Что такое функциональная грамотность в школе 5 класс русский язык

Обновлено: 05.07.2024

Что такое функциональная грамотность?

Ольга Гвинджилия, учитель высшей категории, автор учебно-методических пособий:

Техника чтения — важнейший фактор, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности. У каждого ребёнка эта дорога индивидуальна, и на ней есть свои сложности и препятствия.

Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.

  • Быть внимательным к слову
  • Уметь вступать в диалог с текстом
  • Обладать активным воображением
  • Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык мысли

Когда мы говорим о том, как важно понимать текст, читать его и создавать, мы должны не забывать, что понимание находится в тесной связи с мышлением. Взглянуть на процессы понимания можно с разных сторон. То видение, которое предлагает психология, позволяет открыть для себя новые тропинки к пониманию текста и работы с ним.


Правда или ложь: практика критического мышления

Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Для этого учителям необходимо осознавать, для какого будущего они готовят этих детей.

Взаимосвязь аналитического и критического мышления с умением формировать суждения и принимать адекватные решения совершенно прямая. В мире довольно много разнообразных техник манипулирования, и если мы не научим детей критическому мышлению, адекватной оценке информации, то суждения, которые будут формировать наши ученики, могут оказаться ложными и даже опасными.

Ключевой фактор, которому мы должны учить детей на гуманитарных предметах, притом не только на русском и литературе, — понимание чужого текста и создание своего. И в одной, и в другой ситуации эти тексты могут быть не только учебными, но и взятыми из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика.


Как убедить ребёнка прочитать книги из списка летнего чтения

В тех информационных потоках, в которых мы все сегодня существуем, очень важно различать фейк и правду. Особенно интересно брать свежие тексты, которые могут появиться даже накануне урока. Способов работы с фейками множество, но я покажу один пример.

В этом задании мы не даём инструкцию. Мы не говорим о том, каким путём вы должны пойти, только ставим вопрос: правда или фейк? Можно отметить, что текст недавно появился в соцсетях, его, возможно, видели ученики, к этому тексту была степень доверия. Второй вопрос, который мы поставим: почему фейки так распространены? Почему тот или иной текст становится вирусным?

На втором этапе мы обращаемся к источникам и поисковикам. Подпись под стихотворением указывает на 1827 год, но Болдино — это осень 1830-го. Теперь есть уже два факта, которые указывают на фейковый характер текста.

Те же самые инструменты работы с текстом и информацией можно использовать на уроках по другим предметам. Для этого важно, чтобы между учителями существовала коммуникация и было ясно, где и какие навыки формируется. Там, где речь идёт о работе с текстом, начало будет положено на русском языке или литературе, но остальные учителя могут подхватывать данные приёмы и использовать их на своих занятиях.


Почему практический опыт так важен?

Когда мы говорим про функциональную грамотность, мы имеем в виду умение применять предметные знания в жизненных ситуациях. Но, по сути, это умение мыслить и анализировать, которое в школе дети тренируют непрерывно.

Екатерина Богданович, руководитель кафедры математики и учитель математики Филипповской школы:

На математике мышление хорошо развивается при решении задач с параметрами, а геометрия — просто кладезь для развития креативности, поскольку там нет ни одной задачи, которая решалась бы алгоритмически.

Особенно можно поговорить о задачах на построение, которых, к сожалению, мало. Их проходят в конце 7-го класса, и на них отводится не очень много времени. Обычно мне хочется решить как можно больше таких задач, поскольку — и это интересное наблюдение, — если ребёнок решит 30–50 задач на построение, у него в голове произойдёт качественный переворот в понимании конструкции и конструирования вообще. Я часто не обращаю внимания на то, как такие задачи оформлены. Вместо этого фокусируюсь на самом решении.

Дети, которые не очень дружат с математикой, лучше решают реальные жизненные задачи

Поэтому часто работать нужно не над навешиванием новых заданий с вводным текстом, а над формированием жизненного опыта. Я, например, предлагаю и детям, и родителям найти в доме электрический счётчик, выяснить его тарифность, снять показания руками и записать на бумагу. Если всё получилось, то нужно посчитать показания и найти на сайте госуслуг подходящее поле для ввода данных. И это не такая простая задача, как кажется.


Функциональная грамотность в начальной школе

Как помочь детям активно участвовать в том, чему они учатся, помочь чувствовать свои силы и самостоятельно оценивать результаты работы вне типовых алгоритмов?

Умение быстро читать — одна из основ функциональной грамотности. Дети с низкой техникой чтения не могут быстро прочитать задачу, правило или текст и, соответственно, начинают отставать в учебе. С другой стороны, дети часто быстро читают, но не понимают текст, вопрос или инструкцию. Мне как учителю важно видеть, что, во-первых, все учащиеся прочитали текст на уроке или дома, а во-вторых, поняли его содержание.

Но как мотивировать ребёнка на прочтение учебного материала, а не просто ограничиться личным опытом или опытом родителей, просмотром роликов в интернете? Второй вопрос: как организовать систему контроля всего класса на уроке с целью глубинного освоения материала?

Группы примерно равноценные. В каждой есть ученик — генератор идей. Он распределяет поручения, кто чем будет заниматься при работе над проектом. Другие дети, конечно же, тоже предлагают свои идеи и варианты. Они сами вызываются для работы над той частью проекта, которая им наиболее близка и понятна. Роль учителя — наблюдать и направлять в нужное русло, оказывать дозированную помощь.


В помощь детям был предложен толковый словарь, словарь синонимов и антонимов. Экземпляр всего один, поэтому группы пропускали задания в ожидании словаря, а затем возвращались к ним вновь. При подборе фразеологизмов дети использовали смартфоны. Так же было и в случае загадок, примеров использования слова из художественных текстов. Плюс детям было предложено нарисовать и проиллюстрировать заданное слово.

Такая же работа применяется на других уроках. Так, на изо мы занимаемся изготовлением пальчиковых кукол и макетов декораций к спектаклю. В одиночестве делать декорации сложно, а в группе работа идет хорошо. Дети изготавливали бумажные цепи для украшения класса — инструкцию для создания этих украшений мы предварительно написали на уроке русского языка.


Крупный, маленький и интегрированный: форматы заданий для формирования функциональной грамотности

Функциональная грамотность — межпредметный навык. Рассмотрим ещё несколько кейсов: как можно отрабатывать разные типы грамотности, при этом продолжая работать на вовлечение учеников.

Екатерина Горбатова, кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы:

Важно показать ученикам: знания, которые они получают сейчас, не фикция. Лучше всего эта идея реализуется в крупных образовательных форматах: тренингах, циклах занятий, образовательных погружениях и ролевых играх.

Все эти форматы хороши своей метапредметностью, поскольку они формируют целостное и системное мышление. Но в то же время они явно выходят за рамки классно-урочной системы. И тут важно показать еще и другой пример — как маленькие задания такого типа можно было бы включать в рядовые занятия по предмету.

Образовательная ролевая игра

В ролевой игре, как и в жизни, нет чёткого разделения между дисциплинами. Ты не просто решаешь примеры, но, например, проводишь финансовые операции. У нас была пятиклассница, которая перед революцией сколотила целое состояние на водокачке, потому что хорошо считала и обладала дипломатическими способностями.

На игре ты должен не просто написать сочинение без ошибок, но писать такие тексты, которые будут, с одной стороны, яркими и цепляющими, а с другой — аргументированными и грамотными в общем смысле слова, иначе тебя разобьют оппоненты.

Некоторые процессы во время таких игр моделируют решение тематических, практико-ориентированных задач. Например, получение ресурсов или патентирование некоего изобретения. Банально важно даже быстро бегать. Таким образом, это одна из лучших образовательных форм, которая и похожа на жизнь, и связана с жизнью учеников.

Задание с этикетками

Работа с фактами

5 методов для учителя, которые помогут сделать уроки понятнее и эффективнее

Ещё до проверки достоверности, работы со стилем и творческой переработки мы отсеивали весь мусор, убирали стилистические противоречия, малоинформативные факты и те предложения, в которых информации недостаточно. Таким образом, нам удалось полностью сохранить тему урока, но занимались мы тем, что привычно ребятам. Так мы смогли поработать и с функциональной, и (в данном случае) с читательской грамотностью.

Промежуточное звено — ситуационные задачи

Если среди коллег у вас есть единомышленники, то можно попробовать организовать с ними ситуационные задачи. Это командные игры, на которых ребятам задаются проблемные ситуации в виде текстовых задач. Ученики должны давать открытые ответы или ответы-инсценировки.

Этот формат не является проверочным. Сам процесс обучения, работы с функциональной грамотностью происходит, если ребята обсуждают ответы в группах, представляют результаты перед жюри и слушают комментарии преподавателя.

А после занятия они выходят максимально заинтересованными и уже начинают рассказывать друзьям, родителям интересные факты, которые узнали на уроке и могут применить в жизни. Это и есть та самая функциональная грамотность. Только не в теории, а на практике.

Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_na_temu_2.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.

2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.

Оборудование: приложения, раздаточный материал.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого обучающегоя в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. То есть учащийся должен:

1. Быть готовым взаимодействовать с окружающим миром, иметь уверенную адаптацию.

2. Уметь самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Уметь строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владеть навыками рефлексии, уметь посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.

I. Основная часть.

Приемы для формирования функциональной грамотности.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость ,но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

На уроках русского языка и литературы я использую различные методы и приёмы , которые способствуют развивают творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

На каких же этапах урока я использую методы и приёмы , которые способствуют развитию функциональной грамотности у обучающихся?

Универсальный приём , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

-умение анализировать и сопоставлять факты;

-умение определять противоречие;

-умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о писателе, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены несколько его произведений , напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определяют цель, задачи урока .

Составим кластер на доске и в тетради.

- Какое настроение передают ваши ассоциации?

Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Иногда его применяю на обоих этапах сразу.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится……

5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания:

• лингвистическое исследование текста

• подготовка иллюстраций к литературным произведениям

• рисование обложек к литературным произведениям

• инсценировка художественного произведения

• создание самостоятельных литературных произведений различных жанров

• продолжение неоконченных произведений

• наблюдение за природой

• составление вопросника к зачету по теме

• составление конспекта, опорных таблиц

• письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, иллюстратора, педагога.

Многие страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое?

Абитуриентам разрешили подать заявления в вузы онлайн

Впервые это понятие было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности – важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.

За последние шесть лет интенсивность использования интернета существенно возросла как у детей, так и у их родителей. Более чем в два раза увеличилось число подростков с высокой и очень высокой пользовательской активностью. Каждый второй подросток от 14 до 17 лет проводит в Сети в среднем 6 часов в день, и каждый пятый – 9 часов.

В Рособрнадзоре рассказали о пересдаче ЕГЭ в 2020 году

Сегодня все чаще поднимается вопрос о цифровой личности. Если упростить, то это процесс и результат оцифровки всего – и персональных данных, и индивидуальных потребностей, и деятельности, и отношений, и биографии, и др.

Проблемы современного образования кроются в функциональной грамотности самих учителей, считает заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Владимир Львовский.

Необходимо менять структуру школьного образования и, главное, его содержание, согласна старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО Татьяна Коваль.

Рособрнадзор рассказал о порядке проведения ЕГЭ

В процессе своей работы учителям приходится искать решения, пробовать разные форматы и экспериментировать. Главное, показать, что знания и навыки, которые школьники приобретают в процессе обучения, им необходимы и пригодятся в жизни, уверена учитель математики Филипповской школы Екатерина Богданович.

Выданные до 11 июня школьные аттестаты предложили считать действительными

Нажмите, чтобы узнать подробности

Солнечное (лето)- имя прилагательное, отвечает на вопрос какое?

2. Морфологические признаки: пост. – качественное., непост. – полная форма, с.р., ед.ч., И.п.

3. Лето (какое?) солнечное

2. Разгадаем и выполним (на доске текст с предложениями).

-Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные.

Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берега- синяя.

(вода голубая, чистая, прозрачная, синяя).

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (По дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный)

-Какие отличительные признаки предмета обозначают данные прилагательные? Назовите другие признаки, которые могут быть у этого предмета?

Работа со словарем

Борзая- быстрая, резвая. Б. конь

Борзая -охотничья собака с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами.)

Читайте также: