Что такое графические навыки в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Для чего нужны уроки рисования в детском саду

Развитию графических навыков помогают уроки рисования, во время которых у малышей происходит всестороннее развитие. Во время рисования у дошколят координируется работа левого и правого полушарий мозга (формируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое). Во время рисования малыши учатся следующему:

  • тренировать координацию;
  • выстраивать связь между мышлением и речью;
  • упорядочивать большой объем получаемых знаний;
  • закреплять новую информацию.

Развитие графических навыков у детей будет эффективным, если соблюдаются следующие принципы образовательного процесса:

  • Воспитатель систематически занимается с дошкольниками.
  • На занятиях рисованием используют графические материалы.
  • Дети поэтапно выполняют задания.
  • В комнате для занятий создана благоприятная для обучения и творчества атмосфера.

Особенности графических навыков у дошкольников

Расширение объема знаний о разнообразии форм и расположения предметов в пространстве, их оттенках, качествах и т. д. играет важную роль в умственном развитии детей. Обучение дошкольников графическим знаниям базируется на анализе, синтезе, обобщении, сравнении. На уроках рисования развивается и речь малышей (они проговаривают цвета и оттенки, обогащают словарный запас).

Во время рисования активна как умственная, так и физическая деятельность ребенка (нужно приложить определенные усилия, чтобы рисовать, овладеть отдельными навыками).

Занятия по развитию графических навыков в детских садах также тренируют у малышей выдержку, упорство, внимание.

Исследователи выделяют несколько периодов становления изобразительной деятельности у детей:

  • Доизобразительный (каракули).
  • Изобразительный (бесформенные изображения, художественные схемы).
  • Правдоподобные и реалистичные изображения.

Эффективные способы обучения дошкольников графическим навыкам

Чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен иметь о нем полноценное представление. Педагогу следует обратить внимание детей на те свойства предмета, которые играют важную роль в его дальнейшем изображении (строение, величина, форма, цвет и другие).

В начале рассказа о предмете учитель характеризует объект в целом яркими эпитетами, а затем переводит внимание на детали. Затем вновь стоит рассмотреть предмет в общем, чтобы закрепить полученные знания о нем.

Ребенок будет быстрее и эффективнее приобретать графические навыки, если он уже знаком со способами выполнения задания (умеет владеть карандашом, кистью и т. д.). Именно в детском саду дошкольники учатся правильно держать предметы в руках и владеть ими, приобретая двигательный опыт.

Ведущая роль в процессе формирования образа и нужных навыков принадлежит движениям руки. Поэтому педагоги должны не только сами показывать детям, как двигать руками (плавно или быстро, вести отрывистую линию или непрерывную), но и давать дошкольникам пробовать эти движения.

Во время занятий педагоги должны следить, как дети держат кисть или карандаш, исправлять ошибки. Часто дети, порисовав карандашом и положив его в коробку, вытащить его обратно, взяв сразу правильно, не могут. Из коробки дошкольники захватывают карандаши в кулак или сразу несколько штук, потому что так удобнее. Учитель должен показать в очередной раз, как правильно держать предмет, а если у малыша это не получается с первого раза, то подойти и вложить в руку.

Важно обращать внимание детей, что предметы разных форм технически изображают тоже по-разному, например:

  • овальные предметы рисуют плавно, закругляющими движениями;
  • предметы с углами могут потребовать перемены направления линий и частых отрывов руки от бумаги, чтобы линии и углы получались более ровными;
  • изучать формы предметов следует в сравнении друг с другом.

Дети получают новые знания и тренируют навыки, только подражая взрослым. Поэтому перед педагогами стоит цель — отработать движения, демонстрируемые детям. Дошкольникам в младших детсадовских группах, чтобы отработать навыки, в том числе и графические, требуется множество повторений. Нужное движение дети не могут отработать с первого раза. У детей старшего дошкольного возраста процессы происходят быстрее, благодаря накопленному опыту.

Методики обучения графическим навыкам в детском саду

Для эффективного обучения рисованию и графическим навыкам на занятиях должны соблюдаться следующие условия.

Разнообразие

Занятия рисованием у дошкольников должны быть разными: на каждом из них дети должны учиться чему-то новому (рисовать паутинку, чертить линии, обводить овалы и т. д.).

Разделение процесса и результата

Младших дошкольников увлекает сам процесс, а детей постарше уже интересует и результат. Например, если рисунок получился не очень хорошо, занятие не приносит удовольствия. Наблюдая за взрослыми, дети пытаются добиться отличного результата известными способами, не заботясь о том, чтобы их совершенствовать. Даже если учитель показывает, как делать правильно, дошкольник может не услышать его. Тогда педагог должен сместить акцент с результата на сам процесс выполнения задания.

Любое достижение ребенка нужно отметить, а дошкольника похвалить за выполненное задание.

Последовательность — от простого к сложному

Ребенок должен закрепить навыки сначала на правой руке, затем на левой, после на обеих одновременно. Нельзя перепрыгивать через задания, т. к. поставив перед дошкольником сложную задачу раньше простой, можно вызвать негатив и нежелание заниматься.

Для этого существуют различные упражнения. Так, если у ребенка не получается ровно закрашивать предметы, не выходя за границы рисунка, учитель должен сначала научить его делать это, правильно подобрав иллюстрацию.

Многократность повторений (систематичность)

Для отработки движений и навыков их нужно повторять многократно. Так, чтобы научить держать карандаш, не напрягая руку, полезно проводить упражнения: двигать рукой с карандашом вверх и вниз, из стороны в сторону, отводить указательный палец. Тогда руки расслабятся сами и держать предмет будет удобно.

Контроль качества исполнения упражнений

Педагогам необходимо следить, чтобы дети закрепляли правильные навыки, и оперативно исправлять ошибки, показывая своим примером, что и как нужно делать.

Какими навыками должны владеть дошкольники

Дети разных возрастов в конце каждого года обучения должны уметь следующее:

  • К концу пребывания в младшей группе умеют правильно держать карандаш и кисть.
  • В средней группе дети учатся выполнять сложные задачи: координировать обе руки, развивать гибкость пальцев.
  • В старшей группе дошкольники выполняют точные задания для координации обеих рук.
  • В подготовительной группе дети развивают мышечно-моторные функции рук и связанные с ними функции полушарий головного мозга.

С детьми 3-4 лет целесообразно проводить следующие занятия:

  • игры с пуговицами, бусинами (под присмотром взрослых);
  • занятия с конструкторами, состоящими из крупных деталей (из безопасного материала);
  • занятия лепкой;
  • пальчиковые игры;
  • уроки рисования с простыми элементами для изображения.

В группе, где учатся дети 4-5 лет, занятия усложняют. Поэтому для формирования и усовершенствования графических навыков используют следующие игры и занятия:

  • штриховка, не выходя за границы рисунка;
  • обведение образцов;
  • рисование сложных орнаментов, таких как круги, прямоугольники;
  • раскрашивание более сложных картинок.

На финишной прямой перед школой дети 5-6 лет учатся навыкам, которые пригодятся в первых классах. В этом возрасте дошкольников учат следующим графическим навыкам:

  • ориентироваться в строчках и клеточках;
  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;
  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
  • соединять противоположные углы клетки;
  • выполнять так называемые графические диктанты (вести линию на строчку выше, потом на две ниже и пр.).

Если малыш посещает детский сад, то родители могут быть спокойны: он получит базовые знания для подготовки к школе. В образовательных программах предусмотрена подготовка к письму и чтению. Если ребенок в детский сад не ходит или родителям кажется, что ему необходимо больше знаний, чем дает педагог в саду, то они должны заниматься с ним самостоятельно, чтобы избежать возможных проблем с письмом в начальной школе. Сделать это несложно: в статье мы рассказали, что графические навыки у дошкольников развивают во время игр, на занятиях рисованием, аппликацией и другими видами творчества.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .


ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во время обучения грамоте письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет изучения и усвоения, а когда это действие утрачивает значение предмета усвоения то начинает выполняться техническая (исполнительская) функция письма и в целом письменной речи. Учащимися достаточно быстро, легко и качественно совершается процесс воспроизведения букв, без каких-либо напряжений. Именно это позволяет сосредоточить внимание на других аспектах письма: умений точно и правильно выражать свои мысли письменно.

В формировании навыка выделяют основные три этапа.

Первый этап – аналитический - это вычленение и овладение отдельными элементами действия, освоения содержания.

Второй этап – синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.

Третий этап – автоматизация – фактическое образование навыка как действия, характеризующегося высокой степенью понимания и отсутствием поэлементной сознательной регуляции. Главными чертами автоматизации являются быстрота, неторопливость, легкость выполнения. Но быстрота является естественным результатом движений, и неторопливость, возникающая как результат формирования навыка. Если говорить о сформировании навыка, то чаще всего имеют ввиду основное – это упражнение и тренировка, тренировка и упражнение. Именно без упражнений и повторений навык сформировать нельзя, но упражнение эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а два первых этапа – это не механические упражнения, а осознанная действительность.

Учитель недостаточно объясняет, что и как делается, а ученик с трудом понимает, что такое строка и ее линии, как на строке необходимо расположить букву, где ее верх и низ. Самому ребенку, в меру его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном развитии понять, а тем более описать словами всю последовательность своих действий не только очень трудно, но и даже для большинства – практически невозможно.

Первым шагом в обучении является способность понять и различать элементы букв, понимание как, в какой последовательности их нужно на строке расположить.

Методисты М.М. Безруких, Т.Е. Хохлова и другие, считают, что, во-первых, есть смысл не придерживаться требований к каллиграфии, ведь в итоге правильный и красивый почерк будет лишь у единиц, а остальные зря тратят время и силы. Во-вторых, усилить элемент сознательности в осуществлении движений. Мы согласны с М.М.Безруких и Т.Е. Хохловой, что письмо, как и чтение, должно и может быть сформировано лишь как самостоятельное сознательное действие.

Существует звуковой (или звукобуквенный) анализ, который считается главным элементом обучения. Осознанно осуществляется процесс звукового анализа, выделение фонем и перевод их в графемы. Если не уделять на этом этапе достаточного внимания звукобуквенному анализу, или для проведения этой работы не дать ребенку достаточно времени, то успешного формирования навыка не будет, а закрепиться могут недостатки и их достаточно трудно будет устранить. Дети, которые имеют фонетико-фонематическую недостаточность должны получать больше внимания, поскольку на следующих этапах именно этот процесс уходит из-под контроля, и сам ребенок уже не в силах фиксировать внимание на данном процессе, и в случае каких-либо затруднений выступает вновь на первый план, что не позволяет протекать формированию навыка.

Первый этап обучения (практически, букварный период) может намного затягиваться, удлиняться, но это лишь в том случае, если методика обучения не соответствует возрастным особенностям ребенка и всем закономерностям формирования навыка.

Особенности и длительности второго и третьего этапов обучения в большинстве случаев определяется тем, насколько благополучно было формирование навыка на первом этапе. Принято считать, что формирование навыка завершается лишь к 10-11 годам, именно тогда, когда почерк становится стабильным, увеличение скорости не будет искажать почерк, а то и вовсе, не приведут к его изменению или нарушению. В процессе формирования письма меняется психофизиологическая структура самого процесса. Теперь выделение отдельных звуков, программирование предстоящего движения, перевод фонем в графемы, осознание его структуры и последовательности не занимает столько времени, сколько нужно было на первом этапе. Теперь к концу первого года скорость письма у детей увеличивается: у шестилетних детей до 10-12 знаков в минуту, а у семилетних детей 12-16 знаков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система знаний и система деятельности по формированию графического навыка.

Система знаний и система деятельности по формированию графического навыка.

В формировании графического навыка можно выделить 2 этапа: подготовительный и основной.

Во время подготовительного этапа дети знакомятся с гигиеническими требованиями при письме ( правильная посадка, положение тетради на рабочем столе, положение ручки в руке. Особенности правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке первоклассников, пишущих правой и левой рукой.Происходит развитие мелкой моторики (развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки)

На первоначальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение всех сил ребенка: в работу вовлекается целый ряд мышц, особенно напряжены мышцы руки, плеча, всей верхней части тела. Поэтому очень важно в этот период научить детей приемам расслабления при выполнении графических заданий (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть, и только потом делать следующее движение).

У большинства детей графические задания вызывают затруднения (дрожание руки, штрихи неровные и т.д.). Стараюсь, как можно раньше выявить причины, возникающих трудности, которые обычно связаны у детей преимущественно с недостатками в координации движений, с недостатками зрительно-моторных координаций и зрительно-пространственного восприятия. И следуя из этого, на последующих занятиях стараюсь включать упражнения на развитие и координацию выявленных недостатков.

Для развития и совершенствования моторики кистей и пальцев рук, использую комплекс упражнений. Весь комплекс можно разделить на составляющие:

1) пальчиковая гимнастика;

2) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Пальчиковую гимнастику провожу в течение 3-4 минут в начале занятия, либо в середине, в форме физминутки.

- Учатся Ориентироваться в пространстве листа тетради и пространстве классной доски

Признавая тот факт, что в настоящее время в школу приходит большое количество детей с невысоким уровнем развития ориентировки в пространстве, с проблемами координации глаз и руки, с трудностями выполнения точных движений, неправильно с первых же уроков предлагать ребятам работу на строке. Важно должное внимание уделить работе на нелинованном листе бумаги, это способствует формированию пространственной ориентации на листе, развитию движений руки ребенка, перед тем как ему будет предложена работа, требующая более мелких движений.

- отрабатывается умение начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении, идет отработка пространственной ориентации на листе: "верх", "низ", "справа", "слева", "вести руку направо, налево, вверх, вниз",;

-проводится последовательная отработка умения проводить прямые вертикальные линии, прямые горизонтальные линии, прямые наклонные линии

- отрабатываются действия контроля и оценки успешности выполнения работы ;

-учащиеся контролируют сохранение одного и того же расстояния между линиями;

- сравнивают свои линии с заданным на странице образцом, осуществляя тем самым оценку собственной работы.

Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными, понимание того, как это сделать - очень важный момент подготовки к письму. Именно параллельность всех штрихов придает письму (почерку) четкость, аккуратность, делает письмо более легким для восприятия и чтения. Поэтому до обучения письму курсивных букв необходимо научить ребенка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.

Письмо полуовалов - верхних и нижних, правых и левых с разным направлением движений - важный момент в развитии моторики.

рисовать круги и овал

-умение осуществлять необходимые действия в заданной последовательности;

- умение словесно описывать свои действия.

-рисовать зигзаги, плавно передвигая руку

- отрабатывается словесное формулирование предстоящих действий и контроль за правильностью их выполнения в процессе отработки свободного передвижения руки по строке слева направо, правильной координации движений пальцев, кисти, предплечья при письме, отработки точных движений.

После завершения подготовительного этапа начинается основной этап формирования графического навыка( написание курсивных букв). Он совпадает с началом этапа изучения гласных букв по Букварю и завершается после изучения всех букв русского алфавита.

Его можно разделить на три периода:

-Первый - аналитический, основным компонентом которого является вычленение отдельных элементов действия и овладение ими. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличия у него определенных знаний и умений, но и способ объяснения того, что и как должен делать ребенок, а так же степень осознания ребенком выполняемого действия.

- Второй условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий - автоматизация- и есть этап образования навыка как действия. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость.

Основными задачами этого этапа являются: выработка обобщенного способа работы при изучении букв, закрепление связи определенного звука со зрительным образом печатной и письменной буквы, передающей на письме этот звук, поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, заучивание зрительного образа буквы, отработка двигательного образа курсивной буквы, совершенствование мелкой моторики руки

Значимость этого этапа для формирования предпосылок учебной деятельности заключается в том, что продолжается работа над осознанностью собственных действий, над умением провести анализ пространственного расположения элемента на строке, над словесным описанием траектории движения при письме элемента буквы, над умением выполнить несколько действий в строго определенной последовательности.

Последовательность действий выбирается учеником не случайно, не путем проб и ошибок. Каждый ученик выполняет ряд заданных последовательных операций, которые составляют алгоритм его действий: поэлементный анализ зрительного и двигательного образов буквы, анализ расположения и количества составляющих букву элементов, сравнение букв, сходных по количеству элементов, пространственному расположению элементов, выявление признаков сходства и различия букв, составление слов из заданного набора букв, запись под диктовку.

Формирование таких важных компонентов учебной деятельности, как самоконтроль (объяснение выполнения движений при написании основных элементов) и самооценка (возможность оценки качества самого движения и результата -"правильно"-"неправильно") возможно благодаря такой важной особенности методики формирования графического навыка, как сочетание на одной странице двух видов строк. Введение широкой строки (16+8мм) для осознанного анализа буквы, для первичной тренировки в написании буквы и более узкой строки (12+6) для закрепления графического навыка, для тренировки в написании буквы - позволяет работать над осознанностью выполняемых действий.


После отработки написания букв более крупного размера (это удобно для усвоения направления движения, закрепления двигательного образа буквы), детям предлагаются упражнения в письме букв меньшей величины. Для этого и нужны нижние две- три строчки.


Характерной особенностью формирования графического навыка на данном этапе является письмо каждого элемента буквы в отдельности. Пауза между написанием двух элементов дает первокласснику возможность расслабить на мгновение мышцы, дать им отдых.

По мере изучения букв вводятся задания, направленные на отработку наиболее частотных случаев сочетаний различных букв. Это позволяет отрабатывать связность письма. Связность письма это результат отработанного навыка написания изолированных букв. Завершая написание буквы и точно зная точку начала написания последующей буквы, ребенок без труда определяет способ соединения букв.

Многие задания направлены на развитие не только графического навыка и закрепление зрительно-двигательного образа букв, но и на развитие внимания (задания типа "дорисуй букву", "продолжи заданную последовательность", "продолжи узор").

В тетрадь включены также задания на установление соответствия буквенного и звукового состава слов. Дети должны выбрать и записать слова, звуковой состав которых соответствует предложенной модели. Эту же цель преследуют и задания "подбери слова , соответствующие заданной модели", обращаем внимание ребят на то, что им необходимо помнить о всех признаках согласных звуков (т.е. не только о твердости-мягкости, но и о звонкости-глухости, т.к. оба эти признака заложены в модели).

Задание: "Выбери и напиши" направлено не только на отработку умения скопировать курсивными буквами слово, написанное либо курсивными, либо печатными буквами, но повышает осознанность процесса чтения и выбора слов при письме.

На страницах, посвященных закреплению букв, расположены также и задания по дифференциации букв. Дифференцируются буквы, обозначающие близкие в акустико-артикуляционном отношении звуки (например, парные по звонкости- глухости согласные), а так же буквы, сходные по начертанию. К последним в рукописном варианте относятся: а- о, и- у, д – у, д – з, б – в, в – д, е –э, с – х, х –ф, ф- р- з, Г – П- Т, Д - Б, Р – В.

Для решения первой задачи необходима работа, направленная на дифференциацию звуков и на установление четкого соотношения звука и буквы, его обозначающей. Для решения второй необходима работа, направленная на сравнение количества элементов, их расположения в пространстве и друг относительно друга.

Ребенку легче усвоить сходство различных элементов, нежели различие сходных. Дети с дефицитом зрительно-пространственного восприятия не различают близких в оптическом отношении букв, они легко замечают их сходство и с большим трудом замечают различия между ними. Очень важно поэтому систематически сопоставлять и противопоставлять сходные буквы, т.е. учить детей их сравнивать и различать. Таким образом, последовательность работы над зрительным и двигательным образом буквы целесообразна такая:

а) первоначальная работа по анализу составляющих ее элементов, их пространственного расположения (это соответствует моменту образования образа);

б) обязательная работа по дифференциации сходных букв, установление сходства и, особенно, различия их образов.

Среди упражнений, направленных на дифференциацию букв, можно выделить следующие типы:

вставить в слово нужную букву (с опорой на картинку или без нее);

записать слово в нужную строчку в зависимости от наличия той или иной буквы;

зачеркнуть лишнюю букву;


После введения первой согласной буквы появляются упражнения, связанные с письмом слогов, слов. Перечислю их основные типы:

соединение одинаковых слов, написанные печатными и письменными буквами (это задание направлено на соединение зрительного образа одного и того же слова, написанного печатными или письменными буквами);

списывание заданного слова или предложения, причем образец может быть написан либо письменными, либо печатными буквами;

преобразование набора букв в слово и запись получившегося слова. На первых порах последовательность букв подсказана стрелками или рисунком, либо задана первая буква, но постепенно детям предлагается самим составлять слова из набора букв (это задание, с одной стороны, полезно для закрепления зрительного и двигательного образа букв, с другой стороны, способствует дальнейшему развитию звукового анализа);

Одной из задач на этом этапе работы является отработка навыка списывания слов, предложений, а также письмо под диктовку. Вы, по своему усмотрению, выбираете слоги, слова, предложения.

Одна из важных особенностей формирования навыка письма заключается в том, что нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может. При инструкции "Пиши быстрее" в течение всего первого года обучения скорость самого движения не увеличивается, а лишь сокращается время микро паузы, т.е. то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирования навыка. Что при этом происходит? Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются "каракули". Таким образом, на начальных этапах формирования навыка чрезмерное увеличение скорости письма не будет способствовать формированию навыка, а, наоборот, затормозит его.

Таким образом, формирование навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе .

Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их подчерка, мы воспитываем у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Ключевые слова. Графические умения, младшие школьники, художественное образование, упражнения, формирование, изобразительная деятельность.

В настоящее время выявлена проблема по формированию графических умений у детей начиная с дошкольного возраста. Суть этой проблемы заключается в недостаточном внимании со стороны воспитателей за овладением графическими средствами и способами изобразительной деятельности детьми. В связи с этим первоклассники испытывают трудности не только в изобразительной деятельности, но и при письме.

Графические умения усваиваются путем только целенаправленного обучения, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.

На сегодняшний день ситуация определяет явление развитого мозга и не развитой руки, которая препятствует развитию творческих способностей младших школьников. Неумение детей рисовать приводит к потере интереса к этой деятельности. Для нормального формирования способностей к рисованию большое значение имеет моторное развитие ребенка, и особенно развитие движений его рук, координации руки и глаза, формирование графических умений рисования.

Как свидетельствует практика, изобразительная деятельность младших школьников является важным средством их самовыражения, но ввиду недостаточного развития у них графических умений и навыков, которые необходимы для создания рисунка, обучающиеся не могут передать художественный образ. Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны - умений выразить эти представление в графической форме на плоскости листа бумаги, а также подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

К основным художественно - изобразительным способностям учеников относятся зрительная память, художественно-образное мышление, пространственное представление, воображение, составляющие внутреннюю духовно-психологическую деятельность юных художников. Материализовать в наглядной, эстетичной форме результаты такой деятельности позволяют графические умения, в связи с чем не подлежит сомнению необходимость формирования графических умений учащихся начальной школы [1, с. 4 ].

Для формирования графических умений у младших школьников необходимо выполнять конкретные действия. Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам) [ 3, с. 49 ].

Любое умение невозможно сформировать без выполнения упражнений и повторений, тем не менее, упражнение результативно только в третьем этапе развития навыка, а два первых этапа — это не механические упражнения, а сознательная действительность [ 6, с. 27 ].

Необходимость обучения графическим умениям в общеобразовательной школе, совершенствование графического образования играет важную роль в развитии познавательных способностей обучающихся и их мышления.

По мнению доктора педагогических наук А.В. Запорожца формирование графических умений, овладение знаниями и умениями начинается в начальной школе на уроках изобразительного искусства посредством изображения, так как в основе всех видов изображения лежит рисунок. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в нем раскрываются особенности воображения, эмоционально-волевой сферы, мышления. С помощью рисунка ребенок может более глубоко осмыслить интересные для него сюжеты. Рисование - это - творческий труд [ 2 ].

Формирование графических умений и навыков у младших школьников - это специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения изобразительному искусству приобретают необходимые умения, что в корне неверно.

Обучающийся усваивает способ работы с учебным материалом, задаваемый ему учителем и перерабатывает его под себя. Но этот переработанный способ нередко включает нерациональные приемы, которые затрудняют формирование графических умений.

Для реализации з адач и содержания образовательного процесса по формированию графических умений учителю необходимо обратить внимание на формирование у детей высокой точности координированных движений руки, накопление необходимого графического опыта изображения предметов, форм, знаков и линий различной конфигурации, развитие точности зрительного восприятия, тонкости мышления, ощущений и т.п. Выбор конкретного содержания обусловливается психофизиологической характеристикой двигательных компонентов письма, особенностями регуляций движений руки ребенка школьного возраста, характером его ведущей деятельности.

Особенности графических умений и навыков в рисовании школьников рассматривали такие учёные, как Т. С. Комарова, И. A. Грошенков, И. М. Соловьев, которые выделили особенности предметного рисования, включающие в себя: строение, форму предметов, пространственную организацию рисунка.

Б.М. Неменский в своих работах указывал на то, что несформированность графических умений у младших школьников вызывает у них трудности в обучении. Эти трудности проявляются обычно сразу, с самого начала обучения, что является причиной возникновения ситуации неуспеха и ведет за собой целый ряд взаимосвязанных познавательных и личностных проблем [ 5, с. 13 ].

По мнению Н. М. Сокольниковой, показателем наличия сформированности графических умений является то, что ребенок, начинает выполнять действия, не обдумывая заранее, как он будет его осуществлять, не выделяя отдельных, частных операций [ 9, с. 68 ] .

Графические умения, как часть изобразительной деятельности явились предметом исследований Т. С. Комаровой. В своих трудах доктор педагогических наук Т. С. Комарова определяет графические умения как исполнительный компонент художественной деятельности.

В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7 – 11 лет [3, с. 54 ].

Комарова Т. С. рассмотрела сложную систему содержания графических умений, составляющих технику рисования (формообразующие движения, обобщенные способы изображения, сенсорные способности к рисованию), в которую включены:

1) группа исполнительских графических умений (умение пользоваться законами воздушной и линейной перспективы в процессе рисования);

2) группа инструментальных графических умений (умение работать с различными рисовальными материалами: карандаш, краска, гуашь, пастель, сангина и использовать их основные свойства и т.д.);

3) группа художественно-выразительных графических умений (умение использовать основные выразительные средства рисунка: линия, штрих; умение графическими средствами достигать образного решения в передаче объектов, выявляя яркие характеристики изображаемого (создание художественного образа и т.д.) [3, с. 26 ].

Каждая деятельность ребёнка предполагает выполнение тех или иных действий.

Успех в формировании графических умений находится в прямой зависимости от овладения способами их реализации.

Каждое новое действие дети вначале выполняют неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда им даже неизвестно, как надо начинать то, или иное действие.

Мы считаем, что изобразительная деятельность в младшем школьном возрасте предстает как средство самовыражения, но из-за недостатков знаний и умений, необходимых для создания рисунка, обучающиеся не всегда могут точно передать какой - либо образ. Только овладев графическими умениями, школьники смогут наиболее точно выражать свои мысли на бумаге. Для изображения нужны ясные и отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме.

Для формирования у ребенка графических умений необходимо не только подобрать специфические методы и приёмы, но и обучать его с помощью системы специальных упражнений и игр, направленных на развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности.

Для формирования графических умений младшим школьникам предлагается использовать для творческих заданий разнообразные художественные материалы: карандаш, фломастеры, цветные мелки и др.

Рисунок, который непосредственно связан с графикой, лежит в основе всех видов искусства, поэтому важно уже с первых лет обучения развивать графические умения работы с простым графитным карандашом и другими графическими материалами [ 4 ].

В системе формирования графических умений младших школьников важное место занимают тренировочные упражнения, которые учитель проводит с целью развития координации движений, моторики малых мышц руки, композиционных навыков, умение воспринимать и отражать характерные формы предметов. В работе с младшими школьниками используют упражнения игрового характера. Упражнение не должно быть самоцелью, а средством к овладению техникой рисования и способствовать качественному формированию графических знаний, умений, навыков в работе с различными графическими художественными материалами, применяемыми в различных графических техниках, как стандартных так и не стандартных.

В методике изобразительного искусства общая классификация методов пока не составлена. Существуют лишь отдельные описания авторами групп методов: Н.Н. Ростовцев описывает исторически сложившиеся методы: метод копирования, натуральный, геометральный, свободного развития, использования учебных моделе й, личного показа учителем, обобщения форм

и др.  8  . Отдельные авторы разрабатывали методы обучения изобразительному искусству по разделам курса: методы обучения живописи - Г.В. Беда, Г.Б. Смирнов, А.П. Яшухин; методы обучения рисунку - B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.П. Сапожников; методы обучения композиции - Е.В. Шорохов и др. Отдельные группы методов описаны авторами по уровням и областям их применения. В истории методики можно встретить и другие методы: игра как метод; драматизация, иллюстрирование, конструирование, моделирование как метод; эксперимент как метод обучения, метод рисования по памяти, с натуры, по воображению и др.

В процессе изучения графического искусства дети изучают возможности линии, пятна, точки, штриха, учатся применять эти средства выразительности в творческих работах. С целью обеспечения эффективности, прочности усвоения знаний учитель внедряет в свою работу классические методы в сочетании с инновационными технологиями. С целью разнообразия организации учебной деятельности применяются различные ситуации сказочного содержания, разыгрывание ролей, творческие упражнения. Которые являются неотъемлемым элементом работы на уроке изобразительного искусства.

Таким образом, использование знаний об особенностях графики как вида изобразительного искусства, освоение стандартных и нестандартных графических техник. Рациональное использование классических и инновационных методов обучения и рациональный выбор форм организации учебно-познавательной деятельности. Внедрение тренировочных упражнений обеспечивает надлежащий уровень усвоения знаний, умений и навыков в процессе изучение графического искусства младшими школьниками.

Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа : книга для учителя /А. Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984. – 135 с. - Текст : непосредственный.

Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с - Текст : непосредственный.

Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т. С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. – 57 с. - Текст : непосредственный.

Ростовцев, Н. Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / Н. Н.Ростовцев. - М.: Просвещение, 1987. – 175 с.- Текст : непосредственный.

Читайте также: