Что такое эмоции кратко и понятно для детей

Обновлено: 05.07.2024

Ребёнок - дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов

Люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй – чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определённому человеку или предмету. К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма. Так ребёнок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребёнка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребёнок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздражённым, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить о эмоциональном неблагополучии ребёнка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком – либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.

Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.

Наблюдая определённые игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребёнок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают в игре – доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные?

Положение ребёнка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, на сколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников:

Эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но от мнения сверстников. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.

Первый – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Второй тип поведения характеризуется негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворённостью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

У детей с эмоциональным неблагополучием страх, как правило, не связан с какими – то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребёнок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребёнка с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакции на ситуацию.

Повышенная агрессивность не означает, что ребёнок злой и жестокий, потому что он такой от природы. Такое его поведение провоцируется, как правило, отношением к нему взрослых или сверстников. Он боится получить отрицательную оценку своих действий со стороны родителей, воспитателей или других детей. Может быть, такой ребёнок боится не справится с заданием, а гнев и раздражительность являются его поведенческими реакциями на конкретную жизненную ситуацию.

Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребёнком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Самообразование воспитателей, что это такое? Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Что такое эмоции.docx

План-конспект внеклассного занятия

Педагог дополнительного образования

Лапкина Любовь Григорьевна

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

города Керчи Республики Крым

Твое здоровье

Урок № 2 Дата: _________

Цели :
- обеспечить в ходе занятия знания детей о чувствах и эмоциях человека и важности их в жизни;
- развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха;
- развивать речь детей и обогащать словарный запас.
- создать положительного эмоционального настроя.
- развать мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.

Развить способности всегда управлять своими эмоциями, умение выдержать напор в сложных и экстремальных ситуациях.

Обучить способам хорошего настроения.

Формирование УУД

1)самостоятельно предполагать, какая нужна информация для решения учебной задачи;

2)развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений;

3)перерабатывать полученную информацию и использовать для решения учебной задачи.

1)развивать умение слушать и понимать других;

2)высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

3) развивать умение работать в паре и группе;

4)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом учебной задачи.

1)формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1)самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;

2)учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;

3)под руководством учителя вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы в соответствии с задачами урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карточки со словами, мультимедиа оборудование, маркеры, лист формата А3

Формы организации работы на занятии: индивидуальная, групповая (2 группы по 4-5 чел.)

А что же такое чувство ? – правильно, это способность ощущать, воспринимать что-то или кого-то. Что же происходит с нашим лицом, когда у нас веселое настроение и мы чувствуем радость? – конечно, у нас появляется улыбка и глаза радостно блестят. Такое состояние, чувство, которое может переживать человек, называется эмоция . Какие эмоции вы знаете? ( дети перечисляют эмоции)

• Наше занятие посвящается нашим эмоциям. Сегодня мы продолжим разговор об
эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.

- Установление правил работы в группе (Слайд 4)
Быть активными

Говорить по одному

Отвечать при поднятой руке

Не обижать друг друга.

hello_html_5289c44e.jpg

У каждого обучающегося карточка с изображением эмоций, которые надо подписать в соответствии с рисунком. После выполнения проверить. (Слайд 6)

Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий.

Поняли задание? (учитель кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)
веселый — грустный
бодрый — усталый
довольный — сердитый
спокойный — взволнованный
смелый — трусливый
медленный — быстрый
злой — добрый
радостный — печальный

Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть ? Правильно, это эмоции.

Что же такое эмоции? (Слайд 8)

- Это душевное волнение. Это яркие и бурные переживания.

- Человек не может оставаться равнодушным в окружающем мире, человек в своей жизни плачет и смеётся, радуется и злится, охвачен гневом или восторгом, страхом и яростью.

Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!

Какие бывают эмоции ?

- положительные и отрицательные . Они помогают человеку регулировать своё поведение.

- Где выражаются эмоции ? ( на лице)

- При помощи чего выражаются эмоции? ( бровей, глаз, рта)

- Верно, т.е. при помощи мимики лица.

Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).

Вспомните и назовите, пожалуйста, эмоции, которые вы уже знаете !

(радость, страх, злость, грусть, удивление, любопытство, печаль, стыд, гнев, восхищение).

- Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные !

Если человек будет испытывать , проявлять только отрицательные эмоции, он может заболеть или испортить настроение другим людям. Они навредят его здоровью.

Давайте, спрячем их в карман ( подальше).

А положительные эмоции полезны для здоровья человека, они наши друзья. Они продлевают жизнь, поднимают нам настроение.

- А теперь, идёмте в круг

Физкультминутка.(Хомка-хомячок)

- А теперь, давайте поиграем в игру “Угадай эмоции”.

Я буду произносить фразу, а вы – отгадывать какой эмоции она может принадлежать.

Ты не любишь мороженое? (Удивление).

Я злой и страшный серый волк! (Злость).

Зачем ты меня толкнул? (Обида).

Как темно в лесу! (Страх).

Какое теплое море! (Радость).

Никто со мной не играет ( обида, грусть)

Пособия и материалы: Карточки с изображением эмоций.

hello_html_18bcfe0b.jpg

Молодцы, давайте назовем, какие эмоции у вас нарисованы. Кто всех быстрее нашел свою пару? Кто ошибся? Кому было трудно выполнить задание?

Составление памятки "Секреты хорошего настроения". (Слайд 12) приложение 3

- Существуют секреты хорошего настроения. Составим их, продолжив совместную работу у доски.

На доску вывешивается заранее подготовленный лист(формат А-3) с предложениями , где будут пропущены слова которые дети должны вставить и дописать .

(Дети читают полученные составленные предложения)

Говорить добрые слова.
Делать больше добрых дел .
Никогда не расставаться с улыбкой .
Заниматься любимым делом .

Уважать всех, кто рядом !

Не обижаться !

Любить близких !

Запомните, пожалуйста , их!

Продолжить фразу : « Я радуюсь, когда ……

« Мне грустно, когда ….. рядом

- А теперь, я предлагаю вам испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех собравшихся в классе. Повторяйте за мной. ( встать в круг) (Слайд 13)

Цели: Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.

Взяли мы немножко смеха
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!

(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).

Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Кому было трудно подойти к незнакомому человеку? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?

(Подводится итог.)

- Что больше всего понравилось вам сегодня, было интересно?

- Что было сложно, не понравилось?

- Ребята, Ваше здоровье, тоже в Ваших руках!

Список использованной литературы:

1..Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. / И. О. Карелина; худож. Н.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.: ил.Практическая психология в школе).

2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе3-е изд., стер. - М.: Генезис, 2008.

3. Г. Доман"Гармоничное развитие ребенка"."Аквариум" Москва, 2006г

4.Практикум по возрастной психологии:, Учеб. пособие/ Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005

Когда в жизни происходит яркое событие, мы эмоционально реагируем на него. Каждому человеку бывает грустно, весело, стыдно. Как объяснить ребенку, что такое эмоции?

Эмоциями называются наши яркие ощущения. Их довольно много. Важно уметь отличать их друг от друга: это помогает познать себя, внутренний мир родителей и друзей, сделать речь красивой, выразительной.

Отличия эмоций от чувств:

Чувство — набор сложных эмоций (например, любовь состоит из интереса, радости и др.)

Что должен уметь ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

  • быстро отличать эмоции друг от друга;
  • понимать эмоциональное состояние собеседника;
  • описывать собственное настроение;
  • подбирать подходящие эпитеты для описания жизненных ситуаций.

Давайте посмотрим, какие эмоции существуют и как они проявляются.

Радость

радость

Эта позитивная эмоция знакома всем: например, люди испытывают ее, когда побеждают в соревнованиях, получают долгожданный подарок, слышат похвалу.

Настроение резко поднимается, мы начинаем мыслить оптимистично: будущее кажется прекрасным, а мир вокруг — доброжелательным.

Радость проявляется в виде широкой улыбки, легкого смеха.

Грусть

грусть

Грусть — отрицательная эмоция, с которой мы сталкиваемся во время неприятных моментов жизни; противоположность радости.

Мы испытываем грусть, когда проигрываем, когда нарушаются наши планы. Эмоция показывает, что ожидания человека не воплотились в реальность.

Также грусть появляется, когда мы читаем тоскливые книги или смотрим фильмы, где с главными героями происходит нечто печальное.

Грусть — легкое уныние, которое не длится слишком долго. Гаснет взгляд, уходит улыбка с лица, но позже все приходит в норму.

гнев

Бурная, ярко окрашенная негативная эмоция, которая может принести пользу — гнев помогает начать действовать.

Люди гневаются, когда на жизненном пути встречается нечто неправильное, несправедливое с их точки зрения. К примеру, в классе обижают тихого и спокойного одноклассника, который никому не желает зла — такая ситуация может вызывать у наблюдателя гнев на обидчиков.

Также гнев сигнализирует о том, что окружающая реальность не позволяет достигать целей, чувствовать себя свободно и удобно. Незнакомец нахамил в метро и наступил на ногу? Это один из случаев, когда гнев естественен.

При гневе человек хмурится, поджимает губы, может смотреть в одну точку. Противоположностью гнева называют спокойствие, принятие.

Страх

страх

Страх принято считать злой, неприятной и губительной для человека эмоцией, хотя он способен уберечь нас от бед.

Эта эмоция рождается, когда человек понимает: скоро должно произойти плохое. Будущая угроза не всегда реальна, иногда мы самостоятельно придумываем неприятности, которые могли бы приключиться в будущем.

Страх заставляет наш организм собрать все силы, чтобы бороться с препятствием: громко бьется сердце, тело напрягается, кожа краснеет или бледнеет.

Когда мозг человека понимает, что угроза миновала или оказалась выдуманной, возвращается покой, обычное состояние. Противоположность страха — чувство полной безопасности.

Восхищение

восхищение

Это приятная, воодушевляющая эмоция. Возникает, когда мы сталкиваемся с прекрасным, уникальным, редким.

Например, люди испытывают восхищение при посещении музеев, картинных галерей. Мы восхищаемся красотой, величием природы, сложным и загадочным устройством космоса.

Однако окружающие тоже могут вызывать эту эмоцию — нам нравится наблюдать за талантливыми людьми, их работой (танец, рисование), следить за учеными, героями, исследователями.

Простые вещи (модное платье, милая игрушка) также становятся предметом восхищения. Все зависит от человека, который наблюдает за происходящим, от его вкуса.

Эмоция, противоположная восхищению, — отвращение, презрение.

Как проявляется? Человек может улыбаться, поднимать брови, слегка округлять глаза.

стыд

Очень неприятная, разрушающая изнутри эмоция, ощущается как тяжесть или жжение (люди, которым стыдно, часто краснеют от этого переживания).

Стыд появляется, когда мы совершаем некрасивые или нелепые поступки публично. Наличие свидетелей — основа возникновения стыда. Например, человеку будет стыдно за то, что он громко ругался в общественном месте (а потом успокоился и пожалел об этом) или поскользнулся и упал в лужу на глазах у всех.

Эмоция рождается, когда поведение не соответствует идеалу — личному или других людей. Противоположная эмоция — превосходство, раскованность.

Обида

обида

Отрицательная эмоция, имеющая много общего с разочарованием. Ее противоположность — легкое чувство прощения.

Мы обижаемся на человека, когда он не оправдывает наши ожидания: допустим, предательство лучшего друга вызывает обиду, потому что мы ждем от близких поддержки, верности. Чувствуется опустошенность, растерянность.

Как проявляется обида? Губа выдвигается немного вперед, человек прячет взгляд.

Интерес

интерес

Встречая новое, мы автоматически проявляем положительную эмоцию под названием интерес: останавливаем взгляд на объекте интереса, поднимаем брови, приоткрываем рот.

Люди любят информацию: вспомните, как вы обращаете внимание на новую одежду друзей, смотрите блогеров, которые снимают странные видео.

Человека привлекают необычные вещи, он спешит их изучить, познакомиться поближе и понять: вдруг знания помогут в будущем? Любой факт способен принести пользу.

Мы можем интересоваться конкретными занятиями, явлениями, людьми (так появляются хобби, новые приятели). Интерес заставляет искать, размышлять, развивать интеллект и воображение.

Эмоция, противоположная интересу, — скука.

Удивление

удивление

Удивление считается необычной эмоцией: оно может быть и положительным, и отрицательным.

Действительно, вещи, которые нас окружают, способны приятно удивить, а порой мы испытываем удивление в сочетании с разочарованием или отвращением.

Например, удивить может храбрость человека, который спас ребенка во время пожара, а также непорядочность вора, укравшего чужие вещи.

Как узнать эту эмоцию? Человек поднимает брови, губы и глаза округляются.

Равнодушие — полная противоположность удивления.

Отвращение

отвращение

Когда нам что-то категорически не нравится, мы строим гримасы, щуримся. Появляются морщинки около рта и глаз. Это отвращение.

Можно чувствовать отвращение к реальным предметам: такую эмоцию вызовет испорченная еда, плесень.

А еще испытывают отвращение по отношению к плохим людям, которые совершают ужасные поступки (например, преступникам).

Почему появляется отвращение? Так мозг реагирует на то, что может навредить: жестокие люди, поверхности с вредоносными микробами и т. д.

Восторг, удовольствие — эмоции, противоположные отвращению.

Презрение

презрение

Эта эмоция внешне проявляется через поджатые губы и слегка замедленный взгляд.

В отличие от отвращения, презрение можно испытывать только к людям, их поступкам. Вкусы, запахи, предметы сюда не входят.

В голове у каждого есть представление о том, что хорошо, а что плохо. Презрение появляется, когда человек не соответствует нашим представлениям о хорошем и правильном. Иногда эта эмоция помогает нам почувствовать себя лучше остальных.

Восхищение и уважение — эмоции, прямо противоположные презрению.

вина

Вызывает тяжелое ощущение в груди, напряженный взгляд.

Человек испытывает вину, когда понимает, что совершенный поступок был плохим, неправильным.

Это состояние, при котором мы наказываем себя за оскорбления, обиды близких людей. Возможно, никто из знакомых нас не осуждает, но мы чувствуем: нужно попросить прощения.

Эмоция правоты, уверенности противостоит вине.

Страдание, горе

страдание

Горе — эмоция, приносящая огромное количество душевной боли. Мы страдаем, когда умирает любимый домашний питомец, погибает близкий человек.

В моменты горя люди плачут, рыдают, отказываются веселиться. Обращают внимание только на неприятное событие, которое стало причиной страдания.

Это сложный процесс: иногда горе не исчезает в течение долгого времени.

Совершенно иной эмоцией называют ощущение счастья, успеха, абсолютного удовлетворения.

Предвкушение

предвкушение

Знакомо? Такая эмоция называется предвкушением: ничего не произошло, но вы запланировали хорошее событие и воображаете, каким оно будет.

Человек, находящийся в предвкушении, становится энергичнее, чаще улыбается; противоположностью предвкушения является безнадежность.

Удовольствие

удивление

Позитивная эмоция, заставляющая нас улыбаться, смеяться, чувствовать кратковременное счастье.

Возникает, когда человек достигает цели (даже не очень важной) — удовольствие можно получить от порции мороженого, покупки гаджета.

В отличие от радости, удовольствие не является глубокой эмоцией. Его легче получить, но оно быстро исчезает. Радость радует своим присутствием намного дольше.

А еще удовольствие чаще связано с ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств: например, приятный запах, чувство прохлады в жаркий день, мягкая подушка и др.

Противоположность — неудобство, страдание.

Огорчение

огорчение

Это неприятная эмоция, возникающая при контакте с людьми, окружающим миром. Ее противоположность — радость.

При огорчении уголки губ опускаются вниз, человек выглядит грустным.

Огорчение рождается при нашей неудовлетворенности: вы с друзьями мечтали сходить в кафе, но когда пришли, выяснилось, что оно уже закрыто.

Эмоция огорчения не мучает нас долго: человек огорчается, но быстро понимает, что проблема не очень серьезная. Огорчение — не такая болезненная эмоция, как горе, грусть.

Злость

злость

Злость — эмоция, которая направлена на человека или явление. Состояние раздражения, ярости, недоброжелательности. Противоположность — добродушие, спокойствие.

Переживая злость, люди хмурятся, не могут усидеть на месте, громко говорят.

Люди чувствуют злость во время ожесточенной драки, желая ударить противника; в момент унижения, оскорбления.

Злиться можно на себя: так человек показывает, что недоволен. Например, сломавший ногу злится на себя за невнимательность и легкомысленность.

Унижение

унижение

Когда мы находимся в коллективе (в классе, компании друзей, семье), люди могут унизить нас. Они произносят слова, которые заставляют задуматься: вдруг я плохой, глупый, уродливый, неумелый?

В момент унижения человек прячет взгляд, может покраснеть. Иногда меняется поведение: например, после злой насмешки общительный одноклассник становится тихим, замкнутым.

Эмоция, обратная унижению, — почитание, поддержка.

Испуг

испуг

Испуг появляется при возникновении неожиданной и одновременно неприятной ситуации; является антонимом спокойствия.

Человек начал переходить дорогу, но не заметил выезжающую из-за поворота машину. Пришлось быстро реагировать, чтобы не попасть под колеса. Угроза жизни вызывала сильный испуг.

Внешне испуг проявляется следующим образом: сердце бьется сильнее, могут дрожать руки и ноги, округляются глаза, человек вздрагивает.

Зависть

зависть

Сложная эмоция, разрушающая хорошее настроение и уверенность. Противоположность дружелюбия, доброжелательности.

Возникает, когда мы сравниваем себя с другими людьми: например, одноклассница кажется умнее и красивее. Мы жалеем, что у нас нет такого же острого ума, длинных волос.

Зависть вызывает тяжесть в душе: хмурый взгляд, отсутствие улыбки. Завидующий человек живет с болью, не знает, как от нее избавиться.

Эмоцию часто используют в правильных целях — зависть заставляет развиваться, учиться. А вот злость по отношению к человеку, которому мы завидуем, пользы не принесет.

Игры на распознавание эмоций

Нужно уметь распознавать чужие эмоции, правильно оценивать поведение окружающих. Существует множество игр и упражнений для тренировки навыка.

Самая популярная игра для развития эмоционального интеллекта ребенка. Можно играть вдвоем или в группе.

Ведущий загадывает эмоцию, изображает ее с помощью мимики, жестов, позы. Задача участников — назвать эмоцию и повторить ее. Другой вариант — участники угадывают эмоцию, но изображают противоположную.

Откройте на большом экране фотографии с изображением людей, героев мультфильмов, сказок, игр. Ребенку нужно описать, какие эмоции испытывает каждый из них.

Составьте список ситуаций, которые способны вызвать противоречивые эмоции, положительные и отрицательные.

Задача игроков — рассказать, какие эмоции посещают их.

Игра развивает навык распознавания эмоций, самоанализа. Участники быстро реагируют, наблюдают за эмоциональным состоянием остальных игроков.

Теоретической подготовки мало, чтобы бегло разбираться в оттенках человеческих эмоций. Требуются регулярные тренировки в игровой форме, практические упражнения. Эмоциональность родителей помогает ребенку начать ориентироваться в мире эмоций. Необходимо обсуждать эмоциональные отклики на события жизни, уделять время обсуждению чувств и эмоций.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

Для начала разберёмся с понятиями:

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:

  • возбуждение в организме человека;
  • особое переживание в теле, например, дрожь;
  • экспрессия, например, повышающаяся интонация.

Выражение эмоций детей

Как ребёнок выражает свои эмоции

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.

В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.

Как научить ребёнка выражать эмоции

Выслушайте

‍Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.‍

Признайте важность эмоций

Создавайте словарик эмоций

Обозначайте свои чувства

Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств

Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.

Планируйте пути решения

Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.

Обсудите героев

Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.

Запишите ребёнка на курсы

А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: