Что такое искусствоведение кратко и понятно

Обновлено: 12.05.2024

Искусствовед – это специалист, который занимается исследованием какого-либо вида искусства.

Искусствоведение – это наука о видах искусства: живописи, литературе, архитектуре, скульптуре, музыке, театре. Искусствовед – это специалист, который исследует историю их возникновения, развития и содержание. Он выбирает для себя один вид и углубленно занимается им. Представители этой профессии могут проводить выставки, участвовать в реставрационных работах, продаже ценных предметов искусства или вести научную деятельность.

Экскурс в историю

Сформировать теорию искусств ученые пытались еще в эпоху античности. Эти попытки продолжали предпринимать и в течение следующих столетий. Однако в качестве такой дисциплины, как мы ее знаем, искусствоведение оформилось только в конце 19-го – начале 20 столетия. Профессия искусствоведа и вовсе трансформируется по сей день. Это вполне закономерный процесс. Ведь мир технологий сейчас переживает бурное развитие, в частности мы наблюдаем возникновение новых видов искусства, а также изменение стандартов и принципов его определения в целом. Поэтому вполне логично, что представители этой профессии сегодня востребованы.

Описание профессии

Чем занимается искусствовед? Его работа предполагает несколько векторов (можно остановиться на каком-то одном или сочетать их):

  • научный – проводит исследования и решает аналитические задачи;
  • образовательный – преподает в профильном учебном заведении;
  • культурный – работает в музее, галерее, выступает на презентациях и семинарах;
  • экспертный – консультирует по произведениям искусства и предметам антиквариата;
  • управленческий – занимает должность в органах власти, руководит музеем, галереей, образовательным учреждением;
  • коммерческий – популяризирует и продает предметы искусства.

Ученые часто дискутируют о том, кто такой искусствовед по сути: культуролог, философ или же историк. Независимо от результата этих споров главные задачи такого специалиста заключаются в понимании и оценивании произведений искусства, поиске в них аллегорий, скрытых знаков и символов.

Многие дипломированные выпускники идут заниматься наукой. Они становятся авторами статей и книг, преподавателями в вузах. Министерство культуры и другие органы государственной власти заказывают им каталогизацию объектов, имеющих художественную ценность. Работа представителей этой профессии связана с частыми командировками и участием в конференциях международного масштаба.

Те искусствоведы, которые отдают предпочтение практике, в основном заняты в организации выставок, а также в аукционах и арт-менеджменте.

Амбициозные и креативные специалисты с энтузиазмом осваивают музейную сферу, разрабатывая инновационные форматы.

Спектр обязанностей

У каждой должности, которую может занимать искусствовед, есть свой набор обязанностей. Рассмотрим некоторые.

  • Управление выставками и экскурсиями. Специалисты занимаются разработкой концепций, организацией займов из коллекций музеев либо галерей, а также вносят предложения о вариантах презентации произведений искусства. На их плечи ложится транспортировка работ, оценка их стоимости, решение страховых и юридических вопросов. Помимо этого, искусствовед осуществляет контроль за каталогами и отвечает за открытие выставки и успешное проведение экскурсии.
  • Управление искусством и культурой. Обязанности специалиста в этой сфере сводятся к работе над концепциями образовательного характера для художественных галерей и музеев. Еще он должен знакомить с коллекциями группы посетителей и учебные классы.
  • Реставрация и консервация. Работая в этой сфере, искусствовед занимается исследованием состояния памятников архитектуры и прочих произведений искусства, анализом методов, форм и мотивов их презентации. Он документирует и классифицирует их, выполняет реконструкцию объектов, восстанавливая их первоначальное состояние.
  • Художественные магазины, галереи, аукционные дома. Здесь специалисту предстоит определять, каталогизировать и продавать произведения искусства – прежде всего, современного. Чтобы достичь успеха, специалист должен пристально следить за тенденциями и событиями в сфере арт-менеджмента, принимать во внимание мнение общества и обладать широкими познаниями в современном искусстве.
  • Образование для взрослых. К обязанностям искусствоведа, который этим занимается, относят организацию и проведение лекций и семинаров на культурно-исторические темы.
  • Центры документации, архивы и библиотеки. Тут специалисты оказывают всестороннюю поддержку департаментам истории искусств. Кроме того, они ответственны за создание информационных запасов или коллекций.

Знания и личностные качества

Искусствовед – профессия, которая предполагает обучение в течение всей жизни. Базовые теоретические знания дает вуз. Но повышать свой уровень придется самостоятельно в процессе работы. Если вы хотите сделать карьеру, потрудитесь выучить хотя бы один (а лучше – несколько) иностранный язык.

Успешная работа невозможна без любви к искусству и стремления к его изучению. Кроме того, специалисту нужны хорошая память и широкий кругозор. Он должен обладать развитым чувством прекрасного, а также уметь делать анализ художественного произведения, безошибочно определяя мысль, которую выражает автор. Ему не обойтись без красноречия и грамотности. Они понадобятся для написания текстов лекций и научных публикаций.

Чтобы изучать произведения искусства, которые находятся за границей, искусствовед отправляется в командировки. Соответственно, он должен быть готовым к таким поездкам и знать иностранный язык, о чем мы уже говорили выше.

Обучение и ЕГЭ

Если вы выбрали для себя профессию искусствоведа, где учиться – один из первых и самых важных вопросов. Конечно, потребуется высшее образование. О вузах – немного ниже. А сейчас – о дисциплинах, которые будут входить в программу обучения.

Изучать искусство в отрыве от истории нереально. Поэтому не удивляйтесь, что на этот курс отведено максимум времени. Будущие бакалавры и специалисты должны обладать знаниями мировой истории (с древних эпох до современности) и истории России. Само собой, будут и предметы, непосредственно связанные с искусствоведением и культуроведением. Студенту предстоит детально ознакомиться с историей художественной критики, методологией и историей искусства, техниками изобразительного искусства, а также восстановлением памятников живописи. Производственная практика предусматривает работу в хранилище и архиве, обучение анализу и систематизации массивов информации, обращению с каталогами и документами.

Теперь – ответ на вопрос, как стать искусствоведом. Для этого надо поступить на факультет или в институт искусствоведения. Вовсе не обязательно, что он будет называться именно так. Есть и смежные направления подготовки, которые тоже можно выбирать. Перечислим некоторые вузы, где точно могут дать подходящее высшее образование:

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. В некоторых высших учебных заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или иностранному языку.

Заработная плата

По информации сайтов с вакансиями, самая высокая зарплата у искусствоведов, которые работают в Ленинградской области. Они получают почти 48 тысяч рублей. На втором месте – специалисты Новосибирской области. Они зарабатывают в среднем 36 тысяч рублей. Замыкает тройку лидеров Московская область. В столице представителям этой профессии предлагают около 23 тысяч рублей.

Эти цифры относительны. Ведь на размер заработной платы искусствоведа влияет не только регион, но и конкретное место работы, стаж и уровень профессионализма.

Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

Перспективность профессии

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия искусствовед подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Искусствове́дение, искусствозна́ние — комплекс наук, изучающих искусство (преимущественно изобразительное) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности, совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведение включает в себя теорию и историю искусства, а также художественную критику.

В XIX—XX вв. искусствоведение получило широкое развитие, в науке сложился целый ряд школ и направлений. Фундаментальные исследования в области искусствоведения были выполнены Вильгельмом Любке, Антоном Шпрингером, Карлом Верманом (Германия), Эженом Виолле-ле-Дюком, Гастоном Масперо (Франция), Якобом Буркхардтом (Швейцария).

Содержание

Российский Государственный образовательный стандарт

Искусствоведение – наука об искусстве. Литературу как вид искусства изучает литературоведение.

Искусствоведение занимается изучением, накоплением, классификацией произведений искусства, а также атрибуцией (установлением авторства произведения, времени и места его создания). Кроме того, искусствоведение включает в себя художественную критику.

История науки

Основоположником искусствоведения в современном его понимании считают Иога́нна Иоахима Ви́нкельмана (1717-1768), немецкого искусствоведа, который первым признал классическое искусство показателем и важной частью образованного общества.

Но изучение теории искусства началось намного раньше древнегреческими философами Платоном (между 429 и 427 до н.э.-347 до н. э.) и его учеником Аристотелем (384 год до н.э.-322 год до н.э.), римским учёным Марком Витрувием (I в. до н.э.). Он написал трактат об архитектуре, в котором обобщил античный архитектурный опыт. Фактически этот трактат был практическим руководством. Об античном искусстве писал и древнеримский эрудит Плиний Старший (между 22 и 24 годами н.э.-79 год н.э.).

Вывод: элементы искусствоведения зародились в древности, но долгое время они входили в состав философии, богословия, практических руководств по ремёслам.

Широкое распространение искусствоведение получило в XIX-XX вв. К этому времени внутри него уже существовали школы и направления.

В наше время учёные-искусствоведы имеют более узкие специализации.

Искусствоведение в России

Началом искусствоведения в России считаются средневековые летописи, в которых сообщалось о различных памятниках искусства или приводились жизнеописания художников, иконописцев, других мастеров.

Когда в России в XVII в. начало формироваться светское мировоззрение, появилась возможность знакомства с некоторыми образцами европейской культуры.

В качестве университетской специальности искусствоведение появилось на рубеже XIX-XX вв. В настоящее время таких специалистов воспитывают в высших учебных заведениях по всему миру.

Во многих университетах нашей страны открыты факультеты или отделения по подготовке искусствоведов. Это модная и востребованная в наше время профессия.

Для чего нужны искусствоведы

Человечество во все времена тянулось к прекрасному. Но значение этого слова в разные времена понималось по-разному. Иногда за прекрасное принималось вычурное, безвкусное, лишённое смысла. Задача искусствоведа – донести до людей смысл прекрасного, помочь людям ориентироваться в мире вещей, произведений искусства. Человек данной профессии может выступать в роли эксперта, когда надо определить личность мастера произведения или написать критическую статью после просмотра спектакля или фильма и т.д. Искусствовед – человек широкого кругозора, обширных знаний, поэтому его роль в обществе будет расти.

ИСКУССТВОЗНА́НИЕ (ис­кус­ст­во­ве­де­ние), нау­ка об ис­кус­ст­ве, изу­чаю­щая пла­сти­че­ские ис­кус­ст­ва (изо­бра­зит. иск-во, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное иск-во и ар­хи­тек­ту­ру). Пред­став­ле­на тре­мя взаи­мо­свя­зан­ны­ми об­лас­тя­ми: тео­ри­ей иск-ва, ис­то­ри­ей иск-ва и ху­до­же­ст­вен­ной кри­ти­кой . Пред­мет И. со­став­ля­ют три яв­ле­ния (и свя­зан­ные с ни­ми про­цес­сы): са­мо ху­дож. про­из­ве­де­ние, его ав­тор (ху­дож­ник-тво­рец) и его ре­ци­пи­ент (зри­тель). Слож­ная струк­ту­ра пла­стич. ис­кусств оп­ре­де­ля­ет мно­го­со­став­ность ме­то­до­ло­гич. ос­на­ще­ния И., его меж­дис­ци­п­ли­нар­ный ха­рак­тер и связь со смеж­ны­ми нау­ка­ми (эс­те­ти­кой, ан­тро­по­ло­ги­ей, ис­то­ри­ей, пси­хо­ло­ги­ей, со­цио­ло­ги­ей, фи­ло­ло­ги­ей, ре­ли­гио­ве­де­ни­ем и т. д.).



Кадры из фильма праискуство "Западня" (1999)

Искусствоведы, как следует из названия, занимаются искусством.
Дальше уже идут нюансы, связанные с личными склонностями, способностями и избранной отраслью работы, которая может быть любой. Равно как и у врачей: очевидно, что кардиохирург в частной клинике и участковый в государственной поликлинике -- это совершенно разные люди с абсолютной разной профессией и судьбой.

И пожалуйста, не судите об искусствоведах по просмотренным кинофильмам и прочитанным книгам. Вы же понимаете, что Доктор Хаус -- это абсолютно невозможный в реальной больнице персонаж, да? А "Тайны следствия" и "Настя Каменская" -- это не срез отечественной полицейской и судебной системы, правда же? Ну вот. Дэн Браун, Пелевин, искусствоведы Татьяны Устиновой, персонажи Голливуда -- это все тоже фикшн, где взяты несколько характерных черт и акцентированы до невозможности с целью придания истории увлекательности. Причем обычно по принципу "слышал звон, да не знает, где он".


Так что вообще искусствовед -- это просто тот, кто "получил искусствоведческое образование". Больше ничего это слово в быту не характеризует -- он может быть и миллионером, и нищим, и преступником, и подвижником.

Разделим искусствоведов ориентировочно на две группы (я говорю конкретно об изобразительном искусстве):
где есть деньги, и где денег нету.

Сначала про тех, "где денег нету" (в условиях Российской Федерации). По хорошему, настоящие, тру-искусствоведы -- это вот как раз они.

Человек закончил ВУЗ по специальности искусствоведение. И остался в университете заниматься научной работой, стал историком искусства -- пишет диссертацию, научные статьи, анализирует визуально картины, копается в архивах, восстанавливает неизвестные подробности биографии авторов и картин, читает лекции студентам, создает сложные теоретические труды. Если вы представляете, чем занимается обычный, простой историк или литературовед, ученый -- так вот оно то же самое.

Какая зарплата у научного работника в РФ, если у него нет таланта сесть на гранты, надеюсь, вы примерно тоже представляете. (Если он шибко умный, то нашел постдок и свалил за границу).


Искусствоведы этой породы также водятся в музеях, где прямо у них под рукой, в хранении, находятся те произведения, которые они исследуют и публикуют в умных журналах для своих. (Внимание! Тетеньки в залах, которые говорят вам "к картинам близко не подходить!" -- искусствоведами не являются! Равно как не являются ими и гардеробщицы или уборщицы! Даже экскурсоводы, рассказывающие в залах про картины, зачастую не имеют искусствоведческого образования. Речь идет именно о научных сотрудниках).

Важная особенность: наличие специализации -- знаток искусства средневекового Китая не станет влезать в научный спор об Энди Уорхоле, а эксперту по иконописи глубоко фиолетов авангард, если только этот эксперт когда-нибудь не касался темы влияния Ф.Грека на Н.Гончарову. (Аналогичным образом не стоит спрашивать историка -- специалиста по сталинским репрессиям, про денежные потоки на Руси во времена Ивана Калиты -- принцип понятен, да?).

Если у искусствоведа в музее более активная жизненная позиция (или назойливый начальник), то его деятельность может оказаться более разнообразна: например, он участвует в организации выставок, может ездить в командировки, и вообще общаться со всякими там пришлыми людьми. Но это уже смежные арт-менеджеровские занятия.



Кадры из фильма праискуство "Афера Томаса Крауна" (1999)

Зарплаты при этом у сотрудников государственных музеев остаются бюджетными, хотя на них могут влиять различные обстоятельства, в зависимости от видов работы. Большие деньги в музеях получают директора, но это лишь потому что они начальство, чиновники -- собственно, для того, чтобы стать директором музея, увы, иметь искусствоведческое образование не обязательно.

Вообще, как и во многих других отраслях, личностные качества и определяют итоговый характер работы, приложение искусствоведческого образования. Например, кто-то, стиснув зубы, читает лишь минимальные лекции студентам в родном ВУЗе, отбрыкиваясь от сверхурочных. Кому-то, наоборот, это по кайфу, умеет и любит читать лекции, делает это своим студентам, чужим студентам, домохозяйкам, дамам с Рублевки, по телевизору и т.п. Зарабатывает он намного больше. Хочешь жить -- умей вертеться, все такое.

И тут мы плавно переходим к -- назовем их так -- "популяризаторам науки": лекторам, создателям авторских экскурсий и туристических маршрутов, авторам научно-популярных книг и путеводителей, создателям интернет-проектов, ведущим на телевидении (рассказывают, ага, что передачи про культуру бывали когда-то раньше на российском тв), и так далее. Это все люди, которые берут это свое искусствоведение и пытаются его интегрировать в реальную жизнь, хотят щедро поделиться им с другими, любопытствующими профанами. (Как вы понимаете, тру-искусствоведы к таким относятся со скепсисом, а то и с презрением, за опрощение Науки). Здесь количества хлеба с маслом зависит от таланта популяризатора популяризировать и, конечно, от отрасли, в которой он пригодился -- очевидно, что в телевизоре денег больше, чем в библиотеке.


Кстати, за книги платят мало, в несколько раз меньше, чем за отдельные статьи, потому что книгоиздательский бизнес и журналистика -- это разные отрасли. Где-то вот тут болтаюсь я, банальный журналист в области культурки, и мои гонорары зависят не от скилла моего искусствоведения, а от того, в каком состоянии сегодня в РФ журналистика -- в кризисе или на подъеме (про подъем -- это шутка).

Арт-критики -- это тоже к области журналистики, зарплату им платит издательство. (Остальные бонусы -- отдельная история, зависящая от репутации).

(Еще важное: чем бы ни занимался искусствовед, в какой бы подотрасли он ни нашел себя, вот главное, что хорошему профессионалу все время приходится делать: УЧИТЬСЯ. Читать, смотреть, думать. Все время прокачиваться, повышать свой уровень. Впрочем, а для каких профессий это правило не подходит?)


  • Реставратор, на всякий случай уточню, это человек, который "чинит" произведения искусства, приводит их в порядок (иногда просто чистит). Искусствоведческого образования он может не иметь, главное, чтобы был "ремесленный" талант. Он может работать в государственном музее, на себя по частным заказам, или в частной лавочке на зарплату или на процент. Либо все это совмещать. Все они молодцы и делают хорошее дело, кормят свою семью, спасают искусство. Тему криминала и подделок принципиально не поднимаю, откуда мне вообще знать об этой кухне.
  • Эксперт -- это образованный искусствовед, которому приносят вещи на экспертизу, и он датирует их -- на глазок, и на микроскоп, анализирует "почерк" предполагаемого автора, сверяет с документами (то, что я вот тут писала про то, что Малевича на самом деле сложно подделать). Раньше сотрудники госмузеев могли делать экспертизы с печатями, но после ряда злоупотреблений двухтысячных годов это запретили. Так что теперь за оценкой пожалуйте в Грабари, и вот еще несколько, в т.ч. государственных лабораторий.



  • кураторы (в том числе, выставок в частных музеях и галереях) -- то есть люди, которые дирижируют, собирая экспонаты на выставки;
  • члены жюри престижных конкурсов и ежегодных фестивалей, биеннале;
  • организаторы мероприятий;
  • распильщики государственных бюджетов;
  • и прочие смежные занятия.

Это, кстати, уже пошли те искусствоведы, у которых деньги есть. Страшная, коварная группа обольстителей, которая вешает лапшу на уши бедным богатеньким неискусствоведам, впаривая им всякую фигню, контемпорари-арт и прочий неликвид. (Очень люблю эти мифы: например, после некоторых постов люди мне пишут, что я ОЧЕВИДНО стригу процент с пропаганды нефигуративного искусства в рунете, и что я часть мирового заговора искусствоведов. Кстати, ау, искусствоведомасоны высокой ложи, ежели решите поделиться, то пишите в личку, я-таки хочу свою долю, яндекс-кошелек тут, если готовы анонимно).

Так вот, друзья мои, спешу вас разочаровать. Это не "искусствоведы". Чтобы стать арт-дилером, галеристом, аукционистом, антикваром или представителем другой хлебной профессии ("продажником"), обладать искусствоведческим образованием не обязательно.
Иногда это даже мешает.
Успешный бизнес в этом поле делают прирожденные коммерсанты, которые могут прийти в него из совершенно любой отрасли, просто потянувшись к прекрасному.

Именно они стригут те самые легендарные гигантские проценты, строят особняки и хранят в своих сейфах "фаберже".

Искусствоведы же, как говорит печальная статистика моих однокурсниц, работают на них научными консультантами, оценщиками, экспертами, авторами статей и каталогов, пиарщиками, а также девушками на рэсепшн.

Читайте также: