Что такое джонка кратко

Обновлено: 07.07.2024

своеобразное китайское судно; отличительная особенность его постройки заключается в очень широкой, высоко поднятой корме, всегда разрисованной изображением гор, облаков, драконов и т. п.; в соединении с низким носом, имеющим форму скорее четырехугольника, чем форму обычных правильных носовых обводов, получается чрезвычайно оригинальный вид. Внутренность джонки разделена на несколько кают. При очень небольшом углублении, Д. вооружаются тремя мачтами и имеют прямоугольные паруса, обычно драночные, связанные горизонтальными жердями. Суда эти очень легки на ходу и, при всей оригинальности своей постройки, могут быть отнесены к морским судам. Военные Д. достигают длины до 40 метров и вооружаются пушками небольших размеров; купеческие Д. имеют иное устройство своих трюмов, приспособленное к перевозке грузов. На Д. малых размеров обычно гнездится бедное рабочее население Китая, которое, располагаясь правильными линиями вдоль и поперек больших рек, составляет как бы продолжение населенных городов; население таких плавучих городов доходит в иных случаях до очень крупных размеров; так, в Кантоне его насчитывается около 80000 чел., в Гонконге — 12000 и т. д.

Найдено 2 изображения:

деревянное парусное грузовое двух-четырёхмачтовое судно речного и прибрежного морского плавания, распространённое в Юго-Восточной Азии. В эпоху парусного флота Д. использовались для военных целей; на современных Д. перевозятся грузы, нередко они служат и для жилья. Д. имеют небольшую осадку, грузоподъёмность — до 600 т; характерные особенности — очень широкие, почти прямоугольные в плане, приподнятые нос и корма, паруса четырёхугольной формы из циновок и бамбуковых реек.

джонка ж. Парусное грузовое деревянное судно с очень широкими и высоко поднятыми кормой и носовой частью.

джонка
ж.
junk (Chinese sailing vessel)

джонка сущ., кол-во синонимов: 1 • судно (401) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: судно

ДЖОНКА (малайск. djong, искажённое кит. чуань - судно), деревянное парусное грузовое двух-четырёхмачтовое судно речного и прибрежного мор. плавания, распространённое в Юго-Вост. Азии.

Ив Джонс. Вилла королевы ("Куинс-хаус") в Гринвиче. 1616-35.

В эпоху парусного флота Д. использовались для воен. целей; на совр. Д. перевозятся грузы, нередко они служат и для жилья. Д. имеют небольшую осадку, грузоподъёмность - до 600 т; характерные особенности - очень широкие, почти прямоугольные в плане, приподнятые нос и корма, паруса четырёхугольной формы из циновок и бамбуковых реек.

Джонка — своеобразное китайское судно; отличительная особенность его постройки заключается в очень широкой, высоко поднятой корме, всегда разрисованной изображением гор, облаков, драконов и т. п.; в соединении с низким носом, имеющим форму скорее четырехугольника, чем форму обычных правильных носовых обводов, получается чрезвычайно оригинальный вид. Внутренность джонки разделена на несколько кают. При очень небольшом углублении, Д. вооружаются тремя мачтами и имеют прямоугольные паруса, обычно драночные, связанные горизонтальными жердями. Суда эти очень легки на ходу и, при всей оригинальности своей постройки, могут быть отнесены к морским судам. Военные Д. достигают длины до 40 метров и вооружаются пушками небольших размеров; купеческие Д. имеют иное устройство своих трюмов, приспособленное к перевозке грузов. На Д. малых размеров обычно гнездится бедное рабочее население Китая, которое, располагаясь правильными линиями вдоль и поперек больших рек, составляет как бы продолжение населенных городов; население таких плавучих городов доходит в иных случаях до очень крупных размеров; так, в Кантоне его насчитывается около 80000 человек, в Гонконге — 12000 и т. д.

(кит. тшуэн - судно). Легкое парусное судно с высокоподнятой кормой, употребляемое в Китае, Японии и Индии.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

(малайск.djong кит.) распространенный в Китае тип парусного грузового судна с очень широкими и высоко поднятыми кормой и носом.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

джонки, ж. [ малайск. gjong – большое судно ]. Распространенный в Китае тип парусного судна с широкими и высоко поднятыми кормой и носом.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

грузовое плоскодонное парусное судно с малой осадкой, распространенное в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Джонка имеет широкие приподнятые нос и корму и низкую среднюю часть. Грузоподъемность до 600 т, длина до 55 м, ширина до 9 м. На Джонке устанавливают до 5 мачт, причем некоторые из них иногда сдвинуты к левому борту. Паруса на Джонке четырехугольные, сделанные из дранки, связанной горизонтальными рейками, легко подбираются при взятии рифов. Джонки появились в Китае в средние века; первое в Европе упоминание о них содержится в книге М. Поло, написанной в 1298 г. Джонки, существующие в настоящее время, имеют до 3 мачт; по конструкции они во многом сходны со средневековыми.

грузовое или военное деревянное парусное двух-четырехмачтовое судно для плавания по рекам и в прибрежных районах. Имеет широкий корпус с поднятым носом и кормой, паруса прямоугольной формы, сплетенные из циновок. Распространены в Юго-Восточной Азии, нередко служат жильем.


ДЖО́НКА, -и, род. мн. -нок, дат. -нкам, ж. Легкое китайское парусное судно с тупым носом и высоко поднятой кормой.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Отличительные черты джонки — паруса из бамбуковых рей и циновок в форме четырёхугольника, а также приподнятые нос и корма. Паруса можно сворачивать наподобие жалюзи. Массивный руль заменяет киль. Число мачт достигает пяти.

Точное время изобретения джонки неизвестно, во время династии Хань они уже были широко распространены. В раннем средневековье джонки использовались в военных целях, уже тогда заплывая в воды Индонезии и даже Индии.

ДЖО'НКА, и, ж. [малайск. ğūng — большое судно]. Китайское парусное судно.

В Китае, Корее и странах Индокитая национальные боевые корабли и гражданские суда имеют ярко выраженные отличительные особенности. К ним надо также прибавить лодки-драконы, на которых устраиваются гонки.

Первое, что приходит на ум, когда говорят о китайских парусных судах, это джонки, которые до сих пор используется в водах Китая в основном для катания туристов, а в Юго-Восточной Азии - по назначению.

Конструкция китайской джонки за столетия отточена до совершенства и возведена в канон. Все джонки имеют паруса из бамбуковых рей и циновок в форме четырехугольника. Паруса можно сворачивать наподобие жалюзи. Массивный руль заменяет киль. Число мачт достигает пяти.

Кроме этого, чеканились и пробные монеты. Среди них медные полдоллара (полюаня - 5 цзяо) – монета, за 30 лет много раз появлявшаяся на аукционах. Чаще можно встретить якобы пробные монеты из красной меди, подлинность которых вызывает сомнения.

Среди нумизматов особенно ценятся монеты, отчеканенные большими тиражами, но в силу разных причин переплавленные.

В Китае выпущено еще порядка 10 монет с изображениями джонок. Три из них – серебряные, посвященные флоту Чжэн Хэ и его первой морской экспедиции, которая состоялась в 1405-1407 годах.

Конечным пунктом плавания первой экспедиции Чжен Хэ (всего их было семь) стал город Каликут на Малабарском берегу (длинное и узкое побережье на юго-западе полуострова Индостан, расположенное к югу от Гоа).

Но после смерти Чжу Ди изменилась политика государства, и все усилия его сосредоточились на решении внутренних проблем, и судостроительная программа была свернута.

Еще в КНР изображение джонок помещено на следующих серебряных монетах: 5 и 10 юаней 1983 г., посвященных Марко Поло, на 10 и 50 юанях 1995 г. Из золотых монет это 100 юаней 1992 г. и 500 юаней 1995 г.

а также на овальной монете в 4000 квача, отчеканенной от имени Замбии в 2000 году.

Две монеты регулярного чекана посвящены возвращению Гонконга и Макао под юрисдикцию Китая. Первая имеет номинал 10 центов (1997 г.), вторая - биметаллическая - отчеканена в 1999 г. достоинством 10 юаней.

Макао в 1999 г выпустила серебряную монету в 100 патака с изображением джонки и европейского галеона,

а в 1974 г. – серебряные 20 патака с джонкой, проходящей под мостом губернатора Нобре де Карвальо.

вторую (серебряную, номиналом 350 вон, выпущенную в 2009 г.) - плаванию Марко Поло.

Полихромная монета из серебра в 250 вон в 1996 г. отметила 99 лет существования Гонконга как британской колонии.

В Южной Корее и КНДР отчеканено несколько монет с изображением кобуксона – корабля-черепахи. Речь идет о разменной монете самого маленького номинала Южной Кореи - 5 вон, выпускавшейся с 1966 г. Она практически вышла из обращения. Также отчеканена памятная монета из золота номиналом 50000 вон. Она входит в серию, посвященную Сеульской Олимпиаде 1988 г. Остальные монеты посвящены Ли Сун Сину.

Что из себя представляет корабль-черепаха?

Корабль-черепаха был довольно скоростным. Он имел две мачты и два паруса. Кроме них, были весла. Удачная конструкция повышала маневренность: кобуксон мог развернуться практически на месте.

Портрет Ли Сун Цина изображен на реверсе южнокорейской монеты в 100 вон регулярного чекана, выпускающейся с 1970 г.

КНДР в 1991 г. отчеканила серебряные 500 вон с кобуксоном и портретом Лу Син Цинна, в 2015 г. выпустила золотую памятную монету номиналом 20 вон. Кроме этого, в КНДР в 2015 г. появились серебряные 5 вон, посвященные героическому флотоводцу.

Несколько стран Индокитая посвятили памятные монеты так называемым лодкам-драконам, соревнования по гребле на которых - одно из излюбленных зрелищ.

Одинаковый рисунок носовой части драгонбота помещен на таиландских монетах регулярного чекана: 1 бат 1977 г.

Вьетнам в 1986 г. выпустил несколько монет с изображением соревнований на лодках-драконах: 10 донг и 100 донг – из серебра, 10 донг - из медно-никелевого сплава.

В КНР изготовили две монеты: серебряную, номиналом 10 юаней 2002 г., - с изображением гонок по реке, вторую – золотую, достоинством 500 юаней 1995 г. - со стилизованным под старину рисунком лодки-дракона.

КНДР в 2001 г. отчеканила с такой же лодкой серебряные 20 вон. И, наконец, Канада в 2017 г. лодке-дракону посвятила серебряные 25 долларов весом в 1 унцию. Рисунок во многом условный. На реверсе в цвете изображена голова дракона, держащего в пасти жемчужину.

У разных народов существуют свои оригинальные традиционные лодки. В странах Персидского залива это изящные доу, в Средиземноморье – элегантные гулеты, в Таиланде – длиннохвостые лонгтейлы, а у китайцев такой лодкой издавна является джонка.

Парусные лодки Небесного императора

По своей изящности традиционная китайская джонка мало в чём уступает иным деревянным парусникам - гулетам и доу. Хотя это судно и считается традиционно китайским, длительное время оно было популярно не только в Китае, а и в водах Юго-Восточной Азии, будучи широко распространённым в Японии и Вьетнаме. В знаменитой вьетнамской бухте Халонг до сих пор можно увидеть эти традиционные лодки, использующиеся сейчас исключительно в туристических целях.

Современная джонка в бухте Халонг во Вьетнаме

Поэтому не удивительно, что многие народы Юго-Восточной Азии видели в элегантной китайской джонке живое существо – устращающе-завораживающее, обладающее своим характером. Исследователи же полагают, что первые джонки появились ещё где-то за 1000 лет до н.э., поэтому вполне справедливо их можно назвать одними из наиболее древних традиционных лодок.

Особенности китайской джонки

Традиционная китайская джонка

Паруса для такого судна (чаще всего или 3-х, или 5-ти-мачтового) изготавливались из циновки и закреплялись на бамбуковых реях в виде четырёхугольника. Обладающие необычной формой, напоминающей веер, аналогично ему, они при необходимости могли быть легко свёрнуты в свиток.

Тяжёлая тростниковая циновка, используемая при создании парусов джонки, сказывалась на скорости перемещения судна по водным просторам, но в то же время могла выдерживать даже самые сильные порывы ветра без повреждений. Позднее циновки были заменены тканью, что существенно повысило скорость перемещения этих китайских лодок.

Особенности традиционных китайских джонок

На многих судах при наличии 4-х мачт могли существовать дополнительные, на которых всегда можно было разместить больше парусов. При этом традиционная китайская джонка оснащалась множеством специальных механизмов и лебёдок, что позволяло легко управлять всеми парусами даже при малочисленной команде судна.

Японские джонки, используемые чаще всего для перевозки грузов, хоть во многом и напоминали традиционные китайские, но в наличии мачт обладали существенным расхождением. Японцы на свои корабли обычно устанавливали одну центральную мачту, на которую крепился узкий прямоугольный парус, и одну съёмную – на носу судна.

Особенности конструкции китайской джонки

Джонка обычно обладала плоским дном, а её борта украшались традиционными рисунками с устрашающими драконами и иными мифическими существами. Такой оригинальный дизайн делал это китайское судно совершенно непохожим на привычные европейские суда, бороздящие морские просторы, и в то же время самым узнаваемым среди иных традиционных лодок. Тем не менее, существовало до трёхсот разновидностей китайской джонки.

Покорявшие любые водные просторы

Китайская джонка XVI века

Современные джонки

Хотя джонка является одним из древнейших судов, она до сих пор остаётся актуальной во многих странах Юго-Восточной Азии, правда, чаще всего используется в туристических целях. Конструкция этих традиционных китайских лодок почти не видоизменилась, но комфортных условий стало гораздо больше, а при разработке таких судов всё чаще используются инновационные технологии.

Современная джонка

Современные джонки в некоторых регионах Вьетнама представляют собой подобие плавучих домов местных жителей и оригинальных отелей для туристов. Чаще всего на джонках проживают рыбаки, которые могут преспокойно заниматься своим основным промыслом. Многие владельцы таких плавучих домов предпочитают селиться вблизи крупных городов. К примеру, в одном лишь Гонконге на джонках проживает порядка 12 тысяч китайцев.

Читайте также: