Что такое иконография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ранее относящееся преимущественно к христианскому искусству, это понятие в современной науке охватывает всю сферу изобразительной деятельности человека от доисторических наскальных рисунков до современности. Иконографию определяют 2 важнейших момента: повторяемость характерных черт архетипа, или первообраза, и сохранение того же смыслового содержания при повторениях. Иконография присуща, как правило, религиозному и официальному светскому искусству, в котором элементы изображения имеют смысловое и символическое значение.

Иконография событий или сюжетов характеризуется определенным схематизмом. Устойчивые системы изображения сюжетов называются иконографическими изводами. Одно и то же событие, например сюжеты евангельской истории, может иметь несколько традиционных вариантов изображения. Сложение иконографических изводов связано не столько с изменением художественных или стилистических особенностей эпохи, сколько с обращением к различным литературным источникам. В обиходе средневековых художников имелись книги образцов (смотрите статью Иконописный подлинник), содержащие краткие описания типичных черт персонажей и схемы изображения сюжетных композиций, позволяющие живописцам удерживать и передавать без ошибок или произвольной трактовки традиционно сложившиеся иконографические каноны.

Иконография присуща также обрядовым действиям. Так, в христианской культуре была разработана иконография молитвенных шествий, в античной культуре - иконография воинского триумфа, в сакрализованном светском культе - иконография коронования государя или императорских похорон.

Системы иконографии, как правило, связаны с богослужением и церковным обрядом, в котором регламентация формы и наличие строгих правил являются необходимым условием для передачи содержания, исключающего ошибки или произвольное толкование. Вместе с тем иконография объективно отражает культурно-исторические процессы, она неразрывно связана не только с сюжетной канвой, но и с характерными для определенной эпохи образами, стилем, поэтикой. Поэтому, несмотря на стабильность, схемы иконографии обладают подвижностью, развитием, многоплановыми связями художественного образа с разными сферами культуры, а также с социальной и политической историей. Безусловная значимость изобразительного искусства в религии и официальной церемониальности культуры Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима обусловила развитие иконографии как необходимой составной части искусства этих государств и в целом Древнего мира.

В христианской традиции изобразительное искусство достигло небывалой высоты в связи с тем, что в основе христианства лежит факт воплощения Бога Слова, засвидетельствованный Его образом. Исключительное значение иконографии для христианского искусства обусловлено важностью не только узнаваемости, но и прежде всего догматической достоверности изображения, его соответствия священным текстам, чей смысл Церковь раскрывает и уточняет в ходе своей истории.

Теоретической основой христианской иконографии является учение об образе, выработанное в творениях святых отцов в ходе борьбы с иконоборческой ересью. Соотнесенность изображений с текстами Ветхого и Нового заветов, богослужением, произведениями гимнографии, агиографии, гомилетики, с одной стороны, обусловила неизменность некоторых иконографических схем, сохраняющихся с раннехристианского до настоящего времени, с другой - повлекла возникновение новых изобразительных форм как отклик на актуальные богословские проблемы.

2. В искусствознании иконография - это научное направление, предметом исследования которого являются темы и мотивы изобразительного искусства. Иконография занимается истолкованием сюжета, фигур и символов произведения искусства. Иконографический метод сложился в середине XIX века в связи с задачами изучения средневекового искусства и успешно развивался учеными Франции, Германии, Великобритании и России.

Успехи в изучении иконографии в значительной мере были обусловлены изданиями памятников христианской археологии, а также критической публикацией средневековых текстов - агиографических произведений, святоотеческой литературы, апокрифов (Bosio A. Roma sotterranea. R., 1632; Nessel D., de. Breviarium et supplementum Commentariorum Lambecianorum, sive Catologus aut recensio specialis. Vindobonae; Norimbergae, 1690; Albani A. Menologium Graecorum. Urbinum, 1727; Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Ser. latina. P., 1844-1855; Tischendorf С. Evangelia apocrypha. Lpz., 1853; Garrucci R. Storia dell'arte cristiana nei primi otto secoli della Сhiesa. Prato, 1872-1880. Vol. 1-6).

Иконографическое направление представлено также работами учеников Кондакова: Е. К. Редина (1863-1908 годы; Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. М., 1916) и Д. В. Айналова (1862-1939 годы), комплексно исследовавшего иконографические и стилистические проблемы христианского искусства (Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900), в работах А. П. Голубцова (1862-1911 годы; Из христианской иконографии: [Сборник доклпдов, прочитанных на Археологических съездах]. Серг. П., 1903), исследователя литургических памятников. Голубцов дополнил метод иконографического анализа изучением влияния богослужения на иконные образы. Это направление исследований в иконографии стало ведущим в науке XX веке.

Достижения русской, немецкой и французской науки в области христианской иконографии, взаимно обогащая друг друга, заложили фундамент медиевистики XX века. Издание словарей и компендиумов по иконографии расширило возможности сравнительного исследования памятников (Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie / Ed. F. Cabrol et H. Leclercq. P., 1907-1952. 15 t.; Künstle K. Ikonographie der christlichen Kunst. Freiburg i. Br., 1926, 1928. 2 Bde).

В ХХ веке европейская иконографическая школа развивалась под влиянием трудов А. Грабара (1896-1990 годы), ученика Кондакова и Айналова, эмигрировавшего во Францию, где им были написаны работы, определившие магистральное направление мировой византинистики (L'Empereur dans l'art Byzantin. P., 1936; Martyrium: Recherches sur le culte de reliques et l'art chrétienne antique. P., 1946. 3 t.; Christian Iconography: A Study of Its Origines. Princeton, 1968; Les voies de la création en iconographie chrétienne: Antiquité et Moyen Âge. P., 1979). Иконографический метод приобрел новое качество в работах Грабара. Ученый рассматривал явления византийской культуры в широком историческом контексте, выявляя источники художественной формы, иконографических тем и смыслового содержания в сопоставлении с памятниками поздней античности, раннего средневековья, западноевроп. традиции на колоссальном материале всех видов искусства. Исследование византийского иконоборчества (L'iconoclasme byzantin: Dossier archéologique. P., 1957) позволило ученому подойти к проблеме не только с точки зрения истории искусства, но вплотную приблизиться к пониманию самого явления христианского образа, смысла иконы, осветить богословский аспект христианского искусства.

Научная методология Грабара плодотворно применялась и разрабатывалась в трудах его учеников и последователей (Г. Бабич, Т. Вельманс, М. Гаридис, С. Дюфренн, П. Мийович, Ж. Лафонтен-Дозонь, М. Теохари, А. Фролов и др.). Иконографический метод позволил исследовать смысл живописной декорации византийского храма (Demus O. Byzantine Mosaic Decoration: Aspects of Monumental Art in Byzantium. L., 1947), особенности книжной иллюстрации (Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago; L., 1971).

Одним из важнейших направлений иконографического метода является анализ взаимосвязи литургии и искусства (К. Уолтер, Х. Бельтинг, Н. Паттерсон-Шевченко). В советской науке иконографический метод, вытесненный формально-стилистическим анализом, возродился в виде вспомогательной методики каталогизации музейных собраний (Антонова, Мнева. Каталог; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея: Кат. икон. М., 1977). В трудах В. Н. Лазарева (1897-1976 годы) иконографический метод получил развитие как элемент комплексного подхода (Мозаика Софии Киевской. М., 1960; История византийской живописи. М., 1947, 19862. 2 т.), а также как самостоятельный инструмент исследования (Этюды по иконографии Богоматери // Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сборник статей. М., 1971. С. 282-290, 317-323).

На развитие иконографического метода исследования произведений христианского искусства оказали огромное влияние успехи филологической науки. Текстология средневековой литературы, которой занимались ученые школы Д. С. Лихачёва, оказала методологическое влияние на исследования иконографии, в значительной мере опиравшиеся на результаты изучения истории текста (Взаимодействие литературы и изобразительного искусства Древней Руси / Реактор.: Д. С. Лихачёв // ТОДРЛ. 1966. Т. 22; Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства // Там же. 1985. Т. 38).

В работах Э. С. Смирновой (Живопись Великого Новгорода: середина XIII - начало XV веков, М., 1976; Лицевые рукописи Великого Новгорода: XV века. М., 1994) и Г. В. Попова (Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI веков М., 1979 - в соавторстве с А. В. Рындиной) проблемы иконографии рассматриваются в ряду важнейших аспектов изучения памятников средневекового искусства, а иконографический метод исследования приобретает самостоятельное значение, соответствующее современному состоянию науки.

Исследованиями В. И. Вздорнова (Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976; Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989) и Л. И. Лифшица (Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987; Очерки истории живописи древнего Пскова: середина XIII - начало XV веков: Становление местной художественной традиции. М., 2004) было продолжено иконографическое направление в изучении памятников монументальной живописи, возрожденное Лазаревым. Изучение иконографической программы росписи стало обязательным элементом комплексного исследования стенописи.

Успешно применяется иконографический метод при изучении книжной миниатюры (О. И. Подобедова), памятников прикладного искусства (Рындина, И. А. Стерлигова). Плодотворно развивается направление иконографического исследования архитектуры (А. Л. Баталов, Вл. В. Седов). В настоящее время иконографический метод стал ведущим в исследованиях средневекового искусства (И. Л. Бусева-Давыдова, Н. В. Квливидзе, А. М. Лидов, Н. В. Пивоварова, В. Д. Сарабьянов, И. А. Шалина, О. Е. Этингоф и др.). Особенностью современной методологии является комплексный подход, учитывающий результаты исследований филологических, исторических и богословских наук.

ИКОНОГРА́ФИЯ (от греч. εἰϰών – изо­браже­ние, об­раз и … гра­фия ), 1) ус­той­чи­вая сис­те­ма изо­бра­же­ния к.-л. пер­со­на­жей, пред­ме­тов, сю­же­тов и т. п. в изо­бра­зит. ис­кус­ст­вах. В уз­ком и наи­бо­лее ха­рак­тер­ном смыс­ле И. – осо­бая изо­бра­зит. ка­но­нич­ность, при­су­щая пре­им. са­краль­но­му иск-ву. В бо­лее ши­ро­ком по­ни­ма­нии – от­ра­же­ние кон­вен­цио­наль­но­сти, сим­во­лиз­ма и ри­ту­аль­но­сти со­ци­аль­ной жиз­ни во­об­ще и че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния в ча­ст­но­сти. Ус­той­чи­вые изо­бра­зит. схе­мы встре­ча­ют­ся и в свет­ском иск-ве, ре­пре­зен­ти­руя со­от­вет­ст­вую­щие со­ци­аль­ные ри­туа­лы (при­двор­ный це­ре­мо­ни­ал, пра­ви­ла эти­ке­та, сим­во­лизм по­все­днев­ной че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти, схе­мы по­ве­де­ния и т. д.).


Иконами в христианской церкви называют живописные изображения Богоматери, Иисуса Христа и различных святых. Это предметы, имеющие священный характер. Служат они для религиозного чествования божеств. Во время молитвы чувства и мысли верующих непременно направлены на образы на иконах.

Подобные изображения являются непременной принадлежностью православной или римской церкви, а также присутствуют в домах верующих христиан. Создаются иконы с помощью иконографии. Что означает данное понятие? Какие разделяют типы иконографии и разновидности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Господь Бог икона

Определение понятия

Иконография – это совокупность правил, которые связаны с религиозным культом. Их применение помогает художнику идентифицировать сцены или персонажи. При этом существует согласование определенной технологической концепции и принципов изображения.

В искусствознании иконографии выделяют описание и систематизацию схем, а также типологических признаков в процессе изображения сцен или персонажей. Помимо этого, подобная система рассматривает совокупность сюжетов и образов, которые характерны для направления в искусстве или для какой-либо эпохи.

Иконография в современной науке

Ранее данное понятие относилось, как правило, к христианскому искусству. В настоящее время иконография – это термин, охватывающий всю изобразительную деятельность человека, начиная от наскальных рисунков, нанесенных в доисторические времена, заканчивая современными изображениями.

наш Господь

Что является основной характеристикой иконографии? Это два важнейших момента, которые заключены в повторяемости черт первообраза, а также в сохранении этого же смыслового содержания при повторении рисунка.

Как правило, понятие "иконография" рассматривается в контексте религиозных изображений, а также официального светского искусства. Именно в данных направлениях элементы изображения обладают смысловым и символическим значением.

Иконографический тип

Что подразумевается под этим понятием? Иконографический тип, или канон, призван не только зафиксировать узнаваемые и характерные для данного персонажа черты, но и выразить особенности, присущие его внутреннему образу. При этом зрителю должно быть сообщено о значении этой личности в истории или в религиозной системе. Другими словами, иконографический тип призван указать на то, что лежит в основе почитания изображенного святого или общественного деятеля.

Подобная система непременно основывается на реальном облике. Но при этом она в большинстве случаев идеализирует образ. Стоит отметить, что иконография исторического лица, мифологического персонажа или отдельного святого формирует и различные типы данного направления.

Изображение сюжетов

Для иконографии событий характерен определенный схематизм. Порой подобные системы изображения носят устойчивый характер. В этом случае их называют иконографическими изводами.

Одно и то же событие, которым может являться, например, сюжет евангельской истории, порой имеет сразу несколько принятых вариантов его изображения.

Изменения иконографических изводов вызваны не только переменами стилистических или художественных особенностей эпохи, но и обращением авторов к разным литературным источникам.

сюжет рождение Христа

Средневековые художники имели книги образцов. В них находилось краткое описание тех типичных черт, которыми обладают персонажи, а также схемы изображения композиций сюжетов. Все это позволяло живописцам передавать без малейших ошибок иконографические традиционно сложившиеся каноны.

Обрядовые действия

Развитие системы

Иконография, как правило, связана с церковными обрядами и с богослужением. Ведь именно в этих сферах применение строгих правил и регламентация формы являются теми необходимыми условиями, которые позволяют передавать содержание без ошибок и произвольного толкования.

Вместе с этим иконография – это система, объективно отражающая течение культурно-исторических процессов. Она обладает неразрывной связью как с сюжетной канвой, так и с образами, поэтикой и стилем, характерными для той или иной эпохи. В связи с этим несмотря на свою стабильность, иконографические схемы обладают определенной подвижностью. Они развиваются благодаря многоплановым связям художественных образов с различными сферами культуры, а также с политической и с социальной историей.

Разумеется, то большое значение, которое иконография имела в религии и в официальной церемониальности Древнего Рима, Древней Греции и Древнего Египта, позволило ей стать одной из составных частей искусства не только этих государств, но и всего Древнего мира.

Иконография в православии

Изобразительное искусство в христианской традиции достигло столь небывалой высоты по той причине, что в основе этого учения лежит необходимость воплощения Божьего Слова, засвидетельствованного Его образом. Иконография стала важным направлением православного искусства и из-за важности узнаваемости Христа. Кроме того, церковь всегда придерживалась мнения о том, что икона должна иметь догматическую достоверность изображения, которая находится в соответствии со священным текстом. При этом смысл образа церковью раскрывается и уточняется в ходе проводимых ею проповедей.

Теоретическая основа иконографии

Святые отцы неуклонно боролись с иконоборческой ересью. Для этого ими было создано учение об образе. Оно явилось теоретической основой православной иконографии. Согласно ему, все изображения непременно должны быть соотнесены с текстами Библии, произведениями гимнографии, богослужением, гомилетикой и агиографией. Это и стало причиной неизменности некоторых из иконографических схем, которые пришли к нам в неизменном состоянии от раннехристианского времени. Однако, с другой стороны, отмечено и возникновение нового направления в изобразительных формах. Подобная динамика явилась своеобразным откликом на имеющиеся богословские проблемы.

Церковная архитектура

скульптура Девы Марии

Искусствознание

В данной сфере иконография является научным направлением. Ее основной предмет исследования – это мотивы и темы изобразительного искусства.

В данном контексте иконография применяется для толкования сюжета, символов и фигур. Данный метод получил свое развитие в середине 19 в. Его стали применять ученые России, Великобритании, Германии и Франции для того, чтобы решить задачи по изучению средневекового искусства.

С помощью иконография становится возможным исследовать прямую связь между текстом и изображением.

К середине второй половины 19 в. это направление стало считаться основной дисциплиной о христианских древностях, которая базируется на церковно-историческом подходе и описательных принципах классификации изображения.

В России иконографический метод получил мощное развитие благодаря трудам Ф. И. Буслаева. Занимаясь изучением украшенных миниатюрами древних рукописей, он пришел к выводу о том, что существуют некие глубинные связи слова и изображения. Причем они являются специфической чертой средневековой культуры. Особенности иконы Буслаев видел в ее содержании. По мнению исследователя, церковное искусство является необъятной иллюстрацией Священного Писания. Он подметил стилистическое единство памятников изобразительного искусства и литературы, созданных в одной эпохе.

Иконография при написании ликов Святых

икона на стене

Приходя в церковь, мы также разграничиваем стенную роспись и изображение, писанное на доске.

Возникновение христианского образа

Существует множество научных гипотез о появлении определенной схемы в написании ликов Святых. Причем эти теории довольно противоречивы. Однако однозначный ответ на этот вопрос имеется у православной церкви. Она утверждает, что священный образ является следствием Боговоплощения. На нем он основывается, что и является сущностью самого христианства.

С момента возникновения православной веры икона считается предметом, не подлежащим изменению. Подобное воззрение закрепили строгие правила ее написания, именуемые каноном. Сформировались они вначале в Византии в 11-12 вв., а после были приняты на Руси.

евангельский сюжет

С точки зрения христианского учения, икона является особым видом самораскрытия и самовыражения православного направления, явленного Соборами и Святыми Отцами.

Канон, принятый церковью, закреплял и фиксировал некоторые особенности изображений Божеств, которые отделяли их от земного мира.

С этой целью в православной иконографии художники придерживались следующих правил:

  • Фигуры изображались неподвижными (статичными).
  • Иконография святых подчеркивала в их ликах неземное начало.
  • Соблюдались условности цвета и отражения изображений на золотом фоне.

С годами искусство обогащалось новым содержанием. Постепенно менялась и иконография икон. Ее схемы постоянно усложнялись. В иконографическом искусстве стало присутствовать творческое направление. Художники стали более свободно толковать традиционные религиозные сцены. Все это привело к тому, что образы иконографии стали не так строго регламентированы по своему исполнению.

Изображения Христа

Известно, что в иконографии Спасителя именуют Спасом. Его образ является центральным в православном изобразительном искусстве. Первые мастера, заложившие основы христианской иконописи, стремились осмыслить, а также описать Господа.

Сегодня мы можем говорить о том, что иконографию Иисуса Христа наполняет символизм. При этом она весьма разнообразна. Стремление мастеров представить Божественный образ в виде непостижимой высшей сущности вызвало множество толкований. Иисус был и добрым пастырем, и Судией, царем Иудейским и отроком.

икона на столе

Согласно преданию, первая икона Христа явилась его нерукотворным изображением. Оно появилось на ткани, которой Сын Божий вытер лицо. Эта икона чудесным образом исцелила царя Остроены Авгаря, который был болен проказой. Впоследствии этот лик лег в основу иконографии Иисуса, в частности, Нерукотворного Спаса.

Самой древней иконой, дошедшей до наших дней, стала написанная в 6 веке картина, которая сегодня хранится в египетском Синайском монастыре.

Русская иконография Христа сложилась в 11-12 вв. Она была выражена двумя основными типами изображения:

Иконография воскресения отражает традиционное православное учение о сошествии Господа в ад, о Его победе над смертью и воскрешении мертвых, которых Он выводит из ада.

Изображения Божией Матери

Образ Богородицы раскрывает верующим ту глубину, которой обладают Богочеловеческие отношения. Дева Мария стала матерью Бога. То есть Богородицей. Она дала Спасителю жизнь в человеческой природе. Это материнство является надприродным. Ведь в нем отмечается и необъяснимое таинство, сохранившее Ее девство. С этим связано и почитание Богородицы.

Внешний вид Божией Матери известен нам по ее самым древним изображениям. Помимо этого, есть о ней и описания, оставленные церковными историками.

Иконография Богоматери предусматривает ее изображение в определенной одежде. Прежде всего иконописцы облачают Деву Марию в мафорий. Это широкая верхняя одежда, которая в разложенном виде образует круг. В середине мафория имеется круглая прорезь для головы. Его края возле шеи обшиты узкой или широкой каймой. Мафорий всегда надевали поверх туники. По длине он был немного ниже колен. Туника – это нижняя рубаха до пола. В иконографии Божией Матери эта одежда всегда голубая. Данный цвет считается символом девственной чистоты. Тем не менее довольно редко туника бывает разных оттенков - темно-зеленого или темно-синего.

Женщины того времени всегда покрывали голову. Это учтено в иконографии Богородицы. На голове Девы Марии мы всегда видим легкий чепец (плат), закрывающий и подбирающий волосы. Поверх него надето покрывало. Данная деталь одежды, как и мафорий, круглая. Для лица в нем имеется прорезь. Длина покрывала – до локтей.

В иконографии Богородицы такое покрывало имеет темно-красные тона. Подобный прием является напоминанием о царственном происхождении Девы Марии и о тех страданиях, которые ей пришлось пережить. Помимо этого, красный цвет покрывала говорит о том, что Сын Божий заимствовал от Богородицы Свою кровь и плоть. По краям плат имеет отделку золотой бахромой или каймой. Этот цвет является знаком прославления Девы Марии. Он считается символом Ее пребывания в Божественном свете, а также Ее причастности к славе Иисуса Христа и благодати Святого Духа, которая излилась на Пресвятую в момент зачатия.

Порой одежда Богородицы изображена в золотом цвете. Этот прием символизирует благодать Божию. Иногда мастера иконописи облачают Деву Марию в мафорий синего цвета.

Непременная принадлежность головного покрывала Богородицы – три звездочки. Они символизируют Ее Приснодевство. То, что она Дева в момент зачатия Господа, появления его на свет, а также остается ею после рождения Божественного Сына. Кроме этого, три звездочки символизируют еще и Пресвятую Троицу.

Первые иконы Богородицы, как считается, были созданы евангелистом Лукой. Самые древние изображения Девы Марии относятся ко 2 и 3 векам. Их исследователи обнаружили в римских катакомбах. Чаще всего Матерь Божия представлена сидящей с Младенцем Иисусом на руках. В иконографии Богородицы, находящейся на троне, многие исследователи видят такой тип изображения, как Одигитрия.

Еще одним из самых распространенных образов Девы Марии является Елеусы, или Умиление. Ранее 10 века такой тип иконографии не встречается.

Схема Божией Матери Оранты нашла свое место в росписи храмов. В иконописи ее знают как Знамение. Похожим типом икон является Всемилостивая. На них Богоматерь сидит на троне и держит Младенца Христа на коленях. Довольно редко Дева Мария изображается без Божиего Сына. Такой тип икон называется Деисусным. На них можно видеть образ Богородицы, стоящей в молитвенной позе.


1. Изучение и описание изображений каких-л. определенных лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов), а также выяснение документальной достоверности и подлинности портретов данного лица.

2. собир. Совокупность таких изображений. Иконография А. С. Пушкина.

3. Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определенных, обычно религиозных или мифологических сюжетов и лиц.

[От греч. ε’ικων — изображение, образ и γράφω — пишу]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В иконографии выделяют:

Иконография Иисуса Христа,

Иконография Будды и бодхисатв в буддийском искусстве, и т. д.

ИКОНОГРА'ФИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. eikōn образ и graphō — пишу] (науч.). 1. Наука, занимающаяся изучением портретных изображений. 2. кого-чего. Систематическое описание изображений какого-н. сюжета, лица в живописи, скульптуре. И. Пушкина. И. Геркулеса. 3. собир. Совокупность таких изображений. И. Пушкина очень богата.

иконогра́фия

1. изучение и описание изображений определённых лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов) в произведениях живописи, скульптуры; выяснение документальной достоверности и подлинности портретов данного лица

3. совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определённых (обычно религиозных или мифологических) сюжетов и лиц

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: всекитайский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

3) (иногда в искус­ство­вед­че­ской лите­ра­туре) наука, изу­ча­ю­щая иконы, исто­рию и обсто­я­тель­ства фор­ми­ро­ва­ния хри­сти­ан­ского искус­ства.

ikonografija - Иконография

На чем осно­вы­ва­ются ико­но­гра­фи­че­ские образы?

Дог­ма­ти­че­ской осно­вой ико­но­по­чи­та­ния явля­ются сви­де­тель­ства, запе­чат­лен­ные в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии. Как известно, догмат о почи­та­нии св. икон был утвер­жден на VII Все­лен­ском Соборе. Дог­ма­ти­че­ские осно­ва­ния рас­по­ла­гают веру­ю­щих созда­вать и пра­вильно чтить свя­щен­ные изоб­ра­же­ния.

При созда­нии же икон ико­но­писцы опи­ра­ются на особые пра­вила или каноны.

Основу тех или иных ико­но­гра­фи­че­ских обра­зов могут состав­лять раз­лич­ные источ­ники, среди кото­рых уместно выде­лить сле­ду­ю­щие: Свя­щен­ное Писа­ние, цер­ковно-исто­ри­че­ские про­из­ве­де­ния, Жития святых, пате­рики, литур­ги­че­ские тексты и даже фото­гра­фи­че­ские изоб­ра­же­ния (к ним при­бе­гают, поло­жим, при созда­нии обра­зов святых, почив­ших о Гос­поде в XX в.).

Яркой иллю­стра­цией исполь­зо­ва­ния обра­зов из Свя­щен­ного Писа­ния могут слу­жить иконы Страш­ного Суда. На изоб­ра­же­ниях этого типа встре­ча­ются образы, сюжеты, заим­ство­ван­ные из Еван­ге­лия, Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова, Книги про­рока Дани­ила и др.

Цер­ковно-исто­ри­че­ские про­из­ве­де­ния дают основу для вос­про­из­ве­де­ния на иконах собы­тий из исто­рии Все­лен­ской Церкви. Такого рода образы можно встре­тить, к при­меру, на иконах Все­лен­ских Собо­ров.

Из пате­ри­ков и Житий святых ико­но­писцы чер­пают све­де­ния для фор­ми­ро­ва­ния обра­зов тех или иных святых, для отоб­ра­же­ния зна­чи­мых собы­тий их жизни.

Содер­жа­ние литур­ги­че­ских тек­стов может слу­жить источ­ни­ком для изоб­ра­же­ния сцен и сюже­тов, свя­зан­ных с хра­мо­вым бого­слу­же­нием.

Нако­нец, фото­гра­фи­че­ские изоб­ра­же­ния могут исполь­зо­ваться для созда­ния ико­но­гра­фи­че­ских обра­зов святых, запе­чат­лен­ных при жизни на фото­гра­фи­че­ских кар­точ­ках.

Читайте также: