Что такое душа 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.

2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лоша­дей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади — быстрыми и стремительными, мамонты — массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы — в качестве крепежного материала, кости — для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры — для изготовления одежды.

3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?

Подумайте и обсудите

1. О чём хотел рассказать художник, создав­ший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3

2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.

3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3

Подведём итоги и сделаем выводы

Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?

Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).

Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilis) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).

Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.

Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?

Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.

Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.

Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных лю­дей?


1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п. Чужая душа потемки. Поговорка. Он наблюдает, изучает, улавливает эту эксцентрическую, загадочную натуру, понимает ее, постигаетДуша ее, вся ее психология у него как на ладони. Чехов, Загадочная натура. Валько был человек немногословный, и никто никогда не знал, что совершается в душе его. Фадеев, Молодая гвардия. || В идеалистической философии и психологии: особое нематериальное начало, существующее якобы независимо от тела и являющееся носителем психических процессов. || По религиозным представлениям: бессмертное нематериальное начало в человеке, отличающее его от животных и связывающее его с богом. За упокой души несчастных Безмолвно молится народ. Пушкин, Полтава. [Бэла] начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григорья Александровича. Лермонтов, Бэла.

2. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека. Человек доброй души.Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос ---. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем. Тургенев, Певцы. — Знаешь, Дуня, --- совершенный ты его [брата] портрет и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые. Достоевский, Преступление и наказание. Его пытливую душу всегда мучили нерешенные вопросы. Б. Полевой, Побратимы. || Чувство, воодушевление, темперамент. Играть с душой.[Прихвоснев:] Не нравится мне, господа, ваша Патти ---. Души нет в пении! Писемский, Просвещенное время. Даша, суфлируя, прерывала: — --- Горяче́е, вкладывайте больше души. А. Н. Толстой, Хмурое утро. || обычно с определением. О человеке с теми или иными свойствами характера. Низкая душа. Подлая душа. □ — Вы — благородная душа, честный, возвышенный человек! Чехов, Моя жизнь. — Иван, хороший ты человекПростая душа… А. Н. Толстой, Хмурое утро.

3. Разг. Человек (обычно при указании количества, а также в устойчивых сочетаниях). Кругом ни души (никого). Не узнает ни одна душа (никто). □ Не танцующие интеллигенты без масок — их было пять душ — сидели в читальне. Чехов, Маска. — Смешно? — сказал директор. — Мне вон двести душ приезжих кормить надо, тут посмеешься. Волынский, Лестница-чудесница.

4. В старину: крепостной крестьянин. [Дубровский] владел семидесятью душами. Пушкин, Дубровский. [Обломов] стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ, доставшихся ему в наследство. И. Гончаров, Обломов.

6. перен.; чего. Самое основное, главное, суть чего-л. Умел он [Александр Петрович] передать самую душу науки, так что и малолетнему было видно, на что она ему нужна. Гоголь, Мертвые души. || Вдохновитель чего-л., главное лицо. [Белокопытов] балагур, весельчак, немножко хвастун, вообще — душа общества. Мамин-Сибиряк, Сон. Душой колхозного драматического коллектива была молодая учительница из Кирилловки. С. Антонов, Дело было в Пенькове.

Мертвые души — о людях, фиктивно числящихся где-л. (первоначально — крепостные, умершие в период между двумя переписями и значившиеся в ревизских сказках).

Чернильная душа — 1) ( устар. шутл.) о канцелярском чиновнике; 2) о бюрократе. [Степан] всю дорогу весело ругал себя: — Чиновник ты! Цыплякову поверил, а в народе усомнился, чернильная твоя душа? --- Бюрократ ты! Горбатов, Непокоренные.

В душе — 1) внутренне, про себя. [Денисов] в душе (скрывая это от других) боялся суда. Л. Толстой, Война и мир; 2) по своим склонностям. Поэт в душе.

(Всей) душой; всеми фибрами души; от всей души — искренне, горячо, всем существом. Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. Пушкин, Евгений Онегин. Гаркуша, как и огромное большинство рабочих, всей душой на стороне красных. Бек, Последняя домна.

Для души — для собственного удовольствия, для удовлетворения внутренних, духовных потребностей, интересов.

Душа́ (от др.-рус. дѹша [1] ) (греч. ψυχή , лат. anima ) — сложное понятие из области философии, религии и психологии.

Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа — бессмертная субстанция [2] , нематериальная сущность [3] , в которой выражена божественная [4] природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли [5] , противопоставляемая телу [6] .

Согласно толковому словарю русского языка Ушакова, душа [7] :

  • В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека
  • В старой психологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека , психический мир человека



Содержание

История развития понятия

По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда — и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. Гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (одушевлённость).

Понятие души в философии

Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

После теософского периода к исследованию души вновь обращаются Шопенгауэр, Кант и Гегель. В двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, несмотря на работы таких учёных, как Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и Габриэля Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка.

Душа в авраамических религиях

Иудаизм

В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность [8] , как та часть человека, которая непосредственно создана Богом [9] . По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер ха-тов), в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу (иецер ха-ра). [10] Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.

Эпоха Второго Храма

Несмотря на то, что в Танахе приведён явный пример явления души мёртвого Самуила Саулу (1Цар.28), иудеи времён Второго Храма расходились в понимании сути души. Фарисеи считали, что душа бессмертна и может существовать вне тела до воскресения из мёртвых. Саддукеи же считали, что душа умирает вместе с телом.

Каббала

В учении Каббалы душа мыслится как духовная сущность, берущая начало в высшем разуме или мировой душе и возникающая как эманация последнего. Нисхождение души в тело определяется её природой: ей надлежит соединиться с телом, чтобы, выполнив свое назначение в земной жизни, вернуться к миру чистого света — Богу.

Христианство

Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о сотворённой Богом бессмертной нематериальной сущности человека, носителе разума, чувств и воли [11] (т. н. троичность души) [11] , составной неотъемлемой частью которой у человека [11] является нетварный дух [11] , (в отличие от всех животных, у которых духа нет). После смерти тела человека душа, согласно этим представлениям, продолжает полностью сознательное существование, и её дальнейшая судьба определяется Богом на суде (сначала предварительном, затем Страшном), и дальнейшим местом пребывания души является либо рай, либо ад. Римско-католическая церковь, кроме этого, имеет учение о чистилище.

Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima), другие же — Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Бессмертие души

Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

Основная идея этого вероучения заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскресением. Она либо сразу идет в рай или ад, либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама, либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждет или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

Отрицание бессмертия души

Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, — бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление. (Феофил 2:27)

В настоящее время некоторые религиозные направления, в числе которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы, имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений — душа сама по себе не обладает бессмертной природой, душа смертна.

Спасение души

О душе в Библии

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

— Быт.2:7(сродни Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41)

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной

— Мф.10:39(сродни Лев.17:11; Мф.2:20; 16:25; Ин.13:37; 15:13)

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

Душа, в качестве духа, вечна и бессмертна:

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно.

Отношение к смерти Апостолов:

Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.

Душа и царь Соломон

И всё-таки после философских размышлений окончательные выводы, к которым приходит Екклесиаст, следующие: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

Душа в других религиях и учениях

Буддизм

Теософия

Попытки обнаружения материального проявления души

В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по прямому взвешиванию души в полном соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. Один раз ему не удалось точно зафиксировать момент смерти и эксперимент был отбракован. Позднее Макдугалл 15 раз повторил свой эксперимент на собаках — и на этот раз с нулевым результатом. Макдугалл сделал вывод, что при жизни человек обладает материальной душой, в то время как животные души не имеют. Результаты своих экспериментов Макдугалл опубликовал только через 6 лет. Их напечатали в известных журналах, таких как American Medicine и American Journal of the American Society for Psychical, а позднее эти публикации пересказала Washington Post и New York Times. При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было. [14]

О душе в художественных произведениях

В воздухе чувствовалось приближение бури… Наступила минута того тревожного предчувствия, когда кажется, будто стихии вот-вот станут живыми существами и на наших глазах произойдёт таинственное превращение ветра в ураган… Слепые силы природы обретут волю, и то, что мы принимаем за вещь, окажется наделённым душою. Кажется, что все это предстоит увидеть воочию. Вот чем объясняется наш ужас. Душа человека страшится встречи с душою вселенной

— Виктор Гюго, собрание сочинений в 10 томах, М.1972, Т.9, стр. 55-56

См. также

Примечания

  1. ↑Этимологический словарь М. Фасмера
  2. ↑Иерей Андрей Хвыля-Олинтер — О реинкарнации (переселении душ)
  3. ↑Е. В. Мареева — Д. Локк об истоках единства души: Бог, натура или культура?
  4. ↑Людвиг Фейербах. Сущность христианства. Глава восемнадцатая.
  5. ↑Душа (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
  6. ↑Дуализм, см. цитату Спинозы
  7. ↑Душа (Толковый словарь русского языка Ушакова)
  8. ↑Талмуд, Хагига 12б
  9. ↑Талмуд, Нида 31а
  10. ↑Талмуд, Шаббат 105б
  11. 1234Положительное учение православной Церкви и святых Отцов Душа человеческая. Богоподобная ее сущность, нескончаемость, способности, действия и загробное состояние / Благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. — Кострома: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. — 160 с.
  12. ↑Щербатской, 1998, с. 109
  13. ↑Торчинов, 2002, с. 17
  14. ↑Популярная механика. Выпуск май 2011. стр. 49

Источники, использованные в статье

Ссылки

  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Главные элементы: Аб • Ба • Ка • Хат • Ху • Дополнительные элементы: Ран • Сах • Шу


Душа - это сложное понятие из области философии и религии.

Душа - это психический мир человека, его сознание.

Сосредоточением душевной жизни человека является самосознание сознанием себя человеческим существом, индивидуальностью.


Что такое гарпун ?

Что такое гарпун ?

История 5 класс.


История 5 класс что такое душа?

История 5 класс что такое душа.


Что такое ковчег история 5 класс?

Что такое ковчег история 5 класс.


Что такое численики история 6 класс?

Что такое численики история 6 класс.


Что такое сатир история 5 класса?

Что такое сатир история 5 класса.


Что такое орхестра?

Что такое орхестра?

История , 5 класс.


История 5 класс кто такие плебеи?

История 5 класс кто такие плебеи.


История 5 класс кто такие патриции?

История 5 класс кто такие патриции.


Что такое династия?

Что такое династия?

(история 7 класс).


Что такое рельеф?

Что такое рельеф?

История 5 класс.

Вопрос История 5 класс что такое душа?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории История и соответствует программе для 1 - 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Помидоры били привезены из Перу Из Америки в Европу были завезены новые продукты питания - картофель, фасоль, кукуруза. Америка одарила мир табаком. Б И бобы какао стали сырьем для производства шоколада.



Целеустремлённость, смелость, настойчивость, любовь к Родине, героизм. Черты : он брал всё хорошие из других стран, сравнивал России с европой и улучшал России до уровня европы. Вызывает восхищение, гордость.


Петр 1 многое сделал для России : прорубил окно в Европу, построил флот, отправил своих людей учится за границу. Сам он был не самовлюбленный, работал наравне с народом. Был отличным полководцем. При нем россия присоединила множество стран. Был р..

Читайте также: