Что такое церковь кратко
Обновлено: 05.07.2024
Но самое удивительное в этом современном тренде есть то, что чаще всего, говоря о Церкви, мы апеллируем не вполне полным, а порой очевидно неверным, понятием, что же такое Церковь на самом деле.
Господь Иисус Христос во время Своего земного служения совершил множество невероятных чудес и необыкновенных дел. Но Он не написал ни одной книги, не построил ни одного здания, не открыл ни одной школы или больницы. Однако Он основал Церковь!
Т.е. возникновение Церкви связано с замыслом Бога, а не с решением людей. Это Божие установление, а не наше изобретение. Значит и существует она для Божьих целей!
Итак, Церковь — это не здание, хотя она и может собираться в особенных зданиях. Церковь — это Божьи люди, которые собраны Самим Богом из этого мира для Божьих целей.
Климент Александрийский (ок.150 — ок. 215), известный учитель Церкви, пишет следующее:
Другими словами, Церковь Христова состоит из людей, которые имеют духовные взаимоотношения с Богом, живут Богом и для Бога в этом мире, исполняя Его волю.
Не всякая религиозная организация может быть названа Церковью Христовой. Только та, которая следует замыслу Своего Основателя и Господа — Иисуса Христа.
Настоящая Церковь не придумывает, чем и как ей заниматься. Она воплощает Божий план, который ясно записан на страницах Божьего Слова — Библии, помогая окружающим ее людям встретиться и познакомиться с Живым и Воскресшим Спасителем Христом.
Такая Церковь несет мир и свет в этом мире, любовь и заботу, истину и правду, потому что не себя проповедует, не себя провозглашает, но Бога и Спасителя Христа! Ведь Церковь, и только она одна, является представительницей и свидетельницей Христа в нашем мире. Сам Господь Иисус осуществляет Свою спасительную работу через нее.
Поэтому сегодня у Церкви есть важная миссия — рассказать всем людям о Господе Христе, Который придет на нашу землю второй раз, чтобы воздать каждому по делам его.
И у нее есть прекрасное будущее — царственная вечность с Сыном Божьим, Создателем Вселенной и Владыкой нашего мира.
Именно потому, что Церковь имеет вечное будущее и такую удивительную настоящую перспективу, то она не стремится к обретению светской власти в обществе. Церковь и государство принадлежат к разным мирам: Церковь — к небесному, вечному; государство — к земному, временному. Хотя само наличие Церкви в обществе несет колоссальные и заметные преимущества и благословения. Действенное участие церквей в делах милосердия, помощи и сострадания всегда была заметным вкладом в общественное и социальное развитие государства в целом. Но вера не может быть навязана государством. Настоящая вера есть подарок от Бога и является добровольным выбором самого человека. И никем другим.
Итак, Церковь поклоняется Христу как своему Господу и Спасителю, расширяя Царство Божие на нашей земле и среди нас.
Церковь — это Божья семья, состоящая из обычных с виду людей, но которые имеют помимо земного гражданства и небесное, которые живут ценностями Его Царства в своей повседневности, неся свет и добро, истину и правду Христову всем людям.
Господь Иисус Христос, Сын Божий, все еще собирает Свою Невесту — Церковь, Он все еще призывает людей обрести настоящее счастье и найти подлинный смысл жизни. Может быть и ты, дорогой читатель, услышал Его призыв?! Почитай сегодня Евангелие. Двери Его дома не закрыты.
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
ЦЕРКОВЬ (греч. εκκλησία, лат. ecclesia) — термин, обозначающий религиозное сообщество христиан и соответствующую иерархическую структуру, жизнь и деятельность которой регламентируется вероучительными и каноническими нормами, выработанными в контексте истории христианства. Церковь в узком смысле — христианское культовое здание, храм (рус. слово “церковь” восходит к греческому κυριακόν — храм Господень). Буквальное значение греч. слова εκκλησία — “собрание тех, кто позван” — отражает первичное понимание, согласно которому церковь — это местная община призванных Богом на путь спасения последователей Иисуса Христа. Распространение христианства в различных культурных контекстах в границах поэднеантичной ойкумены и за ее пределами поставило вопрос о единстве церковных общин, которое было понято как вероучительное и “мистическое”. Церковь объединяет одна вера, актуализируемая через тождественный по существу религиозный опыт общения и единства с Богом “во Христе”. Согласно метафоре апостола Павла, церковь есть Тело Хряста, а сам Христос — ее Глава. Одушевляющей, животворной силой этого Тела является Дух Божий, в день Пятидесятницы сошедший на апостолов, которые представляли христианскую первообщину (поэтому церковь есть также и “храм Духа”). Все члены церкви, вступившие в нее через крещение “во Христа” и соединение с ним в таинстве Евхаристии (причастии “Телу и Крови Христа”), составляют т. н. “невидимую” церковь. В то же время церковь — это конкретная, “видимая” религиозная структура, имеющая своих институциональных лидеров, профессиональных служителей и рядовых членов, материальную базу и корпоративные интересы.
Эта двуединая природа церкви часто выражается богословами через различение церкви как духовного “события” и церкви как земной институции. С богословской точки зрения церковь — динамическая реальность, которая описывается выражением “уже — еще нет”. Со стороны Бога все уже совершено: Богочеловек Христос основал церковь как духовное пространство спасения и обожения, которое открылось в историческом времени; церковь есть “небо на земле”. Вместе с тем спасение есть процесс, духовный путь, прохождение которого требует участия свободной воли человека. Внешняя церковная организация создает объективные условия (преемственность священнической иерархии, вероучения и дисциплины, совершения богослужения и таинств (см. Таинства церковные) и т. д.) для того, чтобы каждый человек мог осуществлять свое спасение в соответствии с христианской традицией. Будучи “окном в вечность”, появившаяся в новозаветную эпоху церковь имеет свою собственную историю, которая разворачивается в контексте истории христианских обществ, государств и культур. Во временной перспективе церковь выступает как религиозная традиция и одновременно как ряд региональных и местных традиций, которые, вступая во взаимодействие с культурой, создают сложные конкретноисторические образования. После победы христианства над язычеством церковь встраивается в общественную структуру, превращаясь в религиозно-идеологический и культовый “департамент” государства (в нехристианских обществах церковь остается религией этнорелигиозного меньшинства). В результате под эмпирической церковью начинают понимать не столько сообщество христиан, сколько клерикальную корпорацию, наделенную определенными властными полномочиями. Это в свою очередь имело следствием некоторые изменения в религиозном сознании, в результате чего, напр., носителем церковности признавались только клирики как определенное сословие (в средневековом католичестве) или главой церкви провозглашался монарх (пореформационная Англия, Российская империя в ХК в.).
В ходе истории христианская церковь пережила множество разделений, результатом которых стал конфессионализм — существование многих церквей в рамках общей религиозной традиции. От восточной (византийской) церкви отпали несториане и монофизиты (т. н. дохалкидонские церкви), в 1054 произошло окончательное разделение восточной и западной (римской) церквей. В период Реформации XVI в. от Рима отделились протестантские церкви, что положило начало процессу образования множества различных протестантских деноминации. В результате можно говорить о трех основных типах церквей: восточноправославном — национальные, на практике государственные, церкви, объединенные единым вероучением и общением в таинствах; римско-католическом — всемирная церковь, подчиненная юрисдикции Римского папы; протестантском — церковь как конгрегация верующих во Христа, принадлежащих к определенной конфессиональной традиции (нужно отметить, чтосуществуют и государственные, национальные церкви, идеологически восходящие к Реформации).
В эпоху конфессионализма церкви оказались максимально отчужцены друг от друга, выражением чего были различия в вероучении, богослужении и организации, а следствием — взаимные обвинения в “антицерковности” и религиозные войны. В современную эпоху, когда церковь вследствие секуляризации постепенно утратила влияние в обществе, ее практика ограничивается удовлетворением религиозных потребностей отдельных личностей, а также охранением христианских ценностей. Косвенным результатом этого явилось возникновение в 20 в. всемирного экуменического движения (см. Экуменизм), цель которого — сближение различных христианских церквей и их воссоединение перед безрелигиозным миром. Ряд богословов и церковных деятелей предлагает согласовать христианскую веру с современной наукой и культурой и адаптировать церковную практику к изменившимся историческим условиям (см. Модернизм религиозный). В свою очередь консервативные церковные круги выступают, с одной стороны, против экуменизма, защищая свою конфессиональную идентичность, а с другой — призывают вернуться к такой общественной структуре, в которой церковь снова будет играть роль определяющей силы в области мировоззрения и морали (см. Фундаментализм).
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм?
Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм?
Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм?
Храм, церковь, часовня: в чем отличия
Фото — Юрий Шапошник
Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.
Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.
В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.
В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.
История храма
Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись
Храм в Священном Писании
Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.
Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.
Зачем ходить в церковь?
В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.
Устройство православного храма
Алтарь
Святой престол
Антиминс
Ковчег
Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или
кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня
или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро.
Киворий
Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде
голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для
Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где
сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь
этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св.
Духа.
Дискос
Потир
Звездица
Кадило
Купель
Прибор для благословения хлебов, пшеницы, вина и елея на всенощном бдении, поставляемый на
особом столике.
Иконостас
1) В самом полном смысле понятие Це́рковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших ( Лк.20:38 ), соединенных между собою верою и любовью во Христе.
Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами.
Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.
Символ веры определяет Церковь как Единую (единственную), Святую, Соборную, Апостольскую.
В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.
2) Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.
Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере.
сщмч. Киприан Карфагенский
Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Евангелие по Иоанну ( Ин.15:4-6 )
Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа, достигающих совершенства.
святитель Иларион (Троицкий)
Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью, составляющий абсолютное единство во Христе живых и мертвых.
священник Александр Ельчанинов
Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм.
Единство Церкви вытекает из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.
Хомяков Алексей Степанович
Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является.
Первичностью Церкви объясняется то, что в Писании не содержится систематического плана, так сказать, проекта Церкви… Писание указывает на Церковь и частности ее жизни, но не определяет ее строй из самого себя.
игумен Петр (Мещеринов)
Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная на реальном опыте духовно-нравственной жизни.
священник Даниил (Сысоев)
Старое критическое представление о том, что изначально “духовная” церковь позже закоснела и превратилась в церковь авторитарную, иерархическую, будет легко опровергнуто при более глубоком исследовании. Есть все основания согласиться с утверждением, что церковь была некоей организацией с самого начала. Настойчивое утверждение, которое встречается во многих текстах по всему Новому Завету, что те, чье положение высоко, должны служить смиренно, является ярким свидетельством в пользу предположения, что идея церкви, лишенной человеческой власти, была чужда всем эпохам новозаветной экклезиологии. Некоторые могут настаивать, что христианская община — это стадо, единственным пастырем которого является Христос. Тем не менее, такие разнородные источники, как Евангелие от Иоанна ( Ин.21:15-17 ), Первое послание Петра ( 1Пет.5:2-11 ) и Деяния ( Деян.20:28 ), ясно свидетельствуют о том, что в ранней церкви пастырские полномочия Иисуса были доверены людям. Этим правом в новозаветный период обладали двенадцать апостолов, а также вообще все апостолы, которые упоминаются в других книгах помимо Деяний. Когда Павла вынуждают защищать свои полномочия, он апеллирует к своему статусу посланника воскресшего Иисуса ( Гал.1:16 ). Он говорит коринфянам ( 1Кор.12:28 ), что в христианской общине Бог поставил первыми апостолов. Послание к Ефесянам ( Еф.2:20 ) упоминает, что апостолы заложили фундамент Божьего дома.
Рэймонд Э. Браун
Церковь – это не собрание совершенных и беспорочных людей, а духовная лечебница, о которой Господь Иисус Христос сказал: Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Чем же грешники, находящиеся в ограде Церкви, отличаются тогда от тех, кто вне её? Тем, что первые бегают от греха, проходят курс лечения от своих греховных болезней, а вторые часто даже и не знают, что больны.
Ю. Максимов
2. Здание, в котором происходит христианское богослужение. Белокаменная церковь. □ Собралось такое множество почетных богомольцев, что простые крестьяне не могли поместиться в церкви и стояли на паперти и в ограде. Пушкин, Дубровский. Белая деревянная церковь, с зелеными куполами и золотыми крестами, стояла на горе. Новиков-Прибой, Порченый.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Церковь — христианская община в целом, и форма организации верующих христиан
Церковь — христианская конфессия (Католическая церковь, Православная церковь, Лютеранская церковь, Англиканская церковь и т. д.).
Церковь — национальная религиозная организация в рамках конкретной христианской конфессии (Русская православная церковь, Сирийская католическая церковь и т. д.).
Церковь — приход, община.
Церковь — культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.
ЦЕ'РКОВЬ, (це́рква обл.), кви, мн. и, е́й, а́м (я́м простореч.), ж. 1. Здание, в к-ром происходит богослужение. Каменная ц. Деревянная ц. Пятиглавая ц. Шатровая ц. Отвести ц. под клуб. 2. Христианская организация, объединенная единством догматов и обрядов. Православная ц. Католическая ц. Лютеранская ц. Господствующая ц. Отцы церкви. Живая ц. (см. живой). || Руководство такой организации. Решение церкви.
це́рковь
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова отстойник (существительное):
Ассоциации к слову «церковь»
Синонимы к слову «церковь»
Предложения со словом «церковь»
- Владыка православной церкви русской, святители московские, все пастыри духовные – старцы, поседевшие в подвигах веры, трудах и молитвах, – у ног десятилетнего ребёнка.
- Церковь для нас не есть церковь поместная, национальная, не есть даже церковь православная в историческом смысле этого слова, но Церковь Вселенская, католическая, Церковь космическая, хотя и неразрывно связанная с священным преданием, священством и таинствами.
Сочетаемость слова «церковь»
Приходска́я церковь — в христианстве храм, который действует в качестве религиозного центра — прихода и является основной административной единицей епископальной системы церковного управления. Как правило, приходской церковью называют храмы в странах Европы. Например, пресвитерианская Церковь Шотландии использует систему приходских церквей, которая покрывает территорию всей Шотландии.
Афоризмы русских писателей со словом «церковь»
- Кто любит русский народ — не может не любить церкви. Потому что народ и его церковь — одно.
Дополнительно
Предложения со словом «церковь»
Владыка православной церкви русской, святители московские, все пастыри духовные – старцы, поседевшие в подвигах веры, трудах и молитвах, – у ног десятилетнего ребёнка.
– Заклинаю вас верностью вашего вассального подчинения… вашей преданностью святой католической церкви… сейчас же… сейчас же покажите её мне!
Кроме того, христианская церковь всегда стояла выше национальных различий и стремилась к интернационализации своей паствы.
Читайте также: