Что такое кончерто гроссо в музыке определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

итал., букв. — большой концерт

Жанр старинной ансамблевой инстр. музыки. Возник в последней четверти 17 в. в Сев. Италии почти одновременно с сольным инстр. концертом. С. g. представляет собой ранний вид симф. музыки, в к-ром нашли отражение типич. черты стиля барокко, тяготевшего к мощным контрастам. В основе С. g. лежит динамич. принцип "светотени" - резкое противопоставление небольшой группы солирующих инструментов (т. н. concertino) общей массе ансамбля (т. н. ripieno). Это определяло своеобразие выразит. возможностей С. g., к-рые были ограничены рамками контрастной динамики, а также динамикой регистров. С. g. возник на основе развития и качеств. обновления трио-сонаты (состав её партий - 2 скрипки, виолончель и basso continuo - типичен для concertino С. g.), расширения её исполнит. рамок. Первоначально С. g. состоял из 5 и более частей и сочинялся для струнно-смычкового ансамбля. Позднее С. g. сжимается до 3-4 частей, в состав ансамбля вводятся дух. инструменты (труба, флейта, гобой, валторна). Этот состав С. g. непосредственно подготовил формирование классич. симф. оркестра. Прообраз С. g. - 2-3-голосные концертирующие эпизоды ранних итал. многоголосных канцон, сонат и симфоний. Первое произв., осн. на принципах С. g., написал А. Страделла (под названием "Sinfonia. ", 1676). Оно явилось образцом для аналогичных сочинений мастеров болонской и моденской школ. Последние писали под франц. влиянием также и многоголосную танц. музыку, сказавшуюся на нек-рых особенностях тематизма и ритмики С. g. Первые совершенные образцы С. g. создал А. Корелли (ок. 1680, опубликованы посмертно в 1714). Характерно название сб., его С. g.: "Большие концерты для двух скрипок и виолончели, входящих в обязательный состав концертино, а также двух других скрипок, альта и баса, входящих по желанию в состав кончерто гроссо и могущих быть удвоенными" ("Concerti grossi con duoi Violini e Violoncello di Concertino obligati e duoi altri Violini, Viola e Basso di Concerto grosso ad arbitrio, che si potranno radoppiare" op. 6). C. g. Корелли включают от 4 до 6-7 частей, если не считать небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Муз. единство С. g. Корелли проявлялось и в сохранении осн. тональности на протяжении всех частей. Музыка С. g. Корелли патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущаются связи с нар. истоками ("Пастораль" из С. g. No 8). Новые стилистич. тенденции в С. g. связаны с произв., написанными в этом жанре А. Вивальди. С. g. Вивальди, как и его сольные концерты, состоят из 3 частей (быстро - медленно - быстро). Свободные от контрапунктич. оков его предшественников, они отмечены большей жизненностью содержания. Для них типичны разностороннее применение в concertino не только смычковых, но и дух. инструментов, ритмич. чеканность тем, широкая кантабильность медленных частей, рондообразная смена ритурнелей tutti и концертирующих эпизодов. В Италии (до и после Вивальди) С. g. писали А. Кальдара, Б. Марчелло, Дж. Валентини, Т. Альбинони, Дж. Торелли, Ф. Джеминиани, П. Локателли и др.; в Германии - Г. Ф. Телеман, К. Граупнер, И. Ф. Фаш, Э. Альбикастро, Г. Ф. Гендель (его С. g. оказали влияние на творчество англ. и нидерл. композиторов Ч. Авизона, В. де Феша и др.), И. С. Бах, в т.н. Бранденбургских концертах к-рого принцип С. g. обогащен новыми приёмами концертирования. Ко 2-й пол. 18 в. с развитием симфонии С. g. как жанр ансамблевой инстр. музыки отмирает. В 1-й пол. 20 в. с пробуждением интереса к музыке барокко возрождается и жанр С. g. Произв. в этом жанре написали: М. Регер (Концерт в старинном стиле ор. 123, 1912), Г. Каминский (С. g. для 2 оркестров, 1922), Э. Кшенек (С. g., 1921, 1924), Б. Мартину (С. g., 1937); из произв., близких к С. g., можно назвать "Фантазию на последование звуков В - А - С - Н" для 2 фп., 9 солирующих инструментов и оркестра (1950) В. Фортнера, концерт для джаз-банда и оркестра, т.н. Эбеновый (Чёрный) концерт (1945) И. Ф. Стравинского. Из сов. композиторов С. g. написал Э. Тамберг.

Литература: Schering A., Geschichte des Instrumentalkonzerts, Lpz., 1905, 1927; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932; Krьger W., Das Concerto grosso in Deutschland, Wцlfenbьttel - В., 1932; Gerber R., Bachs Brandenburgische Konzerte, Kassel, 1951; Rinсherle M., A. Vivaldi et la musique instrumentale, P., 1948.

Ищешь, что значит слово кончерто гроссо? Пытаешься разобраться, что такое кончерто гроссо? Вот ответ на твой вопрос:

Кончерто гроссо это:

Кончерто гроссо

(итал. concerto grosso, букв. — большой концерт), музыкальный инструментальный жанр, основанный на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов. Разновидность инструментального концерта, сложившаяся в Италии в кон. 17 в. Классические образцы — у А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя. Кончерто гроссо встречается и в музыке 20 в. (Э. Кшенек, Б. Мартину, Э. М. Тамберг, А. Г. Шнитке).

Кончерто гроссо

гроссо (итал. concerto grosso, буквально — большой концерт), жанр ансамблево-оркестровой музыки 17-18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов ( концертино ) и всего оркестра или ансамбля (рипиено, тутти ) . Разновидность концерта . Возник в Италии в середине 17 в. почти одновременно с сольным концертом. Концертино обычно состояло из партий 2 скрипок, виолончели и генерал-баса (состав распространённой в то время трио-сонаты, см. Соната ) . Первоначально количество частей было различным (4-
7), со временем господствующее положение занял К. г. из 3 частей — быстрой, медленной и снова быстрой. Наряду со струнными применялись и духовые инструменты. В числе виднейших итальянских авторов К. г. — А. Корелли, Дж. Торелли и А. Вивальди. В 18 в. К. г. получил распространение и в др. странах. В Германии близкие к жанру К. г. сочинения создали Г. Ф. Телеман, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. В 20 в. в связи с возрождением интереса к старинной музыке некоторые композиторы вновь обращались к жанру К. г. (М. Регер, Э. Кшенек, И. Ф. Стравинский и др.).

Кончерто гроссо

жанр инструментальной музыки XVII-XVIII веков, в произведениях которого чередуется и противопоставляется звучание всего состава исполнителей и группы солистов; произведение этого жанра

жанр ансамблево-оркестровой музыки 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов (Концертино) и всего оркестра или ансамбля (рипиено, Тутти). Разновидность Концерта. Возник в Италии в середине 17 в. почти одновременно с сольным концертом. Концертино обычно состояло из партий 2 скрипок, виолончели и Генерал-баса (состав распространённой в то время трио-сонаты, см. Соната). Первоначально количество частей было различным (4—7), со временем господствующее положение занял К. г. из 3 частей — быстрой, медленной и снова быстрой. Наряду со струнными применялись и духовые инструменты. В числе виднейших итальянских авторов К. г. — А. Корелли, Дж. Торелли и А. Вивальди. В 18 в. К. г. получил распространение и в др. странах. В Германии близкие к жанру К. г. сочинения создали Г. Ф. Телеман, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. В 20 в. в связи с возрождением интереса к старинной музыке некоторые композиторы вновь обращались к жанру К. г. (М. Регер, Э. Кшенек, И. Ф. Стравинский и др.).

кончерто гроссо сущ., кол-во синонимов: 1 • музыка (65) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: музыка

КОНЧЕРТО ГРОССО (итал . concerto grosso, букв. - большой концерт), музыкальный инструментальный жанр, основанный на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов. Разновидность инструментального концерта, сложившаяся в Италии в кон. 17 в. Классические образцы - у А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя. Кончерто гроссо встречается и в музыке 20 в. (Э. Кшенек, Б. Мартину, Э. М. Тамберг, А. Г. Шнитке).

КОНЧЕРТО ГРОССО (итал. concerto grosso - букв. - большой концерт), музыкальный инструментальный жанр, основанный на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов. Разновидность инструментального концерта, сложившаяся в Италии в кон. 17 в. Классические образцы - у А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя. Кончерто гроссо встречается и в музыке 20 в. (Э. Кшенек, Б. Мартину, Э. М. Тамберг, А. Г. Шнитке).

(іт. concerto grosso - великий концерт) - віртуозний твір з кількох частин, де звучання оркестру протистоїть звучанню групи солістів (tutti - всі та concertino - мала концертна група), які протягом виконання всього твору наче змагаються. Найбільшого розвитку К.г. набув в творчості А.Кореллі, А.Вівальді, Й.С.Баха, Г.Ф.Генделя та інших, а в музиці ХХ ст. - Г.Камінського, Е.Кшенека, Б.Мартіну, М.Регера, Е.Тамберга, А.Шнітке та інших.

- (итал. concerto grosso - букв. - большой концерт),музыкальный инструментальный жанр, основанный на чередовании ипротивопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов.Разновидность инструментального концерта, сложившаяся в Италии в кон. 17в. Классические образцы - у А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя.Кончерто гроссо встречается и в музыке 20 в. (Э. Кшенек, Б. Мартину, Э. М.Тамберг, А. Г. Шнитке).

Ха­рак­тер­на для му­зы­ки ба­рок­ко. Об­щий ис­пол­ни­тель­ский со­став Кончерто гроссо, на­зы­вае­мый тут­ти (итал. tutti, букв. - все), вклю­чает не­сколь­ких со­лис­тов - кон­чер­ти­но (итал. concertino) - и груп­пу других му­зы­кан­тов, ко­то­рых обыч­но на­зы­ва­ют рипь­е­но (итал. ripieno).

Клас­сические об­раз­цы Кочерто гроссо - в твор­че­ст­ве А. Ко­рел­ли (12 concerti grossi op. 6, на­пи­са­ны в конце XVII века, опубликованы в 1714 году), Дж. То­рел­ли, А. Ви­валь­ди, Ф. Дже­ми­ниа­ни, П. Ло­ка­тел­ли, Г.Ф. Ген­де­ля, Г.Ф. Те­ле­ма­на и др. ком­по­зи­то­ров.

В строе­нии цик­ла пре­об­ла­да­ет 4-ча­ст­ная струк­ту­ра с мед­лен­ны­ми не­чёт­ны­ми и ожив­лён­ны­ми, ди­на­мич­ны­ми чёт­ны­ми час­тя­ми (как и в со­на­тах то­го вре­ме­ни); I часть, как пра­ви­ло, на­пи­са­на в т. н. ри­тур­нель­ной фор­ме (см. Кон­церт­ная фор­ма).

По­сле де­ся­ти­ле­тий не­обы­чай­ной по­пу­ляр­но­сти в середине XVIII века жанр Кочерто гроссо ис­чез из ак­тив­ной ком­по­зи­тор­ской прак­ти­ки. Ин­те­рес к не­му воз­ро­дил­ся в XX веке (Б. Мар­ти­ну, Э. Кше­нек, Э. Там­берг, А.Г. Шнит­ке).

Читайте также: