Что такое корсар кратко

Обновлено: 02.07.2024

корс а р, корсара, муж. (итал. corsaro) (ист.). Пират, морской разбойник.

| Моряк, капитан частного вооруженного корабля, грабящий во время войны торговые суда противника.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от итал. corsaro )

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

Морской разбойник, пират.

* ► Язык Италии златой Звучит по улице веселой, Где ходит гордый славянин, Француз, испанец, армянин, И грек, и молдаван тяжелый, И сын египетской земли, Корсар в отставке, Морали. // Пушкин. Евгений Онегин // *


КОРСА́Р, -а, м. Морской разбойник; пират.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КОРСА'Р, а, м. [ит. corsaro] (истор.). Пират, морской разбойник. || Моряк, капитан частного вооруженного корабля, грабящий во время войны торговые суда противника.

корса́р

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова суперструктура (существительное):

Ассоциации к слову «корсар»

Синонимы к слову «корсар»

Предложения со словом «корсар»

  • Тем временем французские корсары стали всё чаще нападать на ямайские табачные плантации, поскольку нападения на испанцев уже не приносили значительной выгоды.

Сочетаемость слова «корсар»

Дюнкеркское каперство — сеть корсаров и приватиров, которые при поддержке испанского правительства препятствовали рыболовству и торговле Соединённых провинций в годы их борьбы за независимость. Базировались на западе Фландрии — в защищённых дюнами от нападения с тыла Дюнкерке, Ньивпорте и Остенде.

Дополнительно

Предложения со словом «корсар»

Тем временем французские корсары стали всё чаще нападать на ямайские табачные плантации, поскольку нападения на испанцев уже не приносили значительной выгоды.

Таким образом, знаменитый корсар тогда уже мечтал о нашем современном броненосном флоте, одетом в сталь и разделённом на броненосцы и крейсера.

Я же, в отличие от вас, чувствую в себе энергию, и я стану корсаром…

Корса́ры (ка́перы, привати́ры) ( фр. corsaire , нем. Kaper , англ. privateer ) — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооруженное судно (также называемое капером, приватиром или корсаром) с целью захватывать купеческие корабли неприятеля, а в известных случаях — и нейтральных держав. То же название применяется к членам их команд.

Их главным отличием является особое каперское свидетельство от властей (фр. lettre de course , англ. letter of marque ), с одной стороны позволяющее воевать приватному (отсюда приватир), т. е. частному судну, а с другой - ограничивающее круг его целей только враждебными флагами.

Понятие "корсар" в узком смысле используется для характеристики именно французских капитанов и кораблей. В широком смысле вышеперечисленные термины абсолютно равнозначны.

История

Корсары были каперами на службе французского короля и могли атаковать вражеские корабли, не опасаясь преследования со стороны французских властей (за пиратство во Франции полагалась смертная казнь через повешение, но королевский документ( фр. Lettre de Marque или фр. Lettre de Course ) объявлял их действия законными. В случае, если они попадали в плен, они могли рассчитывать на защиту как военнопленные.

Теоретически корсары имели право атаковать лишь корабли враждебных держав, не причиняя вреда французским или военным кораблям. Если они нарушали это правило, их могли судить как пиратов и повесить. Согласно лицензии, часть добычи корсаров шла в королевскую казну. Тем не менее иностранные державы рассматривали корсаров как пиратов и могли их казнить через повешение.

Деятельность корсаров началась в Средние века. Это было выгодно королю, получавшему компенсацию за экономические потери во время войн. В 1144 году епископ Жан де Шатийон предоставил городу Сен-Мало статус убежища. Это привлекло в город многочисленных преступников. В 1308 году город стал свободным и мог заниматься, в частности, торговлей. В 1395 году город стал свободным портом и оставался таковым до 1688 года.

В XVI веке деятельность корсаров приобрела широкий размах. Они действовали не только в Средиземном море и северо-восточной Атлантике, но и по всему Атлантическому океану и в Карибском море. Франция была первой страной, направившей каперов в Америку для нападения на испанские корабли, перевозившие золото из колоний. Уже в 1522 году корсары под командованием Жана Флери атаковали конвой с золотом, отправленный Кортесом. Для защиты от корсаров Испания в 1560 году ввела порядок, при котором торговые корабли из Америки следовали лишь в конвоях, сопровождаемых военными кораблями.

Деятельность корсаров приносила такую прибыль, что министр финансов учитывал её в планировании бюджета. Король получал четверть, а в некоторых случаях треть добычи. Деятельность корсаров также ослабляла противников Франции. Так, с 1688 по 1717 год Британия несла тяжёлые финансовые потери, связанные с ущербом от корсаров.

К концу XVIII века государство усилилось настолько, что деятельность корсаров потеряла смысл. Практика выдачи лицензий была формально отменена в 1856 году, хотя прекратила своё существование ещё раньше, в 1815 году с концом империи.

Памятник корсару Сюркуфу в Сен-Мало

В широком смысле термины корса́ры, ка́перы, привати́ры абсолютно равнозначны. В более точном выражение Корса́р — это моряк, который имел официальный документ от короны(правитель), на разрешение грабежей торговых и военных судов принадлежащих флоту вражеской державы.

Резюме

Этимология


Разница между корсарами и пиратами

Путаница возникает из-за того факта, что корсары вели войну с вражескими народами, нападая на их торговлю, и что до конца средневековья термины корсар и пират использовались как синонимы.

Этот вид не должен заставлять нас забывать, что корсары уважали жизни и личные вещи; захвату подлежало только судно и его груз; в ходе расследования было установлено, был ли захват законным, и в противном случае имущество было возвращено. Как показывают исследования французских архивов, каперы редко нападали на военные корабли: из 23 201 французских каперов, высадившихся на борт между 1692 и 1763 годами , только 133 погибли в боях. Во время войн Революции и Империи из 1651 решения призового суда было зафиксировано только 75 боев и 18 столкновений.

Среди каперов, действовавших под властью своей страны, были Фрэнсис Дрейк ( Британская империя ) и Амаро Парго ( Испанская империя ).

Гоночная война

Расовая война часто использовалась воюющей стороной, чтобы компенсировать недостаточность ее средств против противника, имеющего морское превосходство. Эта система очень выгодна для государства: финансовый вес каперского вооружения является обязанностью владельца, а правительство получает долю от перепродажи уловов, которыми владеет капер. Кроме того, судовладелец должен заплатить выкуп пленным морякам-корсарам. Словом, государство ничего не платит и может заработать.

Таким образом, стратегия французов против англичан на протяжении большей части XVIII - го века. Гоночная война особенно активна во время войны за австрийское наследство . Эти потери сбалансированы зная , что английские каперы очень многочисленны тоже. Во время Семилетней войны , военно-морского конфликта, проигранного Францией, гонка была направлена ​​на выживание французских портов, и каперы даже выполняли определенные миссии, которые больше не выполнялись Королевским флотом . Гонка возобновилась во время войн Революции и Империи после ухода в изгнание военно-морских офицеров (в основном благородных и, следовательно, находящихся под угрозой Революции) и разрушения государственного флота ( Абукир и Трафальгар ). Тремя основными портами Франции были Дюнкерк , Сен-Мало и Морле , за ними следуют Кале , Булонь , Гранвиль и другие. Гоночная война широко использовалась - хотя и с более скромными средствами - во время войн за независимость Соединенных провинций Рио-де-ла-Плата (см. Гильермо Браун и Ипполит де Бушар ). Гонка была отменена Парижской декларацией в 1856 году, после Крымской войны. .

Корабли Корсара


Каперский фрегат из Дьеппа в 1745 году. Анонимный рисунок (между 1744 и 1746 годами), местонахождение неизвестно.

Они часто использовали небольшие, быстрые и маневренные корабли, от скромных катеров или обычно кирпичей до, для самых престижных, фрегатов . С этими кораблями они могли проводить столкновения в море, используя неожиданность, а не силу. Когда Фортуна улыбнулась на них, они могут удалить лодки сильного тоннаж (изобразительный захват Кента на фрегат траста к Роберту Surcouf 7 октября 1800 г. ). Уловы, очень часто с торговых судов, поэтому не очень подходили для каперской деятельности и были перепроданы.

  • либо вернуть его в безопасную гавань, чтобы перепродать вместе с грузом, высадить пленных, вступить в контакт с судовладельцем и предложить ему их освобождение в обмен на выкуп или обмен на эквивалентное количество заключенных. Для этого мы могли бы дать список моряков, которых мы хотели бы видеть освобожденными; Сюркуф сделал это для своего брата Николаса, но британцы, желая поднять ставки и отомстить, остались глухи; Они ошиблись: Сюркуф нанес ущерб их торговле в Индийском море до тех пор, пока, подталкиваемые торговцами в Калькутте , британцы не предложили освободить его брата;
  • или продолжить гонку с двумя кораблями вместо одного, что было бы невозможно, если бы вражеский экипаж был в большом количестве. Действительно, тогда было необходимо маневрировать кораблем и следить за пленным экипажем, что было сопряжено с риском.

Жестко регулируемая война

Общие правила во время гонки

Только корабль и его груз (за исключением периода войны, в течение которого заложников возвращают, чтобы они могли сообщить о нападении) могут быть взяты в гоночную войну, опять же. Улов должен был быть признан компетентными властями законным. по возвращении с дистанции. Вражеские моряки - военнопленные: их можно либо освободить по окончании боевых действий, либо обменять, либо даже отпустить с выкупом.

Административные правила по возвращении с дистанции

  • Капитан-капер представил в Адмиралтейство свой морской отчет , проверка которого офицерами администрации вызвала процедуру, длившуюся несколько дней.
  • Никому не разрешили сойти на берег до того, как офицеры администрации составят отчет о проверке судна и не подтвердят, что печати, прикрепленные судовым писателем к сундукам, сундукам и ящикам розетки, были целы.
  • Затем они заклеили люки своей пломбой, чтобы часть добычи не выгружалась с наступлением темноты.
  • Наконец, они допросили заключенных и отвезли их в тюрьмы города.

Только после этого экипаж мог покинуть корабль и дождаться решения Призового суда , необходимого до продажи призовых трофеев.

Призовой трибунал

Результат процедуры был отправлен в Суд по присуждениям (также называемый Советом по присуждению премий ), находящийся в ведении Адмиралтейства, который выносил решение о законности поимки.

Захват должен был быть произведен по законам войны . В случае взлома , предательства или отсутствия Гоночного письма судно возвращалось владельцам.

Во время революции энтузиаст Сюркуфа , который пошел на войну, не дожидаясь получения своего письма о расе, был осужден призовым судом современного Маврикия , тогда французской территории.

Только после вынесения приговора груз мог быть продан.

Во Франции отобранная ткань не выставлялась на продажу, а уничтожалась, чтобы сохранить национальные фабрики, согласно королевскому указу.

Улов (добыча)


Помимо корабля, добыча могла быть очень разнообразной: фрукты и овощи, такие как вино и бренди, сахар, рыба и мясо (анчоусы, сельдь, печенье, говядина, бекон), кожа, ценные породы дерева, краситель ( индиго ), специи, кофе, шоколад или, что гораздо реже, мешочки с серебряной или золотой пудрой.

Выручка от продажи уловов затем была разделена между людьми, которые участвовали в захвате врага, в порядке приоритетности:

  • Государство (король, республика, император) получило от 10 до 20 процентов (именно он предоставил каперскую грамоту ).
  • Расходы (оплатили продукты, порох, амуницию, а также ремонт, сделанный во время поездки).
  • Вдовы и раненые (вдовы брали вдвое большую долю своих мертвых мужей, а раненые получали компенсацию, первоначально установленную в соответствии с отсутствующей частью тела, в дополнение к их доле).
  • Судовладелец (или группа судовладельцев, когда стоимость оснащения была высокой) забирала 30% остатка.
  • Наконец, у каждого человека была своя доля в соответствии с его местом в команде ( мальчик = половинная часть, капитан = 25 частей, хирург = 25 частей и т . Д. ).

С XVII - го века , государство просто регистрационные сборы уменьшенный поощрять судовладельцы риск. Распределение улова становится следующим: 2 ⁄ 3 для владельца, 1 ⁄ 3 для экипажа.

Для получения дополнительной информации см. Статьи о частных судах.

Ход боевых действий


Амбруаз-Луи Гарнере , Abordage du Kent (около 1850 г.), Париж , Национальный морской музей . La Confiance подошел к Кенту в Индийском океане в 1800 году. Это был один из редких боев, проводимых во время гонок.

В большинстве случаев поединков было мало или они были очень короткими. Война на смерть является недавнее понятие, война на уничтожение не в психологии времени , но появились во время Французской революции. Жизнь моряка была тяжелой, никто не чувствовал необходимости добавлять другие страдания к тем, которые уже были испытаны простым упражнением в профессии моряка.

Однако политика понтонов (списанных кораблей, на которых британцы держали своих пленных в такой куче, что уровень смертности был очень высок), начиная с Семилетней войны и далее , подтолкнула французских моряков к гораздо более ожесточенной борьбе. понтоны лишили своих условий содержания ненависти к Великобритании, ощущения, почти неизвестного до того момента.

Тактический

Большую часть времени корсар следовал за врагом, чтобы не оказаться на оси его орудий. Предупредительный выстрел производился, если судно показывало, что оно сдается, спуская свой флаг. Несколько человек во главе с офицером были посланы овладеть кораблем; в противном случае произошло столкновение.

Для абордажа капер расположился перпендикулярно противнику (отсюда важность наличия быстрого и хорошо маневрирующего корабля) и выстрелил своим бушпритом на палубу противника.

Он также мог вести огонь из конца в конец : нос против кормы врага.

Экипаж лежал на палубе, чтобы обезопасить себя и скрыть свое количество (если их было немного). Капер готовил абордаж с мощным выстрелом винограда, чтобы очистить вражескую палубу карронадами и кулевринами, а также выстрелами с мачт (с которых нам было лучше видно), произведенными хирургом (который не поднялся на абордаж), мальчик, повар, писатель . Целью этих точных выстрелов было дезорганизовать противника, поразив офицеров. Бросили грейферы, и экипаж двинулся в путь. Обычно люди падали между двумя кораблями и были раздавлены: Дюгуай-Труэн во время его первого боя был отмечен на всю жизнь видением человека с раздавленной головой между двумя корпусами; Гарнере стал свидетелем той же сцены.

Анекдоты

Отмена гоночной войны Парижским договором 1856 г.

Гоночная война была отменена в 1856 году Парижским договором, положившим конец Крымской войне . Этот договор подписали почти все великие державы того времени, то есть 52 государства, за заметным исключением Испании и США. Они хотели получить полное освобождение от выхода в море из-за частной собственности, но, поскольку их поправка не была принята всеми державами, они вышли из своего официального членства. Во время испано-американской войны две воюющие стороны согласились соблюдать договор, и в 1899 году Конгресс Соединенных Штатов обнародовал закон, запрещающий захват лодок или распространение любого улова.

Во Франции последним капером был Этьен Пелло (1765-1856).

С 1856 г. по настоящее время

Страны, подписавшие договор, прекратили свою гоночную деятельность в следующих конфликтах, в которых они участвовали.

Германия во время двух последних мировых войн вела деятельность, которую иногда ошибочно называют каперами:

В обоих случаях этими кораблями командовали военно-морские офицеры, которые, безусловно, действовали в полной автономии и на корабле, изначально гражданском, но по приказу Адмиралтейства и особенно без указания расы, поскольку Пруссия подписала Парижский договор об отмене расы. в 1856 г.

Таким образом, речь идет не о каперах (определяемых наличием расовой грамоты), а о кораблях, ведущих войну в соответствии с тактикой, которая лишь в нескольких случаях может вспомнить расовую войну.

Все еще законно в Соединенных Штатах

Администрация Буша после терактов 11 сентября 2001 г. хотела укрепить конституционное право на выход в море, желая принять закон, Закон от 11 сентября 2001 г. о репрессиях , который уполномочивает Государственный департамент выдавать письма. не дожидаясь одобрения Конгресса . Таким образом, людям или компаниям можно было доверить наступательные военно-морские военные задачи. Но этот текст не был принят. Другие попытки предоставить президенту Соединенных Штатов право выдавать каперские грамоты обсуждались в Конгрессе в 2007 и 2009 годах, но безуспешно.

Читайте также: