Что такое креативность в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Солдатова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 173 "Лучик"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Развитие креативности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

Развитие креативности у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей

В условиях современных подходов к образованию, где делается акцент на

развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного,

принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся

новизной, проблема развития детской креативности становится наиболее

создавать. Она не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно

сцене и т.д. Она проявляется, когда приходится действовать в ситуациях

неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов

решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего

связывается с понятием творчества и рассматривается как личностная

характеристика. Многие исследователи (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А.

Венгер, О.М. Дьяченко, П. Торренс. и др.) рассматривают креативность, как

общую творческую способность, связанную с развитием воображения, фантазии,

глубинным свойством индивидов создавать оригинальные ценности, принимать

В работах исследователей креативность рассматривается как специфическая

черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов,

связывается с воображением и личностными особенностями ребенка.

Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.

●В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка

все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого

В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция

усиления внимания педагогов к творческому развитию воспитанников. Одна из

задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов – совершенствование

способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком,

способствующего раскрытию творческого потенциала дошкольника.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития креативности.

Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах,

совершенствуются психические процессы:

- внимание - дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и

удерживая на определенных предметах (произвольность внимания),

- память - одно из основных достижений старшего дошкольника —

развитие произвольного запоминания,

- восприятие - целостность,

- мышление - развитие различных форм образного мышления, усвоение

новых способов умственных действий интенсивное формирование логического

- речь - совершенствование планирующей функции речи,

- воображение – обогащение ребёнка впечатлениями, жизненный опыт

- активно развиваются личностные качества, а на их основе —

способности и склонности.

Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемы

тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и

●Какие же должны быть предпосылки развития креативности?

Наличие у ребенка образца – творческого человека или героя, которому он

мог бы подражать.

Демократический стиль воспитания, разрешающий проявления

спонтанности и оригинальности. Авторитаризм, наоборот, стимулирует

ребенка следовать правилам без внесения в них изменений.

Высокий интеллект – без него креативности не бывает. Можно выделить

самые важные для данного вопроса его составляющие: внимание и

способность действовать в уме. П. Торренс считает, что интеллект и

креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент

интеллекта, тем выше творческая способность.

Богатый познавательный опыт как источник идей для экспериментирования.

● Одним из важнейших факторов развития креативности детей является

создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Выделено шесть основных условий успешного развития творческих способностей

Первым шагом к успешному развитию креативности является раннее

физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и

хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными

инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития креативности ребенка является

создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это

возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений,

которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и

исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент

способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения

чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на

стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития креативности

вытекает из самого характера творческого процесса, который требует

максимального напряжения сил. Дело в том, что способность развиваться тем

возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое

условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок

уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет

очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как

объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш

вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество

совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного

обучения (у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны

спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить

Четвертое условие успешного развития креативности заключается в

предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании

дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и

т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат

надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к

переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,

предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и

есть пятое условие успешного развития креативности. Самое главное здесь – не

превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению,

только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

И последнее условие развития креативности ребёнка – это учет его

индивидуальных и возрастных особенностей, развитие способностей.

● Как же можно обнаружить креативность?

В дошкольном возрасте креативность корректнее всего можно обнаружить в

игре как ведущей деятельности, при отсутствии временного лимита, в условиях

введения в игру проблемной ситуации без очевидного решения.

О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения

у дошкольников относит:

1.Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы

одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Иными словами, для дошкольников методом диагностики креативности,

вместо тестов, выступают наблюдение и эксперимент в естественных условиях.

● Как проявляется креативность в детской игре?

- Использование игрушек-заменителей, умеренно напоминающих заменяемый

предмет (надеть кастрюлю как шляпу – креатив, а как перчатку – глупость).

- Стремление самостоятельно развивать игровой сюжет, создавая и разрешая

- Способность вживаться в исполняемую роль.

- Умение увидеть побочный – неожиданный – продукт своей деятельности.

(У доктора на бегу развивается халат? Тогда он будет летающим доктором, и

начнет летать на работу в Африку)

● Как развивать креативность у дошкольников?

- Создать благоприятные условия на основе формирования 4 предпосылок

креативности (образец для подражания, стиль воспитания, интеллект, жизненный

- Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

- Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и

раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

- Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью

- Создать умеренно богатую развивающую среду: слишком бедная уменьшает

интерес к игре, слишком нагроможденная притупляет поисковую деятельность,

так как все дается в готовом виде и игрушки конкурируют друг с другом, что

снижает их привлекательность.

- Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать

вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния

предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей

● Креативность мы также можем, и должны, развивать во время организованной

образовательной деятельности, а именно использовать:

Нетрадиционные техники художественно-эстетического развития.

Придумывание детьми собственных сказок и стихов.

Постановка процесса чтения как полилога.

Последующий переход от полилогического чтения к полилогическому

обсуждению (на базе коллективной деятельности)

Социально-продуктивная деятельность старших дошкольников в отношении

взрослых и малышей (например, организация подготовишками мини-

праздника для младших детей)

Изучение в игре и реальной жизни неоднозначных социальных ситуаций

Интеллектуальные игры на развитие креативности, разгадывание фокусов и

Экспериментирование на естественно-научном, то есть наглядном,

материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования.

● Но, несмотря на огромное количество плюсов у развития креативности

принятым нормам поведения ввиду их субъективной бессмысленности и

ненадобности, что приводит к социальной дезадаптации.

красочный воображаемый как крик малыша о помощи.

Высокая тревожность, эмоциональный накал и пресыщение как факторы,

сопровождающие высокий уровень креативности.

Перевес креативности над рефлексией и самоконтролем, превращающий

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и

является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического

мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые

образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога

творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому

педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его

И так, сегодня я вам предлагаю оценить свой уровень творческого потенциала,

и пройти небольшой тест.

Назначение: методика позволяет определить самооценку личностных качеств либо

частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала

Инструкция: по 9-балльной шкале оцените каждое из 18 утверждений. Выбранную

оценку обведите кружочком.

Вопросы теста

Шкала оценок

Как часто начатое дело Вам удается довести до логического конца?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристиков, то есть

генераторов идей, то в какой степени Вы являетесь генератором идей?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

В какой степени Вы относите себя к людям решительным?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

отличается от исходного проекта, замысла?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Насколько Вы способны проявить требовательность и настойчивость,

чтобы люди, которые обещали Вам что-то, выполнили обещанное?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто Вам приходится выступать с критическими сведениями в

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто решение возникающих у Вас проблем зависит от Вашей

энергии и напористости?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Какой процент людей в Вашем коллективе чаще всего поддерживают

Вас, Ваши инициативы и предложения? (1 балл – около 10 %)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто у Вас бывает оптимистичное и веселое настроение?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

10 Если все проблемы, которые Вам приходилось решать за последний

год, условно разделить на теоретические и практические, то каков

среди них удельный вес практических?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

11 Как часто Вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

12 В какой степени Ваша общительность, коммуникабельность

способствуют решению жизненно важных для Вас проблем?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

13 Как часто у Вас возникают ситуации, когда главную ответственность

за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе Вам

приходится брать на себя?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Вопросы теста

Шкала оценок

14 Как часто и в какой степени Ваши идеи, проекты удавалось воплощать

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

15 Как часто Вам удается, проявив находчивость и даже

предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по

работе или учебе?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

16 Как много людей среди Ваших друзей и близких, которые считают

Вас человеком воспитанным и интеллигентным?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

17 Как часто Вам в жизни приходилось предпринимать нечто такое, что

было воспринято даже Вашими друзьями как неожиданность, как

принципиально новое дело?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

18 Как часто Вам приходилось коренным образом реформировать свою

жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Обработка и интерпретация результатов. На основе суммарного числа

набранных баллов определите уровень Вашего творческого потенциала.

Сумма баллов. Уровень творческого потенциала личности.

18–39 – Очень низкий уровень.

55–69 – Ниже среднего.

70–84 – Чуть ниже среднего.

100–114 – Чуть выше среднего.

115–129 – Выше среднего.

130–142 – Высокий уровень.

143–162 – Очень высокий уровень.

А сейчас мы поучимся искать нестандартные выходы из стандартных

ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднимем свой профессиональный

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Перед вами лежат контуры ладошек, напишите, пожалуйста, на ней свое

имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть

каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

Послание должно иметь креативное содержание, личностную обращенность, любым

образом упоминать сильные стороны конкретного человека.

ДАЛЕЕ ПЕДАГОГИ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ГРУППЫ:

- 3 педагога составляют необычный сюжет из предложенных фигур и расскажут

нам о том, что у них получилось.

- 5 педагогов попытаются завершить в рифму фразу, касающуюся нашей

1. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

2. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

На игру мы приходили, где нас с вами научили…

3. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

Креативность – что за птица?

4. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

Нам запомнилось так ярко…

5. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

Завершилась наша встреча…

Эта игра направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе нашей встречи опыт,

- Остальным педагогам я предлагаю проявить свою креативность в следующем

Дорисуйте десять незаконченных стимульных

фигур. А так же придумайте название к каждому рисунку.

Развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если

оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого

решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение

Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических

исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут

ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие креативности у детей дошкольного возраста в рамках дошкольного и семейного воспитания.

Консультация для воспитателей

С возрастом у детей формируется способность управлять собственной фантазией. Сначала она проявляется спонтанно, дети почти не умеют фантазировать по собственной воле. Дошкольники, а тем более, школьники уже могут регулировать поток фантазии, создавая образы по своему желанию. Заметить развитие этой способности можно, наблюдая за тем, как ребенок проявляет себя в творчестве. Приступая к рисованию или лепке, дети на ходу придумывают образы персонажей и добавляют им новые детали. А ребенок старшего возраста обычно планирует, что именно он хочет нарисовать или слепить, он может заранее вообразить законченный образ будущей поделки и подготовить только те материалы, которые необходимы ему для реализации задуманной идеи.

В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция усиления внимания педагогов к творческому развитию воспитанников. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов – совершенствование способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, способствующего раскрытию творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития креативности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: - внимание - дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах (произвольность внимания), - память - одно из основных достижений старшего дошкольника — развитие произвольного запоминания, - восприятие - целостность, - мышление - развитие различных форм образного мышления, усвоение новых способов умственных действий интенсивное формирование логического мышления; - речь - совершенствование планирующей функции речи, - воображение – обогащение ребёнка впечатлениями, жизненный опыт стимулирует воображение, - активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

О дним из важнейших факторов развития креативности детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

К ак же можно обнаружить креативность? В дошкольном возрасте креативность корректнее всего можно обнаружить в игре как ведущей деятельности, при отсутствии временного лимита, в условиях введения в игру проблемной ситуации без очевидного решения.

О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит: 1.Оригинальность выполнения детьми творческих задач. 2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других. Иными словами, для дошкольников методом диагностики креативности, вместо тестов, выступают наблюдение и эксперимент в естественных условиях.

К ак проявляется креативность в детской игре?

- Использование игрушек-заменителей, умеренно напоминающих заменяемый предмет (надеть кастрюлю как шляпу – креатив, а как перчатку – глупость).

- Стремление самостоятельно развивать игровой сюжет, создавая и разрешая проблемные ситуации.

- Способность вживаться в исполняемую роль.

- Умение увидеть побочный – неожиданный – продукт своей деятельности. (У доктора на бегу развивается халат? Тогда он будет летающим доктором, и начнет летать на работу в Африку)

К ак развивать креативность у дошкольников?

- Создать благоприятные условия на основе формирования 4 предпосылок креативности (образец для подражания, стиль воспитания, интеллект, жизненный опыт).

- Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

- Развивать фантазию и воображение . Современные родители оказываются перед сложным выбором кружков, секций и дошкольных заведений, которые обещают воспитать из ребенка творческую, неординарную личность. Но необходимо понимать: наиболее эффективными являются занятия с родителями. Создав в доме атмосферу, благоприятную для творчества и выделив время для общения с сыном или дочкой, родители могут сделать для их развития значительно больше, чем даже самый опытный преподаватель!

Развитие креативности начинается с формирования воображения и фантазии. Воображением называют способность представить определенный объект и удерживать его образ в своем сознании. Выделяют несколько стадий проявления воображения:

сновидения – неконтролируемое воссоздание образов, которыми человек не способен управлять;

мечты – контролируемое воспроизведение в сознании картин, которые вызывают приятные эмоции; воссоздающее воображение, которое позволяет нам представить образы героев прочитанных книг, описанные кем-либо картины и т.д.; творческое воображение, которое позволяет придумать абсолютно новые образы и разработать идеи, ранее не существовавшие.

- Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

- Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

- Создать умеренно богатую развивающую среду: слишком бедная уменьшает интерес к игре, слишком нагроможденная притупляет поисковую деятельность, так как все дается в готовом виде и игрушки конкурируют друг с другом, что снижает их привлекательность.

Развивая воображение и фантазию ребенка, стоит придерживаться следующих правил:

откажитесь от желания критиковать процесс и результаты детского труда – ваша задача заключается не в том, чтобы научить его создавать шедевры, действуя по шаблону, а в том, чтобы развить его фантазию;

не делайте всю работу за ребенка, предоставьте ему возможность действовать самому;

не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится, дайте ему свободу выбора, постарайтесь увлечь его, но не требуйте строить или рисовать, если у него нет соответствующего настроения;

старайтесь находить занятия, которые не вызовут скуку – если ему будет интересно, от игры он получит не только удовольствие, но и максимальную пользу;

поощряйте у ребенка самостоятельность и любопытство, позволяйте ему задавать вопросы, искать ответы на них.

Но самое главное – прислушивайтесь к своему ребенку! Выбирайте те методы развития воображения, которые будут соответствовать его темпераменту, его интересам и настроению. Даже если вы не сумеете заинтересовать его играми, направленными на совершенствование креативных способностей, не отчаивайтесь! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы обязательно найдете способ научить его мыслить нестандартно.

Игры для развития креативности

Стимулировать воображение можно при помощи самых разных игр:

конструкторы отлично подходят для развития пространственного мышления;

занятия творчеством способствуют формированию эстетического вкуса, учат видеть конечную цель работы и воплощать придуманные образы в рисунках или поделках;

головоломки помогают улучшить логические способности, развивают умение находить нестандартные решения различных задач;

ролевые игры тренируют социальные навыки, учат моделировать различные ситуации, создавать цельные образы, удерживать их в сознании на протяжении длительного времени и манипулировать ими по своему желанию;

словесные игры подходят для детей в возрасте от 6 лет, они помогают развить вариативность и скорость мышления.

Но любая игра будет эффективной только в том случае, если с ребенком занимается взрослый, вносить в нее элементы развивающего обучения, стимулировать воображение.

Например, если ребенок увлекся строительством домика из конструктора или кубиков, ему стоит задать вопросы: кто будет здесь жить, кто будет приходить в гости к хозяину домика. Если ребенок включится в процесс фантазирования, с ним можно придумать сказку, разыграть любую ситуацию, создать образы различных персонажей.

Иногда можно провести для детей тест на креативность, предложив им самостоятельно придумать историю, разобраться с логической задачкой или сделать поделку. Но ни в коем случае не говорите им, что вы их тестируете! Они должны воспринимать такое задание как игру, не нервничая, не пытаясь соответствовать вашим ожиданиям.

П редлагаю оценить свой уровень творческого потенциала, и пройти небольшой тест.

Инструкция: по 9-балльной шкале оцените каждое из 18 утверждений. Выбранную оценку обведите кружочком.

Обработка и интерпретация результатов. На основе суммарного числа набранных баллов определите уровень Вашего творческого потенциала. Сумма баллов. Уровень творческого потенциала личности.

18–39 – Очень низкий уровень.

55–69 – Ниже среднего.

70–84 – Чуть ниже среднего.

100–114 – Чуть выше среднего.

115–129 – Выше среднего.

130–142 – Высокий уровень.

143–162 – Очень высокий уровень.

А сейчас мы поучимся искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднимем свой профессиональный уровень.

Участникам раздаются листки бумаги. Ведущий: Перед вами лежат контуры ладошек, напишите, пожалуйста, на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь креативное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.

Педагоги делятся на три группы.

Креативность – это степень напряженности устремления проявить себя, это сила демонстрации индивидуальности, степень ее выраженности. И если креативность вовлекает в себя каждое чувство – зрение, обоняние, вкус, эмоции и проявляются через личностные ощущения, особенности мышления, действия, то проявления ее многообразны в зависимости от степени развитости вышеуказанных сфер и позволяют рассматривать креативность как системное качество, которым в разной степени обладает каждый человек. Но самое главное в креативности – это способность к выработке оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности в широком смысле.

Детская креативность – это естественное состояние ребенка, лишенного стереотипов. Все без исключения дети талантливы. Кто-то показывает хорошие результаты в спортивных состязаниях, кто-то поет, другой с удовольствием танцует, увлеченно рассказывает друзьям о волшебных мифах и сказочных эльфах, демонстрируя богатое воображение. Многие дети с удовольствием рисуют и лепят, играют в детском театре. Что нужно сделать, чтобы талантливый ребенок не вырос в бездарного взрослого? Прежде всего – пробудить в ребенке фантазию и развивать ее, не просмотреть зачатки тех или иных способностей, особого таланта к каким-то видам творческой деятельности. Первые ростки творчества проявляются в рисовании, лепке, аппликации, оригами, если для этого созданы специальные условия. Значение творчества для ребенка трудно переоценить. Ведь это возможность определения и выражения себя и своего отношения к окружающему миру. Творческие способности детей связаны с особенностями творческого мышления, воображения, восприятия окружающего мира, а также с

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Поддерживайте творческий импульс ребенка через уважительное отношение к его работам по изодеятельности, постройкам, первым попыткам что-нибудь сочинить. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются петь, танцевать, показывать свои рисунки другим. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.

Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от воспитателей, семьи.

Если педагоги и родители научат ребенка не просто механически воспроизводить какие-либо действия, а дадут ему возможность самовыразиться, проявить инициативу, изобретательность, то таким образом они помогут раскрыться творческим способностям личности.

П.Торренс выделил пять принципов, которыми должен руководствоваться педагог, чтобы поощрять творческое мышление:

-использование подручных материалов для оформления работ (соль, крупы, клей, фантики, засушенные листья, яичная скорлупа, семечки, картинки из журналов, ленточки много другое);


Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследователей определения сущности понятия креативности, основные направления и пути по развитию творческих способностей. Рассмотренные подходы и направления могут служить ориентиром для дальнейшей работы по развитию креативности дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное детство, креативность, способность, креативный процесс, воображение, творческое мышление, развитие креативности дошкольников.

Дошкольное детство — это уникальный, самоценный период становления личности ребенка, когда появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человек. Поэтому современное общество, ориентируясь на будущее, особое внимание обращает на развитие ребенка.

Современная задача образования воспитывать конкурентоспособную креативную личность, справляющуюся с неизвестными ситуациями и переменами. Человек, который может порождать новые идеи, создавать новые продукты, нестандартно находить решение любой ситуации, процесса, деятельности, называется креативным. Именно к такому поколению в будущем стремится наше общество.

Развитие креативности необходимо начинать уже в детстве. Не секрет ни для кого, что развитие ребенка начинается с самого рождения, когда он вошел в мир людей, когда они прикоснулись к нему и поместили в социальные условия. Ребенок постепенно начинает осознавать свое место и свою роль в социальном мире; овладевает человеческими способами действия с предметами, человеческими видами деятельности; осваивает способы взаимодействия с другими детьми и взрослыми людьми. Ребенок открыт для восприятия мира, любопытен, любознательность расширяет его познавательные интересы, склонен к фантазии, к идеям, свободен от штампов и стереотипов, поэтому это самое благоприятное время для развития в ребенке креативности.

Внимание ученых в области креативности началось недавно лишь в 20 веке. После того как в 1950 году, став президентом Американской ассоциации психологов, Дж. Гилфорд посвятил свою лекцию важности изучения креативности в дополнение к интеллекту.

Обзор психолого-педагогической литературы позволил выделить наиболее общее определение креативности, которое рассматривается учеными как характеристика личности, свидетельствующая о наличии творческих способностей личности, её предрасположенности к творчеству.

В зарубежной психологии под понятием креативность понимается свойство или способность личности, готовой к созданию новых идей, продуктов.

Например, немецкий психолог, философ Эрих Фромм креативность рассматривал в качестве способности человека к познанию мира, удивляться увиденному и услышанному, проявлять любознательность, понимание собственного опыта, способность выходить из нестандартных ситуаций [14].

Ф. Баррон под креативностью понимает способность привносить нечто новое в опыт [6, с.158].

М. Валлах представляет креативность как способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем [6, с.158].

Т. Любарт рассматривает креативность как способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится. Таким продуктом может быть, например, идея, музыкальное произведение, рассказ… [8].

В работах В. Н. Дружинина способности рассматриваются как некоторые свойства в виде трех наиболее общих форм оперирования опытом в любом виде деятельности: приобретение, применение и преобразование. При этом приобретение ученый соотносит с обучаемостью (способность к приобретению опытом); применение — с интеллектом (способность к применению опыта), а преобразование — с креативностью (способность к преобразованию опыта) [5].

М. А. Холодная в своем исследовании способностей предлагает расширить предложенную В. Н. Дружининым классификацию [15]. В которой предлагает четыре типа способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (креативность), обучаемость и когнитивные стили.

Таким образом, креативность можно охарактеризовать как способности, которые в процессе деятельности способствуют к созданию чего-то новое и необычное, и которые возможно развивать. Но чтобы развивать какие-либо способности, необходимо понять сущность креативности, основные её показатели и только после этого ставить цели и задачи по её развитию.

Сегодня учеными накоплено достаточно материала, в котором прослеживаются различные подходы к определению сущности креативности.

В общем к основным подходам изучения и понимания креативности можно отнести следующие направления в исследованиях ученых: познавательный (когнитивный) и личностный.

Первоначально понимание креативности строилось в тесной связи с исследованием познавательных процессов. Ученые данного направления в своих работах рассматривали креативность в соотношении с уровнем интеллекта, при этом они разделились в подходах к изучению этих соотношений в следующих направлениях:

креативности результаты её измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта (В. Воллах, В. Н. Дружинин, Дж. Коган и др.) [12, с.70].

Естественно, представить все многообразие подходов к определению креативности невозможно. У любого ученого, занимающегося исследованием в области креативности, формируется свой взгляд на виденье проблемы.

Хотелось бы отметить, что изучение креативности в пределах когнитивного направления многие ученые особое значение отводят исследованию в области креативного процесса.

Таким образом, креативный процесс, в исследованиях многих ученых протекает поэтапно, при этом запуск происходит в сознательной части, когда с помощью знаний, умений собирается материал по проблеме, дальнейший этап проходит подсознательную часть, когда находятся нестандартные пути решения данной проблемы, и заканчивается креативный процесс этапом проверкой в сознательной части.

Согласно, такому определению креативности, проявление каких-либо способностей невозможно без познавательной части, знаний, умений, навыков, которые необходимы для развития нестандартного виденья проблемы и пути её решения.

Как уже отмечалось раннее, существует другой подход в исследовании креативности — личностный. Представители данного направления (М. Чиксентмихайи, К. Роджерс, В. Н. Козленко, Г. Альтшуллер и др.) главным образом изучают творческих людей, их личностные особенности, в процессе чего создается общий портрет креативной личности. При этом ученые разделились в исследованиях одни исследовали личностную креативность у людей, проявляющих нестандартные решения проблемы в обыденной жизни, другие изучали выдающихся творческих личностей, таких как Моцарт, Эйнштейн и др., пытаясь описать их мотивы и черты в общий потрет креативной личности. Согласно такой точки зрения, креативность присутствует в любой деятельности, которую совершает человек. Общаясь, создавая что-то, контактируя с окружающей средой мы обязательно вносим частичку чего-то творческого, нового.

Отечественный психолог А. М. Матюшкин рассматривал творческую одаренность как общую предпосылку психического развития и становления творческой личности [12, c. 71].

А. И. Савенков рассматривает креативность как один из факторов детской одаренности. Яркими приметами одаренного ребенка являются любознательность, пытливость, погружение в познание, разнообразие познавательных интересов, работоспособность. Такие дети, проявляют высокую продуктивность и многосторонний интерес к большому количеству предметов, явлений, событий. В поведении и деятельности отмечаются, независимость, изобретательность, гибкость в решении проблемных задач, высказывание различных соображений в определении ситуации, способность продуцировать оригинальные умозаключения; склонность к четкости и завершении действий в художественных, развивающих и игровых занятиях.

Согласно такому направлению, креативность рассматривается учеными как личностное качество, связанное с одаренностью, которое проявляется в способностях создания нового продукта, идеи или процесса т. е. творческого подхода к любому виду деятельности.

В разнообразных подходах раскрываются пути развития творческих способностей, так например, Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, В. В. Давыдов, А.Г, Шмелев, считают, что способность к творчеству связана с определенным уровнем творческого мышления, воссоздающего воображения, умением фантазировать, делать предположения.

В исследованиях Я. А. Пономарева отмечается, что необходимой составляющей готовности к творческой деятельности является наличие в структуре личности достаточно развитого плана внутренних действий, способность к ассимилированию системы знаний в определенной форме деятельности [10]. Подлинное творчество невозможно без системы личностных качеств, необходимых для развития и совершенствования творческой деятельности. Определяя критерии творчества личности, обеспечивающие творческую деятельность, большинство исследователей отдают приоритет всем формам воображения — воссоздающее, развивающее, творческое (Л. С. Выготский, Д. Кабалевский).

Особая роль воображению отводится в исследованиях Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Э. В. Ильенкова и др., считающими, что именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Л. С. Выготкий, исследуя детское творчество, описывал детское воображение намного беднее, в сравнении со взрослым, но у ребенка оно проявляется сильней из-за отсутствия контроля [2]. По мнению, А. И. Савенкова, ребенок в своем возрасте наивен, он естественно удивляется, наивно смотрит на мир, реагирует на любые явления. Сохранение этой наивности на других возрастных этапах развития, позволяет человеку сохранить частоту восприятия. Эта наивная чистота восприятия, сочетаясь с искушенным умом взрослого человека, и дает блестящие творческие плоды [12].

С точки зрения В. В. Давыдова, развивать креативность у дошкольников необходимо такими средствами, которые прежде всего, способствуют развитию их воображения. Для воображения любого ребенка характерна образность, возникающая на основе имеющихся знаний и представлений. Процесс воображения дошкольника представляет собой изменение структуры образов, заключающееся в способности ребенка выделять свойства образа из других свойств и переносить их на другие образы. В целом воображение ребенка-дошкольника проявляется посредством преобразования, дополнения, совершенствования и обогащения собственного опыта. Поэтому для того, чтобы в ребенке развивались основы творческой деятельности, необходимо расширять его опыт [3].

По мнению О. М. Дьяченко, отличительной чертой воображения у ребенка является полное отсутствие предварительного замысла, и важнейшей линией в развитии воображения она считает развитие его направленности [4].

Краткий анализ исследований детского воображения, показывает, что фундаментом развития креативности является воображение, которое имеет реалистическую основу и необходимость целенаправленного педагогического руководства с целью развития его направленности.

Рассмотрим еще один компонент, характеризующий креативность — это особенность к творческому (дивергентному) мышлению.

И. Я. Лернер говорил о таких чертах творческого мышления, как способность переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях, способность определять новую функцию объекта и т. п. [7].

По мнению, А. И. Савенков, основными ориентирами при диагностике и развитии креативности считаются следующие параметры:

Для развития такого творческого (дивергентного) мышления по мнению многих исследователей необходимо усилить четыре свойства: беглость, она же способность предлагать большое количество идей; гибкость, то есть тенденцию к генерированию непохожих друг на друга идей; оригинальность идей, способствующей к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо устаревших; показатель разработанности, то есть проявляющийся в способностях к изобразительной и конструктивной деятельности.

Также хотелось бы отметить, что исследования ученых в подходах развития креативности не останавливаются только на воображении и мышлении, но и рассматриваются в других направлениях, таких как: развитие через умственные способности (Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Л. А. Венгер, Л. А. Парамонова), тренинг продуктивного воображения (Е. Торренс, А. М. Страуниниг, Э. Де Боно, Дж. Гордон, А. Осборн и др.), создание условий для проявления творческих способностей (К. Роджерс), снятие регламентации и представленности креативных образцов (В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова), создание единства предметно-развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми (С. Л. Новоселова, Т. Н. Тихомирова).

Таким образом, креативность — это личностное, индивидуальное качество каждого человека, которое проявляется в нестандартном мышлении, в процессе общения, в различных видах деятельности. Она проявляется у людей, которые способны видеть и ставить проблемы, находить способы их решения и воплощать их в идею или в конкретный продукт. При этом креативности нельзя обучаться, как знаниям, но возможно развивать способности к восприятию к новому знанию, меняющему стереотипы старого.

С точки зрения личностного качества креативность может проявляться у человека, в процессе любого вида деятельности: в общении, во взаимодействии со средой, когда он вносит в свои действия что-то творческое, необычное, нестандартное, неординарное.

Поэтому для того, чтобы развивать креативность дошкольника необходимо обогащать его познавательный опыт, активизировать его воображение и развивать креативные формы мышления в разнообразных видах деятельности, которые способствовали бы формированию творческой активности, создавать условия и располагающую для творчества среду. Такое направление в обучении и воспитании дает возможность любому ребенку вырасти мыслящей и креативной личностью.

  1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей /Д. Б. Богоявленская //Психологический журнал. — 1995. — Т.16. — № 5. — С49–58.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 93с.
  3. Давыдов В. В. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной/ В. В. Давыдов //Дошкольное воспитание. — 1998. — № 5. — С. 83–86.
  4. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. — М.: Знание, 1986. — 96 с.
  5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
  6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 448с.
  7. Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И. Я. Лернер / В кн.:Научное творчество / под ред. С. В. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1969. — С. 413–418.
  8. Любарт Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф Зенасни; [пер. с фр. Д. В. Люсин]. — М.: Когито-центр, 2009.- 215с.
  9. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2010. — 583 с.
  10. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарева. — М.: Наука, 1976. — 304 с.
  11. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. — 356с.
  12. Савенков А. И. Психология детской одаренности / А. И. Савенков. — М.: Генезис, 2010.- 440 с.
  13. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Собрание трудов. В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
  14. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. -М.: Республика, 1992. — 434 с.
  15. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М. А. Холодная. — 2-е изд., перераб. И доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, креативность, креативный процесс, идея, креативная личность, направление, развитие, ребенок, творческая деятельность, творческое мышление.

Читайте также: