Что такое компьютерные игры кратко для детей

Обновлено: 07.07.2024

Помощники в учебе, невинное развлечение, или же вредная привычка?

Компьютерные игры изменили жизнь наших детей куда больше, чем телевизор изменил жизнь наших бабушек и дедушек. Теперь поиграть друг с другом в крестики - нолики или же в морской бой, они могут разве, что только на уроке. Дома же все баталии ведутся не на листке бумаги, а у экранов мониторов. Что же такое компьютерные игры: забава или вредная привычка? Помогают ли виртуальные игры нашим детям развиваться или же наоборот?

Практически одни из самых последних в Европе, россияне, и стар и млад, в конце 80-х начале 90-х годов стали обзаводиться персональными компьютерами. Тысячу раз права народная мудрость - "лучше поздно, чем никогда". Такая же массовая тяга к знаниям произошла в нашей стране после Октябрьской Революции, с той лишь разницей, что в те далекие времена команда на всеобщую грамотность была дана сверху и проводилась она организовано. Всеобщая компьютеризации всей страны происходила с точностью до наоборот. "Верхи" не проявили никакой инициативы, и компьютерные классы в школах появились сравнительно недавно. Тогда, как "низы" самостоятельно стали обзаводиться домашними персоналками.

Современному школьнику, чтобы освоить работу на компьютере, даже на уровне среднего пользователя, уроков информатики никак не хватит, так что, хочешь-не хочешь, можешь-не можешь, а практически выбора у родителей уже нет. Если они хотят, что бы их ребенок после школы пошел дальше учиться в институт или техникум, то не купить ему компьютер, они уже просто не могут. Домашний компьютер стал ничуть не менее необходимым для вашего ребенка, чем коньки или же лыжи, только стоит он много дороже. И чтобы купить его большинство семей вынуждено долго копить, выкраивая крохи из скромного семейного бюджета. А когда, наконец, долгожданная и такая желанная машина устанавливается на письменном столе, то родителя хотели бы вздохнуть с облегчением, дескать, уж теперь то их ребенок точно броситься постегать азы вычислительной техники и программирования. Ан нет, вместо этого, они обречены наблюдать, как их любимое чадо дни и ночи напролет просиживает за игрушками.

Вот тут то и возникает извечный вопрос "Что делать?".

Это только непосвященному кажется, что все игрушки одинаковые, везде бегают, везде стреляют, причем чаще всего делается это под малопривлекательное (с вашей точки зрения) музыкальное сопровождение (вой сирен или грохот пушек). Однако на самом деле, современные компьютерные игры в состоянии удовлетворить вкусы любых гурманов, и носят они не только развлекательный, но и учебно-познавательный характер.

Так что, прежде всего, не стоит паниковать. Нужно попытаться понять, что компьютерные игры - это не просто праздное времяпрепровождение, это - целая философия, и не стоит обрушивать гром и молнию на голову своего ребенка. Он ни в чем не виноват и поэтому дайте ему спокойно наиграться, а сами понаблюдайте за ним, потому, что в зависимости от того, как он относиться к играм и что предпочитает, вы много сможете узнать о характере своего ребенка, да и не только ребенка.

С появлением дома компьютера очень скоро к играм пристрастятся и другие ваши домочадцы. Подавляющее большинство девочек, девушек, женщин и бабушек достаточно равнодушно относиться к компьютерным играм. Ну разве что дошкольницы любят рисовать в Paint или одевать виртуальную Барби, а старшеклассницы изредка могут разложить пасьянс, да и то, самый простой, типа "Косынки", тогда как представители сильной половины человечества увлекаются играми всерьез и надолго, и начинают посвящать этому занятию достаточно значимый отрезок своего времени.

Игра, для них, это один из доступных способов, чтобы:

Расслабиться и просто провести время. Смена занятия - уже вид отдыха и поэтому совершенно естественно, что, придя со школы, из института или же с работы, ваш сын, едва успев раздеться, усаживается перед монитором. Полчаса игры действительно добавят ему здоровья, поднимут настроение, в конце концов, это просто один из способов успокоится, и восстановить силы.

Очень неплохо, когда дети играют вдвоем или же в большей компании. Это отличный способ подурачиться и повалять дурака, к тому же они у вас на глазах и можно спокойно заняться домашней работой. Однако если он так ежедневно расслабляется, не по 30 минут, а все 180, а то и по более, то совершенно естественно, что ваш праведный гнев успевает набрать обороты, чтобы Ниагарский водопадом вылиться на его голову.

Повеселиться. Ну сами подумайте, как прекрасно, что бегающие человечки на экране заставляют вашего ребенка улыбаться. Положительные эмоции получить не так то просто в любом возрасте и не следует жалеть одного часа в сутки, на то, что бы ребенок сам поднял себе настроение.

Подавить чувство неполноценности У каждого могут быть комплексы и подавить их в себе бывает достаточно непросто и поэтому стоит попробовать компьютер в качестве домашнего доктора. Однако, здесь главное вовремя остановиться, т.к. комплексы с помощью компьютера могут не только подавляться, но и, наоборот развиваться. Происходить это будет в том случае, если ребенок мастерски освоил виртуальный хоккей, а в действительности с трудом стоит на коньках. Или же он в виртуальном боксе - профи, а на уроке физкультуры не в состоянии подтянуться на турнике даже пару раз. В этом случае, он еще больше времени будет проводить перед монитором и совсем перестанет выходить на улицу, т.к. именно сидя у компьютера будет чувствовать себя ловким и сильным.

Реализовать себя. Найти свое призвание не так просто, и ребенок подсознательно с помощью игр просто ищет, какой вид деятельности доставляет ему наибольшее удовольствие. Если ему нравятся головоломки, то гордитесь, возможно, в вашем доме растет будущий математик, если же он отдает предпочтение играм на быстроту реакции, что и свойственно детям школьного возраста, то порадуйтесь, все нормально, пусть поиграет. А вот если он, перепробовав все многообразие игрушек, отдал предпочтение азартным играм и просиживает за ними часами - стоит насторожиться и повнимательнее отнестись к своему сыну. Возможно, у него есть проблемы и, пока еще не поздно, стоит попытаться их решить.

Можно выделить три стадии зависимости от компьютерных игр:

1 стадия - увлеченность. Без увлеченности нельзя стать профи ни в одном деле и на игрушках ребенок учиться быстрее. Впрочем, играя, быстрее учиться не только ребенок. В практике обучения менеджеров, аудиторов, следователей - деловые компьютерные игры уже давно стали обычной формой проведения занятий.

Именно увлеченность может подвигнуть вашего сына с начала изучить возможности Windows, затем разобраться с Corel Draw, PhotoShop или 3D-Max, чтобы потом уже профессионально заняться web-дизайном, а может быть он загорится программированием, начав с Pascal, потом - Delphi, а далее начнет осваивать и более сложные языки. Армия компьютерщиков уже огромна, и найти себя в ней будет совсем не просто, так что увлеченность и работоспособность, пожалуй, самые главные качества, которые помогут вашему ребенку найти свое призвание. Умению самостоятельно трудиться учатся в детстве, в том числе и с помощью игрушек, так что многочасовые сидения у монитора развивают трудолюбие и выдержку.

2 стадия - привязанности, также не опасна, т.к. нет ничего плохого в том, что он привык к любимому BLOOD, точно так же, как в раннем детстве к плюшевому мишке. Именно эта категория подростков чаще всего называет себя "компьютерными фанатами" или "гамерами" (от английского "game" - игра), хотя в действительности они таковыми не являются. Эти ребята, как правило, неплохо знают английский, достаточно сносно учатся и строят серьезные планы на будущее. Именно они являются завсегдатаями компьютерных клубов и тратят все свои сбережения на диски и журналы.

3 стадия - зависимости - достаточно опасна, т.к. ваш ребенок может надолго увязнуть в виртуальном мире, где не надо каждый день ходить в школу, делать уроки, где не ругают учителя и родители, где нет домашних забот и других проблем. И это уже серьезно, т.к. в виртуальном мире - ваш ребенок - хозяин положения, там ему все дозволено, там совсем другие нормы морали, там правит сила.

Если компьютерный мир становиться для вашего сына единственной ценностью, значит, у него накопились серьезные психологические проблемы. Так что, одно дело, когда ребенок погружается в виртуальный мир, чтобы расслабиться и совсем другое, когда - наоборот. На стадии зависимости, он начинает жить в виртуальном мире и лишь изредка выходит из него в реальность и если эта зависимость близка к патологической, может быть даже потребуется помощь психолога. Возвращать его в реальность надо постепенно и ни в коем случае, не лишать возможности иногда поиграть. Попробуйте попросить вашего ребенка помочь вам сделать какую-то несложную работу на компьютере, например, набить таблицу или же просто текст. А еще лучше, если конечно есть возможность, оплатите ему эту работу или хотя бы освободите за это от мытья полов и вынесете вместо него сами мусорное ведро.

Можно попросить его вести на компьютере, хотя бы для начала в Excel, учет всех семейных расходов. Дети с удовольствием соглашаются помочь родителям и даже хвастаются этим перед своими одноклассниками.

Ирина Яровая
Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения.

1 Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением человека у него родилась потребность играть.

Это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природой и социальной действительности. Ребёнок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению.

2 В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возмож-ность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Занятия с применением компьюте-рных игр очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства.

3 Классификация компьютерных программ и игр используемых при работе с дошкольниками:

Развивающие игры для дошкольников.

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка.

К программам этого типа относятся:

• простые текстовые редакторы для ввода;

Обучающие игры

Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры - эксперименты

В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.

Игры-забавы

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в

4 По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

• компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

6 Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения.

Использование ИКТ в образовательном процессе как средство развивающего обучения Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации.

Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения — гимнастика Брейн Джим в системе логопедических занятий Организация коррекционно- развивающего воспитания и подготовка детей к школе с задержкой психического развития требует особого педагогического.

Проектная деятельность как метод развивающего обучения дошкольников В современном мире модернизация системы образования влечет за собой новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к качеству.

Современные развивающие компьютерные игры в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Актуальность и перспективность опыта. Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет.

Компьютерные игры

Компьютерные игры – это сложные программы, которые служат человеку для обучения или развлечения и рассчитаны на разные возрастные группы. И не секрет, что пик игрушечного производства пришелся именно на пик технологического прогресса середины XX века. В это же время вместе с изобретением компьютеров появились и компьютерные игры. История появления компьютерных игр начинается с 1940 года. Длительное время эти игры были непопулярны по одной простой причине – у людей просто не было компьютеров дома. Уже с 1970 годов начинают появляться аркадные автоматы, игровые консоли и домашние персональные компьютеры.

В 1889 году японец Фусадзиро Ямаути основал первую компанию в мире Marufuku. Фирма занималась производством игральных карт Ханафуда. В 1907 году фирма была переименована в Nintendo Koppai, которая стала самой крупнейшей компанией интерактивных развлечений. Первый прототип компьютерной игры был создан в США, в Технологическом Университете штата Массачусетс. Эта игра получила название Space War и была рассчитана на двух игроков. Суть ее заключалась в том, что два космических корабля должны были сбить друг друга с помощью своих ракет. Однако в те времена игра не получила должного внимания и популярности из-за дороговизны персональных компьютеров и всего, что было с ними связано.

В этот же период были выпущены еще две игры:

  • "Теннис", разработчиком которой был Уильям Хигинботем;
  • "ОХО" (компьютерная версия игры "крестики-нолики"), разработчиком которой стал Санди Дуглас.

Спустя несколько десятилетий, в 1972 году, Нолан Башнелл выпустил всеми известную игру под названием "Pong", сутью которой было удержание мячика на игровом поле с помощью специальных тарелок. Это событие стало поистине одним из самых важных в истории развития компьютерных игр. Далее стали появляться первые игры в жанре бродилок, приключений, гонок и других. Еще через несколько лет была выпущена первая игровая приставка с одной единственной игрой, а затем и ее аналоги с несколькими играми. С тех пор персональные компьютеры и игровые приставки постоянно усовершенствовались, а игры для них становились функциональней, интересней и ярче. Появился целый рынок компьютерной индустрии, который по своим оборотам и вложениям обгонял даже рынок киноиндустрии.

Сейчас все компьютерные игры мы можем классифицировать по следующим тематикам:

  • Приключенческие. Эти компьютерные игры оформлены как мультфильм с некими интерактивными функциями – возможностью управлять главным персонажем. Такие игры тренируют сообразительность и логическое мышление. Главный герой на своём пути встречает разные предметы, которые помогают ему увеличить свои способности или, наоборот, могут нанести вред. Персонаж попадает в различные приключенческие ситуации.
  • Стратегии. Возможность управлять войском, энергией или иными подобными предметами. Здесь необходимо уметь планировать, рассчитывать свои силы и действовать в зависимости от ситуации. Это достаточно сложные игры, но именно они формируют усидчивость и умение планировать свои действия заранее.
  • Аркады. Это многоуровневые игрушки, перейти к следующему этапу можно только выполнив конкретные задания и получив специальную награду. Для такой игры характерна система баллов, которые получает игрок за прохождение конкретной миссии. Такая игра хорошо развивает глазомер и внимание.

Без ущерба своему здоровью детям разрешается непрерывно сидеть за компьютером и планшетом в течение 15-ти минут, по истечении которых необходимо прерваться и сделать несложные офтальмологические упражнения: посмотреть на кончик носа на 1,2,3,4, а потом устремить свой взгляд вдаль. Необходимо повторять это упражнение 4-5 раз. Сосредоточить свой взгляд на указательном пальце на расстоянии 25-30 см от глаз, потом быстро поднести его к кончику носа.

Сегодня наши дети проводят слишком много времени за компьютером, что говорить про детей. Если жизнь современного взрослого человека сегодня просто немыслима без компьютера. Дети могут проводить за экраном несколько часов в день, а к вечеру становятся из-за этого возбуждёнными и раздражительными. Незаметно нарушается правильный режим дня. По мнению специалистов негативное влияние оказывают на детей развлекательные игры, которые необходимо использовать в меру. Но тем не менее компьютерные обучающие и развивающие игрушки всё же несут в себе определённую образовательную функцию в игровой форме. Игры – это непременные спутники развития человечества с момента его зарождения, когда древние люди в свободное время занимали себя различными предметами: камнями, палками, шкурками и другими. Каждый временной период характеризуется наличием у людей различных игрушек. С развитием технологий усовершенствовались и игрушки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Стремительное развитие информационных технологий приводит к снижению возрастной планки юных пользователей компьютеров. Сейчас подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общения с компьютерной техникой. Это общение начинается с компьютерных игр, которые привлекают детей, и они все чаще и чаще стремятся к экрану монитора, нежели к своим собственным реальным игрушкам.

Остается лишь вопрос – как относиться к данной тенденции?

Таким образом, в игре ребенок развивается, учится входить в положение другого человека, прослеживать и понимать ситуацию изнутри, что особенно важно в межличностных отношениях. Ребенок учится выстраивать взаимоотношения со сверстником – сотрудничать, договариваться, слышать его, в чем-то поступаться своими амбициями ради общего дела, а в чем-то настаивать на своем. Все это формируется и оттачивается в игре.

Несмотря на то, что в литературе можно встретить большое количество классификаций компьютерных игр, единая классификация в настоящий момент отсутствует. Наиболее интересной представляется классификация, предложенная Р.Е. Радеевой и Е.О. Смирновой, основывающаяся на общепринятом делении игр по содержанию и действиям играющего. По объему она весьма обширна, в связи с чем в данной статье будет приведена с сокращениями. Авторы предлагают следующее разделение.

Головоломки и традиционные игры, перенесенные на компьютер . Группа этих игр разделена на статические и динамические. Первые – это в большинстве своем традиционные, адаптированные для компьютера, а также специально созданные новые компьютерные игры. Динамические же игры и головоломки направлены на развитие логического мышления и сообразительности. В них развиваются также скорость реакции, умение оперативно оценивать изменяющуюся обстановку игры.

Стратегии . Характеризуются прежде всего четким положением играющего над игровой реальностью – это, как правило, моделирование процессов управления, командования. Роль в стратегиях вводится в начале игры как обозначение позиции, занимаемой играющим. Она изменяется с развитием объекта, но изменяются только титул (должность) и полномочия, т. е. возможности играющего. В такой игре не отражена система человеческих отношений, хотя действие является обобщенным, сокращенным и отражает логику реальной деятельности человека. Важно отметить, что для детей дошкольного возраста более характерны игры с элементами стратегии.

Симуляторы . Их основное отличие в том, что играющий находится внутри ситуации. Здесь, кроме скорости реакции и сенсомоторной координации, становятся значимыми образная память и ориентация в трехмерном пространстве, а также конкретные навыки, соответствующие моделируемой реальности.

Игры-повествования . Они представляют собой игры с непрерывным развивающимся сюжетом. Их можно определить как интерактивное кино или мультфильм, где разворачивающееся на экране действие требует непосредственного вмешательства играющего. Действие отделено от играющего и передается им герою.

Основываясь на данной классификации, все игры можно разделить на ролевые и неролевые .

Таким образом, приведенная классификация представляется наиболее удачной, поскольку в ней достаточно подробно описаны типы компьютерных игр; каждый представленный вид компьютерной игры можно охарактеризовать с точки зрения роли; перечисленные виды компьютерных игр рассчитаны на детей дошкольного возраста и старше. Однако важно заметить, что данная классификация включает в себя не все виды компьютерных игр. В этой связи представляется важным ее дополнить.

Во-первых, в ее состав необходимо включить обучающие игры . Они представляют содержание различных предметных областей в наглядной форме, благодаря чему ребенок гораздо успешнее овладевает материалом. Более того, наглядность материала варьируется в зависимости от уровня развития ребенка. Специально разработанные обучающие компьютерные игры, соответствующие возрасту ребенка и его уровню развития, обеспечивают поэтапное формирование его пространственных представлений. Однако для благоприятного развивающего воздействия необходимо учитывать следующие условия.

Организация совместной деятельности как взрослого с ребенком, так и детей между собой. Такой процесс обучения становится более продуктивным, поскольку дети лучше усваивают способы выполнения задач. Наиболее удачным является попарное объединение детей.

Введение соревновательных моментов отрицательно сказывается на обучении, так как многие дети излишне волнуются и попадают в стрессовую ситуацию.

Для фиксации внимания детей на полученных результатах целесообразно использовать нейтральные по своему влиянию способы – веселая и грустная мелодия, смеющееся и печальное личико и т. п.

Во-вторых, в предложенной классификации не указаны развивающие игры , которые формируют у детей произвольное запоминание, внимание и зрительно-моторную координацию. Происходит развитие высших психических функций – восприятия, памяти, мышления и речи.

Развивающие и обучающие игры могут относиться как к классу ролевых, так и неролевых.

Таким образом, компьютерная игра, как и сюжетно-ролевая, является символико-моделирующей деятельностью. Действие, происходящее в ней, нереально, смыслы отдельных действий неясны без понимания правил и условностей игры. Однако важно отметить, что специфическая особенность всех перечисленных видов компьютерных игр – это игра в заранее заданных рамках. То есть перед ребенком ставится конкретная игровая задача, которую он должен решить, действуя в соответствии с заложенной в игру стратегией, используя заданный игровой материал. Помимо этого процесс решения игровых задач непрерывен. Ребенку, только что решившему одну игровую задачу, сразу же предлагается следующая, и так далее. То есть функция целеполагания, постановки игровых задач в данном случае полностью регламентирована компьютерной игрой, элемент самостоятельной активности, творчества ребенка в рамках игры как бы выпадает. И ребенок в реальной жизни оказывается либо неспособным самостоятельно задавать игровые задачи, ставить перед собой цели, либо испытывает с этим значительные трудности. Кроме того, решать игровые задачи оказывается возможным только определенным образом, заданным разработчиками игры. Ребенок не составляет плана своих действий, а лишь методом проб и ошибок достигает поставленную цель. Таким образом, компьютерные игры, за исключением некоторых развивающих и обучающих, не предполагают самостоятельной возможности выбора способов действий, что является необходимым условием для полноценного развития ребенка.

Тем не менее, использование компьютерных игр для развития дошкольников, безусловно, имеет ряд достоинств. Например, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными посредством интеграции аудио- и видеозаписи, тем самым подстегивая непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Помимо этого, если ребенок правильно решает игровую задачу, герои сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

Кроме вышеперечисленного, играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий. А.В. Запорожец в своих трудах утверждал, что мышление составляет интеллектуальную базу для развития деятельности. Процесс овладения обобщенными способами действий, т. е. нахождение общего метода решения нескольких схожих игровых задач, приводит к повышению уровня осуществления деятельности. Согласно его концепции амплификации (обогащения), чем выше интеллектуальный уровень, на котором осуществляется деятельность, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

Компьютерные игры, как и некоторые игры-фантазирования, с одной стороны, позволяют моделировать ситуации, недоступные для дошкольника в повседневной жизни. Но, с другой стороны, данные игры могут приобретать патологическую окраску, в результате чего ребенок как бы приобретает еще одну, но уже виртуальную жизнь, где у него есть возможность бороться с пришельцами, иметь несколько жизней и пр., с чем он никогда не столкнется в реальности. Переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

Тем не менее, прослеживается тенденция вытеснения компьютерными играми реальной игры из жизни дошкольника. Все больше свободного времени дети проводят за компьютером. В соответствии с данными Международной ассоциации игры этому способствует ряд причин.

Взрослые не понимают важности игры для ребенка. Игра противопоставляется полезной работе как что-то необязательное.

Безопасность компьютерной игры. Родители опасаются выпускать детей играть на улицу без присмотра. Гораздо легче контролировать ребенка в стенах дома.

Давление образовательных учреждений и приоритет обучающих занятий. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.

А между тем именно игра, возникающая по инициативе ребенка, и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В процессе ее дети свободно экспериментируют, используя свои знания об окружающем мире. Они самостоятельно выбирают тему игры, подбирают игровой материал, ставят и решают игровые задачи в соответствии со своими собственными замыслами. Именно это и развивает личность ребенка. Игра – это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна быть запрограммированной, соответствовать обязательным правилам или строгому плану. Разыгрывание запланированных в компьютерной игре сюжетов и прямая организация игровых ситуаций не является игрой в полном смысле этого слова и не оказывает необходимого развивающего эффекта.

Так или иначе, полностью исключать компьютерные игры из жизни ребенка не стоит. Но необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день.

Если вы решили открыть для ребенка мир компьютерных игр, начинать стоит со среднего дошкольного возраста. Однако бывают ситуации, когда ребенок в силу определенных обстоятельств, занятости родителей либо активно проявляемого им интереса к компьютерным играм начинает взаимодействовать с компьютером в более раннем возрасте, тогда стоит подбирать игры с учетом его возраста, содержания игры и индивидуальных психологических особенностей самого ребенка.

В младшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение играм, направленным на развитие восприятия. Игры этого жанра получили широкое распространение, поэтому нет необходимости рекомендовать конкретные. Можно предложить игры, в которых необходимо собрать целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам. Это развивает не только восприятие цвета, размера и формы предметов, но и мышление ребенка.

В этой связи бесспорным преимуществом игр-драматизаций над традиционными игровыми компьютерными программами выступает тот факт, что они не подавляют и не деформируют сферу целеобразования ребенка: здесь все игровые задачи ребенок ставит себе сам, а не выбирает их из предложенных и тем более не подчиняется каскаду задач, которые ставит перед играющим программа, превращая игрока в послушного исполнителя замыслов ее разработчиков. Ребенок ставит себе игровые задачи сам точно так же, как он делает это в традиционных сюжетных самодеятельных играх, и поэтому такие компьютерные игры не искажают специфику дошкольной игры и не уничтожают ее подлинно развивающей сути.

В процессе игр-драматизаций также происходит и развитие ролевых диалогов и бесед, что особенно важно для детей среднего дошкольного возраста. Взрослым следует поощрять любые ролевые высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет, необходимо им помочь, включившись в ролевую беседу.

во-первых, их герой – популярный персонаж детских сказок;

во-вторых, игры этой серии основаны на методике опережающего обучения;

в-третьих, здесь используются красочная мультипликация и анимация.

Таким образом, не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. Именно поэтому хороши развивающие и обучающие игры, игры-драматизации, рисовалки, головоломки и т. д. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.

Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Виды компьютерных игр // Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М., 1986.

Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. Дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002.

Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3.

Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 1.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005.

Трифонова Е.В. Становление дошкольника как субъекта деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения (теория и практика деятельностного подхода) // Детский сад от А до Я. 2011. № 2.

Читайте также: