Что такое индивидуальная культура человека кратко

Обновлено: 28.06.2024

Я предлагаю вначале для того, чтобы была возможность очертить понятийный объем, в качестве рабочего определения культуры следующую парадигму: культура возникает как явление в пространстве отношений. Субъектной изоляции культура не нужна потому, что она ничего не обслуживает. Под пространством отношений понимаются отношения субъект субъектного характера без посредника. Сразу очерчиваю пространство терминологий и семантическое очертание объемов без посредника.

Я сейчас буду говорить об индивидуальной культуре, т.е. о культуре, которая реально освоена, адаптирована в целостности и неповторимости, штучности конкретного субъекта.

Индивидуальная культура - это инструмент отношений, позволяющий превращать информацию в событие, точнее в СО-БЫТИЕ, путем его целостного проживания. Это одно предложение. Второе предложение, как бы проявляющее некоторые аспекты пространства-времени, где живет индивидуальная культура, в связи с этим же - это инструмент инверсии личного времени субъекта путем перевода информации прошлого в будущее для переживания его. Другими словами, с этой опорой, речь идет о том, что каждый из людей, следовательно, из нас, имеет ту полноту жизни, которую он раскрывает через систему личных мотиваций, под названием "ХОЧУ", превращая информацию о мире в уникальный, пережитый собой опыт жизни. И в той, степени, в которой человек имеет возможность это делать, в той степени объемности, разнообразия он живет.

В силу того, что в индивидуальной культуре XX века господствуют само-собой разумеющиеся нормы под названием информация, человек не проживает огромных объемов собственной жизни, полагая, что информированность и есть знание. В результате чего, жизнь, в среднем, весьма скудна по содержанию, разнообразию и мерности. Введем такой термин - момент, связанный с индивидуальной культурой. При взгляде на индивидуальную культуру как на целостную живую реальность, которая выполняет функционально смысловые нагрузки, для субъекта может возникать рефлексия под названием "что я умею?" (как первый примитивный срез). Следующий шаг этого "Зачем я это умею?" В этом целостном оформлении направления внимания и индивидуального творчества начинает проявляться момент, связанный с тем, какова же по содержанию моя личная, индивидуальная культура для осуществления моей частной жизни.

Таким образом, в таком взгляде не более чем рефлексия о том, что человек - существо социальное, т. е. общественная, индивидуальная культура имеет в своем бытии как минимум два аспекта. Первый - инструментальный аспект - это инструментальный взгляд на умение жить среди людей, т. е. в объективной реальности, инструментальная вооруженность не только технологией, но смыслом и содержанием этого акта. И второй аспект - это умение жить наедине с собой. Эти два аспекта образуют целостный взгляд на пространство индивидуальной культуры. И в силу этого можно увидеть характерное проявление индивидуального пространства, сформированного в данной эпохе, в данной цивилизации, в данном социально-психологическом мире, в данном регионе и т. д. Это первый момент. Второй момент заключается в том, что индивидуальная культура работает как инструмент, естественно включаясь через актуализированные потребности. Поскольку, жизнь любого человека происходит через пространство его Я-концепции и все тенденции его, жизни, направления развития, возможные конфликты, напряженное развитие или наоборот, консервация его, происходят через процессы в его Я-концепции, она является самоопределяющим моментом его реальности. Ибо, как себя самоопределить, если у тебя нет Я-концепции? В результате этого возникает предложение взгляда на то, каким образом индивидуальная культура выстраивает отношения данного человека и с кем, учитывая, что это инструмент.

Любая мотивация, как "хочу" возникает из актуализированной потребности. Сейчас я не говорю о механизме, с помощью которого эта потребность включается и делается актуальной для данного человека. Любая потребность до начала собственной реализации человеку не известна. По ее содержанию она может быть в себе самой для себя, т.е. скрыта, она есть, но она не известна до того, как начинает реализовываться. Если потребность актуализируется, то возникает момент соединения человека через отношения с кем-то, т.е. возникает рефлексия того, что если у человека актуализировалась данная конкретная потребность, которая еще не развернута, то уже возникло не отношение к. а взаимоотношение. Сами то себе потребности лежат вне рефлексии человека, он их начинает рефлексировать через систему ценностей. Возбуждение любой потребности - это акт вступления в отношения субъект - субъектные. Если потребность актуализировалась, возник процесс отношений. Поскольку любой человек находится в большем целом по отношению к себе, то в зависимости от картины мира размышляющего об этом человека, возможны разные варианты того, что такое возбуждение потребности, актуализации ее. Один из этих вариантов звучит следующим образом: "В этот момент и вступил в отношения с субъектом, которого зовут Мир. Это большее целое по отношению ко мне. Это субъект". Что это за отношения становится ясным в процессе разворачивания этой потребности, в процессе ее реализации. И независимо от того, что я хочу, как логическое основание для себя плана действий, направления внимания, видно, что это за отношение после того, как оно начинает развиваться. В этой связи, при таком взгляде, независимо от того, как логически построена для человека его Я-концепция, человек непрерывно каждое мгновение актуализации каждой из своих потребностей вступает в отношения с миром. Причем отношение заранее по своему содержанию неизвестное. Представим себе такой момент психологической акции, когда человек вступил в отношение, а то, что происходит - есть знакомство с другим человеком. Это есть разворот отношений. Он может происходить через любую ситуацию, т.е. любая ситуация и любое употребление культурных орудий как инструментов происходит после того, что отношения уже возникли.

Предположим, актуализируется потребность прожить некоторую информацию. Меня, например, заинтересовала информация - "Я русский". В паспорте написана такая национальность. До сих пор я, предположим, полагал, что эта информация и есть знание о том, что я русский. Например, встретился какой-то разумный человек, который поколебал меня в этой уверенности. Не в том смысле, что я русский, а что я знаю, что это такое. Или, еще ранее мне было обозначено, что я мужского пола, и я полагал, что этого вполне достаточно, чтобы знать, что я мужчина, предположим, я встречаю человека, который поколебал меня в этой уверенности. Не в том, что я мужчина, а что я знаю, что это такое. Это все - перевод через само собой разумеющийся взгляд на информацию попытки выдать ее за знание, т.е. не прожить ее, т.е. не превратить ее в знание. В результате этого, я являюсь носителем огромного количества само собой разумеющихся норм, которые просто записаны как информация, не вступая в силу этого во все богатство отношений с субъектом мира, т.е. не актуализируя в себе потребность, прожить это. Не проживая свои отношения с миром, как мужчина с мужчиной, как представитель славянского этноса, т.е. части человечества, с миром, не проживая, т.е. не зная этого, я не востребую культурных орудий для осуществления этих актов. В результате, культура, которая мною востребована, практически чрезвычайно примитивна. Это, как правило, культура адаптации с некоторыми нюансами развлечений.

В этой связи, обращая свое внимание на Я-концепцию своего субъекта, я обнаруживаю: с одной стороны, какая бы потребность не была актуализирована, это означает для меня, как рефлексия, что я вступил в отношение с субъектом мира. Но ценность, с помощью которой эта потребность очерчивается, и мотив, под названием "хочу выполнить нечто", "создать нечто", "достичь нечто" с помощью этой ценности. Эта ценность уже открыта до меня, уже кто-то эту ценность открыл и попробовал, т.к. я беру из пространства своей жизни готовые рецепты, готовые вещи и готовые приемы. Это все уже имеет свое бытие, оно уже открыто. Так у древних римлян не было мороженого, поэтому в жару было принято периодически окунаться в бассейн на своей вилле. Я могу привести массу других примеров. Я полагаю, принцип размышлений совершенно ясен. В силу этого, я, вступив в отношение с миром для того, чтобы их практически осуществлять, выхватывая нечто из бытия, культурного бытия мира людей, в котором я нахожусь, открываю его ценности и апробирую в той или иной степени "хочу" открывателей этого. Т.е. я вступаю в отношения с открывателями этого. Эти открыватели, оказывается, находятся в моей Я-концепции, в блоке Я-как-Мы. Именно наши во время жары хотят этого, не наши могут хотеть чего угодно. Наши как русские, наши как евреи, наши как татары, наши как турки, наши как ученые, или наши как цыгане, наши как воры. Наши как психиатры, в жару, как правило, хотят иного, чем воры, особенно в ночное время. Таким образом, я в пространстве своей Я-концепции встречаюсь с конкретными людьми, т.е. субъектами, которые предоставили мне открытие под названием - вот эти ценности и вот эти "хочу" требуются, чтобы осуществить твою потребность.

Если эти субъекты в моей Я-концепции не являются для меня частями мира, то я, вступив через потребность в отношение с миром, как с субъектом, реально для себя как субъект в эти отношения не вступаю. А вступаю в отношения с палой, с мамой, с русским как с этносом, с социально-психологическим миром как с субъектом, но все это не мир. В результате, возникает разрыв в отношениях моих с тем большим целым, в котором я реально нахожусь. Ситуация разворачивается так, как если бы я находился не наедине с миром, а нигде, потому что орудия, приемы и содержание "хочу" я просто взял бездумно интериоризировал, я позволил им собой крутить.

В этой связи, возникает реальный аспект того, что индивидуальная культура по природе самого человека обязана обслуживать его отношения с миром, поскольку они и так возникают по причине бьггия самого человека, в любой момент, любой актуализированной потребности. Интересно, что в таком взгляде, сила "хочу" и сила притяжения ценности перестают быть абстракцией, а наделяются силой того, кто мне это "хочу" и эту ценность передал.

Так в пространстве Я-концепции появляются субъекты, которые воздействуют на меня с разной степенью силы. Да-да воздействуют. И сила и разнообразие этих воздействий у всех без исключения людей разная. Т.е. я могу попробовать не захотеть, но тогда мне придется сразиться с силой того, хочу и той ценности, которая уже имеется. Откуда эта сила. Это сила того человека, который находится в моей Я-концепции. Заявлен от имени меня. В этом конкретном случае, это я. Это субъект -славянин, он говорит: "хоти и так", т е. через такую-то ценность. Этот субъект - мужчина, он говорит: "Хоти и так". В этом случае этот субъект - социально-психологический мир, он говорит: "Хоти и так". В этом случае. и т. д. Каждый раз в своих отношениях эти субъекты меня отрывают от прямых отношений с миром. В результате этого одной из практических проблем индивидуальной культуры, а следовательно и социальной культуры в целом, является осознавание и развитие таких способов жить, когда отношение с миром как с субъектом являются единственно возможными для субъективной и объективной реальности человека, узнавая мир через человека, с которым ты входишь в контакт, узнавая мир через ситуации, которые развиваются через тебя каждый раз узнавая его. Но это достижимо только в том случае, если у данного конкретного субъекта, в его Я-концепции появится он один, впитав в себя весь опыт, источник которого, в частности, находится в его человеческом блоке, который называется Я-как-Мы. В противном случае, каждый раз будет фиксироваться разрыв между бытием отношений человека в большем целом и его субъектными проекциями, причем взаимными проекциями, на силу "Хочу", на силу очерченных ценностей, привлекательности, как притяжения и отталкивания, которые не им созданы. Вот на этом я и позволю себе закончить свое выступление.

Доклад на международной научно-практической конференции в г. Одессе.
Перепечатано: "Культура – как живое целое",
Тезисы докладов международной научно-практической конференции,
Одесса, Украина, 11-13 сентября,1998

Найдено научных статей по теме — 15

Пища в индивидуальной и культурной памяти

Статья представляет собой размышление о взаимосвязи пищи и памяти, попытку проследить, каким образом индивидуальный пищевой опыт становится опытом культурным, и определить, что происходит при этом с воспоминанием о пище.

СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ: ДИАЛОГ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Цель статьи состоит в раскрытии роли культуры как мотивационного фактора деятельности человека на индивидуально-личностном, а также как средства, определяющего пути развития российского социума.

Эсхатология индивидуальная и массовая: суицид в культуре

В статье в процедурах культурно-семиотической методологии самоубийство рассматривается как результат действия имманентного культуре эсхатологического посыла, эксплицирующегося в режиме взрыва.

Методы исследования индивидуальной психологической культуры

В статье с позиций информационно-семиотического похода рассматривается понятие индивидуальной психологической культуры, обосновываются методы, наиболее соответствующие природе этого явления (проективные, психосемантические и нарра

Проблемы возделывания частной индивидуальной культуры личности

Личность состоит из трех составляющих: тела, сознания и души. В процессе их взаимодействия рождаются чувства, мысли, речь, поступки. Главная энергия приходит через чувства.

Отношение к себе: от культурогенеза к индивидуальному развитию

Способ его социальной жизнедеятельности, социального бытия, определяющий совокупность присвоенных им знаний умений, навыков (И. А. Зимняя). Уровень культуры человека (наряду со способностями) во многом определяет успешность овладения иностранным языком.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое "КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

Социально-педагогическая культура человека — в широком плане это уровень усвоения и повседневного проявления человеком социальнопедагогического опыта в различных сферах: в семье (укрепление семьи и внутрисемейных отношений, поддержание морально психологического климата вней, воспитание… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

КУЛЬТУРА — (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… … Энциклопедия культурологии

КУЛЬТУРА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ — область культуры, регулирующая деятельность человека по поддержанию, сохранению и развитию биосоциальных оснований и структур его существования. В широком значении вся система организации человеч. жизнедеятельности как совокупность теор.… … Энциклопедия культурологии

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно физич. мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками… … Энциклопедия культурологии

Культура Древней Греции — Культура Древней Греции это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия

Культура 20 века — ☼ радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие филос. методы и худож. мышление. В структуре… … Энциклопедия культурологии

культура — КУЛЬТУРА (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

культура — 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной.… … Большая психологическая энциклопедия

Я предлагаю вначале для того, чтобы была возможность очертить понятийный объем, в качестве рабочего определения культуры следующую парадигму: культура возникает как явление в пространстве отношений. Субъектной изоляции культура не нужна потому, что она ничего не обслуживает. Под пространством отношений понимаются отношения субъект субъектного характера без посредника. Сразу очерчиваю пространство терминологий и семантическое очертание объемов без посредника.

Я сейчас буду говорить об индивидуальной культуре, т.е. о культуре, которая реально освоена, адаптирована в целостности и неповторимости, штучности конкретного субъекта.

Индивидуальная культура - это инструмент отношений, позволяющий превращать информацию в событие, точнее в СО-БЫТИЕ, путем его целостного проживания. Это одно предложение. Второе предложение, как бы проявляющее некоторые аспекты пространства-времени, где живет индивидуальная культура, в связи с этим же - это инструмент инверсии личного времени субъекта путем перевода информации прошлого в будущее для переживания его. Другими словами, с этой опорой, речь идет о том, что каждый из людей, следовательно, из нас, имеет ту полноту жизни, которую он раскрывает через систему личных мотиваций, под названием "ХОЧУ", превращая информацию о мире в уникальный, пережитый собой опыт жизни. И в той, степени, в которой человек имеет возможность это делать, в той степени объемности, разнообразия он живет.

В силу того, что в индивидуальной культуре XX века господствуют само-собой разумеющиеся нормы под названием информация, человек не проживает огромных объемов собственной жизни, полагая, что информированность и есть знание. В результате чего, жизнь, в среднем, весьма скудна по содержанию, разнообразию и мерности. Введем такой термин - момент, связанный с индивидуальной культурой. При взгляде на индивидуальную культуру как на целостную живую реальность, которая выполняет функционально смысловые нагрузки, для субъекта может возникать рефлексия под названием "что я умею?" (как первый примитивный срез). Следующий шаг этого "Зачем я это умею?" В этом целостном оформлении направления внимания и индивидуального творчества начинает проявляться момент, связанный с тем, какова же по содержанию моя личная, индивидуальная культура для осуществления моей частной жизни.

Таким образом, в таком взгляде не более чем рефлексия о том, что человек - существо социальное, т. е. общественная, индивидуальная культура имеет в своем бытии как минимум два аспекта. Первый - инструментальный аспект - это инструментальный взгляд на умение жить среди людей, т. е. в объективной реальности, инструментальная вооруженность не только технологией, но смыслом и содержанием этого акта. И второй аспект - это умение жить наедине с собой. Эти два аспекта образуют целостный взгляд на пространство индивидуальной культуры. И в силу этого можно увидеть характерное проявление индивидуального пространства, сформированного в данной эпохе, в данной цивилизации, в данном социально-психологическом мире, в данном регионе и т. д. Это первый момент. Второй момент заключается в том, что индивидуальная культура работает как инструмент, естественно включаясь через актуализированные потребности. Поскольку, жизнь любого человека происходит через пространство его Я-концепции и все тенденции его, жизни, направления развития, возможные конфликты, напряженное развитие или наоборот, консервация его, происходят через процессы в его Я-концепции, она является самоопределяющим моментом его реальности. Ибо, как себя самоопределить, если у тебя нет Я-концепции? В результате этого возникает предложение взгляда на то, каким образом индивидуальная культура выстраивает отношения данного человека и с кем, учитывая, что это инструмент.

Любая мотивация, как "хочу" возникает из актуализированной потребности. Сейчас я не говорю о механизме, с помощью которого эта потребность включается и делается актуальной для данного человека. Любая потребность до начала собственной реализации человеку не известна. По ее содержанию она может быть в себе самой для себя, т.е. скрыта, она есть, но она не известна до того, как начинает реализовываться. Если потребность актуализируется, то возникает момент соединения человека через отношения с кем-то, т.е. возникает рефлексия того, что если у человека актуализировалась данная конкретная потребность, которая еще не развернута, то уже возникло не отношение к. а взаимоотношение. Сами то себе потребности лежат вне рефлексии человека, он их начинает рефлексировать через систему ценностей. Возбуждение любой потребности - это акт вступления в отношения субъект - субъектные. Если потребность актуализировалась, возник процесс отношений. Поскольку любой человек находится в большем целом по отношению к себе, то в зависимости от картины мира размышляющего об этом человека, возможны разные варианты того, что такое возбуждение потребности, актуализации ее. Один из этих вариантов звучит следующим образом: "В этот момент и вступил в отношения с субъектом, которого зовут Мир. Это большее целое по отношению ко мне. Это субъект". Что это за отношения становится ясным в процессе разворачивания этой потребности, в процессе ее реализации. И независимо от того, что я хочу, как логическое основание для себя плана действий, направления внимания, видно, что это за отношение после того, как оно начинает развиваться. В этой связи, при таком взгляде, независимо от того, как логически построена для человека его Я-концепция, человек непрерывно каждое мгновение актуализации каждой из своих потребностей вступает в отношения с миром. Причем отношение заранее по своему содержанию неизвестное. Представим себе такой момент психологической акции, когда человек вступил в отношение, а то, что происходит - есть знакомство с другим человеком. Это есть разворот отношений. Он может происходить через любую ситуацию, т.е. любая ситуация и любое употребление культурных орудий как инструментов происходит после того, что отношения уже возникли.

Предположим, актуализируется потребность прожить некоторую информацию. Меня, например, заинтересовала информация - "Я русский". В паспорте написана такая национальность. До сих пор я, предположим, полагал, что эта информация и есть знание о том, что я русский. Например, встретился какой-то разумный человек, который поколебал меня в этой уверенности. Не в том смысле, что я русский, а что я знаю, что это такое. Или, еще ранее мне было обозначено, что я мужского пола, и я полагал, что этого вполне достаточно, чтобы знать, что я мужчина, предположим, я встречаю человека, который поколебал меня в этой уверенности. Не в том, что я мужчина, а что я знаю, что это такое. Это все - перевод через само собой разумеющийся взгляд на информацию попытки выдать ее за знание, т.е. не прожить ее, т.е. не превратить ее в знание. В результате этого, я являюсь носителем огромного количества само собой разумеющихся норм, которые просто записаны как информация, не вступая в силу этого во все богатство отношений с субъектом мира, т.е. не актуализируя в себе потребность, прожить это. Не проживая свои отношения с миром, как мужчина с мужчиной, как представитель славянского этноса, т.е. части человечества, с миром, не проживая, т.е. не зная этого, я не востребую культурных орудий для осуществления этих актов. В результате, культура, которая мною востребована, практически чрезвычайно примитивна. Это, как правило, культура адаптации с некоторыми нюансами развлечений.

В этой связи, обращая свое внимание на Я-концепцию своего субъекта, я обнаруживаю: с одной стороны, какая бы потребность не была актуализирована, это означает для меня, как рефлексия, что я вступил в отношение с субъектом мира. Но ценность, с помощью которой эта потребность очерчивается, и мотив, под названием "хочу выполнить нечто", "создать нечто", "достичь нечто" с помощью этой ценности. Эта ценность уже открыта до меня, уже кто-то эту ценность открыл и попробовал, т.к. я беру из пространства своей жизни готовые рецепты, готовые вещи и готовые приемы. Это все уже имеет свое бытие, оно уже открыто. Так у древних римлян не было мороженого, поэтому в жару было принято периодически окунаться в бассейн на своей вилле. Я могу привести массу других примеров. Я полагаю, принцип размышлений совершенно ясен. В силу этого, я, вступив в отношение с миром для того, чтобы их практически осуществлять, выхватывая нечто из бытия, культурного бытия мира людей, в котором я нахожусь, открываю его ценности и апробирую в той или иной степени "хочу" открывателей этого. Т.е. я вступаю в отношения с открывателями этого. Эти открыватели, оказывается, находятся в моей Я-концепции, в блоке Я-как-Мы. Именно наши во время жары хотят этого, не наши могут хотеть чего угодно. Наши как русские, наши как евреи, наши как татары, наши как турки, наши как ученые, или наши как цыгане, наши как воры. Наши как психиатры, в жару, как правило, хотят иного, чем воры, особенно в ночное время. Таким образом, я в пространстве своей Я-концепции встречаюсь с конкретными людьми, т.е. субъектами, которые предоставили мне открытие под названием - вот эти ценности и вот эти "хочу" требуются, чтобы осуществить твою потребность.

Если эти субъекты в моей Я-концепции не являются для меня частями мира, то я, вступив через потребность в отношение с миром, как с субъектом, реально для себя как субъект в эти отношения не вступаю. А вступаю в отношения с палой, с мамой, с русским как с этносом, с социально-психологическим миром как с субъектом, но все это не мир. В результате, возникает разрыв в отношениях моих с тем большим целым, в котором я реально нахожусь. Ситуация разворачивается так, как если бы я находился не наедине с миром, а нигде, потому что орудия, приемы и содержание "хочу" я просто взял бездумно интериоризировал, я позволил им собой крутить.

В этой связи, возникает реальный аспект того, что индивидуальная культура по природе самого человека обязана обслуживать его отношения с миром, поскольку они и так возникают по причине бьггия самого человека, в любой момент, любой актуализированной потребности. Интересно, что в таком взгляде, сила "хочу" и сила притяжения ценности перестают быть абстракцией, а наделяются силой того, кто мне это "хочу" и эту ценность передал.

Так в пространстве Я-концепции появляются субъекты, которые воздействуют на меня с разной степенью силы. Да-да воздействуют. И сила и разнообразие этих воздействий у всех без исключения людей разная. Т.е. я могу попробовать не захотеть, но тогда мне придется сразиться с силой того, хочу и той ценности, которая уже имеется. Откуда эта сила. Это сила того человека, который находится в моей Я-концепции. Заявлен от имени меня. В этом конкретном случае, это я. Это субъект -славянин, он говорит: "хоти и так", т е. через такую-то ценность. Этот субъект - мужчина, он говорит: "Хоти и так". В этом случае этот субъект - социально-психологический мир, он говорит: "Хоти и так". В этом случае. и т. д. Каждый раз в своих отношениях эти субъекты меня отрывают от прямых отношений с миром. В результате этого одной из практических проблем индивидуальной культуры, а следовательно и социальной культуры в целом, является осознавание и развитие таких способов жить, когда отношение с миром как с субъектом являются единственно возможными для субъективной и объективной реальности человека, узнавая мир через человека, с которым ты входишь в контакт, узнавая мир через ситуации, которые развиваются через тебя каждый раз узнавая его. Но это достижимо только в том случае, если у данного конкретного субъекта, в его Я-концепции появится он один, впитав в себя весь опыт, источник которого, в частности, находится в его человеческом блоке, который называется Я-как-Мы. В противном случае, каждый раз будет фиксироваться разрыв между бытием отношений человека в большем целом и его субъектными проекциями, причем взаимными проекциями, на силу "Хочу", на силу очерченных ценностей, привлекательности, как притяжения и отталкивания, которые не им созданы. Вот на этом я и позволю себе закончить свое выступление.

Доклад на международной научно-практической конференции в г. Одессе.
Перепечатано: "Культура – как живое целое",
Тезисы докладов международной научно-практической конференции,
Одесса, Украина, 11-13 сентября,1998

Читайте также: