Что такое чеканы какие они бывают кратко

Обновлено: 04.07.2024


Иногда чекан ошибочно называют разновидностью боевого молота.

Существовал также тип боевых топоров, известных как топор-чекан и имевших боевую часть в виде узкого топора, закреплённую проушиной на прямом топорище, а обух в виде молотка.

Примечания

Ссылки

  • Древковое оружие
  • Холодное оружие по алфавиту
  • Боевые молоты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Чекан" в других словарях:

чекан — чеканная вещь: на коей положен чекан, тамга, знак завода и мастера, меченая (Даль, чека) См … Словарь синонимов

чекан — 1. ЧЕКАН, а; м. 1. Проф. = Чеканка (1 2 зн.). Монеты старого чекана. Запустить в ч. юбилейные значки. Ч. плохо виден на стёршейся монете. 2. О специальном инструменте (зубиле, штампе) для выбивания изображений на поверхности металлических изделий … Энциклопедический словарь

ЧЕКАН — то же, что клевец … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕКАН — 1) стальной пестик с усаженным мелкими шипами шарообразным концом. Употребляется в гравюре на металле для нанесения точек2)] Металлический молоточек для чеканки … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕКАН — ЧЕКАН, чеканка, муж. (спец.). 1. только ед. Действие по гл. чеканить, то же, что чеканка. 2. Штемпель с вырезанным на нем изображением, выдавливаемым на поверхности металлических изделий (монет, медалей и т.п.). Резать чеканы. || Самое это… … Толковый словарь Ушакова

ЧЕКАН 1 — ЧЕКАН 1, а, м. (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЧЕКАН 2 — ЧЕКАН 2, а, м. Старинное оружие Ч насаженный на рукоять топорик с молоточком на обухе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

чекан — ЧЕКАН, а, муж. (спец.). 1. Штемпель для выдавливания изображений на поверхности металлических изделий (гл. обр. монет), а также само изображение. 2. Инструмент для чеканки. II. ЧЕКАН, а, муж. Старинное оружие насаженный на рукоять топорик с… … Толковый словарь Ожегова

ЧЕКАН — (Stamp, coin) инструмент, напоминающий по форме зубило, при помощи которого производят чеканку заклепочных швов. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

ЧЕКАН — (араб.). 1) род холодн. оружия до Петра В. 2) стальн. орудие, при посредстве котор. выбивают на металлах изображения. 3) род флейты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

§ 21. Чеканка

Чеканка — способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф ударами молотка по специальному инструменту, имеющему выступы. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение.



Чеканка была известна еще в Древнем Египте , античной Греции и Риме . Высокого совершенства чеканка достигла в древнерусском искусстве XV—XVII вв. В настоящее время чеканные панно прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий, станций метрополитена и т. д.

Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3. 1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы , а также листы из мягкой отожженной стали . Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).

В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применяли драгоценные металлы — золото, серебро и их сплавы .

Основными инструментами для чеканки являются чеканы , которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120. 170 мм .

Некоторые из них показаны на рисунке 1. С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его более или менее четкой сплошной линией. Лощатники служат для выравнивания плоских поверхностей, а бобошники — для получения полукруглых форм при чеканке.


Рис. 1. Чеканы: а — конструкция; б — расходники; в — лощатники; г — бобошники

При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад (рис. 2), поэтому при ударе молотком чекан продвигается вперед. В правой руке держат молоточек, которым наносят легкие частые удары по чекану, продвигая его.


Рис. 2. Прием работы чеканом

При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы (рис. 3).


Рис. 3. Деревянные чеканы

Их изготовляют из твердых пород дерева — граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.

Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении — расходко с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов.

На первом этапе на листе бумаги делают рисунок в натуральную величину, без теней. Для приклеивания рисунка на металл с каждой его стороны оставляют поля по 30. 40 мм (рис. 4, а).


Рис. 4. Рисунок для чеканки (а) и чеканная пластина (б)

Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Ее вырезают ножницами по металлу с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и по всему контуру оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25. 40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.

Отрезанную заготовку кладут на прави'льную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.

На третьем этапе переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого её поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного клея. После высыхания краски на нее кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле при работе не стирался, его покрывают лаком.

На четвертом этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной стороны.

Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы очерчивают контур рисунка. Рисунок начинает выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.

Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъема) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона, для того чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка.

Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то, прежде чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась — потеряла пластичность. Для восстановления ее пластичности проводят отжиг пластины (этот этап изготовления изделия может выполнять только учитель). При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покрыта темным налетом — окалиной. Для ее удаления металлическую поверхность промывают в 10-15%-х растворах кислот — соляной и серной (эту операцию выполняет только учитель). Осветленную пластину промывают водой и сушат.

Алюминиевую пластину можно не отжигать.

Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся и не рвался.

Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ выпуклые участки.

По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (при температуре нагрева 220 °С), затем желтый (при 230 °С) и т. д. (см. рис. 5). Цвета переходят один в другой постепенно. Можно остановиться на любом оттенке, достаточно снять изделие с плитки.


Рис. 5. Зависимость цвета заготовки от температуры нагрева: а — цвета каления; б — цвета побежалости

Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если её покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем.

Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках.

Правила безопасной работы

  1. Осторожно обращаться с заготовками, так как листовой металл имеет острые кромки.
  2. При вырезании металлической пластины не держать левую руку близко к ножницам, чтобы пальцы не попали под лезвие.
  3. Правку листовых заготовок выполнять исправной киянкой.
  4. Чеканку выполнять молотком с надежно насаженной на исправную ручку головкой.

Практическая работа " Изготовление металлических рельефов методом чеканки"

  1. Выберите изделие, которое вы хотели бы изготовить (номерной знак для квартиры, садового участка или рабочего места в учебной мастерской; элементы орнамента для декорирования стендов с учебными пособиями; металлические подкладки под крючки вешалки; декоративная пластинка на шкатулку и др.).
  2. Выполните рисунок чеканного рельефа.
  3. Вырежьте листовую металлическую заготовку нужного размера и выправьте ее.
  4. Перенесите рисунок на металлическую поверхность.
  5. Выполните расходку (обводку контура рисунка) чеканом-расходником.
  6. Опустите фон рисунка с помощью чекана-лощатника.
  7. Выровняйте фон.
  8. Окончательно доработайте рельеф.

Новые слова и понятия

Чеканка, чеканы: расходник, лощатник, бобошник; расходка с опусканием фона, патинирование.

chekan

Чеканка – это один из самых сложных видов художественной металлообработки. Технологический процесс заключается в нанесении на металлическую пластину рельефного рисунка с использованием специальных инструментов. На сегодняшний день существует две разновидности металлообработки – чеканка художественная и чеканка монет.

Как самостоятельный вид декаротивно-прикладного искусства, художественная чеканка, существует с древних времен. С ее помощью украшали свои изделия мастера чеканки ближнего востока и Кавказа. Особенно высоко ценятся чеканные украшения скифских мастеров. Возрождение чеканного дела началось в 70-х годах прошлого столетия, а до этого несколько веков чеканка находилась в забытьи.

Технологический процесс художественной чеканки за прошедшие тысячелетия практически не изменился. Все также для изготовления произведений искусства используют медные, латунные и алюминиевые пластины. Реже применяют золото и серебро.

Верстак, на котором разложены слесарные инструменты – это и есть рабочее место художника-чеканщика. Верстак обязательно должен быть хорошо освещен в дневное и вечернее время. Главные инструменты чеканщика – это всевозможные чеканы, молотки и киянки, штихели. Чекан – это стержень различной формы и диаметра, изготовленный из дерева или металла, который служит для нанесения гравюрных линий и штрихов. Он состоит из наконечника для обработки металла и ударной части, по которой бьют молотком. Штихель – это инструмент, предназначенный для нанесения линейного изображения.

Технологический процесс художественной чеканки довольно сложный. Он включает в себя подготовку рисунка и лепной модели, насмолку пластины и нанесение на нее изображения. Гравировку и выколачивание рисунка. А также лицевая обработка чеканной пластины для придания ей более приятного вида и защиты от окисления.

По сравнению с художественной чеканкой – чеканка монет выглядит очень простым процессом. Эта процедура происходит с применением специального оборудования – станков для чеканки. Они представляют собой автоматические прессы, оснащенные штемпелем-пуансоном. Этот штемпель имеет углубленные изображения, а на монету рисунок наносится благодаря осуществлению сильных ударов рабочей частью станка. Первые станки для чеканки монет появились в средние века и отличались довольно низкой производительностью, несколько десятков монет в минуту. Современное оборудование позволяет чеканить в среднем 150 – 200 монет высоко качества за 1 минуту.

Чеканка

Чеканка – в первую очередь способ декорирования металла нанесением орнамента на его поверхность методом выбивания. Является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Возникла в глубокой древности, как только люди научились выплавлять металл. Неповторимыми рельефными орнаментами украшали самые разнообразные предметы домашнего обихода, посуду, оружие, воинское обмундирование, щиты, шлемы и многое другое. Также чеканка применялась для изготовления монет и ювелирных украшений.

Чеканку подразделяют на орнаментальную и высокохудожественную, с более сложными двух- или трехмерными объемными изображениями. Существует множество стилей, которые применялись в декорировании изделий и интерьеров. Наиболее популярен этот прием декорирования на востоке, где и в наши дни мастера занимаются чеканкой как в домашних условиях, так и в специализированных мастерских. Во многих регионах промысел процветает и работа мастеров, создающих этнический дизайн, пользуется спросом у людей, обладающих хорошим вкусом и стремящиеся к эксклюзиву.

В настоящее время известно много направлений в художественной чеканке. Самым сложным видом считают именно чеканку по металлу, в котором можно создать более глубокий рельеф и оригинальный рисунок. Сложная и кропотливая работа требует не только творческого подхода, но и высочайшего уровня профессионализма.

Виды чеканки
Чеканку по металлу подразделяют на объемную и плоскую. Каждый из видов подразделяется на различные подвиды, в зависимости от технологии и фактурности. Особый интерес представляет ажурная чеканка, напоминающая тонкое нежное кружево из орнаментов. Технологический процесс представляет собой просечку фона и последующую высечку орнамента по заготовке. В работе используется специальные инструменты – чеканы (сечки). Затем изделие подвергается обжигу по специальной технологии, при определенном температурном режиме.

Плоскостная чеканка, один из подвидов плоской чеканки, производится на металлическом листе без выдавливания рельефа. Этот вид чеканки также называют контурным. Он схож с гравировкой, но отличается более контурным рельефом, вогнутым или же наоборот выпуклым. Такое декорирование металлических изделий применяется как для различных элементов, используемых в интерьерном декоре, так и для самостоятельных художественных изделий.

Объемная чеканка по металлу считается более сложной. Эта техника требует еще более аккуратного и бережного подхода, высокого уровня профессионализма, избирательного подхода к металлу. Для объемной чеканки подойдет далеко не каждый материал. Для того чтобы мастер смог создать поистине роскошное изделие, воплощая в жизнь свои творческие фантазии, металл должен обладать определенными качествами. Также требуется ряд специальных инструментов.

Инструменты для чеканки
Незаменимым помощником при работе чеканщика с металлическими поверхностями являются молоток и чеканы – кованные многогранные или круглые стержни, с заостренными краями, длиной, обычно, – до 15 сантиметров.
Разновидностей чеканов существует великое множество. Перечислить их все достаточно сложно. Поэтому приведем самые востребованные:
Канфарник — чекан, с острым в виде тупоконечной иголки краем.
Лощатники — плоского вида чеканы, используемые для лощения, с гладким или шершавым боем.
Расходники или обводные чеканы — бывают прямые, или закругленные.
Сечки — чеканы с острым краями, похожие на зубило, могут быть с плоскими или полукруглыми.

Также чеканщик использует подложки, различный слесарный инструмент, приспособления для насмолки и множество другого подручного инструмента.

Материалы для чеканки
Медь – является лучшим материалом для чеканных работ. Особенно – красная медь, которая обладает всеми необходимыми свойствами: может легко принимать желаемую форму и обеспечивает рельефность узору. Мягкость и эластичность при прокате позволяет создавать очень тонкие медные листы.

Латунь – также превосходный материал для работы. Стоит отметить великолепный внешний вид с золотистым благородным отливом. Легкость при полировке, роскошный вид готовых изделий и длительный эксплуатационный срок делают изделия из латуни с чеканкой особо популярными.

Сплавы никеля, имеющие высокое содержание меди, достаточно часто используются для чеканки. Наиболее популярны – мельхиор и нейзильбер. Эти сплавы обладают хорошей пластичностью, благодаря чему с легкостью принимают нужную форму, и хорошо полируются, что позволяет быстро придать изделиям эстетичный и привлекательный вид.

Листовая сталь используется для создания орнаментов и узоров без глубокой вытяжки. При этом простые изделия могут обладать высоким художественным уровнем, в зависимости от мастерства и таланта мастера.

Нержавеющая сталь достаточно редко используемый для чеканных работ, так как обладает высокой прочностью и вязкостью.

Технология изготовления
Изначально создается эскиз на бумаге в натуральную величину, точный, без погрешностей. Затем делается металлическая заготовка. Важно оставить припуски в 3-4 см на каждой стороне. Следующим этапом будет рихтование и подгибание краев для облегчения технологического процесса насмолки.

На поверхность заготовки накладывается бумажный эскиз и с помощью канфарника производят точечный рисунок. Чтобы не испортить изделие, следует точно рассчитывать силу ударов при нанесении точечного узора на заготовку

Затем при помощи расходников создают необходимую конфигурацию линий. После нанесения орнамента производится опускание фона и его выравнивание по краям рисунка. Этот технологический процесс называется лощением и производится лощатниками. Он позволяет сделать рисунок более выразительным и четким, а изделие становится прочней.

Далее следует отжиг, во время которого изделие прогревают на газовой или бензиновой горелке и очищают от смолы.

Следом, в процессе “красного каления”, металл разогревают докрасна, после чего охлаждают.

Затем проводят выколотку, то есть подъем. Чеканится рельеф с изнанки с применением мягкой подложки. В качестве подложек могут использоваться мешочки с песком, резиновые или войлочные коврики. Тут же производят и выравнивание фона.

Заготовку снова обжигают и дорабатывают на смоле.

Процесс отжига чеканки и ее охлаждения зависит от вида металла и может быть отличаться.
Для меди, никеля и сплавов из них используют резкое охлаждение, что повышает пластичность. Алюминий и его сплавы отжигаются при температуре не выше 350°C и охлаждают постепенно, не вынимая из печи.

В заключении, готовое изделие очищают от смолы, протравливают и применяют иные способы финишной обработки.

Читайте также: