Что такое элементарные опыты с объектами природы в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация и проведение опытов как средство экологического образования дошкольников

Контрольная работа

по МДК 03.03 специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Теория и методика экологического образования дошкольников

Выполнила: Зотова Д.А.

преподаватель: Абакаева Л.И.

2. Глава 1 Теоретические аспекты проблемы. Значение опытов в формировании у дошкольников реалистического представления о природе.

3. Методика проведения опытов в ДОО, требования к подготовке и проведению, обеспечение безопасности детей

4. Глава 2 Практическая часть. Разработка перспективного плана работы в ДОО по использованию опытов как средства экологического воспитания дошкольников на примере старшей группы

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является актуальнейшей проблемой современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической воспитания должны закладываться с самого раннего детства, чтобы познавать и оберегать, любить природу, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира.

Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы, формирование начал экологической культуры можно рассматривать как становление у детей осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе, во всём её многообразии, к людям, охраняющим и изучающим её, создающим на основе её богатств материальные и духовные ценности. Это также отношение к самому себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определённое содержание, методы и формы работы, а также создание определённых условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Результаты исследований последних лет (Л.С Выговский, Ж. Бате, Н.Д.Ушинский, Ш.А. Амоношвили, А. С. Белкин и др.) убедительно доказали преимущества развивающего обучения. Одно из требований к уроку заключается в элементах обобщения, систематизации и закреплении знаний учащихся, а также установление взаимосвязей между предметами и явлениями природы.

Экологическое воспитание – это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое сочетание эмоциональных и действенных компонентов и составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы

Значение опытов в формировании у дошкольников реалистического представления о природе.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознанания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Целью проведения опытов является установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с природой.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

· Видеть и выделять проблему;

· принимать и ставить цель;

· решать проблемы: анализировать объект или явление,

· выделять существенные признаки и связи,

· сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения,

· отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,

· фиксировать этапы действий и результаты графически.

Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.

Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимости исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях- то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления. Во взаимодействии человека с окружающим миром.

Методика проведения опытов в ДОО, требования к подготовке и проведению, обеспечение безопасности детей

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

• Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

• Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

• Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами,углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.

Структура организации опыта

1. Началом подготовки детей к опытнической работе является предшествующая работа. В неё входит знакомство с объектами, телами неживой природы, их свойствами, качествами, значением для живых организмов.

2. Выбор объекта, оборудования, материалов для эксперимента.

3. Создание мотивации к участию детей в экспериментировании. Избрать такой приём, который позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приёмы, которые помогут сконцентрировать внимание детей. Ласковый тон, интригующая интонация, загадка-описание, или загадка-действие о предмете наблюдения. – Дети, мне нужно у вас спросить что-то интересное. (Интригующая пауза). Мы каждый день видим воду. Пьём её, купаемся в воде. Видим воду в лужах, озёрах, реках. Но что мы знаем о ней? Откуда она берётся? (Выслушать ответы детей). Оказывается, мы не всё знаем! (Затем педагог ставит цель нового наблюдения, опыта).

4. Постановка цели, задач; что будут делать, чего добиваться. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача может выдвигаться педагогом совместно с детьми. Задача должна быть чётко сформулирована

5. Анализ состояния объекта. Определение проблемы.

7. Выработка групповых норм и правил поведения. Инструктаж по технике безопасности.

8. Организация опыта (эксперимента). В этой части организации опыта идёт процесс объяснения и показа хода опыта (эксперимента, процесс сенсорного обследования, последовательного рассматривания опытнического материала (воды, земли, песка, растений и их плодов, и семян и пр., самостоятельного получения сенсорной информации. Педагог показывает и обращает внимание на то, что все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено. Он обучает детей оперировать простейшими формулировками, способам проведения опыта (эксперимента). Приёмы, которыми пользуется педагог в этот момент, должны быть яркими, необычными, чтобы само рассматривание не показалось скучным. Целесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты – всё это может вызвать сильное эмоциональное состояние, интерес к предстоящей работе и позволит детям активно включиться в поиск правильного ответа. Педагог выслушивает высказывания большинства детей. Подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашёл верные ответы, поощряет на дополнительные действия остальных воспитанников. Возможны короткие точные пояснения, игры с опытническим материалом, позволяющими закрепить обнаруженные свойства и качества предметов.

9. При длительно протекающем опыте (экспериментировании) желательно распределить обязанности между детьми по службам: деятельностной (выполнение практической функции, аналитической (наблюдательная функция, диагностической (фиксация результатов опыта).

12. Оформление диагностических материалов (схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков).

13. Устройство выставки с наглядными материалами, сопровождающими опытническую деятельность.

Длительно протекающий опыт необходимо фиксировать. Если задача решается в кратковременных наблюдениях, обсуждение результатов опыта проводится сразу. Анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы.

Проведение экспериментальной работы в соответствии с обозначенными требованиями возможно лишь при условии специальной подготовки к ним педагога. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержание опытов и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать. Время и места проведения опытов, количества детей, которые могут в нём участвовать одновременно. Методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в завершении опыта. Представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогу грамотно спланировать экспериментальную деятельность с детьми в режиме дня ДОУ, добиться общего положительного педагогического эффекта.

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности детьми необходимо учитывать следующее:

1. Детей следует обучать постановке опытов.

3.Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-либо из детей, прием тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности

детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации,

заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

6. Для успешного руководства экспериментально-исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив, распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

7. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

Глава 2 Практическая часть

Разработка перспективного плана работы в ДОО по использованию опытов как средства экологического воспитания дошкольников на примере старшей группы

1. Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений.

2. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.

3. Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

4. Учить детей создавать рисунки из цветов, используя нетрадиционную технику. Развивать мелкую моторику.

5. Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

6. Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, предполагают, что корни не только закрепляют растение в земле, но и проводят воду к стеблям и листве. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка.

Способы фиксация результатов детского экспериментирования: Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

2. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

3. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Ребенок дошкольного возраста знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или через практическую деятельность во время прогулок. Опосредованные способы познания природы (книги, картины, кино, телевидение) расширяют кругозор маленького ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное же общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими впечатлениями.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т. п.

1. Сущность элементарной поисковой деятельности

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

2. Значение использования опытов как формы организации элементарной поисковой деятельности в работе с дошкольниками

Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое. Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития. Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить

решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять. Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Содержание опытно - экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности :

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, ООД, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения) ;

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: — опыты с растениями; — опыты с животными; — опыты с объектами неживой природы; — опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов: — в групповой комнате; — на участке и т. п. 3. По количеству детей: — индивидуальные (1—4 ребенка) ; — групповые (5—10 детей) ; — коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения: — случайные. Специальной подготовки не требуют - запланированные. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач, поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс: — эпизодические (проводимые от случая к случаю); — систематические.

6. По продолжительности: — кратковременные (от 5 до 15 минут) ; — длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: — однократные; — многократные, или циклические.

8. По месту в цикле: — первичные; — повторные; — заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций: — констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ; — сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ; — обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей : — иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ; — поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ; — решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории: — демонстрационные; — фронтальные.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познавания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете

- Как ты думаешь, что утонет, а что нет? (предметы, находящиеся в ванной комнате: мыло, флаконы из под шампуня, мыльница, игрушки, губка и т. д.) . - Как ты думаешь, что быстрее утонет? Почему? Давай проверим. - Что надо сделать, чтобы губка утонула? - Как ты думаешь, может ли утонуть эта

пластмассовая мыльница? Что для этого нужно? Кухня – это место, где ребенок обычно мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но процесс приготовления еды может стать одним из моментов развития любознательности и исследовательской деятельности ребенка. Например, вы печете блины, пироги и добавляете в тесто дрожжи или соду, гашенную уксусом. Покажите ребенку, как появляется пена, предложите послушать, как шипит сода, когда в нее добавляют уксус. Эта химическая реакция очень интересна ребенку. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнование между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета.

Для побуждения дошкольников к таким вопросам необходимо развивать исследовательское поведение. В этом Вам помогут игры и опыты.

3. Содержание опытнической деятельности с детьми

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Методика проведения опыта

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

4. Требования к содержанию и организации опытов в ДОУ

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Педагогическое руководство экспериментированием должно быть направлено на развитие и усовершенствование органов внешних чувств и на

воспитание процесса представлений. Педагог должен включать в способность наблюдения запоминание наблюдаемого, умение отличать в наблюдаемом предмете, явлении существенное от менее существенного, навык сравнивать одни признаки с другими и привычку делать из них правильные заключения, выводы.

Чтобы организационно-методический аспект опытнической деятельности был более целенаправленным, эффективным, в него можно включить следующие общие требования:

1. отбор содержания знаний, соответствие их с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню экологических знаний детей

2. уровень готовности детей; необходимость запаса конкретных представлений, фактических знаний о тех явлениях и предметах природы, которые будут осваиваться поисковым способом

3. учёт пространственной организации наблюдений; отбор материала для эксперимента

4. создание предметно-развивающей среды

5. соблюдение правил по технике безопасности; охрана жизни и здоровья детей

6. соблюдение структуры организации опыта

Первое требование: учитывать специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, необходимо тщательно отбирать те разделы биологической экологии, которые могли бы служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников.

Второе требование: уровень готовности детей. Организация опытов требует определённого уровня готовности детей. Необходимо, чтобы дошкольники имели запас конкретных представлений, фактических сведений о тех явлениях и предметах, которые будут осваиваться поисковым способом. Поэтому задачи вводного этапа экспериментальной деятельности опираются на ранее проведённую предшествующую работу.

Третье требование: учёт пространственной организации наблюдений, отбор материала для экспериментирования. Ребёнок должен сам видеть объект и всё, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его вкус, запах.

Четвё ртое требование: создание предметно-развивающей среды. Работу по внедрению экспериментирования надо начинать с создания предметно-развивающей среды, которая позволяла бы обеспечить каждому ребёнку развитие его способностей.

Пятое требование: педагог принимает меры для создания здоровых и безопасных условий проведения экспериментов. Обеспечивает безопасное состояние предметной обстановки, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещения.

Шестое требование: соблюдение структуры организации опыта.

Проведение экспериментальной работы в соответствии с обозначенными требованиями возможно лишь при условии специальной подготовки к ним педагога. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержание опытов и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать. Время и места проведения опытов, количества детей, которые могут в нём участвовать одновременно. Методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в

завершении опыта. Представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогу грамотно спланировать экспериментальную деятельность с детьми в режиме дня ДОУ, добиться общего положительного педагогического эффекта.

5. Фиксация результатов опытов

6. Методика организации и проведения опытов

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам дожны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

План проведения опыта:

1. Постановка проблемы

2. Выдвижение гипотез детьми

3. Проведение опыта

В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используют следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:

1. распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений

2. за изменением и преобразованием объектов

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

1. рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях

2. рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей

3. беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Формы работы с детьми:

Использование опытнической деятельности в системе организации

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят ещё больше.

В процессе решения задач экологической направленности педагог должен дать детям знания о естественной природе, о ее преобразованиях, сформировать эмоционально-оценочное отношение к природным явлениям, учить наблюдать за явлениями природы и делать умозаключения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а опыты и экспериментирование.

Следует отметить связь детского экспериментирования со всеми видами деятельности дошкольника. Например:

  1. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
  2. Без выполнения трудовых действий без формирования трудовых навыков невозможно совершить эксперимент, опыт.
  3. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
  4. При формулировании цели эксперимента, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. развивается речь детей.
  5. Развитие логического мышления достигается за счет постановки вопросов, которые при разработке методики и в ходе экспериментов заставляют детей думать, рассуждать и делать выводы.
  6. Можно говорить об укрепление здоровья экспериментаторов за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Опыт как форма организации экологического воспитания дошкольников

У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Опыт - это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

Эксперимент – это метод научного познания, при котором объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение управляется экспериментатором. Главная цель такого действия – проверка гипотезы, поиск новых фактов, которые могут ответить на поставленные вопросы.

Наблюдение – это метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства исследуемого объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально, а проводить данные мероприятия может любое лицо.

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.


В процессе детского экспериментирования дети учатся

v Видеть и выделять проблему

v Принимать и ставить цель

v Анализировать объект или явление

v Выделять существенные признаки, связи

v Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

v Отбирать материал для самостоятельной деятельности

v Делать выводы

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.


  • Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
  • Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
    • Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
    • При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

    Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

    В уголке экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

    В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

    Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.


    Сухомлинский В.А.

    Ряд опытов и экспериментов, которые были проведены с детьми старшей группы:

    Цель: Уточнить, что вода движется из почвы к листьям. Установить, куда исчезает вода.

    У детей были разные предположения.

    “Я думаю, что листики воду впитывают в себя”.

    “Вода по стебелькам попадает в листья, и она находится внутри листьев”.

    На вопрос: “А кто думает иначе?” Маша высказала другое мнение: “Я думаю, что вода испаряется в воздухе, и превращается в пар”.

    Все предположения мы с детьми решили проверить.

    Надели на комнатное растение целлофановый пакет и закрепили его. Растение поставили в теплое, светлое место. Через некоторое время дети обнаружили на целлофане капельки воды.

    Максим сделал вывод: “Капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой”.

    На вопрос: “А почему же не видно воды на листьях остальных комнатных растений”, Юля сделала вывод: “Вода с листьев испаряется в воздухе, а в природе пар уходит в небо и образует облака, а на землю выпадают осадки”.


    Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

    Дети сажали зерна в землю, песок и глину. На первом этапе дети высказывали мнения, какая почва более благоприятна для растений и объясняли их:

    “Я думаю, что лучше растениям будет расти в песке, потому что он рассыпчатый, не твердый”.

    А другой ребенок высказал обратное предположение: “В пустыне, где один песок, растения растут очень плохо”.

    На вопрос: “Как вы думаете, зернышко, посаженное в глину прорастет?” Маруся высказала свое предположение: “Растения не смогут расти в глине, потому что глина твердая, засыхает, и воздух к корешкам попадать не будет”.

    Ребята, имея какой-то объем знаний, интуитивно понимают, что земля более благоприятная почва для растений, но объяснить почему – не могут. И только к концу эксперимента дети пришли к такому выводу: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.

    Этот эксперимент вызвал живой интерес у детей: они с нетерпением наблюдали за всходами растений, делали зарисовки.


    Цель: Определить, что воздух занимает место.

    На первом этапе я предложила детям объяснить, что означает “выйти сухим из воды”, возможно ли это. Дети составили интересные предложения, и у каждого было свое мнение:

    “Можно надеть резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, я думаю, не промокнем”.

    “Можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим”.

    “Есть специальные костюмы, акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды”.

    На вопрос: “Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?” у детей были разные мнения:

    “Салфетка будет мокрая, потому что в стакан попадет вода, а салфетка впитает в себя воду и размокнет”.

    “Если стакан пластмассовый, он не утонет, и салфетка останется сухой, а стеклянный стакан утонет, и салфетка намокнет”.

    Погрузив стакан в воду до дна емкости, и подняв его, дети определяют, что салфетка не намокла (у детей было такое удивление, что кто-то высказал такое предположение, что салфетка волшебная).

    – Как вы думаете, что помешало воде намочить ее?

    Дети не сразу догадались, почему. Затем я опустила стакан в воду под наклоном. Увидев пузырьки, Миша догадался, что в стакане воздух.

    Далее дети повторили оба опыта с флажком на дне стакана, убедившись, что стакан был заполнен воздухом.


    Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

    Перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать?

    На вопрос: “Ребята, чем мы можем помочь жителям Цветочного города?” мнения у детей были разные:

    Можно починить водопровод, поменять трубы;

    Можно очистить реку, взять моторную лодку, и с помощью сети собрать весь мусор на реке;

    Можно привести на водовозе чистую воду жителям города;

    Нужно установить в трубе сетку, грязная вода будет поступать через эту сетку и выходить чистой.

    Далее я предлагаю детям самим очистить воду.

    – С помощью чего можно это сделать?

    Дети предлагают взять разные материалы для фильтра: вату, бумагу, марлю, салфетки, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды.

    Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что:

    • грязь осталась на фильтре, вода стала чистой;
    • такую воду нельзя употреблять в пищу;
    • ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье…)


    Цель: Актуализировать знания детей о свойствах различных материалов (бумага, железо, пластмасса, дерево).

    На вопрос: “Какими свойствами должен обладать корабль?”, ответы у детей были разные:

    “Чтобы корабль не утонул, он должен быть небольшого размера”.

    “У корабля должен быть высокий борт, якорь и спасательный круг”.

    “На корабле нужен парус и штурвал”.

    На вопрос: “Как вы думаете, какой материал нужен для постройки корабля?”, последовали такие предположения:

    “Я думаю, что корабль можно построить из пластмассы, потому что пластмасса легкая”.

    “Давайте построим корабль из бумаги, она может удержаться на воде”.

    “Я не согласна, дно у корабля намокнет и он утонет”.

    “Можно построить из железа, потому что железо прочное”.

    “Для постройки корабля нужно использовать дерево, потому что дерево не тонет”.

    В ходе самостоятельного экспериментирования дети сделали вывод, из чего можно построить корабль.


    Детям предлагается рассмотреть предметы и определить, из каких материалов они сделаны.

    На вопрос: “Что же произойдет с этими предметами, если поднести магнит?” Даша: “Я думаю, что предметы останутся лежать на столе”.

    Альберт предположил: “Я думаю, что магнит притянет к себе железные предметы, потому что он сам сделан из железа”.

    Предлагаю детям решить такую задачку: “Как из стакана с водой достать скрепку, не замочив рук”? Последовали такие предложения:

    “Надо подержать магнит над стаканом”.

    “А давайте скрепку достанем ложкой”.


    И, наконец, Миша высказал такое мнение: “А давайте приложим магнит к стенке стакана, магнит притянет скрепку и мы медленно поднимем ее на поверхность”.

    В ходе экспериментирования, дети сделали вывод, что магнитная сила действует сквозь воду и стекло.


    Цель: Познакомить с вулканом как природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; учить самостоятельно, формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения; аккуратность, взаимопомощь.

    Рассмотрели с детьми иллюстрации с изображением вулканов.

    – Какой формы вулкан?

    – На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер.)

    Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

    – Ребята, вы хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.

    Показ демонстрационного опыта.

    – Как я изготовила лаву?

    Рассказ дедушки Зная о том, какие у нас в стране есть вулканы (На Дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах).

    – Дети, давайте зарисуем вулкан (Изобразительная деятельность).


    ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ

    1. ФИО ребенка ________________________________________________
    2. 2.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

    а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

    б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

    3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

    4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

    Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие

    5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

    - проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

    - оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

    - сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

    -другие методы (какие именно?).

    6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

    7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

    8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?

    ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

    v В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)

    Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

    v Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

    Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

    v Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)

    подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

    v Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)

    это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

    v Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)

    это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

    для поддержания интереса детей к познавательному эксперементированию

    Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

    Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

    Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

    Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

    Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

    Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

    Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

    Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

    Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

    С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

    Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)

    Ральф У. Эмерсон

    Список используемой литературы.

    1. Н.М. Зубкова “Воз и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).
    2. Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”
    3. Фолькович “Развитие речи”
    4. В.В. Щетина “Неизведанное рядом”
    5. Материалы интернет-сайтов.

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    Читайте также: