Что такое джихад в исламе определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

С точки зрения Ислама, джихад — это любое усердие, посредством которого возвышается религия Аллаха .

В Исламе существуют 4 основные вида джихада :

1) Джихад против того, что портит иман , стоит на пути между человеком и Аллахом. Сюда относится джихад против нафса и джихад против шайтана.

Иными словами, такой джихад — это усердие с целью удалить препятствия в отношениях с Аллахом .

Так, от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, передаётся, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

أفضلُ الجهادِ أن يُجاهدَ الرَّجلُ نَفسَه وهواهُ

Со слов ‘Укъбы бин ‘Амира передается, что пророк ﷺ сказал:

الْمُجَاهِدُ مَنْ جَاهَدَ نَفْسَهُ فِي طَاعَةِ اللَّهِ

Аллах сказал в Кур’ане:

إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا

وَٱلَّذِينَ جَٰهَدُواْ فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا ۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ لَمَعَ ٱلْمُحْسِنِينَ‮

Этот аят был ниспослан в мекканский период ещё до того, как вооруженный джихад был узаконен Господом Миров. Соответственно, в аяте идёт речь о джихаде в самом широком смысле слова: усердии против нафса, шайтана и так далее.

2) Любое усердие, которое приносит пользу Исламу . Сюда относятся: распространение исламских знаний, расходование своего времени и имущества в деле укрепления и возвышения религии Ислам.

Так, Аллах говорит в Кур’ане:

فَلَا تُطِعِ ٱلْكَٰفِرِينَ وَجَٰهِدْهُم بِهِۦ جِهَادًا كَبِيرًا‮

Этот аят приказывает делать джихад посредством Кур’ана , то есть вести призыв к религии Аллаха . Очевидно, что это веление невозможно выполнить без необходимых знаний, поэтому усердие в изучении Ислама является обязанностью каждого мусульманина .

Следует обратить внимание на то, что все пророки были великими муджахидами, при этом не все из них воевали. Именно призыв к религии Аллаха является делом всех пророков и величайшим джихадом !

ٱدْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِٱلْحِكْمَةِ وَٱلْمَوْعِظَةِ ٱلْحَسَنَةِ

Человек, который приносит пользу Исламу, является муджахидом, даже если он при этом сидит дома .

وَجَٰهِدُواْ فِى ٱللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِۦ ۚ هُوَ ٱجْتَبَىٰكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِى ٱلدِّينِ مِنْ حَرَجٍ

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ هَلْ أَدُلُّكُمْ عَلَىٰ تِجَٰرَةٍ تُنجِيكُم مِّنْ عَذَابٍ أَلِيمٍ‮

تُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَتُجَٰهِدُونَ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ بِأَمْوَٰلِكُمْ وَأَنفُسِكُمْ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ‮

إِنَّمَا ٱلْمُؤْمِنُونَ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُواْ وَجَٰهَدُواْ بِأَمْوَٰلِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ ۚ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلصَّٰدِقُونَ

В этих аятах, среди прочего, Господь Миров называет джихадом расходование средств на пути Аллаха . Это аяты с широким смыслом, и сюда относится, например, расходование материальных средств на постройку мечети или учебного учреждения, где будут преподавать Ислам, расходы на распространение исламской литературы, расходы на светское образование, посредством которого мусульманин намеревается принести пользу Исламу и Умме и многое другое.

3) Усердие во всех вещах, которые приносят пользу людям : помогать родителям, заниматься благотворительностью в пользу нуждающихся и так далее.

Абдуллах ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, рассказал:

« Однажды к пророку ﷺ пришел какой-то человек и попросил у него разрешения принять участие в [вооруженном] джихаде.

Пророк ﷺ спросил :

Этот человек сказал :

Тогда пророк ﷺ сказал :

Из хадиса мы понимаем, что посланник Аллаха назвал джихадом уход за родителями .

Те мусульмане, которые бросают без поддержки своих родителей и уезжают воевать в другие страны — поступают против Сунны!

Передаётся от АбдуЛлаха ибн Умара, что однажды к посланнику Аллаха ﷺ пришел человек и сказал :

جِئْتُ أُبَايِعُكَ عَلَى الْهِجْرَةِ وَتَرَكْتُ أَبَوَيَّ يَبْكِيَانِ

Посланник Аллаха ответил :

ارْجِعْ عَلَيْهِمَا فَأَضْحِكْهُمَا كَمَا أَبْكَيْتَهُمَا

Передаётся от Абу Саида аль-Худри, что к посланнику Аллаха ﷺ прибыл, совершив хиджру из Йемена, один человек, и посланник Аллаха спросил у него :

هَلْ لَكَ أَحَدٌ بِالْيَمَنِ

Тот ответил :

Пророк спросил :

Посланник Аллаха сказал :

ارْجِعْ إِلَيْهِمَا فَاسْتَأْذِنْهُمَا، فَإِنْ أَذِنَا لَكَ فَجَاهِدْ وَإِلَّا فَبِرَّهُمَا

Передаёт АбдуЛлах ибн Амр Ибн аль-‘Ас, что как то к посланнику Аллаха ﷺ прибыл один человек и сказал ему :

أُبَايِعُكَ عَلَى الْهِجْرَةِ وَالْجِهَادِ أَبْتَغِي الْأَجْرَ مِنَ اللَّهِ

Посланник Аллаха сказал :

فَهَلْ مِنْ وَالِدَيْكَ أَحَدٌ حَيٌّ؟

Тот ответил :

نَعَمْ، بَلْ كِلَاهُمَا

Пророк сказал :

فَتَبْتَغِي الْأَجْرَ مِنَ اللَّهِ؟

Тот человек ответил :

(Тогда) посланник Аллаха сказал :

فَارْجِعْ إِلَى وَالِدَيْكَ فَأَحْسِنْ صُحْبَتَهُمَا

Из этих хадисов мы понимаем, что бороться с зульмом, фасадом и фитной под началом правителя является джихадом . Но также джихадом пророк называет и иные действия, которые люди совершают дома (например, уход за родителями).

Эти три вида джихада: джихад против нафса и шайтана, джихад в деле призыва к религии Ислам и её возвышения, джихад по отношению к родителям — не имеют каких-либо условий и являются обязательными (фард) для каждого мусульманина в любом месте и любом времени.

Пророк ﷺ сказал:

وَأَنَا آمُرُكُمْ بِخَمْسٍ اللَّهُ أَمَرَنِي بِهِنَّ، السَّمْعُ وَالطَّاعَةُ وَالجِهَادُ وَالهِجْرَةُ وَالجَمَاعَةُ، فَإِنَّهُ مَنْ فَارَقَ الجَمَاعَةَ قِيدَ شِبْرٍ فَقَدْ خَلَعَ رِبْقَةَ الإِسْلَامِ مِنْ عُنُقِهِ إِلَّا أَنْ يَرْجِعَ

« Я приказываю вам ещё 5 вещей, которые мне Приказал Аллах, чтобы я вам сообщил об этом:

  • слушайтесь [амира, если он не прикажет ослушание Аллаха]
  • подчиняйтесь [амиру, если он не приказывает ослушание Аллаха]
  • ведите джихад
  • совершайте хиджру
  • держитесь джамаата

4) Сражение с целью устранить фитну, фасад и зульм . Именно этот вид джихада подразумевает вооруженные действия.

Фитна — فِتْنَةٌ — это искушение, когда людям посредством физического давления не разрешают принимать и исповедовать Ислам.

Фасад — فَسَادٌ — это порча, когда среди людей нет безопасности и они подвергаются различным притеснениям.

Зульм — ظُلْمٌ — это несправедливость.

К этому виду джихада относятся все способы войны : политика, открытое вооруженное противостояние, экономическое давление, гибридная война и так далее.

Вооруженный джихад имеет свои условия . Основные из них:

• Посредством войны фитна, фасад и зульм должны останавливаться, а не приумножаться.
• Военной компанией мусульман должен руководить правитель. Без правителя вооруженный джихад не ведётся !
• К силовым методам нужно прибегать только в случае крайней необходимости , когда все другие варианты устранения фитны, фасада и зульма не принесли результата.

В своей основе война является делом нежелательным .

Установление прав людей — это одна из основных целей Ислама. Поэтому, каждый мусульманин, по мере своих сил, должен (фард) бороться с зульмом, фасадом и фитной . Он это должен делать словами и рукой, когда это необходимо и уместно.

Настоящий мусульманин должен думать не только о себе, но и о том, каким образом он может помочь укрепить Ислам.

Таким образом, мы понимаем, что далеко не всегда джихад подразумевает под собой военные действия .

Неправильно думать, что муджахидами являются только те мусульмане, которые взяли в руки оружие.

Однако, бывает так, что словами и в индивидуальном порядке навести порядок и установить права людей не удается. Именно в таких случаях Аллах приказывает общине мусульман (джамаату) под началом правителя прибегнуть к крайним мерам.

Вооруженный джихад имеет важное значение, и муджахиды, принимающие в нём участие, занимают перед Аллахом высокую степень.

Так, Аллах сказал:

إِنَّ اللَّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُم بِأَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَيَقْتُلُونَ وَيُقْتَلُونَ وَعْدًا عَلَيْهِ حَقًّا فِي التَّوْرَاةِ وَالْإِنجِيلِ وَالْقُرْآنِ وَمَنْ أَوْفَى بِعَهْدِهِ مِنَ اللَّهِ فَاسْتَبْشِرُوا بِبَيْعِكُمُ الَّذِي بَايَعْتُم بِهِ وَذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَتَكَفَّلَ اللهُ لِمَنْ خَرَجَ فِي سَبِيلِهِ لَا يُخْرِجُهُ إِلَّا جِهَادٌ فِي سَبِيلِي وَتَصْدِيقٌ بِرُسُلِي بِأَنْ تَوَفَّاهُ أَنْ يُدْخِلَهُ الْجَنَّةَ، أَوْ يَرْجِعَهُ إِلَى مَنْزِلِهِ الَّذِي خَرَجَ مِنْهُ، نَائِلًا مَا نَالَ مِنْ أَجْرٍ أَوْ غَنِيمَة

Однако важно понимать, что далеко не каждая война, в которой принимают участие мусульмане, является джихадом на пути Аллаха . Часто случается, что военные действия ведутся совершенно с другими целями и без соблюдения условий, которые установили Аллах и Его посланник. Участие в такой войне не принесет верующему никакой пользы.

В дальнейшем мы обязательно разберём вопрос ведения вооруженного джихада более подробно. Крайне важно, чтобы мусульмане знали, какие цели и условия установил Шариат для ведения джихада, и не попадали под влияние различных террористических организаций, которые, умело пользуясь разжиганием эмоций и невежеством братьев, призывают их принять участие в боевых действиях в горячих точках, что чаще всего не имеет никакого отношения к тому джихаду, который приказан Аллахом.

Мусульманскими богословами выделяется два вида джихада: большой и малый.

В понятие большой джихад, который также именуют духовным, вкладывается духовная борьба человека со своими пороками и недостатками, а также оказание духовной поддержки на данном пути своим единоверцам. Каждый мусульманин должен быть вовлечён в большой джихад, так как у каждого человека имеются определённые недостатки, связанные с его характером, мировоззрением и так далее. Усердствуя на пути Господа, верующий, тем самым, обретает довольство Аллаха и получает награду от своего Творца.

Большой джихад также можно подразделить на несколько видов:

  • Джихад сердца – индивидуальная внутренняя борьба человека со своими пороками. Данный вид джихада требует наибольшего усердия со стороны верующего, так как сложнее всего, зачастую, бороться именно со своими внутренними недостатками.
  • Джихад руки – действия верующего, направленные на воспрепятствование совершению какого-либо греховного деяния другим верующим. Совершая джихад руки, верующий мешает своими действиями другому человеку совершить какой-либо грех, тем самым уберегая его от запретного и обретая награду для себя.
  • Джихад языка – действия верующего, направленные на словесное предостережение и просвещение (дагват) других людей. Совершая джихад языка, человек пытается словами убедить другого отказаться от совершения греховного, приводя ему доводы и аргументы в защиту своей позиции.

Тем не менее, в случае агрессии извне и возникновения необходимости самообороны и защиты своей Родины, семьи мусульманин наделяется правом защищать себя и своих близких. Именно такая борьба именуется малым джихадом. В Священном Коране говорится:

Таким образом, следует осознавать, что вооружённая борьба является дозволенной лишь в том случае, когда мусульманам угрожает опасность и они вынуждены встать на защиту своей семьи или своей страны.

Достоинства джихада

Ведение духовного джихада, будучи повелением Господа, несёт в себе множество благ для людей как в мире нынешнем (так как он способствует морально-нравственному совершенствованию человека), так и в мире вечном (поскольку верующий, по воле Аллаха, за своё усердие обретёт награду от своего Господа).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

بسمﺍﻟﻠّﻪِ ﺍﻟﺮَّﺣْﻤﻦِ ﺍﻟﺮَّﺣِﻴﻢ. ассаламу алайкум ва рохматулохи ва барокатух. Братья мусульмани есть еще хадис пророк Мухамед с.а.в. сказал самы лучшый жихад сказать истину злодею правителю .тот каторой савершавшие зло протев .сваего народа

Разделение джихада на два вида большой и малый всем понятно и известно, в том числе и для тех, кто берет в руки оружие. Поэтому интересно, почему же это всё-таки происходит. В чем проблема - в людях самих или религии? Наверное, все-таки в людях. Религиозный взгляд на эту проблему известен из этой же статьи. Тогда как же сделать так, чтобы люди перестали творить бесчинства под флагом Ислама и не очерняли его? Мне кажется, надо просто собраться всем без исключения авторитетам из всех стран, где есть Ислам, и принять фетву, которая будет осуждать любое насилие от имени религии, тем более, в отношении беззащитных. Фетвы пока принимают разрозненно, часто критикуя друг друга, но единой позиции как не было, так нет. Католики вон проводят всемирные соборы. Мусульмане тоже должны собрать большую конференцию ученых. Это мое мнение. Если кто-то не согласен, то прошу высказать то, почему со мной несогласны. Мусульмане должны научиться также вести грамотные дискуссии. Давайте начнем их здесь.

Наверно, такие собрания проводятся, только мы не знаем. Либо тут политические вопросы. Даже те же самые джихадисты, какие они мусульмане? Подкупленные люди, которые сражаются не за идею, а за деньги. И финансируют их америкосы и Изариль.

Согласно Корану, каждый мусульманин должен [2] проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Джихад — это вершина ислама, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины. В период национально-освободительного движения идеи джихада могут быть применены к борьбе против колониализма.

Содержание

Использование термина

Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:

Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие.

Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности выделяют следующие:

Этические ограничения

В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада, изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во время военного джихада. В частности, этот закон запрещает убийство некомбатантов: стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях [10] .

История Джихада

Афганистан

Россия и СССР

В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1834 году он погиб в битве, и Имам Шамиль занял его место в качестве лидера кавказского сопротивления. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859). [12] [13] .


Дезертир, то есть человек оставивший джихад и как бы предавший свой народ, считается гораздо хуже прелюбодея и пьяницы. Соответственно и наказание за это полагается суровее, так как бедствие (т.е. последствия его дезертирства) касается всех мусульман.

Считается, что для женщины джихадом является хадж (паломничество) и умра (малое паломничество). Она также может осуществлять джихад при помощи слова (распространение ислама), денег, имущества, повиновения Аллаху, изучения Корана, помощи в военных действиях (подносить воду, оказывать помощь раненым и т.д.) Но ей, по примеру Нусайбы бинт Каид, принимавшей участие в битве при Ухуд в 625 году, не запрещается и непосредственное участие в боевых действиях.

В вопросах джихада считаются авторитетными мнения только тех мусульманских лидеров, которые хорошо разбираются не только в военной тактике, но и в политике. Мнения и советы простых людей в расчет не берутся.

Ко второй группе врагов ислама относятся те, кто оставляет намаз, не выплачивает закят, вводит нововведения (бида), обращается к суду тагута (тагут – правление несправедливого царя, суд продажного судьи, угнетение людей, поклонение деньгам и т.д.) К ним также относятся предатели – перебежчики, воюющие на стороне противника, даже если они до этого читали шахаду. Со всеми этими людьми необходимо воевать при условии, что они относятся (образовали) к группе, способной воевать и обороняться. Но того, кто не создавал никаких формирований, просто нужно обязать к выполнению необходимых предписаний, без необходимости воевать с ним.

В случае если часть мусульман вышла из повиновения имаму по каким – то религиозным причинам, например, ложно толкуя что – то из законов шариата, то имаму не разрешается первому начинать с ними сражение. Если же они первые начали нападение, то имам все равно не обязан воевать с ними. В этой ситуации, ввиду того, что ни в Коране, ни в сунне не оговаривается подобная ситуация, он может поступить по своему усмотрению, с учетом интересов всех мусульман. Оптимальным считается попытка примирения с оппозицией путем разумных доводов и доказательств. Если случится так, что после состоявшегося примирения представитель одной группы убьет представителя другой, то будет казнен только убийца.

Подготовка к эффективному проведению джихада также является обязанностью мусульман. Считается, что любое дело, без которого невозможно осуществить какое – либо обязательное (фард) предписание ислама, становится обязательным (фард).

Подготовка контингента включает в себя духовное воспитание личного состава, воспитание в себе богобоязненности. Самым лучшим и ценным воином считается религиозный и храбрый. Ниже него идет только религиозный, еще ниже по достоинству идет только храбрый. Ниже всех стоит воин, не отличающийся ни своей религиозностью, ни своей храбростью. Все подозрительные личности, вселяющие сомнения и выступающие как потенциальная проблема, должны быть отстранены от участия в военных действиях.

Поскольку джихад должен быть бескорыстен и полон самоотдачи, то считается, что регулярная армия, которая получает за это деньги, не просто не служит прочным гарантом безопасности людей (мусульман), но и приносит большой вред, так как отучает людей бескорыстно сражаться за ислам.

Если в ходе джихада имеет место ультиматум, то он объявляется до начала боевых действий. Содержание ультиматума бывает разное в зависимости от того, к кому он обращен. Если ультиматум обращен к неверующим, не имеющим знаний об исламе, то им предлагается принять ислам. Если же он объявлен вероотступникам, то они призываются к возврату в лоно ислама и выполнению всех обязательных предписанйй шариата. Причем, в случае их согласия с этими условиями, необходимо наглядно убедиться в их исполнении, а не удовлетворяться одними словами.

Читайте также: