Что такое критическая статья в литературе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ в других словарях:

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

получила свое начало в древней Греции. Еще до Аристотеля многие греческие философы не только задумывались над вопросами эстетики и литературной критики. смотреть

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

КРИ́ТИКА ЛИТЕРАТУ́РНАЯ, вид литературного творчества, оценка и истолкование художественного произведения, а также явлений жизни, в нем отраженных. Нередко рассматривается как одна из областей литературоведения. В отличие от истории литературы, К. л. освещает по преимуществу процессы, происходящие в современном литературном движении, рассматривает текущую журнальную и книжную продукцию. Однако не столько материал, сколько сам подход, продиктованный современными общественными задачами и живым восприятием читателя, отличает К. л. даже в тех случаях, когда речь идет о классическом наследии, входящем в культурный обиход современности.

Луначарский А. В., Критика и критики. Сб. ст., М., 1938;

Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1—2, Л., 1950 — 1965;

Сов. литературоведение и критика. Рус. советская литература 1917 — 1962. Библиографич. указатель, М., 1966;

Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отраженные в них явления жизни.

Литературная критика рассматривает как современную, так и классическую литературу (современное ее прочтение), она тесно связана с эстетикой, теорией и историей литературы.

Характер литературной критики меняется во времени. Сначала это была в основном общая оценка произведения, рекомендация его другим читателям. Затем ее цели и задачи усложняются. Важными критериями оценки становятся эстетическая, общественная и нравственная значимость произведения, которое рассматривается как целостное художественное явление в единстве формы и содержания.

Однако зачастую одни критики рассматривали и оценивали художественные произведения в основном с позиций эстетической значимости (эстетическая критика), другие — исследовали содержание произведения, сверяя его с самой жизнью, подвергали анализу общественные процессы, выявляли типические явления, выносили приговор жизни, запечатленной писателем (реальная критика). Были и другие направления. Критика советского периода руководствовалась классовыми и партийными критериями в оценке произведений.

Критика стремится рассматривать художественное произведение в единстве всех его качеств: общественной, эстетической, нравственной значимости и гуманистической направленности. Критик помогает читателю осмыслить идеи и образы, данные автором. При этом он учитывает особенности языка и стиля писателя, его художественную манеру.

Критику важно быть доброжелательным в обращении, точным, искренним и честным в своей аргументации.

Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др.

Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.

Литературно-критические сочинения требуют прежде всего хорошего знания текста и умения его интерпретировать. Однако школьное истолкование художественного текста отличается от литературоведческого.

Овладеть жанром статьи позволяет чтение и разбор статей русских критиков.

Примерные вопросы, помогающие разобрать литературно-критическую статью:

— В какое время написана статья?

— Каковы взгляды автора, основные критерии оценки, которыми он пользуется, какое свойство художественной литературы выдвигает на первый план?

— Во имя чего написана статья, какие цели и задачи поставил критик?

— Какими приемами толкования текста он пользуется?

— Как доказывает свою точку зрения, как делает выводы и обобщения, с кем полемизирует? Культура полемики.

— Какие еще написаны статьи об этом произведении? Какова точка зрения их авторов?

— Какие мысли и чувства стремится пробудить критик у читателя?

— Как выражается личное отношение автора статьи к прочитанному?

— Как начинается статья? Ее композиция, язык и стиль.

— Как вы относитесь к оценкам критика? Используйте для доказательства текст художественного произведения.

При изучении содержания конкретной критической статьи можно использовать следующие приемы: дать историко-литературную справку, организовать комментированное чтение статьи, помочь составить план и тезисы к нему, предложить написать самостоятельную работу в виде ответа на вопросы по наиболее сложным положениям статьи.

Обучая писать сочинения на тему, связанную с теоретико-литературным понятием, необходимо учитывать, что теория литературы имеет прикладное значение в школьном изучении и служит средством грамотной интерпретации и постижения художественного текста.

критика и литературная рецензия

Продолжаем рубрику “В помощь начинающему автору”. Мы уже говорили практически обо всех литературных жанрах: о повести, о романе, о рассказе, об очерке, о эссе… Сегодня поговорим о критике. Так как стать литературным критиком, как написать критическую статью, рецензию.

Легко ли быть критиком? Или как стать критиком


Литературная критика – важная составляющая литературы. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда нам необходимо дать свою оценку тому или иному произведению искусства. В частности, речь идёт о литературе. Иной раз мы бываем весьма субъективны и считаем, что имеем право поливать некачественными отбросами чужие тексты. Кому от этого лучше? Ну выпустили пар, перевели дух, обидели человека…. Что дальше? А дальше – тупик! Встаёт вопрос, как стать критиком. Не просто научиться критиковать, а давать объективную профессиональную критику.

И вот для того, чтобы ваше мнение было влиятельно и авторитарно, следовало бы овладеть искусством конструктивной критики. Она и другому человеку поможет обратить внимание на свои недостатки (и достоинства), и вас самих научит не бросаться словами на ветер, а чётко излагать свои мысли, к которым хотелось бы прислушиваться.

К жанрам литературной критики следует отнести собственно саму критическую статью, рецензию, критическую монографию и обзор. Остановимся подробней на первых двух.

Лтературно-критическая статья

Из огня да в полымя

Даже если вы считаете критикуемое произведение никуда не годным, не стоит сразу набрасываться на несчастного автора и строить из себя уязвлённого читателя-гурмана. Для того, чтобы критика была полезной, стоит самому держать лицо и сохранять спокойствие. Для начала следует поговорить немножко о писателе. Что это за человек? Какие его произведения уже известны? Если это начинающий автор, то следует об этом упомянуть. Одно дело оценивать тех, кто выпускает ежегодно по несколько книг, но совсем другое – разнести в пух и прах того человека, который только вступил на тернистый литературный путь. Проявляйте максимум уважения и понимания, будьте тактичны и вежливы. Никто не просит скрывать правду и выдавать желаемое за действительность, но помните, что каждый из нас с чего-то начинал. И наша задача – помочь сделать эти первые шаги горе—писателю и научить широкую публику здраво смотреть на литературные вещи.

Стоит ли говорить, что вышла я достаточно успокоенная. Я знала, над чем мне надо работать и к чему стремиться. Если бы мне тогда сказали, что всё отвратительно, я бы вряд ли продолжала писать дальше. А если бы и писала, то в той манере, в которой двигалась. А это значит, что я никогда не достигла бы ничего путного. Впрочем, и мой путь только начинается.

Обязательно выделите то, что вам понравилось. Пусть это будет несколько неординарных метафор или неожиданная мысль. Пусть это будет яркость стиля или экстравагантность повествования. Всё, что угодно. Но не думайте, что если статья критическая, значит, надо только ругать. Напротив, если есть что-то достойное, зацепитесь за это. А всё, что не так, скажите на фоне этого. Создайте благоприятную атмосферу для того, чтобы вас услышали.

Знаете, когда речь идёт об агрессивных критиках, я сразу вспоминаю несчастного Мастера, который сжёг свой роман. Сжёг свой чудесный роман просто потому, что кто-то посчитал себя выше остальных. Возможно, именно ваше мнение, ваша точка зрения сыграет свою судьбоносную роль. Представляете, какая это ответственность? Поэтому если не чувствуете в себе сил и желание выделять хорошее, подберите себе другой объект для проверки своего острословия.

Непосредственно о критике

Когда вы рассказали об авторе, акцентировали внимание на сильных моментах повествования, можете начинает критиковать. Да-да-да, расскажите о том, что явно не удалось, подумайте, чего не хватило писателю. Откройте его замысел, в очередной раз проведя параллель со своими ощущениями. Выражайтесь точно и ясно, но при этом так, чтобы обида автора не закрывала его от вас. Попытайтесь показать своё расположение, проявите всю свою находчивость. Станьте другом и единомышленником, а не высокомерным писакой, который сам не написал ни слова, но при этом готов громить всех и каждого. Протяните руку помощи тому, кто, возможно, в ней нуждается. Я убеждена, что если бы у нас было больше конструктивной критики, нам не пришлось бы читать столько слабых произведений, чьи авторы либо не знают о своих недостатках, либо пишут назло всем ранее им встречавшимся критикам. Теперь мы выяснили, как пишется литературно-критическая статья.

Литературная рецензия

Рецензия – один из основных и самых знакомых нам жанров литературной критики. Начнём с того, что это слово нам часто встречалось во время учёбы. Помните, как рецензировали ваши первые дипломные проекты? Я помню. Ничего лишнего, всё строго по делу. При этом несколько важных замечаний, которые помогают избежать ошибок в дальнейшем.

С рецензией на художественный текст всё получается тоже примерно так. Литературная рецензия весьма сжата, стройна и гармонична. При этом отличается особой ёмкостью и содержательностью.

Выделим основные принципы написания рецензии:

  1. Полярность вашего изложения. Как и критическая статья, рецензия нуждается в том, чтобы вы показали не только недостатки произведения, но и его явные (или скрытые) сильные стороны. Поверьте, они есть в каждом объекте. Всё зависит лишь оттого, готовы ли вы их увидеть.
  2. Объективность. Здесь уже обилие эмоций ни к чему. Вы вправе высказать своё мнение, но оно должно подкрепляться здравыми аргументами, выстроенными в логической последовательности.
  3. Фактичность. Всё должно основываться на реальных фактах. Никаких голословных обвинений и мыслей, пусть вы в них и трижды уверены. Подкрепляйте свои размышления научными изысканиями, опирайтесь на знания литературоведения. Проявите себя знающим человеком, а не торговцем сомнительной лавки.
  4. Широта. Рассматривайте произведение с разных точек зрения. Разглядывайте разные стороны написанного. Не зацикливайтесь на том, что видно и так. Попробуйте заглянуть глубже в замысел автора, поставьте себя на его место. Почему он так написал? Что он хотел выразить, но не смог?
  5. Рефлексия. Адекватно оценивайте свои возможности и способности. Имеете ли вы право на резкое осуждение или навязчивые рекомендации? Задача рецензента: раскрыть сильные и слабые стороны работы. Избегайте прямолинейности и однозначности. Всегда оставляйте место для свободных размышлений на ту или иную тему. Редко, когда есть только чёрные и белые тона. Вся наша жизнь – это спектр всевозможных оттенков. Будьте благоразумны.

Чего не стоит делать, когда садитесь писать рецензию?

  1. Проявлять излишнюю оригинальность. Всё-таки литературная критика – серьёзная область, которая требует не менее серьёзного подхода. Слепить пару фраз в комок и бросить в автора, может каждый. Но достоин ли он высокого звания критика?
  2. Быть развязным. Соблюдайте уважение к тому, чьё произведение анализируете. Уважайте и проделанный труд, даже если вас он только раздражает. Автор – это не ваш ближайший друг или родственник. Обращаться к нему стоит официально, даже если он младше вас по возрасту и не имеет того успеха, которого достигли вы.
  3. Не занимайте подробным пересказом. Кстати, это типичная ошибка школьников и студентов. Подвержены ей и взрослые люди. Ваша задача – раскрыть содержание, а не изложить его по-своему.
  4. Однозначность позиции. Как уже было сказано не стоит быть категоричным в целом, но свою позицию обозначить следует. Вы действительно имеете право на своё мнение, но при этом не выдавайте его за единственно правильное. Будьте деликатным критиком.
  5. Не путайте рецензию с отзывом. Рецензия требует подробного анализа. Вы должны обратить внимание на название произведения, исследовать его композицию и структурные компоненты. Остановитесь отдельно на героях, исследуйте авторский стиль. Соотнесите форму и содержание, рассмотрите определённые детали и не забудьте про общий взгляд на текст. Одним словом, играйте с масштабом и не пытайтесь отделаться ничего не значащими фразами.
  6. Всегда держите в голове, что критика – это искусство. А это значит, что ваш язык должен быть безупречным. Смешно и нелепо, если вы критикуете чужое произведение, не заботясь о том, чтобы в своей работе избежать грамматических и стилевых ошибок. Уж если вы берётесь судить, то для начала не ударьте в грязь лицом. Забудьте о дурном тоне и сквернословии. Никаких вульгарных выпадов. Почему-то мне критическая заметка напоминает фехтование. Красивые жесты, отточенные движения и постоянный диалог, от которого веет изяществом.
  7. Не занимайтесь пропагандой. Если вам что-то очень не понравилось, не стоит настаивать, чтобы все срочно отложили книги в сторону и перестали читать данного автора. Вполне вероятно, что пройдёт совсем немного времени, и вы будете в первых рядах людей, ожидающих очередного бестселлера того, кого ещё недавно ругали. Возможно, вы сами решитесь начать литературную карьеру и столкнётесь с первыми отзывами. Вы думаете, они все будут исключительно положительными? Вы говорите, что сможете пережить любое злословие? Как бы ни так! Все мы люди, все мы должны быть друзьями друг другу. Мне кажется, что если мы научимся сотрудничать, у нас у всех будет больше шансов на развитие и улучшение всех сфер жизни. В том числе и искусства. Вот, что из себя представляет литературная рецензия и чего не стоит делать при её написании.

Да, нелёгкое это дело… критиковать! Важно чётко осознавать свои задачи и понимать, что вы делаете и для чего. Просто поругаться можно и на каком-нибудь форуме себе подобных. Хотите дать добрый совет? Милости просим. Ведь все мы, начинающие литераторы, связаны одной нитью, одним дыханием Музы. Так будем же деликатны в литературной критике или в простой оценке чьих-то трудов. Успехов вам, друзья!


Литературная критика (гр. critita – суждение) – один из относительно самостоятельных видов творческой деятельности, опирающийся на практический тип мышления и различные научные методики с целью оценки и определения художественных особенностей литературного произведения, их своеобразия и эстетической ценности.

Также критику можно поделить по целевой аудитории: — научные исследования преимущественно обращены к научному сообществу, хотя могут заинтересовать и других читателей; — критика, обращенная напрямую к читателям (в основном имеет рекламные цели); — критика, обращенная к автору. И если критика, обращенная к читателям, апеллирует в основном к их эмоциям и чувствам, то профессиональная критика, обращенная к автору, ценна именно рациональным обоснованием мнения критика, поэтому в ней уместно использовать научные методы литературной критики.

Важные категории литературной критики

Основные определяющие текста:

знак — модель, объединяющая смысл и структуру; один из способов создания художественного мира. Знаки есть иконические (буквы), индексы (указующие — функции), символы, сигналы;

код — система знаков (символов), благодаря которым текст передается, воспринимается и сохраняется;

- дискурс — (общность размышлений, суждений, описаний) — определяет различные уровни структурированности текста: нарративный (изложение, сюжет), семантический (содержание, образы, замысел), языковой (как индивидуальный вариант использования языка), синтаксический. фонетический, грамматический. Также дискурс определяют и как множество возможных интерпретаций текста.

Художественному тексту свойственны:

— открытость для интерпретации (сотворчество автора и реципиента);

— контекст — текстуальное обрамление, раскрывающее суть того или иного образа, мотива;

— подтекст — скрытое внутреннее значение текста;

— гипертекст — дискурс вокруг текста, параллели с другими текстами и источниками.

Уровни интерпретации художественного текста:

— философский — определение обоснования, причин для интерпретации;

— идеологический — ориентирование на определенные нормы;

а) репродуктивный — описательная реконструкция текста;

б) декодирование образов и символов;

в) рефлексивно-ассоциативный — осмысление себя (читателя) сквозь призму текста.

Типы выражения авторского сознания:

— мировоззренческий (восприятие действительности, затрагиваемая тематика);

— психологический (интроверсия, экстраверсия);

— эстетический (организация подачи художественного материала);

— социальный (оценочная, критическая позиция).

Методы литературной критики

Биографический метод – долгое время был ведущим в советской критике. Основал его Шарль Сент-Бев. Литература, художественные произведения трактуются как буквальное отражение биографии и личности писателя, при этом не принимаются во внимание эпоха и литературный процесс в целом, традиции и возможные влияния, состояние общественной мысли и духовности общества. Сегодня биографический метод используют в основном при создании литературных эссе, портретов писателей, и в сочетании с другими методиками (компаративистика, психоанализ).

Культурно-исторический метод – частично похож, а частично противоположен биографическому методу. К.-и.м. интерпретирует художественное произведение исключительно в контексте эпохи и культуры, в которых оно создано, т.к. (по мнению апологетов данного метода) ни одно художественное произведение не может возникнуть в отрыве от породившей его культуры и традиции, оно является исключительно ее продуктом, и только в ней может быть понято. Основоположники данной школы – Гердер и И.Тен.

Компаративистика (лат. comparative – сравнительный ) – сравнительное литературоведение, занимающееся проведением параллелей, установлением сходства между стилями, развитием литературных жанров, творчеством конкретных авторов. Компаративистика исследует мигрирующие образы или сюжеты в литературе и фольклоре разных народов через сравнение двух и более литературных произведений, школ, течений или авторов из различных или одной языковой культуры. Это поиск универсальных явлений, так или иначе проявившихся в различных произведениях. Основателями метода считаются И.-Г.Гердер, Гете, Бенфей. В российском литературоведении компаративистикой занимался А.Веселовский.

Два типа сопоставлений, на которые опирается компаративистика:

историко-генетический (или контактно-генетический) подход, когда общность явлений объясняется общностью происхождения;

Базисные положения метода:

— возможны сопоставления литературных явлений в синхронии и диахронии (из одного или разных временных отрезков);

— литературные явления полигенетичны (могут восходить к нескольким источникам одновременно);

— при сопоставлении сюжетов мотив выступает неделимой единицей;

— при сопоставлении образов единица — группа ассоциаций, аллюзии;

— метод включает изучение влияния разных видов искусства (живописи, музыки, кино и др.) на литературу;

— возможны тематические исследования (напр., христианские мотивы в творчестве разных авторов; концепт войны и мира, и т.д.)

Мифопоэтика – серия методов, направленных на изучение первичных, глубинных смыслов и значений художественной образности. У истоков школы — работы братьев Гримм по фольклористике, показавшие наличие сходства многих сюжетов и образов в разных сказках. Далее к мифопоэтике присоединили архетипный анализ, изучающий повторяемость образов или ситуаций, опираясь на теорию архетипов и коллективного бессознательного, разработанную К.-Г. Юнгом. (Архетип — прообраз, матрица коллективного бессознательного, в гуманитарных науках понимаемый как первичный образ, оригинал, символ, переходящий из поколения в поколение, положенный в основу мифов, фольклора и самой культуры).

Мифопоэтика исследует:

Во второй половине ХХ ст. мифопоэтика сближается со структурализмом и в методологический набор данной школы включается и теория фр.ученого Р.Барта.

В границах психологического метода Потебня разработал психолингвистическую теорию, согласно которой язык — особенный вид духовно-практической деятельности, не способ выражения готовой мысли, а орудие творения ее. Т.о., источник литературы — язык с его психосемантическими особенностями, а ключевое понятие — слово.

Метод помогает в исследовании характера персонажа, его эволюции, духовного и этического выбора, творческой лаборатории писателя. Он связан с этническими и национальными проявлениями, менталитетом личности – эмоциями, мировидением, подсознанием. Среди российских представителей данной школы можно отметить Л.С. Выготского, Д.Н. Овсянико-Куликовского.

Основные принципы психоаналитической интерпретации текста по Фрейду:

— выявление и анализ энергетически насыщенных слов;

— переосмысление явного смысла истории и поиск скрытого смысла;

— противопоставление сознания и бессознательного, внешнего и внутреннего — основополагающее в психоанализе;

— выявление неосознанных мотивов и чувств, вне зависимости от того, принадлежат ли они автору или персонажам произведения;

— поиск в художественном произведении ключевых концептов психоанализа: эдипов комплекс, фантазирование, сны, галлюцинации, эрос-танатос (либидо-мортидо), сублимация, невроз-психоз, Ид (подсознательное), Эго (сознание), Суперэго (сверхсознательное). Данные концепты важны в анализе содержания текста;

— акцентируя на замещениях, отбрасывании явных смыслов и вытягивании на поверхность смыслов (мотивов) скрытых, аналитик обрисовывает семантику скрытых и истинных желаний;

— существует два вида психоаналитической интерпретации: — анализ биографии; — анализ художественного текста.

Психоанализ личности автора произведения не имеет цели открыть, например, его анормальность; речь скорее о реконструкции структур бессознательного и причинно-следственных связей. Задача психоанализа — не исследование внешней реальности, а исследование переживаний, подсознательных мотивов, зачастую пребывающих в конфликте с объективной реальностью. Вопрос, который может задавать себе в данном контексте исследователь: известен ли автору подтекст его произведений?

Принципы анализа и объекты интерпретации по Адлеру:

а) особенности социальной адаптации/дезадаптации героя;

б) механизмы психологической защиты, отображенные в мыслях, речи, снах, поступках героя;

в) отношения героя с семьей, анализ ситуации его детства;

г) авторские эмоциональные акценты, указывающие на его отношение к герою;

а) как проекция личности автора;

б) как контрастные характеры (социальные группы);

г) как проекция эгоцентрической модели характера, когда в центре один герой, утверждающий определенную осознанную позицию (романтическая традиция);

— эпизодические образы-символы, мотивы;

Правила интерпретации по Р.Барту:

— текст изучается как замкнутая структура;

— текст делится на сегменты (лексии);

— в лексии определяется коннотационное (дополнительное) значение, вызванное ассоциациями;

— медленное прочтение помогает проследить структурирование;

— отметить исходные точки значения, т.к. то, что создает сам текст — интертекстуально.

По Р.Барту, автор живет и самовыражает себя только в момент создания текста, а когда текст завершен, автор не может вернуться в прошлое, т.к. текст — свершившийся и законченный акт, вне которого автора не существует.

Семиотические исследования направлены на изучение смыслопорождающих функций знака, которые проявляются в первую очередь в системе бинарных оппозиций ((хороший/плохой, слабый/сильный и т.д.)

Принципы семиотики:

— сфера культуры, литературы, произведения изучается как знаковая система (система кодов);

— словесная структура текста — означающее, заключенная в нем модель мира — означаемое.

Герменевтика - философско-эстетическая теория интерпретации текста и наука о понимании смысла произведения. Функция интерпретации состоит в том, чтобы научить, как следует понимать произведение искусства согласно его абсолютной художественной ценности. Истоки герменевтики восходят еще к первым толкователям Библии. Среди современных ученых, развивающих данный метод исследований — Х.г. Гадамер.

Принципы герменевтики:

— принцип диалогичности (понятие ввел М.Бахтин) — духовный мир, заключенный в произведении, связывает автора и интерпретаторов с традицией;

— принцип эмоциональности — чтобы быть понятым, произведение должно быть прочувствовано реципиентом;

— контекстуальный (культурологический принцип) — интерпретация невозможна без погруженности в конкретную культурно-историческую традицию;

— принцип избирательности — интерпретатор должен учитывать хронологически-историческую дистанцию, отделяющую его от автора;

— принцип целостности (герменевтический круг по У.Дильтею) — при восприятии художественного произведения возможно понимания части через целое и целого — через интерпретацию его частей, — оба пути правильны;

— принцип вариативности — возможно множество интерпретаций одного произведения;

— принцип личного подхода и толерантности — интерпретатор волен руководствоваться личными этическими и эстетическими воззрениями, быть свободным в выборе цели и методов интерпретации текста, но обязан признавать авторитетность его автора;

— принцип единства формы и содержания — основная цель анализа произведения — установление личностного взаимопонимания между читателем и текстом.

Как видим, герменевтика включает в себя элементы некоторых других методик, но основным ее постулатом является учитывание субъективной индивидуальности интерпретатора и объективной ситуации создания произведения (время написания, влияние традиций и духовного контекста и т.д.)

Постмодернистская критика — используется при изучении постмодернистских произведений (хотя некоторые ее элементы применяются исследователями и в анализе произведений более раннего периода). Основной метод — деконструктивизм, основоположником которого является Ж.Деррида.

Базовые принципы постмодернистской критики:

— литература — дискурс (открытая динамическая и саморегулирующаяся система в ее взаимодействии с внелитературной средой);

— деконструкция — (выявление внутренней противоречивости культурной практики человека) используется как главный вектор анализа текста — в приемах пародирования, травестирования, иронии, выявления бинарных оппозиций;

— автор может быть носителем множества авторских масок;

— постмодернистский текст можно интерпретировать одновременно и как явление масскульта, и как элитарное (принцип двойного кодирования);

Экзистенциальный анализ — (лат. existentia — существование) ориентирован на исследование личности человека во всей полноте и уникальности.

Экзистенциальная философия, зародившаяся в Европе 19 века, опирается на труды С.Кьеркегора, Гуссерля и Хайдеггера, а из русских мыслителей к экзистенциалистам можно отнести Бердяева.

Ситуации выбора, составление жизненного плана, диалогичность существования в общении с другими людьми – вопросы, на которых сосредоточен экзистенциальный анализ.

Поскольку бытие человека охватывает прошлое, настоящее и будущее. Между этими измерениями времени должен существовать баланс. Если же начинает преобладать какое-то одно время, внутренний мир личности сужается, а ее экзистенциальное видение ограничивается, что приводит к расстройствам вплоть до ощущения потери смысла жизни. Особенно плохо, когда уменьшается или же вообще исчезает открытость человека будущему.

Преодоление запретов, ощущение личностной свободы – это то, что, согласно экзистенциальному учению, возвращает человеку радость и наполненность жизни.

Таким образом, экзистенциальный анализ — это способ понять, что представляет собой наполненная смыслом настоящая хорошая жизнь, как человек может прожить такую жизнь, оставаясь на почве реальности с ее трудностями и бедами, а также, какой может быть помощь человеку, который не чувствует, что его жизнь – хорошая.

* Топик основан на информации из специализированных научных исследований и на материалах из интернет-словарей и энциклопедий.

Читайте также: