Что такое форма и содержание искусства кратко

Обновлено: 05.07.2024

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В ИСКУССТВЕ - важные категории эстетики. В Новое время укоренилась гегелевская интерпретация единства С. и ф. в и., не исключающая их внутренней борьбы и противоречий — источника самодвижения художественной сферы. Гегель акцентировал внимание на взаимопереходе содержания и формы при ведущей роли содержания (конкретной идеи, пафоса художника, в котором слиты субстанциальные и индивидуальные устремления). А.Ф. Лосев, наследуя идеи Гегеля, B. Соловьева, Б. Кроче, понимал единство C. и ф. в и. применительно к античности в глобальном, космическом значении — как единение смыслов и форм, проявление всеединства, зримой явленности идей, отсюда — его определение эстетического как проявления внутреннего во внешнем.

Противоположной реакцией на гегелевскую эстетику содержания стала концепция И.Ф. Гербарта, в которой на передний план выступил анализ формальной структуры, соотношения различных элементов эстетического объекта.

Литература:

Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975;

Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм/ Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1963;

Лихачев Д.С. Избр. работы. В 3-х т. Т. 3. Л., 1987;

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994;

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977;

Шкловский В. О теории прозы. М., 1983.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 524-525.

Содержание и форма в искусстве

Тукаева Роза Абдулхаевна,

ассистент кафедры философии и методологии науки факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, г. Уфа.

Научный руководитель – доктор философских наук, профессор

Кудряшев А.Ф.

Идея произведения искусства – его главный смысл, определяющий его общественное значение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное изображение, его конкретную тему. В широком философском смысле форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания. В её становлении решающая роль принадлежит конкретному идейно – художественному содержанию. Художественная форма – это внутренняя структура содержания, способ его проявления и существования в художественных образах, воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства.

Чтобы подчеркнуть специфику содержа­ния и формы по сравнению такими, например, категориями, как сущность и явление, качество и количество, мы не можем удовлетвориться тем общим определением, которое было дано выше. Процессы, которые составляют данное содержа­ние, могут быть сущностными и несущностными (в данной активной системе связей и отношений).

Запчасти TOYOTA Rav 4

аттестат 9 класс цена перейти

Целостное содержание по отношению к внутренней форме проявляется двоя­ко: и как качество и как количество. Внутренняя форма как интимное проявление содержания, со своей стороны, есть переход к качественному определению явления в целом, к внешней форме. Внеш­няя форма есть непосредственный контакт явления со всей окружающей средой. Она является продук­том как самодвижения явления, так и воздействия внешних, зачастую случайных явлений. Внешняя форма в природе есть продукт спонтанного развития под действием среды (например, форма скалы, раз­рушающаяся от воздействия ветра или воды), но в конце концов определяется законами материала и его структурой. В обществе прибавляется мастерст­во людей, их творческая индивидуальность.

Искусство представляет собой уникальный способ передачи богатого духовного опыта каждому человеку. В итоге восприятия искусства меняется внутренний мир человека, его ценностные ориентации. Художественная форма должна обладать такой структурой, которая воспроизво­дила бы не только структуру фактов, событий и т. п., но и струк­туру основных принципов эпохи. Художественная форма и представляет собой результат деятель­ности, но полученный не из операций с предметами внешнего мира непосредственно, а с уже освоенными духовно-практиче­ским образом предметами, втянутыми в общую совокупную деятельность. Художественный образ не есть продукт созерцания художника, воспринятый зрителем. Он движется и развивается по идеально пересозданным законам человеческой деятельности, предстающим как законы художественной реальности. Поэтому художественная форма способна что-либо создать, лишь, будучи формой, принципом деятельности художника с предметами и ситуациями внешнего мира. Иначе говоря, действительность от­ражается в искусстве, прежде всего, с точки зрения человека, действующего в этом мире определенным образом.

1. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 400 с.

2. Гегель, Соч., Т. I. § 133, М. — Л., 1933, . 224с.

3. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. М. 1962. 271с.

4. Шеллинг Ф.В. Филосо­фия искусства. М., 1966. 496 с.

5. Философский Энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф.Ильич, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 с.

Поступила в редакцию 26.01.2012 г.

[1] Философский Энциклопедический словарь. / Гл.редакция: Л.Ф.Ильич, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 621 с.

[2] Гегель, Соч., Т. I . § 133, М. — Л., 1933, стр. 224.

[3] Шеллинг Ф.В. Филосо­фия искусства. М., 1966. С 276.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

2. В искусстве проблеме содержания и формы принадлежит определяющая роль.

3. Общий закон первичности содержания и вторичности формы господствует и в искусстве. Под влиянием определенного жизненного материала, определенных идей автора вырабатывается форма литературного произведения: лирическая или эпическая, прозаическая или стиховая, роман или рассказ, соответствующая ритмическая и речевая организация и т.п.

4. Соотношение содержания и формы выступает своеобразным самоконтролем художественной истины в произведении. Только в этом случае, если авторская эстетическая концепция действительно истинна, она выразится под пером талантливого художника в относительно законченной, гармонической, художественной форме. Гармония содержания и формы — один из главных критериев художественного совершенства произведения искусства.

Литература

Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1964. С. 17-36.




Драгомирецкая Н. В. Форма и содержание литературного произведения // Литература в школе. 1987. № 1.

Дополнительная литература

Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2004. С. 149-157.

Раздел 2.

2. В искусстве проблеме содержания и формы принадлежит определяющая роль.

3. Общий закон первичности содержания и вторичности формы господствует и в искусстве. Под влиянием определенного жизненного материала, определенных идей автора вырабатывается форма литературного произведения: лирическая или эпическая, прозаическая или стиховая, роман или рассказ, соответствующая ритмическая и речевая организация и т.п.

4. Соотношение содержания и формы выступает своеобразным самоконтролем художественной истины в произведении. Только в этом случае, если авторская эстетическая концепция действительно истинна, она выразится под пером талантливого художника в относительно законченной, гармонической, художественной форме. Гармония содержания и формы — один из главных критериев художественного совершенства произведения искусства.

Литература

Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1964. С. 17-36.

Драгомирецкая Н. В. Форма и содержание литературного произведения // Литература в школе. 1987. № 1.

Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .

Полезное

Смотреть что такое "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА в искусстве" в других словарях:

Содержание и форма — философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть… … Большая советская энциклопедия

содержание и форма — в искусстве, понятия, разработанные немецкой классической эстетикой конца XVIII начала. XIX вв. и характеризующие единство предметно тематических (а также идейно смысловых) и изобразительно выразительных аспектов художественного образа. При этом … Энциклопедический словарь

ФОРМА — см. Содержание и форма в искусстве … Эстетика: Словарь

Форма и содержание — I. Исторический очерк. Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и идеалилизма, борьбы реалистического и идеалистического направлений в искусстве. Проблема Ф. и С. органически связана … Литературная энциклопедия

Форма (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Форма. Форма (лат. forma, греч. μορφή) понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность… … Википедия

Форма в философии — (forma, μορφή) понятие, игравшее в философии большую роль и обозначающее некоторую противоположность содержанию и субстанции. Значение понятия Ф. в различных философских дисциплинах напр. в метафизике, логике, эстетике, этике различное. В древней … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ в искусстве — (от лат. па tio народ и inter между) отражение в конкретном произв. иск ва, творчестве к. л. художника и худож. развитии об ва диалектической взаимосвязи особенного, специфически неповторимого, присущего национальной худож. культуре, и общего,… … Эстетика: Словарь

МОТИВИРОВКА в искусстве — (от фр. motiver мотивировать, обосновывать, приводить доводы, основания) совокупность связей и опосредствований отдельного компонента произв. иск ва, к рые обусловливают его функционирование в составе худож. целого. Под М. понимается также… … Эстетика: Словарь

Стиль (в лит-ре и искусстве) — Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также называется система… … Большая советская энциклопедия

Искусство - результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.

Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме - чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство - это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.

Художественный образ - это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ - это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произведением искусства.

Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.

Специфика искусства:

  • образность и наглядность;
  • особые способы воспроизведения реальности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.);
  • субъективное отношение к миру;
  • эмоциональное воздействие на человека.

Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.

Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты называется эстетикой .

В обществе существуют разные взгляды на искусство.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.

↑ Виды искусства

Виды искусства - это формы и способы изображения художественных образов.

  1. Архитектура, зодчество.
  2. Живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр)
  3. Театр
  4. Цирк
  5. Балет
  6. Кино
  7. Скульптура (станковая, декоративная, монументальная)
  8. Декоративно-прикладное искусство
  9. Литература
  10. Фотоискусство
  11. Музыка
  12. Эстрада

↑ Функции искусства

Наиболее важная социальная функция искусства - удовлетворение духовных и эстетических потребностей человека. Также искусство выполняет и другие функции:

Читайте также: