Что такое карета кратко

Обновлено: 20.05.2024

КАРЕТА, -ы, яс. Большой закрытый четырехколесный конный экипаж нарессорах. Ехать в карете. К. истории (перен.: ход исторических событий). Вкарете прошлого далеко не уедешь (перен.: предупреждение против боязнинового, передового). * Карета скорой помощи - специальная автомашина,высылаемая для оказания неотложной медицинской помощи. II уменьш. каретка,-и, ж. II прил. каретный, -ая, -ое.

карета ж. Закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах.

карета
ж.
carriage, coach
карета скорой помощи — ambulance (car)

карета рыдван, дилижанс, берлина, дормез, ландо, повозка, омнибус, экипаж, каретка, колымага Словарь русских синонимов. карета / дорожная: рыдван, колымага (устар.) ) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. карета сущ., кол-во синонимов: 14 • берлин (8) • берлина (5) • брогэм (1) • брум (1) • дилижанс (1) • дормез (2) • каптана (5) • каретка (1) • колымага (11) • ландо (4) • омнибус (2) • повозка (56) • рыдван (11) • экипаж (48) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: берлин, берлина, брум, дилижанс, дормез, каптана, каретка, колымага, ландо, омнибус, повозка, рыдван, экипаж

Карета собств. каррета (от исп. carreta) и К.. мастерство — см. Экипажное производство.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

кареты, ж. [ ит. caretta ]. Закрытый со всех сторон рессорный экипаж на четырех колесах. Прикажи, Лизанька, карету закладывать, и поедем прогуляться. Пушкин. Карета скорой помощи.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

берлин, берлина, брум, дилижанс, дормез, каптана, каретка, колымага, ландо, омнибус, повозка, рыдван, экипаж

КАРЕ́ТА (кор-, -р ѣ т-), ы, ж. Закрытый со всех сторон четырехколесный конный экипаж на рессорах. взяла его за руку и посадила в корету и повел ѣ поворотить и ѣ хать во дворец. Вас. Кор. 127. [Розмарин:] Вить и лошади не одинаковы: иную в карету впрягают: а иную в телегу. Сум. Вздорщица 115. Для про ѣ зда сих жителей живут в город ѣ извозчики им ѣ ющие кареты, одноколки, дрожки и сани. РМ II 160. Заложить, запрячь карету (цугом, шестерней ..). Предки наши .. не ставили свою величавость в озолоченых каретах цугами запряженных. ЕС

1763 I 557. Я вел ѣ л заложить карету и .. поскакал развозить карты. СЛРС IX 240.

К. парой, цугом .., к. двухместная, четвероместная .., к. почтовая, наемная .., к. английская, французская .. ѣ здил в прекрасной французской карет ѣ . АП 30. Первой гильдии дозволяется ѣ здить по городу в карет ѣ парою. ПСЗ XXII 368. Продается двум ѣ стная дорожная карета, очень укладистая. МВ 1795 57.

Каре́тный (кор-, -р ѣ т, -ой), ая, ое. А учат лошадей, как верховых, так и каретных, чтоб она шла горделиво и ум ѣ ла прыгать. АК I 169. Кор ѣ тнои мастер. УВ 1716 13. Каретная подушка св ѣ тлосиняя с б ѣ лыми снурками. МАН V 651. Сов ѣ товал бы я вам самим ѣ здить с вашими батюшками в каретной ряд, дабы они там .. по ошибк ѣ не выбрали кр ѣ пкой кареты. Н. Стрхв Кн. карм. I 45.


Каре́та (от лат. carrus — повозка) или конный экипаж — закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Наиболее часто использовались для личного пользования,хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример - дилижанс, омнибус и шарабан. Самым распространненым видом дилижанса можно считать почтовую карету.

Содержание

Этимология

(Заимствовано в середине XVII века из польского языка, где kareta История

Введение

Первые повозки на конной тяге найденные в кельтских захоронениях указывают на то, что кузов в них подвешивался на ремнях. Четырехколесные экипажи также использовались в доисторической Европе и их классическая конструкция в виде колеса и рессорной подвески использовалась с незапамятных времен.

Колесница

Римская колесница

Уже в I веке до н.э римляне использовали подрессоренные телеги для путешествий. [1] . Государства династии Чжоу в "Эпоху сражающихся царств" были известны тем, что использовали кареты для транспортных нужд, но с упадком цивилизации, секреты постройки карет того времени практически полностью утеряны. Наиболее вероятно, что римляне использовали некое подобие рессоры в виде цепей или кожанных ремней на что указывают раскопки древнеримской эпохи.

Средневековая карета

Обычная средневековая карета представляла собой четырехколесный крытый экипаж с полукруглым навесным козырьком над сиденьем кучера. Для известной с Бронзового века традиции построения конструкции шасси и колес, характерна традиционная технология закрепления передней оси. Изображения и задокументированные упоминания о рессоре на цепях встречаются в летописях 14го века( ),и к 15му веку подобного типа кареты становятся популярными. [2] . Аристократы и принцы крови украшали кареты позолотой и родовыми регалиями. Карета того времени представляла собой четырехколесный экипаж, в который запрягали одну или две пары лошадей(в зависимости от того насколько много было позолоты и украшений, так как они довольно много весили). Для постройки кареты использовались, в основном, железо и дерево, а обычные кареты для горожанам оббивались кожей. Другой тип повозки представляла собой подвижная сцена.

Карета в России



Кареты стали появляться в России в конце XVI – начале XVII в. В Оружейной палате хранится карета европейского производства конца XVI – начала XVII вв., принадлежавшая Борису Годунову. Другая карета, польской работы начала XVII в., принадлежала боярину Н.И. Романову [6] . Кареты и колымаги упоминаются в отчете о расходах царской казны, составленном после разгрома Москвы 1611–1612 гг. Долгое время кареты рассматривали как не достойное мужчины – воина средство передвижения.

К началу 1680-х гг. кареты стали очень престижным видом транспорта, указывающим на статус его владельца. Из-за их обилия на московских улицах появились первые пробки. Царь Федор Алексеевич указом от 28 декабря 1681 г. запретил пользоваться каретами всем, кроме членов Боярской Думы. Широкое использование карет стало возможным только в Петербурге с его широкими и прямыми улицами. [7]


КАРЕ́ТА, -ы, ж. Закрытый со всех сторон четырехколесный конный экипаж на рессорах. — Прикажи, Лизанька, — сказала она [графиня], — карету закладывать, и поедем прогуляться. Пушкин, Пиковая дама. Вокруг кареты уже собрались солдаты. --- Рыжеусый объяснял им --- подробности устройства старинного экипажа. Казакевич, Весна на Одере.

Карета скорой помощи — специальная автомашина, высылаемая для оказания немедленной медицинской помощи.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Каре́та (от итал. carreta Закрытый со всех сторон рессорный экипаж на четырех колесах. Прикажи, Лизанька, каре́ту закладывать, и поедем прогуляться. Пшкн. К. скорой помощи (см. помощь).

каре́та

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова авионика (существительное):

Карета (от лат. carrus - повозка) - закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Чаще всего ими пользовались для личного пользования, хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример - дилижанс, омнибус и шарабан.

История карет, фото № 1

Вот этой хранящейся в Эрмитаже колеснице больше 2,5 тысяч лет! Найдена она на Алтае. Такой сохранности древних колесниц нигде в мире больше нет.

Первые повозки на конной тяге были найдены в кельтских захоронениях. Их кузов подвешивался на ремнях. В доисторической Европе также использовались четырехколесные экипажи с классической конструкцией в виде колеса и рессорной подвеской.

В XV веке появился новый вид транспорта – карета. Это была повозка, кузов которой ремнями прикреплялся к изогнутой раме. Такое приспособление помогало смягчить толчки колес, но экипаж становился очень укачивающим. Кареты были дорогие и принадлежали только знати и титулованным особам.

История карет, фото № 2

История карет, фото № 3

Колымага, Россия. 1640-е гг.

История карет, фото № 4

Карета царя Бориса Годунова, подаренная ему английской королевой.

История карет, фото № 5

Летняя "потешная" каретка принадлежала царевичу Алексею Петровичу. Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, 1690-1692 гг. Дуб, кожа, тафта, олово, медь, слюда; тиснение, золочение. Высота - 140; ширина - 75; длина

В 1681 году был прописан указ, полагающий боярам ездить в карете, запряженной двумя лошадьми, по праздникам - четырьмя, а на свадьбу можно было позволить себе даже шесть коней! Все прочие должны летом ездить верхом, а зимой в санях, запряженных одной лошадкой.

Однако уже в XVIII веке кареты из удобного транспортного средства превратились в элемент престижа, способ подчеркнуть свое положение в обществе. Среди знатных людей было принято именно "выезжать" в свет. Предпочтение пеших прогулок граничило с непристойным поведением и всячески порицалось. Подобное следование правилам света вскоре было доведено до абсурда. Ведь даже до соседнего дома полагалось ехать в полностью запряженном экипаже.

История карет, фото № 6

История карет, фото № 7

История карет, фото № 8

Карета Екатерины в Эрмитаже

Карета парадная четырехместная 1856 г. Санкт-Петербург, Россия

В 18 веке Петр I учредил регулярную почту. Появилась сеть станций, в распоряжении смотрителей были лошади, почтовые кареты, ямщики. Путешественники, приезжая на станцию, оставляли уставших лошадей и брали свежих, проплачивая их стоимость. Чиновники брали по статусу от двух до двенадцати лошадей, а помещики и вовсе использовали своих лошадей и кареты - пусть медленнее, зато дешевле.

Теперь сам Александр I ездил по Петербургу в карете с одной лошадью. В те времена две столицы соединяла грунтовка протяженностью 750 километров. В 1820 году стали ездить кареты-дилижансы. Места внутри такой кареты стоили 100 рублей, снаружи 75. Вскоре появились дешевые аналоги дилижансов - "сидейки". В такую карету помещалось пять человек: трое внутри, двое снаружи. Запрягалась всего одна лошадь. Поездка из Петербурга в Москву в такой карете длилась неделю (в дилижансе 4-5 суток).

Во времена Онегина главным городским транспортом были кареты извозчиков. В Петербурге их было много, но стоил проезд в таких пролетках дорого.

История карет, фото № 9

В 1830 году появились омнибусы, это большие кареты типа нынешних автобусов. В них помещалось шестеро человек и столько же ехало на крыше кареты.

История карет, фото № 10

История карет, фото № 11

Люди побогаче могли себе позволить личные кареты и щеголяли в основном качеством и грациозностью лошадей. Ездили быстро и лихо. У столичных богачей были свои парки карет, от легких дрожек до больших дорожных карет. Конечно, самыми удобными для передвижения были кареты, по сути это были "мерседесы" пушкинской эпохи. Также к каретам относились домрезы, - это большие спальные кареты оптимальные для путешествий на большие расстояния. Но большинство горожан предпочитали брички, дрожки, возки и кибитки.

Все это легкие открытые или полуоткрытые экипажи, которые не могут по сути называться каретами, так как карета по определению - это ЗАКРЫТЫЙ экипаж (повозка) на рессорном ходу, с дверцами и окнами. Возок по сути почти карета, это закрытый экипаж с дверцами и окнами. Кибиткой называли простые экипажи на колесном или санном ходу. Бричка это легкий, полуоткрытый экипаж, а дрожки - рессорная коляска, порой весьма щегольского вида.

Карета Екатерины в Эрмитаже

Каре́та (от итал. carretta carrus — повозка), или конный экипаж — закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов кареты подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания, с начала XVIII века, стали использовать пружины, а с начала XIX века стали использовать рессоры. Наиболее часто использовались для личного пользования, хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. В качестве примера можно привести дилижанс, омнибус и шарабан. Самым распространенным видом дилижанса можно считать почтовую карету.

Читайте также: