Что такое координация движений кратко

Обновлено: 01.07.2024

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (от лат. co — с, вместе + ordinatio — расположение в порядке) — согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленное на достижение определенного двигательного эффекта через преодоление, согласно Н. А. Бернштейну, избыточных степеней свободы двигательного аппарата.

Периферический двигательный аппарат человека представляет собой сложные кинематические цепи с разнообразной и богатой подвижностью. Процесс К. д. направлен на преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа.

Необходимость К. д. мышц диктуется и важными динамическими факторами. Каждое звено кинематической цепи обладает весом и инертной массой, что вызывает комплекс реактивных сил, передающихся на все остальные ее звенья. Мышечное усилие есть функция 2 переменных: физиологического состояния и наличной длины мышцы. Эфферентные импульсы, поступающие по нерву к мышце и возбуждающие ее, не могут однозначно определить движение органа. Поэтому для регулирования эффекторного процесса используются сенсорные сигналы о положении кинематических цепей и о мере растяжения мышц. На основе полученной с периферии информации ц. н. с. оценивает величину рассогласования между полученными и заданными параметрами движения и вносит требуемые коррективы в К. д. Процесс К. д. — это циклическое и круговое взаимодействие рецепторных и эффекторных механизмов (рефлекторное кольцо — по Бернштейну).

В процессе овладения двигательным навыком К. д. проходит ряд сменяющих друг друга этапов. 1-й этап — активной статической (тонической) фиксации избыточных степеней свободы сочленений. Такой способ координирования крайне неэкономичен и утомителен. На след. этапе преодоление избыточных степеней свободы и реактивности совершается уже не путем непрерывной тонической фиксации, а посредством коротких фазических импульсов, посылаемых в нужный момент к определенной мышце. На последующих стадиях выработки навыка организм начинает так использовать реактивные силы, что они не только не нарушают движение, а содействуют его выполнению. В динамически устойчивом движении все степени свободы, кроме заданной, связаны реактивными силами, и движение совершается без коррекционных импульсов. Такое движение экономично для мышц и ц. н. с.

Смотреть что такое КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ в других словарях:

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

сочетание отдельных определенных движений в сложные акты — ходьбы, бега и т. д. Нервные механизмы К. движений заложены преимущественно в мозжечке и про. смотреть

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Координация движений — сочетание отдельных определенных движений в сложные акты — ходьбы, бега и т. д. Нервные механизмы К. движений заложены преимущественно в мозжечке и продолговатом мозге. См. Ходьба, Бег и т. д.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

(от лат. со — с, вместе, — расположение в порядке. ) — согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленных на достижение определенного двигательного эффекта. Периферический двигательный аппарат человека представляет собой сложные кинематические цепи с разнообразной и богатой подвижностью. Процесс К. д. направлен на преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа. Необходимость К. д. мышц диктуется и важными динамическими факторами. Каждое звено кинематической цепи обладает весом и инертной массой, что вызывает комплекс реактивных сил, передающихся на все остальные ее звенья. Развиваемое мышцей усилие есть функция двух переменных: ее физиологического состояния и наличной длины. Эфферентные импульсы, поступающие по нерву к мышце и возбуждающие ее, не могут однозначно определить движение органа. Поэтому для регулирования эффекторного процесса используются сенсорные сигналы о положении кинематических цепей и о мере растяжения мышц. На основе полученной с периферии информации ц. н. с. оценивает величину рассогласования между полученными и заданными параметрами движения и вносит требуемые коррективы в К. д. Процесс К. д. является циклическим и круговым взаимодействием рецепторных и эффекторных механизмов (рефлекторное кольцо) В процессе овладения двигательным навыком К. д. проходит ряд сменяющих друг друга этапов. Первый этап активной статической (тонической) фиксации избыточных степеней свободы сочленений. Такой способ К. д. крайне неэкономичен и утомителен. На следующем этапе преодоление избыточных степеней свободы и реактивности совершается уже не путем непрерывной тонической фиксации, а посредством коротких физических импульсов, посылаемых в нужный момент к определенной мышце. На последующих стадиях выработки навыка организм начинает так использовать реактивные силы, что они не только не нарушают движение, а содействуют его выполнению. В динамически устойчивом движении все степени свободы, кроме заданной, связаны реактивными силами и движение совершается без коррекционных импульсов. Такое движение экономично для мышц и ц. н. с. смотреть

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Этимология. Происходит от лат. со - с, вместе + ordinatio - расположение в порядке. Категория. Управление работой отдельных мышечных групп. Специфика. Осуществляется при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов: • на начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов; • затем управление осуществляется за счет коротких фазических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце; • на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. смотреть

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

управление работой отдельных мышечных групп, выполняемое при решении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании навыка двигательного видоизменяется координация движений, в том числе - учет инерционных характеристик двигающихся органов; также меняется форма управления движениями органов тела: 1) на начальных стадиях управление выполняется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов; 2) затем - за счет коротких импульсов напряжения определенной мышцы в нужный момент; 3) наконец, на заключительных стадиях уже используется инерция Движений, теперь направляемая на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешение всех инерционных движений без применения особых импульсов для их коррекции. . смотреть

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Разновидность физического качества, представляющая собой согласование во времени и в пространстве работы отдельных мышечных групп, обеспечивающее наиболее эффективное выполнение двигательного действия. В осуществлении К. д. в процессе регулирования двигательной деятельности особое значение имеет определенность в проявлении преимущественно психофизиологических (психомоторных) свойств организма человека, обеспечивающих реципрокное (взаимное) согласование степени напряжения и расслабления участвующих в двигательном акте мышечных групп. смотреть

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

[см. координация] согласованность движений различных мышц, осуществляющаяся благодаря обратной афферентации и регулирующей деятельности лобных отделов коры головного мозга; умение выполнять целесообразные согласованные движения при выполнении сложных двигательных актов. К. д. внешне (зрительно) воспринимается как четкое, гармоничное сочетание движений по ритму, темпу, направлению и амплитуде. Хорошая К. д. проявляется в таком качестве как ловкость. смотреть

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Координация движений (от лат, со - с, вместе и ordinatio - расположение в порядке) - управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании . смотреть

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

в почерковедении признак почерка, отражающий согласованность движений пишущего. Зависит от уровня письменно-двигательного навыка.

Большая медицинская энциклопедия . 1970 .

Полезное

Смотреть что такое "КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ" в других словарях:

координация движений — Этимология. Происходит от лат. со с, вместе + ordinatio расположение в порядке. Категория. Управление работой отдельных мышечных групп. Специфика. Осуществляется при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При… … Большая психологическая энциклопедия

Координация Движений — (от лат, со с, вместе и ordinatio расположение в порядке) управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании … Психологический словарь

координация движений — judesių koordinacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gebėjimas derinti įvairių kūno dalių judesius atliekant technikos elementus, veiksmus, jų derinius arba perdirbti išmoktas judesių formas ir persiorientuoti iš vienos… … Sporto terminų žodynas

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ — [см. координация] согласованность движений различных мышц, осуществляющаяся благодаря обратной афферентации и регулирующей деятельности лобных отделов коры головного мозга; умение выполнять целесообразные согласованные движения при выполнении… … Психомоторика: cловарь-справочник

Координация движений — сочетание отдельных определенных движений в сложные акты ходьбы, бега и т. д. Нервные механизмы К. движений заложены преимущественно в мозжечке и продолговатом мозге. См. Ходьба, Бег и т. д … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Координация движений — в почерковедении признак почерка, отражающий согласованность движений пишущего. Зависит от уровня письменно двигательного навыка … Криминалистическая энциклопедия

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ — (от лат. со с, вместе, расположение в порядке. ) согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленных на достижение определенного двигательного эффекта. Периферический двигательный аппарат человека представляет… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Координация движений — Разновидность физического качества, представляющая собой согласование во времени и в пространстве работы отдельных мышечных групп, обеспечивающее наиболее эффективное выполнение двигательного действия. В осуществлении К. д. в процессе… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

координация движения — управление работой отдельных мышечных групп, выполняемое при решении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании навыка двигательного видоизменяется координация движений, в том числе учет инерционных характеристик … Большая психологическая энциклопедия

Упражнения на координацию фото

Упражнения, направленные на развитие координации движений, вряд ли понадобятся основной массе обывателей тренажерных залов, как и большей части людей. Актуальны они для спортсменов некоторых видов спорта и людей, чья профессия требует высокого уровня этого навыка, например, оперативникам специальных подразделений. Кстати, координация оказывает влияние на умственное развитие.

Что такое координация?

Координация – это способность выполнять определенную двигательную задачу посредством взаимодействия мышц, реакции, концентрации внимания, техники выполнения движения, а также прогнозирование дальнейших действий. Например, ловля какого-то предмета, падающего со стола, налету, задействует все перечисленные способности человека.

Виды координации

Существуют такие виды координации, как:

  1. Межмышечная координация – взаимодействие всех мышц, задействованных в движение, сюда входит: координационная согласованность мышц-синергистов и антагонистов, сокращение соответствующих мышц в определенном порядке с достаточной интенсивностью.
  2. Внутримышечная координация – это восприимчивость мышц к нервным импульсам, то есть отклик мышц на иннервацию.

Координационные способности:

Кому необходимо развивать координацию движений

Кроме спортсменов, этот навык или способность нужен абсолютно всем, ведь от нее зависит осуществление всех движений человека. Как говорилось в начале статьи, координация движений – важный навык, который должен быть развит в достаточной степени у всех, но некоторые люди нуждаются в превосходном уровне этой двигательной функции. Например, танцорам без развитой координации просто ничего не светит. Атлетам любых видов единоборств, легкой атлетики, всех игровых видов спорта, даже в автоспорте координация играет важную роль. Кстати, работа вестибулярного аппарата тоже является одной из составляющих координации. Парусный спорт – это то ремесло, в котором координация порой возглавляет человеческие способности.

Как развить координацию движений?

Координацию можно развить тренировками. Существуют разные методы развития координации движений. Самый базовый метод – это многократное повторение движений. Еще одним способом является выполнение движений с низкой скоростью и с минимальной нагрузкой.

Координацию также можно развивать путем добавлений новых движений, которые будут непривычными для человека. В тренировочном процессе сложность координационных упражнений следует постепенно увеличивать. Повышать требования к точности и согласованности мышления.

Еще одним методом развития координации является изменение скорости движения или темпа. Для этого нужно ввести в тренировочный процесс ритмические комбинации. Еще один отличный пример – это прохождение маршрутов ресиверов принимающих в американском футболе, для которых характерны мгновенные остановки, смена направления движения и ускорения.

Также смена способов выполнения упражнений может помочь в развитии координации движений. Например, прыжки на скакалке не на двух ногах, а на одной. Броски мяча в горизонтальном положении и многое другое. Также весьма эффективный способ развить координацию – это занятие с инвентарем неэргономической формы, например, выпады с сэндбэгом вместо гантелей, или приседание на балансировочной платформе. Выполнение упражнений с партнером или несколькими участниками тоже развивает координацию. В паре можно выполнять прыжки, повороты, наклоны, приседы и подъемы.

Комплекс упражнений на координацию

  1. Стойка на цыпочках – это упражнение состоит из нескольких движений и выполняется с закрытыми глазами. Только на первый взгляд его легко выполнить.

Стойка на цыпочках

  1. Друг перед другом – упражнение позаимствовано из теста Ромберга для неврологов. Это упражнение выполняется с закрытыми глазами.

Тест Ромберга

  1. Вращение головы – часто встречается в общеукрепляющей гимнастике. Движение выполняется, став на носки и закрыв глаза.

Вращение головой

  1. Ласточка – во время упражнения центр тяжести смещается на одну ногу. Глаза должны быть закрытыми.

Упражнение ласточка

  1. Ходьба по линии – упражнение несложное, если смотреть под ноги, а вот если взгляд устремить перед собой, то пройти по линии ровно получится не у каждого.
  1. Поза “дерево” – это упражнение позаимствовано из йоги.

Поза дерева

  1. Вращение вокруг своей оси – за основу этого упражнения было взято движение из китайской гимнастики Цигун.

Вращение вокруг себя

  1. Удержание предмета на голове – используют различные предметы – от книги до стакана, наполненного водой. Задача – простоять определенное время с идеально ровной осанкой и не уронить предмет.

Удержание предмета на голове

  1. Бег с вращением – упражнение представляет собой бег в определенном направлении с переменой движения спиной, боком или прямо.
  1. Проход коридора с вращением – это упражнение используется в тренировках по американскому футболу. Спортсмен вращается определенное время (10-30 секунд) и по команде, на время, должен пройти коридор из конусов. Коридор может быть прямым, узким или иметь сложную форму, например зиг-заг. Атлет может выполнять упражнение и с закрытыми глазами, двигаясь на звук свистка. Обычно, вместо конусов выстраиваются игроки команды и наносят по выполняющему упражнение удары плечами.

Рекомендации по развитию координации движений

Тренировка координации движений – процесс медленный и сложный, поэтому не стоит ждать быстрого результата и сразу выполнять сложные элементы. Лучшим вариантом будут регулярные занятия по двадцать-сорок минут в день. Эти упражнения никак не сказываются на других тренировках, например, силовых. Всегда выполняйте комплекс из разных упражнений, которые должны регулярно меняться.

Заключение

В игровых видах спорта подобные упражнения очень популярны и действительно повышают уровень спортсмена. Человек, для которого развитие координации не так важно, может остановиться на выполнении самых простейших упражнений. Кстати, всем знакомый тест, проводимый на месте сотрудниками ГИБДД, касание кончика носа пальцем с закрытыми глазами – тоже одно из отличных и простых упражнений, развивающих координацию, только его нужно выполнять в комплексе хотя бы из пяти других упражнений.

Слово координация латинского происхождения. В латинском языке есть слово coordinatio – взаимоупорядочение. В широком смысле это согласование, взаимосвязь, соотношение или обеспечение согласования между предметами, явлениями или понятиями.

Данное понятие используется в биологии, философии, психологии.

Когда мы встречаемся с координацией

Когда мы выполняем физические упражнения нам необходимо одно качество. Способность осуществлять сложные согласованные действия позволяет успешно выполнять упражнения. Ловкость неразрывно связана с процессом взаимодействия мышц.

Развивая координацию, мы совершенствуем ловкость. Замечали ли вы, как ловко преодолевают спортивные испытания спортсмены? Всё потому, что их мышцы действуют слажено и эффективно. У спортсменов хорошая координация.

Способность взаимодействия мышц формируется в первые годы жизни. В дальнейшем развивается в процессе обучения.

Фазы координации

1. Статическая фиксация органов;
2. Короткие физические импульсы направляются к мышцам;
3. Инерционные движения мышц.

Как можно развить координацию

Развивают данную способность упражнения на равновесие. Какие это могут быть упражнения?

  • Стойка на одной ноге, руки разведены в стороны;
  • Аналогичное задание с закрытыми глазами при условии успешного выполнения первой комбинации;
  • Хождение по спортивному тросу.

Если выполнять разными руками различные упражнения можно совершенствовать согласованность действий мышц. Музыкальные инструменты развивают эту способность, интеллект.

Характеристика двигательных дейст­вий, связанная с управлением согласованностью и соразмер­ностью движений и с удержанием необходимой позы, назы­вается координацией. При этом координация бывает различ­ной по характеру, в связи, с чем следует говорить, как и в пре­дыдущих случаях, о группе координационных качеств, а не об одной общей координационной возможности спортсмена.

Кроме того, поскольку это характеристика управления мы­шечными напряжениями, а управление может касаться различ­ных по иерархии уровней, разделяют координацию более эле­ментарную, протекающую без участия сознания и воли чело­века, и более сложную, отражающую как программирование, так и исполнение целостного упражнения.

Внутримышечная координация связана с управлением сок­ращения отдельных мышечных волокон и работой мотонейро­нов. Внутримышечная согласованность проявляется в последо­вательном или одновременном (в зависимости от задачи) воз­буждении и расслаблении отдельных двигательных единиц.

Межмышечная координация связана с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабления отдельных мышц в целостном двигательном акте. Согласованность проявляется в последовательном сокращении и расслаблении мышц, когда во время окончания одного движения начинает подготавливать­ся последующее; как опережение, так и запаздывание наруша­ют целостность и слитность двигательного акта. Соразмерность выражается в дозировании параметров движений — амплитуды, усилий,- длительности напряжения в соответствии с двига­тельной задачей.

Сенсорно-мышечная координация является наиболее слож­ной, так как связана с согласованием во времени и простран­стве движений спортсмена в соответствии с возникающей си­туацией — перемещением игроков, движением спортивного сна­ряда и т. д. Этот вид координации требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов — зрительных, слуховых, тактиль­ных — и их сопоставления с внутренними сигналами — проприорецептивными, вестибулярными.

Как видно из изложенного, первый вид координации протекает без участия сознания человека, безусловнорефлекторно. Другие виды координации требуют участия психических процессов и сознательного программирования двигательного действия, г. е. формирования или оживления вторичного образа представления. Это создает определенные трудности в диагностировании координированности. Определяя последнюю, подразумевают, что исследуются возможности исполнительной части двигательного действия — работа двигательных исполнитель­ных центров и мышц. Однако это не так. Человек может плохо выполнить предложенное ему для повторения упражнение из-за того, что у него не сформировался зрительный образ того
упражнения, которое нужно выполнить, или он позабыл последовательность движений. Поэтому, прежде чем диагностировать двигательные возможности человека, следует убедиться, что у него сформировалось представление об упражнении и доста­точно хорошо закрепилось в памяти.

Сказанное определяет и понимание структуры координиро­ванности, которая включает в себя сложные психические компоненты. Невозможно соразмерять и согласовывать движения и сокращения отдельных мышц друг с другом, если человек не имеет эталона этого двигательного акта. Кроме того, коорди­нация часто проявляется в регуляции двигательного акта в со­ответствии с временными и пространственными параметрами теx объектов, с которыми человек взаимодействует в процессе деятельности. Поэтому точность двигательных актов, по кото­рым судят о координированности, определяется точностью оцен­ки расстояния или скорости движения спортивного снаряда. В связи с этим меткость как проявление координиро­ванности отражает сочетание глазомера и способности дозиро­вать усилие и амплитуду движения, ловкость — сочетание про­странственной точности движений с его своевременностью. Кроме того, ловкость не характеризуется ни быстротой формирования навыка (это скорее характеристика способности человека к научению), ни быстротой переделки на­выка (способность человека варьировать навыком в изменившихся условиях относят к умениям высшего порядка, а не к двигательным качествам).




Показателем координированное может быть латентное время напряжения и расслабления мышцы, фиксируемое с помощью электромиографии. Особая роль принадлежит способ­ности мышц к расслаблению. Отсутствие достаточного расслаб­ления приводит к мышечной скованности, которая может отражать и психическую скованность, возникающую из-за бояз­ни большой ответственности. Конечно, мышечная и психиче­ская закрепощенность человека — явления не однозначные, од­нако и при той, и при другой координация нарушается. Если больше нарушается соразмерность, то говорят об угловатости, а если страдает согласованность — то о неуклюжести спорт­смена.

Координация заключается не только в управлении движе­ниями, но и в регуляции позы. Позой называется закрепление тела и его частей в определенном положении. Поза служит для сохранения равновесия тела и для фиксации ряда суставов, без которой осуществление движений в других суставах становит­ся невозможным.

Большое значение имеют предрабочие изменения позы, ко­торые заранее компенсируют возможные смещения центра тя­жести тела и предотвращают падение человека (например, при ожидаемом столкновении с игроком в хоккее). Реакции под­держания позы обеспечиваются чаще всего тоническим напря­жением мышц, а при больших нагрузках и при коррекциях, ис­правляющих позу, — тетаническими (фазными) сокращениями мышц.

Тонус мышц отличается рядом физиологических особенно­стей от тетануса. Тонус вызывается редкой импульсацией (до 5—7 импульсов в с), малым расходом энергии, которую дол­гое время ученым даже не удавалось зарегистрировать, дли­тельным напряжением мышечных волокон, продолжающимся часами. В его поддержании участвует сложная многоуровневая система нервных центров. По своей природе мышечный тонус является рефлекторным актом. Для возникновения тонуса в мышцах достаточно рефлекторного влияния спинного мозга, однако тонкое перераспределение тонуса между различными мышцами осуществляется более высокими этажами нервной системы, а его произвольная регуляция — корой больших полу­шарий.

Влияние на мышечный тонус оказывают как специфическая, так и неспецифическая системы головного мозга. Специфиче­ская система действует избирательно, на отдельные группы мышц. Тонус мышц-сгибателей усиливается кортико-спинальной, кортико-рубро-спинальной и частично — кортико-ретикуло-спинальной системами, а также системой мозжечоккрасные ядра среднего мозга. Эти же системы снижают тонус мышц-разгибателей. Усиливается тонус мышц-разгибателей за счет влияний вестибуло-спинальной системы, а также системы моз­жечоквестибулярные ядра продолговатого мозга. Эти же системы снижают тонус мышц-сгибателей.

Высший контроль за тонусом мышц осуществляет кора боль­ших полушарий, ее моторные, премоторные и лобные области. С ее участием происходит выбор наиболее целесообразной для данного момента позы, обеспечивается ее соответствие двига­тельным задачам.

Характеристика двигательных дейст­вий, связанная с управлением согласованностью и соразмер­ностью движений и с удержанием необходимой позы, назы­вается координацией. При этом координация бывает различ­ной по характеру, в связи, с чем следует говорить, как и в пре­дыдущих случаях, о группе координационных качеств, а не об одной общей координационной возможности спортсмена.

Кроме того, поскольку это характеристика управления мы­шечными напряжениями, а управление может касаться различ­ных по иерархии уровней, разделяют координацию более эле­ментарную, протекающую без участия сознания и воли чело­века, и более сложную, отражающую как программирование, так и исполнение целостного упражнения.

Внутримышечная координация связана с управлением сок­ращения отдельных мышечных волокон и работой мотонейро­нов. Внутримышечная согласованность проявляется в последо­вательном или одновременном (в зависимости от задачи) воз­буждении и расслаблении отдельных двигательных единиц.

Межмышечная координация связана с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабления отдельных мышц в целостном двигательном акте. Согласованность проявляется в последовательном сокращении и расслаблении мышц, когда во время окончания одного движения начинает подготавливать­ся последующее; как опережение, так и запаздывание наруша­ют целостность и слитность двигательного акта. Соразмерность выражается в дозировании параметров движений — амплитуды, усилий,- длительности напряжения в соответствии с двига­тельной задачей.

Сенсорно-мышечная координация является наиболее слож­ной, так как связана с согласованием во времени и простран­стве движений спортсмена в соответствии с возникающей си­туацией — перемещением игроков, движением спортивного сна­ряда и т. д. Этот вид координации требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов — зрительных, слуховых, тактиль­ных — и их сопоставления с внутренними сигналами — проприорецептивными, вестибулярными.

Как видно из изложенного, первый вид координации протекает без участия сознания человека, безусловнорефлекторно. Другие виды координации требуют участия психических процессов и сознательного программирования двигательного действия, г. е. формирования или оживления вторичного образа представления. Это создает определенные трудности в диагностировании координированности. Определяя последнюю, подразумевают, что исследуются возможности исполнительной части двигательного действия — работа двигательных исполнитель­ных центров и мышц. Однако это не так. Человек может плохо выполнить предложенное ему для повторения упражнение из-за того, что у него не сформировался зрительный образ того
упражнения, которое нужно выполнить, или он позабыл последовательность движений. Поэтому, прежде чем диагностировать двигательные возможности человека, следует убедиться, что у него сформировалось представление об упражнении и доста­точно хорошо закрепилось в памяти.

Сказанное определяет и понимание структуры координиро­ванности, которая включает в себя сложные психические компоненты. Невозможно соразмерять и согласовывать движения и сокращения отдельных мышц друг с другом, если человек не имеет эталона этого двигательного акта. Кроме того, коорди­нация часто проявляется в регуляции двигательного акта в со­ответствии с временными и пространственными параметрами теx объектов, с которыми человек взаимодействует в процессе деятельности. Поэтому точность двигательных актов, по кото­рым судят о координированности, определяется точностью оцен­ки расстояния или скорости движения спортивного снаряда. В связи с этим меткость как проявление координиро­ванности отражает сочетание глазомера и способности дозиро­вать усилие и амплитуду движения, ловкость — сочетание про­странственной точности движений с его своевременностью. Кроме того, ловкость не характеризуется ни быстротой формирования навыка (это скорее характеристика способности человека к научению), ни быстротой переделки на­выка (способность человека варьировать навыком в изменившихся условиях относят к умениям высшего порядка, а не к двигательным качествам).

Показателем координированное может быть латентное время напряжения и расслабления мышцы, фиксируемое с помощью электромиографии. Особая роль принадлежит способ­ности мышц к расслаблению. Отсутствие достаточного расслаб­ления приводит к мышечной скованности, которая может отражать и психическую скованность, возникающую из-за бояз­ни большой ответственности. Конечно, мышечная и психиче­ская закрепощенность человека — явления не однозначные, од­нако и при той, и при другой координация нарушается. Если больше нарушается соразмерность, то говорят об угловатости, а если страдает согласованность — то о неуклюжести спорт­смена.

Координация заключается не только в управлении движе­ниями, но и в регуляции позы. Позой называется закрепление тела и его частей в определенном положении. Поза служит для сохранения равновесия тела и для фиксации ряда суставов, без которой осуществление движений в других суставах становит­ся невозможным.

Большое значение имеют предрабочие изменения позы, ко­торые заранее компенсируют возможные смещения центра тя­жести тела и предотвращают падение человека (например, при ожидаемом столкновении с игроком в хоккее). Реакции под­держания позы обеспечиваются чаще всего тоническим напря­жением мышц, а при больших нагрузках и при коррекциях, ис­правляющих позу, — тетаническими (фазными) сокращениями мышц.

Тонус мышц отличается рядом физиологических особенно­стей от тетануса. Тонус вызывается редкой импульсацией (до 5—7 импульсов в с), малым расходом энергии, которую дол­гое время ученым даже не удавалось зарегистрировать, дли­тельным напряжением мышечных волокон, продолжающимся часами. В его поддержании участвует сложная многоуровневая система нервных центров. По своей природе мышечный тонус является рефлекторным актом. Для возникновения тонуса в мышцах достаточно рефлекторного влияния спинного мозга, однако тонкое перераспределение тонуса между различными мышцами осуществляется более высокими этажами нервной системы, а его произвольная регуляция — корой больших полу­шарий.

Влияние на мышечный тонус оказывают как специфическая, так и неспецифическая системы головного мозга. Специфиче­ская система действует избирательно, на отдельные группы мышц. Тонус мышц-сгибателей усиливается кортико-спинальной, кортико-рубро-спинальной и частично — кортико-ретикуло-спинальной системами, а также системой мозжечоккрасные ядра среднего мозга. Эти же системы снижают тонус мышц-разгибателей. Усиливается тонус мышц-разгибателей за счет влияний вестибуло-спинальной системы, а также системы моз­жечоквестибулярные ядра продолговатого мозга. Эти же системы снижают тонус мышц-сгибателей.

Высший контроль за тонусом мышц осуществляет кора боль­ших полушарий, ее моторные, премоторные и лобные области. С ее участием происходит выбор наиболее целесообразной для данного момента позы, обеспечивается ее соответствие двига­тельным задачам.

Читайте также: