Что такое иордан кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ни одна река не занимает в Библии такого места, как Иордан, о котором упоминается свыше семидесяти пяти раз. Географическое положение реки таково, что она берет начало в Ливанских горах, впадает в Тивериадское (Галилейское) море, а затем продолжает путь к Мертвому морю, расположенному в сотне километров к югу. Ее извилистый с отмелями вид во многих местах может показаться не впечатляющим, но она служит естественной преградой между засушливыми пустынными районами на востоке и плодородными землями на западе в направлении Средиземного моря.

Значение реки Иордан выражается также в том, что на ее берегах происходили некоторые важные события библейской истории. Илию чудесным образом кормили вороны у потока Хораф к востоку от Иордана ( 3Цар. 17:2–7 ). Илия был вознесен на небо вскоре после перехода Иордана посуху с Елисеем ( 4Цар. 2:7–12 ). Сирийский военачальник Нееман исцелился от проказы, окунувшись семь раз в Иордан ( 4Цар. 5:8–14 ). В Новом Завете Иоанн Креститель использовал воду Иордана для крещения ( Мк. 1:5 ), и в Иордане крестился Иисус ( Мк. 1:9 ). В Своем служении Иисус иногда крестил людей в реке ( Ин. 3:22 ).

См. также: ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ, ПУСТЫНЯ, РЕКА.

Иордан (Израиль)

Иорда́н (ивр. נָהָר הַיַרְדֵּן ‎, наhа́р hа-Йарде́н; араб. نهر الأردن ‎‎, nahr al-urdun) — река на Ближнем Востоке. Берёт начало у подножия горы Хермон, протекает через озеро Кине́рет, впадает в Мёртвое море. В нижнем течении представляет собой естественную границу между Израилем и Иорданией. Одна из основных водных артерий региона. Длина 252 км.

Когда-то в долине реки Иордан зеленели тропические леса, а в прибрежных зарослях папируса водились гиппопотамы. Сейчас здесь от былого растительного великолепия ничего не осталось, разве что возвышаются кое-где вечнозеленые смоковницы-сикоморы, скрашивая пустынный вид Иорданской равнины [1] .

Многократно упоминается в Библии. Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, тем самым завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Позднее, согласно Евангелию, в водах реки принял крещение Иисус Христос. Христиане относятся к Иордану, как к священной реке; с Византийской эпохи было распространено убеждение, что вода Иордана исцеляет болезни.

Содержание

Происхождение названия

До сих пор у учёных не сформировалось единого мнения по поводу происхождения названия реки.

Гидрография

Длина Иордана — 252 км. Площадь бассейна составляет около 18 000 км². Средний уклон — 1,85 м/км, на участке от озера Ху́ла до озера Кине́рет — 17,6 м/км. Река несудоходна.

Иордан берёт начало в 14 км севернее озера Хула, недалеко от кибу́ца Сде-Нехемия. Его исток представляет собой слияние трёх рек — Снира (или Хацбани), Баниаса (или Хермона) и Дана, текущих со склонов горы Хермон и составляющих 77 % вод бассейна Иордана [3] . Далее река течёт в направлении с севера на юг до самого устья.

После выхода из ущелья, Иордан впадает в озеро Кинерет (также называемое Тивериадским озером, по названию города Тверия, расположенному на его западном берегу) — самое большое естественное водохранилище Израиля. Площадь озера — 167 км², объём — около 4 млрд м³. Вода Кинерета солоновата из-за большого количества минеральных источников по его берегам, тем не менее, она пригодна для питья. На севере в Кинерет погружена труба всеизраильского водопровода — по нему вода из озера поступает в густонаселённую центральную и безводную южную части страны. Кинерет является наиболее низко расположенным пресным озером в мире (213 м ниже уровня моря).

Далее река течёт по Иорданской долине, расположенной между Кинеретом и Мёртвым морем. Вместе с долиной Арава Иорданская долина входит в Сирийско-Африканский тектонический разлом, который тянется от Сирии до Восточной Африки. Здесь русло реки становится очень извилистым, а берега — высокими, в некоторых местах отвесными. Ширина реки доходит до сорока метров. Зимой, во время половодья, река подмывает берега, и это иногда приводит к обвалам, создающим серьёзные препятствия для водотока. На этом участке в Иордан впадает несколько рек, крупнейшие из которых — Ярмук, Яббок (левые притоки) и Харод (правый приток).

Примерно в 100 км к югу от Кине́рета Иордан впадает в Мёртвое море, являющееся одним из наиболее солёных озёр в мире. Побережье Мёртвого моря — самый низкий участок земной поверхности (420 м ниже уровня моря, и продолжает снижаться). Из-за высокого содержания соли в озере не может жить рыба или какие-либо другие организмы. Этот факт дал озеру его название.

Притоки

Реки, слияние которых образует Иордан:

    — стекает с ливанской части горы Хермон. Попытки ливанского правительства перегородить реку для использования значительной части её вод в хозяйственных целях не раз приводили к трениям в ливано-израильских отношениях [4] .
    сливается с Лиддани, после чего водоток принимает справа малую реку — Коруни [5] .

Наиболее крупные притоки на участке между Кинеретом и Мёртвым морем:

Мощность потока Иордана и его притоков

Среднегодовой сток в устье реки Иордан и его наиболее крупных притоков:

Река Годовой сток (млн м³)
Иордан 850 [6]
Снир (Хацбани) 117
Хермон (Баниас) 125
Дан 252
Ярмук 460
Яббок (Зарка) 54

Значительная часть вод этих рек используется Израилем и Иорданией в хозяйственных целях, из-за этого их современный годовой сток меньше естественного. Например, для Иордана этот показатель должен составлять 1,2—1,3 млрд м³ в год.

Упоминания в Библии

В Ветхом Завете

В Новом Завете

Археологические памятники вблизи реки Иордан

В районе реки Иордан расположено большое количество археологических памятников, относящихся к различным эпохам, от раннего палеолита до эпохи крестовых походов. Ниже приведены наиболее значимые из них.


  • Иорда́н (ивр. ‏נָהָר הַיַרְדֵּן‏‎, наhа́р hа-Йарде́н; араб. نهر الأردن‎, nahr al-urdun) — река на Ближнем Востоке. Берёт начало у подножия горы Хермон, протекает через озеро Кине́рет, впадает в Мёртвое море. В нижнем течении представляет собой естественную границу между Израилем и Иорданией. Одна из основных водных артерий региона. Длина — 252 км.

Когда-то в долине реки Иордан зеленели тропические леса, а в прибрежных зарослях папируса водились гиппопотамы[неавторитетный источник? 137 дней].

Иорда́н

1. река на Ближнем Востоке, берущая начало у подножия горы Хермон, протекающая через озеро Кине́рет и впадающая в Мёртвое море

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: машинописный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Лит.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. М., 1960; Люблинская АД. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955; Смирнов В.В. Готский историк Иордан // Ученые зап. Казанского гос. пед. ин-та. Вып. 11. М., 1956.

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

По назв. реки Иордан.

15 (2) февраля – мученик Иордан.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Иорд’ан — главная река Палестины, берущая начало из нескольких источников на склоне горы Ермон, протекающая через маленькое, полуболотистое озеро Мером (ныне — Гуле), Галилейское (Геннисаретское) озеро и впадающая в Мертвое море. Эта река своеобразна во многих отношениях. От истока до устья она имеет огромный перепад высот — почти 800 м, течет по очень извилистому руслу и, начиная от озера Мером, лежит ниже уровня Средиземного моря (Мертвое море — самое низкое место на земле, его поверхность находится на отметке -390 м). У истоков Иордана преобладает альпийская природа, а в его нижнем течении — невыносимая жара субтропического климата. Иордан несудоходен на всем своем протяжении и на его берегах нет ни одного города. Судя по Быт.13:10 можно предположить, что Иордан в древние времена протекал значительно дальше на юг и был много живописнее, но после поражения Богом Содома и Гоморры постепенно образовалось то море, которое нынче называется Мертвым (или Асфальтовым). Иордан является великим символом для каждого христианина, ибо, перейдя через него, народ Божий вошел в обетованную землю, и в его водах наш Господь Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя. ( см. восточное море , Галилейское море )


Принято считать, что такие крупные учёные, как Моммсен, а за ним Ваттенбах, склонялись к признанию Иордана аланом 4. На наш взгляд, они этого в категорической форме не высказывали, и ни один из них не пропустил общеизвестного замечания Иордана (316), что он гот.

Такому уклону в сторону аланского происхождения Иордана косвенно способствовал Моммсен 7. Он доказывал, что Иордан, объявивший себя готом, мог быть тем не менее одновременно и аланом. Для объяснения такого странного положения Моммсен в качестве примера приводит полководца по имени Бесса (Bessa, ??). По Иордану, Бесса был сарматом ( 265), а по Прокопию — готом (Bell. Goth., . 16, 2; Bell. Vand., I, 8, 3). Моммсен пришёл к неожиданному заключению, что Иордан в отношении Бессы прав, а Прокопий ошибается, но ошибка последнего объясняется тем, что в широком смысле Бесса мог всё же причислять себя к готам 8 как представитель племени, тесно связанного с готами 9. По такой же причине, думал Моммсен, и Иордан, алан по происхождению 10, мог назвать себя готом ( 316) только потому, что находился среди готов, вне исконной родины аланов 11.

Надо думать, что Пария состоял нотарием при аланском вожде Кандаке долгое время, во всяком случае до смерти последнего. По стопам деда пошёл и внук. Иордан был нотарием у крупного военачальника Гунтигиса Базы, который по матери приходился племянником Кандаку. По отцу Гунтигис База был готом из знатнейшего рода Амалов. Иордан указывает имена двух Амалов: отца Гунтигиса звали Андагом (Andagis, Andag), деда — Анделой (Andela).

У Иордана Бесса также упомянут почти рядом с Гунтигисом и также назван происходящим из тех готов 22, которые после смерти Аттилы поселились в Паннонии, а впоследствии имели предводителем Теодериха. Кроме Прокопия Гунтигиса, но уже под именем Базы, упоминает Марцеллин Комит под 536 г. как полководца, воевавшего на евфратской границе; у того же автора База назван в числе других военачальников, приведших в 538 г. византийские войска в Италию в помощь осажденному готами Риму 23.

Вполне вероятно и то, что дед Иордана был нотарием в Малой Скифии и Нижней Мезии, правителем которых был Кандак, получивший эти области при всеобщем перемещении племён и распределении земель в 453-454 гг. после смерти Аттилы.

Моммсен твёрдо стоял на том, что Иордан был монахом (Prooem., р. XIII, п. 32), писавшим во Фракии (ibid., p. XV) 27.

Итак, для окончательного решения вопроса о том, в чём состояло conversio Иордана, нет исчерпывающих данных, но более другого убеждает предположение Фридриха, что Иордан скорее всего был religiosus, причем — добавим и подчеркнем это! — переменивший арианство на православие. В силу последнего он и проявил резкость в своих суждениях об арианстве, когда по ходу событий в его рассказе ему пришлось о нём говорить.


Примечания:

18 Так у И. Фридриха (J. Friedrich, Ьber die kontroversen Fragen…, S. 381) со ссылкой на Гринбергера (Th. Grienberger, Die Vorfahren des Jordanes, S. 406).
19 J. Friedrich, Ьber die kontroversen Fragen…, S. 381.
20 Ф. А. Браун, Разыскания в области гото-славянских отношений, I, стр. 98, прим. 2.
21 См.: J. Friedrich, Ьber die kontroversen Fragen…, S. 390-391 (о возможной идентичности имен Godidisclus — Godigisclus — Gunthigis).
22 См.: Get., 265 и прим. 653.
23 Marcell. Comit., а. 536, 538; J. Friedrich, Ьber die kontroversen Fragen…, S. 391-392.

24 См.: J. Friedrich, Ьber die kontroversen Fragen…, S. 392-393. Хронологические расчеты И. Фридриха принял и Фр. Джунта (см.: Fr. Giunta, Jordanes e la cultura dell’alto Medioevo…, p. 150-151). В. В. Смирнов, наоборот, склонен думать, что Иордан сопровождал Гунтигиса Базу в походах на Восток и что в то время сложились политические убеждения Иордана: «Служба в составе вооруженных сил Византийской империи, даже на таких отдаленных рубежах, как Евфрат, и порожденное ею непосредственное ощущение обширности империи, мощи её государственного и военного аппарата, военные успехи крупного полководца Велизария, под командой которого находился Гунтигис, повелитель Иордана, породили в последнем глубокую веру в могущество империи Юстиниана. Переход Восточной империи в наступление против варварских королевств Запада, восстановление императорской власти в Северной Африке, на испанском побережье, разгром остготского королевства, увенчанный возвратом Рима, — всё это совершилось на глазах Иордана и сделало из него ярого сторонника византийской ориентации« (В. В. Смирнов, Готский историк Иордан, стр. 156).

Читайте также: