Что такое буквица кратко

Обновлено: 05.07.2024

В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.

Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.

Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.

И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 1

Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.

Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.

На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.

Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.

Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 3

Русские буквицы К и Л, XII век.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 4

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 5

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 6

В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 7

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 8

Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 9

В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 10

Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 11

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 12

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 13

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 14

Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.

Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 15

У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-­под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 16

Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.

Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 17

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 18

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 19

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 20

Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 21

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 22

Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 23

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 24

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 25

А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 26

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 27

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 28

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 29

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 30

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 31

В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 32

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 33

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 34

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 35

Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 36

А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 37

Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 38

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 39

Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 40

Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные.

Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 41

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 42

Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.

Дорогие друзья! В данной статье речь пойдет об этимологии (значении и происхождении) слова, а также о "Буквице".
Цель данной статьи — понять, нужны ли эти знания детям и взрослым, насколько они актуальны и необходимы в настоящее время. Выявить подлинный источник знаний о "Буквице".

Меня зовут Александра. Я занимаю должность автора статей в школе Граня. Параллельно со своей основной деятельностью я изучаю этимологию слова и стремлюсь к изучению "Буквицы". Что это такое?

Буквица — изначальная славянская многомерная, глубинная система образов, выраженная определёнными начертаниями, состоящая из 49 букв. Буквица является основой современного упрощённого кириллического алфавита, исключающей ряд букв.

Научные определения термина:
Буквица — алфавит древних славян.

Сакральные определения термина:
Буквица — это механизм расширения меры понимания и уровня осознанности.

Общие данные Буквицы:


Буквица состоит из 49 букв, расположенные в виде матрицы 7 х 7. Каждая буквица имеет своё начертание, название, многогранный образ, а подобное расположение имеет свой глубокий смысл.

В словах, которые дошли до нас с минимальными изменениями также можно уследить смысл, образность, хотя они пишутся немного по-другому. Эти факты существенно отличает буквицу от современного алфавита русского языка. К таким отличиям относятся:

Количество букв — в современном алфавите всего 33 буквы против 49.
Современный русский алфавит имеет линейную структуру, а буквица имеет матричную систему, а углубившись в её глубокое понимание, она имеет трёхмерную структуру.

В русском алфавите буквы не имеют своего названия как таковые.
В русском алфавите имеют только фонемное произношение и, как следствие, лишены образности.

Буквица представленная в данной статье в официальных источниках нигде не сохранилась, в этом виде она передавалась исключительно через хранителей древнеславянской культуры. Исторический сложилось таким образом, что буквица разделилась на две независимые системы:

  • Старославянский язык, который преобразовался далее в церковно славянский язык. Система письма, алфавита была преобразована Кириллом и Мефодием в кириллицу — усечённую форму буквицы, при этом система буквицы из матрицы превратилась в строчку.
  • Старорусский, который далее разделился на современные славянские языки такие как русский, украинский, белорусский и др.
    В разные варианты кириллицы не вошли буквицы: Есмь, Ежа, в других старославянских территориях в разной степени отсутствовали и другие буквы: Ервь, Ёта, Ота. Таким образом позже в общепринятой кириллице было 44 буквы.

Почему я интересуюсь этим, и считаю важным и нужным? Я хочу, чтобы мой ребёнок получил качественное образование и, что самое главное, учился с удовольствием и радостью!

Что значит "быть образованным человеком"?

Термин " образование ", происходит от слова " образ " и суффикс " ан ", который обозначает внешнее воздействие, приход извне. От того, какие образы мы воспринимаем с самого детства, будет зависеть та "картина мира", в которой в итоге живет каждый человек, своя картина. От этого будет зависеть мировоззрение человека, его ценности и личностные качества.

И для меня, как для человека живого и думающего, очень важно, чтобы мой ребенок рос в естественной среде, в гармонии с собой, семьей, природой, социумом. Для меня важно, чтобы жизнь его радовала, чтобы он рос счастливым, смелым и самостоятельным! Для меня важно, чтобы он смог реализоваться в жизни, как специалист, чтобы он смог достичь успеха в любом деле!

А самое важно для меня, чтобы он вырос "Человеком" с высокими моральными ценностями.
Для которого ЧЕСТЬ , СОВЕСТЬ и ПРАВДА превыше всего! Для которого главной ценностью в жизни является СЕМЬЯ !
Для которого ДОБРОТА — это не проявление слабости, а показатель богатства и силы!


Я хочу, чтобы мои дети жили БОГАТО ! Во всех смыслах этого слова!
А для того, чтобы человек жил богато, его язык должен стать богатым, образным!

Именно поэтому я считаю, что в новой системе образования необходимо "поднять" глубокий пласт информации и изучить родной, глубокий, богатый прекрасными образами язык!

Древнеславянская Буквица

Древнесловенская Буквица — древнейшее сокровище Славянского народа

Буквица или Славянская Азбука — это величайшая кладезь мировоззренческой мудрости являющаяся совершенной формой передачи глубинной сути Вселенских процессов, взаимодействующих во всем своем многообразии жизненных форм. Это особый язык программирования нашего мироздания написанный Родом и используемый Оным в качестве миро образующего и миро упорядочивающего инструмента.

Буквица это мудрость и оберег для славянского народа! В Буквице прописано огромное множество зримых и незримых нам процессов, ткущих ткань бытия и связывающих все многоликое многообразие форм, в которых прибывает Всевышний.

Буквицу можно представить в виде набора красок, состоящего из сорока девяти цветов, а наш с вами мир это своеобразный холст, на котором осуществляется их взаимодействие, рождающее все новые и новые соединения цветов и оттенков. Так же можно нарисовать образ оркестра из сорока девяти музыкальных инструментов, на которых играет Всевышний, где каждый инструмент имеет свое особое предназначение и отвечает за наполнение отведенной ему амплитуды звучания.

Одна из основных особенностей Древнесловенской Буквицы, это ее незаменимая прикладная и постоянно функционирующая готовность, которую можно применить прямо здесь и прямо сейчас. Давайте взглянем на Буквицу, символы которой разположены в квадрате семь на семь, где каждая из строк является многовариативной матрицей Вселенских процессов. В этих строках и столбцах, разположенных как по-вертикали так и по-горизонтали, заключены прописные истины мироздания, а их главной особенностью является наивная простота и элементарная легкость понимания для Славянского человека. Этим буквенным кодом может воспользоваться любой желающий человек, вне зависимости от выбранного им направления деятельности, так как Буквица универсальна и способна гармонично аккомпанировать в любом ремесле, будь ты хоть Бог или Волхв, Сказитель или Программист, Плотник или Машинист.

Еще можно привести более современный пример. Вот скажем программист создал свое первое приложение для смартфона (Азъ), основывая свои труды на примере высших по уровню развития программистов (Боги), основой создания послужили их знания (Вѣди), которые те передали в книге посвященной одному из языков программирования (Глаголи), а программу сделанную им, программист просто безплатно выложил на ГуглПлэй (Добро), которая со временем обрела спрос и поспособствовала спонсированию выхода платного контента (Есть), на многих консолях включая Эйпл (Ԑсмь).

Из выше указанных примеров следует, что наша с вами Буквица является живым языком Вселенной, который можно применить в любое удобное время и преуспеть в любом важном для нас деле, основываясь на прописные истины Рода. Причем данная система мировоззрения способна чудесным образом поставить мозги, сдвинутые узко мыслящей современной системой на место и тем самым поспособствовать развитию образного мышления. А так же развитию чувственной связи и эмпатийного контакта с протекающими процессами постоянного преображения и совершенствования Мироздания.

Так же Буквица способна пробудить спящие грани Духовного осознания самого себя, своего жизненного пути и предназначения, что ложиться узором на скатерть Мироздания, сотканную самой Богиней-Судьбопряхой Макошью. Чтобы гармонично жить, развиваться и двигаться к поставленным целям, человеку должно быть здравым как Духовно, так и физически. Духовная грань полностью зависит о модели мировоззрения человека, которая в свою очередь подчинена Семейным, Родовым или даже общественным нормам и нравственным особенностям народа. Народ — это язык, а язык — это народ. Из этого следует, что Духовное богатство народа прямо пропорционально его языковому наследию.

Многим известно о том, что письменность у Славян существует с давних времен и что греческие деятели не имеют к ней абсолютно никакого отношения, кроме обрезания уже имеющейся языковой модели. Но заострять на этом внимания мы не будем, ибо наша Буквица снова жива и невредима. Мы только сделаем нужный нам вывод о том, что языковая и символическая плотность способна оказывать влияние на все аспекты жизнедеятельности народа, а ее обрезание и выпадение ключевых истин, способствует снижению Духовного потенциала носителей данной языковой системы.

Предлагаю разобрать эту ситуацию на примере сопоставления и знака равенства между здоровым организмом человека и полноценной Буквицей, со всеми сорока девятью образами. Давайте представим что из Буквицы убрали один из образов — это идентично тому, что в организме отказала почка. Убрали другой — онемела рука. Третий — человек ослеп. И так далее. Тоже самое происходит и в Духовном миропонимании человека и его нравственных особенностях, а Буквица в таком случае может выступить в роли наглядного пособия по выявлению спящих и атрофированных граней мировосприятия, воздействующих на качество Духовного развития человека. То есть незнание образного и смыслового наполнения какой-либо из буквиц, прямо говорит о том, что данный аспект мироздания нами не распознан, забыт и утрачен, хотя и был дан нам изначально!

А сейчас дорогие мои Родичи, Братья и Сестры, предлагаю ознакомиться и оживить весь буквенный ряд, вспомнить образное и смысловое значение каждой из буквиц, а точнее каждой из граней этого Волшебного Мира, унаследованного нами от Богов и Предков Наших:


Бу́квица в книгопечатном искусстве — крупная, отличная от прочих начальная буква главы или статьи. Буквицы часто украшались миниатюрами, орнаментами и изображениями, обычно выполненными в технике гравюры.

Содержание

Примеры буквиц из старых рукописей и книг










Буквицы в форме животных из Евангелия Хитрово, 1390-е годы

HTML и CSS

В CSS можно сделать, чтобы абзац начинался с буквицы; для этого используется код примерно такого типа:

В результате получится:

L orem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur. Excepteur sint occaecat cupidatat non proident, sunt in culpa qui officia deserunt mollit anim id est laborum.

См. также

Примечания

Литература

  • Ильина Т. В. Декоративное оформление древнерусских книг: Новгород и Псков. XII—XV вв. / Т. В. Ильина; Рецензенты: проф., д-р ист. наук М. К. Каргер и канд. искусствовед. В. А. Булкин; Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1978. — 176 с. — 13 089 экз. (обл.)
  • Дирингер Д. Алфавит. М.: УРСС, 2004.

Ссылки

  • Типографика
  • Графика
  • Каллиграфия
  • Книжное оформление
  • Письменность

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Буквица" в других словарях:

буквица — инициал Словарь русских синонимов. буквица сущ., кол во синонимов: 7 • абевега (3) • азбука … Словарь синонимов

буквица — (Initial cap) См. инициал [укрупненная первая буква начального слова книги, главы, абзаца] … Шрифтовая терминология

Буквица — БУКВИЦА, или инициал, первая буква начального слова книги, главы, раздела, произведения, увеличенная по размеру (кеглю) по сравнению с обычной начальной буквой, нередко сочетаемая с иллюстрацией, виньеткой, орнаментикой. Применяется для того,… … Издательский словарь-справочник

Буквица — (ИНИЦИАЛ) заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца; является одним из оформительских элементов. Б. может быть наборной (обычно крупнокегельная литера той же гарнитуры шрифта, что и набранный… … Реклама и полиграфия

Буквица — (от лат. initialis – начальный) Заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца; является одним из оформительских элементов. Буквица может быть наборной (обычно крупнокегельная литера той же… … Краткий толковый словарь по полиграфии

Буквица — ж. 1. Первая прописная буква текста, главы и т.п. (обычно увеличенного размера), служащая элементом оформления издания. 2. Художественно выполненная заглавная буква в старинной рукописной или печатной книге. 3. Буква, указывающая, что все… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

буквица — б уквица, ы, твор. п. ей … Русский орфографический словарь

буквица — ы; ж. Первая прописная буква текста, главы и т.п. (обычно увеличенного размера), служащая элементом художественного оформления издания (первоначально в старинной рукописной или печатной книге); инициал (2 зн.) … Энциклопедический словарь

Письменность славян: от старославянского до современного русского языка

Современный алфавит русского языка представляет собой список графических знаков. Они не несут никакого значения, а только обозначают звук.

Прочитайте первую часть статьи здесь.

Символы древнеславянской буквицы напротив содержали какой-то образ. Эти образы могли объединяться, создавая новые значения.

Каждый образ описывал и объяснял событие или жизненное явление. Именно поэтому так важно, о чем мы говорим и какие слова произносим. Ведь каждое из них влияет на сознание и жизнь человека.

Важно, что смысл символов буквицы – это не просто какое-то слово, а глубокое значение.

Письменность славян: от старославянского до современного русского языка

Образы буквицы

Вы можете проверить основное значение каждой буквицы по таблице выше или прочитать о дополнительных значениях далее. Удобно воспользоваться приложением "Буквица".

Еще очень понравилась фотокнига для детей и родителей. Смотрите здесь.

  • Азъ – то, с чего все начинается; исток, начало, изначалье; Бог, создающий на Земле; единый, единство; человек; я.
  • Боги – множество Богов; существа, которые превосходят нас по уровню развития; могущественные силы.
  • Вѣди – знание и мудрость; понимание происходящего на Земле и на Небесах; взаимосвязь всего в мире; определенность и направленность.
  • Глаголи – передача своей мудрости; поток, направление.
  • Добро – развитие и накопление; созидание и дела, которые улучшают карму; достаток и преуспевание.
  • Єсть – означает пять жизненных элементов; бытие Земной формы жизни; нахождение в проявленном состоянии.
  • Ԑсмь – определение чего-то; связка; множественность существования, многомерность; разнообразие.
  • Животъ – многообразная жизнь; преобразование и рост; зарождение.
  • Ѕѣло – неизведанное нами; то, что находится за пределами нашего понимания; сверх, весьма, очень.
  • Зємля – наша планета, созданная для того, чтобы мы проходили свои уроки и получали опыт; почва, форма жизни.
  • Ижє – единство и равновесие, необходимое для того, чтобы пребывать в гармонии с окружающим миром.
  • Іжєи – вселенская истина; укрепляет связь с Родом.
  • Їнить – общинная истина; связующее звено между нами и нашими предками.
  • Гєрвь – радость от обретения своих корней; прекрасное и необычное, но в то же время проявленное и душевное состояние.
  • Како – объединение со Вселенной; объемность.
  • Людїє – объединение мирно мыслящих; их общность; направленность.
  • Мыслитѣ – осмысление полученной информации; мудрость и мышление.
  • Нашь – то, что было известно нашим предкам и существует сейчас при нас (язык, история, корни).
  • Онъ – это нечто божественное и самостоятельное; отделение священного от земного.
  • Покои – состояние бездействия и гармонии.
  • Рѣци – речь, изречение, течение; упорядочивание и разграничение нашего пространства.
  • Слово – появление мысли и ее произнесение вслух; сила мысли и слова; поток.
  • Твѣрдо – утверждение, указание; твердость личных ценностей и убеждений; твердость материала; определенная точка зрения или намерение.
  • Укъ – призыв или послание к единству; взаимодействие и нахождение рядом.
  • Оукъ – чувственность, предчувствие; сила намерения, твердые устои и чистые помыслы.
  • Фѣртъ – благородство и чувство гордости и значимости.
  • Хѣръ – гармоничное взаимодействие всего в этом мире; равновесие.
  • Отъ – достижение предела и открытие за ним чего-то нового; умение довести дело до конца, выполнить задачу и получить результат.
  • Ци – формирование и достижение цели; целеустремленность.
  • Чєрвль – значение первозданной красоты; красный; грань, рубеж, черта.
  • Ша – умение взаимодействовать с пространством и временем; тишина и покой; простор и ширь.
  • Шта – неопределенное состояние и разнообразие; плотность и защитная форма.
  • Єръ – творческий процесс; твердость.
  • Єры – совместный творческий процесс; создание и познание чего-то вместе с близкими по духу людьми.
  • Єрь – уже созданное творение; жизнь, данная Богом.
  • Ять – гармония и связь между небесными и земными структурами; жизнь на Земле в сочетании с духовным развитием и познанием основ мироздания Вселенной.
  • Юнъ – движение вне основного потока; прикосновение к тому, что находится за пределами определенного круга вещей.
  • Арь – однородное пространство; чувство единения; образ одного рода.
  • Эдо – форма познания и прикосновение к истокам.
  • Омъ – творчество и созидание; посветление; продолжение существования и движения.
  • Єнъ – восприятие образов; образное мышление.
  • Одь – переданная по наследству богатая мудрость и опыт предков; то, что необходимо преумножить и передать потомкам; правота, близость, согласие.
  • Ёта – познание; передача знаний через образное мышление; взаимодействие с мирозданием.
  • Ота – неприятие неизвестного, но существующего; отказ от неприемлемых нам действий и привычек; трезвое сознание.
  • Кси – духовность; необходимые качества для познания и стремления к чему-то.
  • Пси – душа и все, что связано с ней; открытость к новым знаниям, душевность.
  • Фита – единство духа; слияние с миром и природой.
  • Ижица – движение; состояние гармонии и благости; счастье от прибывания в этом мире.
  • Ижа – умение работать с временными стихиями; краткость.

Запись чисел

Числа тоже записывались славянскими буквами (слева направо по убыванию) вплоть до 18 века.

ka.tif

  1. Над буквами ставили знак "числовое титло", чтобы отличить цифры от текста. Могли ставить знак как над каждой цифрой, так и над всем числом сразу. Например, число 21 – .
  2. Числа от 11 до 19 записывались так, как произносятся: сначала единицы, затем десятки. Например, число 17 – . Сначала 7, затем 10.
  3. Для записи тысяч перед буквой указывали соответствующий знак – диагональ с двумя черточками на ней (҂).

Мы сделали интересное приложение, через которое вы можете потренировать запоминание образов буквицы, узнать больше о значениях слогов и разобрать по смыслам любые слова.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Читайте также: