определенные знания, навыки, опыт. Думаю, что глубина эстетического удовольствия будет различаться в зависимости от культурного развития личности.

Оставляю тему эстетического удовольствия на обдумывание читателям. Возможно мы еще вернемся к ней позже.

Над этими вопросами читатель, находящийся на второй ступеньке воображаемой лестницы, уже задумывается. Ему хочется размышлять над прочитанным и даже выделять в тексте те или иные элементы, находить и объяснять связи между ними.

Четвертая ступенька лестницы – это особый тип чтения, — профессиональный. Читатель, имеет широкий читательский кругозор, воспринимает произведение в историческом и культурном контексте, как это произведение перекликается с другими произведениями автора, с произведениями его современников. Ему интересно размышлять над тем, с какой целью все это появилось. Читатель может выступать в роли критика.

Описанные четыре ступени лестницы — это уровни читательской культуры. Ни один из этих уровней не существует в чистом виде — человек постоянно накапливает читательский опыт и поднимается выше.

В заключении я скажу еще об одном важном моменте. Помимо получения эстетического удовольствия, важно чтобы научиться получать и интеллектуальное удовольствие от чтения.

Если читать по-настоящему вдумчиво, появляется шанс получить идеального читателя, который показывает готовность воспринимать незнакомый текст, развитую языковую интуицию, культуру логического мышления, историко-культурные знания.

К сожалению, чаще получаем штампы и упрощение текста. Для читателя все ясно, всему есть свое объяснение, сложных вопросов не остается. А они должны оставаться, тем более от первого прочтения.

1. Для повышения уровня читательской культуры требуется чтение сложных книг, через которые читателю приходится с трудом пробираться.

2. От чтения возможно получение эстетического и интеллектуального удовольствия. И если эстетическое очевидно для всех, то на интеллектуальном я бы заострил внимание. О нем не так часто упоминается.
Воспринять сложное произведение, понять логику автора, учесть исторические значимые моменты, сопоставить с литературой современников, найти ответы и оставить часть вопросов на будущее. Думаю, что это достойные цели для движения в развитии культуры чтения.

Я жду Ваши вопросы и комментарии. Если статья понравилась, нажмите пожалуйста, кнопку соц. сетей.

Манерова Полина Викторвна

В данной работе учащаяся искала ответы на вопросы: культура чтения - что это такое? какой сегодня читатель? какими навыками нужно владеть настоящему читателю? В реферате говорится и о важности цели чтения.

ВложениеРазмер
kultura_chteniya_v_sovremennom_obshchestve.docx 30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Адрес: 633004, Новосибирская область, город Бердск,

Автор : Илющенко Юлия Максимовна,

Руководитель : Манерова Полина Викторовна,

учитель русского языка и литературы.

2014-2015 учебный год

2.1. Культура чтения – что это такое?

2.2. Какой сегодня читатель?

2.3. Навыки настоящего читателя.

Культура чтения в современном обществе

Книга - это фундамент, на котором строится культура нации.

  1. Основная часть.
  1. Культура чтения – что это такое?

Под культурой чтения понимают высокую требовательность читателя к выбору книг. Она предполагает также глубокое понимание идей автора, его нравственной позиции. Глубокое чтение позволяет нам понять, усвоить содержание книги. Хороший читатель сумеет отыскать в прочитанном тексте главную мысль, осмыслить ее, а при необходимости – сформулировать и обосновать свои размышления. Он знает, что нельзя слепо следовать за автором, надо сопоставлять факты, мысли, выводы.

Культура чтения предполагает чтение постоянное, систематическое. Нельзя считать культурным читателем человека, который по полгода не берёт в руки книгу. Таким образом, культура чтения – это не только вопрос о том, что читать, но и о том, как и сколько читать.

Как мы обыкновенно читаем книги? "Как читается". Как подсказывают наше настроение, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Нам кажется, что мы читаем правильно. А это, чаще всего, ошибка. Бывает иногда стихийно сложившееся правильное чтение. Но это очень редко. Обыкновенно чтение страдает очень многими недостатками, а иногда оно из рук вон плохо. Такое чтение может быть не только не полезно, но и вредно.

Культуру чтения нужно в себе воспитывать. Путь этот не простой. Нельзя сразу стать читателем высокой культуры, как нельзя человеку малограмотному вдруг сразу стать читателем высокообразованным. Переход из одного состояния в другое происходит постепенно, в процессе настойчивого читательского труда, целеустремлённой работы над собой.

Большинство читают, не будучи знакомы со способами работы над книгой. Такой читатель может лишь пересказывать материал, почти не размышляя над прочитанным. Кто-то читает, пропуская целые абзацы и даже страницы, стремясь скорее добраться до конца книги. Этого читателя можно назвать равнодушным, он не сможет до конца прочувствовать мысли автора, вряд ли даст правильную оценку событиям и поступкам героев. А как важно писателю, который отдаёт все свои душевные силы в поисках точного образа или слова, найти чуткого читателя, обладающего творческим воображением. О записях такой читатель и не помышляет. Не характерна для него и систематичность чтения.

Несмотря на то, что исследования действительно определяют сокращение читаемости, как в России, так и в других странах пространства книжной коммуникации, очевидно, что в российском обществе сохраняется высокий статус книги. Значительная часть молодежи собирает личные библиотеки, регулярно покупают книги и т.п.

Широкое применение нашла также аудиокнига, то есть текст книги, записанный на диск. Специалисты оценивают ее как прогрессивное явление, которое облегчает восприятие информации. Живая речь воспринимается более эмоционально, особенно в сочетании со звуковым сопровождением. Такая книга развивает воображение не хуже традиционной и действует гораздо эффективнее, чем кино, навязывающее зрителю уже готовый образ.

Следующие навыки помогут вам воспитать в себе настоящего читателя.

Во-вторых, нужно уметь сосредоточиваться на том, что читаешь. Только настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания книги. Настоящее чтение не сводится к просматриванию слов на листе взглядом; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо пережить страсть – страстным чувством; переживать драму и трагедию – душой; в нежном лирическом стихотворении нужно внять всем вздохам, вострепетать своею нежностью, а великая идея может потребовать не более и не менее как весь разум, всю душу читающего.

В-пятых, книгу для чтения нужно выбирать с умом, приучать себя к чтению серьёзных книг, классике. Ведь книга должна заставлять нас думать, а не служить способом занять мозг на некоторое время.

Так бывает и в наше время: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: правильно ли мы читаем? Может быть, нет? Мы начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения.

В-шестых. Прочитав книгу важно задать себе вопрос, что понравилось или не понравилось, что нового ты почерпнул. Если же прочитанная книга вызвала в тебе всплеск воображения, разреши ему побыть в тебе. Есть материал, который полезно или даже необходимо прочитать с проработкой, с выписками. Тогда читатель будет иметь отчетливое представление о том, что он прочел. Отчетливое чтение — обязательное условие хорошего чтения. Культура чтения зависит от правильной его организации, она связана с читательским мастерством – умение собирать и систематизировать материал, использовать его, делать выписки и т.д.

В-седьмых, не забывайте о физиологических факторах. Расстояние от книги до глаз должно быть не менее 35-40см. Многим для чтения необходимы тишина и спокойная обстановка, но некоторые могут спокойно читать и в шумном помещении.

В-восьмых, пытайтесь отождествлять себя с персонажами. Для этого требуется разобраться в мотивах, симпатиях, антипатиях, в поступках поведения, в художественном конфликте произведения. Читателя должно интересовать все: и пейзаж, и историческая обстановка, и внешний вид персонажей. Читая книгу, читатель должен понять внутренний вид персонажей, определить, в чем их индивидуальность.

В-десятых, если вас заинтересовала книга, узнайте о ней больше: изучите биографию автора, события, которые подтолкнули его к написанию этого произведения.

Все эти навыки нужно вырабатывать в себе, они не даются человеку от природы.

Не менее важна и цель чтения книги. Есть чтение для того, чтобы "убить время", отвлечься от неприятных мыслей; чтение "для развлечениях" — когда ставится, например вопрос: чем заняться? почитать что-нибудь или "в картишки перекинуться"? Сюда же можно отнести и ряд сходных целей — вплоть до чтения, "чтобы заснуть".

Высшую группу целей чтения составляет:

а) чтение для осведомления о чем-нибудь, пополнения сведений и т. д.; таково чтение газет, брошюрок, некоторых книг писем, новых книг по специальности и т. п.;

б) чтение для известного нравственного, "волевого" воздействия на душу — "воодушевляющее" чтение; есть книги которые мы читаем не потому, что они дают новое знание, а потому, что вливают новые силы в грудь, подымают настроение, возбуждают к подвигам;

в) чтение крупных произведений искусства; такое чтение — не развлечение, как думают некоторые; это — важное и необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта для углубления мировоззрения, мыслей, чувства;

г) чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса

д) чтение для самообразования.

Читайте также: