Что такое честолюбие определение простыми словами кратко

Обновлено: 18.05.2024

Честолюбие — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

честолюбие — амбиция, амбициозность, карьеризм, тщеславие, тщеславность, славолюбие Словарь русских синонимов. честолюбие славолюбие (устар.) / чрезмерное: тщеславие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

Честолюбие — Честолюбие ♦ Ambition Жажда успеха, часто нацеленная на будущее и выражающаяся в конкретных действиях. Честолюбие характеризует не столько нынешнее состояние (в отличие от гордыни) и нынешнюю деятельность (в отличие от рвения), сколько… … Философский словарь Спонвиля

честолюбие — выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в некоей области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным… … Большая психологическая энциклопедия

честолюбие — ЧЕСТОЛЮБИЕ, тщеславие, устар. славолюбие ЧЕСТОЛЮБЕЦ, карьерист, книжн. герострат ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ, тщеславный, устар. славолюбивый … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ЧЕСТОЛЮБИЕ — ЧЕСТОЛЮБИЕ, честолюбия, мн. нет, ср. (книжн. неод.). Любовь к почестям, жажда почестей, стремление к ним. Человек громадного честолюбия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

честолюбие — • большое честолюбие • колоссальное честолюбие • ненасытное честолюбие • непомерное честолюбие • неслыханное честолюбие • огромное честолюбие • поразительное честолюбие • чудовищное честолюбие … Словарь русской идиоматики

ЧЕСТОЛЮБИЕ — – социально психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия во имя достижения лидерства в коллективе, группе (общественная жизнь, наука, культура и т. д.). Ч. может выступать как устойчивый положительный мотив,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Честолюбие — отрицательное духовно нравственное качество личности, проявляющееся как стремление человека к почестям, славе, известности, признанию, почетному или более высокому положению. Честолюбие, особенно сильно развитое, убивает простые человеческие… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЧЕСТОЛЮБИЕ — выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой либо области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь


ЧЕСТОЛЮ́БИЕ, -я, ср. Стремление добиться высокого, почетного положения, жажда известности, славы. Честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает. Лермонтов, Княжна Мери. Честолюбие ее мучило; она хотела попасть хоть в уездные предводительши. Тургенев, Бретер.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Под честолюбием (или амбициями) понимается закрепленное в характере стремление человека достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как личная производительность, успех, признание, влияние, лидерство, знания или власть. В отличие от целеустремленности честолюбие направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие — предмет этики, психологии, педагогики, политологии и некоторых других гуманитарных наук и научных направлений.

ЧЕСТОЛЮ'БИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн. неодобрит.). Любовь к почестям, жажда почестей, стремление к ним. Человек громадного честолюбия.

честолю́бие

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: эксцентричность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Корона честолюбца

Честолюбие — это.

В русском толковом словаре С.И.Ожегова:

Если говорить проще – это эгоизм, который толкает человека на достижение всевозможных высот в личной жизни и общественной деятельности: славе, востребованности, уважению.

Определение

Честолюбивый человек хочет быть лучше всех, гонится за первенством буквально во всем – так он подкармливает свое вечно голодное эго.

Честолюбие часто путают с тщеславием (что это такое?). Второе является составляющей частью первого, но не его синонимом.

Черты честолюбивой личности

Психологический подход

Откуда берется чрезмерно завышенная самооценка, необузданная гордыня и нереалистичный взгляд на мир?

Пешка

Взрослый человек с такой установкой уважает себя только тогда, когда достигает очередной вершины. Собственные неудачи обрушивают и без того неустойчивую самооценку, заставляют чувствовать себя униженным, загоняют в состояние ничтожества, что для него подобно смерти.

Такой индивид не принимает себя целиком: он запрещает себе злиться, завидовать, плакать, болеть и т.д. Он мнит себя идеальным, суперменом, героем.

Плюсы и минусы честолюбия

Так что же такое честолюбие – хорошо это или плохо, бороться с ним или не надо? Хочется ответить словами Парацельса:

Рожки

  1. они являются первооткрывателями – двигателями прогресса;
  2. создают величайшие произведения искусства; , они устанавливают новые рекорды.

С другой, чем сильнее травмирован ребенок в детстве – разрушено ядро его личности (что это такое?), тем в большей степени будет проявляться его честолюбие. И мотивом в этом случае будет не просто желание доказать всему миру свою значимость, а ненависть ко всему человечеству.

Неосознанное стремление отомстить за свои обиды, уменьшить психическую боль делают поступки личности опасными для окружающих (убить соперницу, подставить и посадить в тюрьму конкурента и т.д.). И тогда здесь не приходится говорить о созидании: поведение человека направлено на разрушение.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Какая нам разница, был травмирован в детстве честолюбец или нет, главное ведь в том, что он дал миру, а вы же сами признаете, что честолюбивые люди совершают великие открытия, создают гениальные произведения. Раз так, то стоит ли вникать в мотивы, которыми руководствовался человек?

Не понимаю, почему нам еще с детства прививается, что эгоизм и честолюбие — это что-то плохое. Человек без этих качеств, как правило, очень удобен для окружающих, а вот сам он часто довольно несчастен.

Для честолюбия мало, чтобы ребёнка не любили или дразнили в школе, здесь ещё ум нужен, целеустремлённость, без этих качеств такой обиженный человек проживет простым изгоем всю свою жизнь.


Честолюбие присуще людям, которые стремятся получить уважение и известность в обществе, быть лучшим в своем деле и занимать лидирующие позиции. Эта амбиция выступает движущей силой, которая позволяет личности достигать поставленных целей и уверенно двигаться по карьерной лестнице.

Человек честолюбивый, готов работать над собой, повышать свои знания и мастерство ради того, чтобы достичь определенного положения в обществе. Не всегда эта амбиция направлена на получение материальных благ, чаще всего это внутренняя потребность для самооценки и самоактуализации личности.

Что значит честолюбие

девушка с короной на голове

Честолюбие нередко сравнивают с тщеславием, но это два разных понятия. В словарях и в научной литературе честолюбие определяется, как стремление человека достигнуть уважения и признания благодаря собственным достижениям и реальным заслугам.

Для честолюбивой личности, важно, на самом деле, быть признанным за заслуги, за труды и кропотливую работу над собой. Признание для такого человека – это подтверждение и оценка его деятельности. В противовес тщеславию такой человек не желает получить незаслуженной славы и признания.

По непонятным причинам в обществе понятие –честолюбие имеет негативный окрас. Но, это заблуждение, так как еще в древности слово честолюбие обозначало (честь и любить), что значит, на современном языке, любить, когда тебя уважают.

Путаница произошла, скорее всего, по причине того, что личность горделивая, тщеславная, любыми путями желает заполучить уважение и признание в социуме, а также стремится к материальным благам.

Вот только истинно честолюбивый человек выберет не материальную сторону, а более значимую для него в виде высокого статуса в обществе и признания. Но, честолюбие никогда не отвергало значимости материальных благ, просто в иерархии значимости, эта сфера скорее всего занимает второе место после признания и уважения.

Для более точного определения понятия честолюбия можно определить основные его характеристики:

  • Высокая самооценка и целостность личности. Это говорит о том, что личность имеет внутренний стержень, оценивает себя и свои возможности адекватно.
  • Высокая мотивация. В этом случае можно говорить о том, что в виде мотивации выступает направленность на достижение успеха.
  • Стремление к самореализации. Желание ставить новые цели и с успехом их достигать.
  • Амбициозность и азарт, словно синонимы действуют в понимании честолюбивой личности.

Амбиции

Каждый вызов он воспринимает с азартом и увлечением, для него важно быть первым, это подогревает в нем дух соревнований и соперничества. Кстати, это качество сильно подстегивает его мотивационную сферу.

В идеале честолюбие помогает человеку развиваться и достигать более новых высот в жизни. Словно вечный двигатель, это качество в характере заставляет быть сильным, целеустремленным, опытным, профессиональным, находчивым новатором в жизни.

Преимущества и недостатки честолюбия

Если честолюбие развивается в человеке адекватно и гармонично с его темпераментом и характером, не нарушая моральных и духовных приоритетов в жизни, то оно сделает человека счастливым и естественно уважаемым в обществе.

Но, есть и обратная сторона этого качества, она чаще всего проявляется в том случае, когда личность имеет деструктивные проблемы в психоэмоциональной сфере. Тогда развивается честолюбие в неадекватной форме.

  • В депривированном варианте честолюбия у личности ярко выражены такие качества, как: эгоизм, презрительность и надменность по отношению к окружающим, главный мотив заключается в достижении материальных благ.

Выбирая способы достижения собственных целей, он не считается с окружающими, пренебрегает многими принципами и нравственными правилами. Положение, которое ему удается достичь в обществе, достигается не честным путем и уважение к нему носит лишь формальный характер.

  • В адекватной форме честолюбие развивает в человеке следующие качества: энтузиазм, нравственность, честность, стремление к саморазвитию и достижению новых целей.

При нормальном развитии, честолюбие подчеркнет и усилит сильные качества человека и помогут их сделать основными движущими силами в достижении целей.

Получается, что врожденные качества и характер, который имеет личность, определяют форму честолюбия, которую выберет человек. Большую роль в этом процессе играет воспитание и установки по отношению к себе и окружающему миру.

Все честолюбивые люди имеют выраженную внутреннюю направленность на себя, но при этом одни воспринимают окружающий мир и людей, как средства для достижения собственной цели, а другие, как вспомогательные и ценные составляющие его жизненного сценария.

Социум играет для честолюбца важную роль, ведь в конечном итоге именно он дает заслуженные блага и почести, тому, кто их заслужил.

Как развить честолюбие

Если ты чувствуешь, что честолюбие недостаточно развито в твоем характере, то есть инструменты, которые помогут его развить.

Для начала нужно провести некий самоанализ и определить, что именно не дает достигать успеха и чувствовать себя достойным признания. Психологи и социологи посвятили изучению данной темы немало трудов. Основной проблемой в этой сфере являются комплексы и негативные установки, которые люди используют в своей жизни.

Например, негативными установками можно считать следующие мысли:

Такие убеждения являются барьерами на пути к себе счастливому и успешному. Для развития честолюбия, нужно, в первую очередь, поменять мышление на позитивное, необходимо повысить самооценку и разрешить себе быть успешным и уважаемым.

Работа над собой будет нелегкой, но если задаться целью и не отступать от неё, то результаты будут видны уже скоро.

Честолюбие нужно прививать с детства, это качество необходимо для самореализации в жизни. Успешный человек, уважаемый и значимый со здоровым чувством амбициозности, однозначно будет победителем и лидером.

Книги по теме

Книга раскрывает во всех аспектах, такое явление, как честолюбие. Автор систематизировал знания, полученные в философии, религии, психологии, социологии и в филологии.

Книга посвящена автобиографии Маргарет Тэтчер, но через повествование красной нитью читается важность наличия здорового честолюбия в её характере.

В этой книге автор описывает качества, которые присущи истинному лидеру и дает рекомендации, как можно их развить самостоятельно. Честолюбие, по мнению автора, является как раз одним из самых главных качеств лидера.

честолюбие фото

Честолюбие – это стремление человека получить высокое положение, определенные почести, достичь видимых успехов, признаваемых окружением и в идеале имеющих конкретное измерение, выражающееся в оценках, цифрах, наградах, трофеях. Для честолюбивого человека важно иметь наивысшие результаты. Понятие честолюбие раскрывается через два свои корня и обозначает любовь к чести.

Честолюбие значение слова имеет синонимичность по отношению к тщеславию. В крайнем своем выражении честолюбие может устремляться к алчности, которая, однако, находится в тесной связи со стяжанием именно материальной выгоды, тогда как тщеславие и честолюбие используют конкретные физические блага только опосредованно.

Что такое честолюбие

Честолюбивый человек и сам может отдавать отчет себе, что где ни оказался бы – везде он готов навязать свои правила, даже людям, которых только узнал. Признание ошибки приносит ему болезненные ощущения, мысль, что он достоин большего, не покидает. Честолюбивый человек хочет не иметь конкурентов ни в одной сфере – кроме себя самого. Амбиции для него есть двигатель прогресса, средство достижения личных целей. Такой человек на достигнутом не останавливается, стремится постоянно к большему, а, значит, становится сильнее, готов больше работать и совершенствоваться.

Тщеславие и честолюбие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. Гордыня завладевает человеком и заставляет смотреть на мир под искаженным углом. Завышенная самооценка перестает соответствовать текущим условиям. Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать с совестью в сделку, идти ради победы по головам. Такие личности часто в итоге достигают своего, но остаются одинокими, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.

Психоаналитик Карен Хорни исследовала понятие честолюбие в качестве одной из невротических потребностей – болезненное стремление к личным достижениям. От того, удается ли невротику быть лучшим – зависит его самооценка. Мы все сталкиваемся с примером невротического честолюбия уже в школе, знаем детей, страдающих от полученной низкой оценки, что для них есть удар по самолюбию. Во взрослости это перерастает в желание быть лучшим любовником, писателем, спортсменом, иметь высшие показатели на производстве, престижные награды, зарабатывать больше всех.

Невротическое честолюбие вынуждает человека и к деструктивным действиям – стремлению нанести поражение своим явным или мнимым соперникам, любым способом выиграть в соревновании и конкурентной борьбе.

Честолюбие, как избавиться

Если вы начали отмечать, что ваш ребенок начал проявлять симптомы невротического честолюбия – нужно убедить его, что вы станете его любить и принимать даже вне зависимости от того, что за отметку он принесет из школы. И дать прочувствовать вашу безусловную любовь. Расскажите ему истории о неудачах из жизни окружающих, истории, связанные с падениями – с той целью, чтобы на этих примерах ребенок научился чувствовать, что все неудачи это просто обратная связь. Постарайтесь снизить страх неудачи, чтобы она не ассоциировалась с унижением, тем самым перенаправив или смягчив невротическое честолюбие, сделав его менее острым и болезненным. В общем, как и для иных невротических потребностей, согласно подходу Карен Хорни – для разрешения этого комплекса важно ослабить идеализированный образ, завышенные представления о себе, обучиться принимать себя, относиться без ненависти и презрения к себе.

Есть интересное мнение, что честолюбие в противовес лени является главной движущей силой человечества. Человек постоянно хочет большего, смотрит на окружающих и отмечает их успехи: повышение в должности, покупку новой машины, отдых на модном курорте с обилием впечатлений.

Честолюбие рождает нежелание чувствовать себя проигравшим и выигрывать у всех и постоянно. Действительно, это влечет человека вперед, учась у других и получая примеры – он имеет мотивацию к собственному успеху. Люди создают инновационные технологии, развивают науку, кто-то побывал в космосе, придумал социальные сети, а остальные тянутся к лучшему, стараются приобрести его и возобладать. И так человечество движется вперед благодаря честолюбию и правилам успеха. Но является ли такое честолюбие единственным и верным залогом силы и успеха?

Многие при этом не соглашаются с подобным взглядом, утверждая, что истинному таланту честолюбие не нужно, честолюбие может даже быть знаком об отсутствии таланта и его сублимации.

Честолюбие способно иметь разную природу. То честолюбие, которое связано с жаждой обладания и доминирования обычно считается негативным качеством. В противовес ему некоторые выделяют здоровый азарт, который мотивирует и помогает достигать вершин вслед за талантом.

Существует эстетическая теория Чуковского, что хорошо получается только то, чего человек не хочет. То есть гениальные результаты приносит непрагматическая деятельность. Примером является Стив Джобс, который стал поистине великим бизнесменом не благодаря желанию денег, успеха, почестей. Он был увлечен идеей в создании принципиально нового и очень ценного для человечества, вложив в свое устремление все силы. То есть для успеха нужно поставить себе высокую, честолюбивую цель, которая должна быть не прагматической – а более высокой, чем просто желание, например, денег, которые будут уже лишь следствием.

Честолюбие это хорошо или плохо?

Где грань между здоровыми амбициями и честолюбием? Например, спортсмен или актер должен считать себя лучшим – иначе он не добьется высоких результатов. Уверенность в себе, позиционирование самого себя лучшим и вера в это сподвигают его к большой работе над собой. Просмотрев взгляды на этот вопрос за последние 2000 лет истории в разных течениях, мы увидим даже противоречивые подходы в религиях. В православии догмат самоуничижения пронизывает вероучение красной нитью. Карьера, самолюбие, желание быть первым, достигнуть высот и доказать что-то себе или окружению – считаются плохими вслед за наставлениями Библии быть последним. В противовес им культивируются скромность, самоуничижение, осознание своей ничтожности и смирение как единственный выход. Честолюбие здесь связано с гордыней и считается грехом.

В католичестве уже иной подход – человека нужно уважать, не опускаться до самоуничижения и посыпания головы пеплом. Человек здесь уже не плох, а в протестантстве и вовсе хорош – успех, работа, деньги, благополучие рассматриваются как дары свыше, благословение. Такой подход способствует продвижению в жизни, созиданию даже на уровне целого народа. Красивая архитектура, комфортные автомобили, качественные вещи и хорошее образование – вот то, с чем ассоциируется у нас европейский и американский уклады жизни, исповедующие католичество и протестантизм. Однако при избытке внимания к таким благам теряется грань между здоровыми амбициями, в целом положительном устремлением к успеху и честолюбием, успех становится самоцелью, подчиняя все устремления человека.

Подход же, скорее свойственный православию, что необходимо сохранять душу и бороться со страстями честолюбия – в своем избытке также дает искажения в человеческой душе, появляется зависть к более успешным людям и тяга к комфорту одновременно с крайним осуждением, что расщепляет психику, вынуждая человека использовать целый комплекс механизмов психологических защит. Что в итоге победе над честолюбием не способствует, а напротив, поляризует психику и придает новые обороты внутриличностному конфликту.

Конечно, истина посередине. При более внимательном, скрупулезном изучении мы восстановим баланс, найдя общий изначальный смысл, который уже в последствии развился в противонаправленные течения. Наставление садиться на место последнее иногда выглядит несколько манипулятивным, словно я специально себя унижаю, а в тайне с этой же жаждой успеха надеюсь, что меня возвысят. Это иносказательное наставление, однако имеет глубокий смысл. Не садиться на первое место – не стараться быть лидером по форме. А сесть на последнее, сначала внутренне став им и доказав всем своим естеством, что ты первый – так, чтобы это было признано самими людьми. При этом само возвышение здесь для человека не должно иметь значимости, но лишь внутренняя глубокая работа над самим собой, которая приносит плоды, не являющаяся самоцелью. Самоуничижение есть крайность, что подтверждается и другими евангельскими советами – например, стучать, чтобы отворили, искать и обретать, не зарывать талант в землю. Здесь показывается, что если верить, то всего можно добиться. Вера, которая сворачивает горы, дает высокую самооценку, которая вместе с упорным трудом приводят к успеху.

Получается, именно активная жизненная позиция проповедуется в христианстве. Не нужно поклоняться первому месту или деньгам, во что бы ни стало тянуться к ним ради почестей и гордыни. Это раскрывается в наставлении не пытаться услужить двум господам – Богу и Мамоне, где Мамона олицетворяет земные блага. Они не плохи сами по себе, подобно богатству, что не есть зло, но добро, если является средством для высоких целей. И грань между амбициями и честолюбием достигается в христианской позиции тем, что внимание человека не должно быть устремлено на обретение почестей, он не должен мечтать о самовозвышении, а будучи возвышен другими людьми – сохранять скромность и продолжать работать над собой. Именно такая формула ведет человека к подлинным победам, закладывает механизм успеха.

Читайте также: