Что такое функциональная проба биология 8 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

На уроках окружающего мира мы изучали строение человека, его органы, работу сердца. Меня это очень заинтересовало.

Когда я занимаюсь физкультурой или выполняю какую либо физическую нагрузку мое сердце начинает биться сильнее и учащается дыхание. Тогда я спросила маму почему это происходит и мы решили провести исследовательскую работу на тему: Функциональная оценка реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку.

Цель работы:

Исследование реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

1. Оценить реакцию сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

2.Определить направленность и степень выраженности базовых гемодинамических показателей (ЧСС и АД) под влиянием физических нагрузок различной направленности, а также скорости их после рабочего восстановления.

3.Определить адаптацию к физическим нагрузкам. Изучить работу сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке.

Теоретическая часть:

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором. Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.

Важно также подчеркнуть, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья, но может нанести значительный вред организму человека. Чтобы этого избежать, должен осуществляться врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Методы, которые при этом используются, позволяют оценить физическую подготовленность человека, реакцию организма на занятие спортом и в случае необходимости скорректировать нагрузку.

Проблема оценки текущего состояния индивидуального здоровья и его контроль имеют важное значение для человека. Высокий темп жизни, информационные перегрузки и дефицит времени оказывают все возрастающее влияние и могут являться причинами разнообразных отклонений в нормальной деятельности систем организма.

Характерным для деятельности различных систем и органов человека является их способность возвращаться к нормальному состоянию, если они были из него выведены.

Это происходит за счет резервов, имеющихся в различных физиологических системах организма. Природа наделила наш организм большими резервами, но в ход они идут только в случае необходимости, то есть тогда, когда орган или система работают с определенной нагрузкой.

Если такой нагрузки нет, орган постепенно атрофируется и теряет способность обеспечивать нормальную деятельность человека.

Основным средством повышения резервов организма является мышечная работа в виде трудовых действий или физических упражнений.

Движение - одна из основных потребностей человека. Кажется удивительным, что работа внутренних органов (сердца, органов дыхания и др.) подчиняется работе мышц. В этом легко убедиться на следующем примере.

В покое ЧСС у человека - 60-80 в 1 мин. Но стоит ему перейти на бег, и ЧСС увеличивается до 100-200 в 1 мин.

Следовательно, заставляя работать мышцы, мы вынуждаем более интенсивно трудиться и сердце, и другие внутренние органы.

Если мышцы не работают, не тренируются, то не работают с необходимой нагрузкой и внутренние органы.

В структуре современной заболеваемости и смертности преобладают хронические неинфекционные заболевания, в первую очередь - сердечно-сосудистые и онкологические. Однако медицина часто пока не в состоянии радикально излечить таких больных.

Поэтому становится все более очевидным, что центром приложения усилий медицины должен быть, прежде всего, здоровый человек и охрана и укрепление его здоровья. Эта проблема в последние годы занимает центральное место в деятельности ВОЗ.

Одной из главных задач, обеспечивающих укрепление здоровья населения, является своевременная диагностика здоровья, его количества и качества.

Для объективной оценки допустимости различных физических нагрузок у здоровых и больных применяют функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Данные проб позволяют определить физическую работоспособность, компенсаторные возможности организма.

Проба Летунова включает разнообразную нагрузку на мышечный аппарат, предусматривающую испытание скоростных качеств и выносливости человека. Она состоит из 20 приседаний за 30 с (разминка), за которыми следует 15-секундный бег на месте в течение 3 мин в темпе 180 шагов/мин (выносливость). Оценивается проба по показателям пульса и артериального давления.

Схема ее проведения такова:

- подсчет пульса и измерение кровяного давления в исходном состоянии;

- приседания в течение 30 с;

- подсчет пульса на 1-, 2-, 3-й минутах, измерение артериального давления на 1-й и 3-й минутах;

- бег в течение 15 с;

- измерение пульса и кровяного давления на 1-, 2-, 3- и 4-й минутах;

- бег в течение 3 мин;

- измерение пульса и кровяного давления на 1-, 2-, 3-, 4- и 5-й минутах.

Известно 5 типов реакции на физическую нагрузку.

1)Нормотонический тип – характерен для тренированных людей. После первой нагрузки ЧСС достигает 100 уд/мин ,после второй -125 ,после третьей -140. Все три вида нагрузки вызывают повышение СД и ведут к понижению ДД. После первой нагрузки СД обычно возрастает до 140-150 мм РТ. ст., после второй и третьей – 50-60 мм рт.ст. В результате увеличивается ПД, что свидетельствует об усилении работы сердца. Восстановления завершается после первой нагрузки: к концу первой минуты – началу второй, после второй: к концу второй – началу третьей, а после третьей : к концу третьей минуты - началу четвёртой.

2) Гипертонический тип – характеризуется значительным учащением пульса, повышением СД до 200 мм рт. ст., повышением ДД, затянутым восстановительным периодом. Этот тип реакции связан с переутомлением или перетренированностью.

3) Гипотонический тип – характеризуется незначительным СД и одновременно выраженным учащением ЧСС в ответ на вторую и третью нагрузки до 170 – 190 уд/мин. ДД либо не меняется, либо повышается. Восстановление ЧСС и АД замедленно. Такой тип реакции рассматривается как неблагоприятный, т.к.реакция на нагрузку идет только за счет повышения частоты (но не силы) сердечных сокращений. Такой тип наблюдается у нетренированных, а также при сердечной недостаточности. При состоянии переутомления, перетренированности и у лиц, перенесших инфекционные заболевания.

4) Диастонический тип – характеризуется, главным образом, снижением ДД, которое после второй и третьей нагрузки становится равным нулю (феномен бесконечного тона). СД в этом случае значительно повышается (до 180-200 мм рт.ст). Такой тип реакции может рассматриваться как вариант нормы.

5) Ступенчатая реакция – характеризуется тем, что СД, которое обычно снижается в восстановительном периоде , повышается на 2-3-й минутах по сравнению с 1-й минутой восстановления. Чаще всего такой тип ответа наблюдается после бега и многими расценивается как инертность регуляторных процессов в организме при явлениях перетренированности и перенапряжения, после инфекционного заболевания.

Функции организма можно оценивать в покое, и результаты сопоставить со стандартными величинами, соответствующими полу, возрасту, массе тела, росту и т.д. Для сердечно-сосудистой системы это следующие показатели:

пульс, АД (максимальное, минимальное, пульсовое), ударный и минутный объемы крови, скорость кровотока;

данные инструментальных исследований;

электрокардиография (ЭКГ), реография и др.

Пульс подсчитывают за 10, 15 или 30 секунд и результат пересчитывают на 1 минуту. У взрослых частота пульса в покое - в пределах 60-80 ударов в минуту. Повышение ЧСС более 100 в минуту называется тахикардией, урежение менее 60 в минуту - брадикардией.

Занятия физическими упражнениями у нетренированных людей не должны вызывать учащение пульса более чем на 30 уд./мин. Ориентировочно ЧСС устанавливается путем вычитания из числа 220 числа лет занимающегося. Например, для человека 60 лет максимальная ЧСС составляет 220 - 60 = = 160 уд:/мин. При постепенном увеличении нагрузок частота пульса не должна превышать 60% от максимальной (табл. 19).

Функциональные пробы — это исследования которые проводят с использованием повышенных или даже экстремальных нагрузок на организм с целью исследовать его пограничные возможности, степень нарушения функции тех или иных органов, толерантность к напряжению. Например, в кардиологии используют пробу с беговой дорожкой для исследования сердца. К человеку подключают электроды для записи давления, пульса, ЭКГ и человек бежит определенную дистанцию. В это время оцениваются возможности его сердца.

Инструктивная карта для выполнения практической работы №1 "Функциональная сердечно-сосудистая проба" в 8 класе УМК Пономарёвой И.Н. позволит более качественно организовать самостоятельную работу учащихся.

ВложениеРазмер
prakticheskaya_rabota_funktsionalnaya_serdechno-sosudistaya_proba.docx 12.89 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

Цель: изучить результаты изменений ЧСС до и после нагрузки и сделать вывод о состоянии своей сосудистой системы.

  1. Определите ЧСС в состоянии покоя, 3 раза по 10 секунд. Найдите среднее значение. Умножьте на 6. Вы получите результат ЧСС за минуту.

Запишите в тетрадь полученный результат (норма 65-79 сокращений в минуту).

  1. Сделайте 20 приседаний (по команде учителя). Сразу сядьте на стул, подсчитайте ЧСС и запишите результаты в тетрадь спустя:

Каждый результат умножьте на 6, запишите. Вы получили результаты ЧСС в минуту после выполнения работы.

  1. Постройте график. На оси абсцисс (х) откладывайте время, на оси ординат (у) – величину ЧСС.
  1. Сделайте вывод о состоянии своей сосудистой системы, используя информацию для справок:

Если ЧСС увеличилась меньше чем на 1/3, результаты хорошие, если больше – то плохие. После нагрузки пульс должен вернуться к исходному состоянию не более чем за 2 минуты. . Временной понижение ЧСС относительно исходного уровня является нормальной реакцией здорового организма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Изменение частоты сердечных сокращений обеспечивает адаптацию системы кровообращения к потребностям организма и условиям внешней среды.Для получения сведения о реактивных свойствах сердечно-сосудистой.


Гигиена сердечно-сосудистой системы. Нарушения в работе органов кровообращения

узнать, какие сердечно-сосудистые заболевания распространены. как оказать первую медицинскую помощь. опрделить факторы, которые негативно влияют на сердечно-сосудистую систему.

Цели: учащиеся на практике должны выявить зависимость работы сердечно-сосудистой системы от мышечной нагрузки;экспериментально и персонально выявить свою принадлежность к соответствующему уровню физич.

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул.


Проверочная работа Инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания гр.213-ПС/18 УД Основы медицинских знаний и ухода за больными Ушакова О.А.
Функциональная проба сердечно-сосудистой системы с нагрузкой для определения степени тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культурой и спортом.

В программу медосмотров школьников включается функциональная проба сердечно-сосудистой системы с нагрузкой для определения степени ее тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культ.

Основной обмен – это интенсивность обмена веществ при состоянии покоя человека.

Общий обмен – это фактические затраты энергии, которые совершены человеком за определённый промежуток времени.

№ 2. Что такое энергетическая ёмкость пищи?

Энергетической емкостью пищи называют расчетное количество тепловой энергии (измеряется в джоулях или в калориях), которое вырабатывается организмом при усвоении употребленных продуктов.

№ 3. Какие продукты содержат больше незаменимых аминокислот, а какие — больше ненасыщенных жирных кислот?

Незаменимых кислот больше содержится в белках животного происхождения. Это куриные яйца, творог, молоко. Также они содержатся и в белках бобовых растений. Ненасыщенные жирные кислоты содержатся в основном в растительном масле (оливковое, подсолнечное).

№ 4. В чём преимущество смешанного рациона, включающего растительную и животную пищу?

При смешанном рационе организм человека получает достаточное количество питательных веществ и витаминов, необходимых для оптимальной работы всех его органов, тканей и систем.

№ 5. Как рассчитывают нормы питания и подбирают продукты рациона?

При расчете нормы питания и подборе продуктов обязательно учитывается возраст человека, его пол и вид трудовой деятельности, наличие или отсутствие дополнительных физических нагрузок.

№ 6. Как распределяют количество и состав пищи в течение дня?

Трехразовое питание считается максимально оптимальным для организма человека: завтрак, обед и ужин. Детям и подросткам рекомендуется придерживаться четырехразового питания: завтрак, полдник, обед и ужин. Распределение суточного рациона выглядит примерно таким образом: завтрак – около 35%, обед – около 45%, ужин – около 20%. Обязательно в рационе должны присутствовать злаки, овощи, фрукты, мясо или рыба.

Стр. 245

Используя дополнительную литературу или ресурсы Интернета, найдите таблицу калорийности продуктов. Составьте меню на день, учитывая уровень ваших энергетических затрат.

Завтрак: овсяная каша (102 калории), чай (15 калорий).

Второй завтрак: булочка с маслом (150 калории), какао (30 калорий).

Обед: овощной суп с куриным мясом (37 калорий), гречневая каша с паровой котлетой (189 калорий), салат из овощей (30 калорий), морковный сок (20 калорий).

Ужин: мясо с овощами (130 калорий), морковный сок (25 калорий).

Лабораторная работа. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

Стр. 245

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

В положении сидя задерживаем дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включаем секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!). Мой результат – 37 секунд.

Выключаем секундомер в момент восстановления дыхания. Записываем результат. Отдыхаем 5 мин.

Встаем и делаем 20 приседаний за 30 секунд.

Вдыхаем, быстро задерживаем дыхание и включаем секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, садимся на стул.

Выключаем секундомер при восстановлении дыхания. Записываем результат. Вычисления делаю следующим образом: (15*10)/37 = 40,05% или округляем 40,1%.

Спустя минуту повторяем первую пробу. Результат записываем. В этот раз результат составляет 42 секунды, что в процентном соотношении будет равно: (37*100)/42 = 88,09% или округляем 88,1%.

Ответы на вопросы:

№ 1. Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?

Потому что при дыхании выделяется углекислый газ. Если будет задержка дыхания, то углекислый газ не сможет выделяться из организма, а будет накапливаться там.

№ 2. Почему при определенной концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно?

Дыханием управляет дыхательный центр в продолговатом мозге. Он получает импульсы, которые информируют о насыщенности крови кислородом и углекислым газом. Когда мозг понимает, что концентрация углекислого газа повышается, он задает команду дышать. Соответственно, человек не может контролировать данный процесс по своему желанию.

№ 3. Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?

№ 4. Почему эти воздействия называются гуморальными?

Потому что эти воздействия связаны с взаимодействием химических молекул, а не нервных импульсов.

№ 5. Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее вре­мя, чем в состоянии покоя?

Потому что организм терпит физические нагрузки, при которых сердце бьётся быстрее, а значит, и кровь бежит быстрее. Из-за этого организму требуется больше кислорода.

№ 6. Почему у тренированного человека энергетический обмен проис­ходит более экономно, чем у человека нетренированного?

Общий расход энергии у тренированного человека будет почти на 10-15% ниже, чем у нетренированного. Понижение таких затрат связано с улучшением вентиляции легких, уменьшением количество потребляемого кислорода. Натренированный человек может лучше расслаблять и напрягать свои мышцы. Для нетренированного человека такие манипуляции связаны с дополнительными затратами энергии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

Монастырева Ю.

«Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма, способность саморегуляции систем органов, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде, стратегия жизни человека, активное, деятельное отношение к миру.

В соответствии с существующими на сегодняшний день принципами науки, показателями здоровья могут быть следующие признаки:

Уровень и гармоничность физического развития.

Функциональное состояние организма, прежде всего сердечно-сосудистой системы.

Уровень иммунной защиты.

Все эти признаки сегодня поддаются изучению при помощи специальных методик с использованием соответствующей аппаратуры.

Цель: изучить особенности сердечнососудистой системы и определить состояние здоровья школьников методом функциональных проб.

1. Выяснить роль сердечнососудистой системы в организме человека;

2. Исследовать кровяное давление, пульс, определить функциональную сердечнососудистую пробу у школьников, функциональную пробу с максимальной задержкой дыхание до и после нагрузки, оценить работоспособность сердца при физической работе;

3. Разработать профилактические рекомендации для укрепления сердечнососудистой системы

Функциональное состояние - комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе. При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, от них во многом зависит уровень физической работоспособности. Важнейший показатель функционального состояния сердечнососудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его измерение. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

В эксперименте участвовали группа учащихся 5-7 классов в количестве 15 человек.

Нами получена объективная информация по функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы учащихся: по частоте сердечных сокращений, систолическому и диастолическому артериальному давлению, функциональная сердечно-сосудистая проба, проба Руфье, функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

Во-первых, выявлено, что АД в норме, но наблюдается варьирование в пульсе.

Во-вторых, исследовали частоту сердечных сокращений сердца.

Методика: подсчет пульса за 10 секунд – трижды После каждое полученное значение умножает на 6 и из получившихся выбирает среднее – это и есть частота сердечных колебаний

Результаты измерений: 65-90 ударов в минуту, в зависимости от состояния организма. Показатель нормы: 60 – 80 уд. в мин

Читайте также: