Что такое игровая ситуация в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Решетникова Оксана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска "Детский сад № 13"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«
Игровые обучающие ситуации

как одна из игровых форм работы

ситуацией
(НОС), основными характеристиками которой являются: ■ короткий и несложный сюжет; ■ оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой; ■ специально организованное игровое пространство; ■ наличие дидактической цели и воспитательной задачи; ■ обязательное проведение и руководство игрой взрослым. Можно выделить несколько
типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами
— изображениями реально существующих предметов и объектов — могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2—3-летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на репродукциях картин, наглядных пособиях.
ИОС
с
литературными персонажами
используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания.

ИОС в виде воображаемого путешествия
зоопарка, достопримечательных мест города и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель. Игровые образовательные
ситуации-иллюстрации
используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Игровые образовательные ситуации-упражнения
целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Игровые

образовательные

ситуации-проблемы

ситуации-
оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Практическая часть

(Ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления

поезда.)
Сын. Едем мы уже давно, Поезд дальше мчится. Я устал смотреть в окно. Спать пора ложиться. Я б наверх, конечно, лег: Там ведь интересно! Отец. Не ложись там, сынок, Там довольно тесно. Детям спать вверху нельзя — Можно и свалиться, Стукнуться об пол иль стол, Больно ушибиться. С ы н. Ничего, я подрасту — Это же несложно. Вот тогда и наверху Спать мне будет можно.

что они могут упасть.)
Задание № 3. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью? (Проблемная ситуация. )

Деловая игра. (Поупражняемся в использовании игровых обучающих ситуации в

игровой обучающей ситуации-оценки

Задачи: ( прописаны на слайде)
• обобщать и расширять знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах безопасного поведения при пользовании электроприборами в быту; • развивать мыслительную активность, любознательность; • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; • формировать умение осторожного обращения с электроприборами; • вызывать радость открытий, полученных посредством опытов; • в о с п и т ы в а т ь у м е н и е р а б о т а т ь в к о л л е к т и в е .
На столе разложены необходимые пособия для занятия . ( карточки с загадками об

Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:

  • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
  • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
  • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).

Известно четыре вида ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.

В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

В процессе игрового общения дошкольник учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения должны стараться подбирать специальные речевые игры, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Так как занятия активизирующего общения содействуют обогащению детей впечатлениями об окружающем мире и эффективно используют один из словесных методов – беседу , т.е. целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений, то можно определить ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.

Примеры игровых обучающих ситуаций

Тема: Домашние животные.

  • Обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
  • Умение слушать, отвечать на вопросы.
  • Воспитывать интерес и заботу о животных.

Воспитатель: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).
Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит).
Воспитатель: Посмотрим, что же в ней находится?
Дети: О – это картинки.
Воспитатель: Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?
Дети: Собака; корова; коза; кошка.
Воспитатель: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.
Дети:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись
А то Машенька пойдет
Через киску упадет. (И т.д. про каждого животного)
Воспитатель: Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.
Дети: Щенята, телята, козлята, котята.

Воспитатель: Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.
Дети: Корова, коза (молоко), собака (охраняет дом), кошка (ловит мышей).
Воспитатель: Дети, а как зовет своих детенешей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.
Дети: Муу. ; Гав-гав; Мее. ; Мяу-мяу.
Воспитатель: Д ети! Что же любят кушать животные?
Дети: Корова, коза – травку.
Собака – косточку.
Кошка – молоко.
Воспитатель: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.

II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе)

Тема: Мы идем в лес.

1. Расширить представления дошкольников о диких животных.
2. Познакомить с животными занесенными в красную книгу.
3. Способствовать использованию в играх представление о редких животных.
4. Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Материал: игрушки, картинки зверей, запись голосов птиц и животных.

Дети и воспитатель отправляются в лес. На входе в лес их встречает лесник, который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание уделяет животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры. А вы любите?

Экологическая игра "Как вести себя в лесу" ( На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Лесник бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям).

Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня . Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.

III. Ситуации-проблемы (в играх)

  • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
  • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
  • Почему ёж колючий?
  • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
  • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
  • Что случится, если не будет растений?
  • Как папа узнал, что ночью был дождь?
  • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
  • Почему заяц и белка линяют?

Проблемные ситуации создаются, побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.

В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т.д.

Детям предлагаются различные игры:

  • игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
  • игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
  • игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.

  • "Растения нашего леса"
  • "Узнай гриб"
  • "Парные картинки"
  • "Опиши животное"
  • "Когда это бывает"
  • "Найди маму"
  • "Птичья столовая"
  • "Домик для животных"
  • "Расскажи сказку"
  • "Путешествие в лес"

IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.

Например: Придумай сказке другой конец.

Вспомните, как же закончилась сказка "Сивка-Бурка", что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают) .

Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?

Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.

Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю (например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.

– Кто в доме главный?
– Как можно узнать настроение человека?
– Мои поступки.
– Если бы я был (была) волшебником?

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

  • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
  • обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
  • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

2.Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
3. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006
4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: (уманит, изд. центр "ВЛАДОС", 2003.)
5. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург "АРГО", 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.

статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД.


Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игров.


Цель: Повышение эффективности процессуальной деятельности педагогов и внедрение современных воспитательных технологий в воспитательно – образовательный процесс.


Игра как метод экологического воспитания- это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.


Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе позволит сформулировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологическог.


Использование игровых обучающих ситуаций в работе воспитателя

Педагогические мероприятия по организации самостоятельной деятельности детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Выделим несколько видов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Виды игровой обучающей ситуации

-ИОС с игрушками-аналогами

-ИОС с литературными персонажами

-ИОС типа путешествий

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами в своей работе мы используем во всех возрастных группах, причем сопоставляем их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях, а также макеты природных уголков выполненных своими руками.

Игрушки-аналоги мы включаем в любые игровые обучающие ситуации, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Во всех случаях они помогают в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

При разработке ИОС я всегда учитываю, чтобы все слова и действия куклы соответствовали ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Игра-путешествие мною используется в работе с детьми разных возрастных групп. Путешествие – сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещает новые места или учреждения. В этой игре их внимание сосредотачивается на разных моментах, сюжете, ролевых действиях, воображаемых ситуации. Важная особенность игровой обучающей ситуации в путешествии - в ней всегда есть ведущей (экскурсовод, руководитель похода), роль которую берет на себя взрослый. В своей работе я широко сотрудничаю с инструктором ФК, с педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем. Содержание игровой обучающей ситуации не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны проводиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию мы с коллегами используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной театральной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Я заметила, что при использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных, интересующих их вопросов.

Игровые обучающие ситуации в работе с дошкольниками статья (старшая группа) на тему

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Круглый стол с педагогами на тему:

Круглый стол с педагогами на тему:

«Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками

Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:

  • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
  • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
  • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).

Известно четыре вида ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.

В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

В процессе игрового общения дошкольник учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи. Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения должны стараться подбирать специальные речевые игры, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Так как занятия активизирующего общения содействуют обогащению детей впечатлениями об окружающем мире и эффективно используют один из словесных методов – беседу, т.е. целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений, то можно определить ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.

Примеры игровых обучающих ситуаций

Тема: Домашние животные.

  • Обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
  • Умение слушать, отвечать на вопросы.
  • Воспитывать интерес и заботу о животных.

Воспитатель: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит). Воспитатель: Посмотрим, что же в ней находится?Дети: О – это картинки.Воспитатель: Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?Дети: Собака; корова; коза; кошка.Воспитатель: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.Дети:Киска, киска, киска брысь! На дорожку не садись А то Машенька пойдет Через киску упадет. (И т.д. про каждого животного)Воспитатель: Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.Дети: Щенята, телята, козлята, котята.

Воспитатель: Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.Дети: Корова, коза (молоко), собака (охраняет дом), кошка (ловит мышей).Воспитатель: Дети, а как зовет своих детенешей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.Дети: Муу…; Гав-гав; Мее…; Мяу-мяу.Воспитатель: Дети! Что же любят кушать животные?Дети: Корова, коза – травку. Собака – косточку. Кошка – молоко. Воспитатель: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.

II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе)

Тема: Мы идем в лес.

1. Расширить представления дошкольников о диких животных. 2. Познакомить с животными занесенными в красную книгу. 3. Способствовать использованию в играх представление о редких животных. 4. Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами. 5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Материал: игрушки, картинки зверей, запись голосов птиц и животных.

Дети и воспитатель отправляются в лес. На входе в лес их встречает лесник, который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание уделяет животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры. А вы любите?

Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.

III. Ситуации-проблемы (в играх)

  • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
  • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
  • Почему ёж колючий?
  • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
  • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
  • Что случится, если не будет растений?
  • Как папа узнал, что ночью был дождь?
  • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
  • Почему заяц и белка линяют?

Проблемные ситуации создаются, побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.

В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т.д.

Детям предлагаются различные игры:

  • игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
  • игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
  • игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.

IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.

Например: Придумай сказке другой конец.

Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?

Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.

Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

– Кто в доме главный? – Как можно узнать настроение человека? – Мои поступки. – Если бы я был (была) волшебником?

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

  • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
  • обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
  • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

На базе МКДОУ № 53 работает Пункт психолого-медико-педагогического консультирования для родителей дошкольников, посещающих дошкольные образовательные учреждения города. В Пункте психолого-медико-педагогического консультирования работают высокопрофессиональные учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели и др. педагоги.

Родители могут бесплатно получить консультационную помощь по различным вопросам воспитания, обучения, развития и коррекции отклонений в развитии детей от 3 до 7 лет. Специалисты Пункта проведут обследование уровня речевого и психического развития ребенка, дадут рекомендации.

Время работы Пункта:

вторник с 10- 30 до 12 -00, четверг с 10-30 до 12-00.

На прием можно записаться по телефону 3-01-38.

Вам будет назначено индивидуально с учетом Ваших пожеланий время приема.

Давайте поиграем в знакомство. Пусть я буду бабушка, Ира и Вова — мама и папа, а Сережа и Галя — дети. К нам в гости пришел незнакомый гость. Пускай им будет Витя. Мы все должны познакомиться друг с другом.

Вы играете с мячиком. Вам весело. Роман стоит около забора один. Ему грустно. Что вы делаете? Что вы скажите Роману?

У одного мальчика машинка, у другого книжка. Тот, у кого книжка, захотел поиграть с машинкой. Как поступят дети?

Дима и Вера, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, кто будет ходить первым.

Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это, уступая друг другу.

Пусть дети распределят между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости.

Вы хотите, чтобы Юра и Лена пришли к вам в гости? Пригласите их по правилам. Как вы их встретите? Пусть Галя угостит гостей конфетами. Что нужно сказать при этом? А Лена и Юра что скажут?

Пусть мама и бабушка пригласят гостей к столу. (Все садятся за стол.) Как хозяева и гости будут вести себя за столом? Поговорите о чем-нибудь веселом.

Теперь все встают из-за стола. Что говорят при этом?

Гостям пора уходить домой. Гости и хозяева, поговорите между собой на прощание.

Представьте, что вы с ребятами шли по коридору и отстали. Случайно попали в другую группу. Ваши действия.

Представим себе, что все мы едем в автобусе. Все садятся на места. Лена у нас будет кондуктором. Поговорите с ней, приобретите билет. А теперь в автобус входит Таня — бабушка. Как вы поступите? Кто должен встать первым? (Тот, кто

сидит ближе к бабушке.) Что он при этом скажет9 Что ответит бабушка? А на следующей остановке войдет Вера с ребенком (куклой) на руках. Что будет дальше?

Саша звонит заболевшему другу. К телефону подходит папа друга. Какой разговор состоится, чем он закончится?

Петя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Не забудьте извиниться, ведь вы отрываете людей от работы.

Ты, Света, звонишь Юре. К телефону подходит Юрина старшая сестра. Попроси, чтобы она пригласила Юру.

Ты, Юра, звонишь Маше. К телефону подходит Маша. Пригласи ее на день рождения.

Ты пришёл с прогулки. У тебя мокрые варежки. Что ты сделаешь? Кого и как попросить о помощи?

Дежурные не положили тебе ложку. Как ты поступишь

Лена и Вова, вы увидели, что возле подъезда стоит малыш и плачет. Это мальчик из младшей группы. Расспросите его. Узнайте, что случилось. Помогите младшему. А кто хочет изобразить малыша?

Перед дверью в детский сад встретились мальчики из младшей и подготовительной групп. Покажите, как они войдут в помещение.

Читайте также: