Что такое инок кратко
Обновлено: 07.07.2024
Кто такие послушники в русских монастырях
Послушниками называются мужчины и женщины, которые хотят посвятить свою жизнь Господу, стать монахами. Они только привыкают к монашескому быту, проходят так называемое испытание послушания.
Для чего нужна эта ступень к монашеству?
Чтобы проверить, действительно человек готов к уединенной жизни и подвигу умной молитвы или в порыве чувств от внешних обстоятельств на время спрятался от суетного мира.
Важно! Послушникам со временем выдают скуфею, пояс и подрясник.
Человек проходящий испытание послушничества считается уже членом братии монастыря.
Разве инок это не монах? Кто такие иноки
По сути каждый монах бывает иноком, но инок – еще не монах. Инок – вторая ступень к монашеству после послушника.
Важно! Раньше инок и монах употребляли в качестве синонимов (до XX века). Да и теперь такое возможно. Но для насельников монастыря это разные понятия.
Инок – человек, которого постригают, но он не произносит обетов девства, послушания и нестяжания.
Подвиг инока – это как обручение, но не свадьба. Иногда на этом этапе человек получает новое имя в постриге.
Важно! Иноки уже носят рясу и клобук.
Монах, мантийный монах – полное отречение от внешнего мира
После иночества постригают в малую схиму, человек становится монахом, дает три обета и отрекается от внешнего мира.
Инок или монах?
Таким образом, инок — это человек, стоящий на первой ступени к тому, чтобы стать монахом. Иногда иноку дают уже новое имя. Инок дает обещание пожизненно оставаться в монастыре, служа Богу, братии и людям. Однако, он еще не дает обетов, которые дает монах, а именно — сохранение целомудрия, послушания и нестяжания.
Степени монашества
Послушник
Рясофор
Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует твердость своего намерения, он благословляет послушника стать рясофором.
Мантийный монах
Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. Начинается новая жизнь, где собственные интересы уступают место служению Богу и людям.
Схимник
Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского уклада. Монах, принявший схиму, снова получает другое имя, потому что отказывается от любой прежней жизни, живет уединенно в келье или в скиту. Схимники не участвуют в работах, общих для монастыря. Их день состоит из непрестанной молитвы. Нередко схимники брали на себя обеты молчания или затвора. Подражая древним пустынникам, они берут на себя великий духовный подвиг.
Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах. Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний.
Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).
Может ли человек, живя в миру, стяжать святость, соизмеримую со святостью, достижимую в монашестве, или это возможно лишь через иночество, монашество?
В основе христианской монашеской жизни лежит призыв Иисуса Христа оставить всё и последовать за Ним.
Однажды, отвечая на вопрос одного богатого юноши, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь, Спаситель порекомендовал соблюдать заповеди. Когда юноша заметил, что исполняет уже их, от юности своей, Христос дополнил ответ наставлением, сказав, что если тот хочет стать совершенным, он должен продать принадлежащее ему имущество, а вырученные средства раздать нищим, после чего — последовать за Ним ( Мф.19:16-21 ).
Именно эти слова, услышанные в своё время Антонием Великим, в храме, побудили его отказаться от богатого родительского наследства и удалиться в пустыню.
Но почему, чтобы сделаться совершенными, люди вступают в монашество? Неужели спасение недостижимо в миру?
Отстраняясь от мира, человеку легче освободиться от многого из того, что удерживает его в состоянии приземленности, пока он живёт мирской жизнью. Заботы мира сего, всевозможные мирские соблазны и пристрастия, ежедневная суета, всё это способно сковать человека в его устремлении к Богу, отвлечь от служения Господу.
Не случайно во времена Ветхого Завета один день седмицы отводился для служения Богу особо, как обязательное требование Моисеева закона. Именно так можно было отвлечь иудеев от ежедневных житейских хлопот.
Христос Сам в Себе явил пример идеального послушания Богу. Его учение с большей ясностью, нежели учение пророков, указывает на необходимость посвящать служению Богу всю свою жизнь.
Монашеская жизнь, подразумевающая опытное духовное руководство, послушание, регулярное участие в богослужении, ограждает человека от возможных ошибок, и в общем лучше, чем мирская, способствует единению с Богом.
Между тем, сказанное не означает, что достигнуть высших ступеней праведности можно лишь вне общения с миром. Просто в миру реализовать эту цель бывает гораздо труднее.
Апостолы, оставившие всё и последовавшие за Христом ( Лк.18:28 ), не только не отстранялись от мира, но и шли, с Благовестием, даже к самым закоренелым злодеям. При этом, конечно, они нравственно сторонились всего того, что могло оттолкнуть их от Бога.
Богородица, воспитывая Сына, жила в миру среди грешных и очень грешных людей. При этом Она, как никто, явила в Себе Образец монашеских добродетелей, таких, например, как целомудрие, девство, смирение. В этой связи она признаётся Образчиком монашеской жизни. С другой стороны, Она же считается и Образчиком Материнства, материнской ответственности и любви.
Никто из когда-либо живших людей (за исключением Её Сына, Христа) не превзошёл Её праведностью и благочестием (см. подробнее: Можно ли называть Богородицу грешной или безгрешной?).
Пребывая в миру, Она не только сохранила обет Своей юности, удержалась от беззакония, но уподобилась Богу настолько, что достигла святости, превышающей святость самых высших ангельских чинов.
Примером хранения верности Богу в миру, во времена Ветхого Завета, служили такие великие праведники как Авраам и Иов.
История Церкви Христовой сообщает о множестве прославленных Богом святых, живших в миру, в том числе — семейною жизнью, и никогда не вступавших в ряды монашеского братства. Среди них есть и христианские мученики, и юродивые, и бессребреники, и воины, и князья, и цари.
Этимология слов
В. Даль истолковывает данный термин более глубоко и определяет его как чернеца, отшельника, пустынника. Он подбирает формы слова, образует новые — инокиня, иночество, иноческий и так далее.
Какая разница между иноком и монахом?
То есть инок - это первая ступень к тому, чтобы стать монахом. Но обетов он не дает. Иногда уже иноку дают новое имя, но не всегда. Послушника стригут в иноки только в том случае, если он справился с испытательным сроком в должности послушника.
Монах — это уже следующая ступень, пострижение в малую схиму. Он дает обеты, которых инок еще не давал. Их три:
- Сохранение целомудрия (не вступать в контакт с женщиной).
- Послушание (отречение от своей воли, упование только на Бога).
- Нестяжание (не иметь ничего у себя в собственности).
Какие же обеты тогда дает инок? Он обещает оставаться в монастыре пожизненно и служить Богу, братии, людям.
Стоит упомянуть, что если послушника постригли в иноки, или последнего в монахи, это не может означать, что они стали выше других в монастыре. Никаких привилегий среди других это не дает. Все служат Господу и братии по силам и возможностям каждого.
Однако уже инок для мирян является примером и образцом духовного поведения и любви ко всем людям.
- отшельник;
- богомолец;
- пустынник, пустынножитель;
- девственник;
- черноризец;
- чернец;
- мних.
Все эти термины обозначают одинокого человека, расставшегося со всем мирским ради Господа. Это тот, кто отрекся от греха и направил свой молитвенный взор к небу ради всех людей.
Примеры употребления термина в контексте
Чтобы ярче представить себе значение слов "инок" и "монах" в живой речи, необходимо привести примеры фраз, где можно их употребить.
- Добрый человек, скажите, можно ли увидеть монаха Антония? - Он еще не монах, это инок.
- Экскурсия по монастырю была около двух часов. Мы даже посетили кельи нескольких иноков.
- Инок Петр - настоящий богомолец, его молитвы слышит Бог.
- Институт иночества развит во многих монастырях. Сначала их стригут в иноки, потом в монахи.
- Инок дал обет вечного служения Богу, игумену и всей братии монастыря.
Читайте также: