Что такое история определение кратко
Обновлено: 02.07.2024
История как хронология событий, произошедших на земле за весь период существования человечества, должна служить бесценным опытом для современного поколения людей.
Однако изречения известных исторических деятелей свидетельствуют об обратном:
В чем же истинная цель исторической науки, и каким образом она реализуется?
Определение термина
Термин история имеет 2 основных значения:
Процесс развития в природе и обществе, например: история развития Земли, история мироздания, история какой-либо науки (права, медицины и т.д.).
Наука, изучающая прошлое человеческого общества в различных аспектах: деятельном, философском, социальном и др.
Что касается конкретно исторической науки, то она на основании источников информации о прошлом изучает и описывает исторический процесс, устанавливая объективность фактов и причинно-следственную связь между ними.
Происхождение термина
Предмет истории
Предмет истории — логическая цепочка причинно-следственных связей, в которую вплетаются конкретные исторические факты, что позволяет объективно воссоздать развитие общества во времени и пространстве.
В вопросе предмета изучения истории среди исследователей нет единого мнения. Ученые-материалисты видят ключевые показатели общественного развития в способе производства материальных благ. Поэтому главный предмет исторической науки для них – общество в его экономическом аспекте.
Исторические методы, принципы и источники
Исторические методы базируются на принципах работы с обнаруженными первоисточниками и артефактами.
К базовым принципам исторической науки относят:
- Принцип истины как высшей цели исторического познания.
- Принцип историзма, устанавливающий рассмотрение объекта истории в его развитии.
- Принцип объективности, защищающий историческую истину от искажений и субъективных влияний.
- Принцип конкретности, предписывающий изучать исторический предмет, полагаясь на особенности места и времени его развития.
- Принцип опоры на исторические источники и др.
Согласно последнему принципу, исторические работы исследователей должны основываться на объектах, непосредственно отражающих исторический процесс. Исторические источники бывают:
- Письменные — Они в свою очередь делятся на государственные акты (законы, договоры и др.) и описания (летописи, дневники, жития, письма).
- Языковые (лингвистический материал).
- Устные (фольклор).
- Этнографические (обряды и обычаи).
- Вещественные — К ним относят найденные в результате археологических раскопок орудия труда, предметы культуры и быта и др.
При изучении исторического процесса применяются следующие методы (подходы):
- формационный;
- модернизированный формационный;
- цивилизационный;
- религиозный;
- классовый;
- личностный;
- всемирно-исторический;
- локально-исторический;
- комбинированный и иные методы.
Исторические дисциплины
Среди вспомогательных исторических дисциплин, служащих изучению разнообразных исторических источников, выделяются:
- Архивоведение (изучает и разрабатывает архивы).
- Археография (собирает и издает письменные исторические источники).
- Бонистика (изучает вышедшие из обращения денежные купюры как исторические документы).
- Вексиллология (изучает флаги, знамена, штандарты, вымпелы и т.п)
- Генеалогия (изучает родственные связи между людьми).
- Геральдика (изучает гербы).
- Дипломатика (исследует древние юридические документы).
- Источниковедение (занимается теорией, историей и методикой изучения документов и предметов материальной культуры прошлого).
- Кодикология (изучает рукописные книги).
- Нумизматика (занимается историей монетной чеканки и денежного обращения).
- Ономастика (историко-лингвистическая дисциплина, изучающая происхождение собственных имен).
- Палеография (исследует памятники письменности, графику).
- Сфрагистика или сигиллография (изучает печати и их оттиски).
- Хронология (изучает исторические события в их последовательности) и др.
Философия истории
На сегодняшний день существует несколько подходов к толкованию исторического процесса, объясняющих закономерности, цели и возможные итоги его развития. К ним относятся следующие:
цивилизационный, рассматривающий историю в процессе рождения и угасания цивилизаций; Ярчайшими представителями этого подхода стали: О. Шпенглер, А.Тойнби, Н. Я. Данилевский и др.;
формационный, материалистический подход, опирающийся на общественно- экономические формации; Его создателями были: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин;
эстафетно-стадиальный, считающийся разновидностью марксистско-формационной концепции, в которой главной движущей силой истории является классовая борьба, а ее конечной целью – коммунизм; Разработан Ю. И. Семёновым.
мир-системный, исследующий социальную эволюцию общественных систем; Его создатели: А. Г. Франк, И. Валлерстайн, Дж. Абу-Лутход, А. И. Фурсов, Л. Е. Гринин и др.
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий [1] [2] [3] [4] .
Содержание
Первоначальное значение, этимология и смысл термина
История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным [15] , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками [16] . Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства [17] .
Историография
Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.
Философия истории
- Какова важнейшая единица в истории — личность? Гражданское общество? Цивилизация? Культура? Национальное государство?
- Имеются ли в истории общие для всех образцы или какой-то прогресс? Цикличность? Не может ли вся человеческая история быть случайной и лишённой всякого смысла?
Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.
Профессиональные историки обсуждают также вопрос, является ли история наукой или свободным искусством. Это разделение является в значительной степени искусственным, так как историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах [18] [19] [20] .
К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:
-
(К. Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин, И. М. Дьяконов и др.) (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Ш.Айзенштадт, Б. С. Ерасов, Д. М. Бондаренко, И. В. Следзевский, С. А. Нефёдов, Г. В. Алексушин и др.) (А. Г. Франк, И.Валлерстайн, С.Амин, Дж. Арриги, М. А. Чешков, А. И. Фурсов, А. В. Коротаев, К.Чейз-Данн, Л. Е. Гринин и др.) : М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич.
- Эстафетно-стадиальный (Ю. И. Семёнов) (по сути, не более чем модифицированный марксистско-формационный подход, где главной движущей силой общественного развития выступает та же классовая борьба, а конечной целью — коммунизм.)
Методы истории
Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:
- Когда исторический источник был написан?
- Где он был создан?
- Кем?
- На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
- Какова была оригинальная форма источника?
- Насколько источник заслуживает доверия?
Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.
Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом [22] .
На христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид [17] . Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в марксистскую философию истории.
Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке, Тревельяна, Броделя, Блока, Февра, Фогеля. Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер. Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством. Не менее спорный автор Эрнст Нольте, следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера, ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса. Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест, предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма. Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии [источник не указан 1140 дней] . В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика — математическое моделирование исторических процессов.
Постижение закономерностей исторических процессов
На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.
В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]
Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.
Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]
В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.
Исторические периоды
Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей [30] . Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью [31] .
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
-
: на Ближнем Востоке — до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и НижнегоЕгипта); : в Европе — до 476 года н. э. (падение Римской империи); : 476 год — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий); : конец XV в. — 1918 год (окончание Первой мировой войны); : 1918 год — наши дни.
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.
Исторические дисциплины
-
— теория и практика издания письменных источников. — изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества. — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов. — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах. — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков. (флаговедение) — изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода. — изучение родственных взаимосвязей людей. — изучение родственных взаимосвязей людей путем использования методов генетики. (гербоведение) — изучение гербов, а также традиция и практика их использования. — изучение исторических актов (юридических документов).
- Документоведение — комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе. — изучение истории и методологии исторического познания, а также изучение взглядов и работ различных историков. — наука на стыке истории и географии.
- Историческая демография — наука о демографической истории человечества. — изучение употреблявшихся в прошлом мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. — изучение исторических источников. — изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования и специфики различных исторических научных школ. — изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам. — изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности. — изучение текстов на папирусах, находимых преимущественно в Египте. — изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах. — изучение наградных знаков отличия. — изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени. — изучение церковных праздников. — изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)
Дисциплины, связанные с историей
-
— изучение человека и его взаимодействия с миром. — история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации. — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития. — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. — изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона. — изучение психологической мотивации поступков людей в прошлом. и этнография — изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения (определение предмета обеих дисциплин, а также их связь с социокультурной антропологией остаются дискуссионными).
Смежные дисциплины
-
— наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил, составная часть военной науки.
- Историческая психология — наука на стыке истории и психологии. — наука о ценностном мире исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса. — история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п. — изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды. — изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды. — изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий. — изучение явлений и процессов, связанных с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека.
Примечания
Литература
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
2) наука, изучающая прошлое, конкретные проявления и закономерности историч. процесса, развитие общества и деятельность людей во всём её многообразии.
Возникновение и становление исторической науки
Следующий шаг в развитии исторических представлений связан с античным миром (V век до н. э. - V век н. э.), создавшим предпосылки для вычленения собственно истории из единой познавательной системы и превращения её в самостоятельную отрасль познания; возникли греческая (полисная) и римская (державная, имперская) традиции. В III-V веках н. э. формировалась христианская концепция исторического развития, опиравшаяся на библейскую традицию и достижения античной исторической мысли. В то же время эта концепция преодолела характерное для античности представление о цикличности и повторяемости истории и выдвинула провиденциалистскую по своей сути идею единого линейного процесса, распространяющегося на всю ойкумену.
Средневековая история, по преимуществу описательная, в Новое время стала больше объясняющей, что и предопределило её превращение в науку в XVIII-XIX веках в странах Западной Европы и в России. Усложнение решаемых историей задач привело к дифференциации и специализации исторического знания. Из состава истории выделились источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины (нумизматика, сфрагистика, палеография, метрология, археография, дипломатика, архивистика и др.). Как самостоятельные отрасли научного знания с собственными методиками и методологией определились археология и этнография (этнология). Появилась особая дисциплина, изучающая развитие самой исторической науки, - историография. В XVIII-XIX веках стали формироваться национальные историографические школы, укореняться направления, обусловленные доминированием тех или иных мировоззренческих и историософских идей. История оказалась востребованной обществом и властью, которые увидели в ней мощное орудие для разрешения социальных и политических проблем. Однако на рубеже XX и XXI веков в самой исторической науке возникли новые проблемы, которые частью сообщества историков воспринимаются как симптомы кризиса.
Структура исторической науки
В традиционной западной исторической науке также выделяется новейший период истории, но он обычно не связывается с к.-л. конкретными событиями, а лишь условно обозначает совокупность явлений и процессов, свидетелями которых являются живущие в этот период поколения. Модификацией материалистического понимания истории явилось широко распространившееся во 2-й половине XX века представление о переходе от общества, потребляющего продукты природы, к обществу производящему, которое, в свою очередь, прошло в своём развитии по крайней мере две фазы - аграрную (традиционную) и индустриальную. Позднее индустриальная фаза была надстроена периодом формирования постиндустриального общества, которое называют также информационным.
Историческая наука имеет внутреннюю специализацию, ориентированную на изучение конкретных проявлений человеческой деятельности (военная история, экономическая история, истории культуры, религии, естествознания и техники, интеллектуальная история, история-биография и т. д.) или отдельных периодов человеческой истории (медиевистика, история Древнего мира или Нового времени и т. д.), на изучение истории стран и народов.
Функции исторической науки
Ещё одна важная функция истории связана с её коммуникативным характером. Историки не только накапливают информацию, но и перерабатывают её для актуального применения и для использования в будущем. Историческая наука - мощный коммуникатор, передающий знания обо всём, что произошло в мире людей, от поколения к поколению. Вместе с языком, обычаями и традициями, а также религией история служит одним из главных средств обозначения собственной идентификации для целых народов и отдельных людей, для формирования у них исторического сознания. С этим прямо связаны фиксация в памяти людей важнейших событий в жизни общества, выработка идеологии государств, политических воззрений, программ общественных движений.
Составные элементы исторического исследования
Цели и задачи исторической науки диктуют основные приёмы работы историка. Методология исторического исследования определяется совокупностью выработанных временем профессиональных навыков и идейно-теоретическими установками исследователей. Различия методологических подходов, наряду с особенностями творческих индивидуальностей исследователей, приводят к разнообразию трактовок исторических сюжетов, складыванию научных школ, возникновению конкурирующих концепций, создают основу для научных дискуссий. Методология и теория исторической науки определяют понимание самим историком характера, факторов и направленности исторического процесса. Методология истории опирается на общие логические принципы методологии науки, но из двух основных методов научного познания - наблюдения и эксперимента - история имеет возможность использовать только первый. Что касается наблюдения, то перед историком, как и перед всяким учёным, стоит задача минимизировать воздействие самого наблюдателя на изучаемый предмет. Для историка эта задача оказывается не менее трудной, чем для физика или биолога, хотя в данном случае контакт между наблюдателем и предметом осуществляется принципиально иным образом.
Среди методов исторической науки наибольшее распространение получил сравнительно-исторический метод. Он позволяет выявлять тенденции исторического процесса, формирует научную базу его периодизации, указывает на общее и особенное в истории, даёт возможность преодолеть пёструю оболочку явлений и проникнуть в их сущность. Сравнительно-исторический метод предполагает типологизацию исторических явлений, позволяющую отделить их сущностные характеристики от вторичных, необязательных. Типологизация является убедительной научной альтернативой практике прямых аналогий, которая допускает свободное сравнение различных по самой своей природе, но внешне схожих явлений и ведёт к опрометчивым выводам. Развитие сравнительно-исторического метода способствовало становлению историзма (в русле которого все явления прошлого и история в целом рассматриваются как некий процесс развития, подчёркивается принципиальная невоспроизводимость существенных характеристик исторических эпох, несмотря на их кажущуюся идентичность), пришедшего на смену провиденциализму (концепции Божественного предопределения), распространённому в античном и средневековом обществе и сохранившемуся в модифицированном виде в Новое и Новейшее время.
Важнейшее значение для изучения ранней истории человечества имеют историко-лингвистические исследования, сочетающие подходы истории и языкознания. Историки практикуют и подходы, выработанные психоанализом, что приносит определённые результаты при объяснении мотивов поведения отдельных исторических персонажей. Центральное место в развитии методологии истории на современном этапе заняли идеи междисциплинарного изучения прошлого, планомерной интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией. Движение по этому пути позволило историкам увидеть новые исторические горизонты и способствовало возникновению новых дисциплин, лежащих на стыках с др. науками (исторической географии, исторической демографии, психоистории и т. д.). Сама история всё чаще рассматривается как часть более широкой науки - социальной антропологии.
И в зарубежной, и в отечественной исторической науке постоянно появляются новые методы, что связано с потребностями самой науки и с заимствованиями из смежных дисциплин (социологии, этнологии, демографии, культурологии и др.). Совершенствуется категориально-понятийный аппарат исторической науки. Опыт исторических исследований последних столетий показал, что названные и иные методы позволяют более или менее точно описать и объяснить отдельные стороны исторического процесса, дать ключ к решению конкретных исследовательских задач, но не могут претендовать на универсальный характер. Обычно в исторических исследовании применяется сочетание различных методов, что позволяет историку максимально расширить спектр решаемых научных задач.
Методология истории находится в тесной связи с развитием исследовательских методик, которые, хотя и служат конкретным инструментарием специалиста, оказывают определённое воздействие на формирование методологической базы истории как науки.
Историческая наука и смысл истории
Мыслители разных эпох не раз задавались вопросом о смысле истории. Наиболее давним по времени и сохранившим немало приверженцев до наших дней нужно считать понимание истории как осуществление Божественного промысла. Просветители попытались объяснить содержание и смысл исторического процесса как развитие разума и наук. Г. В. Ф. Гегель и его последователи вернулись к телеологическому обоснованию сути истории, облёкши сам процесс в диалектические формы.
Изучение истории
Центрами изучения истории издавна являлись университеты, в которых история всегда рассматривалась в ряду важнейших гуманитарных наук. В Новое время в разных странах стали возникать исторические общества, члены которых - историки-профессионалы и любители истории - информировали друг друга о результатах исследований, обсуждали историографические новости. В Новейшее время возникли исследовательские структуры, объединявшие значительный группы специалистов, занятых изучением различных исторических проблем.
На Западе такого рода образования традиционно функционируют, как правило, при университетах; в нашей стране утвердилась практика изучения истории (как и др. наук) в системе Академии наук. Ведущие институты РАН (Институт всеобщей истории, Институт российской истории, Институт археологии, Институт этнологии и антропологии, Институт востоковедения, Институт славяноведения и др.) сыграли огромную роль в развитии исторической науки в СССР и РФ.
Критический подход к фактам и стал основой развития исторической науки. Критическое отношение не означает насмешку над тем, что кажется непонятным, странным или забавным. Оно означает проверку и сопоставление разных фактов, в результате чего даже из кажущихся невероятными сведений можно получить верное представление о прошлом. Начиная исследование, историк, как правило, имеет собственное понимание того, что, как и почему происходило, и стремится найти доказательство своим предположениям.
Любое предположение, нуждающееся в доказательстве, называется гипотезой. Бывает так, что, стремясь найти доказательства гипотезы, учёный её опровергает. Так случилось, когда историки серьёзно занялись исследованием жизни гладиаторов Древнего Рима. Они собирались доказать, как тяжело жили рабы, принуждённые стать гладиаторами и обречённые вследствие этого на жестокую смерть.
Однако надписи на могилах, раскопки гладиаторских школ в Помпеях и другие находки показали, что гладиаторами часто становились свободные люди, поскольку эта опасная профессия давала высокие заработки и славу. Жили гладиаторы ничуть не меньше, чем обычные римляне, были людьми состоятельными, гастролировали по всей империи с представлениями и в почёте встречали старость. Причём высокий достаток, слава и свобода ждали и многих гладиаторов из числа рабов.
Исторические источники
Информацию о прошлом можно получать из всего, что создано людьми или является результатом их взаимодействия с природой. Следы прошлого, дающие нам историческую информацию, называют историческими источниками. Часто о прошлом можно судить только по вещественным источникам. К ним относятся как отдельные предметы (орудия труда, оружие, посуда и т.д.), так и объединения таких предметов (например, поселения людей или их захоронения). Вещественные источники могут передаваться из поколения в поколение, иногда их обнаруживают случайно, но большую часть их находят археологи во время специально организованных раскопок.
Не менее разнообразны письменные источники: летописи, письма, дневники, надписи на различных предметах, деловые и хозяйственные документы, тексты законов, художественные и научные произведения. Многие тексты написаны на умерших языках с помощью давно забытых знаков. Чтобы их понять, требуется расшифровать и язык, и систему письменности, а это удаётся далеко не всегда. Некоторые тексты доходят до нас в поврежденном виде, другие содержат вольные или невольные ошибки своих авторов.
Задача историка — обнаружить эти ошибки и дать им объяснение. Некоторые ошибки возникают по вине переписчика, другие — как результат намеренного искажения хода событий. Примером подобной неверной информации являются древнеегипетские и хеттские тексты о битве при Кадеше. В этом сражении участвовали войска египетского царя Рамсеса II и хеттского Муваттали II. Египетские тексты рассказывают о победе Рамсеса, который, по словам своих летописцев, в одиночку разгромил хеттов. Хеттские документы приписывают победу Муваттали, говоря, что египтяне отступили от Кадеша, потерпев поражение. Сравнив свидетельства обеих сторон, историки пришли к выводу о том, что битва завершилась вничью, но каждая из стран-соперниц смогла извлечь из неё свою выгоду.
Кроме письменных источников о прошлом от имени его участников рассказывают и устные источники. Именно так — из личных рассказов участников и очевидцев событий — получали информацию самые первые историки. К этой же группе источников относят мифы, легенды, сказания, сказки, загадки, пословицы, то есть все, что передавалось и бытовало в устной форме. Один и тот же рассказ, миф, легенда нередко записывались разными людьми, в разные времена и в разных ситуациях, что необходимо учитывать при их изучении. Устные источники появляются и сегодня.
Учёные стараются фиксировать их максимально точно, используя современные электронные средства записи. Но текст обязательно дублируется на проверенном носителе информации — бумаге. Этнографические источники — исследования современных племён и народов, сохранивших первобытный образ жизни или его пережитки, — помогают понять, как вели себя люди прошлого, что могло, а что не могло существовать в далёкие времена.
Ещё одним видом источников исторических знаний являются исследования учёных-лингвистов. Лингвистика занимается изучением взаимосвязей языков, их происхождением, расшифровкой древних языков. Открытия лингвистов позволяют проследить происхождение и перемещение племен и народов, узнать об их образе жизни и хозяйстве.
Многие предметы, изучаемые историками, являются одновременно источниками разных типов. Глиняные таблички содержат тексты, которые можно прочитать, но они же расскажут о том, где брали глину, как её готовили и обжигали. Таблички из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала оказались обожженными дважды, что подтвердило факт грандиозного пожара, в котором погиб город Ниневия. Здания и сооружения древних Помпей — источники вещественные, но на них же находят надписи — граффити, сообщающие интересные и важные сведения о повседневной жизни горожан.
Науки – помощницы истории
Даже поиск источников требует, чтобы историкам помогали учёные других специальностей. Важнейшая из всех помощниц истории — археология. Археологи определяют места, которые могут стать источниками новых находок, проводят раскопки и описывают результаты.
Особым направлением археологии является экспериментальная археология. Она помогает узнать, как были изготовлены те или иные предметы, сколько на это требовалось времени и усилий, как использовали разные орудия труда. Чтобы узнать, как были сделаны древние предметы, археологи-экспериментаторы исследуют микроскопические следы на их поверхности. Затем изготавливают точные копии древних вещей и учатся их использовать. Правильность метода изготовления и применения вещи определяют по все тем же микроскопическим следам, которые должны совпадать с найденными на ископаемых предметах. Именно экспериментаторы помогли историкам понять, каким образом много тысяч лет назад хранили запасы зерна, как варили еду до появления глиняной посуды, как в глубокой древности люди смогли пересечь огромные пространства океана.
Из рук археолога находка часто попадает в руки реставраторов. Они восстанавливают первоначальный облик предмета, зачастую собирая его из мельчайших кусочков. Затем они консервируют древнюю вещь, то есть специальными средствами защищают находку от вредных воздействий света, воздуха, влаги. В реставрации часто нуждаются древние произведения искусства, стеклянные и керамические сосуды, без неё невозможно сохранить вещи из дерева, ткани, кожи, пролежавшие многие столетия в воде или влажной почве. Необходима реставрация и многим предметам из металла.
Как археологи приходят на помощь историкам, так самим археологам помогают представители других наук. Особенно важна эта помощь при установлении возраста находки. Физика, геология, химия помогают определить возраст земных пород, в которых обнаружены находки. Уточнить его можно с помощью специалистов, изучающих ископаемых животных (палеозоологии) и растений (палеоботаники). Все чаще при датировке останков людей, животных и растений на помощь приходят микробиологи, исследующие сохранившиеся клетки живой материи, и генетики, изучающие, как живые существа наследуют признаки своих предков.
Традиционными помощницами истории являются науки, которые так и называют — вспомогательные исторические дисциплины. Среди них — нумизматика, изучающая монеты и памятные медали. Начиная с VII в. до н.э., когда в Лидии появились первые монеты, их чеканило каждое государство. На монетах помещали важные для государства символы, изображения правителей, надписи. Находки монет позволяют давать приблизительную датировку всему, что найдено вместе с ними. К примеру, клад с монетами мог быть зарыт в землю не раньше того года, когда отчеканили самую молодую монету из него. В глубокой древности появились печати, с помощью которых удостоверяли подлинность документов. Оттиски печатей дают ценную информацию о хозяйственной жизни и позволяют уточнить датировку документов и событий. Печати и их оттиски изучает наука сфрагистика.
Палеография — ещё одна очень важная помощница историков. Она изучает внешний вид, материал, начертание знаков письменных источников, способы их нанесения. В разные времена люди писали на глине, папирусе, пергамене, камне, металле, шёлке и пальмовых листьях, на бумаге. Разными были и писчие инструменты, и почерки людей. Когда письменный документ является подлинным, все его внешние признаки относятся к одному времени. И если какой-то из них не соответствует всем остальным, возникает предположение о подделке, доказать или опровергнуть которое и помогает палеография.
Еще одна наука — хронология — занимается датировкой событий и изучает способы счёта лет, которые были у разных народов.
Читайте также: