Что такое история определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

История как хронология событий, произошедших на земле за весь период существования человечества, должна служить бесценным опытом для современного поколения людей.

Однако изречения известных исторических деятелей свидетельствуют об обратном:

В чем же истинная цель исторической науки, и каким образом она реализуется?

Определение термина

Термин история имеет 2 основных значения:

Процесс развития в природе и обществе, например: история развития Земли, история мироздания, история какой-либо науки (права, медицины и т.д.).

Наука, изучающая прошлое человеческого общества в различных аспектах: деятельном, философском, социальном и др.

Что касается конкретно исторической науки, то она на основании источников информации о прошлом изучает и описывает исторический процесс, устанавливая объективность фактов и причинно-следственную связь между ними.

Происхождение термина

Предмет истории

Предмет истории — логическая цепочка причинно-следственных связей, в которую вплетаются конкретные исторические факты, что позволяет объективно воссоздать развитие общества во времени и пространстве.

В вопросе предмета изучения истории среди исследователей нет единого мнения. Ученые-материалисты видят ключевые показатели общественного развития в способе производства материальных благ. Поэтому главный предмет исторической науки для них – общество в его экономическом аспекте.

Исторические методы, принципы и источники

Исторические методы базируются на принципах работы с обнаруженными первоисточниками и артефактами.

К базовым принципам исторической науки относят:

  1. Принцип истины как высшей цели исторического познания.
  2. Принцип историзма, устанавливающий рассмотрение объекта истории в его развитии.
  3. Принцип объективности, защищающий историческую истину от искажений и субъективных влияний.
  4. Принцип конкретности, предписывающий изучать исторический предмет, полагаясь на особенности места и времени его развития.
  5. Принцип опоры на исторические источники и др.

Согласно последнему принципу, исторические работы исследователей должны основываться на объектах, непосредственно отражающих исторический процесс. Исторические источники бывают:

  • Письменные — Они в свою очередь делятся на государственные акты (законы, договоры и др.) и описания (летописи, дневники, жития, письма).
  • Языковые (лингвистический материал).
  • Устные (фольклор).
  • Этнографические (обряды и обычаи).
  • Вещественные — К ним относят найденные в результате археологических раскопок орудия труда, предметы культуры и быта и др.

При изучении исторического процесса применяются следующие методы (подходы):

  • формационный;
  • модернизированный формационный;
  • цивилизационный;
  • религиозный;
  • классовый;
  • личностный;
  • всемирно-исторический;
  • локально-исторический;
  • комбинированный и иные методы.

Исторические дисциплины

Среди вспомогательных исторических дисциплин, служащих изучению разнообразных исторических источников, выделяются:

  • Архивоведение (изучает и разрабатывает архивы).
  • Археография (собирает и издает письменные исторические источники).
  • Бонистика (изучает вышедшие из обращения денежные купюры как исторические документы).
  • Вексиллология (изучает флаги, знамена, штандарты, вымпелы и т.п)
  • Генеалогия (изучает родственные связи между людьми).
  • Геральдика (изучает гербы).
  • Дипломатика (исследует древние юридические документы).
  • Источниковедение (занимается теорией, историей и методикой изучения документов и предметов материальной культуры прошлого).
  • Кодикология (изучает рукописные книги).
  • Нумизматика (занимается историей монетной чеканки и денежного обращения).
  • Ономастика (историко-лингвистическая дисциплина, изучающая происхождение собственных имен).
  • Палеография (исследует памятники письменности, графику).
  • Сфрагистика или сигиллография (изучает печати и их оттиски).
  • Хронология (изучает исторические события в их последовательности) и др.

Философия истории

На сегодняшний день существует несколько подходов к толкованию исторического процесса, объясняющих закономерности, цели и возможные итоги его развития. К ним относятся следующие:

цивилизационный, рассматривающий историю в процессе рождения и угасания цивилизаций; Ярчайшими представителями этого подхода стали: О. Шпенглер, А.Тойнби, Н. Я. Данилевский и др.;

формационный, материалистический подход, опирающийся на общественно- экономические формации; Его создателями были: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин;

эстафетно-стадиальный, считающийся разновидностью марксистско-формационной концепции, в которой главной движущей силой истории является классовая борьба, а ее конечной целью – коммунизм; Разработан Ю. И. Семёновым.

мир-системный, исследующий социальную эволюцию общественных систем; Его создатели: А. Г. Франк, И. Валлерстайн, Дж. Абу-Лутход, А. И. Фурсов, Л. Е. Гринин и др.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий [1] [2] [3] [4] .

Содержание

Первоначальное значение, этимология и смысл термина



История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным [15] , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками [16] . Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства [17] .

Историография

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Философия истории

  • Какова важнейшая единица в истории — личность? Гражданское общество? Цивилизация? Культура? Национальное государство?
  • Имеются ли в истории общие для всех образцы или какой-то прогресс? Цикличность? Не может ли вся человеческая история быть случайной и лишённой всякого смысла?

Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.

Профессиональные историки обсуждают также вопрос, является ли история наукой или свободным искусством. Это разделение является в значительной степени искусственным, так как историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах [18] [19] [20] .

К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

    (К. Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин, И. М. Дьяконов и др.) (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Ш.Айзенштадт, Б. С. Ерасов, Д. М. Бондаренко, И. В. Следзевский, С. А. Нефёдов, Г. В. Алексушин и др.) (А. Г. Франк, И.Валлерстайн, С.Амин, Дж. Арриги, М. А. Чешков, А. И. Фурсов, А. В. Коротаев, К.Чейз-Данн, Л. Е. Гринин и др.) : М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич.
  • Эстафетно-стадиальный (Ю. И. Семёнов) (по сути, не более чем модифицированный марксистско-формационный подход, где главной движущей силой общественного развития выступает та же классовая борьба, а конечной целью — коммунизм.)

Методы истории



Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

  1. Когда исторический источник был написан?
  2. Где он был создан?
  3. Кем?
  4. На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
  5. Какова была оригинальная форма источника?
  6. Насколько источник заслуживает доверия?

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом [22] .

На христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид [17] . Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в марксистскую философию истории.

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке, Тревельяна, Броделя, Блока, Февра, Фогеля. Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер. Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством. Не менее спорный автор Эрнст Нольте, следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера, ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса. Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест, предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма. Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии [источник не указан 1140 дней] . В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика — математическое моделирование исторических процессов.

Постижение закономерностей исторических процессов

На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.

В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]

Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.

Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]

В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.

Исторические периоды

Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей [30] . Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью [31] .

История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

    : на Ближнем Востоке — до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и НижнегоЕгипта); : в Европе — до 476 года н. э. (падение Римской империи); : 476 год — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий); : конец XV в. — 1918 год (окончание Первой мировой войны); : 1918 год — наши дни.

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.

Исторические дисциплины

    — теория и практика издания письменных источников. — изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества. — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов. — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах. — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков. (флаговедение) — изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода. — изучение родственных взаимосвязей людей. — изучение родственных взаимосвязей людей путем использования методов генетики. (гербоведение) — изучение гербов, а также традиция и практика их использования. — изучение исторических актов (юридических документов).
  • Документоведение — комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе. — изучение истории и методологии исторического познания, а также изучение взглядов и работ различных историков. — наука на стыке истории и географии.
  • Историческая демография — наука о демографической истории человечества. — изучение употреблявшихся в прошлом мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. — изучение исторических источников. — изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования и специфики различных исторических научных школ. — изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам. — изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности. — изучение текстов на папирусах, находимых преимущественно в Египте. — изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах. — изучение наградных знаков отличия. — изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени. — изучение церковных праздников. — изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)

Дисциплины, связанные с историей

    — изучение человека и его взаимодействия с миром. — история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации. — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития. — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. — изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона. — изучение психологической мотивации поступков людей в прошлом. и этнография — изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения (определение предмета обеих дисциплин, а также их связь с социокультурной антропологией остаются дискуссионными).

Смежные дисциплины

    — наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил, составная часть военной науки.
  • Историческая психология — наука на стыке истории и психологии. — наука о ценностном мире исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса. — история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п. — изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды. — изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды. — изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий. — изучение явлений и процессов, связанных с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека.

Примечания

Литература

Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

2) нау­ка, изу­чаю­щая про­шлое, кон­крет­ные про­яв­ле­ния и за­ко­но­мер­но­сти ис­то­рич. про­цес­са, раз­ви­тие об­ще­ст­ва и дея­тель­ность лю­дей во всём её мно­го­об­ра­зии.

Воз­ник­но­ве­ние и ста­нов­ле­ние ис­то­ри­че­ской нау­ки

Сле­дую­щий шаг в раз­ви­тии ис­то­рических пред­став­ле­ний свя­зан с ан­тич­ным ми­ром (V век до н. э. - V век н. э.), соз­дав­шим пред­по­сыл­ки для вы­чле­не­ния соб­ст­вен­но истории из еди­ной по­зна­ва­тель­ной сис­те­мы и пре­вра­ще­ния её в са­мо­сто­ятельную от­расль по­зна­ния; воз­ник­ли греческая (по­лис­ная) и римская (дер­жав­ная, им­пер­ская) тра­ди­ции. В III-V веках н. э. фор­ми­ро­ва­лась хри­сти­ан­ская кон­цеп­ция ис­то­рического раз­ви­тия, опи­рав­шая­ся на биб­лей­скую тра­ди­цию и дос­ти­же­ния ан­тич­ной ис­то­рической мыс­ли. В то же вре­мя эта кон­цеп­ция пре­одо­ле­ла ха­рак­тер­ное для ан­тич­но­сти пред­став­ле­ние о цик­лич­но­сти и по­вто­ряе­мо­сти истории и вы­дви­ну­ла про­ви­ден­циа­лист­скую по сво­ей су­ти идею еди­но­го ли­ней­но­го про­цес­са, рас­про­стра­няю­ще­го­ся на всю ой­ку­ме­ну.

Средневековая ис­то­рия, по пре­иму­ще­ст­ву опи­са­тель­ная, в Но­вое вре­мя ста­ла боль­ше объ­яс­няю­щей, что и пре­до­пре­де­ли­ло её пре­вра­ще­ние в нау­ку в XVIII-XIX веках в стра­нах Западной Ев­ро­пы и в Рос­сии. Ус­лож­не­ние ре­шае­мых историей за­дач при­ве­ло к диф­фе­рен­циа­ции и спе­циа­ли­за­ции ис­то­рического зна­ния. Из со­ста­ва истории вы­де­ли­лись ис­точ­ни­ко­ве­де­ние и вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны (ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка, па­лео­гра­фия, мет­ро­ло­гия, ар­хео­гра­фия, ди­пло­ма­ти­ка, ар­хи­ви­сти­ка и др.). Как са­мо­сто­ятельные от­рас­ли на­уч­но­го зна­ния с собственными ме­то­ди­ка­ми и ме­то­до­ло­ги­ей оп­ре­де­ли­лись ар­хео­ло­гия и эт­но­гра­фия (эт­но­ло­гия). Поя­ви­лась осо­бая дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая раз­ви­тие са­мой ис­то­рической нау­ки, - ис­то­рио­гра­фия. В XVIII-XIX веках ста­ли фор­ми­ро­вать­ся национальные ис­то­рио­гра­фические шко­лы, уко­ре­нять­ся на­прав­ле­ния, обу­слов­лен­ные до­ми­ни­ро­ва­ни­ем тех или иных ми­ро­воз­зрен­че­ских и ис­то­рио­соф­ских идей. История ока­за­лась вос­тре­бо­ван­ной об­ще­ст­вом и вла­стью, ко­то­рые уви­де­ли в ней мощ­ное ору­дие для раз­ре­ше­ния со­ци­аль­ных и по­ли­тических про­блем. Од­на­ко на ру­бе­же XX и XXI веков в са­мой ис­то­рической нау­ке воз­ник­ли но­вые про­бле­мы, ко­то­рые ча­стью со­об­ще­ст­ва ис­то­ри­ков вос­при­ни­ма­ют­ся как сим­пто­мы кри­зи­са.

Струк­ту­ра ис­то­ри­че­ской нау­ки

В тра­диционной за­пад­ной ис­то­рической нау­ке так­же вы­де­ля­ет­ся но­вей­ший пе­ри­од истории, но он обыч­но не свя­зы­ва­ет­ся с к.-л. кон­крет­ны­ми со­бы­тия­ми, а лишь ус­лов­но обо­зна­ча­ет со­во­куп­ность яв­ле­ний и про­цес­сов, сви­де­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся жи­ву­щие в этот пе­ри­од по­ко­ле­ния. Мо­ди­фи­ка­ци­ей ма­те­риа­ли­стического по­ни­ма­ния истории яви­лось ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шее­ся во 2-й половине XX века пред­став­ле­ние о пе­ре­хо­де от об­ще­ст­ва, по­треб­ляю­ще­го про­дук­ты при­ро­ды, к об­ще­ст­ву про­из­во­дя­ще­му, ко­то­рое, в свою оче­редь, про­шло в сво­ём раз­ви­тии по край­ней ме­ре две фа­зы - аг­рар­ную (тра­ди­ци­он­ную) и ин­ду­ст­ри­аль­ную. Позд­нее ин­ду­ст­ри­аль­ная фа­за бы­ла над­строе­на пе­рио­дом фор­ми­ро­ва­ния по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва, ко­то­рое на­зы­ва­ют так­же ин­фор­ма­ци­он­ным.

Ис­то­рическая нау­ка име­ет внутреннюю спе­циа­ли­за­цию, ори­ен­ти­ро­ван­ную на изу­че­ние кон­крет­ных про­яв­ле­ний че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (во­енная история, эко­но­мическая история, ис­то­рии куль­ту­ры, ре­ли­гии, ес­те­ст­во­зна­ния и тех­ни­ки, ин­тел­лек­ту­аль­ная история, ис­то­рия-био­гра­фия и т. д.) или отдельных пе­рио­дов че­ло­ве­че­ской истории (ме­дие­ви­сти­ка, история Древ­не­го ми­ра или Но­во­го вре­ме­ни и т. д.), на изу­че­ние истории стран и на­ро­дов.

Функ­ции ис­то­ри­че­ской нау­ки

Ещё од­на важ­ная функ­ция истории свя­за­на с её ком­му­ни­ка­тив­ным ха­рак­те­ром. Ис­то­ри­ки не толь­ко на­ка­п­ли­ва­ют ин­фор­ма­цию, но и пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют её для ак­ту­аль­но­го при­ме­не­ния и для ис­поль­зо­ва­ния в бу­ду­щем. Ис­то­рическая нау­ка - мощ­ный ком­му­ни­ка­тор, пе­ре­даю­щий зна­ния обо всём, что про­изош­ло в ми­ре лю­дей, от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию. Вме­сте с язы­ком, обы­чая­ми и тра­ди­ция­ми, а так­же ре­ли­ги­ей история слу­жит од­ним из главных средств обо­зна­че­ния соб­ст­вен­ной иден­ти­фи­ка­ции для це­лых на­ро­дов и отдельных лю­дей, для фор­ми­ро­ва­ния у них ис­то­ри­че­ско­го соз­на­ния. С этим пря­мо свя­за­ны фик­са­ция в па­мя­ти лю­дей важ­ней­ших со­бы­тий в жиз­ни об­ще­ст­ва, вы­ра­бот­ка идео­ло­гии го­су­дарств, по­ли­тических воз­зре­ний, про­грамм об­щественных дви­же­ний.

Со­став­ные эле­мен­ты ис­то­ри­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния

Це­ли и за­да­чи ис­то­рической нау­ки дик­ту­ют основные приё­мы ра­бо­ты ис­то­ри­ка. Ме­то­до­ло­гия ис­то­рического ис­сле­до­ва­ния оп­ре­де­ля­ет­ся со­во­куп­но­стью вы­ра­бо­тан­ных вре­ме­нем профессиональных на­вы­ков и идей­но-тео­ре­тическими ус­та­нов­ка­ми ис­сле­до­ва­те­лей. Раз­ли­чия ме­то­до­ло­гических под­хо­дов, на­ря­ду с осо­бен­но­стя­ми твор­че­ских ин­ди­ви­ду­аль­но­стей ис­сле­до­ва­те­лей, при­во­дят к раз­но­об­ра­зию трак­то­вок ис­то­рических сю­же­тов, скла­ды­ва­нию на­учных школ, воз­ник­но­ве­нию кон­ку­ри­рую­щих кон­цеп­ций, соз­да­ют ос­но­ву для на­учных дис­кус­сий. Ме­то­до­ло­гия и тео­рия ис­то­рической нау­ки оп­ре­де­ля­ют по­ни­ма­ние са­мим ис­то­ри­ком ха­рак­те­ра, фак­то­ров и на­прав­лен­но­сти ис­то­рического про­цес­са. Ме­то­до­ло­гия истории опи­ра­ет­ся на об­щие ло­гические прин­ци­пы ме­то­до­ло­гии нау­ки, но из двух основных ме­то­дов на­учного по­зна­ния - на­блю­де­ния и экс­пе­ри­мен­та - история име­ет воз­мож­ность ис­поль­зо­вать толь­ко пер­вый. Что ка­са­ет­ся на­блю­де­ния, то пе­ред ис­то­ри­ком, как и пе­ред вся­ким учё­ным, сто­ит за­да­ча ми­ни­ми­зи­ро­вать воз­дей­ст­вие са­мо­го на­блю­да­те­ля на изу­чае­мый пред­мет. Для ис­то­ри­ка эта за­да­ча ока­зы­ва­ет­ся не ме­нее труд­ной, чем для фи­зи­ка или био­ло­га, хо­тя в дан­ном слу­чае кон­такт ме­ж­ду на­блю­да­те­лем и пред­ме­том осу­ще­ст­в­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­но иным об­ра­зом.

Сре­ди ме­то­дов ис­то­рической нау­ки наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ский ме­тод. Он по­зво­ля­ет вы­яв­лять тен­ден­ции ис­то­рического про­цес­са, фор­ми­ру­ет на­учную ба­зу его пе­рио­ди­за­ции, ука­зы­ва­ет на об­щее и осо­бен­ное в истории, да­ёт воз­мож­ность пре­одо­леть пё­ст­рую обо­лоч­ку яв­ле­ний и про­ник­нуть в их сущ­ность. Срав­ни­тель­но-ис­то­рический ме­тод пред­по­ла­га­ет ти­по­ло­ги­за­цию ис­то­рических яв­ле­ний, по­зво­ляю­щую от­де­лить их сущ­но­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки от вто­рич­ных, не­обя­за­тель­ных. Ти­по­ло­ги­за­ция яв­ля­ет­ся убе­ди­тель­ной на­учной аль­тер­на­ти­вой прак­ти­ке пря­мых ана­ло­гий, ко­то­рая до­пус­ка­ет сво­бод­ное срав­не­ние раз­лич­ных по са­мой сво­ей при­ро­де, но внеш­не схо­жих яв­ле­ний и ве­дёт к оп­ро­мет­чи­вым вы­во­дам. Раз­ви­тие срав­ни­тель­но-ис­то­рического ме­то­да спо­соб­ст­во­ва­ло ста­нов­ле­нию ис­то­риз­ма (в рус­ле ко­то­ро­го все яв­ле­ния про­шло­го и история в це­лом рас­смат­ри­ва­ют­ся как не­кий про­цесс раз­ви­тия, под­чёр­ки­ва­ет­ся прин­ци­пи­аль­ная не­вос­про­из­во­ди­мость су­ще­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик ис­то­рических эпох, не­смот­ря на их ка­жу­щую­ся иден­тич­ность), при­шед­ше­го на сме­ну про­ви­ден­циа­лиз­му (кон­цеп­ции Бо­же­ст­вен­но­го пре­до­пре­де­ле­ния), рас­про­стра­нён­но­му в ан­тич­ном и средневековом об­ще­ст­ве и со­хра­нив­ше­му­ся в мо­ди­фи­ци­ро­ван­ном ви­де в Но­вое и Но­вей­шее вре­мя.

Важ­ней­шее зна­че­ние для изу­че­ния ран­ней истории че­ло­ве­че­ст­ва име­ют ис­то­ри­ко-лин­гвис­тические ис­сле­до­ва­ния, со­че­таю­щие под­хо­ды истории и язы­ко­зна­ния. Ис­то­ри­ки прак­ти­ку­ют и под­хо­ды, вы­ра­бо­тан­ные пси­хо­ана­ли­зом, что при­но­сит оп­ре­де­лён­ные ре­зуль­та­ты при объ­яс­не­нии мо­ти­вов по­ве­де­ния отдельных ис­то­рических пер­со­на­жей. Центральное ме­сто в раз­ви­тии ме­то­до­ло­гии истории на современном эта­пе за­ня­ли идеи меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го изу­че­ния про­шло­го, пла­но­мер­ной ин­те­гра­ции ис­то­рической нау­ки в еди­ное ис­сле­до­ва­тель­ское про­стран­ст­во с гео­гра­фи­ей, эко­но­мической нау­кой, со­цио­ло­ги­ей, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­ги­ей. Дви­же­ние по это­му пу­ти по­зво­ли­ло ис­то­ри­кам уви­деть но­вые ис­то­рические го­ри­зон­ты и спо­соб­ст­во­ва­ло воз­ник­но­ве­нию но­вых дис­ци­п­лин, ле­жа­щих на сты­ках с др. нау­ка­ми (ис­то­ри­че­ской гео­гра­фии, ис­то­ри­че­ской де­мо­гра­фии, пси­хои­сто­рии и т. д.). Са­ма история всё ча­ще рас­смат­ри­ва­ет­ся как часть бо­лее ши­ро­кой нау­ки - со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии.

И в за­ру­беж­ной, и в отечественной ис­то­рической нау­ке по­сто­ян­но по­яв­ля­ют­ся но­вые ме­то­ды, что свя­за­но с по­треб­но­стя­ми са­мой нау­ки и с за­им­ст­во­ва­ния­ми из смеж­ных дис­ци­п­лин (со­цио­ло­гии, эт­но­ло­гии, де­мо­гра­фии, куль­ту­ро­ло­гии и др.). Со­вер­шен­ст­ву­ет­ся ка­те­го­ри­аль­но-по­ня­тий­ный ап­па­рат ис­то­рической нау­ки. Опыт ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний по­след­них сто­ле­тий по­ка­зал, что на­зван­ные и иные ме­то­ды по­зво­ля­ют бо­лее или ме­нее точ­но опи­сать и объ­яс­нить отдельные сто­ро­ны ис­то­рического про­цес­са, дать ключ к ре­ше­нию кон­крет­ных ис­сле­до­ва­тель­ских за­дач, но не мо­гут пре­тен­до­вать на уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. Обыч­но в ис­то­рических ис­сле­до­ва­нии при­ме­ня­ет­ся со­че­та­ние различных ме­то­дов, что по­зво­ля­ет ис­то­ри­ку мак­си­маль­но рас­ши­рить спектр ре­шае­мых на­учных за­дач.

Ме­то­до­ло­гия истории на­хо­дит­ся в тес­ной свя­зи с раз­ви­ти­ем ис­сле­до­ва­тель­ских ме­то­дик, ко­то­рые, хо­тя и слу­жат кон­крет­ным ин­ст­ру­мен­та­ри­ем спе­циа­ли­ста, ока­зы­ва­ют оп­ре­де­лён­ное воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние ме­то­до­ло­гической ба­зы истории как нау­ки.

Ис­то­ри­че­ская нау­ка и смысл ис­то­рии

Мыс­ли­те­ли раз­ных эпох не раз за­да­ва­лись во­про­сом о смыс­ле истории. Наи­бо­лее дав­ним по вре­ме­ни и со­хра­нив­шим не­ма­ло при­вер­жен­цев до на­ших дней нуж­но счи­тать по­ни­ма­ние истории как осу­ще­ст­в­ле­ние Бо­же­ст­вен­но­го про­мыс­ла. Про­све­ти­те­ли по­пы­та­лись объ­яс­нить со­дер­жа­ние и смысл ис­то­рического про­цес­са как раз­ви­тие ра­зу­ма и на­ук. Г. В. Ф. Ге­гель и его по­сле­до­ва­те­ли вер­ну­лись к те­лео­ло­гическому обос­но­ва­нию су­ти истории, об­лёк­ши сам про­цесс в диа­лек­тические фор­мы.

Изу­че­ние ис­то­рии

Цен­тра­ми изу­че­ния истории из­дав­на яв­ля­лись уни­вер­си­те­ты, в ко­то­рых история все­гда рас­смат­ри­ва­лась в ря­ду важ­ней­ших гу­ма­ни­тар­ных на­ук. В Но­вое вре­мя в раз­ных стра­нах ста­ли воз­ни­кать ис­то­рические об­ще­ст­ва, чле­ны ко­то­рых - ис­то­ри­ки-про­фес­сио­на­лы и лю­би­те­ли ис­то­рии - ин­фор­ми­ро­ва­ли друг дру­га о ре­зуль­та­тах ис­сле­до­ва­ний, об­су­ж­да­ли ис­то­рио­гра­фические но­во­сти. В Но­вей­шее вре­мя воз­ник­ли ис­сле­до­ва­тель­ские струк­ту­ры, объ­е­ди­няв­шие зна­чительный груп­пы спе­циа­ли­стов, за­ня­тых изу­че­ни­ем различных ис­то­рических про­блем.

На За­па­де та­ко­го ро­да об­ра­зо­ва­ния тра­ди­ци­он­но функ­цио­ни­ру­ют, как пра­ви­ло, при уни­вер­си­те­тах; в на­шей стра­не ут­вер­ди­лась прак­ти­ка изу­че­ния ис­то­рии (как и др. на­ук) в сис­те­ме Ака­де­мии на­ук. Ве­ду­щие ин­сти­ту­ты РАН (Институт все­об­щей ис­то­рии, Институт российской ис­то­рии, Институт ар­хео­ло­гии, Институт эт­но­ло­гии и ан­тро­по­логии, Институт вос­то­ко­ве­де­ния, Институт сла­вя­но­ве­де­ния и др.) сыг­ра­ли ог­ром­ную роль в раз­ви­тии ис­то­рической нау­ки в СССР и РФ.

Геродот

Критический подход к фактам и стал основой развития исторической науки. Критическое отношение не означает насмешку над тем, что кажется непонятным, странным или забавным. Оно означает проверку и сопоставление разных фактов, в результате чего даже из кажущихся невероятными сведений можно получить верное представление о прошлом. Начиная исследование, историк, как правило, имеет собственное понимание того, что, как и почему происходило, и стремится найти доказательство своим предположениям.

Любое предположение, нуждающееся в доказательстве, называется гипотезой. Бывает так, что, стремясь найти доказательства гипотезы, учёный её опровергает. Так случилось, когда историки серьёзно занялись исследованием жизни гладиаторов Древнего Рима. Они собирались доказать, как тяжело жили рабы, принуждённые стать гладиаторами и обречённые вследствие этого на жестокую смерть.

Однако надписи на могилах, раскопки гладиаторских школ в Помпеях и другие находки показали, что гладиаторами часто становились свободные люди, поскольку эта опасная профессия давала высокие заработки и славу. Жили гладиаторы ничуть не меньше, чем обычные римляне, были людьми состоятельными, гастролировали по всей империи с представлениями и в почёте встречали старость. Причём высокий достаток, слава и свобода ждали и многих гладиаторов из числа рабов.

Исторические источники

Виды исторических источников

Информацию о прошлом можно получать из всего, что создано людьми или является результатом их взаимодействия с природой. Следы прошлого, дающие нам историческую информацию, называют историческими источниками. Часто о прошлом можно судить только по вещественным источникам. К ним относятся как отдельные предметы (орудия труда, оружие, посуда и т.д.), так и объединения таких предметов (например, поселения людей или их захоронения). Вещественные источники могут передаваться из поколения в поколение, иногда их обнаруживают случайно, но большую часть их находят археологи во время специально организованных раскопок.

Вещественные источники

Не менее разнообразны письменные источники: летописи, письма, дневники, надписи на различных предметах, деловые и хозяйственные документы, тексты законов, художественные и научные произведения. Многие тексты написаны на умерших языках с помощью давно забытых знаков. Чтобы их понять, требуется расшифровать и язык, и систему письменности, а это удаётся далеко не всегда. Некоторые тексты доходят до нас в поврежденном виде, другие содержат вольные или невольные ошибки своих авторов.

письменные источники

Задача историка — обнаружить эти ошибки и дать им объяснение. Некоторые ошибки возникают по вине переписчика, другие — как результат намеренного искажения хода событий. Примером подобной неверной информации являются древнеегипетские и хеттские тексты о битве при Кадеше. В этом сражении участвовали войска египетского царя Рамсеса II и хеттского Муваттали II. Египетские тексты рассказывают о победе Рамсеса, который, по словам своих летописцев, в одиночку разгромил хеттов. Хеттские документы приписывают победу Муваттали, говоря, что египтяне отступили от Кадеша, потерпев поражение. Сравнив свидетельства обеих сторон, историки пришли к выводу о том, что битва завершилась вничью, но каждая из стран-соперниц смогла извлечь из неё свою выгоду.

Рамсес II

Кроме письменных источников о прошлом от имени его участников рассказывают и устные источники. Именно так — из личных рассказов участников и очевидцев событий — получали информацию самые первые историки. К этой же группе источников относят мифы, легенды, сказания, сказки, загадки, пословицы, то есть все, что передавалось и бытовало в устной форме. Один и тот же рассказ, миф, легенда нередко записывались разными людьми, в разные времена и в разных ситуациях, что необходимо учитывать при их изучении. Устные источники появляются и сегодня.

Учёные стараются фиксировать их максимально точно, используя современные электронные средства записи. Но текст обязательно дублируется на проверенном носителе информации — бумаге. Этнографические источники — исследования современных племён и народов, сохранивших первобытный образ жизни или его пережитки, — помогают понять, как вели себя люди прошлого, что могло, а что не могло существовать в далёкие времена.

устные источники

Ещё одним видом источников исторических знаний являются исследования учёных-лингвистов. Лингвистика занимается изучением взаимосвязей языков, их происхождением, расшифровкой древних языков. Открытия лингвистов позволяют проследить происхождение и перемещение племен и народов, узнать об их образе жизни и хозяйстве.

Многие предметы, изучаемые историками, являются одновременно источниками разных типов. Глиняные таблички содержат тексты, которые можно прочитать, но они же расскажут о том, где брали глину, как её готовили и обжигали. Таблички из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала оказались обожженными дважды, что подтвердило факт грандиозного пожара, в котором погиб город Ниневия. Здания и сооружения древних Помпей — источники вещественные, но на них же находят надписи — граффити, сообщающие интересные и важные сведения о повседневной жизни горожан.

Ашшурбанипал

Науки – помощницы истории

Даже поиск источников требует, чтобы историкам помогали учёные других специальностей. Важнейшая из всех помощниц истории — археология. Археологи определяют места, которые могут стать источниками новых находок, проводят раскопки и описывают результаты.

Особым направлением археологии является экспериментальная археология. Она помогает узнать, как были изготовлены те или иные предметы, сколько на это требовалось времени и усилий, как использовали разные орудия труда. Чтобы узнать, как были сделаны древние предметы, археологи-экспериментаторы исследуют микроскопические следы на их поверхности. Затем изготавливают точные копии древних вещей и учатся их использовать. Правильность метода изготовления и применения вещи определяют по все тем же микроскопическим следам, которые должны совпадать с найденными на ископаемых предметах. Именно экспериментаторы помогли историкам понять, каким образом много тысяч лет назад хранили запасы зерна, как варили еду до появления глиняной посуды, как в глубокой древности люди смогли пересечь огромные пространства океана.

древние керамические изделия

Из рук археолога находка часто попадает в руки реставраторов. Они восстанавливают первоначальный облик предмета, зачастую собирая его из мельчайших кусочков. Затем они консервируют древнюю вещь, то есть специальными средствами защищают находку от вредных воздействий света, воздуха, влаги. В реставрации часто нуждаются древние произведения искусства, стеклянные и керамические сосуды, без неё невозможно сохранить вещи из дерева, ткани, кожи, пролежавшие многие столетия в воде или влажной почве. Необходима реставрация и многим предметам из металла.

Как археологи приходят на помощь историкам, так самим археологам помогают представители других наук. Особенно важна эта помощь при установлении возраста находки. Физика, геология, химия помогают определить возраст земных пород, в которых обнаружены находки. Уточнить его можно с помощью специалистов, изучающих ископаемых животных (палеозоологии) и растений (палеоботаники). Все чаще при датировке останков людей, животных и растений на помощь приходят микробиологи, исследующие сохранившиеся клетки живой материи, и генетики, изучающие, как живые существа наследуют признаки своих предков.

Древние монеты

Традиционными помощницами истории являются науки, которые так и называют — вспомогательные исторические дисциплины. Среди них — нумизматика, изучающая монеты и памятные медали. Начиная с VII в. до н.э., когда в Лидии появились первые монеты, их чеканило каждое государство. На монетах помещали важные для государства символы, изображения правителей, надписи. Находки монет позволяют давать приблизительную датировку всему, что найдено вместе с ними. К примеру, клад с монетами мог быть зарыт в землю не раньше того года, когда отчеканили самую молодую монету из него. В глубокой древности появились печати, с помощью которых удостоверяли подлинность документов. Оттиски печатей дают ценную информацию о хозяйственной жизни и позволяют уточнить датировку документов и событий. Печати и их оттиски изучает наука сфрагистика.

Палеография — ещё одна очень важная помощница историков. Она изучает внешний вид, материал, начертание знаков письменных источников, способы их нанесения. В разные времена люди писали на глине, папирусе, пергамене, камне, металле, шёлке и пальмовых листьях, на бумаге. Разными были и писчие инструменты, и почерки людей. Когда письменный документ является подлинным, все его внешние признаки относятся к одному времени. И если какой-то из них не соответствует всем остальным, возникает предположение о подделке, доказать или опровергнуть которое и помогает палеография.

древний папирус

Пергамен

Еще одна наука — хронология — занимается датировкой событий и изучает способы счёта лет, которые были у разных народов.

Читайте также: