Что такое физический диктант в школе

Обновлено: 07.07.2024

Таким образом, с помощью физических диктантов решаются следующи е дидактические

задачи: диагностирова ние знаний уч ащихся, корректирование процесса обучения,

предупреждение возн икновения пробелов, проверка достижени я конечного результата

1.Проверка текущих знаний учащихся по законам физики, формулам , единицам измерения

физических величин, определениям, физическим понятиям.

2.Умение применять з нания законов физик и для решения п рактических задач, объяснения

3.Развитие скорости пр инятия решения, ум ение пере ключаться с одного раздела физики на

другой (решение качественных и количественных экспресс - задач за коротк ий промежуток

6.Использование результатов обработки физических диктантов для оценки зоны

Каждый ди ктант состоит из набора фраз физического содержания утвердительно го

характера. В каждой фразе есть вступительная часть (написанная учителем) и

констатирующая (обоз наченная многоточием). В торую часть учащийся должен доп исать

Для удобства записи располагают в столбик. Вопросы дик тует учител ь, вре мя отве та

строго регламентируется. Вопрос п овторяется два раза. При первом чтении учащиеся

уясняют суть вопроса, второе чтение позволяет уточнить детали. При чтении некоторых

утверждениях вместо многоточия возможна пос тановка вопросов. Например: «Чем да льше

Физический диктант можно проводиться один раз в неделю в начале урока на 15

минут. Физический диктант включает в себя 10 - 15 вопросов.

По содержанию вопросов физические диктанты можно разделит ь на следующие

3) Знания физических формул и умения их анализировать.

5) Физический диктант на знание теоретичес кого материала

7) Определение остаточных знаний на начало учебного года (вводный контроль,

Оценивание диктанта проводится согласно критерию, предложен ному учителем.

Если вопросы диктанта равноценн ые, то для выставления отметки целесообразно оценить

каждый из них долями балла (в с лучае 10 вопросов каждый оценивается в 0,5 балла).

Систематическое проведение физических диктантов ок азывает на учащихся

психологическое и воспитательное воздействие. Учащиеся знают, что для успешного

написания диктанта необходимо готовиться к нем у в течение всего врем ени изучения

данной темы, работать с текстом учебника, внимательно слушать объяснение учителя на

уроке. Они приучаются вдумчиво и серье зно учить материал, при выкают к тому, что знания

каждого из ни х будут проверены и оценены. Это способствуе т воспитан ию трудолюбия,

дисциплины труда, а в конечном итоге положительно влияет н а развитие учащих ся и их

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для учащихся. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для ребят – в психологическом плане.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность - большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить контроль за усвоением материала. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.

Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся.

На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.

Для письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, сочинений и рефератов.

Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.

Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо круг вопросов, отбирать которые проверяются в форме физического диктанта.

Один из приёмов проведения физических диктантов.

Для того чтобы учащиеся овладели стандартом основного общего физического образования, часто применяю один из психологических приёмов “эффект края”. Суть этого приёма заключается в том, что быстрее запоминается материал, расположенный в начале и в конце заучиваемого текста. То, что находится в середине, “ложится в память” хуже, требует большего времени на заучивание. Поэтому, если есть такая возможность, целесообразно в процессе заучивания менять местами начало и середину, конец и середину.

Физические диктанты, проведённые таким образом, дают высокие результаты.

Пример: Физический диктант. На отработку формул. Тема: Световые кванты.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №1.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №2.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №3.

Номер диктанта Ученик 1 Ученик 2 Ученик3 Ученик 4
№1 58% 66% 75% 58%
№2 66% 83% 83% 75%
№3 83% 91% 100% 83%

Как показывает практика работы учителей, диктанты можно использовать на всех этапах обучения физике, но при этом необходимо учитывать возрастные особенности: учащиеся 7 и 8 классов легко возбуждаются, но и быстро утомляются, медленно пишут.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие – индивидуально, а какие – в форме физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие.

Вопрос о повышении эффективности изучения физики приобрел за последние годы особую остроту в связи с потребностью специалистов высокой квалификации в области точных наук. Поэтому задача педагога- дать глубокие знания учащимся по физике, воспитать творческого человека, способного самостоятельно изучать этот предмет.

Одним из путей повышения качества обучения учащихся является контроль знаний. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях, навыках.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для учащихся. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для ребят – в психологическом плане.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность - большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить контроль за усвоением материала. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.

Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся.

На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.

Для письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, сочинений и рефератов.

Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.

Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо круг вопросов, отбирать которые проверяются в форме физического диктанта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физические диктанты являются одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса. Данная разработка содержит кратковременные проверочные работы по физике для учащихся 9-11 классов, рассчитанные на 10-15 минут.

Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, а также дают возможность учителю подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного материала.

Антрацитовская общеобразовательная школа I-III ст. №13

ФИЗИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

Разработала: учитель физики

Григоренко Ольга Викторовна.

Педагогический стаж - 11 лет,

специалист 1 категории.

ФИЗИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ (9-11 КЛАССЫ)

Физические диктанты являются одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса. Данная разработка содержит кратковременные проверочные работы по физике для учащихся 9-11 классов, рассчитанные на 10-15 минут.

Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, а также дают возможность учителю подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного материала.

Преимущества письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса в том, что требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.

На основании анализа результатов письменной проверки учитель имеет возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся, выявить объём ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, что позволяет учащимся сразу же получить информацию о своих пробелах в знаниях.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Это способствует воспитанию трудолюбия, дисциплины труда, а в конечном итоге положительно влияет на развитие у учащихся интеллектуальных умений и навыков.


Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, физический диктант, проверка знаний учащихся, формы контроля, устная и письменная речь.

Keywords: cognitive universal educationalmethods,physicaldictation, checking students' knowledge, forms of control, oral and written language.

Физические диктанты являются одной из форм текущего контроля и относятся к письменнымметодам проверки знаний и умений учащихся. Можно сказать, что в практике работы общеобразовательной школы они применяются не одно десятилетие и в работах известных методистов-физиков этой форме организации самостоятельной работы учащихся уделяется достаточное внимание. Однако необходимо отметить, чтов настоящее время в школьном образовании произошел перенос акцента на результаты обучения, следствием чего знаниевая парадигма образования сменилась на компетентностную, а подходы к разработке физических диктантов и к методике их применения практически не изменились. В связи с этим актуальной является поиск новых форм представления и применения этого вида учебной деятельности учащихся в современных условиях обучения.

Можно сказать, что основные подходы к разработке структуры и содержания физических диктантов были раскрыты в 80-90 годах прошлого века. В пособии для учителя по методике преподавания физике под редакцией А.В.Усовой говорится о контрольных диктантах по физике как кратковременных работах, состоящих из набора фраз физического содержания утвердительного и вопросительного характера. При этом каждая фраза имеет две составляющих: вступительную часть (написаннуюи читаемую учителем) и констатирующую (обозначенная многоточием, еёучащиеся должны написать самостоятельно). В этом случае технология написания диктанта достаточно проста: учитель читает вступительную часть в оптимальном темпе, а учащиеся на контрольном листе записывают номер вопроса и констатирующую часть (ответ).

Анализ применения физических диктантов в школьной практике показывает, что в большинстве случаев, как в форме промежуточных, так и итоговых диктантов, все они носят обобщающий характер. При этом отмечается, что диктанты дают возможность не только провести обобщение изученного, но выявить умения школьников применять знания в учебной практике при решении задач, выполнении эксперимента. Применяя современные средства, можно создать комфортные условия для каждого ученика на уроке, используя индивидуальный темп написания работы. К тому же при правильной организации подготовки учащихся к такойформе работыформируются умения выделять главное в учебном материале, происходит повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний.

В стандарте описаны следующие основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.

Общеучебные умения и навыки – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

В статье рассмотрим такую формуструктуры и содержанияфизического диктанта, при которой учащимся предлагается текст, физически логично построенный, чтение и запись которого может быть связана, например, с тем, что учащиеся выбирают правильные, с их точки зрения слова и словосочетания из перечисленных в скобках. Учащиеся могут либо полностью переписывать текст диктанта, который им предложен на карточке, на контрольный лист, либо только подчеркивают нужные слова в самой карточке. Примером такого диктанта может быть: «Импульс – (векторная, скалярная) физическая величина, являющаяся мерой (механического, теплового) движения тела. В классической механике импульс тела равен произведению (массы, силы) этого тела на его (время,скорость). Направление импульса тела (совпадает, не совпадает) с направлением вектора скорости. Единицей измерения импульса является (кг, кг∙м/с, кг∙м/с 2 ).

Импульс (скорости, силы, ускорения) – мера действия (скорости, силы, ускорения) за некоторый промежуток времени. Данный импульс является (временной, постоянной) характеристикой действия (скорости, силы, ускорения).

Следующая, более сложная форма диктанта, связана с тем, что учащимся предлагается текст с пропусками, в которые они должны сами вписать правильное продолжение. Эта форма более приближена к традиционной. Текст также может быть представлен на карточках. Например, можно предложить диктант следующего вида: «Кинематика – это раздел …………. , изучающий способы описания ………….. и связь между величинами, характеризующими их.…………..движением тела называют изменение его …………… в ………….. относительно других тел с течением времени. Если все части тела движутся одинаково, то такое движение называется …………. . Примером такого движения является: ………………………………………………. .

………………………. - тело, размерами которого при решении данной задачи мы можем пренебречь. Движения материальных точек можно классифицировать по …………… и ………….. . По …………… движения делятся на прямолинейное и …………… . По …………… движения бывают равномерное и …………… .

В зависимости от объема, на уроке могут быть использованы разные виды работы учащихся с текстом таких диктантов. Если диктант объемен, то его полное письменное выполнение можно предложить учащимся в качестве домашнего задания.

Физические диктанты можно адаптировать для использования их при составлении тестовых заданий. В этом случае наряду с возможностью полной записи диктанта или работы по карточке с подчеркиванием верного ответа, учащийся может при выполнении задания выписать верную последовательность цифр или букв. Примером такого диктанта может быть следующий: «Сила трения – сила, возникающая при [а) деформации; б) соприкосновении] поверхностей тел, препятствующая их относительному перемещению, направленная вдоль [а) поверхности; б) траектории] соприкосновения. Имеет [а) кулоновскую; б) электромагнитную; в) гравитационную] природу. Различают три вида трения: [а) торможения, скольжения, качения; б) покоя, скольжения, качения; в) покоя, скольжения, кручения].

Кроме приведенных в статье подходов к разработке текстов физических диктантов можно предложить и другие, реализация которых связана с введением в текст диктанта фрагментов, в которых предусматривается применение знаний учащихся в измененной или совершенно новой ситуации. В этом случае самостоятельное выполнение диктанта будет связано с комбинацией двух форм работы с ним: часть работы учащегося над диктантом будет связана с выбором верного продолжения фразы, часть ориентирована на самостоятельное дописывание фраз.

Таким образом, можно говорить о том, что введение новых государственных федеральных образовательных стандартов ставит перед методической наукой проблему разработки средств формирования универсальных учебных действий. Одним из решений этой проблемы является поиск новых форм традиционных, сложившихся в школьной практике обучения. Несомненно, можно говорить о достаточно высоком потенциале такого средства формирования и развития познавательных общеучебных универсальных учебных действий как физические диктанты.

1. Макаров В.П. Проведение физических диктантов // Физика в школе. –1982. – № 1. – С. 25-27.

2. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя / А.В. Усова, В.П. Орехов, С.Е. Каменецкий и др.; Под ред. А.В. Усовой.– 4-е изд., перераб.–М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

3. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Кореева и др.: Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

4. Тоболь В.Н. Проведение индивидуальных диктантов // Физика в школе. –1981. – № 3. – С. 81.

Основные термины (генерируются автоматически): диктант, действие, учащийся, учебная деятельность, взаимодействие тел, вступительная часть, контрольный лист, письменная форма, произвольное построение, речевое высказывание.

Ключевые слова

познавательные универсальные учебные действия, физический диктант, проверка знаний учащихся, формы контроля, устная и письменная речь

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия.

Формирование речевых умений младших школьников при.

Сочинение – одна из форм таких высказываний. Это упражнение, при помощи которого можно сделать монологическую речь школьников более четкой, грамотной, расширить их опыт речевой деятельности.

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее.

Например, выполняя проверочный диктант, учитель даёт установку, что можно делать “дырки”. Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид

- 3. Практическая деятельность детей, взаимодействие. Цель: практическое освоение способа действия.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Это и диктанты, контрольные сочинения, контрольные письменные работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной.

Изложенная мною система работы по активизации познавательной деятельности направлена на привитие интереса к урокам русского языка, повышение грамотности учащихся, формирование умения ясно и точно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

Опытно-экспериментальная работа по формированию.

В процессе обучения сочетались учебные, воспитательные задачи с диагностическими

В ходе формирующего эксперимента использовались разные формы работы с учащимися

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся.

Письменная речь — сложная психическая деятельность.

Диктант — это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух.

осознанное выполнение практических и речевых действий

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика

В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля

Формирование познавательных универсальных учебных.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия.

Формирование речевых умений младших школьников при.

Сочинение – одна из форм таких высказываний. Это упражнение, при помощи которого можно сделать монологическую речь школьников более четкой, грамотной, расширить их опыт речевой деятельности.

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее.

Например, выполняя проверочный диктант, учитель даёт установку, что можно делать “дырки”. Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид

- 3. Практическая деятельность детей, взаимодействие. Цель: практическое освоение способа действия.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Это и диктанты, контрольные сочинения, контрольные письменные работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной.

Изложенная мною система работы по активизации познавательной деятельности направлена на привитие интереса к урокам русского языка, повышение грамотности учащихся, формирование умения ясно и точно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

Опытно-экспериментальная работа по формированию.

В процессе обучения сочетались учебные, воспитательные задачи с диагностическими

В ходе формирующего эксперимента использовались разные формы работы с учащимися

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся.

Письменная речь — сложная психическая деятельность.

Диктант — это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух.

осознанное выполнение практических и речевых действий

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика

В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля

Читайте также: