Что такое исламская республика какие изменения произошли в государственном строе ирана кратко

Обновлено: 07.07.2024

Произошла в результате обострения социально-политических противоречий в стране, которому в значительной мере способствовали результаты так называемой Белой революции — реформ, проводившихся в начале 1960-х — 1-й половине 1970-х монархическим режимом во главе с шахом Мохаммадом Резой Пехлеви с целью преодоления внутриполитического кризиса.

Активные массовые выступления с политическими и экономическими требованиями к властям начались в 1978. Резкое усиление протестного движения было спровоцировано расстрелом шахскими войсками в г. Кум 9 января 1978 политической демонстрации учащихся религиозных учебных заведений. Это привело к массовым народным выступлениям и забастовкам по всей стране, в которых участвовали городские низы, мелкие торговцы, рабочие и служащие, студенты. Летом — осенью 1978 власти были вынуждены пойти на уступки религиозной оппозиции (закрыты игорные дома, иранский календарь переведен на мусульманское летосчисление и т. п.), однако это не разрядило обстановку. Религиозные круги усилили давление на режим, выдвинув лозунг создания общества социальной справедливости, основанного на принципах ислама.

6 ноября 1978 шах сформировал военный кабинет во главе с генералом Г. Азхари. Было объявлено о сокращении расходов на закупки вооружений, освобождена 1 тыс. заключенных, арестованы наиболее одиозные деятели режима, в том числе бывший премьер-министр А. Ховейда и начальник САВАК генерал Н. Насери. Но несмотря на принятые меры, выступления продолжались. Военное командование воздерживалось от применения оружия против их участников. В конце декабря 1978 Ш. Бахтияр, один из лидеров умеренно оппозиционного Национального фронта, дал шаху согласие возглавить гражданский кабинет.

1 февраля 1979 в Тегеран прибыл Р. М. Хомейни, с ликованием встреченный населением столицы. Революционный исламский совет объявил о создании Временного революционного правительства во главе с М. Базарганом (5 февраля 1979). По указанию Хомейни, Базарган вступил в переговоры с генералитетом и премьером Ш. Бахтияром, пытаясь мирным путем положить конец двоевластию в стране. Сам Хомейни предостерегал своих сторонников от насильственных действий, которые могли спровоцировать гражданскую войну. Но избежать прямого столкновения революционных сил и сторонников шахского режима не удалось. 9 февраля 1979 подразделения шахской гвардии совершили нападение на учебную базу ВВС под Тегераном, личный состав которой принимал участие в демонстрациях, что спровоцировало вооруженное восстание в столице. Отряды моджахедов и федаев (добровольческих вооруженных формирований) вступили в бой с гвардейцами и к утру 10 февраля нанесли им поражение. 11 февраля в Тегеране продолжались стычки населения с воинскими частями, поддержавшими гвардию. В тот же день Высший военный совет Ирана — последний оплот шахской власти — объявил о нейтралитете армии и отводе войск в казармы и вскоре перешел на сторону революции.

Восстание в Тегеране, положившее конец монархии, произошло стихийно, без ведома и согласия руководства религиозной оппозиции. Однако это не помешало Хомейни торжественно объявить о победе И. р. и приступить к созданию исламского государства. В его основу был положен разработанный Хомейни принцип верховенства власти авторитетного мусульманского законоведа (велаят-е факих). 30—31 марта 1979 был проведен референдум, на котором подавляющее большинство населения (98,2 %) высказалось за создание исламской республики. В начале ноября 1979 Временное революционное правительство было отправлено в отставку, и вся полнота власти перешла к Революционному исламскому совету.

2—3 декабря 1979 на референдуме была утверждена новая конституция Ирана. Главой государства стал Верховный лидер исламской революции. При нем был создан Высший совет национальной безопасности — консультативный орган по вопросам безопасности государства, обороны, стратегического планирования и координации деятельности правительства в различных областях, обеспечивавший ее соответствие нормам ислама. Органы светской законодательной — Собрание исламского совета (меджлис) и исполнительной — правительство, возглавляемое президентом, — власти были поставлены в прямое подчинение высшему религиозному руководству. Иран объявлялся исламской республикой, официальной религией провозглашался ислам шиитского толка.

Одной из характерных особенностей И. р. 1978—1979 было участие широких масс населения (в некоторые дни их количество исчислялось миллионами) самых разных социальных слоев: от сельской и городской бедноты до патриотически настроенных предпринимателей, духовенства, светской интеллигенции в открытых политических действиях на площадях и улицах многих иранских городов, включая все наиболее крупные. Большое значение в исходе революционных событий имела позиция командования вооруженных сил страны, в решающий момент отказавшегося от поддержки правящего режима.

И. р. имела не только антимонархическую, но и ярко выраженную антизападную направленность. Лозунгам борьбы с деспотизмом сопутствовали призывы покончить с засильем Запада (прежде всего США), ставленником которого объявлялся шахский режим. Захват здания посольства США в Тегеране Организацией мусульманских студентов — сторонников курса имама (4 ноября 1979; персонал посольства удерживался в качестве заложников в течение более 14 месяцев) стал исходной точкой затяжного кризиса в отношениях Ирана с США и другими западными странами. Революционная смена социально-политического строя в Иране, отказ новой власти от ориентации на США и другие страны Запада, провозглашенный ею курс на укрепление суверенитета страны привели к резкому изменению геополитической ситуации на Среднем Востоке.

Лит.: Iran: from Monarchy to Republic / Ed. by G. Barthel. Berlin, 1983; The Iranian Revolution: Its Global Impact / Ed. by J. L. Esposito. Miami, 1990; Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905—1911 гг. и 1978—1979 гг. М., 1998; Алиев С. М. История Ирана. XX век. М., 2004.

После свержения шаха все его реформы были отменены,в том числе и аграрная. Начались самовольные переделы земли, что вело к много­численным конфликтам. В 1986 г. меджлис принял закон, запрещав­ший переделы земли, но к тому времени 80% земельных угодий уже находилось в руках крупных собственников; примерно треть — в руках духовенства.

После устранения светских структур исламизацияИрана усилилась. Упразднено Управление юстиции; Правосудие вершилось по законам шариата: были введены строгие наказания за употребление алкоголя (30 ударов палками); за супружескую измену и прелюбодеяние мог­ли забить до смерти; даже за про­слушивание музыки, игру в шахматы, употребление деликатесной рыбной икры, следовало наказание до 50 ударов палками. Вводи­лись такие санкции, как выкалывание глаз, выбивание зу­бов, отрезание носа, ушей, рук и ног. Женщинам запрещено работать в сфере услуг, в государственных учреждениях, на эстраде и телевидении — всюду, где их могли видеть мужчины. Им предписывалось ходить в хиджабе, придерживаться строгих мусульманских норм в одежде. Резко сократилось число сту­денток, было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.

В период 1981—1983 гг. в Иране закрыты все вузы,проведены чист­ки среди студентов и преподавателей. Главная база моджахединов по­степенно была перенесена на север, в Курдистан, федаины также уш­ли в подполье.

Всякая политическая деятель­ность в Иране категорически запрещена.

Президентом Ирана стал Хосейни-Хаменеи, премьер-министром — Мусави-Хаменеи.Но главная борьба развернулась между двумя наи­более влиятельными муллами: Хашеми-Рафсанджани, председателем меджлиса, и аятоллой Али Акбар Мохташеми, занимавшим пост министра внутренних дел. Полагают, что Рафсанджани был в большей мере прагматиком, стремился прекратить войну с Ираком, а Мохта-шеми — радикалом.

Наконец 8 августа 1988 г. война была прекращена: общий ущерб, нанесенный за это время Ирану, оценивается в 700 млрд. долл., еже­годно на войну уходило 14 млрд. долл. В период военных действий уничтожено 60% промышленного потенциала Ирана, свыше 1 млн. человек погибли.

Во время войны пострадали и совершенно непричастные к проис­ходящему: 27 мая 1987 г. ракетой с иракского самолета был нанесен удар по американскому фрегату (погибли 37 человек); 3 июля 1988 г. американский истребитель по ошибке сбил иранский гражданский самолет с 290 пассажирами на борту.

В декабре 1986 г. объявлено о самороспуске ИРП; а с 1988 г. разре­шено воссоздание политических партий. Политическая жизнь в стране оживилась. Но власть по-прежнему находилась в руках мулл; посту­павшая информация из Ирана стала крайне скудна.




Во всем мире Иран воспринимался как очаг международного тер­роризма и распространения исламского фундаментализма. В самом деле Иран поощрял террористические группы во всех регионах мира. 14 января 1989 г. аятолла Хомейни издает фетву в отношении англий­ского писателя Рушди, приговаривая его к смерти. Фетва имеет силу закона для всех мусульман мира; каждый стремится исполнить ее, вне зависимости от обстоятельств. Начались охота за Рушди, нападения на книжные магазины и издательства по всему миру. Это вызвало от­рицательное отношение к исламу вообще. Отменить фетву сам Хо­мейни был уже не в силах — 4 июня 1989 г. он умер.

После свержения шаха все его реформы были отменены,в том числе и аграрная. Начались самовольные переделы земли, что вело к много­численным конфликтам. В 1986 г. меджлис принял закон, запрещав­ший переделы земли, но к тому времени 80% земельных угодий уже находилось в руках крупных собственников; примерно треть — в руках духовенства.

После устранения светских структур исламизацияИрана усилилась. Упразднено Управление юстиции; Правосудие вершилось по законам шариата: были введены строгие наказания за употребление алкоголя (30 ударов палками); за супружескую измену и прелюбодеяние мог­ли забить до смерти; даже за про­слушивание музыки, игру в шахматы, употребление деликатесной рыбной икры, следовало наказание до 50 ударов палками. Вводи­лись такие санкции, как выкалывание глаз, выбивание зу­бов, отрезание носа, ушей, рук и ног. Женщинам запрещено работать в сфере услуг, в государственных учреждениях, на эстраде и телевидении — всюду, где их могли видеть мужчины. Им предписывалось ходить в хиджабе, придерживаться строгих мусульманских норм в одежде. Резко сократилось число сту­денток, было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.

В период 1981—1983 гг. в Иране закрыты все вузы,проведены чист­ки среди студентов и преподавателей. Главная база моджахединов по­степенно была перенесена на север, в Курдистан, федаины также уш­ли в подполье.

Всякая политическая деятель­ность в Иране категорически запрещена.

Президентом Ирана стал Хосейни-Хаменеи, премьер-министром — Мусави-Хаменеи.Но главная борьба развернулась между двумя наи­более влиятельными муллами: Хашеми-Рафсанджани, председателем меджлиса, и аятоллой Али Акбар Мохташеми, занимавшим пост министра внутренних дел. Полагают, что Рафсанджани был в большей мере прагматиком, стремился прекратить войну с Ираком, а Мохта-шеми — радикалом.

Наконец 8 августа 1988 г. война была прекращена: общий ущерб, нанесенный за это время Ирану, оценивается в 700 млрд. долл., еже­годно на войну уходило 14 млрд. долл. В период военных действий уничтожено 60% промышленного потенциала Ирана, свыше 1 млн. человек погибли.

Во время войны пострадали и совершенно непричастные к проис­ходящему: 27 мая 1987 г. ракетой с иракского самолета был нанесен удар по американскому фрегату (погибли 37 человек); 3 июля 1988 г. американский истребитель по ошибке сбил иранский гражданский самолет с 290 пассажирами на борту.

В декабре 1986 г. объявлено о самороспуске ИРП; а с 1988 г. разре­шено воссоздание политических партий. Политическая жизнь в стране оживилась. Но власть по-прежнему находилась в руках мулл; посту­павшая информация из Ирана стала крайне скудна.

Во всем мире Иран воспринимался как очаг международного тер­роризма и распространения исламского фундаментализма. В самом деле Иран поощрял террористические группы во всех регионах мира. 14 января 1989 г. аятолла Хомейни издает фетву в отношении англий­ского писателя Рушди, приговаривая его к смерти. Фетва имеет силу закона для всех мусульман мира; каждый стремится исполнить ее, вне зависимости от обстоятельств. Начались охота за Рушди, нападения на книжные магазины и издательства по всему миру. Это вызвало от­рицательное отношение к исламу вообще. Отменить фетву сам Хо­мейни был уже не в силах — 4 июня 1989 г. он умер.

Почему с виду успешная вестернизация страны обернулась свержением реформатора и победой мусульманского духовенства.

В 1960-х-1970-х годах Иран в западном мире считали одной из наиболее прогрессивных и светских стран в мусульманском регионе. Государство выступало важным внешнеполитическим союзником США и Израиля. Всего один календарный год круто изменил судьбу страны. После революции 1979 года она стала Исламской республикой Иран.

Почему так получилось? По каким причинам народ Ирана предпочёл вестернизации строгое следование религиозной традиции и политическую власть мусульманского духовенства? И был ли у нации иной путь? Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

Основные источники статьи:

В стране строили современные заводы и фабрики. Перевооружалась армия, многократно увеличивались доходы от экспорта нефти и газа на Запад. Государство перераспределило пахотную землю в пользу мелких земледельцев, выкупив излишки у крупных собственников.

составляла доля промышленного производства в ВНП Ирана к 1979 году. Это в три раза больше, чем до начала реформ.

По всей стране создавались новые учебные заведения: от начальных школ до университетов. Количество вузов в стране за время правления шаха выросло вчетверо, а техникумов — в 20 раз. Если в 1953 году школы посещали чуть более 700 тысяч иранских детей, то к 1979 году количество школьников превысило 4 миллиона.

Тысячи молодых иранцев, девушек и юношей, каждый год учились на бюджетные деньги за рубежом — в Соединённых Штатах, Франции и других западных государствах. Шах приветствовал западный образ жизни, и городские жители Ирана привыкали его воспринимать. К 1979 году казалось привычным носить западную одежду, слушать западную музыку и смотреть западные фильмы.

Крупные города страны внешне всё меньше отличались от европейских. Банки, казино, кинотеатры и ночные клубы уже не воспринимались как диковинки. Наиболее вестернизированный вид приняла столица Тегеран, где ещё при шахе успели построить целые кварталы высотных зданий с современными широкими дорогами.

Развитие промышленности и экономический рост дополнял навязчивый культ доисламской Древней Персии. В 1971 году шах устроил пышное празднование 2500-летия этой империи. Торжества с участием зарубежных гостей обошлись казне в сотни миллионов долларов, в то время как жители нескольких провинций страдали от неурожая и голода.

В 1976 году Пехлеви объявил о замене традиционного мусульманского летоисчисления хиджры на новое — от начала династии Ахменидов. Для набожного большинства жителей Ирана эта реформа стала величайшим оскорблением.

Попытки шаха эксплуатировать наследие правивших многие века назад Ахменидов и Сасанидов выглядели нелепыми и для светских образованных иранцев. Ведь сам Пехлеви не из каких древних династий не происходил, а просто приходился сыном удачливому авантюристу, захватившему власть во время смуты 1920-х годов.

Власть Мохаммеду Пехлеви досталась не только по наследству, но и благодаря внешней помощи. После Второй мировой войны Иран представлял собой конституционную монархию с сильным парламентом и ограниченными полномочиями шаха. В 1953 году установить абсолютную власть монарху помогли сотрудники спецслужб США и Великобритании.

Иран, благодаря замечательному руководству шаха — это надёжный островок стабильности в одном из наиболее неспокойных регионов мира. В этом ваша заслуга, ваше величество, и заслуга вашего руководства, дань того уважения, восхищения и любви, с которыми ваш народ относится к вам.

Память о трагических событиях 1953 года и шахской непоследовательности ещё долго жила в иранском обществе. Многие жители страны не видели в шахе Мохаммеде законного правителя. Для них он был сыном узурпатора, чью власть обеспечила помощь Запада, а не священная традиция или поддержка народа.

В Иране большинство верующих исторически составляют мусульмане-шииты, а не последователи более распространённого суннитского ислама. На революционные события оказали влияние такие особенности шиизма как непререкаемый авторитет высших духовных лиц — аятолл, исторический культ мученичества и жертвенной борьбы.

В народе распространялись слухи о роскоши, в которой живёт монаршая семья, коррумпированности шахских приспешников и жестокости тайной полиции САВАК. Основания для таких разговоров имелись, но размеры явлений сильно преувеличивали противники власти.

Одетые на европейский манер иранские женщины позируют на фоне торгового центра. Тегеран, 1970-е годы Фото News Dog Media

После революции 1979 года последний руководитель тайной полиции САВАК Хоссейн Фардуст перешёл служить к победившим исламистам. Позже он утверждал, что Пехлеви знал о коррумпированности своих приближённых и сознательно с этим не боролся.

​Участницы иранского девичьего поп-квартета позируют на фото. Середина 1970-х годов Фото News Dog Media

Те же, кто получал высшее образование за рубежом, особенно выходцы из небогатых провинциальных семей, нередко испытывали культурный шок от знакомства с жизнью стран Запада. Домой такие иранцы возвращались убеждёнными сторонниками исламских традиций.

В январе 1978 года в Иране начались полномасштабные волнения. Спусковыми крючками для них стали два примерно совпавших во времени события.

Митинг сторонников Хомейни. Мужчина на первом плане держит портрет аятоллы. Тегеран, сентябрь 1978 года Фото Майкла Липчица (Michel Lipchiz)

Точками невозврата стали два события середины 1978 года. 19 августа в городе Абадане сотрудники САВАК подожгли один из кинотеатров, намереваясь выкурить укрывавшихся в здании протестующих. Это обернулось трагедией: в дыму погибли более 400 человек, преимущественно обычных кинозрителей. 8 сентября в Тегеране новый антиправительственный митинг разогнали с применением военной техники. Это стоило жизней ещё почти 90 иранцам.

В октябре 1978 года Иран охватили забастовки работников самых разных отраслей: от журналистов до рабочих-нефтяников. В ноябре власти потеряли контроль над ситуацией в стране. По оценкам советских наблюдателей, в антишахских митингах к тому времени регулярно участвовал каждый десятый иранец.

Заметно было, как с каждым днём технология проведения митингов совершенствовалась. Обычно шествия разбивались на отряды по 200—300 человек, а впереди каждого двигались мулла с микрофоном и мальчик с репродуктором на длинном шесте — для моментальной трансляции. Духовное лицо после равных пауз выкрикивало очередной лозунг, позади идущие установленное число раз повторяли его.

4 января 1979 года шах назначил уже четвёртого за шесть месяцев главу правительства. Последним в истории монархического Ирана премьер-министром стал лидер светской либеральной оппозиции Шахпур Бахтияр. 16 января Мохаммед Пехлеви вместе с семьёй навсегда покинул Иран. В изгнании он прожил чуть более года. Бегство шаха вызвало настоящее ликование среди большинства иранцев.

​Последний иранский монарх покидает страну вместе с женой и приближёнными. Тегеран, 16 января 1979 года Фото Tasnim

После ухода Пехлеви премьер-министр Шахпур Бахтияр попытался стабилизировать ситуацию в стране. Политик распустил спецслужбы и анонсировал выборы в Учредительное собрание. Стремясь объединить все политические силы, Бахтияр пригласил вернуться жившего в изгнании Рухоллу Хомейни.

В феврале 1979 года аятолла триумфально прибыл в Иран. Встретить его в Тегеране собрались несколько миллионов сторонников. Они уже воспринимали Хомейни как нового главу государства, а вскоре священнослужитель сформировал альтернативное правительство из своих соратников.

Двоевластие в стране сохранялось недолго. 9-11 февраля вооружённые группы хомейнистов взяли верх над последними армейскими частями, лояльными Бахтияру. Вечером 11 февраля нации с телеэкранов объявили, что революция победила. Новый режим приступил к легитимации своей власти и репрессиям против всех реальных и мнимых врагов.

Революционеры расстреливают взятых в плен противников. Иранский Курдистан, август 1979 года Фото Джахангира Разми

В декабре 1979 года совет высших шиитских богословов избрал Хомейни пожизненным рахбаром (верховным руководителем) республики. А ещё раньше начались массовые репрессии. В феврале особые трибуналы стали приговаривать к смерти высокопоставленных военных, бывших министров и губернаторов. Одним из первых в новом Иране расстреляли близкого к шаху генерала Хасана Пакравана. Военачальника не спасло, что в 1964 году именно он отговорил казнить Хомейни.

Трудно установить точное число жертв революционеров. Неоспоримо только то, что убивали они гораздо чаще и несравненно больше, чем это делал прежний режим. По данным армяно-иранского историка Ерванда Абрамяна, в первые пять лет диктатуры Хомейни казнили не меньше 9 тысяч иранцев. За рубежом агенты исламской республики ликвидировали не менее 60 политических эмигрантов. При этом лидеры исламской революции уверяли, что лишь строят новое справедливое общество, без насилия и угнетения.

Рабочие, ремесленники и крестьяне, торговцы и предприниматели — все будут жить после революции в единой мусульманской общине, как братья: богач обязан будет помогать бедняку, и каждый будет проявлять заботу о соседе.

Жестокость революционеров возмущала даже сподвижников Хомейни. Из-за осуждения террора свои должности оставили первый премьер-министр исламской республики Мехди Базарган и первый её президент Абольхасан Банисадр. Радикализм Хомейни критиковали даже некоторые духовные авторитеты. Однако новый режим к тому времени мог заставить замолчать любого несогласного.

Жестокость исламистов породила ответную агрессию. В начале 1980-х годов ультралевые группировки навязали исламской республике городскую герилью. Взрывы, перестрелки и массовые казни стали частью иранской повседневности.

Арестованные экс-офицеры шахской госбезопасности прячут лица от фотокамер. На фотографиях сзади — убитые сторонники революции​. Тегеран, 1980 год Фото Жиля Переса

Положение дел внутри страны ухудшала внешнеполитическая обстановка. Постреволюционный Иран оказался в международной изоляции. Её в ноябре 1979 года усугубил захват в заложники 66 сотрудников американского посольства в Тегеране. Сторонники исламской революции таким образом выразили протест против решения США предоставить убежище Мохаммеду Пехлеви. Большую часть схваченных дипломатов (52 человека) отпустили только спустя полтора года, уже после смерти бывшего шаха.

​Убитый в бою иранский подросток-ополченец. На груди — фотография аятоллы Хомейни. Ирано-иракский фронт, середина 1980-х годов Фото FarsNews

В годы Холодной войны исламский фундаментализм воспринимался как не имеющая будущего маргинальная идеология. Все массовые движения в мусульманских странах носили светский характер. Поэтому развязка революционных событий в Иране потрясла весь мир.

Хочу засвидетельствовать, что в советской внешней политике того периода такой проблемы, как [исламский] фундаментализм, не существовало на практическом уровне. Никто не обсуждал этот вопрос на Политбюро или коллегии МИДа. В то время мы действительно не рассматривали это как серьёзную проблему.

Идеологи иранской революции предложили своим последователям нечто новое. Речь шла не о возврате в прошлое, но о продолжении модернизации с опорой на традицию. Иранцам, так же как и советским гражданам в довоенном СССР, внушалось, что они — строители первого в своём роде общества. Именно их обновлённая страна должна стать образцом справедливости для всего мира.

​Иран до и после революции. Прогресс по ключевым социально-экономическим показателям свидетельствует, что исламская республика не прекратила, но продолжила начатую шахом модернизацию Данные Всемирного банка

Вдохновлённое духовенством движение приобрело революционный характер. Оно стало массовым и одержало верх как над монархическим режимом, так и над альтернативными оппозиционными группами. Привитый иранцам революционно-религиозный фанатизм позволил исламской республике выстоять в непростой войне с Ираком, выдержать санкции и международную изоляцию.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Государство в Юго-Западной Азии.
Территория - 1,65 млн. кв. км. Столица - г. Тегеран.
Население - 62,75 млн. чел. (1999 г.), 65% - персы, 18% азербайджанцы.
Официальный язык - персидский (фарси).
Государственная религия - ислам шиитского толка (исповедуют свыше 90% населения).

Содержание

Государственное устройство

Правовая система

Современная правовая система Ирана носит смешанный характер, в ней тесно переплетаются элементы мусульманской и романо-германской правовых систем. Соотношение этих элементов на протяжении ХХ в. было неодинаковым.
Иран - одно из немногих мусульманских государств, избежавших прямой европейской колонизации. Процесс "вестернизации" политической и правовой системы начался в 1906 г., когда здесь была принята Конституция, построенная по франко-бельгийской модели, однако преобразование судебной системы и принятие отраслевых кодексов (Торгового, Уголовного, Гражданского и Гражданско-процессуального) начались лишь в конце 1920-х гг. За основу этих актов были взяты соответствующие французские образцы.
В результате реформ 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского права значительно сузилась. Фикх (мусульманская правовая доктрина) джафаритского толка сохранил свои позиции лишь в области личного статуса и определения правового положения вакфов (изъятого из оборота имущества, предназначенного для благотворительных целей).
Новые усилия по вестернизации Ирана, предпринятые в 1960-1970 гг. в условиях обострения социальных противоречий, привели к народной революции 1979 г., которую возглавило радикальное исламское духовенство. Новый режим взял курс на превращение Ирана в исламское общество, что означало исламизацию всей правовой системы.
Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. В Иране были изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов джафаритской школы мусульманского права. В то же время основная масса прежнего кодифицированного законодательства, заимствованного у европейских стран, была лишь изменена в соответствии с исламскими правовыми установками.
В настоящее время нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся в Иране форму правления. Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме проведения досуга мусульман.
Основным источником права в Иране считается закон. Согласно ст.4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.
Соотношение между нормой закона и нормой обычая устанавливается с позиций приоритета законодательства; судья обязан применять норму закона, даже если она, по его мнению, противоречит обычаю (ст.9 ГПК 1939 г.). Обычно-правовые нормы подлежат применению в случае неясности, противоречивости или отсутствия правовой нормы (ст.3 ГПК 1939 г.).
Судебная практика формально не признается источником права; судья должен принимать решение на основе закона, и такое решение не может формулироваться в виде общей нормы (ст.5 ГПК 1939 г.). В то же время судебные решения, прежде всего принимаемые Верховным судом, фактически применяются в качестве обязательных нижестоящими судебными органами.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Уголовное право и процесс

Развитие уголовного права Ирана в полной мере отражает историю эволюции правовой системы страны в целом.
В 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского деликтного права была практически сведена на нет в результате серьезных реформ, выразившихся, в частности, в принятии Уголовного кодекса 1926 г. Этот Кодекс был построен на заимствовании основных положений французского уголовного законодательства (Уголовного кодекса Франции 1810 г.), хотя в принципе и допускал, что деяния, считающиеся преступлениями по мусульманскому праву, могут быть наказаны установленными им санкциями. Однако на практике до создания исламской республики в 1979 г. предпочтение отдавалось нормам Кодекса 1926 г., поскольку он предлагал альтернативу любым исламским наказаниям в виде санкций, характерных для европейского уголовного права.
После исламской революции 1979 г. наметился обратный процесс. Сразу после установления нового режима различные новые судебные органы стали широко использовать мусульманское деликтное право шиитского толка, а Уголовный кодекс 1926 г. был фактически отменен. Новая Конституция Исламской Республики Иран 1979 г. провозгласила, что уголовные законы страны должны соответствовать принципам ислама (ст.4), и при установлении ответственности за уголовные преступления следует применять нормы шариата (ст.156).
В первое время ведущими источниками при решении уголовных дел являлись произведения авторитетных шиитских правоведов, а также фетвы Руководителя ИРИ Р. Хомейни и положения, сформулированные им в его трудах по мусульманскому праву. Именно на этом основании суды стали привлекать к уголовной ответственности за слушание легкой музыки, азартные игры (к ним были отнесены и шахматы) и даже за ношение одежды, якобы не соответствующей исламским традициям.
В апреле 1981 г. в Иране вступил в действие исламский Закон о кисасе, который включал 199 статей и предусматривал все наказания за убийство и телесные повреждения. Затем был принят Закон о худуд, предусмотревший санкции за такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража и разбой. Оба акта целиком базировались на соответствующих предписаниях шариата. В конце 1980-х гг. была проведена реформа уголовного права Ирана, в результате которой принят единый кодифицированный акт - Уголовный кодекс 1988 г., включивший мусульманско-правовые санкции за все 3 категории правонарушений по шариату - худуд, кисас и тазир (см. раздел "Саудовская Аравия", уголовное право).
Смертная казнь предусмотрена за убийство; преступления, связанные с наркотиками; политическое насилие; другие политические преступления; "моральные" преступления, такие как супружеская неверность, проституция, содомия и неоднократное употребление алкогольных напитков; разбой, вероотступничество. При этом лицо, осужденное за убийство, может быть казнено только при согласии ближайшего родственника потерпевшего из числа мужчин, который может выбрать и выкуп за кровь (дийя). Преступления категории худуд Уголовный кодекс 1988 г. рассматривает как посягательства на права бога, подлежащие неотвратимому наказанию. Если за них предусмотрена смертная казнь, она не может быть заменена иной санкцией.
Наиболее распространенные способы приведения смертных приговоров в исполнение - расстрел и повешение. Забрасыванием камнями наказывается прелюбодеяние.
По числу смертных казней Иран занимает одно из первых мест в мире (наряду с КНР и Нигерией). Большинство казненных составляют лица, осужденные за убийство, незаконную торговлю наркотиками и их употребление, а также политические противники, осужденные за вооруженную оппозицию правительству.
Помимо смертной казни широкое применение (в соответствии с нормами шариата) получили телесные наказания. В частности, однократное употребление спиртных напитков и наркотиков наказывается 80 ударами плети, "неквалифицированное" прелюбодеяние - 100 ударами плети и т.д. На практике телесные наказания суды начали применять уже летом 1979 г., в частности за незаконное повышение торговцами рыночных цен.
Уголовное законодательство предусматривает и общепринятые виды наказания, такие как тюремное заключение и штраф.
Уголовный процесс, так же как и уголовное право, находится под влиянием мусульманско-правовых концепций, положенных в основу УПК 1988 г. В то же время в Иране признаны ряд общедемократических принципов уголовного судопроизводства. Согласно Конституции (ст.165) судебные процессы должны быть открытыми, если только суд не решит, что открытое разбирательство было бы пагубно для общественной морали и порядка, или если дело касается частных споров и обе стороны ходатайствуют о закрытом рассмотрении дела. Вердикты судов должны быть хорошо аргументированы и основаны на документах, со ссылкой на соответствующие статьи закона и принципы права (ст.166). Судья должен стремиться выносить решение на основе кодифицированного права. При отсутствии соответствующей нормы решение должно основываться на авторитетных источниках мусульманского права (ст.167).
Политические преступления и преступления прессы должны рассматриваться открыто и с участием присяжных, в судах общей юрисдикции. Способ отбора присяжных, их полномочия и определение политических преступлений устанавливаются законом в соответствии с исламскими критериями (ст.168). Закон, устанавливающий уголовную ответственность, не может иметь обратной силы (ст.169).
Согласно ст.35 Конституции обе стороны судебного процесса имеют право (во всех судах общей юрисдикции) пользоваться услугами адвоката по своему выбору. Если они не имеют такой возможности, то должны быть приняты меры по назначению адвоката.
Тем не менее международные наблюдатели отмечают многочисленные факты несправедливых судебных процессов, массовое применение пыток в ходе следствия и целый ряд других нарушений прав человека в сфере уголовного судопроизводства.
Уголовные дела рассматриваются уголовными судами (в 1994 г. объединены с гражданскими) или Исламскими революционными судами (ИРС), причем их юрисдикция различна. Под юрисдикцию ИРС подпадают: все преступления против внутренней и внешней безопасности государства, вероотступничество, покушение на жизнь политических деятелей, незаконная торговля наркотиками, подавление борьбы народа Ирана, расхищение общественного богатства и спекуляция.
В соответствии с регламентом ИРС должен состоять из 3 человек, в том числе 2 судей. На практике эти суды часто состоят только из одного лица религиозного судьи. Разбирательство производится по упрощенной процедуре, без адвоката. Способ установления виновности опирается на показания "благочестивых людей", такие показания могут быть подтверждены клятвой (qassameh). Подтвержденные клятвой свидетельства не могут быть опровергнуты подсудимым, и обвинение вправе ими ограничиться.
Осужденные, дела которых рассматриваются в уголовных судах, не имеют права обжаловать обвинение и приговор. Однако Верховный Суд должен проверить применение закона по делам, в которых уголовные суды вынесли приговоры, предусматривающие смертную казнь или другие серьезные наказания, до их вступления в силу.
Высокий совет правосудия утверждает смертные приговоры; он может возвратить дело в тот же суд для повторного рассмотрения. В то же время по политическим делам вообще не существует норм об обжаловании обвинения и приговора в вышестоящий трибунал или о полной проверке дела для выявления возможных ошибок.

Судебная система. Органы контроля

Согласно ст.156 Конституции судебная власть независима. Она функционирует на основе исламских норм и обычаев. Высшей судебной инстанцией является Высокий совет правосудия, состоящий из 5 членов, срок полномочий которых - 5 лет. В Высокий совет правосудия входит Главный судья Верховного Суда и генеральный прокурор. Оба должны быть шиитскими муджтахидами (признанные знатоки мусульманского права из числа духовенства, получившие право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе Корана и сунны). Три других члена выбираются мусульманскими правоведами.
В компетенцию Высокого совета правосудия входят, в числе прочего, утверждение смертных приговоров, подготовка законопроектов, относящихся к судебной власти, наблюдение за назначением судей, решение ряда кадровых вопросов. Статья 160 Конституции предусматривает, что министр юстиции должен быть назначен Премьер-министром из числа кандидатов, рекомендованных Высоким советом правосудия. Министр юстиции отвечает за административно-финансовое обеспечение деятельности всех судов в стране.
Контроль за правильным исполнением законов, обеспечением их единого толкования осуществляется Верховным Судом. Председатель (Главный судья) Верховного Суда и генеральный прокурор назначаются Высоким советом правосудия после консультации с судьями Верховного Суда на 5 лет. Верховный Суд является апелляционной инстанцией, проверяющей решения нижестоящих судов, чтобы гарантировать их соответствие законам страны и единообразие судебной правоприменительной практики.
Военные суды согласно Конституции (ст.172) рассматривают дела о преступлениях, связанных с прохождением военной службы или службы в военизированных организациях (жандармерии, полиции, Корпусе стражей Исламской революции). В то же время общегражданские преступления указанных лиц либо преступления, находящиеся в ведении офицеров юстиции, рассматриваются в общих судах. Военная прокуратура и военные суды являются частью судебной власти, и на них распространяются все принципы, относящиеся к этой власти.
Конституция предусматривает также создание Суда административной юстиции для рассмотрения жалоб граждан на действия правительственных органов и их должностных лиц, а также оспаривания подзаконных актов (ст.173). Этот суд находится под контролем главы судебной власти.
Судьи всех судов должны знать мусульманское право, а также отвечать другим требованиям, установленным Высоким советом правосудия.
Юридическую помощь гражданам оказывает адвокатура. Ее основной организационной формой являются партнерства. Кандидаты в адвокаты должны получить степень бакалавра права в одной из иранских юридических школ, что требует прохождения 4-летнего курса обучения. Иностранные дипломы в принципе признаются, однако в этом случае от кандидата обычно требуется сдача дополнительного экзамена. Помимо этого необходима годичная стажировка или 3-летний стаж работы в органах юстиции. Получившее статус адвоката лицо имеет право выступать в судах любого уровня.
Институт конституционного контроля в Иране имеет особенности, отражающие исламский характер всей правовой системы. Конституция 1979 г. учредила Совет по охране Конституции (часто переводится как Попечительский совет или Совет стражей) - орган, рассматривающий законы, принятые Меджлисом, на предмет их соответствия исламским и конституционным принципам (ст.94). Этим определяется его состав: 6 мусульманских правоведов, "известных своим знанием исламской юриспруденции и знакомых с требованиями времени", и 6 юристов, представляющих различные отрасли права. Первые отбираются Лидером (духовным Руководителем государства), вторые представляются Высоким советом правосудия и окончательно утверждаются Меджлисом. Срок полномочий членов Совета - 6 лет, с обновлением половины состава через 3 года после образования (по жребию).
В Иране функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые могут налагать мусульманские наказания за отклонения от правил торговли, общественного порядка или норм морали.
Специальным органом финансово-экономического контроля является Финансовый суд. Согласно Конституции этот суд находится в прямом подчинении у Меджлиса. Его структура и управление делами в Тегеране и в центрах провинций определяются законом (ст.54). Финансовый суд в порядке, предусмотренном законом, проверяет или инспектирует все счета министерств, государственных предприятий и учреждений и других структур, которые хоть в какой-то степени используют государственный бюджет страны, дабы убедиться в том, что расходы не превысили утвержденные кредиты и что каждая сумма потрачена правильно. Финансовый суд готовит соответствующие выкладки, счета и документы и представляет Меджлису отчет о выполнении бюджета за каждый год с приложением своих выводов и предложений.

Литература

Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 39-149.
Noori Y. Islamic Government and Revolution in Iran. Glasgow, 1986.

Читайте также: