Что такое календарные песни кратко

Обновлено: 06.07.2024

Давно прошли те времена, когда люди полностью зависели от милостей изменчивой природы, когда не умели подчинить себе её силы, чтобы смело пользоваться всеми богатствами. Желая задобрить, умилостивить природу, они пытались угодить ей. Своеобразным языком между человеком и природой стали особые ритуальные действия, которые выполнялись в строгой последовательности. Так возник обряд, в котором и сохранилась память о тех далёких временах.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. (Словарь С.И. Ожегова)

Люди верили, что обрядовые действия принесут им достаток, здоровье и благополучие, поэтому старались выполнять их правильно и чётко. Обязательной составной частью обряда являлись обрядовые песни.

Они исполнялись для достижения определенных целей: богатого урожая, исцеления от болезни, как обереги и так далее. Обрядовая песня отразила в себе весь жизненный опыт народа.

Особый интерес для нас сегодня представляют календарно-обрядовые песни, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Календарно-обрядовые песни – вид фольклора, сопровождавший аграрные праздники и работу крестьянина в течение сельскохозяйственного года.

Такие песни, как правило, небольшие по объёму и просты по своей поэтической структуре. Календарно-обрядовые песни когда-то были неразрывно связаны с жизнью крестьян, с различными сельскохозяйственными работами. В процессе выполнения этих работ и создавались календарно- обрядовые песни. Их содержание отразило все циклы народного сельскохозяйственного календаря — распорядка работ по временам года.

Вместе с тем в них проявились людские надежды и мечты о богатом урожае, тревога и ликование, неуверенность. Календарно-обрядовые песни входили в зимние, весенние, летние обряды. Люди верили, что их заклинания в форме песни услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют богатый урожай, приплод скота, безбедную жизнь.

Обрядовые песни - это вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Фолькло́р - это устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. Важнейшей особенностью фольклора является ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители

Обряд - это церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Можно выделить 4 цикла календарно - обрядовой поэзии: зима, весна, лето, осень.

Колядки

Среди зимних календарно - обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен - колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

Ты нас будешь дарить -
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить -
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Масленичные календарно - обрядовые песни

Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом. Отмечается семь дней. Заканчивается сжиганием чучела Масленицы. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица Зиму замыкает,
Весну Красну приглашает!

Ой, Зимушка-Зима!
Иди спать, отдыхать!
Весна Красна!
К нам приди опять!

Становись в круг, весь народ!
Гармонист, грянь хоровод!

С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!

Весенние календарно - обрядовые песни

Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен Веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Один из самых больших весенних праздников славян — Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами.

Юрий, добрый вечер!
Юрий, подай ключи,
Юрий, отомкни землю,
Юрий, пусти траву!
— Юрий, на что трава?
— Трава для коников!
— Юрий, на что роса?
— Роса для воликов!

Летние обрядовые песни

Самые известные летние обряды связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали березками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. Обычаи давних времен основаны на обновлении жизни – это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы.

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

Песня оповещала о наступлении праздника Ивана Купалы.

— Сегодня, девочки, Купала,
Сегодня, девочки, Купала!
А кто сделал что — пропало,
А кто сделал что — пропало!

В песне заклинался богатый урожай.

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
— Пойдем, Иван,
Пойдем, Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро,
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!

Во время косьбы говорят:

Коси коса,
Пока роса,
Роса долой –
Коса домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок,
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки на Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост!

Осенние обрядовые песни

Это календарно - обрядовые песни связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:

Солнышко красное,
Садись поскорей,
Нас, сирот, пожалей!

После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:

Жнива, жнива,
Дай мне силушку
Еще на яровую жнивушку!

На странице использованы тексты обрядовых песен из книги Ю.Г. Круглов "Русские обрядовые песни"

Последний из могикан

Нелли Максутова

Нелли Максутова
запись закреплена

ФОЛЬКЛОР. КАЛЕНДАРНО - ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ.
Обрядовые песни - это вид фольклора, сопровождавший календарные и
семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.
Календарно - обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен,
которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.
Фолькло́р - это устное народное творчество; совокупность верований,
обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов.
Важнейшей особенностью фольклора является ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители
Обряд - это церемония, ряд строго определенных обычаем действий,
сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.
Можно выделить 4 цикла календарно - обрядовой поэзии:
зима, весна, лето, осень.

КОЛЯДКИ.
Среди зимних календарно - обрядовых песен большое место занимали
колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен - колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.
Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.
***
Ты нас будешь дарить -
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить -
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

ЛЕТНИЕ обрядовые песни
Самые известные летние обряды связаны с праздниками Троица и Иван
Купала. На Троицу дома украшали березками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. Обычаи давних времен основаны на обновлении жизни – это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы.
До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса
девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим
родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы.
На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством
против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков.
Некоторые из них можно встретить и в наши дни.
Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!
Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.
Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!
Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник
восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему
расцвету природы.
Песня оповещала о наступлении праздника Ивана Купалы.
— Сегодня, девочки, Купала,
Сегодня, девочки, Купала!
А кто сделал что — пропало,
А кто сделал что — пропало!
В песне заклинался богатый урожай.
Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
— Пойдем, Иван,
Пойдем, Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро,
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!
Во время косьбы говорят:
Коси коса,
Пока роса,
Роса долой –
Коса домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок,
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки на Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост!
ОСЕННИЕ обрядовые песни
Это календарно - обрядовые песни, связанные со сбором урожая.
Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле.
Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!
***
Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев
Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!
Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:
Солнышко красное,
Садись поскорей,
Нас, сирот, пожалей!
После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:
Жнива, жнива,
Дай мне силушку
Еще на яровую жнивушку!

Презентация на тему: " КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ" — Транскрипт:

2 КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ Выполнила : Третьякова Анастасия 8 кл.

3 Календарные песни это очень древние песни, широко бытовавшие еще в пору язычества. Они были одним из средств общения человека с природой. Силой слова и звука древний человек пытался умилостивить природу, чтобы она помогала людям получить хороший урожай. Мысль об урожае, о хлебе - тема труда главная в этих песнях. Каждая из таких песен была приурочена к своему времени года, - связана с каким-либо земледельческим действом, праздником, обычаем или традицией. Отсюда и современное название этих древнейших песен календарные. В народе же их по-прежнему называют по временам года (летние, весенние, осенние) и по праздникам (масленичные, егорьевские, купальские. ).

4 Календарные песни Подразделяются на : - Колядки - Масленичные песни - Весенние песни - Летние песни - Осенние песни

5 Колядки Колядки - это песенки, которыми исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда - старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова. Смысл колядок связан с верой древних людей в магию первого дня: то, что пожелается в этот день или накануне его, непременно сбывается.

6 Масленичные песни Масленичные песни пели во время масленичной недели. Большинство из них отражало основной смысл праздника: прощание с зимой, ожидание весны, рождения нового мира. Масленичные песни были очень разнообразны. Среди них были песни обрядовые, звучавшие при встрече Масленицы, песни, исполнявшиеся молодоженами во время обхода дворов, песни масленичных увеселений, которые исполнялись во время гуляний, гостеваний, а также различные выкрики, припевки, частушки.

7 Весенние / летние / осенние песни Весенние были связаны со встречей весны. Их не пели, а кликали забравшись на крыши домов. В них призывали весну и прогоняли холодную зиму. Летние исполнялись на Троицу, на праздник Ивана Купалы. На Троицу дома украшали берёзками. Из березовых веток плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались песнями. На Ивана Купалу жгли костры, существовал обычай прыгать через костёр : считалось, что костер обладает очищающей силой. Осенние песни были связаны со сбором урожая.

8 Календарные песни Календарные песни связаны с образами природы. Исполнение этих песен детьми приучает их подмечать красоту и поэзию окружающей природы во всякое время года. Многие календарные песни имеют тексты, по форме и содержанию похожие на детские прибаутки, дразнилки, заклички, игровые песенные припевы. Таковы колядки, масленичные, егорьевские, купальские, осененные песни. А значит, они без каких-либо усилий, легко запоминаются детьми.

9 Календарные песни Особенно сближает календарные песни с произведениями детского музыкального фольклора сходство мелодики. Мелодика календарных песен одна из древнейших, архаичных, ранние фольклорных форм звуко выражения; напевы по звуковому объему невелики.

11 Календарные песни для исполнения их детьми можно объединить в определенные циклы. Например, в подборку весеннего цикла можно включить веснянки, апрельские, егорьевские, волочебные и майские песни. Веснянки исполняются как заклинания, призывы весны; в апрельских песнях рассказывается, как гонят последние морозы; егорьевские поются на первый выгон домашнего скота в поле; волочебные песни исполняются перед началом сева яровых; майские воспевают приход первых теплых солнечных дней.

Читайте также: