Что такое инок кратко

Обновлено: 07.07.2024

Кто такие послушники в русских монастырях

Послушниками называются мужчины и женщины, которые хотят посвятить свою жизнь Господу, стать монахами. Они только привыкают к монашескому быту, проходят так называемое испытание послушания.

Для чего нужна эта ступень к монашеству?

Чтобы проверить, действительно человек готов к уединенной жизни и подвигу умной молитвы или в порыве чувств от внешних обстоятельств на время спрятался от суетного мира.

Важно! Послушникам со временем выдают скуфею, пояс и подрясник.

Человек проходящий испытание послушничества считается уже членом братии монастыря.

Разве инок это не монах? Кто такие иноки

По сути каждый монах бывает иноком, но инок – еще не монах. Инок – вторая ступень к монашеству после послушника.

Важно! Раньше инок и монах употребляли в качестве синонимов (до XX века). Да и теперь такое возможно. Но для насельников монастыря это разные понятия.

Инок – человек, которого постригают, но он не произносит обетов девства, послушания и нестяжания.

Подвиг инока – это как обручение, но не свадьба. Иногда на этом этапе человек получает новое имя в постриге.

Важно! Иноки уже носят рясу и клобук.

Монах, мантийный монах – полное отречение от внешнего мира

После иночества постригают в малую схиму, человек становится монахом, дает три обета и отрекается от внешнего мира.


Инок или монах?

Таким образом, инок — это человек, стоящий на первой ступени к тому, чтобы стать монахом. Иногда иноку дают уже новое имя. Инок дает обещание пожизненно оставаться в монастыре, служа Богу, братии и людям. Однако, он еще не дает обетов, которые дает монах, а именно — сохранение целомудрия, послушания и нестяжания.

Степени монашества

Послушник

Рясофор

Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует твердость своего намерения, он благословляет послушника стать рясофором.

Мантийный монах

Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. Начинается новая жизнь, где собственные интересы уступают место служению Богу и людям.

Схимник

Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского уклада. Монах, принявший схиму, снова получает другое имя, потому что отказывается от любой прежней жизни, живет уединенно в келье или в скиту. Схимники не участвуют в работах, общих для монастыря. Их день состоит из непрестанной молитвы. Нередко схимники брали на себя обеты молчания или затвора. Подражая древним пустынникам, они берут на себя великий духовный подвиг.

inok - Инок

Однако в прак­тике совре­мен­ных рус­ских пра­во­слав­ных мона­сты­рей воз­никло раз­ли­чие между сло­вами инок и монах. Первый явля­ется насель­ни­ком мона­стыря, не давшим еще обетов, но име­ю­щим право носить часть мона­ше­ских оде­я­ний.

Мона­хом же назы­вают того, кто постри­жен в мантию и дал мона­ше­ские обеты (малая схима).

Может ли чело­век, живя в миру, стя­жать свя­тость, соиз­ме­ри­мую со свя­то­стью, дости­жи­мую в мона­ше­стве, или это воз­можно лишь через ино­че­ство, мона­ше­ство?

В основе хри­сти­ан­ской мона­ше­ской жизни лежит призыв Иисуса Христа оста­вить всё и после­до­вать за Ним.

Одна­жды, отве­чая на вопрос одного бога­того юноши, что ему делать, чтобы насле­до­вать вечную жизнь, Спа­си­тель поре­ко­мен­до­вал соблю­дать запо­веди. Когда юноша заме­тил, что испол­няет уже их, от юности своей, Хри­стос допол­нил ответ настав­ле­нием, сказав, что если тот хочет стать совер­шен­ным, он должен про­дать при­над­ле­жа­щее ему иму­ще­ство, а выру­чен­ные сред­ства раз­дать нищим, после чего — после­до­вать за Ним ( Мф.19:16-21 ).

Именно эти слова, услы­шан­ные в своё время Анто­нием Вели­ким, в храме, побу­дили его отка­заться от бога­того роди­тель­ского наслед­ства и уда­литься в пустыню.

Но почему, чтобы сде­латься совер­шен­ными, люди всту­пают в мона­ше­ство? Неужели спа­се­ние недо­сти­жимо в миру?

Отстра­ня­ясь от мира, чело­веку легче осво­бо­диться от мно­гого из того, что удер­жи­вает его в состо­я­нии при­зем­лен­но­сти, пока он живёт мир­ской жизнью. Заботы мира сего, все­воз­мож­ные мир­ские соблазны и при­стра­стия, еже­днев­ная суета, всё это спо­собно ско­вать чело­века в его устрем­ле­нии к Богу, отвлечь от слу­же­ния Гос­поду.

Не слу­чайно во вре­мена Вет­хого Завета один день сед­мицы отво­дился для слу­же­ния Богу особо, как обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние Мои­се­ева закона. Именно так можно было отвлечь иудеев от еже­днев­ных житей­ских хлопот.

Хри­стос Сам в Себе явил пример иде­аль­ного послу­ша­ния Богу. Его учение с боль­шей ясно­стью, нежели учение про­ро­ков, ука­зы­вает на необ­хо­ди­мость посвя­щать слу­же­нию Богу всю свою жизнь.

Мона­ше­ская жизнь, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая опыт­ное духов­ное руко­вод­ство, послу­ша­ние, регу­ляр­ное уча­стие в бого­слу­же­нии, ограж­дает чело­века от воз­мож­ных ошибок, и в общем лучше, чем мир­ская, спо­соб­ствует еди­не­нию с Богом.

Между тем, ска­зан­ное не озна­чает, что достиг­нуть высших сту­пе­ней пра­вед­но­сти можно лишь вне обще­ния с миром. Просто в миру реа­ли­зо­вать эту цель бывает гораздо труд­нее.

Апо­столы, оста­вив­шие всё и после­до­вав­шие за Хри­стом ( Лк.18:28 ), не только не отстра­ня­лись от мира, но и шли, с Бла­го­ве­стием, даже к самым зако­ре­не­лым зло­деям. При этом, конечно, они нрав­ственно сто­ро­ни­лись всего того, что могло оттолк­нуть их от Бога.

Бого­ро­дица, вос­пи­ты­вая Сына, жила в миру среди греш­ных и очень греш­ных людей. При этом Она, как никто, явила в Себе Обра­зец мона­ше­ских доб­ро­де­те­лей, таких, напри­мер, как цело­муд­рие, дев­ство, сми­ре­ние. В этой связи она при­зна­ётся Образ­чи­ком мона­ше­ской жизни. С другой сто­роны, Она же счи­та­ется и Образ­чи­ком Мате­рин­ства, мате­рин­ской ответ­ствен­но­сти и любви.

Никто из когда-либо живших людей (за исклю­че­нием Её Сына, Христа) не пре­взо­шёл Её пра­вед­но­стью и бла­го­че­стием (см. подроб­нее: Можно ли назы­вать Бого­ро­дицу греш­ной или без­греш­ной?).

Пре­бы­вая в миру, Она не только сохра­нила обет Своей юности, удер­жа­лась от без­за­ко­ния, но упо­до­би­лась Богу настолько, что достигла свя­то­сти, пре­вы­ша­ю­щей свя­тость самых высших ангель­ских чинов.

При­ме­ром хра­не­ния вер­но­сти Богу в миру, во вре­мена Вет­хого Завета, слу­жили такие вели­кие пра­вед­ники как Авраам и Иов.

Исто­рия Церкви Хри­сто­вой сооб­щает о мно­же­стве про­слав­лен­ных Богом святых, живших в миру, в том числе — семей­ною жизнью, и нико­гда не всту­пав­ших в ряды мона­ше­ского брат­ства. Среди них есть и хри­сти­ан­ские муче­ники, и юро­ди­вые, и бес­среб­ре­ники, и воины, и князья, и цари.


Этимология слов

инок думает

В. Даль истолковывает данный термин более глубоко и определяет его как чернеца, отшельника, пустынника. Он подбирает формы слова, образует новые — инокиня, иночество, иноческий и так далее.

Какая разница между иноком и монахом?

православный монах

То есть инок - это первая ступень к тому, чтобы стать монахом. Но обетов он не дает. Иногда уже иноку дают новое имя, но не всегда. Послушника стригут в иноки только в том случае, если он справился с испытательным сроком в должности послушника.

Монах — это уже следующая ступень, пострижение в малую схиму. Он дает обеты, которых инок еще не давал. Их три:

  1. Сохранение целомудрия (не вступать в контакт с женщиной).
  2. Послушание (отречение от своей воли, упование только на Бога).
  3. Нестяжание (не иметь ничего у себя в собственности).

Какие же обеты тогда дает инок? Он обещает оставаться в монастыре пожизненно и служить Богу, братии, людям.

Стоит упомянуть, что если послушника постригли в иноки, или последнего в монахи, это не может означать, что они стали выше других в монастыре. Никаких привилегий среди других это не дает. Все служат Господу и братии по силам и возможностям каждого.

Однако уже инок для мирян является примером и образцом духовного поведения и любви ко всем людям.

монах и храм

  • отшельник;
  • богомолец;
  • пустынник, пустынножитель;
  • девственник;
  • черноризец;
  • чернец;
  • мних.

Все эти термины обозначают одинокого человека, расставшегося со всем мирским ради Господа. Это тот, кто отрекся от греха и направил свой молитвенный взор к небу ради всех людей.

Примеры употребления термина в контексте

монах в монастыре

Чтобы ярче представить себе значение слов "инок" и "монах" в живой речи, необходимо привести примеры фраз, где можно их употребить.

  1. Добрый человек, скажите, можно ли увидеть монаха Антония? - Он еще не монах, это инок.
  2. Экскурсия по монастырю была около двух часов. Мы даже посетили кельи нескольких иноков.
  3. Инок Петр - настоящий богомолец, его молитвы слышит Бог.
  4. Институт иночества развит во многих монастырях. Сначала их стригут в иноки, потом в монахи.
  5. Инок дал обет вечного служения Богу, игумену и всей братии монастыря.

Читайте также: