Что такое краевая диагностическая работа в школе

Обновлено: 06.07.2024

Это далеко не полный перечень работ, которые проводят в школах из года в год.

Я решил написать эту статью, когда в комментариях к моим статьям столкнулся с мнением , что эти аббревиатуры имеют какое-то отношение к ЕГЭ или ОГЭ.

Давайте разложу по полочкам.

Как бы эти работы ни назывались - "всероссийская", "городская" или "региональная" - они проводятся регионами в регионах . "Всероссийская" работа только потому всероссийская, что по всей России проводится в один день.

КИМ (контрольно измерительные материалы, сами задания) разрабатываются организацией, ответственной за проведение работы в регионе . Обычно это институты развития образования . Они же организуют сам процесс, последующую проверку работ и публикацию результатов.

При всей внешней схожести атмосферы ВПР (и прочих) с атмосферой, царящей на экзаменах, ни процедура, ни задания, ни организация даже близко не лежат рядом с ЕГЭшной .

В нашем регионе, например, уже который год подряд проводят ВПР (всероссийскую) с огромным количеством ошибок в заданиях. Реальные ошибки вроде такой: в задании надо соответствие в таблицу вписать, типа "А-1, Б-7". Так вот в задании есть всего 4 буквы, а в таблице - 5. Или задание без правильного ответа. Это два варианта на всю область такие.

Школы проводят ВПРы (и остальное), потом с них требуют отчеты. Но спецификации к заданиям (да хотя бы просто ответы) во многих регионах не публикуют. Подозреваю, что в нашем регионе попросту нечего публиковать - их нет.

При чем нет ни закрытых спецификаций, в которых написано, как интерпретировать разные ошибочные ответы, ни открытой (какая публикуется к демоверсиям ЕГЭ).

Участие в ВПРах (и остальных) необязательно. Никто не может никому ничего сделать, если ученик прогулял работу. Как бы ни пугали.

Никаких последствий эти работы не имеют, на оценки не влияют, к сведению не принимаются. Результаты иногда даже до школ не доводят.

Заключение

ВПРы и прочие РДРы проводятся региональными органами и никакого отношения к ЕГЭ, ОГЭ, ФИПИ и прочим не имеют.

Этих аббревиатур так много, что когда я первый комментарий про "РДР" прочитал, долго думал, что это такое. Загуглил. Первый раз поиск выдал мне ссылки на "Red Dead Redemption". Не сказать, что игра безумно популярная, но по идее же должна проигрывать региональным диагностическим работам, которые пишет каждый школолольник из года в год.

Важность краевых диагностических работ

Краевые диагностические работы призваны помочь учащимся получить представление об особенностях экзамена по каждому предмету, объективно оценить степень собственной готовности к нему и провести совместно с педагогами корректировку системы подготовки к экзамену. Как правило, оценка по КДР достаточно приближена к результатам экзамена в форме ЕГЭ.

Учащиеся 11 (12) классов в начале текущего учебного года определялись с выбором предметов, участие в КДР в первом полугодии предоставило выпускникам возможность объективно проверить свои знания по учебным предметам и сделать правильный выбор.

В первом полугодии для 11 (12) классов были проведены КДР по обязательным предметам (русскому языку, математике) и предметам по выбору: физике, биологии, обществознанию, информатике и ИКТ, иностранному языку, географии, химии. Такой спектр работ, выполнявшихся всеми учащимися 11 классов, был необходим, с одной стороны, для объективной самооценки знаний по предметам, с другой стороны, для выявления пробелов в знаниях учащихся с целью организации итогового повторения по проблемным темам.

Во втором полугодии считаем целесообразным выполнение всеми выпускниками КДР по математике (4 работы), по русскому языку (2 работы) и по обществознанию, поскольку это самый востребованный предмет по выбору.

После 1 марта , когда все выпускники уже определятся с выбором предметов, краевые диагностические работы по физике и истории будут выполнять учащиеся, заявившие их для ЕГЭ . Выбор этих предметов обусловлен тем фактом, что результаты ЕГЭ-2010 по этим предметам выявили серьёзные проблемы в знаниях выпускников нашего края.

Во втором полугодии считаем целесообразным проведение КДР в этих же классах по русскому языку и математике. Тексты работ дадут возможность проверить уровень усвоения учащимися базовых знаний по предметам. В КДР также включены задания, которые проверят, насколько эффективно было организовано устранение пробелов в знаниях учащихся, обнаруженных в первом полугодии.

Ввиду того, что итоговая аттестация проводится по математике, а в экзаменационные работы включаются задания как по алгебре, так и по геометрии, то для 8 классов проводятся работы по алгебре и по геометрии.

В 9 классах проведение КДР по обязательным предметам направлено на подготовку к итоговой аттестации как за курс основной школы. Во время проведения этих работ учащиеся готовятся к экзамену не только содержательно, но и организационно: во время проведения работы создаётся обстановка, близкая к экзаменационной, задания выполняются на бланках, которые являются аналогом экзаменационных бланков 2011 года.

В 10 классах в первом полугодии, кроме работ по математике и русскому языку, проведены работы по истории, литературе и химии.

Во втором полугодии считаем необходимым проведение для всех учащихся 10 классов КДР по физике, обществознанию, биологии с целью охвата всего спектра наиболее востребованных предметов и оказания помощи в выборе предметов для сдачи ЕГЭ в выпускном классе.

Для учащихся 10 и 11 классов вечерних школ проводятся работы по математике и русскому языку.

Краевые диагностические работы, являясь инструментом управления качеством образования, призваны оказать помощь в организации самостоятельной работы по систематизации итогового повторения, откорректировать индивидуальный образовательный маршрут учащихся и выявить проблемные темы в каждой предметной области с целью повышения качества сдачи ЕГЭ выпускниками Краснодарского края.

С 2017 года для шестиклассников проводится краевая диагностическая работа по читательской грамотности – КДР-6.

В КДР-6 включены тексты по математике, русскому языку, естествознанию и общественным наукам. В каждый из четырех блоков входит 7 заданий, связанных с текстом. Ответы предполагают:

выбор одного или нескольких предложенных вариантов;

запись слова или несколько слов, предложения, числа;

свободный развернутый ответ.

По содержанию задания бывают четырех типов. Первый – задания, в которых требуется просто найти в тексте какие-то явные сведения. Второй – задания, где нужно поразмышлять, сделать какой-то вывод, объяснить причины, сравнить, выделить главное. Третий – задания, которые предлагают применить то новое, что ученик узнал из текста, в другой ситуации, например, спрогнозировать, может ли описанная ситуация повториться. И четвертый – задания, где нужно оценивать полноту и достоверность информации, высказывать и обосновать собственную точку зрения по вопросу; обсуждаемому в тексте.

Работа рассчитана на два урока по 45 минут с перерывом, это время включает чтение текста и выполнение заданий. Отметка по итогам работы ученику не выставляется, а для описания его достижений используются уровни: недостаточный, пониженный, базовый и повышенный.

Аналогичная работа была у учащихся в 4 классе. Прошло полтора года. Изменились образовательные условия: количество изучаемых предметов, учеба у разных учителей, работа с объемными параграфами в учебниках… Меняются ли вместе с ними их читательские умения, ведь учебный материал, да и информационный мир вокруг них стал более сложными? Помогает ли школа ученикам научиться читать лучше? Получается ли у учителей разных предметов объединить усилия? Что нужно изменить в школе? Как помочь каждому из учеников? На эти вопросы и должна ответить диагностическая работа.

Обратим еще раз внимание на ее название – диагностическая. Это не итоговая аттестация. Начало шестого класса – это не конец, а только середина пути.

Родители могут помочь своим детям в формировании читательской грамотности через:

формирование самостоятельной читательской активности и построение позитивного читательского взаимодействия с родителями, приобщение ребенка к чтению. Те, кому родители читали вслух, чаще других испытывают желание почитать. У них, как правило, сформированы основы интуитивной грамотности;

содействие в участии своих детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях и тому подобных предметных и внеурочных состязаниях. Кроссворды и шарады, словесный бой и настольная игра "Эрудит" - всевозможные игры и задания, активизирующие словарь самого ребёнка, чрезвычайно полезны;

обеспечение возможности для учеников заниматься на факультативных занятиях, в детских исследовательских объединениях, а также участвовать в летних интенсивных школах и др. Любая систематическая работа, проводимая регулярно, изо дня в день, обязательно даёт положительный результат.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых, будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель.

Цели проведения КДР по функциональной грамотности в 5-х, 6-х классах:

  • выявление уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Алтайского края;
  • определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в части метапредметных результатов, связанных с чтением и пониманием текстов (смыслового чтения), а также с использованием информации из текстов для различных целей.

Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

Читайте также: