Что такое интерьер кратко 6 класс русский язык

Обновлено: 04.07.2024

  1. Познакомить учащихся с особенностями построения текста описательного характера.
  2. Подготовить учеников к самостоятельной работе над сочинением.

Сегодня мы познакомимся с особенностями построения текста описательного характера и подготовимся к сочинению-описанию интерьера по личным впечатлениям.

- Что такое интерьер?

( Один ученик узнавал лексическое значение в толковом словаре).

Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

- Итак, интерьер – это внутреннее пространство помещения.

Герасиму отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.

Так описание обстановки помогает автору подчеркнуть особенности Герасима-человека.

- Какое это описание? (Художественное).

- А как называется описание, дающее максимально точную информацию о размерах помещения, об освещённости, о типе мебели, о расположении этой мебели. ( Деловое описание).

В кабинете просто и скромно. Посредине комнаты - простой письменный стол из красного дерева с бумагами и книгами. На столе - старинный подсвечник, в металлическом стакане – гусиные перья, чернильница, песочница. Рядом большое мягкое кресло с высокой спинкой (подарок тверских друзей). Возле кресла скамеечка для ног, подаренная А.П. Керн. В углу находится белый изразцовый камин. На камине - табакерка, шкатулка, расшитая бисером, небольшая чугунная фигурка Наполеона. У стены – старинный диван (канапь). Над диваном – портрет Байрона, ниже на цепочке висит рог. На противоположной стороне – подвесная полка с книгами. Ниже стоит тяжелая железная трость (весом полпуда), которую Пушкин использовал для укрепления руки. На полу – большой ковер, почти во всю комнату .

- Интерьер кабинета А.С. Пушкина воссоздан по воспоминаниям современников, переписке поэта.

Игра. 9 человек получают карточку с термином, который должны определить по лексическому значению.

1.Каким стилем речи мы пользуемся, когда мы делимся с кем-нибудь своими мыслями, чувствами?

2.В каком стиле сообщаем научные сведения, объясняем факты?

3.Если рисуем словами какую-то картину, то пользуемся … стилем.

4. Связный рассказ о каких-нибудь событиях.

5.Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

6.Тип речи, в котором передаётся общее впечатление от предмета и раскрываются его признаки.

7.Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

8. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

  1. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными.

Стили речи: - художественный

Типы речи: - повествование

Тропы (изобразительно-выразительные средства): - метафоры

Работа над описанием как типом речи.

- Какие части мы можем выделить в сочинении-описании?

1. Общее впечатление от помещения.

2. Основные признаки.

3. Отношение к описанию интерьера.

- Для чего вводится в текст описание помещения?

( Описание помещения вводится для того, чтобы передать настроение автора, его отношение к описываемому интерьеру, раскрыть характер хозяина вещей).

Уточнение темы и замысла сочинения.

Многое в описании зависит от той позиции, с которой описывается комната. Например, по-разному выглядит комната утром, когда только что встали его обитатели, и днём, когда никого нет, когда комнату освещает солнце и когда - электрический свет, в будни и в праздничные дни; по-разному будет выглядеть комната, если смотреть на неё из коридора или так, как будто вы заглядываете в неё с улицы, с балкона.

Подходы к раскрытию темы.

- Обыкновенная, как у многих.

- Уютная, особенно по вечерам (когда идёт дождь).

- Особенно приятная накануне праздника (когда светит солнышко).

- Хорошо приспособлена для занятий.

Чтобы ваше сочинение могло заинтересовать читателей, постарайтесь избежать речевых ошибок и недочётов и сделать ваше сочинение ярким, образным, красивым.

Между окнами висят весёлые рисунки. На окнах тоже рисунки, нарисованные яркими красками.

- Найдите речевые ошибки. Отредактируйте данный текст.

-Что помогает нам избежать повторов? (Синонимы.)

- Как можно начать своё сочинение?

1. Комнату, в которой я живу, я, конечно, хорошо знаю. Я убираю её каждый день…

2. У меня нет своей комнаты. Я живу в одной комнате с бабушкой и братом. Бабушка старается, чтобы в комнате у нас всегда было всё чисто прибрано…

3. Я просыпаюсь рано утром, солнечный луч падает прямо на мою подушку.

Вначале я вижу большое, во всю стену окно…

Языковые средства для описания комнаты.

- в комнате тесно от обилия вещей,

- мебели в комнате немного,

- придают комнате уют.

Слова, указывающие на местонахождение.

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(По) средине, в центр…, рядом с, возле, в углу, (с)прав… от, между окнами, напротив, вокруг стола, у противоположной стены.

Работа по определению жанра будущего сочинения.

Посмотрите инсценировку, подготовленную одноклассниками.

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

- Мама, мы нашли странный цветок!

- Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

- Это ромашка, - тихо сказала бабушка,

- Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми
лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

- Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:

- Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

- Какой это вид художественного произведения (жанр)?

(Это фантастический рассказ).

- Какая мысль лежит в основе сценки?

- Что такое фантастика? (Вымысел).

- А какой ещё жанр художественных произведений основывается на вымысле, рассказе о необычных событиях? (Сказка).

- Можно ли сказать, что фантастический рассказ и сказка – одно и то же? (Нет, потому что сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил, а рассказ – событие в жизни человека).

-Верно, действительно, рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека; сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.

Предыдущей работой мы ответили на вопросы, что мы будем делать (описывать комнату), зачем мы станем это делать (чтобы передать свои мысли, чувства, показать характер хозяина вещей), как мы будем это писать (в жанре рассказа, фантастического рассказа, сказки).

1. Организационный момент (записать в тетрадях для развития речи дату и тему урока, ознакомить учащихся с целями урока).

Дать понятие интерьера.

2. Вступительное слово учителя:

  • Выполнить устно упражнение 105 учебника (стр. 56).
  • Ответы на вопросы по прочитанному:

- Что такое интерьер?

- Какие два типа интерьера различают?

- Что относится к общественному интерьеру?

- Чем создается интерьер?

Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:

3. Знакомство с деловым и художественным описанием помещения.

- Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.

- Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении).

- Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения).

- Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.

В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому ярко выражено.

- Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.

Текст №1

Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер .

(Из путеводителя)

Слово учителя:

- Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?

- Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.

- Прочитайте текст №2.

Текст №2

Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.

Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа. Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.

(В.Крапивин.)

Вопросы и задания к тексту:

- К какому стилю речи относится этот текст?

- Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.

- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?

- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.

Слово учителя:

- В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.

- Прочитайте текст №3.

Текст №3

У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.

Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.

(В.Крапивин)

4. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.

  1. Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
  2. Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
  3. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от. налево от. у окна, над столом, в углу, слева от. возле, где-то и др.
  4. В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
  5. Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок.

Текст №4

Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.

Мне моя комната очень нравится.

Вопросы для анализа:

- Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и основную мысль?

- Выражает ли автор свое отношение к тому, что он описывает? Использует ли он при этом какие-либо языковые средства?

- Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.

6. Запись в тетрадях для развития речи примерного плана к описанию помещения.

План

  • Стены – (какие?).
  • Дверь – (какая?).
  • Полы – (какие?).
  • Окна – (какие?).
  • Стол – (какой?).
  • Стулья – (какие?).
  • Гардероб, шкаф – (какой?).
  • Диван – (какой?).
  • Другие предметы в комнате.

3. Как предметы расставлены, в каком порядке.

7. Итог урока. Обобщение по вопросам.

- Что такое интерьер?

- В каком стиле можно описать помещение?

- Какими средствами может быть выражено отношение автора к описываемому помещению?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

I.Повторение. Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ Ч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

I.Повторение. Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ Ч.

I.Повторение. Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. С.Л. Маршак. ?

2. Определите тип речи. Плохо Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы.

2. Определите тип речи. Плохо Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: Как вам не стыдно! А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В.Осеева) Повествование

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, слово.

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л.Н.Толстой) Рассуждение

Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз.

Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость. (М.Пришвин) Описание

Рассмотрите иллюстрацию Что еще можно описывать?

Рассмотрите иллюстрацию Что еще можно описывать?

Описание помещения. Понятие об интерьере. Урок по развитию речи в 6 классе

Описание помещения. Понятие об интерьере. Урок по развитию речи в 6 классе

? Что представляет собой такой тип речи, как описание? Этот тип речи, который.

? Что представляет собой такой тип речи, как описание? Этот тип речи, который предполагает изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

? 4. Какие виды описательных текстов вы знаете? Описание природы

? 4. Какие виды описательных текстов вы знаете? Описание природы

Описание местности

Описание предмета

Описание состояния

Описание животного

Описание помещения

Изучение новой темы. 1. Особенности описания помещения. Основа описания – пер.

Вывод. Виды сочинений-описаний помещения Краткое, т. е. его можно сжать, «све.

2. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находит.

2. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники. ГДЕ ? СПРАВА СЛЕВА НАПРАВО НАЛЕВО НАПРОТИВ ГДЕ ? ОКОЛО НЕЕ ВБЛИЗИ НЕДАЛЕКО ОТ ПОБЛИЗОСТИ В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ

В художественном описании помещения иногда используется приём очеловечивания.

2. Словарная работа Задание: вставьте пропущенные буквы Комн…та б…тарея (паро.

2. Словарная работа Задание: вставьте пропущенные буквы Комн…та б…тарея (парового отопления) порт…ера д…ван кр…вать п…анино т…левизор т..лефон п..лас т..ршер п…ртрет к…ртина к…мпьютер а а ь и о и е е а о о а о

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал для первой части урока по теме "Интерьер", когда учащиеся готовятся к написанию сочинения "Описание помещения".

Интерьер. Урок русского языка в 6 классе Автор: И.Н.Григорьева, учитель русского языка и литературы МОБУ Ирбейская СОШ №1

Интерьер. Урок русского языка в 6 классе

Автор: И.Н.Григорьева, учитель русского языка и литературы МОБУ Ирбейская СОШ №1

ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

понадобиться для создания такого текста.

ИНТЕРЬЕР Что означает это слово? ИНТЕРЬЕР – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ВСЕГО ЗДАНИЯ ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ЕГО ЧАСТИ. (ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО)

ИНТЕРЬЕР Что означает это слово?

ИНТЕРЬЕР – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ

ПРОСТРАНСТВО ВСЕГО ЗДАНИЯ

ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ЕГО ЧАСТИ.

ТИПЫ ИНТЕРЬЕРА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖИЛОЙ Театр Стадион Музей Выставочный зал Дом Квартира Комната

ТИПЫ ИНТЕРЬЕРА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ

ЧТО СОЗДАЁТ ИНТЕРЬЕР? Перекрытия Стены Живопись Декоративная лепка Мебель Осветительные приборы Резьба по дереву Изделия из металла, фарфора, и т. д.

ЧТО СОЗДАЁТ ИНТЕРЬЕР?

  • Перекрытия
  • Стены
  • Живопись
  • Декоративная лепка
  • Мебель
  • Осветительные приборы
  • Резьба по дереву
  • Изделия из металла, фарфора,

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПАРАДНЫЙ ЗАЛ ( X V век)

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПАРАДНЫЙ ЗАЛ ( X V век)

Читайте также: