Что такое история 4 класс окружающий мир кратко

Обновлено: 02.07.2024

История – наука, которая изучает прошлое людей.

Архив – хранилище документов.

Исторические источники - всё то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.

Век, столетие – 100 лет.

Тысячелетие – тысяча лет, или 10 веков.

Летоисчисление – счёт лет.

Ключевые слова:

История, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обязательная литература:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2016.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016.

От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что же изучает история?

Что такое исторический источник?

Как ведут счёт лет в истории?

История – наука, изучающая прошлое человеческого общества. Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть всё то, что может рассказать нам о прошлом людей.



В Кунсткамере хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.




Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные историки, изучая русские летописи, много узнали о прошлом нашей Родины.

Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.


В календаре можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы в Великой Отечественной войне.

В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы.

Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.

Представить где происходило то или иное событие поможет историческая карта. Чтобы её прочитать, нужно обращать внимание на цвет, изучать условные знаки. Например, границы государств даны специальной пунктирной линией, места битв отмечены скрещёнными мечами.

История – наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исторические источники. Археология – одна из наук помощниц истории.

Позже оно приобрело значение повествования о прошедших событиях. Действительно, история — это исследование, изучение прошлого, наука о прошлом. В Древней Греции история считалась искусством, наряду со стихосложением, музыкой, танцем. У каждого из искусств была своя Муза. У эпической поэзии — Каллиопа, у трагедии — Мельпомена, у комедии — Талия, Эвтерпа — у лирической поэзии, Эрато — у любовной, Полигимния отвечала за гимны, Терпсихора — за танцы, Урания покровительствовала астрономии. У истории была своя Муза — Клио.

Клио1.jpg

Сейчас же изучением нашего прошлого (разных исторических периодов) занимаются историки. В том числе они могут изучать различные исторические проблемы — явления, процессы, события, оставившие значительный след в народной памяти или в летописях. Учёный-историк должен погрузиться вглубь веков, достать со дна времени бесценные находки древности — новые факты, данные, даты.

Что же может помочь историку в этой нелёгкой задаче? У него нет машины времени. Он не в силах перенести своё сознание сквозь толщу лет. Ему остаётся искать ответы на свои вопросы в том, что его окружает — в исторических источниках. Исторический источник — это любой объект, который несёт информацию о прошлом. Историческим источником может быть буквально что угодно: от старых фотографий до Дома Пашкова, от Новгородской монеты до шлема Александра Македонского.

Источники бывают устные (мифы, легенды, сказки), письменные (летописи, книги), отдельно упоминаются эпистолярные источники (письма), вещественные (оружие, строения, одежда, предметы быта), изобразительные источники (фотографии, картины, иные примеры изобразительного искусства) — и это далеко не полный список!

Вспомни что такое археология, исторический источник.

Археология — это наука, которая изучает прошлое человечества. Исторический источник — это вещественное свидетельство прошлого.

Обсудим!

1. Какие трудности испытывают учёные при изучении жизни первых людей?

Начало истории человечества оставило для потомков очень мало исторических материалов, по которым можно изучать жизнь самых первых людей.

Очень тяжело исследовать то, что было тысячи и миллионы лет назад.

2. Почему первобытные художники рисовали животных?

Первые художники рисовали животных, потому что их жизнь была связана с охотой.

Животные были их основной пищей.

Многих животных первобытное общество обожествляло.

3. Какую роль в жизни первобытного человека играл огонь?

Окружающий мир в то время был очень жесток к первобытному человеку.

А огонь был его помощником.

На огне люди готовили пищу, грелись вокруг него ночью.

Ним отпугивали диких зверей.

Без огня они не смогли бы выжить в дикой природе, потому что не было ни домов, ни оборудования.

Проверь себя

1. На какие эпохи учёные делят историю человечества?

  • Первобытная история – самая длинная и старая эпоха.
  • За ней идёт история Древнего мира, после — Средних веков.
  • Затем история Нового времени и Новейшего времени, которая продолжается и сейчас.

2. Какая эпоха в истории была самой длинной?

3. Опиши по иллюстрациям (с. 5) изменения во внешнем облике первых людей.

Древнейшие люди больше походили на обезьян. Они густо обросли волосами, ходили пригнувшись, у них была иная форма черепа.

Со временем человек прошлого всё больше походил на современного.

Он выпрямился, у него исчезли густые волосы по телу, форма черепа изменилась. Она стала напоминать череп современного человека. Человек стал использовать более совершенные орудия труда.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик:

  • Первобытные люди — жили в период истории человечества до того, как было изобретено письмо.

2. В краеведческом музее посети отдел, посвящённый жизни древнейших людей. Рассмотри находки археологов и расскажи о них на уроке.

Рассказ о жизни древних людей для 4 класса

В краеведческом музее мы осмотрели экспозицию, которая рассказывает о жизни первобытного общества нашего края. Археологи проводили раскопки древних стоянок, и по найденным предметам составили представление об образе жизни тех людей.

Общество в те времена жило небольшими стойбищами, много кочевало. Они уже научились использовать огонь, обрабатывать камень, дерево и кости. Человек охотился на различных животных — оленей, медведей, мамонтов. Для охоты они использовали палки с заострённым концом и дубинки. Охотились они сообща, часто устраивали ловушки.

Также люди того времени занимались собирательством ягод, грибов, кореньев.

Жили они в пещерах, где постоянно поддерживали огонь.

Мы видели в музее простейшие приспособления и орудия, изготовленные человеком того времени — обтёсанные камни, осколки, каменные топоры.

Жизнь этих людей была трудна и опасна. Им приходилось бороться за своё выживание. Они выделывали шкуры убитых животных и рисовали на стенах пещер сцены охоты и быта.

3. Попробуй в картинках изобразить занятия первобытных людей.

На картинках мы изобразили основные занятия древних людей: охоту, собирательство, изготовление орудий труда, выделку шкур, отдых у костра, рисование картин в пещерах.

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

На следующем уроке

1) Вспомни, что тебе известно о пирамидах Древнего Египта.

Пирамиды Древнего Египта представляют собой огромные сооружения, которые строили десятками лет по приказу фараонов.

Многие пирамиды сохранились до наших дней, но ещё больше было разрушено.

Пирамиды скрывают много тайн и их назначение до сих пор вызывает споры учёных.

2) Какой счёт лет был у древних египтян и римлян?

Египтяне вели отсчёт времени от воцарения каждого нового фараона.

Когда один фараон умирал, счёт начинался заново.

Римляне вели отсчёт от дня основания Рима, и такая система была более удобной.


Человеческое общество зародилось очень и очень давно. В ходе своего развития люди запоминали информацию о самых важных событиях в их жизни, о великих личностях (царях, полководцах, героях, учёных). Эти знания старались бережно сохранять и передавать следующему поколению, чтобы потомки знали и понимали события прошлого, учились на опыте предыдущих поколений, не повторяли прежних ошибок (не развязывали войны, мирно сосуществовали с другими народами). Так зародилась и стала неотъемлемой частью нашего образования наука история.

Что такое история и что она изучает?

Слово история происходит от греческого слова historia, которое переводится как “рассказ о прошедшем, об узнанном’. Также слово история в древнем греческом языке означало “узнавание и установление знаний”.

Таким образом, в общем смысле история – это наука, изучающая прошлое человечества.

Наука история исследует и изучает факты и события прошлого, устанавливает закономерности исторического развития, то есть сопоставляет и определяет, какие события в ходе развития имеют определённые последствия.

Наукой историей занимается учёный-историк.

Чем занимается и где трудится историк?


Историческая наука – это целый комплекс научных отраслей. Учёный, занимающийся историей, изучает всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов (отечественная историю).

Также есть учёные-историки, занимающиеся изучением первобытного мира, древности, средневековья и нового времени.

Есть историки, изучающие экономическую историю, военную историю, историческую географию и историографию. Отдельные историки специализируются в археологии и этнографии.

История культуры, науки и техники также изучается историками в соответствующих разделах наук (история математики, история астрономии и так далее) и видов искусства (история музыки, история театра и так далее).

Историки могут изучать тот или иной регион нашей планеты, например, учёные-историки в области африканистики изучают историю континента и народов Африки, учёные-историки в области балканистики изучают историю Балканского полуострова и историю населявших и населяющих его народов.

Историки трудятся в самых разных сферах человеческой деятельности. Самые образованные и обладающие огромными знаниями учёные-историки работают в Академии наук и университетах. Специалисты-историки трудятся в исторических музеях и архивах. В школах и колледжах также работают историки – учителя и преподаватели.

Историки могут быть экскурсоводами. Восстановлением памятников истории и культуры занимаются реставраторы, которые также относятся к историкам.

Основные исторические источники


Учёные-историки изучают наше прошлое по историческим источникам. Исторические источники очень многообразны. К ним относятся:

  • Изображения – рисунки (например, наскальные, сделанные древним человеком, когда ещё люди жили в пещерах), старинные географические карты, планы древних городов, древние скульптуры и живопись, иконы, портреты исторических личностей;
  • Устная речь – легенды, предания, рассказы, песни, пословицы и крылатые слова, дошедшие до нас из древности;
  • Письменная речь – исторические надписи (например, на древних строениях – египетских пирамидах), глиняные клинописные таблички, папирусы, берестяные грамоты, старинные книги;
  • Произведения ремёсел (артефакты) – древние орудия труда, оружие, посуда, украшения, монеты и другие самые разные изделия человека.

Таким образом, исторические источники – это письменные документы и вещественные предметы, отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества.

Особый интерес у учёных-историков также вызывает наука археология, входящая в общую историческую науку.

Что такое археология и что она изучает?


Слово археология происходит от древнегреческих слов архео – древний и логия – наука.

Таким образом, археология – это историческая наука о древности.

Археология изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам. Археология является важнейшей наукой в изучении самых древних времён.

Чем занимается археолог?


В археологии исследуются отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые древние комплексы (поселения, клады, могильники), которые учёные открывают археологическими раскопками.

На основании своих открытий учёные-археологи восстанавливают общественную и хозяйственную историю целых эпох, которые очень мало или совсем не освещены письменными источниками.

Археология сформировалась как наука к началу 20 века. До этого времени археология, изучавшая античный мир (Древнюю Грецию и Древний Рим) имела искусствоведческую направленность, то есть изучала древнее искусство.

Археологию как науку разделяют по эпохам: археология каменного века, археология бронзового века и так далее.

Иногда археологию разделяют по изучаемым странам и культурно-историческим областям, а также по этническим (народным) признакам, например, славяно-русская археология.

Таким образом, учёные-археологи могут быть специалистами в отдельных областях археологии.

Связь между историей и археологией

История как наука включает в себя разные научные отрасли, в том числе и археологию – особый раздел исторической науки. Каждый учёный-археолог является историком.

Археология позволяет изучать историю тех времён, относительно которых в исторической науке почти нет никаких сведений.

В ходе археологических раскопок учёные находят важные для истории вещественные памятники древности, а затем исследуют их и составляют историческую картину древних эпох.

Так люди составляют своё представление о самых древних временах и восполняют наши знания по истории жизни человечества.

Интерес человека к науке истории всегда есть и останется одним из самых приоритетных (первостепенных). Мир, который открывают нам учёные-историки, неиссякаем и очень многообразен. Он всегда будет полон новых удивительных открытий. И это, прежде всего тот мир, который видит своими глазами учёный-историк.

Вопрос – Ответ (FAQ)

История — наука, исследующая и изучающая факты и события прошлого, устанавливает закономерности исторического развития, то есть сопоставляет и определяет, какие события в ходе развития имеют определённые последствия.

Историк — это учёный, который специализируется по науке истории и другим историческим дисциплинам, таким как археология и многие др.

Археология – это историческая наука о древности.
Она изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам

Археолог – это ученные-историк, который изучает быт и культуру людей древности по различным артефактам. Археолог занимается раскопками поселений древних людей и изучением обнаруженных в процессе раскопок артефактов.

Исторические источники принято делить на следующие группы: вещественные, устные, письменные, произведения искусства и т.п.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

1. Познакомить учащихся с наукой историей.

2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.

3. Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:

– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?

– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?

– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?

– Какие страны расположены в умеренных поясах?

– Какие страны расположены в полярных поясах?

Учитель. Выберите верное высказывание.

1. Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:

2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:

3. В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:

4. Тропический пояс проходит через:

в) Южный полярный круг.

5. Большая часть России лежит:

а) в умеренном поясе;

б) тропическом поясе;

в) полярном поясе.

6. Полярные пояса ограничены:

б) Северным и Южным тропиками;

в) Северным и Южным полярными кругами.

О т в е т к тексту: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).

III. Изучение нового материала.

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.

Что же изучает история?

Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Учитель предлагает рассмотреть схему:

hello_html_m36b5d001.jpg

Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.

Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.

Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.

Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.

В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.

Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.

Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?

hello_html_m4e9e5463.jpg

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о прошлом времени

И станем мы мудрей!

Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.

IV. Работа по учебнику.

Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.

V. Закрепление.

Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

Учащиеся высказывают свои пожелания.

Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?

Учащиеся дают ответы.

Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.

Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.

VI. Итоги урока.

Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).

Что такое история?

Ученики. История – это наука о прошлом людей.

Читайте также: