Что такое кризис власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Политический кризис характеризуется делегитимацией(противоположное - легитимации)структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).

Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.

Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.

Для поддержания легитимности власти используются различные средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.

Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.

В этой связи следует отметить двоякое и противоречивое влияние информационной революции. С одной стороны, высокий образовательный уровень населения способствует быстрому, но в основном поверхностному приобщению к ценностям политической культуры участия. С другой стороны, западная модель социального поведения, выражающаяся в таких ценностях, как частная собственность, правовое государство, для значительной части населения является достаточно абстрактной, не усвоенной в процессе социализации, поскольку отсутствуют деятельностно-активная ориентация личности, психология рационального оптимизма и предпринимательские традиции. Отсюда проблема психологической и нравственной приемлемости политической модернизации, которая воспринимается не как национальное развитие, а как иностранное или космополитическое влияние.




Проблема идентификации решается двумя путями:

1) с помощью харизматических лидеров, способных объединить национальную или территориальную общность; при этом обычно используются радикальные средства политической мобилизации населения, что чревато насилием, несущим внутреннее отрицание целей политической модернизации;

2) путем осуществления государственной политики, нацеленной на создание механизма содействия людям в поисках идентичности, что предполагает отказ от идеологических решений и концентрацию усилий на профессиональном обучении, широком использовании опыта других стран, формирование благоприятных условий для социальной мобильности.

Решающими здесь оказываются два слоя. Первый из них - интеллигенция. Она вносит мутации в культуру, продуцирует инновации, способные открывать путь к новым цивилизационным завоеваниям. Второй слой - бюрократия. Она способна обеспечить сохранность социальной наследственности, тех социальных структур, которые исторически сложились и которые составляют основу существующего образа жизни.

Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.

Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.

Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Политический кризис характеризуется делегитимацией(противоположное - легитимации)структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).

Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.

Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.

Для поддержания легитимности власти используются различные средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.

Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.

В этой связи следует отметить двоякое и противоречивое влияние информационной революции. С одной стороны, высокий образовательный уровень населения способствует быстрому, но в основном поверхностному приобщению к ценностям политической культуры участия. С другой стороны, западная модель социального поведения, выражающаяся в таких ценностях, как частная собственность, правовое государство, для значительной части населения является достаточно абстрактной, не усвоенной в процессе социализации, поскольку отсутствуют деятельностно-активная ориентация личности, психология рационального оптимизма и предпринимательские традиции. Отсюда проблема психологической и нравственной приемлемости политической модернизации, которая воспринимается не как национальное развитие, а как иностранное или космополитическое влияние.

Проблема идентификации решается двумя путями:

1) с помощью харизматических лидеров, способных объединить национальную или территориальную общность; при этом обычно используются радикальные средства политической мобилизации населения, что чревато насилием, несущим внутреннее отрицание целей политической модернизации;

2) путем осуществления государственной политики, нацеленной на создание механизма содействия людям в поисках идентичности, что предполагает отказ от идеологических решений и концентрацию усилий на профессиональном обучении, широком использовании опыта других стран, формирование благоприятных условий для социальной мобильности.

Решающими здесь оказываются два слоя. Первый из них - интеллигенция. Она вносит мутации в культуру, продуцирует инновации, способные открывать путь к новым цивилизационным завоеваниям. Второй слой - бюрократия. Она способна обеспечить сохранность социальной наследственности, тех социальных структур, которые исторически сложились и которые составляют основу существующего образа жизни.

Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.

Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.

Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.


Одним из последствий Февральской революции 1917 года стало двоевластие. Одну из властей представляло Временное правительство. В период с марта по октябрь оно быстро теряло свою популярность в ходе пережитых трудностей. Три кризиса Временного правительства – апрельский, июньский и июльский имели в целом похожие причины.

Апрельский кризис

В апреле 1917 года в Петроград приехал лидер партии большевиков Ленин и стал заниматься агитацией против Временного Правительства, председателем которого был князь Георгий Львов, а Александр Керенский занимал должность министра юстиции.

Временное правительство

Рис. 1. Временное правительство.

Кризис получил название “апрельский” из-за “ноты Милюкова”. Она была опубликована 18 апреля и подтверждала готовность продолжать участие в Первой мировой войне и следовать всем договорам царского правительства. Такой шаг вызвал недовольство у населения. Начались массовые демонстрации, погибло несколько человек. В результате, Временное правительство покинули представители партий октябристов и кадетов – Александр Гучков и Павел Милюков.

Из-за нового состава Временное правительство получило название “Коалиционное”. В него вошли шесть министров от социалистических партий. Среди них были эсеры Чернов и Керенский, меньшевики Скобелев и Церетели, а также народный социалист Пешехонов и трудовик Переверзев.

Июль 1917 петроград

Рис. 2. Июль 1917 петроград.

Июньский и июльский кризисы

Поводом к июньскому кризису стало начавшееся на Юго-Западном фронте наступление. Несмотря на численное превосходство над противником, через пару дней оно остановилось. В июне стало заметным расхождение взглядов большевиков и эсеров на ведение войны. Вторые настаивали на ее немедленном прекращении и организовали демонстрации рабочих в свою поддержку. В них приняло участие свыше 500 тыс. человек.

Июньский кризис перерос в июльский. Несмотря на отставку трех министров-кадетов, в Петрограде продолжались антиправительственные выступления большевиков.24 июля было сформировано второе коалиционное правительство и восстановлена смертная казнь на фронте. Также в стране завершилось двоевластие, произошел конфликт власти с большевиками. Лидеры этой партии, в том числе и Ленин, перешли на нелегальное положение.

Систематизировать полученные сведения о кризисах Временного правительства поможет такая таблица:

Период

Причина

Результат

Создание первого коалиционного правительства

Июньское наступление и ситуация на фронте

Рост поддержки большевиков в промышленных центрах

Неудачи на фронте, отставка “министров-капиталистов”, то есть кадетов

Восстановление на фронте смертной казни, создание второго коалиционного правительства во главе с Керенским, гонения на большевиков

Председателем второго коалиционного правительства стал А. Керенский. Он же приступил к руководству военным и морским министерствами. В состав правительства вошли представители партий эсеров, меньшевиков, радикальных демократов, трудовиков и беспартийные.

Временное правительство Керенский

Рис. 3. Временное правительство Керенский.

Что мы узнали?

Кризисы Временного правительства 1917 года свидетельствуют о его слабости и шатком положении, которое завершилось достаточно быстрым свержением в ходе Октябрьской революции. Кратко из изучают в школьном курсе истории 9 класса.

srisis of the power, от гр. krisis- решение поворотный пункт, исход) - резкое, болезненное ослабление власти, острое затруднение или провалы, неудачи в деятельности властных структур, тяжелое переходное состояние, ослабление, потеря авторитета, Доверия, силы, требующие кадровых изменений: на уровне правительств - смены всего или части кабинета, на уровне парламента - его возможного роспуска и переизбрания. Кризис власти требует внимательного анализа, исследования его причин, хода, прогнозирования последствий, принятия решительных мер или же ухода из властной сферы как непосильной для данных лиц и партий. Нередко говорится о правительственном, политическом кризисе и т.д.

srisis of the power, от гр. krisis- решение поворотный пункт, исход) - резкое, болезненное ослабление власти, острое затруднение или провалы, неудачи в деятельности властных структур, тяжелое переходное состояние, ослабление, потеря авторитета, Доверия, силы, требующие кадровых изменений: на уровне правительств - смены всего или части кабинета, на уровне парламента - его возможного роспуска и переизбрания. Кризис власти требует внимательного анализа, исследования его причин, хода, прогнозирования последствий, принятия решительных мер или же ухода из властной сферы как непосильной для данных лиц и партий. Нередко говорится о правительственном, политическом кризисе и т.д.

Читайте также: